Главная страница
Навигация по странице:

  • 24. Понятие науки. Специфика научного познания. Этика науки и социальная ответственность ученого.

  • 25. Эмпирический и теоретический уровни, методы и формы научного познания. Научная картина мира.

  • 26.Понятие общества.Особенности познания социальной действительности.Представления об обществе в истории философии.

  • философия экз. Вопрос Исторические типы мировоззрения и их сравнительный анализ


    Скачать 108.18 Kb.
    НазваниеВопрос Исторические типы мировоззрения и их сравнительный анализ
    Дата14.01.2022
    Размер108.18 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия экз.docx
    ТипДокументы
    #331345
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6



    23. Познавательная деятельность, многообразие ее типов. Проблема истинности познания и критериев истинности.

    Существуют различные формы познания: обыденно-практическое, мифологическое, религиозное, художественное, научное. Каждое из них имеет свою специфику. Чувственное познание характеризуется: непосредственным характером отражения; индивидуальной множественностью и конкретностью, обусловленной зависимостью, как от внешних обстоятельств, так и от состояния организма; фиксацией внешних, поверхностных характеристик объекта в форме чувственных образов. В качестве основных элементов чувственного познания выступают ощущение, восприятие и представление. Рациональное познание отличается: постижением сущностных свойств и законов действительности, отраженных в сознании в форме абстрактно-идеальных концептов;универсально-всеобщей природой идеального, заданного на уровне не индивидуального, а общественного сознания; опосредованностью языком и культурной традицией. Элементами рационального познания являются понятие, суждение и умозаключение. Важную роль в познавательном процессе играет интуиция как способ мгновенного схватывания сути познаваемых явлений во время «инсайта», творческого озарения. Сторонники противоположных взглядов полагают, что интуиция по своей сути иррациональна, таинственна, носит мистический характер.Эмпиризм полагает, что главным поставщиком объективной информации является чувственный опыт. Что касается рационального познания, то оно объявляется основным источником ошибок и заблуждений. Рационалисты, напротив, во всех грехах обвиняют чувственное познание. По их мнению, лишь свободный разум, освободившийся от оков чувственности, способен раскрыть великие тайны бытия. Интуитивисты - интуитивный скачок дает возможность прикоснуться к вечному и бесконечному. Сторонники прагматизма считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах. В марксизме критерием истины объявляется практика, взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира. Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение. Для сторонников конвенционализма критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.


    24. Понятие науки. Специфика научного познания. Этика науки и социальная ответственность ученого.

    Наука - это сфера человеческой деятельности, направленная на производство и теоретическую систематизацию знаний о природе, обществе и самом познании. В данном определении отражены две характеристики науки - деятельность по получению нового знания и ее результат.Она выступает как социальный институт. Главные факторы, обуславливающие развитие науки – развитие самого человека, его потребностей и производства. Вместе с тем наука развивается и по своим собственным закономерностям. Среди них - преемственность (сохранение положительного содержания старых знаний в новых), сочетание процессов дифференциации (выделение все новых научных дисциплин) и интеграции (синтез знания, объединение усилий разных наук и их методов, ускоренное развитие науки и все более активная роль во всех сферах жизни и т.д.На разных этапах исторического развития науки, наступающих после научных революций, доминировал свой тип научной рациональности. Смена типов рациональности есть процесс углубления работы мышления, сопровождающей познавательную деятельность. В науке, как и в любой обла­сти человеческой деятельности, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что поощ­ряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, напри­мер, как «не укради», «не лги». Скажем, как нечто подобное кра­же оценивается в науке плагиат, когда человек выдает научные идеи, результаты, полученные кем-либо другим, за свои; ложью счи­тается преднамеренное искажение данных экс­перимента. Во-вторых, этические нормы науки служат для утверждения и защиты ценностей науки. Первой среди них является бескорыстный поиск и отстаивание ис­тины. Широко известно, например, изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже», смысл которого в том, что в стрем­лении к истине ученый не должен считаться ни со своими симпати­ями и антипатиями, ни с какими бы то ни было иными привходящи­ми обстоятельствами.В-третьих, этические нормы науки требуют, чтобы результат был новым и достаточно обоснованным знанием. Для этого ученый должен: хорошо знать все, что сдела­но и делается в его области науки; публикуя результаты своих ис­следований, четко указывать, на какие исследования предшествен­ников и коллег он опирался, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто и разработано им самим.


    25. Эмпирический и теоретический уровни, методы и формы научного познания. Научная картина мира.

    Наука – деятельность, направленная на получение нового знания, преобразующего мир, обогащающего духовный мир человека, общества, цивилизации. Любая форма деятельности представляет собой целенаправленную, процессуальную активность. Структура любой деятельности включает в себя следующие элементы: субъект, цель, объект, средства деятельности. Субъект науки – индивид, научный коллектив и научное сообщество. Цель научной деятельно-ти – получение нового научного знания об объекте исследования. Объект - это то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина.Основой эмпирических методов являются: наблюдение, эксперимент, измерение, эталону, сравнение. Чистых эмпирических методов в научном познании не бывает, гак как даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания.Теоретические методы опираются на: анализ,синтез, классификация, абстрагирование, формализация, аналогия, моделирование, идеализация,дедукция,индукция . Теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга. Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества. (НКМ) — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов. В процессе развития науки происходит постоянное обновление идей и концепций. Таким образом, научная картина мира — не догма и не абсолютная истина. В то же время, научные представления приближены к истине, так как основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей. В результате научные знания позволяют делать верные предсказания о свойствах нашего мира и способствуют развитию человеческой цивилизации.Научная картина мира существенно отличается от религиозных представлений о мире, которые основаны не столько на доказанных фактах, сколько на авторитете пророков и религиозной традиции. Догмы разных религий, как правило, противоречат друг другу, и эти противоречия весьма трудно преодолеть (в отличие от научных противоречий, которые преодолеваются экспериментальным путём).


    26.Понятие общества.Особенности познания социальной действительности.Представления об обществе в истории философии.

    Общество-это совокупность всех общественных отношений в процессе своей жизнедеятельности.В объем общества входят: социальные группы, иституты, сами индивиды. Философия рассматривает не только вопросы его структуры и механизмов развития, но и проблемы смысла и цели истории, судеб и перспектив человечества, направленности исторического процесса. Философия предлагает не только объективные знания об обществе и истории, но и набор ценностей, в которых выражается конкретное, эпохой и культурой обусловленное представление об обществе и месте человека в нем. Одной из наиболее известных ранних концепций общества и государства была теория идеального государства Платона По мнению философа, идеальное государство должно иметь своей целью общее благо; достижению этой цели подчиняются частные интересы людей. Идеальное государство состоит из трех каст: философов, или правителей; воинов, или стражей; ремесленников и земледельцев. Три сословия выделяются Платоном по аналогии с тремя частями человеческой души: разумной ,яростной и вожделеющей. Различие в душевных свойствах дается от рождения: человек рождается представителем определенной касты.Развитием философских представлений об обществе и государстве являются идеи философа эпохи Возрождения Н. Макиавелли, который демонстрирует новый подход к пониманию общества и государства. По его мнению, политика должна быть свободна от любых внешних для нее установлений: религиозных, этических и даже философских. По мнению Макиавелли, цель оправдывает средства, т.е. для удержания власти правитель вправе использовать любые средства.Главный признак гражданского состояния – наличие государства. Заключая общественный договор, люди передают часть своих прав власти. Все остальные – его подданные. Т. Гоббс отмечает, что общественным договором отчуждаются не все права, существует ряд неотъемлемых прав(на жизнь, не свидетельствовать против себя,на выбор места жительства). Дж. Локк уточнил идею естественных прав, заявив, что неотчуждаемыми правами личности являются право на жизнь, свободу и собственность.

    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта