Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 10. Немецкая классическая философия ( И.Кант. Г. Гегель)

  • Вопрос 11. Истоки и основные черты философии марксизма.

  • Вопрос 12. Критика классической философии в учениях А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.

  • А. Шопенгауэр

  • Серена Кьеркегора

  • Вопрос 14. Особенности и основные проблемы русской философии.

  • В. С. Соловьева

  • Вопрос 15. Философские традиции Беларуси.

  • Первый этап

  • Второй этап

  • Третий этап

  • Четвертый этап

  • Шестой этап

  • философия экз. Вопрос Исторические типы мировоззрения и их сравнительный анализ


    Скачать 108.18 Kb.
    НазваниеВопрос Исторические типы мировоззрения и их сравнительный анализ
    Дата14.01.2022
    Размер108.18 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия экз.docx
    ТипДокументы
    #331345
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6

    ­­


    Вопрос 9. Философская мысль эпохи просвещения.
    Во второй половине XVII в. наступает новый период в развитии европейской культуры – эпоха Просвещения.  В широком смысле слова «эпоху Просвещения» можно рассматривать как необходимую ступень в культурном развитии общества.

    В узком смысле слова эпоха Просвещения связана с идейно-политическим течением общественной мысли конца XVII – первой половины XVIII в., которое занималось теоретическим и ценностно-мировоззренческим осмыслением революционных событий в Европе, а также идеологической подготовкой Великой французской революции. 
    Эпоха Просвещения – время радикальных социальных преобразований, направленных на переход от феодального абсолютизма к капиталистическим отношениям в экономике и буржуазно-демократическим формам организации политической жизни. Философия Просвещения формировалась под влиянием не только социальных сдвигов, но также и прогресса научных знаний.

    Естествознание, стимулируемое запросами производства, торговли, транспорта, военной техники, здравоохранения и т. д., продвинулось  далеко вперед по сравнению с предшествующими столетиями. Распространение капитализма в странах Западной Европы, формирование новых, буржуазных отношений – все это способствовало радикальному изменению образа жизни широких слоев европейского населения.

    В таких условиях философия не могла быть просто наукой наук, выполняя функцию универсальной методологической рефлексии. Связь с реальной жизнью стала насущной необходимостью и обрела зримые формы. Теперь она стала орудием социальной критики, направленной на радикальное преобразование субъектов исторического действия. В философии эпохи Просвещения преобладает социально-политическая и морально-педагогическая проблематика. Философствование носит преимущественно полемический характер, тесно взаимодействуя с политикой и идеологией. 
    Наряду с критикой существующих порядков рационально обосновываются программы переустройства общественной жизни на началах разума и справедливости. Философия, став частью политического сознания передовых слоев европейской интеллигенции, выражает интересы нового восходящего класса буржуазии, но, не осознавая еще своей социальной ангажированности, она претендует на универсалистское понимание идеалов справедливости, свободы, равенства и братства. Все прежние формы общества и государства, основанные на привилегиях одних и угнетении других, были признаны неразумными. Деятели Просвещения боролись за установление «царства разума», основанного на законах природы, за равные политические и социальные свободы, торжество неотъемлемых прав человека. 
    Среди важнейших достижений философской мысли эпохи Просвещения следует отметить: теорию «общественного договора»;

    идею «естественного права» как основания неотъемлемых прав и свобод человека в гражданском обществе; идею естественно-исторического происхождения человека, его разума, языка, культуры; учение о стадиях «всемирной истории» и концепцию общественного прогресса; идею разделения властей и теорию правового государства; материалистическую концепцию природы.



    Вопрос 10. Немецкая классическая философия ( И.Кант. Г. Гегель)
    Хронологически немецкая классическая философия (Н. К. Ф.) занимает небольшой временной промежуток. Вместе с тем в истории философии она занимает особое место, значимость которого определяется тем, что Н. К. Ф. стала:
    1) высшей формой развития классической рационалистической традиции 2) преддверием неклассического типа философствования. Критическая философия И. Канта пересматривает идеалы предшествующей гносеологии, усматривающей истину в объективной действительности. Отвечая на вопрос о возможности познания, Кант приходит к следующим выводам: • Человеческое познание всегда активно по отношению к природной действительности, т. к. выявляет в ней то, что оно хочет или готово увидеть. • Объективный мир - это мир «вещей-в-себе», т. е. существуя сам по себе, независимо от человека. • Возможность научной истины обеспечивается наличием форм чувственности и рассудка, выступающих как всеобщие схемы или формы сознания. • Метафизические истины о душе, Вселенной и Боге находятся в компетенции не теоретического разума .
    Свою философию Кант назвал «новым коперниканским поворотом», поскольку он сместил центры познавательного интереса с объекта на субъект, провозгласил активность человеческого разума по отношению к внешней действительности и обстоятельствам.

    Идеалистическая диалектика Гегеля стала наиболее грандиозным проектом немецкой классической философии и философского рационализма в целом. Путь познания связан с переходом от отдельных (абстрактных) истин к более полному (конкретному) знанию. Система Гегеля выстраивается следующим образом: 1) логика (идеи как чистые категории); 2) философия природы (идея в ее инобытии); 3) философия духа (человек и история, посредством которых идея возвращается к себе из инобытия). Полагая, что в рамках его системы Абсолютная истина наконец-то познана, Гегель фактически замыкает развитие в этой финальной точке истории и философии.
    Основная заслуга Гегеля связана с разработкой им диалектического метода (диалектика - учение о развитии). К характеристикам гегелевской диалектики следует отнести:
    • Представление о существовании объективных законов развития в природе, обществе, культуре.
    • Учение о противоречии как источнике развития и описание механизмов возникновения и разрешения противоречий (триада: тезис - антитезис - синтез).
    • Разработка диалектической системы категорий (количество и качество, сущность и явление и т. д.).
    • Идеалистический характер диалектики (природные и исторические процессы производны от логики саморазвития Абсолютной идеи).
    • Абсолютизация триады и финалистский характер развития.
    Система Гегеля фактически исчерпала возможности классической философии. Первой реакцией на нее была антропологическая философия Л. Фейербаха, усмотревшего в гегелевском Абсолюте аналог Бога и вернувшего разум «природе человека». Затем на основе критики Гегеля начинают формироваться новые неклассические стратегии философствования (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, позитивизм, марксизм).




    Вопрос 11. Истоки и основные черты философии марксизма.
    Философия марксизма возникла в середине XIX в. Ее возникновение стало закономерным итогом социально-экономического и идейно-теоретического развития Западной Европы. Социально-экономическими предпосылками марксизма стали развитие капиталистических отношений и рост пролетариата, который осознал себя самостоятельной политической силой и остро нуждался в научном обосновании своего места в обществе и программе борьбы за свои интересы. Естественнонаучными предпосылками марксизма стали три наиболее важных открытий в естествознании XIX века:
    1)    закон сохранения и превращения энергии, который свидетельствовал о единстве материального мира;
    2)    открытие клеточного строения живого вещества, которое говорило о генетическом родстве всех живых организмов;
    3)    эволюционная теория Ч. Дарвина, которая наводила на мысль о возможности эволюции общества и познании законов этой эволюции.
    Марксистская философия является результатом теоретического осознания противоречивой капиталистической действительности Марксистская философия является радикальным обновлением мировой философии. Основателями марксизма являются К. Маркс и Ф. Энгельс . Первоначально они были сторонниками философии Гегеля и принадлежали к младогегельянцам. Так называли тех философов, которые использовали философию Гегеля в борьбе против религии и абсолютизма. Одним из своих главных достижений Маркс называл материалистическое понимание истории.
    По его мнению, люди должны работать, чтобы прежде всего удовлетворить простейшие потребности в еде, одежде, жилье и т.д. Только после этого они способны заниматься политикой, наукой. Материальное производство – это основа существования и развития общества. Маркс пришел к выводу о том, что общественное бытие определяет общественное сознание. Историю человечества он рассматривал как процесс последовательной смены одной общественно-экономической формации другой. Всего он выделил пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Основное внимание в своем творчестве Маркс уделял социально-политическим проблемам. Его друг Энгельс, будучи соавтором ряда работ Маркса, обращался к проблемам философии естествознания. Исследуя развитие общества и природы, Маркс и Энгельс на основе диалектики Гегеля разработали материалистическую диалектику, в соответствии с которой идеи и теории являются отражением материальных условий жизни людей. Развитие науки в XX в. подтвердило многие положения марксизма, но в то же время показало и его ограниченность, которая проявилась в следующих моментах:
    -       явная недооценка потенциальных возможностей капитализма, его способности видоизменяться и находить оптимальные формы своей жизнедеятельности;
    -       однозначное признание буржуазии реакционным классом, неспособным к социальному творчеству;
    -       преувеличение достоинств пролетариата как самого передового и организованного общественного класса;
    -       недооценка роли личности в историческом процессе.
    После смерти Маркса и Энгельса их учение приобрело широкую популярность не только на Западе, но и в Центральной и Восточной Европе. Стали возникать социально-демократические партии, которые провозгласили марксизм теоретическим основанием своей деятельности. Такая партия возникла в России, вождем радикалов стал В.И. Ленин. Философия интересовала  
    Ленина   лишь как средство осуществления социалистической революции, поэтому его исследовательский интерес смещен в область общественной практики. После Ленина марксизм был признан единственной официальной философией в СССР. Однако на практике советский марксизм не был философией. Он представлял собой государственную идеологию, главной задачей которой было обоснование и укрепление авторитета правящей партии.




    Вопрос 12. Критика классической философии в учениях А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.
    Причиной возникновения иррационализма является кризис немецкой философии.
    Критикуя немецкую классическую философию, 
    А. Шопенгауэр, использует основные идеи и достижения последней. Основная работа А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» была написана под непосредственным влиянием философии И. Канта. Мир, в котором живет человек, объявляется философом неподлинным миром представления.
    Подлинный смысл мира, полагает философ, скрыт и представляет из себя иррациональную волю. Воля - сердце мира, зерно всего существующего, она проявляет себя во всех предметах и явлениях. Воля не подчиняется силе разума, она безрассудна, вечна и бесконечна, абсолютно свободна. Основное свойство воли - Преодоление самой себя.
    Для
    Серена Кьеркегора (1813-1855), которого часто называют идейным предтечей философии экзистенциализма, проблема человеческой личности, ее неповторимости и уникальности, ее трагической судьбы становится важнейшей темой всей философии.
    Главное в человеке, полагает С. Кьеркегор, не разум, а мистическая иррациональная загадка, которую философ называет экзистенцией (от лат. - существование). Разум и экзистенция - противоположные вещи.
    Экзистенция — это глубинная мистическая сущность человека, его ядро, тайна, которую нельзя описать или рационально определить в понятиях. Пытаясь раскрыть сущность экзистенции и обнаружить смысл человеческой жизни, С. Кьеркегор в своей работе «Стадии на жизненном пути» рассматривает различные стадии человеческого существования.
    На эстетической стадии (символ - Дон Жуан) человек обращен к внешнему миру, погружен в жизнь чувств. Ценности этой стадии — молодость, здоровье, красота. На этической стадии (символ - Сократ) господствует чувство долга. Человек добровольно подчиняется нравственному закону. Только на религиозной стадии (символ - Авраам), когда разум не может спасти человека и помочь ему, человек оказывается наедине с самим собой и подлинным абсолютом. Спасти человека может только абсурдная вера. 
    В «поздней» философии
     Ф. Ницше можно выделить несколько ведущих тем:
    1. Ницше выступает с критикой платоновского и кантовского дуализма.
    2. Еще одной характеристикой мира является «вечное возвращение», его вечное движение, становление, развитие.
    3. Европейская культура находится в состоянии кризиса, разрушения, деградации и умирания.
    4. Шанс на спасение для европейской цивилизации Ф. Ницше видит в «переоценке всех ценностей» и возвращении религии и «морали господ», аристократов духа, с их ценностями суровой мужественности, 
    воли, благородства духа.
    5. Установить эти новые ценности способен не изнеженный и слабый европейский человек, а новый тип человека - сверхчеловек..







    Вопрос 14. Особенности и основные проблемы русской философии.
    Начальный период становления русской философии – 11–17 вв., его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Основная черта этого периода – отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения. Второй период развития русской философии начинается с 18 в.

    Два основных взаимосвязанных фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура этого времени

    – процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого;

    – секуляризация (освобождение от церковного влияния) общественной жизни.

    В это время философия свободной от церкви. Первыми сторонниками научного знания и философии Нового времени на Руси были: Ломоносов; Радищев; Татищев; Кантемир и др.

    Самостоятельное философское творчество в России начинается в 19в., который является третьим этапом развития русской философии. Первым, кто начал самостоятельное философское творчество в России, был П.Я. Чаадаев (1794–1856). Свои мысли он изложил в «Философических письмах». Основным в учении Чаадаева были философия человека и философия истории.

    Следом за Чаадаевым появляются два направления, противоположные в понимании смысла и значения русской идеи:

    – славянофилы (заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в.);

    – западники (критиковали церковь и тяготели к материализму).

    Продолжателями славянофильства в 60-70-е гг. явились почвенники, идея их философии – национальная почва как основа социального и духовного развития России. Основные тенденции русской религиозной философии XIX века впитала в себя философия В. С. Соловьева (1853-1900). Социальный идеал Соловьева - свободная теократия или вселенская церковь, объединяющая православие, католицизм и протестантизм и утверждающая тем самым конечную стадию истории - богочеловечество. Выдвигая и отстаивая идею всеединства, синтеза веры и знания, науки и религии и т. д. Он призывал не только видеть и выявлять зло, но и противостоять ему. Философия XX в. в России проходит под знаком господства идей марксизма (Г.В. Плеханов, А.А. Богданов, В.И. Ленин), в этот период происходит становление философии диалектического и исторического материализма. После революции в России наступил догматический период бесконечной интерпретации трудов классиков марксизма, а позже марксизма-ленинизма и сталинизма. Оригинальным духовно-теоретическим феноменом русской философии выступает русский КОСМИЗМ. В философии космизма можно выделить два различных направления: религиозно-философское (Н.Федоров, С. Булгаков, П.Флоренский); методологически-философское (В. Вернадский, А. Чижевский, Н. Умов, К. Циолковский). Первое направление видело в человеке божий замысел; второе - рассматривало человека как космическую планетарную силу. Русский космизм акцентирует единство человечества и космоса, возможность их преображения утверждением христианской любви и божественной премудрости, возможность создания гармоничного мира, который свободен от распада и уничтожения. Смерть трактуется космистами как высшее выражение стихии и разрушения, зла во Вселенной. В идеях космизма человек выступает как устроитель и организатор Вселенной; здесь обосновывается идея антропоприродной гармонии и глобальной коэволюции Вселенной и человека.


    Вопрос 15. Философские традиции Беларуси.
    Статус и содержательная специфика белорусской философии определяется историческими, геополитическими и социокультурными факторами:
    - отсутствие в истории самостоятельной национальной формы государственности
    - трудности в национально-культурной самоидентификации мыслителей
    - невозможность однозначного соотнесения философских текстов с национальным языком
    - отсутствие национальных тем для философского осмысления
    - становление и последующее развитие философской мысли осуществлялось преимущественно в рамках доминирующих в культуре воззрений - религиозных, просветительских, национально-освободительных, идеологических
    Содержательная эволюция философской мысли Беларуси связана со следующими этапами:
    Первый этап - предфилософский: его истоки усматривают в культуре Киевской Руси периода принятия христианства (10-12 вв.), имевшего для белорусских земель большое значение благодаря деятельности полоцкой княжны Рогнеды, основавшей на этих землях первый монастырь. Знаковыми фигурами этого периода являются Климент Смолятич, Кирилл Туровский, Ефросиния Полоцкая, т.к. они способствовали распространению христианских идей и принципов, призывали к просвещению и «книжному почитанию» (К. Туровский), что должно было обеспечить человеку душевную гармонию и помочь в достижении счастья.
    Второй этап - гуманистическое и реформационное движение (XVI - первая половина XVII вв.), для которого характерно формирование белорусской народности и языка. Данный период представляют Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, А. Волан, М. Тишкевич, М. Чаховиц, В. Тяпинский, Л. Сапега и др. В этот период под влиянием европейского Возрождения и Реформации белорусская культура приобретает черты ренессансного гуманизма с его идеей индивидуальной свободы.
    Третий этап - доминирование схоластической философии (конец XVII - первая половина XVIII вв.) - связан с господством ордена иезуитов в духовной жизни Речи Посполитой и, в первую очередь, в области образования .
    Четвертый этап - господство идей Просвещения в философской и общественно-политической мысли.
    Пятый этап - национально-демократические идеи в белорусской общественной мысли . Отличительной чертой является акцент на проблеме национального возрождения и освобождения белорусского народа, статуса национальной культуры и языка.
    Шестой этап - доминирование марксистской традиции в белорусской философии, в рамках которой проводились исследования в области:
    - истории философии
    - философии и методологии науки
    - теории диалектики
    - социальной философии
    -философии культуры
    В 90-е годы XX в. начинается новейший этап в развитии белорусской философской мысли, для которого характерно расширение проблемного поля исследований, выход за рамки марксистской методологии и попытка более глубокого и детального анализа путей развития Республики Беларусь в глобализирующемся мире.



    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта