ААААА. Философия Основная философская проблематика
Скачать 493.86 Kb.
|
Философия Основная философская проблематика На онтологическом уровне ставятся и решаются наиболее общие философские проблемы. При этом узловая и многоплановая проблем «мир — человек», т.е. взаимоотношения человека и мира, может быт в определенном смысле названа «основным вопросом философии» В рамках этой проблемы ставятся вопросы: о сущности мира и его происхождении, об основе мира (субстанции), соотношения духа и материи, материального и идеального; о единстве или множествености мира; развивается ли мир, и если развивается, то в каком направлении? Разнообразие философских систем во многом отражает различные варианты решения этих основных онтологических вопросов. Так, исторически возникающие направления — материализм и идеализм — различаются решениями вопроса о первоначале бытия: что первично — материя или дух, материальное или идеальное? Материализм — философское направление, признающее существование мира вне и независимо от сознания человека и объясняющее этот мир из самого себя, не прибегая к гипотезе о порождающем его «мировом духе». Материализм утверждает, что в основе качественного разнообразия мира лежит абсолютно однородная первоматерия. Поиски последней составляли одну из главных задач материализма с самого его возникновения. В Европе выделяют три этапа развития материализма. Первый — наивный, или стихийный материализм философов античности (философы Милетской школы: Эмпедокл, Анаксимандр, Демокрит, Эпикур). Второй — метафизический и механистический материализм XVI-XVIII вв. (Ф. Бэкон, Гоббс, Дидро, Гольбах, Гельвеций и др.). Третий — диалектический материализм, сформулированный в середине XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом. Формы материализма : 1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть: Первична материя. Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего. ( Гераклит - огонь, Фалес-вода, Анаксимен- воздух, Демокрит - атомы и пустота.) 2. Метафизический - материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма - вульгарный.«Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь».Метафизические материалисты конца 18 века - Дидро, Маметри, Гельвецкий. 3. Диалектический материализм( Маркс и Энгельс)Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь. В материализме выделяется особое направление — вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют самосознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю. Идеализм — характеристика мировоззрения, которое либо отождествляет мир в целом с содержанием сознания отдельного Я-субъекта (субъективный идеализм), либо утверждает существование идеального, духовного начала вне и независимо от человеческого сознания (объективный идеализм), а внешний мир считает проявлением духовного бытия, Мирового Разума, Абсолюта. Позиция идеализма: идеальное (духовное) первично по отношению к миру и вещам. Яркими представителями субъективного идеализма являются английские философы XVIII в. Дж. Беркли и Д. Юм; объективного идеализма — Платон, религиозные философы Средневековья (Августин Аврелий, Фома Аквинский), Г. Гегель, В.С. Соловьев и др. 1. Объективный идеализм утверждает, что основой всего существующего является духовное, идеальное начало, которое творит мир и все бытие. В этом понимании идеальное начало предстает как дух, который объективируется и рассматривается субстанциально, вне и независимо от человека. Дух есть нечто трансцендентное (потустороннее) по отношению к сознанию. Объективные идеалисты принимают за первичное начало некую идею вообще, безликий разум, который они называют «абсолютной идеей», «мировым разумом», «мировой волей» и т.п. Идеальное начало, мировой дух, по их мнению, творит все существующее. Представители: Платон (427—347 до н.э.), Фома Аквинский (1225—1274), Г.В. Лейбниц (1646—1716), Г.В.Ф Гегель (1770- 1831), Ф.В.Й. Шеллинг (1775—1854). 2. Субъективный идеализм в качестве идеального первоначала всего существующего принимает сознание в его субъективности, т.е. в его психических определениях, как ощущающее и познающее. Устоем этой формы идеализма является «Я», субъект, человек, личность. Субъективные идеалисты принимают за первичное начало сознание субъекта, мыслящего «Я», а затем уже из человеческого сознания выводят природу и на этом основании так или иначе отрицают объективное существование предметов реального мира и объективный характер законов его развития. Отсюда человек воспринимает не мир вещей и законы их изменения, а лишь свои собственные ощущения и идеи. Представители: Д. Беркли (1685—1753), Д. Юм (1711—1776), И.Г. Фихте (1762—1814), Ф. Ницше (1855—1900). По вопросу о единстве или множественности мира (т.е. о количестве первоначал, субстанций) философы делятся на: • монистов — признающих одну единую субстанцию (большинство последовательных материалистов и объективных идеалистов являются монистами); • дуалистов — признающих две равноправные и несводимые друг к другу субстанции (Р. Декарт); • плюралистов — признающих множественность субстанций (индийской философии — джайнизм, в европейской философии Нового времени — Г. Лейбниц). На гносеологическом уровне философия в предельной форме ставит вопрос о познаваемости мира и обоснованности наших знаний о нем. В зависимости от ответа на вопрос о познаваемости мира можно также выделить определенные философские позиции. Гносеологический оптимизм утверждает, что мир познаваем. В материалистическом варианте это означает понимание познания как адекватного отражения предметов в сознании познающего субъекта (человека). Для идеалистов это означает отождествление познаваемой реальности с духом. Агностицизм — философская концепция, отрицающая познаваемость того, что не может быть представлено в опыте (или свидетельствами опытной науки). Таким образом, агностицизм резко сужает сферу познания. С точки зрения агностиков мы ничего не можем знать ни о Боге, ни об объективной реальности, ни о каких-либо метафизических «сущностях». В своей аргументации агностицизм в целом следует идеям Д. Юма и И. Канта. Скептицизм — философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. Своей вершины скептицизм достиг в учениях античных философов Пиррона, Аркесилая, Карнеада, Секста Эмпирика. Первые скептики указывали на относительность человеческого познания, на его формальную недоказуемость и зависимость от различных условий (например, состояния органов чувств, влияния традиций, привычек). В Новое время на передний план философского исследования выдвигаются проблемы обоснования адекватного достоверного познания, в связи с чем формируются фундаментальные гносеологические концепции эмпиризма, рационализма, априоризма (о них речь пойдет в соответствующем разделе). К проблемам аксиологического уровня относятся проблемы человеческого существования, взаимоотношений между людьми, проблемы морали и права. Здесь происходит выявление всеобщих ценностных оснований бытия, его практической деятельности и поведения. Билет 1. Мировоззрение, его структура и основные типы. Философское мировоззрение. Предмет, структура и функции философии. Мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, представлений человека о мире, многообразии явлений этого мира, их месте, взаимодействии, о месте самого человека, его предназначении, нормах поведения, отношениях с другими людьми и с обществом в целом. Структура мировоззрения: Мироощущение (эмоционально-психологическая сторона мировоззрения: чувства, эмоции, переживания) Мировосприятие (создание наглядных образов на основе информации органов чувств) Миропонимание (познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения) Структура мировоззрения: 1) психологическая: система знаний, взглядов, отношение человека к миру, в выборе жизненной позиции, осознание долга, идеалы, настроения, чувства, переживания. 2) гносеологическая: знания естественнонаучные (физические, биологические), математические, социологические, экономические и т.д. Типы мировоззрения:
Собственный предмет философии — фундаментальные основы бытия. Иначе говоря — это предельные основания (начала начал, причины причин); всеобщие свойства, связи и отношения действительности; принципы и законы бытия и сознания. Предмет философии — мир в аспекте его целостности и всеобщности. Структура философии: Онтология — учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Теория познания (гносеология, эпистемология) — раздел философии, в котором анализируется природа и возможности знания, его границы и условия достоверности. Логика — теория рассуждения, философская наука о формах, в которых осуществляется человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется. Этика — практическая философия, наука о морали (нравственности). Эстетика — отрасль философского знания, теоретически исследующая такое ценностное мироотношение, которое прежде всего характеризуется категорией «прекрасное» и наиболее полно выражается в искусстве. История философии — наука о развитии философских знаний. Методология — область философского знания, изучающая средства, предпосылки и принципы познавательной деятельности. Социальная философия — учение об обществе, его структуре, различных подсистемах, элементах, их функциях и взаимоотношениях. Философская антропология — философское учение о человеке, его сущности, происхождении, соотношении в нем биологического и социального, смысле его жизни и предназначении. Аксиология — учение о ценностях, прежде всего, духовных, таких как понятия и представления о добре, справедливости, долге, чести, достоинстве и многие другие. Аксиология как часть философии занимается вопросами происхождения духовных ценностей, их отношения к объективной реальности, роли в общественной жизни. Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества. Анализ категорий метафизики (единичное, общее, особенное, содержание и форма, причина и следствие, необходимость случайность, сущность и явление, возможность и действительность). Для Аристотеля метафизика – это онтология, исследование бытия как такового; наука, которая пытается выяснить общие свойства всего существующего. По И.Канту, имеется три фундаментальных понятия метафизики: человеческое Я, мир и Бог; исследованием каждого из них занимается отдельная дисциплина, соответственно психология, космология и теология. Позднее теологию стали выделять в особую область, и в составе метафизики остались онтология, космология и спекулятивная психология, которую после Гегеля называли также философией сознания. Категории Аристотеля: сущность, количество, качество, место, время, отношение, Положение, действие, претерпевание, обладание. Единичное – общее. Единичное – это нечто качественно неповторимое, некая уникальная особенность объекта или явления. Единичное всегда внешне проявляется в индивидуальных свойствах и характеристиках обособленного объекта или явления. Общее – это нечто такое в свойствах и характеристиках объекта или явления, что объединяет данный объект или явление в один класс с другим объектом, явлением или же со множеством некоторых объектов, явлений. Метафизика по-разному понимает взаимоотношения общего и единичного, но в корне её подхода эти явления обособлены, хотя и нерассоединимы. Например, вот один из кратких примеров метафизического подхода в рамочном виде: Общее, как это со всей очевидностью ясно, существует только в единичном, собирается из единичного и познается также только через единичное. Следовательно, единичное – это форма существования общего. Кроме того, любое единичное может разворачиваться и множиться, образуя из себя многое. А из этого следует, что в начале всех вещей существует нечто единичное, потому что: – в чем состоит главная общность всего существующего? Она состоит в том, что всё существующее принадлежит к бытию, что всё существующее, попросту говоря – есть. Но если общность всего существующего, в смысле его принадлежности к бытию, неоспорима, то эта общность всего существующего должна собираться из свойств принадлежности к бытию у каждого единичного в составе этого общего, поскольку общее собирается из единичного; – но откуда же тогда в составе каждого единичного появилось вот это общее для них всех свойство принадлежности к бытию? Оно могло появиться только в том случае, если каждое единичное причастно к бытию через что-то для них единое, через некое единичное истинное бытие, из которого, собственно, и развернулось всё единичное в бытии; – таким образом, если в начале всех вещей находится нечто единичное, то это единичное есть первоначало бытия, и, если уж из него разворачивается весь многообразный мир, то такое единичное первоначало, на самом деле, является по своему смыслу общим, поскольку именно его главная характеристика переходит в свойство каждого единичного и определяет общее свойство всего единичного принадлежать к бытию. Таким образом, общее и единичное существуют внутренне раздельно и независимо, потому что: – единичное собирает из себя общее, но остается при этом независимо единичным, – а общее, хоть и собрано из единичного, всё равно является общим, а никак не единичным. Но при этой внутренней обособленности друг от друга, во внешнем проявлении общее и единичное существуют неразрывно, ведь: – единичное создаёт общее, а это значит, что общее не может существовать без единичного; – единичное, если говорить не о первоначале мира, а иметь в виду все эти отдельные единичные свойства вещей или явлений бытия, то все эти свойства, каждое в своей единичности, всегда образуют некое общее на основе только того, что всё это многообразное в своей совокупности есть простой и неотрицаемый факт его общего наличия в бытии; – но, даже если иметь в виду единичное, которое является первоначалом, и которое абсолютно единично, то оно всё равно одновременно есть и общее, поскольку именно из него проистекает вся общность единичных вещей и явлений, которые существуют через свою общую причастность к нему. |