Главная страница
Навигация по странице:

  • Гносеологическая сущность эмпиризма, сенсуализма, рационализма, иррационализма. Рационализм

  • Иррационализм

  • Билет 10 Философия рационализма XVII в. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В.Лейбниц) Рационализм

  • Бенедикт (Барух) Спиноза

  • Готфрид Вильгельм Лейбниц

  • ААААА. Философия Основная философская проблематика


    Скачать 493.86 Kb.
    НазваниеФилософия Основная философская проблематика
    Дата27.12.2019
    Размер493.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаААААА.docx
    ТипДокументы
    #102414
    страница8 из 24
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   24

    Давид Юм (1711-1776) сформулировал основные принципы новоевропейского агностицизма, считается предшественником позитивизма. Называет свою философию скептицизмом, потому что отрицал не только любую материальную субстанцию, но и духовную субстанцию, и индивидуальную душу. На место предметов поставил впечатления (восприятия: внешнего опыта – перцепции; внутреннего – аффекты, желания, страсти), а идеи (понятия), которые возникают на основе прошлого опыта, трактовал как отражения впечатлений.

    Учение о причинности Юма является основным в его теории познания. «Нет ни сущности, ни субстанции, ни материи, ни причины». Объективное существование причинности не доказуемо. Категория причинности имеет смысл в границах психологии познания. Человеческий разум на основе ассоциаций, по смежности и сходству сам устанавливает причинные связи между явлениями.

    Беркли и Юм интересны не своими философскими идеями (хотя «новое слово» они также сказали), но они должны быть рассмотрены в историко-философской части курса философии потому, что оба они не просто продолжили идеалистическую традицию в философии, а довели эту традицию до логического конца. Кроме того, их идеи в какой-то степени нашли своих сторонников в философских исканиях XIX и даже XX веков. Более того, продолжительное время среди философов-марксистов даже бытовало представление о наличии особых направлений в философии – «берклианства» и «юмизма», когда аналитическую работу над историко-философским наследием можно было подменять звучным негативным определением.

    Учение это - субъективный идеализм. Отвергнув бытие материи, оно признает существование только человеческого сознания, в котором Беркли различает "идеи", "души". Идеи - это качества, даные в нашем субъективном восприятии. Души - воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты духовной деятельности. По мнению Беркли, идеи совершено пассивны, а души - активны. Он пытается доказать, что из его учения не следует, будто вещи впервые возникают лишь благодаря восприятию, будто они исчезают, когда прекращается восприятие.

    Мысли «попробовать перо», очевидно, появились у Юма еще в юношеские годы, поскольку он, оказавшись в возрасте 23 лет в Париже, сразу засел за написание задуманного еще на родине «Трактата о человеческой природе» (благо духовная атмосфера Парижа, бывшего в те годы интеллектуальной столицей Европы, благоприятствовала честолюбивым стремлениям молодого человека сделать себе «философское имя»). Выбор темы характерен для эпохи повышенного внимания к человеку Нового времени, хотя это уже не было повторением внимания эпохи Возрождения (краса и гордость природы, высшее творение Божества и т.п.). Это было вниманием молодости буржуазной эпохи (к разуму, деятельной стороне, личной энергии, знаниям и др.). Справедливым будет предположение, что в Париже молодой человек не бездельничал, поскольку по возвращении в Англию в 1737 году он сразу приступает к изданию написанного.

    В период 1737–1740 гг. выходят одна за другой три книги «Трактата», но ожидаемого автором эффекта не получилось: читатели сразу отметили длинноты в рассуждениях, литературно-философский стиль изложения, нечеткую постановку авторской цели «Трактата», психологизм в описании «человеческой природы». Не дожидаясь выхода третьей части своей работы, Юм в 1739–1740 годах основательно его перерабатывает, но «переработка» затянулась и дальше, поскольку Юм освоил самокритику. В результате три книги «Трактата» превратились в три самостоятельные работы. Это – «Исследование о человеческом познании» (1748); «Исследование о принципах морали» (1751); «Исследование об аффектах» (1757). Параллельно он работал и над другой проблемой, которая к 1757 году была завершена и в том же году вышла в виде книги под названием «Естественная история религии».

    1. Гносеологическая сущность эмпиризма, сенсуализма, рационализма, иррационализма.


    Рационализм (от лат.ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-либо определенной философии.

    Представители: Сократ, Кант, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц, Рене Декарт, Георг Гегель и др.

    Обычно рационализм выступает в качестве противоположности как иррационализму, так и сенсуализму.

    Иррационализм в своих многообразных формах представляет собой философское мировоззрение, которое постулирует невозможность познаниядействительности научными методами. Как утверждают сторонники иррационализма, реальность или отдельные её сферы (такие, как жизнь, психические процессы, историяи т. д.) невыводимы из объективных причин, то есть неподвластны законам и закономерностям. Все представления такого рода ориентируются на внерациональные формы человеческого познания (интуиция, чувства, инстинкт, вера), которые в состоянии дать человеку субъективную уверенность в сущности и происхождении бытия. Но подобные переживания уверенности зачастую приписываются лишь избранным (к примеру, «гениям искусства», «Сверхчеловеку» и т. д.) и считаются недоступными для простого человека.

    Представители: Шопенгауэр, Ницше, Шеллинг, Кьеркегор, Якоби, Дильтей, Шпенглер, Бергсон.

    Эмпиризм, эмпирицизм (от др.-греч.έμπειρία — опыт) — направление втеории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

    Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв.

    Представители: Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм.

    Сенсуализм (от фр. sensualisme, лат.sensus —восприятие, чувство, ощущение) — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения и восприятия входит представление.

    Представители: Протагор, Эпикур, Джон Локк, Этьен Бонно де Кондильяк.
    Билет 10


    1. Философия рационализма XVIIв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В.Лейбниц)


    Рационализм — философское направление в теории познания, считающее разум основным источником познавательной деятельности.

    Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 — 1650) - видный французский философ и ученый-математик. Основные труды: «Рассуждение о методе», «Размышление о первой философии», «Начала философии», «Животное-машина».

    Заслуга Декарта перед философией в том, что он:

    • обосновал ведущую роль разума в познании; • выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах; • стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии; • выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".

    2. То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:

    • в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.); • зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.); • следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах; • сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, -мыслит; • мыслить может реально существующий человек; • следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания; • поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.

    В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: "Я мыслю, следовательно, я существую".

    3. Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.

    Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

    Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции — не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).

    Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:

    • материальные (вещи); • духовные (идеи).

    При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:

    • протяжение — для материальных; • мышление - для духовных.

    Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.

    Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.

    Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления — чувства, желания, ощущения.)

    Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).

    Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

    4. Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека.

    С точки зрения дуализма Декартом решается и "основной вопрос философии": спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни? сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

    5. При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе.

    Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: "превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство"). В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле — от общего к частному, а в философском).

    Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.

    Также Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования:

    • допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание; • сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи; • последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным; • строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

    6. Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует "врожденными идеями", которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.

    Данные идеи могут быть двух видов:

    • понятия; • суждения.

    Примером могут служить следующие:

    • врожденных понятий - Бог (существует); "число" (существует), "воля", "тело", "душа", "структура" и т. д.; • врожденных суждений — "целое больше своей части", "из ничего не бывает ничего", "нельзя одновременно быть и не быть". Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания.

    Целями познания, по Декарту, являются:

    • расширение и углубление знаний человека об окружающем мире; • использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека; • изобретение новых технических средств; • усовершенствование природы человека.

    В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.

    Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677) – нидерландский философ, пантеист. Основные работы Спинозы – «Этика, доказанная геометрическим способом» и «Богословско-политический трактат».

    Спиноза в своей философии преодолел дуализм Декарта на основе материалистического монизма и пантеизма. Он доказал положение, что природа есть причина самой себя, что природа есть Бог, ибо она выступает как природа творящая и природа сотворенная. По его мнению, есть одна лишь материальная субстанция, основными атрибутами которой являются протяженность и мышление. Таким образом, вся природа является живой и не только потому, что она есть Бог, но и потому, что ей присуще мышление. Одухотворив всю природу, Спиноза тем самым выступил как философ – гилозоист(вся материя обладает жизнью, она живая)

    Учение о природе как субстанции, вечное бытие которой вытекает из ее сущности, он отвергает Бога как ее творца, и его материализм фактически сливается с атеизмом. Атрибуты материальной субстанции так же вечны, как и сама материя: они никогда не возникают и не исчезают. Конкретные состояния субстанции – модусы. Они существуют как модусы вечные, бесконечные и модусы временные, конечные. Бесконечные модусы вытекают из атрибутов субстанции – мышления и протяженности, а конечные – все остальные явления и вещи.

    Спиноза доказывал, что движение не есть следствие какого-то божественного толчка, ведь природа – «причина самой себя», и движение составляет ее сущность и источник. Движение, по мнению Спинозы, не атрибут, а модус (правда, вечный и бесконечный): оно присуще конкретным вещам, субстанция же лишена движения и изменения и не имеет никакого отношения ко времени.

    Спиноза – последовательный детерминист: возникновение, существование и гибель явлений обусловлены объективными причинами. Причины существуют двоякого рода: внутренние и внешние. Первые присущи субстанции, а вторые – модусам. Его концепция детерминизма содержит рассмотрение не только причинно-следственных отношений, но и отношений случайности, необходимости и свободы. Однако Спиноза не видел случайность и необходимость с их единстве, но и то, что он сделал, означало открытую борьбу против господствовавшего в науке телеологизма (порожденной Богом целесообразности в природе)

    В центре социальной философии Спинозы стоят проблемы человека, государства, религии. Проблема человека – это проблема «свободного человека», который руководствуется разумом. Он, как и Гоббс был приверженцем концепции естественного права и общественного договора.

    Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) – немецкий философ. Основными его сочинениями являются: «Рассуждение о метафизике», «Новая система природы», «Новые опыты о человеческом разуме», «Теодицея» и сочинение, оказавшее влияние на многие поколения философов, - «Монадология».

    Лейбниц, рассматривая соотношение разума и чувства, отдал предпочтение разуму. В работе «Новые опыты о человеческом разуме», критикуя тезис Локка о том, что «нет ничего в разуме, чего не было раньше в чувствах»,добавляет: «За исключением самого разума». Все истины он делил на необходимые («истины разума») и случайные («истины факта»). К числу первых относил понятия «субстанция», «бытие», «причина», «действие», «тождество» и т.д. Источником этих истин, по его мнению является только разум.

    Лейбниц считал, что философию должна отличать универсальность, всеобщность основных принципов и строгость суждений, поэтому важно всесторонне исследовать человеческий разум. Он пришел к выводу, что существуют априорные, не зависящие от опыта принципы бытия. К ним относятся: непротиворечивость всякого возможного или мысленного бытия (закон непротиворечия); логическое первенство возможного перед действительным; достаточная обоснованность того факта, что данный мир существует, что происходит именно такое бытие, а не другое (закон достаточного осознания); совершенство данного мира как достаточное осознание для его существования. Эта достаточность существования мира понималась им как единство сущности и существования, разнообразия и целостности природы, возможности соединения минимума средств и максимального результата и др.

    Лейбниц различал «мир умопостигаемый» («истинно сущий») и «мир чувственный», «феноменальный» (физический мир). В «Монадологии» он объявил материальные явления проявлением неделимых, простых духовных единиц – монад, которые неделимы, не имеют протяженности и не находятся в пространстве, так как пространство бесконечно делимо; которые вечны и неуничтожимы путем, не изменяются под внешним воздействием.

    Для монад всегда характерна множественность состояний, в них постоянно что-то изменяется, но и кое-что остается прежним. Монада – это микрокосм, бесконечно малый мир. Монады Лейбниц подразделил на три категории: монады-жизни, монады-души, монады-духи. Отсюда и все сложные субстанции разделил на три группы: из монад – душ – животные; из монад – духов формируются люди. Чем менее отчетливы восприятия и другие родственные им психические свойства. Тем полнее проявляется материальная, телесная сторона. Сами же монады – души тел – нематериальный, духовной центр деятельности силы, «зеркало Вселенной». Внешним выражением сущности монады является число.

    Природу, считает Лейбниц, нельзя объяснить объяснить одними законами механики, необходимо ввести также понятие цели, ибо каждая монада есть сразу и основание всех своих действий и их цель. Душа – это цель тела, то к чему стремится тело. А поэтому по отношению к этой внутренней цели тело выступает как средство души. Взаимодействие души и тела – это Богом «предустановленная гармония».

    Лейбниц развил учение об анализе и синтезе, впервые сформулировал закон формальной логики достаточного основания; ему принадлежит и принятая сегодня формулировка закона тождества.
    1. 1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   24


    написать администратору сайта