Главная страница
Навигация по странице:

  • Ход развития науки представляет собой процесс

  • Лапласовский детерминизм

  • Билет 5 Особенности средневековой философии. Патристика и схоластика: основные проблемы и темы средневековой философии.

  • Формирование христианской философии.

  • Этика стоиков

  • Амвросия, Иеронима, Аврелия Августина, Григория Великого

  • Августина Блаженного (Аврелия Августина)

  • Схоластика — это

  • ААААА. Философия Основная философская проблематика


    Скачать 493.86 Kb.
    НазваниеФилософия Основная философская проблематика
    Дата27.12.2019
    Размер493.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаААААА.docx
    ТипДокументы
    #102414
    страница4 из 24
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

    Парадигмасовокупность устойчивых принципов, общезначимых норм, законов, теорий, методов, определяющих развитие науки в конкретный период ее истории. Она признается всем научным сообществом в качестве базисного образца, определяющего способы постановки и решения задач, возникающих на данном уровне науки. Парадигма ориентирует исследовательскую деятельность, организацию научных экспериментов и интерпретацию их результатов, обеспечивая предсказание новых фактов и теорий. Она исключает не согласующиеся с ней концепции и служит образцом для решения исследовательских задач. Понятие парадигмы было введено в теорию познания американским философом Т. Куном. Согласно его определению, для ≪нормальной науки≫ характерно решение конкретных задач, опирающееся на соответствующую научную парадигму. Нормальные периоды в развитии науки сменяются революциями. Они связаны с открытиями явлений, которые не вписываются в рамки старой парадигмы. В результате в науке начинается период кризиса, завершающийся ломкой старой парадигмы и возникновением новой. Утверждение новой парадигмы знаменует революцию в науке. ≪Последовательный переход от одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития зрелой науки≫ —отмечает Т. Кун.

    Другой современный философ И. Лакатос представил развитие науки в виде серии сменяющих друг друга теорий, опирающихся на общие для них методологические принципы. Названная совокупность теорий получила наименование научно-исследовательской программы. Естественным следствием множества научно-исследовательских программ является их конкуренция. Конкурентоспособной и прогрессирующей является та программа, в рамках которой возникает теория, могущая предсказать новые дополнительные факты и объяснить старые, установленные, но не объясненные предшествующей теорией. В этом случае новая теория выступает как развитие старой. Если же новая теория ограничивается истолкованием фактов, открытых другими научно-исследовательскими программами и не предсказывает новые, то можно считать, что программа вырождается.

    Ход развития науки представляет собой процесс, проходящий ряд этапов. Первый — допарадигмальный период; второй — формирование парадигмы и уточнение её сущностных характеристик; следующий этап связан с возникновением кризисных ситуаций внутри парадигмы. Развитие науки заканчивается революционной сменой парадигм.

    «Нормальная наука» — период, в течение которого устойчиво господствует какая-либо парадигма. Задача «нормальной науки» заключается в реализации перспектив, которые намечены парадигмой. В рамках «нормальной науки» идет рутинный процесс по заделыванию всевозможных «дыр и дырочек», предопределенных парадигмой. Здесь отсутствует творческий полет мысли и критичности по отношению к существующим теориям. По мере накопления аномальных фактов, проблем, неразрешимых в рамках данной парадигмы, возрастает сомнение в правильности существующей парадигмы, её принципов и методов исследования. В результате, господствующая парадигма «взрывается» изнутри, наступает кризис или «революционный период», т.е. превращение науки из «нормальной» в «экстраординарную». В «революционный период», как правило, возникают новые, конкурирующие, альтернативные парадигмы, оспаривающие друг у друга первенство. Победа одной из конкурирующих парадигм означает вы- ход из кризиса и приводит к появлению нового «нормального периода» в развитии науки. Знания, накопленные ранее существующей парадигмой, необходимо отбрасываются сразу же после гибели данной парадигмы, научное сообщество, принимающее эту парадигму, не сохраняется и вытесняется другим. В развитии научного знания отсутствует преемственность.

    В современной науке и философии закрепился целый ряд понятий, введенных Куном в научный оборот. В истории и методологии науки широко применяется понятие парадигмы для описания различных этапов развития научного знания, используется также понятие «нормальной науки», в случае, когда необходимо показать, что ученые работают в соответствии с принятыми образцами и моделями.

    Движение — философская категория, отражающая своим содержанием всеобщее неотъемлемое свойство бытия — изменчивость. Поэтому наиболее общее его определение — это изменение вообще, любое изменение. Движение объемлет собой все происходящие в природе и обществе процессы. Именно процессуальность характеризует смену стадий, состояний, периодов, фаз того, что движется, изменяется. В античной философии наметились две линии в трактовке движения: Гераклит подчеркивал, что все находится в состоянии движения, а покой является видимостью. Парменид учил о вечносущем, неподвижном бытии, противопоставляя его изменению и становлению материи. Апории Зенона показали трудности, связанные с выражением движения в логике понятий. Платон подчеркивал важность понятия самодвижения, как «причины изменения и всяческого движения вообще». Это понятие (конечно, не в платоновской трактовке) становится важнейшим объяснительным принципом в материалистической диалектике, согласно которой в качестве способа бытия материи движение выступает как самодвижение. Согласно диалектике, источником движения материи являются внутренне присущие ей противоречия. Постоянное становление и разрешение противоречий выступает именно как самодвижение. Данные понятия (движение и самодвижение) действительно выражают исходные момент бытия. Движение есть не просто проявление взаимодействия, но для осуществления последнего необходим момент самодвижения. С другой стороны, важно обратить внимание на различение качественных (превращение, возникновение, уничтожение) и количественных (увеличение и уменьшение) изменений, проведенное еще Аристотелем. В физике Аристотеля движение связывается со временем, которое является мерой движения. В физике Нового времени движение стало предметом механики и рассматривалось чисто количественно. Р. Декарт связывает движение с пространством, рассматривая его просто как пространственное перемещение.

    Механистический детерминизм, классическим представителем которого был Пьер Симон Лаплас (1749—1827), французский математик, физик и философ. Лапласовский детерминизм выражает идею абсолютного детерминизма — уверенность в том, что все происходящее имеет причину в человеческом понятии и есть непознанная разумом необходимость. Суть его можно понять из высказывания Лапласа:

    «Современные события имеют с событиями предшествующими связь, основанную на очевидном принципе, что никакой предмет не может начать быть без причины, которая его произвела... Воля, сколь угодно свободная, не может без определенного мотива породить действия, даже такие, которые считаются нейтральными... Мы должны рассматривать современное состояние Вселенной как результат ее предшествующего состояния и причину последующего. Разум, который для какого-нибудь данного момента знал бы все силы, действующие в природе, и относительное расположение ее составных частей, если бы он, кроме того, был достаточно обширен, чтобы подвергнуть эти данные анализу, обнял бы в единой формуле движения самых огромных тел во Вселенной и самого легкого атома; для него не было бы ничего неясного, и будущее, как и прошлое, было бы у него перед глазами... Кривая, описываемая молекулой воздуха или пара, управляется столь же строго и определенно, как и планетные орбиты: между ними лишь та разница, что налагается нашим неведением.»

    Современная философия в своих трактовках движения ближе к Аристотелю, сосредотачиваясь на многообразии форм движения. Все большее значение придается процессам становления и развития, неразрывно связанным с категорией времени. Время, как и пространство, издавна было предметом интереса как естественных и точных, так и гуманитарных наук. Наличие представлений или понятий пространства и времени в истории философии никогда не отрицалось. Однако дискуссионным был вопрос: принадлежат ли пространство и время самому предметному миру, или же они являются особыми свойствами самого человека, его восприятия и мышления? По этому поводу существует огромное количество мнений, как философов, так и физиков (в качестве некоторые основных вех в решении этих вопросов можно назвать Аристотеля, Платона, И. Ньютона, И. Канта, А. Эйнштейна).

    Учеными XX в. и до наших дней уделяется большое внимание новым аспектам пространства и времени — историческое пространство и время, психологическое, культурное, духовное, смысловое. Но и до сих пор остаются открытыми многие вопросы, связанные с тем, как понимать все эти аспекты, — как грани реального бытия или лишь как моменты нашего познания мира. Словом, проблема времени, как и проблема пространства, принадлежит к числу вечных проблем, ибо на каждом витке науки ученые будут стремиться осмыслить ее со своих позиций. Хорошо выразил это Иоганн Вольфганг Гете: «Время — это тиран, который имеет свои капризы и который каждое столетие другими глазами смотрит на то, что делают и говорят». Пространство и время не являются вещами. Поэтому вопросы об их свойствах и строении могут показаться необычными. Но такова логика логического моделирования природных процессов и явлений. Мы рассматриваем пространство и время как особые вещи, что позволяет нам превращать их в переменные, то есть в параметры физических уравнений. Но для этого важно выяснить, какие именно свойства можно приписать пространству и времени, чтобы не впасть в противоречие ни с теорией объяснения и описания, ни с практикой опытно-экспериментального измерения. Если бы удалось найти наилучший способ постулирования пространства и времени как физических величин, то мы не стали бы сегодня вообще уделять внимание этому вопросу. Но в процессе развития науки оказалось, что есть альтернативные точки зрения и альтернативные способы концептуализации. Споры, в которые постепенно включились не только физики, но и философы, не стихают по сей день. Причина споров заключается в том, что пространство и время можно рассматривать и как внешние условия бытия вещей, и как свойства этих вещей, и как человеческую способность упорядочивать внешние восприятия (пространство) и внутренние переживания (время).

    Первая точка зрения — субстантивизм — состоит в утверждении существования абсолютного, т.е. математического пространства и времени. Они объективны в отличие от субъективных или относительных пространства и времени, формирующихся в обыденном опыте. Главным представителем данной позиции считается Ньютон. В «Математических началах натуральной философии» Ньютон писал: «Абсолютное, истинное математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему –либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью... Абсолютное пространство по самой своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным».

    Как отмечает М. Клайн, Ньютон понимал, что человек не может получить знание об абсолютном пространстве и времени, ибо это знание доступно естественным образом лишь их творцу — Богу. Для того чтобы ввести понятия в пространство собственной теории, минуя опыт, Ньютон постулировал существование инерциальных наблюдателей, то есть тех, для которых выполняется первый закон Ньютона (тело, если на него не действует сила, сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения).

    Согласно второй точке зрения, называемой реляционизмом, протяженность — это свойство протяженных (т.е. материальных) тел, а длительность — свойство событий или процессов. Именно эти свойства физического мира (совокупности материальных тел) и есть пространство и время. Автором данной точки зрения считается Лейбниц, она же представлена в диалектическом материализме, где пространство и время называются формами существования материи. Существует множество качественно различных материальных систем, каждой из которых соответствует свой собственный тип пространства и свой особый тип времени. Различия трактуются здесь как уровни движения материи: механический, физический, химический, биологический, социальный. Таким образом, можно говорить о физическом, биологическом или социальном пространстве, различать физическое или биологическое время.

    Третья точка зрения — субъективизм — состоит в выведении пространства времени из особенностей человеческого восприятия, мышления и т.п. Ее сторонники утверждают, что пространство — это способность человека упорядочивать свои внешние восприятия, а время — это способность упорядочивать свои внутренние переживания. Таким образом, пространство и время — субъективные, то есть зависящие от субъекта восприятия, феномены. Такой субъективизм поддерживали Д. Юм, И. Кант, Э. Мах и др. Очень важную роль спор субъективизма, субстантивизма и реляционизма сыграл в становлении специальной и общей теории относительности. Выдающиеся физики — Г. Галилей, И. Ньютон, Г. Лоренц, Д. Максвелл, А. Эйнштейн — классики современной науки, выдвигали различные физические концепции пространства и времени.

    В классической субстанциональной концепции Ньютона время — абсолютная субстанциональность, длительность, однородная для всей Вселенной и независимая ни от каких взаимодействий и движений вещей; также субстанциально пространство — «пустое вместилище тел».

    Специальная теория относительности, созданная в 1905 г. А. Эйнштейном, стала результатом обобщения и синтеза классической механики Галилея-Ньютона и электродинамики Максвелла-Лоренца. Если классический принцип относительности утверждал инвариантность законов механики во всех инерциальных системах отсчета, то в специальной теории относительности данный принцип был распространен также на законы электродинамики, а общая теория относительности утверждала инвариантность законов природы в любых системах отсчета, как инерциальных, так и неинерциальных. В соответствии со специальной теорией относительности, которая объединяет пространство и время в единый четырехмерный пространственно-временной континуум, пространственно — временные свойства тел зависят от скорости их движения. Пространственные размеры сокращаются в направлении движения при приближении скорости тел к скорости света в вакууме (300 000 км/с), временные процессы замедляются в быстродвижущихся системах, масса тела увеличивается.

    Таким образом раскрываются взгляды реляционной концепции пространств времени, где данное понятие — относительное свойство вещей, порядок последовательности событий.
    Билет 5


      1. Особенности средневековой философии. Патристика и схоластика: основные проблемы и темы средневековой философии.


    Формирование христианской философии.

    Христианство возникает в I в. н.э. в восточной провинции Римской империи — Палестине, а затем, начиная со II — III вв., широко распространяется по всей империи и за ее пределами. К началу IV в. христианские общины стали серьезной силой на территории Римской империи, а в 325 г. император Константин издал указ, по которому христианство стало государственной религией Римской империи.

    Основные представления. Учение христианской теологии о боге определяется: во-первых, тем, что христианство наследует созрев, ее предмет и функции. Становление философского знания

    шую в иудаизме идею единого бога — носителя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества, имеющего свою причину в себе самом, по отношению к которому все существа и вещи являются его творениями; во-вторых, предельно личностным пониманием абсолюта (бога), что выражено в двух центральных догматах христианства: в догмате триединства (понятия Троица, Дух святой) и в догмате боговоплощения (Иисус Христос). На формирование христианства как учения оказали существенное влияние ряд учений эллинистическо-римского периода античной философии. Философские предпосылки христианства можно увидеть в учениях киников, с их проповедью презрения к материальным благам и пропагандой особого кинического, весьма простого и аскетического образа жизни (они первыми стали называть себя гражданами

    мира — космополитами). Этика стоиков и их учение о творческом огне-логосе, разработанное далее иудейским философом I-го в. до н.э. Филоном Александрийским в учение о логосе как воплощении Божественного Слова, Сына Божия, также оказали существенное влияние

    на становление христианской философии. Непосредственным предшественником христианской философии был неоплатонизм. Его основатель Плотин (III в. до н.э.) доводит до предела платоновское противопоставление телесного, чувственного мира и мира сверхчувственного. В неоплатонизме формируется учение о Едином (как источнике всего, высшем благе), которое в христианстве отождествляется с Богом, а также учение о мире как стадиях божественной эманации (излучения). Таковыми стадиями являются Ум (бытие, умопостигаемый космос), Мировая Душа и материя как низшая ступень, чувственный космос (в котором вечно чередуются возникновение и гибель).

    Патристика (от лат. pater — отец) — так называют совокупность учений отцов христианской церкви II — VII вв. К числу ≪отцов церкви≫ относят наиболее почитаемых богословов, внесших, по мнению церкви, значительный вклад в разъяснение христианского учения. Всех остальных авторов называли просто ≪церковными писателями≫. К числу ≪великих отцов и учителей церкви≫ Западная (Римская) церковь относит Амвросия, Иеронима, Аврелия Августина, Григория Великого, а также четырех греческих писателей: Афанасия, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Восточная церковь почитает великими только последних троих. Важнейшими проблемами, обсуждавшимися в патристике, были философско-теологические споры: о Троице (троичность Бога и соотношение его ипостасей); христологическая проблема (природа Христа — человеческая, божественная или богочеловеческая?); соотношение свободы и благодати, веры и разума. Как историко-философский феномен патристика представляет собой синтез религиозных ценностей христианства и греческого философского наследия. Задачей ранней патристики — апологетики (II-III вв.) — была защита нарождающегося христианского учения от языческой критики (под язычеством понималась античная философия). Зрелая патристика (IV — V вв.) занимается созданием многочисленных универсальных теологических систем на основе платонизма и неоплатонизма. Вершиной и кульминацией патристики можно считать творчество Августина Блаженного (Аврелия Августина). Августин систематизировал христианское мировоззрение, сформулировал и основные принципы средневекового стиля мышления, а именно:

    1. Принцип теоцентризма, согласно которому Бог — источник всякого бытия, его активное творящее начало.

    2. Принцип креационизма, согласно которому мир сотворен Богом ≪из ничего≫ согласно его воле и превращается в ничто.

    3. Принцип провиденциализма, который утверждает, что всеми мировыми процессами, в том числе историей, управляет Божественное Провидение. Жизнь человека и общества предопределена Богом.

    4. Принцип персонализма, согласно которому человек как персона обладает свободой воли, совестью, разумом. Личность — это не проницаемый для других мир, который открыт только перед Богом. В данном мире идет постоянная борьба между добром и злом, духом и плотью, разумом и чувством, здесь свой суд и свой закон.

    5. Принцип символизма, согласно которому суть познания реаль- ности состоит в познании скрытого в священном писании смысла божественного откровения (христианская герменевтика). Августину же принадлежит формулировка парадокса динамического, преходящего времени, и идея исторического прогресса (уходящая корнями в иудаизм).

    Схоластика.

    Относительная стабилизация жизни в VIII — X вв. связана с формированием новой социальной структуры, называемой феодализмом. Феодальное западное общество — это общество земледельческое, иерархическое, основанное на взаимной зависимости. Эта зависимость фиксируется правовыми нормами. Наследование землевладения влечет за собой наследование и всех прав, и обязанностей, связанных с ним, т.е. всех социально-экономических и политических связей. Феодальное общество представляет собой иерархию наследуемых социально-юридических уровней. Каждый человек, группа, корпорация, сословие характеризуется особым юридическим статусом. Наряду с вертикальными выделяются и горизонтальные связи корпоративного типа. В целом, характерной чертой европейской средневековой экономики является ее рациональная организация, когда различные стороны хозяйственной жизни поддерживают и стимулируют друг друга. Монастыри становятся как центрами рационально упорядоченной хозяйственной деятельности, так и центрами хранения и распространения античной образованности.

    Стремление к гармонизации общественной жизни с жизнью духовной характерно и для философии этого периода. Это выражается в проблеме ≪согласования истин разума и истин веры≫, характернойдля схоластики. Под ≪истинами разума≫ понимались учения Платонаи Аристотеля, причем авторитет Аристотеля и его логики неизмеримовозрастает в зрелой схоластике в XII — XIII вв., когда формируютсяпервые европейские университеты (сам термин ≪схоластика≫ возникает от греко-латинского schole — школа). Именно в зрелой схоластике появляется вопрос: ≪А подчиняется ли Бог законам логики?≫(причем ответ подразумевается положительный). Схоластика — этоособая форма религиозной философии, основанная на уверенностив возможности рационального постижения веры.Одним из важнейших вопросов схоластики выступает проблемауниверсалий. Спор о природе универсалий (общих понятиях) велся на протяжении всего средневековья. Отправным пунктом в этомспоре являются вопросы: (1). Существуют ли роды и виды вещей самостоятельно или же только в мышлении?

    (2). Если они существуютсамостоятельно, то это тела или бестелесные вещи?

    (3). Обладают ли они в последнем случае отдельным бытием или же существуют в от-

    дельных вещах?

    Чтобы эти вопросы были понятны современному человеку, сформулируем их так: существует ли общий смысл в наших понятиях (даже самых простых, например, ≪дерево≫, ≪треугольник≫)? Если нет, то как возможно взаимопонимание? В предельном случае — в чем смысл человеческой жизни (ведь ≪человеческая жизнь≫ тоже универсалия)? Предзадан ли он? Или открывается в процессе существования? Или каждый решает это самостоятельно? Но тогда почему мы иногда говорим о ≪бессмысленном существовании≫? Согласно формулировке Фомы Аквинского универсалии могут иметь троякое существование: ante rem (до вещи, т.е. в божественном интеллекте); in rem (в вещи) и post rem (после вещи, т.е. в человеческом уме). В соответствии с этим делением сформировались три основных подхода к решению проблемы: реализм (признает самостоятельное существование универсалий), концептуализм (утверждает, что универсалии имеют место в человеческом уме, но им соответствует нечто общее в самих вещах), номинализм (считает, что общие понятия возникают в процессе познания и реально, т.е. вне человеческого ума не существуют). Концепцию реализма разделяли Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Бонавентура и др.; точка зрения концептуализма сформировалась в трудах П. Абеляра и Дунса Скота; обоснование номинализма представлено в доктрине У. Оккама. С точки зрения современной философии, наиболее взвешенной и обоснованной представляется точка зрения концептуализма. В то же время, нельзя не отметить, что именно номинализм расценивается как учение, открывшее пути опытному естествознанию (свое дальнейшее развитие номинализм

    находит в философии позитивизма).



    написать администратору сайта