ААААА. Философия Основная философская проблематика
Скачать 493.86 Kb.
|
Понятие, сущность и критерии правового прогресса. Проблемы правового прогресса, наследия, аккультурации интересуют современных правоведов потому, что они позволяют построить некий правовой идеал будущего и осознать сущность правового настоящего. Невозможно создать правовую модель, не обращаясь к эмпирическому юридическому опыту. Рано или поздно все равно возникнет вопрос о том, где и как может воплотиться искомый правовой идеал, как он может развиться из конкретного состояния правовой системы общества. Любое явление права, если оно осмыслено исторически и во взаимосвязи с внешним правовым пространством, сопряжено с размышлением о будущем его состоянии. Развитие правовой системы общества всегда связано с понятиями "эволюция", "правовой прогресс", "правовой регресс". Попытаемся проследить, что же понимается под правовым прогрессом, регрессом и эволюцией в современной юридической науке, каково содержание и сущность прогресса, и какое место занимает в развитии правовой системы историческое наследие. Актуальность поставленных вопросов определяется общим состоянием российской правовой системы, которое характеризуется как "переходное", потому что происходит процесс создания правовых идеалов и моделей для будущего правового развития, что порождает не мало проблем, сущность и причины которых в рамках понятия правового прогресса мы также попытаемся раскрыть. Проблема развития, прогресса скорее проблема философская и раскрывается она через понятие прогресса культуры. В последние два десятилетия этим вопросом заинтересовалась возрождающаяся в России философия права. Сама идея прогресса была чужда древности, так как считалось, что "золотой век" уже позади. С XVII века стал наблюдаться повышенный интерес к изучению истории общества, государства и права с позиций антропоцентризма. XVIII век, век просвещения, впервые подошел к рассмотрению судеб человечества с оптимистической точки зрения. В конце столетия высказывались твердые убеждения относительно неизбежности прогресса в области благосостояния, в цивилизации, в социальной организации человеческого общества, даже в человеческой природе. Идея поступательного развития, идея прогресса в конце XVIII - начале XIX века становится преобладающей в понимании человеческой истории. Более того, она становится универсальной. Гегель, например, рассматривал историю как процесс, в котором человеческая мысль достигает самопознания. Прогресс трактовался им как движение к свободе, отождествляемой с подчинением всеобщей воле. В XX веке концепция прогресса в духовной культуре подверглась критике. Возникло огромное количество теорий относительно возможности прогресса. Все они были основаны на идеях поливариантности социального развития. В философии культуры устраняется не столько идея протяженности истории во времени, связи и предвидимости ее событий, сколько преодолевается упрощенный историзм. Возросший интерес к попыткам постичь направленность всемирной истории, ее истоки и смысл, порождает потребность в более углубленном осознании исторического опыта. В XX веке также актуализировалась специфическая тематика нелинейного общественного развития. Широкое распространение получили схемы культурного плюрализма, обоснованные в трудах О.Шпенглера, А. Тойнби, П.Сорокина. Предполагалось, что социальная динамика может реализоваться в самой невероятной последовательности: в форме круговоротов, эпициклов, спиралей, челночных броской и, наконец, в виде непроизвольного, хаотичного движения. Радикальное преображение историзма было связано с критикой примитивно-эволюционных, линейно-стадиальных схем, отождествляющих общественный процесс с природным, биологическим. Постепенно изживалась инерция причинно-следственного детерминизма, разбивались оковы неумолимых законов, якобы постоянно выводящих историю на некий магистральный путь. В этой системе рассуждений история оказывалась многовариантной, открытой по отношению к живому творчеству народов, сопряженной с интенсивным культурным созиданием. Точно также, по такой же логической схеме развивалось и понятие прогресса в правовой системе общества, так как история как наука до конца XIX века по сути своей была историей государства, а правовая система (с гегелевской "Философии права") изучалось, прежде всего, в рамках государственной истории. Ж.Б.Вико.Прогресс имеет объективные основания. Правовое развитие он связывал с тем, что 1)правовой прогресс связан с сознанием; 2)правовой прогресс не отрицает круговорот; как движение общества (т.е. нет поступательного развития, но есть изменения формы); Пытается соединить две социальные парадигмы: непременная смена одной другой. Существует 3 ступени развития государства и права: 1)Божественное право в виде откровений; 2)Право, основанное на силе (героическое право); 3)Рациональное (современное право); Критерий развития – индивидуальная свобода. Частные критерии: развитие законодательства, правопонимания, организация суда. М.Ж.А. Кондорсе: правовое развитие предполагает развитие сознания и , как следствие, прогресс существует в сфере сознания. Был представителем естественно-правовых воззрений. Связывал развитие с индивидуальной свободой, с освобождением личности. Прогресс в праве – это прогресс в гуманизации правового регулирования. И.Кант впервые выстроил глобальную картину, по которой современное человечество раскрывает замысел природы. Правовой прогресс – глобальный замысел природы. Мы лишь открываем свои качества, так как прогресс заложен в нас, он неизбежен. Право рационально, оно раскрывает родовое качество человека и человек именно в себе открывает истоки правового прогресса. Три ступени развития права: 1) Естественное состояние (догосударственное право). Нет конфликта, нет и развития. 2) Антагонистическая ступень (сословно-представительское, сословная иерархия, право). – Ступень конфликтов. 3)Всеобщее гражданское состояние. Предполагает совместимость произвола одного с произволом другого с точки зрения Всеобщего закона свободы. Право и свобода тесно взаимосвязаны. Развитие права есть одновременно и развитие свободы. Гегель. Социальный прогресс есть по сути прогресс права. Право – это наличное бытие духа, следовательно правовой прогресс – это прогресс свободы. Право- это мир сознания, мир духа, следовательно правовой прогресс рационален. Право- это всеобщая дорога, Мировой разум. Не отрицая разума индивида, действуют объективные закономерности. В праве есть три ступени: 1)абстрактное право. Действуют вечные институты (например, право собственности). 2)моральное право. Человек осознает себя как субъективную реальность. 3) Нравственное право: семья, гражданские обязанности, государство. В правовом государстве третья ступень права получает свое развитие. С точки зрения правового прогресса может быть четыре царства: 1) Восточное – в нем свободен только деспот ( он одновременно властелин, жрец, бог) Пышные формы. Это царство одного. 2) Греческое - в нем впервые свободны Некоторые. Праздничная нравственность. Появляется абстрактная индивидуальность. 3) Римское. Внутренняя борьба частного индивидуализма (субъективность) и абстрактной всеобщности (Империя), которая приводит до взаимоуничтожения. Свободны также лишь немногие. 4) Германское (не только Германия, но и другие северные народы (британцы, норманны). Предпосылка для свободы всех. Это царство рационально. На этом классификация Гегеля заканчивается, хотя он диалектик. Право связано с развитием частного права, оно дает предпосылку развитию личности. Каждая новая ступень права дает новую степень развитию свободы. К. Маркс. Идея формационного подхода. Пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Во всех формациях, кроме первой, существует право. Наиболее значимый базис общества – наличие экономических отношений – критерий внешний, за пределами государства и права. На базисе есть политическая надстройка- совокупность политических отношений. Надстройка производна от базиса. Каждая ступень развития производственных сил дает ступень для развития государства и права. Сам базис – это совокупность экономических отношений, но ядро базиса составляют отношения собственности (т.е. правовые). Идея социального прогресса состоит в освобождении и эмансипации личности. Правовая цель достигается неправовыми средствами – диктатурой пролетариата (конфликт цели и средств). Он взял идею Гегеля: если прогресс неизбежен, то зачем нужно насилие (диктатура пролетариата)? И право, и государство не имеют собственного развития, они являются только средствами достижения своих задач и должны отмереть. Тогда мы имеем не прогресс, а регресс ( к общинному строю). Абсолют — духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию. Представляет собой субстанцию и субъект одновременно. Антропоцентризм — философская позиция, отдающая человеку приоритет в мире. Бытие — философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека. Верификация — процесс установления истинности научного утверждения в результате его эмпирической проверки. Герменевтика — теория и искусство истолкования и понимания текста. В связи с повышением значимости текстов выступает как метод гуманитарных наук и как онтология. Детерминизм — философское учение о закономерной обусловленности всех событий и явлений. Индетерминизм — философская позиция, отрицающая всеобщую обусловленность процессов и явлений действительности. Иррационализм — философская позиция, отрицающая возможности разума в познании действительности и отдающая приоритет иным познавательным способностям — воле, интуиции и др. Материя — всеобщая субстанция и субстрат любых форм, связей и отношений в системе материализма. Философская категория для обозначения объективной реальности, существующей независимо от человека. Метафизика — термин, употребляющийся как синоним философии и как метод познания, противоположный диалектике. В западной философии — это наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Натурфилософия — исторически первая форма философии. Философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности и претендующее на познание природы без опоры на естествознание (в условиях его неразвитости). Позитивизм — философское направление, в соответствии с которым подлинное знание может быть получено как результат достижений отдельных, позитивных наук, а философия как не имеющая самостоятельного предмета исследования не имеет права на существование. Разум — философская категория, выражающая высший уровень мыслительной деятельности, открывающий абсолютное, божественное, бесконечное. Реальность — философская категория, употребляющаяся в различных значениях: как все существующее, как объективный мир, как действительность. Противостоит термину «идеальность». Релятивизм — философская установка, в соответствии с которой наши знания, ценности и оценки условны, относительно и преходящи. Сенсуализм — философское направление в теории познания, преувеличивающее роль чувственного познания в ущерб рациональному. Солипсизм — философское направление, согласно которому несомненной реальностью считается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим только в сознании индивида. Существование — философская категория, обозначающая внешнее бытие вещи, постигаемое опытом, в отличие от сущности, познаваемой мышлением. Сущность — философская категория, парная к категории явления, обозначающая внутреннее содержание предмета, единство всех форм его бытия. Познание сущность и есть основная задача науки. Экзистенциализм — философское направление, в центре внимания которого находятся проблемы смысла жизни, свободы и ответственности человека, воспринятые им в критических ситуациях. |