ААААА. Философия Основная философская проблематика
Скачать 493.86 Kb.
|
Форма и содержание - философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет совокупность частей (элементов) предмета и их взаимодействий между собой и с другими предметами, а форма есть внутренняя организация содержания. форма и содержание как моменты, стороны сущности взаимосвязаны. Форма содержательна, а содержание оформлено. Далее, форма — это законы, ставшие моментами сущности, а содержание — это явления, ставшие моментами сущности. Форма — закон, опосредованный явлением. Содержание — явление, опосредованное законом. Форма и содержание, как опосредующие друг друга закон и явление, внутренни и внешни. То, что имеют в виду под формой, на самом деле есть некоторое единство внутренней и внешней форм. Аналогично и содержание есть не просто содержание, а единство внутреннего и внешнего содержаний. Здесь опять же мы обращаемся к авторитету искусства. Деятели искусства и его ценители обычно хорошо улавливают разницу между внутренней и внешней формой, внутренним и внешним содержанием художественного произведения, образа. Теперь, если мы возьмем поведение человека, скажем, его поступки, то увидим, насколько тонки и сложны сущностные характеристики человеческих поступков, насколько взаимосвязаны и дифференцированы их (внутренняя и внешняя) форма и (внутреннее и внешнее) содержание. Когда говорят, например, о внутренней и внешней культуре человека, то имеют в виду сложное гармоническое взаимодействие или, напротив, дисгармонию внутренней и внешней формы, внутреннего и внешнего содержания человека как субъекта культуры. Или, когда говорят о внутренней и внешней красотечеловека, то имеют в виду опять же гармонию-дисгармонию внутренней и внешней формы человека. Причем совершенно явственно видно, что красота — это отнюдь не чистая форма; она тесно связана с содержанием, оплодотворяется им. Живая красота — это Форма Содержания. Причина – следствие. Причина – это сложившаяся необходимость для появления того или иного факта или явления действительности. Следствие – это результат действия причины. Метафизика исходит из принципа причинности: любое явление имеет свою причину и определяется ею. То есть при сложившихся на данный момент условиях определенная причина порождает определенное следствие. Но после это следствие само становится причиной для другого следствия и определяет его собою, и т. д. бесконечно. Таким образом, возникает безостановочная цепь причинно-следственных взаимодействий мира, где его нынешнее состояние является следствием, которое определено Полной причиной – совокупностью всех обстоятельств, которые вызвали настоящее состояние действительности (следствие), и которые (обстоятельства), в свою очередь, определены Производящей причиной – первой, внеприродной причиной возникновения действительности. Итак, всё начинается с первой Производящей причины. После действия первой Производящей причины в бытии начинают действовать различные виды причин – материальные причины, формальные причины, целесообразные причины, первые причины, вторые причины, конечные причины и т. д. Всё многообразие процессов мира имеет свои причины и, естественно, соответствующие этим причинам, следствия. Причем причины во времени всегда предваряют следствия. В итоге причина и следствие являются хронологически сменяющими друг друга моментами единого непрерывного процесса развития действительности, где причина своей природой определяет следствие. Случайность – необходимость. Случайность – это характеристика реализуемости какого-либо процесса, который с некоторой вероятностью может произойти, а может и не произойти. Необходимость – это непременность какого-либо процесса, который обязательно, так или иначе, произойдет. Метафизика по-разному понимает роль случайности или суть необходимости, но в большинстве своем она разделяет их между собой, и понимает как категории, выражающие не только противоположные понятия, но и взаимоисключающие друг друга. Метафизика может отрицать случайность, переходя в фатализм, или отвергать необходимость для процессов общественной жизни, признавая их не подчиненными никаким закономерностям, но во всех случаях метафизика всегда понимает природу случайного и необходимого как противоположно разную, или считает ложным одно из этих понятий. Сущность и явление. Сущность – это внутреннее смысловое содержание объекта. Явление – это внешние, чувственно воспринимаемые свойства объекта. Сущность сокрыта в вещи, она: – или неотделима от вещи и не обнаруживается познанием при чувственном восприятии этой вещи ни в каком своём внешнем проявлении; – или, наоборот, находится вне вещей вообще, остается вообще сокрытой от чувственного восприятия и, соответственно, также не может быть познанной. Таким образом, наше познание имеет дело не с сущностью, а с явлениями, которые есть: – или проявления особенностей аппарата нашего чувственного восприятия (если сущность в вещах); – или же проявления деятельности некоей внеприродной сущности вещей (Идея, Форма, Число, Бог, Абсолют, Разум и т. д.). Возможность – действительность. Возможность – это то, что может возникнуть и существовать при определённых условиях. Действительность – это то, что есть в наличие. Возможное может стать действительностью тогда, когда оно соответствует целесообразности процессов действительности. Если данная предустановленная целесообразность действительности принимает в себя некую возможность и образует с нею логическое родство, то возможное переходит в действительное при наличии некоей внешней необходимости в виде возникновения конкретных к этому причин. Билет 2 Философия Платона: учение об идеях, познании, человеке. О философии Философия для Платона - это не только познавательный процесс, но и стремление души к сверхчувственному миру идей, и потому она тесно связана с Любовью. По мнению Платона, не занимаются философией только Боги или те, кто полностью невежествен и самонадеянно считает, что знает все. И, напротив, философией занимается только тот, кто чувствует потребность в знании и охвачен желанием познать мудрость. Это напряжение, порожденное недостатком знания и огромным желанием его, Платон определяет как Эрос, Любовь, стремление к Красоте, понимавшейся им как порядок и гармония. Учение Платона об идеях Учение об идеях - центральный элемент философии Платона. Он трактовал идеи как некие божественные сущности. Они - вечные, неизменные, не зависящие от условий пространства и времени. В них обобщена вся космическая жизнь: они управляют Вселенной. Это архетипы, вечные образцы, по которым из бесформенной и текучей материи организуется все множество реальных вещей. Идеи обладают своим собственным существованием в особом мире, и вещи существуют только постольку, поскольку они отражают ту или иную идею, поскольку та или иная идея в них присутствует. По отношению к чувственным вещам, идеи являются одновременно и их причинами, и целью, к которой стремятся существа чувственного мира. При этом между идеями существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея - это идея абсолютного Блага, источник истины, красоты и гармонии. Теория познания Теория познания Платона строится как теория воспоминания, руководящим началом при этом выступает разум или разумная часть души. По Платону, душа бессмертна, причем до рождения человека она пребывает в запредельном мире, где она наблюдает блистательный мир вечных идей. Поэтому в земной жизни души человека оказывается возможным постижение идей как припоминание о виденном прежде. «И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно - люди называют это познанием - самому найти и все остальное, если только он будет мужествен и неутомим в поисках: ведь искать и познавать - это как раз и значит припоминать» (Менон). Человек получает истинные знания, когда душа вспоминает то, что она уже знает. Знание как припоминание того, что было до рождения человека, является у Платона одним из доказательств бессмертия души. О душе Принимая идею бессмертия души и понимая, что в таком случае смерть отнимает у человека все, кроме души, Платон приводит нас к мысли о том, что основной заботой человека в жизни должна быть забота о душе. Эта забота означает очищение души, освобождение от чувственного в стремлении к соединению с духовным - умопостигаемым миром. Объясняя природу души, то, какова душа сейчас и какой была до своего нисхождения в мир чувственный, Платон символически отождествляет ее с морским божеством Главком, к телу которого за долгое время пребывания в морских глубинах прикрепилось много грязи. Он весь покрыт ракушками, водорослями и песком, а тело его изломано и изуродовано волнами… Душа пребывает в подобном состоянии, и она должна стряхнуть с себя все лишнее - все, что, делая ее тяжелой и бесформенной, не позволяет ей узнать себя. Она нуждается в очищении от всего, с чем срослась в течение многих перевоплощений. Внешне душа кажется одним существом, но на самом деле она является соединением троих - человека, льва и химеры, которые накрепко срослись друг с другом. Каждой из трех частей души присуща своя добродетель: разумному началу - мудрость, яростному - храбрость, а вожделеющему – умеренность. Очищение души у Платона связано с телесной и умственной дисциплиной, которая внутренне трансформирует человека, уподобляет его божеству. «Благоразумие, справедливость, мужество и мудрость являются средствами такого очищения» (Федон). Все эти достоинства являются целью философского поиска. Социальная природа сознания. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознание и язык. Сознание предстает в качестве универсальной способности человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их, вновь обеспечивать регуляцию и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом и передавать его от одного поколения к другому. Сознание интегрирует творческие возможности человека, реализуемые во всех видах его жизнедеятельности (поиск способов существования и свободного развития личности, производство новых знаний, создание произведений искусства, прогнозирование будущего, принятие решений и др.). Свойства сознательного, рационального поведения человека определяют отличие его образа жизни от образа жизни остальных живых существ. Сознание – сложное системное образование, совокупность весьма разнородных идеальных процессов – мыслительных, чувственных (ощущения, восприятия, представления), эмоциональных, волевых и мнемических (процессы памяти), а также процессов воображения, интуиции, воспоминания, достигается за счет таких качеств, как его связность и согласованность. Сущностью сознания является целенаправленное отражение внешнего мира, предварительное мысленное построение действительности и предвидение результатов деятельности людей. Философский подход дает интегральное представление о сознании. В общих чертах сознание – это способность идеального воспроизведения реального мира. К основным признакам сознания относятся: отражение, отношение, целеполагание, управление. Вопрос о происхождении сознания В философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа. 1. Сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение: сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса, и оно неделимо, едино, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека. Существуют близкие к космической теории происхождения сознания: • теория монад (Лейбниц): в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных первичных духовных единиц (монад), в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи; • теория Толбета: Вселенная – гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю; • теория психосферы Рейзера: Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом. 2. Сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что: • жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл; • инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные; • животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт; • многие действия, совершаемые животным, сложны (охота) и требуют большой работы сознания; • животным присущи свои «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и др. 3. Сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами. Однако новейшие научные исследования свидетельствуют о том, что животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта. Животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации, с распределением ролей. Основные подходы к проблеме сознания В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания. Физикализм – крайне материалистический подход, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественнонаучных фактов: • головной мозг человека является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи; • сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган; • человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект; • медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ); • образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик – массы, запаха, четких размеров, формы; • сознание может «господствовать» над образами – увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»; • никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека. Ответвления физикализма: • «теория тождества» – отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами (кровообращением, дыханием, мозговыми процессами); • теория «элиминации» – пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» – устаревшее и ненаучное; • теория вульгарных материалистов. Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение. Между физикализмом и солипсизмом находятся: • объективный идеализм – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»; • умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя. Структура сознания Большинство современных исследователей выделяют следующие основные компоненты сознания. 1. Интеллект – психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. К интеллектуальным способностям относятся: свойства мышления (быстрота, системность, гибкость); свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению); свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость); свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания). Ядром, основным элементом сознания (интеллекта) выступают знания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством. 2. Мотивация – совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Мотивация может быть сильной, слабой, устойчивой, неустойчивой. 3. Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) – переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе. В эмоциональную сферу входят: чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы. 4. Воля – способность человека сознательно регулировать поведение. В воле выражается «энергетическая», действенно-практическая сторона сознания. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность. 5. Самосознание – это отражение собственного «Я». Формирование самосознания начинается в раннем детстве, с простейших актов самоощущения, самоузнавания. Самосознание строится на основании «Я»-концепции, которая включает в себя несколько различных образов «Я»: реальное «Я», динамичное «Я», идеальное «Я», фантастическое «Я», воспринимаемое «Я». Благодаря самосознанию обеспечиваются саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности. В общем, язык обычно определяют как систему знаков, служащую средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности. Язык является специфически социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением. Диалектическая философия рассматривает язык как общественно-историческое явление, служащее средством выражения и объективации идеального, поскольку "идеи не существуют оторвано от языка" (Энгельс). Формирование и развитие категориальной структуры языка отражает формирование и развитие категориальной структуры человеческого мышления. С т. зр. Материалистической (натуралистической) трактовки, язык возник одновременно с возникновением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. "Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми" (Маркс). |