Главная страница
Навигация по странице:

  • Детерминизм

  • . Статистические законы и вероятностный детерминизм

  • Билет 6 Антропоцентризм и гуманизм философских учений Возрождения и Реформации. Основные темы и проблемы философии Ренессанса.

  • Гуманизм

  • Антиклерикализм

  • ААААА. Философия Основная философская проблематика


    Скачать 493.86 Kb.
    НазваниеФилософия Основная философская проблематика
    Дата27.12.2019
    Размер493.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаААААА.docx
    ТипДокументы
    #102414
    страница5 из 24
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

    Динамические законы и статистические закономерности. Механическое и вероятностно-статистическое понимание причинности.


    В механической картине мира главенствовал детерминизм. В механике Ньютона и электродинамике Максвелла господствовал классический детерминизм. Детерминизм — учение о причинной материальной обусловленности природных, социальных и иных явлений. Детерминизм также может быть определен как методологический принцип, предписывающий рассматривать все события и явления как подчиняющиеся неким законами под действием однозначных причин. Антиподом детерминизма выступает индетерминизм. Данная точка зрения отрицает жесткую обусловленность всего происходящего. Индетерминисты допускают, что в двух разных случаях одинаковые причины могут породить различные следствия. В русле классического, или механического, детерминизма формируется концепция научного закона, впоследствии названного динамическим. Динамический закон можно определить как физический закон, однозначно связывающий физические величины. Однозначность здесь выражается в типе математизации — алгебраическом уравнении. Зная одни параметры и уравнение, мы без труда находим другие параметры. Такова механика Ньютона, Лапласа и Гамильтона. Такова электродинамика Максвелла. Статистические законы и вероятностный детерминизм В XIX в. ряд ученых дополнил динамические закономерности статистическими. Уже Максвелл, сделав объектом рассмотрения не одно материальное тело, движущееся под воздействием силы, а множество взаимодействующих частиц, осознал, что прогнозирование их поведения может носить лишь вероятностный характер. На смену динамическим теориям в физике приходят статистические теории. В статистических теориях любое состояние представляет собой вероятностную характеристику системы. Другими словами, состояние системы определяется не значением физических величин, а их статистическими распределениями.

    Многочисленные споры о том, какие из данных законов более истинны или фундаментальны, привели к следующему выводу. Законы, отражающие поведение индивидуальных объектов, являются динамическими, а законы, описывающие совокупности этих объектов, могут быть лишь статистическими. Развитие физики микромира дало основание считать статистические закономерности более фундаментальными, а динамические рассматривать как их частный случай.

    Статистические закономерности, имеющие место в массовых явлениях, служат объективной основой формирования системы вероятностно-статистических методов познания сложноорганизованных, самоорганизующихся, развивающихся, целостных систем. Современная наука неожиданно пришла к теориям, объясняющим и описывающим математически самоорганизацию бытия. Эти теории сегодня объединяют под общим названием «синергетика». Работы И. Пригожина и Г. Хакена положили начало новому видению мира как мира нестабильного, неравновесного, хаосогенного, меняющегося, развивающегося. Эти фундаментальные характеристики мироздания сегодня выступают на первый план при построении научной картины мира.
    Билет 6


      1. Антропоцентризм и гуманизм философских учений Возрождения и Реформации. Основные темы и проблемы философии Ренессанса.


    Возрождением называют переходный период от средних веков к Новому времени, охватывающий несколько столетий (Италия XIV—XVI вв., другие европейские страны — XV —XVI вв.), когда средневековье в его экономических, социальных, политических, духовных формах уже исчерпало себя, а новый буржуазный строй еще не утвердился.

    Это эпоха становления простого товарно-денежного хозяйства, возрастания социальной и политической роли городов, в которых господствовал свободный и независимый труд ремесленников, процветали торговля и банковское дело, появились мануфактуры. Крупным изменениям в производстве и в экономике в целом способствовали технические открытия того времени, а также ряд географических открытий конца XV — начала XVI в., приведшие к возникновению ранее неизвестных торговых путей. Становление новых экономических отношений было отмечено первыми буржуазными революциями в Германии и Нидерландах.

    Изменяется духовная ситуация в обществе. Возникает городская светская культура, деятели которой — художники, писатели, философы подвергли существенному пересмотру традиционные религиозные, нравственные, эстетические взгляды средневековья, в то же время полностью с ними не порывая. Разносторонние запросы человеческой личности нашли выражение в гуманизме8, антропоцентризме9, антиклерикализме10. Для философии этого периода характерен пантеизм и органицизм. В поисках идеала большинство деятелей культуры обращаются к ценностям античной культуры, идеям арабской философии, а также к средневековой ереси.

    Все противоречия этой переходной эпохи, изменения в духовной жизни общества в полной мере нашли выражение в философии Возрождения и, прежде всего, в итальянской философии. В творчестве вдохновителя гуманистического движения в Италии, великого поэта, автора «Божественной комедии» Данте Алигьери впервые появляются идеи, отличные от средневекового мировоззрения. Данте пытается по-новому переосмыслить характер отношений Бога и человека. Он полагает, что божественное и человеческое существуют в единстве. Человек — продукт реализации возможностей собственного разума, которые осуществляются в практической деятельности. Родоначальник гуманистического движения, поэт и мыслитель Франческо Петрарка считал главной задачей разработку «искусства жизни». Человек имеет право на счастье в реальной земной жизни, а не только в потустороннем мире, как утверждают религиозные догматы. Петрарка подчеркивает достоинство человеческой личности, уникальность внутреннего мира человека с его надеждами, переживаниями и тревогами. Он полагает, что совершенствование личности возможно лишь при условии ее обособления от «невежественной черни». В этом случае творческая личность может достичь полной независимости, самообладания и душевного покоя. Близкие по духу идеи

    высказывал последователь Петрарки итальянский гуманист Джованни Боккаччо и др.

    Гуманизм, от лат. humanus — человеческий, человечный, образованный.

    Антропоцентризм (греч. antropos — человек и лат. centrum — центр), воззрение,

    согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

    Антиклерикализм (греч. anti — против и лат. clericalis — церковный), движение,

    направленное против клерикализма, т.е. против привилегий церкви и духовенства, но

    не против самой религии.
    К середине XV в. философия итальянского Возрождения достигает расцвета. Ключевой фигурой философской мысли Возрождения был Николай Кузанский. Он активно содействовал секуляризации общественного сознания в целом и философского, в частности. Ему были близки многие идеи гуманизма. Будучи крупнейшим ученым своего времени, он серьезно занимался математикой, астрономией, медициной, географией.

    Кузанец деперсонализирует Бога, который выступает у него как «абсолютный максимум», актуальная бесконечность. Мир же есть «ограниченный максимум», потенциальная бесконечность. Бог есть единство противоположностей — абсолютного максимума и абсолютного минимума. Понимание Бога как единства противоположностей растворяет творение в творце, что приводит Кузанского к пантеизму. Идею генезиса универсума Кузанский развивает в соответствии с неоплатоновским принципом эманации12. Божественное начало содержит в себе все бесконечное многообразие природного и человеческого мира в свернутом виде, возникновение мира — результат его развертывания из божественных глубин. Низведя бесконечность Бога в природу, Кузанский выдвигает идею бесконечности Вселенной в пространстве. Земля не является центром Вселенной, она имеет такую же природу, как и другие планеты и находится в постоянном движении. Кузанский явился предвестником гелиоцентрического взгляда на мироздание.

    Природный мир представляет собой живой организм, одушевленный мировой душой. Все части этого мира находятся в общей связи и существуют в постоянной динамике. Природа противоречива, выступает как единство противоположностей. Примеры совпадения противоположностей Кузанский черпает, как правило, из математики, ибо считает, что в основе всех явлений лежат математические принципы.

    В учении о человеке Кузанский вводит понятие «малого мира», т.е. самого человека, «большого мира», т.е. универсума и «максимального мира» — божественного абсолюта. Малый мир — подобие большого, а большой — подобие максимального. Следовательно, человек является подобием мира максимального — Бога. Кузанец называет человека «человеческим Богом» или «очеловечившимся Богом». Человек, подобно Богу, представляет собой творческое начало, т.е. обладает полной свободой воли. Основную задачу познания Кузанский видит в устранении схоластической веры в авторитеты. Познавательные возможности человека реализуются посредством ума, включающего чувства, рассудок и разум.

    Разум — высшая познавательная способность человека. Он понимает бесконечность мира и процесса познания, а также смысл единства противоположностей. Рассудок не может этого понять, он догматичен.

    Процесс познания есть единство противоположных моментов:

    • познаваемой природы и непознаваемого Бога;

    • ограниченных способностей чувства и рассудка и более высоких возможностей разума;

    • истины и заблуждения.

    Философские воззрения Николая Кузанского сыграли существенную роль в преодолении схоластической традиции в философии, в развитии идей позднего Возрождения. Распространение принципа единства противоположностей на реальный мир позволило Кузанскому занять видное место в истории развития диалектики. Центральное место в философии Лоренцо Валла занимает учение о человеке. Валла пытается обосновать полноценность жизни человека, духовное содержание которой, по его убеждению, невозможно без телесного благополучия, всесторонних проявлений человеческих чувств. Он связывает понятия наслаждения, добродетели и полезности. Валла верил в силу человеческого разума, выдвигая идею активности человека и призывая к воспитанию воли к действию. Вместе с тем, согласно духу времени он нередко абсолютизировал свободу воли и утверждал идеи, приводящие к утверждению полной асоциальности человеческой личности.

    Пьетро Помпонацци приходит к идее о смертности человеческой души. Отвечая оппонентам, заявляющим, что отказ от идеи бессмертия души приводит к утрате понятия высшего назначения человека, Помпонацци подчеркивал, что именно такой отказ и соответствует подлинной природе человека, так как цели человеческой деятельности находятся не в потустороннем, а в посюстороннем, земном мире. Трактат Помпонацци «О бессмертии человеческой души» вызвал огромное количество протестов сторонников схоластического мышления и был публично сожжен в Венеции. Значительную роль в развитии философии Возрождения сыграла Платоновская Академия во Флоренции. Глава флорентийской Академии Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола полагали, что деятельные, творческие возможности человека безграничны. Человек есть Бог, обладающий полной свободой воли, ему подвластен весь мир. Поэтому на земле нет ничего более великого, кроме человека, а в человеке — ничего более великого, чем его ум и душа. Историческое значение Платоновской Академии заключается в том, что ее активно-личностная трактовка человека явилась кульминационным моментом в утверждении антропоцентристских идей философии итальянского Возрождения.

    В XVI веке произошли глубокие изменения в социальной жизни Западной Европы. Происходят процессы рефеодализации, реформации и контрреформации. В естественных науках наблюдается постепенный переход от теоретического к опытно-практическому знанию. Эти изменения привели к пересмотру многих философских положений, к возникновению нового типа философского мышления. В философии наблюдается разочарование в принципах антропоцентризма, делаются попытки его критического переосмысления. Это было вызвано противоречиями, возникшими между духовными идеалами Возрождения и социальной действительностью. Появлением крайних форм индивидуализма, часто приводящих к анархизму и асоциальности (примером этому служат идеи Н. Макиавелли, освобожденные от любых форм морали, религии, гуманизма).

    Открытиями в области естественных наук, в результате которых человек из центральной фигуры Вселенной превратился в незаметную песчинку мироздания, а идеи детерминизма оказались несовместимыми с абсолютизацией личной свободы.

    В социально-политических и философских концепциях позднего Возрождения начинает назревать понимание того, что человеческие возможности не безграничны, а достижение абсолютной свободы иллюзорно. Философское сознание стремится выйти за пределы антропоцентризма и пытается строить философские теории на внеличностной основе. На первый план выдвигается одушевленная безличная материя, что привело к возникновению ничем не ограниченного натуралистического пантеизма. На основе опытного знания разрабатывалась диалектическая методология. Для философии Бернардино Телезио характерен деизм и гилозоизм. Он пытался создать опытную методологию, основанную на принципах сенсуализма. Человека Телезио трактовал как природное существо, поведение которого определяет стремление к самосохранению. Франческо Патрици развивал пантеизм в духе натурализма. Он считал, что всякое познание берет начало от разума и происходит от чувств. Существенным для человека является филавтия — любовь к самому себе. Бог создавал мир не из любви к этому миру, а из любви к самому себе, поэтому он и создал людей, любящих самих себя. Надо любить ближнего, как самого себя. Величайшим мыслителем эпохи Возрождения был Джордано (Филиппо) Бруно. Бруно сконцентрировал теоретические интересы на решении натурфилософских проблем. Через всю философию

    Бруно проходит мысль о единстве:

    • божественного и природного,

    • материального и идеального,

    • телесного и духовного,

    • космического и земного,

    • рационального и чувственного.

    Бруно пытается преодолеть обособленность Бога от мира, стремится выявить их единство и довольно часто отождествляет Бога не только с природой, но и с материей. Субстанцией мира выступают активная первоматерия и мировая душа, которые существуют в единстве. Они есть единая субстанция, в которой совпадают телесное и духовное, материальное и формальное, возможное и действительное. Именно эта единая субстанция есть последнее, наиболее глубокое начало универсума. Основной единицей бытия является монада. Верховная субстанция есть «монада монад», или Бог. Все противоположности совпадают в «монаде монад». Эта точка такое целое, которое — вне всех своих частей и вне каждой части в отдельности. Тем не менее, это целое существует во всех единичных вещах мира и в каждой из них в отдельности, а любое единичное носит печать целого. Будучи совпадением противоположностей, это целое — и нигде, и везде, проявляет себя как «все во всем».

    Бруно решительно высказывается против абсолютизации любых авторитетов в познании. Целью познания является достижение единства определённых знаний. Познание единства приводит к познанию бесконечного универсума и невозможно без уяснения диалектики совпадения противоположностей. Процесс достижения истины складывается постепенно, на основе деятельности чувств, рассудка, разума и ума. Перед чувственным познанием не раскрывается смысл бесконечности. Большую роль в познании играет рассудок, который осмысливает чувственную информацию. Возможность проникновения в высшие тайны природы дает раз- ум, или интеллект. При помощи ума достигается познание единства мира, диалектического совпадения в нем противоположностей и его бесконечности. Человек должен превратиться из раба жизни, стремящегося только к самосохранению, в ее активного деятеля. Стремление активного человека-деятеля к познанию философской истины и труду Бруно называет «героическим энтузиазмом». Философские и естественнонаучные идеи Джордано Бруно внесли огромный вклад в преодоление схоластического мировоззрения. Учение Бруно явилось существенным шагом к иному типу мировоззрения — мировосприятию Нового времени. Бескомпромиссная жизнь Джордано Бруно стала легендой, она являет пример активного «героического энтузиазма», о котором он так глубоко размышлял. В 1592 г. Джордано Бруно был обвинен в ереси, арестован инквизицией и провел в ее застенках более семи лет. Бруно отказался признать свои философские идеи ложными и отречься от них. Он был сожжен на костре 17 февраля 1600 г.


      1. Неклассическая парадигма науки: квантово-механическая картина мира; реляционная концепция пространства-времени; фундаментальная роль случайности; стохастический неопределенный и нелинейный характер развития Вселенной


    Научная картина мира возникает как альтернатива религиозной. Так как это одна из возможных картин мира, научная картин мира, как и все остальные, содержит определенные представления о структуре пространства и времени, объектах и их взаимодействиях, законах и месте человека в мире. Главное, что отличает ее от всех остальных картин мира, — это, конечно же, ≪научность≫. Эта картина мира является предельной формой научного знания и в то же время средством приращения нового знания, формирования новых методов научного исследования. Она включает в свою структуру концептуальный и чувственно-образный уровни; теоретическое

    ядро, фундаментальные допущения, частные теоретические модели, постоянно достраивающиеся в соотнесении с опытом. Главнаяфункция научной картины мира — создавать фундамент научно-аналитического, исследовательского постижения мира. По мнению А.Эйнштейна, картина мира определяет характер и направление научных исследований.

    Научная картина мира может, прежде всего, интерпретироваться как общее представление о мире, суммирующее все научные знания. Интегральное знание о мире как целостной системе связей лежит в основе общей (единой) научной картины мира. Она может существовать на эмпирическом описательном уровне (синтез фактических сведений из астрономии, физики, химии, биологии, наук о Земле), создающем буквально картину Вселенной, и на теоретическом уровне,

    интегрирующем современные фундаментальные теории эволюционирующей Вселенной, физики элементарных частиц, происхождения химических элементов, происхождения планет, жизни. На этом уровне возникает целостная система теоретических научных представлений о развитии Вселенной как целостной системы. Наряду с общенаучной картиной мира на основе результатов

    и выводов естествознания формируется естественнонаучная картина мира. Ядром каждого определенного исторического этапаразвития естественнонаучной картины мира является частнонаучнаякартина мира, занимающая лидирующее положение.Естественнонаучная картина мира выполняет следующие функции: объединение и коррекция частных картин мира; систематизацияи классификация естественных наук; определение границ того илииного этапа в развитии естествознания; влияние на общефилософскую картину мира; детерминация мировоззрения.

    Таким образом, научная картина мира — это знания об устройстве мира, полученные на том или ином этапе исторического развития науки. Это форма, в которой интегрируются и синтезируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска. Кроме того, термин «научная картина мира» обозначает систему представлений о природе, складывающихся в результате синтеза достижений естественнонаучных дисциплин.

    Построение геоцентрической системы Клавдием Птолемеем завершило становление первой естественнонаучной картины мира. В течение длительного времени эта система выступала не только как высшее достижение теоретической астрономии, но и как ядро античной картины мира и астрономической основой антропоцентрического мировоззрения. (Античная наука гибнет вместе с Римской империей).

    Формирование основ классической механики в работах Ньютона было величайшим достижением естествознания XVII века. Классическая механика была первой фундаментальной научной теорией. В течение трех столетий она была единственным теоретическим обо-

    снованием физического познания, а также ядром второй естественнонаучной картины мира — механистической. Не стоит, наверное, перечислять научных достижений Ньютона. Отметим главное — первый универсальный закон — закон всемирного тяготения. Из этого закона Ньютон сделал ряд конкретно-физических и общетеоретических выводов.

    1) В качестве простых следствий он вывел кеплеровы законы эллиптического движения планет и показал, что в общем случае движение тел в Солнечной системе может происходить по любому коническому сечению, включая параболу и гиперболу. На этом основании он сделал вывод о единстве законов движения планет и включил впервые кометы в состав Солнечной системы.

    2) Он распространил свою теорию тяготения на проблемы космологии. Применив закон тяготения ко всей Вселенной, Ньютон рассмотрел главную космологическую проблему: конечна или бесконечна Вселенная. И пришел к выводу, что лишь в случае бесконечности Вселенной материя может существовать в виде множества космических объектов — центров гравитации. В конечной же Вселенной материальные тела рано или поздно слились бы в единое тело в центре

    мира. Это было первое строгое физико-теоретическое обоснование бесконечности мира. Но он не мог объяснить источник движения и все-таки допускал идею «первотолчка».

    3) Философские обоснования: Исаак Ньютон дал нам первую математическую модель времени и пространства в своем труде Principia Mathematica (≪Математические начала натуральной философии≫), опубликованном в 1687 г. В ньютоновской модели время и пространство были тем фоном, на котором события развивались, но который они не затрагивали. Время было отделено от пространства и рассматривалось как единственная линия, своеобразная железнодорожная колея, бесконечная в обоих направлениях. Само время считалось вечным в том смысле, что оно существовало и будет существовать всегда. Это противоречило обыденному сознанию: большинство людей полагало, что физический мир был создан в более или менее современном виде всего несколько тысяч лет назад. (Парадоксально: Ньютон критиковал идею относительности времени как ≪обывательскую≫, противопоставляя ей свою абстрактно-математическую теорию. А 300 лет спустя все то же ≪большинство≫ уже не принимало теории относительности Эйнштейна).

    Понятия абсолютного времени и абсолютного пространства лежат в основании классической естественнонаучной картины мира. И именно в этом пункте эта картина мира сталкивается с противоречиями, которые подметил Кант. Если вселенная действительно создана, то зачем нужно было ждать целую вечность перед ее созданием? С другой стороны, если Вселенная существует вечно, то почему все, что должно произойти, еще не случилось, иначе говоря, почему

    история еще не закончилась? И в частности, почему Вселенная ещ не достигла термодинамического равновесия с повсеместно одинаковой температурой? Кант назвал эту проблему «антиномией чистогоразума», поскольку она казалась ему логическим противоречием; она не имела решения. Но это было противоречием только в контексте ньютоновской математической модели, в которой время представляло собой бесконечную линию, не зависящую от того, что случается во Вселенной. Современная наука данную антиномию разрешает.

    Научная картина мира, сформировавшаяся в Новое время, находилась под сильным влиянием эволюционизма и математического естествознания. Методологически она основана на картезианском противопоставлении субъекта и объекта. Любое явление в мире должно объясняться прямым действием внешних причин, а не внутренней природой или целью (как в метафизике Аристотеля). Мир в науке рассматривается как совокупность простых (элементарных) объектов, взаимодействующих друг с другом и подчиняющихся при этом определенным закономерностям. Механическая, органическая аналогии позволяют все объяснить.

    Вторая половина XIX в. занимает в развитии естествознания особое место. Это время, когда одновременно завершается старое, классическое естествознание и зарождается новое, неклассическое.

    Конец XIX века в истории физики отмечен рядом принципиальных открытий, которые непосредственно привели к научной революции на рубеже XIX-ХХ вв. и формированию третьей естественнонаучной картины мира. Важнейшие из них: открытие рентгеновских лучей, открытие электрона и установление зависимости его массы от скорости, открытие радиоактивности, фотоэффекта и его законов и др. Но главное: обострились проблемы обоснования принципов и основополагающих категорий классической механики — прежде всего категорий пространства и времени. Комплекс вопросов об абсолютном пространстве и абсолютном времени приобрел новый смысл в связи с развитием электронной теории и возникновением гипотезы об электромагнитной природе материи. Согласно электронной теории существует неподвижный всюду эфир и движущиеся в нем заряды. Неподвижный эфир заполняет все пространство и с ним можно связать систему отсчета, которая является инерциальной и, более того, выделенной из всех инерциальных систем отсчета. Движение относительно эфира можно рассматривать как абсолютное. Но: определить это движение невозможно. Целый ряд опытов, поставленных с целью обнаружения такого движения, дал отрицательные результаты. В статье, написанной в июне 1905 г. А. Эйнштейн отметил, что

    если никто не может определить, движется ли он сквозь эфир или нет, то само понятие эфира становится лишним. Вместо этого он начал с постулата, что законы физики должны быть одинаковы для всех свободно движущихся наблюдателей. В частности, все они, измеряя скорость света, должны получать одну и ту же величину, с какой бы скоростью не двигались сами. Скорость света независима от их движений и одинакова во всех направлениях. Но это требует отбросить представление о том, что существует единая для всех величина, называемая временем, которую измеряют любые часы. Вместо этого у каждого должно быть свое персональное время. Время двух человек будет совпадать только если они находятся в покое друг относительно друга. Постулат Эйнштейна стал основой теории относительности, получившей такое название потому, что значение имеют только относительные движения. Эйнштейн отбросил два абсолюта науки XIX века: абсолютный покой (эфир) и абсолютное универсальное время, которое измеряют все часы. Так совершаются научные революции. Очень важным следствием теории относительности стала связь между массой и энергией. Из постулата Эйнштейна, что скорость света должна быть одинакова для всех, вытекает невозможность

    двигаться быстрее, чем свет. Если использовать энергию для ускорения некоторого объекта, будь это элементарная частица или космический корабль, его масса станет возрастать, делая дальнейшее ускорение более трудным. Разогнать частицу до скорости света будет невозможно, поскольку на это потребуется бесконечное количество энергии. Масса и энергия эквивалентны, что и выражает знаменитая формула E = mc2. Это, вероятно, единственная физическая формула, которую знают даже неспециалисты.

    Далее Эйнштейн понял, что есть связь между ускорением и гравитационным полем. Эквивалентность ускорения и гравитации должна работать, если пространство-время окажется искривленным, а не плоским, как считалось в прошлом. Идея состояла в том, что масса и энергия должны изгибать пространство-время, но как именно — это еще предстояло определить. Новая теория искривленного пространства-времени получила на-

    звание общей теории относительности. (Эмпирическое подтверждение она получила в 1919 г., когда британская экспедиция наблюдала в Африке незначительное изгибание света звезды, проходящего вблизи Солнца во время затмения). Это стимулировало самый глубокий пересмотр представлений о Вселенной, в которой мы живем, с тех пор как Евклид написал свои начала геометрии. Еще ォодной великой революционной научной концепцией ХХ века становится квантовая теория. Таким образом, третью естественнонаучную картину мира можно назвать квантово-релятивистской. То, что лежит в ее основе — это уже неклассическая физика с ее

    основными результатами:

    • неоднозначность определений, необходимость указывать на условия познания;

    • расширение принципа детерминизма: включаются не только динамические, но и статистические закономерности;

    • принципиальные ограничения, накладываемые принципом неопределенности: нельзя определить все свойства объекта одновременно;

    • объективность знания не должна отождествляться с наглядностью;

    • физическая теория должна содержать в себе не только средства для описания поведения познаваемых объектов, но также и средства для описания условий познания, включая процедуру исследования.

    Наряду с понятием физической реальности в научной картине мира присутствуют понятия биологической, социальной, исторической и даже лингвистической реальностей. Каждая из этих реальностей также представляет собой систему теоретических объектов, построенных биологическими, социологическими, историческими и лингвистическими теориями соответственно. Задача постнеклассической философии — создание интегративной картины мира. Эта идея в свое время высказывалась и обосновывалась В.И. Вернадским, одним из создателей направления русского космизма.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    написать администратору сайта