ААААА. Философия Основная философская проблематика
Скачать 493.86 Kb.
|
Билет 3 Теория идеального государства полнее всего представлена Платоном в „Государстве” и развита в „Законах”. Истинное политическое искусство есть искусство спасения и воспитания души, а потому Платон выдвигает тезис о совпадении истинной философии с истинной политикой. Только если политик становится философом (и наоборот), можно построить подлинное государство, основанное на высшей ценности Правды и Блага. Построить Город-Государство означает познать до конца человека и его место в универсуме. Государство, по Платону, как и душа, имеет трехчастную структуру. В соответствии с основными функциями (управление, защита и производство материальных благ) население делится на три сословия: земледельцы-ремесленники, стражи и правители (мудрецы-философы). Справедливое государственное устройство должно обеспечить их гармоничное сосуществование. Первое сословие образовано из людей, в коих преобладает вожделеющее начало. Если в них преобладает добродетель умеренности, своего рода любовь к порядку и дисциплине, то это достойнейшие люди. Второе сословие образовано из людей, в коих преобладает волевое начало, долг стражника - бдительность по отношению как к внутренней, так и к внешней опасности. Согласно Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане..Правителями должны быть те, кто умеет любить свой Город более других, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием. А всего важнее, если они умеют познавать и созерцать Благо, то есть в них преобладает рациональное начало и их можно по праву назвать мудрецами. Итак, совершенное государство - это такое государство, в первом сословии преобладает умеренность, во втором - мужество и сила, в третьем - мудрость. Концепция справедливости заключается в том, что каждый делает то, что ему надлежит делать; это касается граждан в Городе и частей души в душе. Справедливость во внешнем мире проявляется только тогда, когда она есть в душе. Поэтому в совершенном Городе должно быть совершенным образование и воспитание, причем для каждого сословия оно имеет свои особенности. Большое значение придает Платон воспитанию стражей как активной части населения, из которой выходят правители. Воспитание, достойное правителей, должно было сочетать практические навыки с освоением философии. Цель образования - через познание Блага дать образец, которому должен уподобиться правитель в своем стремлении воплощать Благо в своем государстве. В финале IX книги «Государства» говорится, что «не так важно, как должно или как может быть» в идеальном государстве, достаточно уже, если кто-то один живет по законам этого Города, то есть по закону Блага, Добра и Справедливости. Ведь прежде, чем возникнуть в реальности внешне, то есть в истории, платоновский Город родится внутри человека. «...ты говоришь о государстве, устройство которого мы только что разобрали, то есть о том, которое находится лишь в области рассуждений, потому что на земле, я думаю, его нигде нет. — Но быть может, есть на небе его образец, доступный каждому желающему; глядя на него человек задумается над тем, как бы это устроить самого себя. А есть ли такое государство на земле и будет ли оно — это совсем неважно. Человек этот занялся бы делами такого — и только такого — государства». Основные формы ценностного освоения бытия: мораль, право, религия, искусство. Право, как ценностно-нормативная система. Справедливость и свобода как фундаментальные ценности юридической сферы. Мораль - это форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую перспективу истории. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни - в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. Основные функции морали: Регулятивная - она регулирует поведение людей. Осуществляется не только с помощью требований морали, но и норм права. Оценочно-императивная - отличает нравственную регуляцию от всякой иной внеморальной. Она представляет собой способ освоения человеком действительности, осуществляемый с помощью разделения окружающих социальных явлений на «добро» и «зло». Прогностическая - угадывает передовые тенденции истории. Мотивации - это возвышенность мотивов - важный элемент нравственного поведения личности. Воспитательная. Категории морали: совесть, долг, самооценка и т. д. В центре внимания эстетики - искусство в его эстетическом отношении к действительности. Она осмысляет наиболее общие законы художественного освоения мира в литературе, живописи, скульптуре, театре, кино, музыке, хореографии и декоративном искусстве, исследует происходящее, природу, законы социального бытия, функционирование, развитие, восприятие и понимание искусства. Искусство- это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой есть не только эстетическое содержание, но и художественная концепция мира и личности, а также образ, наполненный определенным идейно-эмоциональным смыслом. Важным и необходимым элементом духовной культуры является религия(лат. religio – благочестие, набожность, святыня). Религия – форма духовного опыта, которая опирается на фантазию, интуицию человека; она не может быть оценена ни как истинная, ни как ложная. Признаки религии: удвоение мира и прямое усмотрение истины на основании веры. Религия – системное социокультурное образование. Она включает религиозное сознание, культы и организации. Религиозное сознание делится на религиозную психологию и идеологию. Религиозный культ – это совокупность всех видов действий, связанных с практическим и духовным воздействием на бога. Выделяют два основных вида культовой связи с богом: магический и умилоствительный культ. Церковь – тип религиозной организации, возникший исторически как механизм организации связей религиозных объединений как со светскими организациями, так и отношений внутри этих объединений. Религия – явление многоплановое и многозначное. Выполняя мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интегрирующую функции, она порождена особыми закономерностями социальной динамики. Социальные процессы определят в конечном итоге и ее судьбу. Право определяет меру социальной свободы индивида, выступает в качестве границы этой свободы. Вместе с тем право регламентирует и нормативно-обязательные элементы соц. деятельности, что является обратной стороной меры соц. свободы. Любое законодательное право, т.о. исторично, оно сначала появляется как теоретический идеал, а затем функционирует в качестве закона в соответствие с вызвавшими его социально-историческими причинами. Право есть мера реализации свободы и в то же время, по Аристотелю, есть норма политической справедливости. Иначе говоря, право есть нормативно закрепленная справедливость. Право покоится на идее справедливости. По словам Гегеля, право не есть добро без блага. Как приобретенное качество души справедливость, говорит Аристотель, является величайшей из добродетелей (по сравнению с мужеством, умеренностью, щедростью, великодушием и т.д.) и относится к предмету этики: в данном аспекте справедливость — часть добродетели. Но у справедливости есть и иной аспект — отношение к другим; в таком смысле справедливость представляет всю добродетель в человеческих отношениях и относится к предмету не только этики, но и политики. Существуют два вида справедливости: распределительная и уравнивающая. Распределительная справедливость как принцип означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общества: тут возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестями, деньгами). Критерием уравнивающей справедливости является арифметическое равенство, сфера применения этого принципа — область гражданско-правовых сделок, возмещение ущерба, наказания и т. д. Принцип справедливости гласит: не всем одно и то же, а каждому свое, ибо для неравных равное стало бы неравным. Это и понятно. При естественной неодинаковости людей было бы, по словам Вл. Соловьева, очень печально, если бы все люди были духовно и физически на одно лицо. Тогда и самая множественность людей не имела бы смысла — прямое равенство между ними в их частности или отдельности вовсе невозможно: они могут быть равны не сами по себе, а только через одинаковое свое соотношение с чем-нибудь другим, общим и высшим. В этот процесс общекультурного синтетического диалога органично встраивается искусство. Его многое сближает с философией. Фундаментальные философские идеи зачастую высказываются в художественной форме (изобразительной, словесной, музыкальной и т.д.), а многие значительные деятели литературы и искусства являются одновременно не менее значительными философами-мыслителями. Достаточно указать на Парменида и Тита Лукреция Кара, Ницше и Германа Гессе. Один из самых ярких примеров художественного философствования в мировой культуре – Легенда о великом инквизиторе из романа Ф.М.Достоевского Братья Карамазовы. Однако несмотря на всю близость, между философией и искусством все же пролегает глубокая межа. Дело в том, что язык философии – это язык философских категорий и по возможности строгих доказательств. Эмоции, апелляции к личному опыту, фантазии и воображение – здесь скорее исключение, чем правило. Но без этого-то как раз не может существовать подлинное искусство. Его стихия – личностное переживание и сопереживание, исповедь и страсть, полет фантазии и эмоциональный катарсис (очищение). Язык искусства в литературе и живописи, театре и танце – это язык художественных образов, метафор и символов, принципиально исключающих строгое и однозначное понимание, что так желательно для философии. Конечно, и в философии могут существовать глубочайшие символы и образы типа знаменитой платоновской «пещеры», «статуи» Кондильяка или соловьевской «Софии». Однако они – всегда лишь исходный объект для последующей рациональной интерпретации; как бы образно-смысловой «ген» для последующего разворачивания цельного философского мировоззрения. В философии под свободой понимается определенная сторона взаимоотношений, характеризуемая отсутствием связи между объектами. Всякое отношение представляет собой взаимосвязь двух сторон или объектов, которые обладают самостоятельным существованием и в то же время взаимно определяют друг друга. Свобода есть взаимная обособленность двух сторон, выступающая обратной стороной связи. Связь — зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении. Высокоинтенсивная, тесная,жесткая связь означает минимум свободы. Независимость, обособленность одного предмета от другого означает максимум свободы. Чем больше связей, тем больше зависимостей, тем меньше свободы. Поскольку не существует явлений, не связанных с другими явлениями, постольку свобода всегда относительна. Существует внутренняя и внешняя детерминация свободы. Внешняя детерминация степени свободы обусловлена закономерностями природы и общества. Поведение человека несвободно постольку, поскольку оно ограничено природными условиями и регламентировано жесткими социальными нормами. В условиях постоянной опасности погибнуть от голода, хищников, стихийных бедствий человек несвободен. Опыт взаимодействия с природой, полученный в борьбе за выживание, фиксировался в жестких нормах, требующих неукоснительного, строго определенного порядка действий. Каждое конкретное событие, действие, предмет, созданный человеком, имел для него лишь одно, строго определенное значение, а поведение — одну версию. Когда человек преодолевает границу адаптивного принуждения, обусловленного борьбой за выживание, возникает некоторое пространство для свободной деятельности, где возможно творчество, культурная изменяемость форм и смыслов. В истории человечества жесткая, отлаженная система регуляции поведения индивида, взаимоотношений личности и общества постепенно сменялась либерализацией общественных отношений, нарастанием личной свободы и формированием благоприятных условий для культурного творчества. Билет 4 Метафизика Аристотеля: учения о сущности и бытии, четырех первопричинах, категориях. Этика добродетели. Должно быть какое-то абсолютно безпредпосылочное знание, которое содержит в себе некую абсолютную предпосылку, являющуюся в то же время абсолютной истиной. И ответ на этот вопрос дает Аристотель, который вводит в качестве такого абсолюта понятие бытия. Бытие выступает в качестве особого понятия, абстракции, универсального объяснительного принципа, который лежит в основе решения всех остальных вопросов о мире. Бытие — это то, в чем сомневаться невозможно. А в чем невозможно сомневаться? В том, что есть, существует. Бытие просто есть. Вот это универсальное «Есть», «Да» (как утверждение, обращенное к миру) и выступает совершенно необходимой предпосылкой всякого познания, не нуждающейся ни в каких иных основаниях. Потому что, если мы выбираем в качестве универсального принципа «Нет» — небытие, несуществование, отрицание, то мы как бы гигантским ластиком стираем и весь и мир, и человека, да и сам этот принцип. Ведь в этом случае мы приходим к противоречию, абсурду: если «не существует» — это универсальный принцип, то он, как универсальный, относится и к самому небытию. Тогда получается, что небытия нет. А вывод? Значит, все-таки есть бытие. Итак, бытие у Аристотеля — это начало, вечное, неизменное. Это потенциальное, мыслимое бытие. Но для полноты оно нуждается в реализации, актуализации. И такой актуализацией выступает мир как реальное существование отдельных, материальных и духовных, предметов и явлений. Всеобщность, универсальность бытия проявляется через единичное существование конкретных предметов. Это и есть основной закон бытия или «начало всех аксиом». Категории Аристотеля: сущность, количество, качество, место, время, отношение, положение, действие, претерпевание, обладание. Таким образом, полным, подлинным или актуальным (от слова акт — действие) бытием обладают лишь единичные, чувственно воспринимаемые вещи. Идеи же относятся к области человеческого мышления. Будучи учеником Платона, Аристотель трансформировал понятие идеи в понятие формы. Форма у Аристотеля обладает теми же свойствами, что и идея у Платона. Но бытие форм, как и бытие материи, является потенциальным. Потенциальное бытие (бытие в возможности) переходит в актуальное в том случае, когда оно «встречается» с другим видом потенциального бытия: материя соединяется с формой. Так Аристотель преодолевает платоновское «удвоение мира». Каждая вещь есть единство формы и материи. Форма — это некая идеальная сущность вещи, видовая или родовая, но не индивидуальная. Это общая сущность для множества предметов одного типа. Материя есть чистая возможность, или потенция вещи, форма — ее осуществление. Форма делает материю действительной, т.е. осуществленной в конкретную вещь, или «целостность». Таким образом, каждая вещь есть единство формы и материи, актуального и потенциального. Открытие понятия формы и обоснование ее относительной — на уровне познания — самостоятельности имело колоссальное значение для развития философии и науки. Появилась возможность теоретического оформления и научной организации знания о формах материальных явлений (геометрия), о формах мышления (логика), о формах языка (грамматика), о формах социального взаимодействия (правоведение). Изучение свойств веществ дает нам науку о содержании —античную физику, средневековую химию (алхимию) и т.п. Материя и форма достаточны для статического рассмотрения реальности. Но они не объясняют движение, то есть динамику. Схема анализа человеческого действия послужила Аристотелю моделью для истолкования всех событий и явлений, то есть любого движения. Всякое движение происходит, согласно Аристотелю, под воздействием четырех причин: материальной, формальной, действующей и целевой. Каждая из причин отвечает на определенный вопрос (откуда? как? благодаря чему? и куда?) и характеризует одну из сторон происходящего. Если материальная и формальная причины задают условия и основания движения, то действующая причина заставляет предмет двигаться, а целевая причина указывает направление и цель движения. Покажем это на конкретном примере. Возьмем медную статую. Суть бытия статуи — это ее форма, то, что делает ее именно статуей (а не медным щитом, шлемом, монетой). Медь — это материал, материя. Но этого еще недостаточно для ее полноценного бытия. Нужна движущая причина — скульптор. Наконец, у скульптора должно быть представлении о цели работы, для того, чтобы начать действовать. Материя и форма в конкретных вещах диалектически связаны: то, что выступает в качестве формы в одном отношении, в другом — становится материей (например, глина — материя для кирпича (в которую привнесена форма кирпича), но кирпич — материал для строительства дома). Для космоса в целом актуальным первоначалом (одновременно движущей, формальной и целевой причиной) должен быть бог, или неподвижный перводвигатель — чистая энергия, не сопряженная ни с какой материальностью или потенциальностью, сам себя мыслящий Ум (Нус). Аристотелем также вводится понятие первоматерии — это бесформенное неопределенное вещество, непознаваемое для человека, но являющееся основой для материи во всех вещах. Таким образом, метафизика, или «первая философия» — это теория бытия, раскрывающая его структуру и включающая технологию описания всего того, что осуществляется и происходит. Метафизика — это своеобразная метанаука, которая обосновывает научное познание в целом, знание как таковое. Понятие научной парадигмы. Эволюция научных парадигм. Классические представления о движении, «лапласовский» детерминизм, субстанциальная концепция пространства и времени. |