Главная страница
Навигация по странице:

  • Между первым и третьем мирами не существует никакой связи — эти миры не взаимодействуют.

  • Исторический процесс идет по пути перехода от ≪ закрытых

  • Критическая реакция многих философов и естествоиспытателей была вызвана тем, что согласно Попперу познавательные усилия человека слепы и

  • Наука не механически накапливает

  • Субъектами научно-познавательной деятельности выступают профессиональные группы, создающие науку, — научные сообщества.

  • Альтернативные теории, возникшие в разные исторические эпохи или даже в один и тот же исторический период, ≪ взаимонесоизмеримы

  • ≫, так как они сформулированы на неоднозначначных научных языках

  • Социальное и индивидуальное сознание. Структура социального сознания. Массовое сознание. Особенности правового сознания и его место в структуре социального сознания.

  • Билет 22 Аналитическая философия конца XX – начала XXI вв. «Лингвистический» переворот в современной философии.

  • ААААА. Философия Основная философская проблематика


    Скачать 493.86 Kb.
    НазваниеФилософия Основная философская проблематика
    Дата27.12.2019
    Размер493.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаААААА.docx
    ТипДокументы
    #102414
    страница19 из 24
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

    Рост научного знания осуществляется за счет естественного отбора и конкурентной борьбы. В ходе конкурентной борьбы завыживание устраняются нежизненные гипотезы, происходит замена одной гипотезы на другую и смена теорий. Такая интерпретация развития знания приложима не только к научному знанию, нои знанию донаучному, и знанию животных. Различие состоит лишь втом, что смена гипотез и теорий осуществляется путем критики, а вживотном мире она достигается в результате вымирания.Решая онтологическую проблему соотношения ≪тела и духа≫,Поппер приходит к концепции ≪трёх миров≫. Первый мир — мирфизических объектов и состояний. Второй мир — мир состоянийсознания, ментальных, мысленных состояний. Третий мир — миркультуры, мир умопостигаемых сущностей или идей в объективномсмысле. Взаимодействие трёх миров имеет разорванный характер.Второй мир взаимодействует с объективным физическим миром, содной стороны, и миром объективных идей, с другой. Между первыми третьем мирами не существует никакой связи — эти миры невзаимодействуют. Поппер подчеркивал надчеловеческий, сверхчеловеческий характер третьего мира. Этот мир автономен, во-первых, потому что вклад любого представителя рода человеческого в копилку третьего мира очень мал. Во-вторых, потому что его границы достигли размеров, недоступных для охвата одним человеком или даже всем человечеством. В-третьих, потому что в связи с ростом третьего мира возникла ситуация, когда не творческие воздействия человека способствуют росту третьего мира, а его воздействие на людей стало более важным для его собственного роста. В социальной философии Поппер использует понятия ≪закрытого≫ и ≪открытого≫ общества. ≪Закрытое общество≫ есть общество магическое, ему присуща вера в магические табу. Для этого общества характерна племенная или коллективистская организация. ≪Закрытое общество≫ авторитарно, догматично, не способно к быстрому изменению.

    Открытое общество≫ — общество, демократическое, способное к критическому осмыслению событий, улавливающее обстоятельства внешней среды, постоянно изменяющееся. Ему присуще рациональное постижение мира и индивидуализм. История не имеет ни смысла, ни какой-либо цели. Отсутствие объективного смысла и объективных целей не означает, что история не имеет субъективного смысла и целей, ибо человек может придать ей смысл. Исторический процесс идет по пути перехода от ≪закрытых≫ к ≪открытым≫ общественным системам и представляет собой поле борьбы за власть разума, за справедливость, свободу и

    демократию.

    Любое преобразование общества должно исключать резкие революционные изменения. Его позиция близка концепции мелиоризма. Данную идею Поппер облекает в форму социальной инженерии, постепенного, поэтапного преобразования общества, осторожно относящегося к последствиям социальных перемен. Идеи Поппера оказали довольно значительное воздействие на философскую мысль ХХ-го столетия. Вместе с тем, некоторые стороны учения Поппера подвергались критике. Критическая реакция многих философов и естествоиспытателей была вызвана тем, что согласно Попперу познавательные усилия человека слепы и бессмысленны, развитие науки есть ряд необъяснимых случайностей, не ведущих к положительному успеху и научному прогрессу.

    Томас С. Кун — американский историк и философ, один из лидеров историко-эволюционистского направления в философии науки, не принял эмпиризма неопозитивистской философии, динамики знания. Он был противником кумулятивистской трактовки развития

    научного знания. Наука не механически накапливает багаж знаний, а проходит через ряд взрывных ситуаций, вызванных новыми значительными открытиями. Кун разработал собственную теорию развития научного знания иввел в динамическую картину роста знания целый ряд новых категорий: «научное сообщество», «парадигма», «нормальная наука», «революция в науке».

    Мелиоризм — (лат. melior — лучше), постепенное улучшение общественной жизни.

    Кумулятивизм — (лат. cumulatio — увеличение, скопление), учение, согласно которому развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме истинных знаний и представляет непрерывный процесс.

    Субъектами научно-познавательной деятельности выступают профессиональные группы, создающие науку, — научные сообщества. Каждое научное сообщество обладает особыми, отличными от других ценностями, идеалами, образцами — парадигмами.

    Во-первых, парадигма есть совокупность убеждений, ценностей, методологических и технических средств, объединяющих тоили иное научное сообщество.

    Во-вторых, парадигма выступает для научного сообщества образцом, примером решения проблем, задач, ≪головоломок≫. Ядро парадигмы — совокупность фундаментальных законов, при помощи которых происходит обоснование онтологических явлений и процессов.

    В-третьих, наличие парадигм характерно лишь для естественно- научного знания. Гуманитарному и философскому знанию присущстиль научного мышления.

    Ход развития науки представляет собой процесс, проходящий ряд этапов. Первый — допарадигмальный период; второй — формирование парадигмы и уточнение её сущностных характеристик; следующий этап связан с возникновением кризисных ситуаций внутри

    парадигмы. Развитие науки заканчивается революционной сменой парадигм.

    Нормальная наука— период, в течение которого устойчиво господствует какая-либо парадигма. Задача ≪нормальной науки≫ заключается в реализации перспектив, которые намечены парадигмой.

    В рамках ≪нормальной науки≫ идет рутинный процесс по заделыванию всевозможных ≪дыр и дырочек≫, предопределенных парадигмой. Здесь отсутствует творческий полет мысли и критичности по отношению к существующим теориям. По мере накопления аномальных фактов, проблем, неразрешимых в рамках данной парадигмы, возрастает сомнение в правильности существующей парадигмы, её принципов и методов исследования. В результате, господствующая парадигма ≪взрывается≫ изнутри, наступает кризис или революционный период, т.е. превращение науки из ≪нормальной≫ в экстраординарную.

    В «революционный период», как правило, возникают новые, конкурирующие, альтернативные парадигмы, оспаривающие друг у друга первенство. Победа одной из конкурирующих парадигм означает выход из кризиса и приводит к появлению нового «нормального периода» в развитии науки.

    Знания, накопленные ранее существующей парадигмой, необходимо отбрасываются сразу же после гибели данной парадигмы, научное сообщество, принимающее эту парадигму, не сохраняется и вытесняется другим. В развитии научного знания отсутствует преемственность.

    В современной науке и философии закрепился целый ряд понятий, введенных Куном в научный оборот. В истории и методологии науки широко применяется понятие парадигмы для описания различных этапов развития научного знания, используется также понятие «нормальной науки», в случае, когда необходимо показать, что ученые работают в соответствии с принятыми образцами и моделями.

    Пол Фейерабенд — австро-американский философ, методолог науки, негативно относился к абсолютизации неопозитивистской философией эмпирического метода познания. Философские и методологические проблемы он решал, опираясь на теорию эпистемологического анархизма. Стержневым положением данной теории выступает тезис о пролиферации22 конкурирующих или альтернативных друг другу теорий. Опровержение каждой теории связано с созданием альтернативной теории и, тем самым, с пролиферацией теорий. ≪Пролиферация≫ присуща не только теориям, но и методам. В каждом научном исследовании необходимо применять плюралистическую методологию. Принципы ≪пролиферации≫ теорий и ≪умножения методов≫ дополнены Фейерабендом положениями о ≪несоизмеримости≫ теорий и равноценности всех видов знания. Альтернативные теории, возникшие в разные исторические эпохи или даже в один и тот же исторический период, ≪взаимонесоизмеримы≫, ≪взаимонепереводимы≫, так как они сформулированы на неоднозначначных научных языках.

    Фейерабенд утверждает равноценность любых видов знания и устраняет границы между знанием научным и ненаучным. Научные теории, философские идеи, древние сказания, легенды, мифы, религиозные доктрины, суеверия и астрологические прогнозы прошлого и

    настоящего равноправны по своей значимости. Верно подметив, что научное знание нередко обогащается за счетненаучных методов и правил, Фейерабенд тем не менее растворяетнауку в других формах сознания, не учитывает отличий научных методов от ненаучных и их различий в достижении результатов, в способах обоснования положений и выводов.

    Пролиферация — лат. proles- потомство и ferre — нести — разрастание, размножение.

    В то же время, следует отметить, что Фейерабенду принадлежит целый ряд заслуг в области истории и методологии науки. В многочисленных работах он поднимал такие важные методологические вопросы как истолкование конкурирующих теорий, взаимодействие теорий и эмпирических научных данных, проверка теорий, выяснение специфики научного знания и др.


    1. Социальное и индивидуальное сознание. Структура социального сознания. Массовое сознание. Особенности правового сознания и его место в структуре социального сознания.


    Общественное сознание – совокупность психологических свойств, присущих обществу, рассматриваемому как самостоятельная целостность, система, не сводимая к сумме составляющих его индивидов.

    Субъектом общественного сознания является социум, а не индивид. Индивид способен изобрести идеологию или дать толчок некому явлению социальной психологии, но в общественное сознание оно станет лишь тогда, когда «овладеет массами».

    Его структура: оно состоит из двух частей-полюсов «Идеологии» - осознанной, теоретически обработанной, отрефлектированной. «Социальной психологии» или «ментальности», которая является сферой коллективного бессознательного, характеризуется сокрытостью, глубинностью, стихийностью.

    Формы общественного сознания:

    - политическое сознание представляет собой систематизированное, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями;

    - правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определенного общества;

    - мораль - система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определенных нравственных устоев и отношений;

    - искусство - особая форма деятельности человека, связанная с освоением действительности через художественные образы;

    - религия и философия - наиболее удаленные от материальных условий формы общественного сознания. Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер.

    Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании.

    Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания.

    2 основных уровня индивидуального сознания:

    1. Начальный (первичный) - «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом. Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитателная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.

    2. Вторичный - «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие инителлекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление - ядро и системообразующий элемент.

    Массовое сознание — один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения. Это особый, специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей (“массам”). Массовое сознание определяется как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа весьма разнообразных “классических” групп общества (больших и малых), однако оно несводимо к ним. Это новое качество, возникающее из совпадения отдельных фрагментов психологии деструктурированных по каким-то причинам “классических” групп. В силу недостаточной специфичности ис¬точников своего появления и неопределенности самого своего носителя массовое со¬знание в основном носит обыденный характер.

    Правосознание обычно не существует в "чистом" виде, а взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности и вступает во взаимодействие с другими формами общественного сознания, моралью, политическими взглядами, нравственным сознанием, причём все они тесно связаны, т.е. изменение одного, существенно отражает на другом. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. Отношение к праву часто опреляется политическими взглядами. В нашей юр-ой науке и юр-ом образовании необходимо стремиться к деполитизации права и правосознания. Правосознание теснейшим образом сопряжено с филовскими теориями, идеологическими воззрениями, релиозными доктринами.

    Структура правосознания: 1 Правовая идеология - это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий и т.п., осуществляемое на рациональной основе, т.е. оно связано с логическим мышлением, а не с чувственным опытом. Это рациональный компонент структуры правосознания. 2 Правовая психология - совокупность настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к праву. Это эмоциональныйкомпонент структуры правосознания. Правовая психология также состоит из нескольких элементов: а) Стойкие компоненты - обычаи, традиции, привычки (отрицательное отношение к преступлениям против личности). б) Подвижные компоненты - настроения.

    Непосредственно наблюдать правосознание нельзя , так как оно состит из взглядов , представлений , идей , чувств людей о праве . Все это в совокупности можно назвать элементами правосознания , которые делятся на три большие группы : 1. Психологические элементы - это эмоции , переживания , настроения , то есть - правовые чувства , которые помогают понять причину правомерного и неправомерного поведения . Именно на этой группе элементов , необходимо строить воспитание граждан и уважение к закону .2 Идеологические элементы -включают в себя правовые знания и идеи , понятия , взгляды и представления . Именно эти элементы объясняют людям деятельность государства , содержание прав и свобод граждан .3 Поведенческие элементы -само название говорит , что это группа , на основе двух других групп , формирует у людей убеждения и взгляды , которые способствуют воспитанию законопослушных граждан . Все это играет большую роль в общественной деятельности .
    Билет 22


    1. Аналитическая философия конца XX – начала XXI вв. «Лингвистический» переворот в современной философии.


    Объявив философские проблемы бессмысленными, а философские категории «псевдопонятиями», неопозитивизм сводит предмет философии к анализу языка и, прежде всего, языковых форм научного знания.

    В середине ХХ-го века в научный лексикон вместо термина «неопозитивизм» был введен термин «аналитическая философия». Аналитическая философия — широкое и разнородное философское течение, которое усматривает задачу философии в анализе языка, с целью прояснения традиционно философской проблематики. К этому течению принадлежат лингвистическая философия, логический эмпиризм, постпозитивизм и др.

    Философия неопозитивизма своим возникновением во многом обязана австрийскому философу и логику Л. Витгенштейну (1889 —1951) и Б. Расселу.

    Г. Фреге: Теория смыслов
    Любое имя имеет значение, в качестве которого выступает реально существующий предмет. Так, значением имени «Венера» выступает сама планета Венера. Смысл имени - это способ, которым представлен предмет в имени. Например, в сочетаниях «Утренняя звезда» и «Вечерняя звезда» выражены различные смыслы, но одно значение, поскольку оба этих сочетания употребляются для обозначения планеты Венера. Теория смыслов позволила анализировать характер таких наименований, как «самое удаленное от Земли тело», «нынешний король Франции», «Дон Кихот»: это имена, имеющие смысл, но не имеющие значения. Разведение значения и смысла позволяет избежать серьезных логических ошибок в рассуждениях.
    Идеи Фреге дополняет британский философ Бертран Рассел, который развивает точку зрения на высказывания философии и науки, известную как логический атомизм.

    Бертран Артур Уильям Рассел — британский философ, логик, математик, социолог, общественный деятель, один из основателей логического позитивизма. Круг научных интересов Рассела весьма широк. Его перу принадлежат труды по философии и ее истории, социологии, математической логике. Являясь атеистом, он много писал по проблемам религии.

    В 20-е годы ХХ века, в связи с исследованиями в области математической логики, Рассела начинает интересовать разработка аналитического метода для решения философских проблем. Рассел пришел к выводу, что наличие в философии множества нерешенных проблем, проистекает в результате неточного использования философского языка.
    Предметом философии должен стать логический анализ наук., использующий логически совершенный язык. Рассел разрабатывал также концепцию «нейтрального монизма». Согласно этой концепции первоосновой всего сущего является «нейтральный материал», в котором отсутствуют грани, существующие между материальным и духовным, физическим и психическим. «Физическое» и «психическое» тождественны друг другу и выражают одно и то же событие. В поздних работах Рассел пришел к выводу, что метод верификации оказывается бессильным, когда речь идет о предложениях, выражающих прошлые события, и о предложениях, в которых находят выражение события будущего времени. Для того, чтобы выйти из данного затруднения, следует признать, что не всякое предложение поддается верификации, а также ввести в верификацию понятие «веры». Истина основана на вере и на «здравом смысле». В философии Рассела значительное внимание уделено проблемам этики. Согласно Расселу моральные ценности имеют в своей основе желания разных людей, довольно часто не совпадающие друг с другом. На основе любого из этих желаний можно построить особую мораль. Задача этики заключается в том, чтобы создать иллюзию, будто желания отдельных людей обладают всеобщей значимостью.

    Существенное место в творчестве Рассела занимают критика религии и защита атеистического мировоззрения. Расселовский взгляд на сущность и причины появления религии постепенно эволюционировал от признания отдельных ценных моментов в религии до трактовки её как социального феномена, выступающего главным препятствием на пути человеческого прогресса.
    Важным этапом в лингвистической философии стала теория речевых актов английского философа Джона Остина (1911—1960). Остин выделяет три уровня речевых актов: локутивный акт — говорение; иллокутивный акт — действие посредством слов (обещание, утверждение и т.д.); перлокутивный акт — эффект, оказываемый на собеседника (убеждение, запугивание). При анализе речи следует заранее обозначить эти уровни.
    Дж. Остин: Перформативные высказывания
    Часто говоря, что слово есть поступок, мы понимаем это фигурально. Однако определенные высказывания являются действиями в полном смысле этого слова. Произнося их, мы не просто говорим, а совершаем определенные действия. Например, когда председатель произносит «Я открываю собрание», он тем самым открывает его. Произнося «я обещаю...», человек одновременно и обещает нечто. Говоря «приветствую вас», человек тем самым вас приветствует. Такие высказывания-поступки Остин называет перформативными.
    К 1970-м гг. аналитическая философия отходит от фиксации на логике и языке как центральных объектах философии и возвращается к тем проблемам, которые были отвергнуты на ранних этапах как «метафизические и туманные». Так, аналитическая методология используется сейчас для исследований в области этики (Ричард Хэар, 1919—2002), политики (Джон Ролз, 1921—2002), сознания {Хилари Патнэм, 1926—2016) и т.д. Логика и лингвистика здесь задействованы не в результатах, а в процессе анализа, обеспечивая строгость и стройность доказательств и опровержений; формализм же подвергается критике.
    Аналитическая философия в таком понимании — как способ аргументации и стиль мышления — является наиболее влиятельным направлением современной западной мысли. Уже сейчас в ряде университетов англоязычных стран она не выделяется в качестве отдельного направления, а рассматривается как единственно возможная академическая философия современности.

    1. 1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


    написать администратору сайта