Главная страница
Навигация по странице:

  • Свобода, права и обязанности личности, их философский смысл. Взаимосвязь свободы и ответственности.

  • Билет 21 Философия науки позитивизма (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд). Постпозитивизм и историческая школа философии науки

  • Тезису о

  • Наука должна выстраивать свои положения только при помощи дедукции

  • ААААА. Философия Основная философская проблематика


    Скачать 493.86 Kb.
    НазваниеФилософия Основная философская проблематика
    Дата27.12.2019
    Размер493.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаААААА.docx
    ТипДокументы
    #102414
    страница18 из 24
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   24

    Билет 20


    1. Философская герменевтика как методология социально-гуманитарных (юридических) наук.


    Название этого течения связано с именем древнегреческого бога Гермеса — посланника богов и толкователя их воли. В Древней Греции герменевтика представляла собой искусство толкования иносказаний, а позднее — поэтических произведений. В Средние века она рассматривалась как искусство толкования библейских текстов, а в эпоху Возрождения — перевода и интерпретации античных авторов. В самостоятельную область знания герменевтика оформилась в Х1Х веке благодаря трудам немецких философов Ф. Шлейермахера и В. Дильтея. Они противопоставляли естественные и гуманитарные науки, утверждая, что задача первых заключается в познании объективной истины, а вторых — в раскрытии «смысла», «истолковании» всего того, что связано с деятельностью человека, с его мотивами и целями. Для Шлейермахера и Дильтея герменевтические принципы становятся методологической основой гуманитарных наук и культурно-исторических исследований в целом. В настоящее время существуют различные направления герменевтических исследований. Методы герменевтики используются в искусствоведении, эстетике, этике, педагогике и других областях знания.

    Философская герменевтика сформировалась в середине ХХ века. Признанным лидером философской герменевтики является немецкий философ Х.-Г. Гадамер. Философская герменевтика не ограничивается исследованиями методологических вопросов, связанных с анализом сущности и значения гуманитарного знания, ее интересуют онтологические, гносеологические, социальные проблемы. Большое внимание она уделяет проблеме человека. Центральное место в философской герменевтике занимают проблемы языка и проблема понимания в области гуманитарного знания. Философская герменевтика антисциентична. Для нее неприемлемы подходы сциентической философии к проблеме истины и ее проверяемости. Наука не способна познать жизнь, мир истории, ибо она исключает вопросы. Констатируя ограниченность научных методов познания, представители философской герменевтики отвергают утилитарный подход к науке, ориентацию некоторых ученых на «голую» эффективность полученных результатов. Они считают, что наука не может быть нейтральной и каждый ученый должен нести ответственность за свои открытия и их результаты. Вместе с тем, некоторые по- следователи философской герменевтики нередко смешивают такие понятия, как «достижения и возможности науки» и «использование научных результатов». Ханс Георг Гадамер полагает, что герменевтика является не только методологией, но выступает как учение о бытии, как он- тология.

    Гадамер онтологизирует язык. Мир языка — это мир, в котором живет каждый человек. «Я» и «мир» предстают в языковой среде. Если язык являет собой бытие, то человек не может иметь его в своем «распоряжении», языковая интерпретация мира всегда пред- восхищает любую мысль, любое познание. Язык всегда имеет нас уже за собой.

    • Я зык есть игра, ибо имеет цель в самом себе.

    • Язык — это человеческая коммуникация, разговор, диалог, связывающие «Я» и «Ты». Смысл мира раскрывается не в монологе, а в диалоге. Диалог как сущность языка самостоятелен, непредсказуем; чем он подлиннее, тем менее зависит от воли собеседников, выступающих в диалоге не ведущими, а ведомыми. Никто из них заранее не знает, что получится из диалога.

    • Еще одна особенность языка заключается в том, что он универсален и всеобъемлющ. Бесконечная универсальность языка определяет внутреннюю бесконечность диалога. Диалог может быть продолжен в любое время, ибо всегда существует возможность постановки вопроса, требующего на него ответа.

    Особый вид диалога представляет философия. Философия — это ничего не оставляющий в стороне диалог, в котором все начинается с самого начала и не имеет конца. Она является вопросом обо всем, вопросом, который каждый раз начинается заново, не очерчен какими-либо границами и ничего не обходит своим вниманием. Это обусловлено тем, что философия не есть позитивное знание. Ни одна из предметных областей не является, с точки зрения философии, очевидной, не находится вне определенного круга вопросов. В философии Гадамера отвергается возможность изучения человеческих и социальных проблем при помощи естественнонаучных методов. Индуктивные методы естественных наук, выявляющие прогрессирующие закономерности, не способны познать жизненный, исторический мир. Гуманитарные науки должны использовать новый метод познания, метод, основанный на принципах понимания. Познать человека и человечество, — значит, понять их историю. Задача гуманитарных наук заключается не в том, чтобы познать, как развиваются народы, государства, люди, а в том, чтобы понять каков этот народ, это государство, этот человек. Подлинное понимание какого-либо исторического события, текста, предания невозможно без постоянного учета исторической дистанции, которая существует между интерпретатором (историком) и исследуемым материалом. Подлинное понимание обусловлено историческими обстоятельствами, прямо или косвенно, непосредственно или опосредованно связывающими историка и историческое событие, взаимодействием прошлой и настоящей духовной культуры. Изучая то или иное историческое событие, исторический текст, предание, историк всегда имеет его «предварительное понимание», заданное той традицией, в которой он живет, мыслит и от которой не может полностью отрешиться. «Предварительное понимание» определяется Гадамером как «предрассудок». Понятие «предрассудок» не заключает в себе ничего отрицательного. Оно означает, что всякому рассуждению или размышлению предшествует некая ранее сконструированная установка сознания. Гадамер согласен с тем, что некоторые предрассудки могут иметь основанием различные заблуждения, поспешные выводы. Избавление от ложных предубеждений достигается в процессе непрерывного диалога с изучаемым историческим событием, преданием, текстом, в процессе постоянного вопрошания традиции.

    Гадамер не разделяет негативное отношение к авторитету. Авторитет, если он занимает место собственных суждений, и в самом деле становится источником предрассудков, однако это не исключает для него возможности быть также источником истины. Ссылка на авторитет не выражает подчинения господству и насилию. Правильно понятый авторитет не является актом повиновения, а представляет акт познания. Обращаясь к юридической герменевтике, Гадамер приходит к выводу, что «предрассудки» играют значительную роль как в деятельности историка права, так и юриста-практика. В юридической практике «предрассудок» означает справедливое предварительное решение до вынесения подлинного, окончательного приговора. Судья приспосабливает дошедший до него из прошлого закон к потребностям современности, исходя из собственного исторического опыта и опираясь на традицию, стремится соответствовать «правовой мысли» закона, опосредуя ее современностью. Истина — это нескрытость, открытость вещи. Она непосредственно связана с языком, раскрывается в диалоге. В связи с тем, что истина раскрывается в языковой коммуникации, ее основные свойства определяются особенностями языка. Если язык бесконечен, то, следовательно, истина также бесконечна.

    Истина выступает не просто как высказывание, а всегда как ответ на какой-либо вопрос. Смысл каждого высказывания определяется некоей ситуацией вопроса, имеющей основание в традиции. Примат вопроса по отношению к высказыванию означает, что высказывание-ответ, по своей сути, также представляет вопрос. Тот, кто не умеет приобретать возможность задавать новые вопросы и давать новые ответы, не является настоящим исследователем. Человек каждый раз открывает для себя истину заново, в ней всегда сливаются горизонты прошлого и настоящего, синтез которых осуществляется языком. Основные положения философии Гадамера оказали значительное влияние на духовную культуру ХХ столетия и сохранили свою актуальность до настоящего времени.


    1. Свобода, права и обязанности личности, их философский смысл. Взаимосвязь свободы и ответственности.


    Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Право на личную неприкосновенность означает, что никто не вправе произвольно силой или угрозой ее применения принуждать кого-либо к тем или иным действиям, подвергать личность аресту или обыску, наносить вред ее здоровью и т.д.

    Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества. В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются. В основание любого упорядоченного и зрелого общества должен быть положен принцип, который гласит, что каждый человек - это личность, то есть существо, одаренное разумом и свободной волей. Поэтому он обладает правами и обязанностями, которые прямо и непосредственно проистекают из самой его природы: таким образом, права и обязанности всеобщи, неприкосновенны, неотчуждаемы.

    Права человека являются правами, а не выгодами, обязанностями, привилегиями или чем-то другим в этом духе. Они являются специфическими правами всех людей просто потому, что они общечеловеческие. Наличие прав ставит человека в особое, защищенное положение. Права человека имеют приоритет даже перед интересами и правами общества и государства. Особое значение придаётся естественным правам человека, которые появляются в силу факта самого рождения и не могут быть 

    Наряду с обоснованием права вообще как особого нормативного порядка важнейшей проблемой правовой антропологии является обоснование идеи прав человека, то есть ответ на вопрос: почему правовой порядок подразумевает соблюдение прав человека? Этот вопрос включает три момента: а) описание феномена прав человека как такового (аналитическая задача); б) выяснение статуса прав человека (легитимационная задача); в) обоснование идеи прав человека (нормативная задача).
    Права человека с позиций философии права являются одним из видов прав вообще, с понятием которых связаны некоторые благоприятные, позитивно оцениваемые состояния их владельца. С позиции одной из двух альтернативных теорий - теории воли (свободы) - права дают преимущества воле их владельца над волей другой стороны, находящейся с ним в конфликте, с позиции другой теории - теории интереса - права служат защите или осуществлению интересов их владельца.
    Понятия «права» и «обязанности» имеют столь огромное значение для раскрытия феномена права, что они могут быть названы модусами права. Как известно, модус (от лат. modus -мера, способ, образ, вид) - это есть единичное проявление субстанции, поэтому права и обязанности являются не чем иным, как непосредственным проявлением идеи (смысла) права.

    Что же значит «иметь право» и «иметь обязанность»? Когда говорится «я имею право», то подразумевается, что «я могу», то есть эти высказывания относятся к модальности возможности, или свободы. Когда говорится «я обязан», то подразумевается, что «я должен», то есть этот тип высказываний относится к модальности долженствования.

    Правовой модус «правомочия» имеет место лишь там, где имеется ему противовес в модусе «обязанности». Это говорит о дополнительности прав и обязанностей, хотя эта дополнительность и предполагает нормативный приоритет модуса «право-обязанность».
    Из всех видов прав философа прежде всего интересуют права человека - те, которые принадлежат человеку как таковому, или субъективные права, на обладание которыми может претендовать каждый человек вне зависимости от обстоятельств. Они находятся в центре политического проекта современности, суть которого выражается в изначальной и исключительной связи власти и справедливости, то есть в такой организации публичной власти, чтобы подчиненность ее принципам справедливости не оставалась на усмотрении власть предержащих.

    Идея прав человека имеет нормативно-критический характер. Представляя собой «опосредующие принципы справедливости» и нравственные критерии, которыми должен руководствоваться правопорядок, права человека не могут рассматриваться в качестве лишь одного из юридических понятий. Они оказываются в кругу основных концептов современной практической философии (моральной, правовой, политической).

    По своему смысловому содержанию права человека очерчивают пространство, которое обеспечивает каждому человеку условия его самореализации, то есть пространство его личностной автономии.

    Со времен Просвещения права человека именовались «прирожденными», «священными», «неотчуждаемыми». И в этом выражалось представление о самоценности и безусловной значимости прав человека. Натуралистический термин «прирожденные» фиксировал понимание прав человека как таких индивидуальных правомочий, которые существуют до и независимо от любых человеческих установлений, от всей практики положительного права; выражение «священные» имеет следующий светский смысл: «безусловные», «неоспоримые», или, на юридическом языке, «сверх-» или «надюридические»; аутентичный смысл, который вкладывается в понятие «неотчуждаемых прав», заключается в том, что они «неотъемлемы», то есть никто и никогда не может у человека их отобрать, в том числе и сам человек не может от них отказаться.

    Свобода — это возможность поступать так, как хочется. Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых социальных связей

    Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.

    Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

    Свобода есть там, где есть выбор .'Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

    Ответственность — социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

    Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

    Выделяют следующие виды ответственности:

    - историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;

    - индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

    Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

    По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека(индивидуальная, персональная ответственность).

    Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.
    Билет 21


    1. Философия науки позитивизма (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд).

    Постпозитивизм и историческая школа философии науки включают целый ряд философских концепций и теорий, которые в конце 50-х — начале 60-х годов ХХ века пришли на смену неопозитивизму. Разнородные концепции постпозитивизма объединяет то, что они, отталкиваясь в построении своих рассуждений от идей позитивистской философии, критически переосмысливают ее методологические установки:

    • постпозитивизм не приемлет абсолютизации эмпирического знания. В своих работах его сторонники свидетельствуют в пользу взаимодополняемости, взаимообусловленности теоретического и эмпирического;

    • постпозитивизм подвергает критике основные принципы неопозитивизма — принципы верификации и верифицируемости;

    • в постпозитивизме, в целом, ослаблена жесткая линия демаркации научного и ненаучного знания, присущая неопозитивизму.

    Значительное место в постпозитивистских концепциях занимает проблема развития научного знания. Последователи постпозитивистской философии выясняют причины возникновения той или иной научной теории, размышляют над возможностью или невозможностью коммуникации альтернативных научных теорий. Тезису о поступательном, линейном развитии науки постпозитивисты противопоставляют тезис о прерывности, неравномерности в

    развитии научного знания. Одной из центральных фигур философии постпозитивизма является Карл Раймунд Поппер — британский философ, логик и социолог, основатель концепции критического рационализма.В начале творческого пути Поппер испытывал влияние логического позитивизма и был согласен со многими положениями этой философии. Впоследствии Поппер отошел от неопозитивизма и занял поотношению к нему критическую позицию.Поппер стремится преодолеть односторонность эмпиризма и классического рационализма. Наука должна выстраивать свои положения только при помощи дедукции.Поппер называет методологию методом фальсификации. Основным критерием научной теории является не доказуемость и подтверждаемость знания, а его опровергаемость. Лишь только подлиннонаучная теория открыта для фальсификации.Развитие любого научного знания идет по пути выявления ошибок

    и последующего их устранения. Процедура поиска адекватного знания путем проб и ошибок имеет случайный характер, осуществляется наугад, на ощупь. Решение Поппером проблемы истины трансформировалось от полного неприятия до частичной её реабилитации. В поздних работах Поппер ввёл понятие правдоподобия, некоего приближения к истине. При проверке истины необходимо исходить из ≪соображения полезности≫ теории.
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   24


    написать администратору сайта