ААААА. Философия Основная философская проблематика
Скачать 493.86 Kb.
|
Билет 16 Основные характеристики русской религиозной философии. Философия всеединства В.С. Соловьева. Русская религиозная философия конца XIX - начала XX веков явилась реакцией на негативные стороны антропоцентризма нового времени. Она сделала акцент прежде всего на духовных качествах человека, таких как творчество, добро, любовь. Человек здесь также рассматривается как центр мира (например в творчестве Н.Бердяева), однако он не противопоставляется этому миру. Наоборот, человек исследуется как свободное творческое существо, призванное Богом к собиранию мира в единое целое, к внесению в мир любви и солидарности, к созиданию гармонии. Для русских религиозных философов (В.Соловьева, П.Флоренского, С.Франка и других) человек есть носитель жизни и ее продолжатель, но не разрушитель Смысл жизни состоит в отрицании Зла посредством творения Добра, которое и есть, по убеждению русских мыслителей, утверждение жизни на планете. В религиозной философии русских философов человек рассматривается как активная, свободно творящая сила. Он наделен высокой духовностью и способен объединить мир, спасти его от разрушения смертоносным временем и человеческим эгоизмом. Религиозный (православный) антропоцентризм в русской философии выступил в качестве своеобразного интеллектуального ответа на технизацию общественной жизни, падение нравов и другие пороки, особенно промышленной цивилизации. Промышленная, техническая по своей сути, цивилизация разрушает человечность, и противостоять этому опасному процессу может лишь высокая духовность - так может быть сформулирована основная идея русской религиозной антропологии этого времени, русского религиозного Ренессанса. Другой чертой религиозного Ренессанса стала идейная эволюция его носителей. От "легального марксизма", экономизма они прошли путь к христианско-православному идеалу общества и человека. Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) – основоположник русской, христианской философии как самобытного целостного направления мысли. Центральной в учении Соловьева является идея «всеединого сущего». Необходимость принципа всеединства (целостности) обусловлена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга и каждый из них есть совокупность определенных сторон, связей и т. д. Даже наша Вселенная, замечает В. Соловьев, не есть «хаос разрозненных атомов», а представляет собой единое, связное целое. Отсюда следует, что, постигая истину в своей теоретической деятельности, познающий субъект должен брать сущее не только в его данной действительности, но и в его целостности, универсальности, то есть стремиться к познанию «всего во всем». «Безусловное всеединство» (как совершенный синтез истины, добра и красоты) постигается, по Соловьеву, лишь «цельным знанием». Цельное знание – синтез теологии, философии и опытной науки. Центром каждого из этих элементов соответственно являются абсолютное существо (Бог), общая идея и реальный факт. Только такой органический синтез названных компонентов представляет собой цельную истину знания как такового. Философ считал, что постоянное сотрудничество стран в области науки, техники и т. д. делает из культурного человечества одно целое, которое действительно, хотя бы и невольно, живет одной общей жизнью. Конкретные страны и национальности должны существовать и развиваться в своих особенностях, как «живые органы человечества», без которых его единство было бы пустым и мертвенным. С точки зрения В. Соловьева, общее направление всемирно-исторического процесса состоит в последовательном возрастании (экстенсивном и интенсивном) реальной – хотя не всегда осознаваемой – солидарности между всеми частями человеческого рода. Действительное движение истории состоит в созидании и постоянном усовершенствовании форм жизни, в передаче многообразных «культурных начал» – экономических, религиозных, научных, философских и других. Использование философских категорий (единичное, общее, особенное; содержание и форма; причина и следствие; необходимость и случайность; сущность и явление; возможность и действительность) в юридической науке и практике. Категория (диалектическое определение) – общее фундаментальное понятие, которое отражает существенные связи и отношения реальной действительности. Философские категории: бытие, материя, пространство, время. Бытие - в самом широком смысле есть всеохватывающая реальность, оно охватывает и материальное, и духовное. Оно есть нечто реально сущее. Категория бытия это одна из самых древних философских категорий, все учения античности содержали ее в качестве центральной. Антитезой быти является ничто. Материя - фундаментальная исходная категория философии, обозначает объективную реальность, единственную субстанцию со всеми ее свойствами, законами строения и функционирования, движения и развития. Материя самодостаточна и не нуждается в том, чтобы ее непременно кто-нибудь осознавал. Пространство - означает структуру объекта и материи в целом, протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие и объемность объектов. Оно является формой бытия материи. При характеристике употребляют понятие бесконечность. Пространство является многомерным. Время - форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развити систем, как длительность, последовательность смены состояний. Время делят на три категории: прошлое, настоящее, будущее. При характеристике времени употребляют понятие вечность. Категории диалектики: Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышления они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности. Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще. Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности. Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость. Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней. Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития. Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами. Категории философии права: Хотя философия права в своем анализе оснований права может использовать понятия позитивной науки о праве, однако она имеет и свои собственные категории, такие как «идея права», «смысл права», «цель права», «справедливость», "свобода", «равенство», «признание», «автономия личности», «права человека» и др. Философское осмысление права задача особой теоретической дисциплины - философии права, предметом которой является выяснение смысла права, а также обоснование понимания этого смысла, а ееосновыми категориями — идея, смысл, цель права, справедливость, свобода, равенство, признание, автономия личности, права человека. Билет 17 Позитивизм О.Конта. Исторические формы позитивизма. Неопозитивизм первой половины XX в. Позитивизм — философское течение, основанное в 30-х годах ХIХ века французским философом Огюстом Контом. Возникнув во Франции, позитивизм получает распространение в других странах и становится международным философским течением. В процессе становления и развития позитивистская философия меняла свои формы. В истории философии обычно выделяют «первый позитивизм», эмпириокритицизм или махизм, неопозитивизм, представленный школами «логического позитивизма», «логического эмпиризма» и др. Первый позитивизм. Философская доктрина «первого позитивизма» опиралась, с одной стороны, на восходящие к Беркли и Юму гносеологические идеи, согласно которым человеческое познание ограничено ощущениями, а с другой — разделяла уверенность в окончательном характере открытий «положительной науки», естествознания, ибо за пределами самих ощущений невозможны какие-либо открытия. Позитивисты выражали стремление к построению системы «положительного» знания — знания бесспорного и точного, опирающегося только на «эмпирические факты». Они претендовали на создание «новой», «неметафизической» философии. Согласно «первому позитивизму», роль «новой философии» сводится к выявлению и раскрытию связи между отдельными науками, в создании их системы, в обобщении результатов специальных наук. Большую роль в развитии идей первого позитивизма сыграл его основатель Огюст Конт, французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки. Философские взгляды Конта формировались под влиянием идей представителей французского Просвещения. Особое воздействие на мировоззрение Конта оказали воззрения социалиста-утописта К.-А. Сен-Симона. Согласно Конту, новая историческая ситуация, связанная с бурным развитием естественных наук и переходом к индустриальному обществу, требует создания мировоззрения, отличного от прежнего. Вся предыдущая философия не отвечает параметрам, соответствующим задачам современности. Она умозрительна, далека от жизни и запросов науки. Конт заявляет о создании новой философской доктрины, стоящей вне материализма и идеализма и опирающейся на научные факты. Свою философию он называет позитивной. Появление позитивной философии, по Конту, не является случайным, оно вытекает из закономерного, поступательного развития человеческого мышления. Конт выделяет в истории три стадии, соответствующие определенному типу мышления, — теологическую, метафизическую и позитивную. Развитие этих стадий он называет «законом трех стадий». Закон трех стадий распространяется Контом не только на человеческое мышление в целом, но и на развитие мышления отдельной личности. На первой, теологической, или вымышленной, фиктивной стадии, человек объясняет все явления и процессы сверхъестественными силами — богами, духами, героями и т.д. Вторая, метафизическая, или абстрактная стадия есть видоизменение стадии теологической и является промежуточной между первой и третьей. Характерная черта метафизического мышления заключается в том, что основа всех явлений им усматривается либо в идеях, либо в форме, либо в абсолютном духе, либо в материи. Позитивная стадия констатирует окончательный этап формирования человеческого мышления. Зарождение этой стадии Конт связывает с огромным подъемом человеческого разума. Позитивная философия опирается на «положительное» знание — знание точное, практически полезное, конструктивное. Задача позитивной философии заключается в обобщении частных результатов, полученных специальными науками, в изучении общих положений, связей наук друг с другом, в разработке научного метода. Основной функцией позитивной философии является классификация наук, которая должна суммировать и располагать в определенном порядке данные специальных наук. В основании позитивного метода, по Конту, находится «закон постоянного подчинения воображения наблюдению». Теоретическое знание необходимо, связано с решением практических задач повседневной жизни. Конт ограничивает предмет науки областью явлений, феноменов. Возможность познания сущности явлений является нереальной. Любая научная теория имеет не объясняющий, а описательный характер, описывает феномены, а не сущности. Отказ от познания сущности ведет к отказу от выявления причинно-следственных связей. Позитивная наука должна быть направлена на изучение не причин, а условий, в которых происходит то или иное явление. В позитивной философии Конта значительное место отводится решению социальных проблем. Он развивает мысль о необходимости изучения общественных процессов на научном уровне и вводит в употребление термин «социология». Называя исследования в области общественных явлений «социальной физикой», Конт акцентирует внимание на том, что социальное имеет своим непременным основанием законы биологии. Вместе с тем, Конт, в отличие от многих своих последователей, отклонял недопустимое сведение всех форм общественной жизни непосредственно к биологическим законам. Структура общества уподобляется Контом организму. Все общественные явления в своей совокупности представляют собой «социальный организм», который не есть механическая совокупность отдельных индивидов. Основополагающая ячейка общественного организма — семья. Она представляет собой ту простейшую целостность, из которой складывается наиболее сложное образование — общество. Одно из центральных мест в социологии Конта занимает проблема прогресса, «социальной динамики». Прогресс не является прерогативой лишь человеческого общества, а представляет собой продолжение развития мира живого в целом. Социальная эволюция проходит три стадии — теологическую, метафизическую и позитивную. Для теологической стадии характерно наличие военно-авторитарных режимов. Метафизическая эпоха — есть эпоха, в которой господствуют разрушительные воззрения. Для позитивной стадии характерно научное мышление, бурное развитие промышленности, установление мирного общества, а также интеллектуальное единение и возрастание порядка как в умах людей, так и во всех других областях общественной жизни. Реорганизация современного общества связывается Контом прежде всего с изменением духовной ситуации. Если идеи и мнения правят миром, то вначале необходимо изменить сами мнения, что послужит основанием для изменения нравов, а затем учреждений. Новая духовная ситуация может возникнуть лишь по мере знакомства человечества с позитивной философией. В представлении Конта, социальная динамика имеет линеарный характер, является прямолинейным движением и определяется нарастанием элементов «позитивного» —нового промышленного, мирного общества. Наиболее известными последователями Огюста Конта были английский философ, логик, экономист Дж.Ст. Милль, английский философ и социолог Г. Спенсер. Позитивизм Конта явился фундаментом для возникновения неопозитивизма и постпозитивизма. Вторая историческая форма позитивизма — эмпириокритицизм18 или махизм. Возникновение философии эмпириокритицизма (махизма) относится к последней трети Х1Х века и связано с именами швейцарского философа Р. Авенариуса и австрийского физика и философа Э. Маха. Эмпириокритицизм был реакцией на кризисные явления в естествознании, связанные с новыми открытиями в области физики (открытие электрона, радиоактивности и др.), которые показали, что материя не сводится к веществу, не обладает непроницаемостью, постоянством массы и другими «неизменными» свойствами. Это привело к отказу от признания существования материи. Факт относительности научного знания эмпириокритицизм интерпретировал как неспособность науки к адекватному, полному отражению и осмыслению картины реального мира. На этом основании был сделан вывод: наука доставляет лишь символы, знаки, отметки для практики, она есть сумма гипотез, которые должны быть заменены не- посредственным наблюдением. Задача философии — создание теории научного познания. Основным принципом познания по махизму является «экономия мышления» (Мах), или «наименьшая трата сил» (Авенариус), согласно которому опыт должен быть очищен от наиболее общих понятий — материи, субстанции, необходимости, причинности и т.д. В понятии опыта эмпириокритицизм пытается снять противоположность сознания и материи, психического и физического и стать выше материализма и идеализма. Однако трактуя мир как совокупность «нейтральных элементов», философия эмпириокритицизма сводит эти элементы к ощущениям и их комплексам, становясь, тем самым, на позиции субъективного идеализма. Неопозитивизм. В 20-е годы ХХ-го века эмпириокритицизм сменяется неопозитивизмом. Идеи неопозитивизма сформировались в различных странах: Австрии, Германии, Англии, Польше, США. Для неопозитивизма характерно присущее «первому» и «второму» позитивизму но выраженное в более резкой форме, размежевание науки и философии. Единственно возможным знанием сторонники неопозитивистской философии считают специально-научное знание. Философские проблемы бессмысленны, т.к. они формулируются при помощи «псевдопонятий». Неопозитивизм объявляет такими «псевдопонятиями» наиболее общие категории (материю, субстанцию и т.д.), ибо они не поддаются проверке, верификации. В основании принципа верификации или верифицируемости (лат. verifi care — доказывать истину) находятся следующие положения: • познание не может выйти за пределы чувственного опыта; • истинность любого утверждения о мире может быть установлена путем его сопоставления с чувственными данными (непосредственная верификация); • а также путем логического сведения какого-либо положения к прямо верифицируемым положениям (косвенная верификация). Объявив философские проблемы бессмысленными, а философские категории «псевдопонятиями», неопозитивизм сводит предмет философии к анализу языка и, прежде всего, языковых форм научного знания. В середине ХХ-го века в научный лексикон вместо термина «неопозитивизм» был введен термин «аналитическая философия». Аналитическая философия — широкое и разнородное философское течение, которое усматривает задачу философии в анализе языка, с целью прояснения традиционно философской проблематики. К этому течению принадлежат лингвистическая философия, логический эмпиризм, постпозитивизм и др. Философия неопозитивизма своим возникновением во многом обязана австрийскому философу и логику Л. Витгенштейну (1889 — 1951) и Б. Расселу. |