Главная страница

ААААА. Философия Основная философская проблематика


Скачать 493.86 Kb.
НазваниеФилософия Основная философская проблематика
Дата27.12.2019
Размер493.86 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаААААА.docx
ТипДокументы
#102414
страница13 из 24
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   24

Гегель дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона.

1.  Закон перехода количественных изменений в качественные . Категории: качество, количество, мера. Качество – это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом и определяется через его свойство. Количество – внешняя для бытия определенность, нечто относительно безразличное для той или иной вещи. Например: дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше. Мера – единство качественной и количественной определенности предмета.

Качеству принадлежат не каждые, а лишь определенные количественные значения.

2.  Закон о взаимопроникновении противоположностей . Гегель оперирует категориями: тождество, различие, противоположности, противоречия. Тождество выражает равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Различие – отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположность – взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей.

Противоположности в любой форме их конкретного единства находятся в состояние непрерывного движения и такого взаимодействия между собой, которое ведет к их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимопроникающих противоположностей, взаимопредполагающих одна другую и в то же время борющихся, отрицающих друг друга.

3.  Закон отрицания отражает общий результат и направленность процесса развития .

Отрицание – единство трех основных моментов: преодоление старого, преемственность в развитии, утверждение нового. Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития, которую Гегель связывал с прохождением в процессе развития трех стадий: утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения (антитезис) и отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).

  1. Объяснение, понимание, интерпретация. Герменевтические трактовки понимания. Сущность и содержание юридической герменевтики.

Познание, научное исследование реального мира, в том числе человека, его мышления, социоисторических организмов, продолжается и, наверное, никогда не может быть завершено. При этом новые исследователи, обращаясь к уже изученным объектам живой и неживой природы, будут осмысливать выводы и рекомендации своих предшественников, вникать в смысл

текстов, сформулированных закономерностей и законов, уяснять возможности существующих теорий, методологии и методики исследований, стремиться к эффективному использованию всего инструментария исследования. В этом непрерывном но самой природе развития исследований процессе атрибутивно присутствуют понимание, интерпретация и объяснение, которые обязательно себя проявляют в ходе изучения и осмысления всеми людьми, а не только учеными, реальных материальных и духовных творений предыдущих поколений, с которыми все сталкиваются в течение жизни. К ним можно отнести произведения материальной и духовной культуры, искусства, тексты мыслителей, писателей, поэтов, религиозных деятелей, созданные людьми правовые нормы и т.д. В этом процессе осмысления творений людей присутствует некоторая специфика познания данных объектов. Она состоит в том, что в последних заключено знание, умения, навыки и опыт людей, которых, может быть, уже нет. Например, при изучении исторического прошлого конкретным исследователем создается история общества, которая не является некой природной, независимой от субъекта реальностью. Это реальность, которая реконструирована или воссоздана познающим субъектом. При этом история как объект познания может трактоваться трояко: 1) как ушедшие в небытие реальные события; 2) как восстановленная людьми реконструкция реальных событий прошлого; 3) как совокупность ныне существующих исторических фактов, которые являются потенциальными знаками реального исторического дискурса.

В XX в. текст как объект познания стал осмысливаться многими философскими школами и направлениями. При этом философский подход к данному вопросу ставил на повестку дня вопросы осмысления не только самого текста, но всего того, что обусловливало его создание, какие социальные и личностные связи он воплотил в себя и какие следствия он влечет. В связи с этим в классическом познании происходили изменения. В познание были включены процессы пониманияинтерпретацииобъяснения., посредством которых мы приобретаем знания, позволяющие нам принимать квалифицированные решения и успешно реализовывать свой психофизиологический и интеллектуальный потенциал.

Герменевтика – это искусство и теория истолкования текстов, учение о понимании смысла высказывания и другой индивидуальности. Она может быть охарактеризована как учение и познании личности говорящего и ею познанного.

Понимание – это центральное понятие герменевтики. Оно осуществляется прежде всего посредством речи. Но понимание слов не есть понимание смысла, который они несут. Понимание имеет межличностный характер, осуществляется двояко - либо в непосредственном общении, но больше герменевтика сосредоточена на понимании на почве текстов, прежде всего письменных. Понимание больше сводится не к рациональной среде, оно больше подобно художественному творчеству. Оно составляет единство двух начал: интуитивного постижения предмета и непосредственного понимания, истолкования (интерпретации).

Благодаря интерпретации высказываний, преодолевается неполнота их первоначального понимания. Но такое понимание не является исчерпывающим, интерпретатор не может посягать на исчерпывающую полноту истины. Понимание всегда относительно.

Интерпретация сопряжена с переводом высказывания на иной язык. Толкуемое явление меняется, преображается. В чем-то оно становится богаче, в чем-то беднее. Задача толкователя текста понять высказывание даже лучше чем его автор, придать ему дополнительную ясность, обнаружить скрытый смысл.

Смысл – довольно сложная философская категория, важная и для герменевтики. Смысл высказывания – это не только вложенное в него говорящим, но также и то, что извлек из него толкователь. Смысл слова составляет совокупность того, что оно вызывает в сознании. Высказывания несут в себе множество смыслов, они способны видоизменяться, достраиваться и обогащаться в различных контекстах восприятия.

Как справедливо отмечает Н.С. Волкова «Юридическая герменевтика понимается как особый метод толкования правовой нормы, включающий не только буквальную расшифровку текста толкуемой нормы, но и оценку правовой ситуации, сопутствующей реализации этой нормы».

В юридической герменевтике интерпретацию сближают то с пониманием, то с объяснением. В чем разница? Понимание либо достигает соответствия содержанию и смыслу правового текста, либо достигает соответствия субъективным целям. Объяснение же предполагает собой точное воспроизведение достигнутого смысла и содержания исходного правового текста другому лицу.

Понятие «юридическая герменевтика» может иметь следующие значения:

- искусство толкования юридических текстов (законов);

- теория понимания и постижения смысла толкуемого источника права;

- искусство постижения чужой индивидуальности (здесь имеется в виду субъективное отношение к объекту, который подлежит пониманию);

- учение о принципах гуманитарных наук.

Юридическая герменевтика, как раздел науки о понимании, обосновывается, прежде всего, необходимостью единого понимания права всеми субъектами общественных отношений для выявления его смысла и значения и, как следствие, эффективной реализации.

Некоторая неточность законодательства, как причина квалификационных ошибок, связана с нарушением в законотворчестве правил законодательной техники. Это, прежде всего, языковые и системные правила. О значении языка, как первого шага, направленного на «правильное» понимание, говорит, к примеру, известная пословица: «Казнить нельзя помиловать». От запятой зависит жизнь подсудимого. Диалектика буквы и духа закона также относима к юридической герменевтике.

Назначение юридической герменевтики, как раздела науки о понимании, состоит в том, чтобы «суметь за буквой почувствовать дух, владеющий автором, за знаком - его не только непосредственное значение, но и глубинный потаенный смысл, а под ним и смысл, явно не осознававшийся самим автором, - вот цель и задача герменевтически мыслящего интерпретатора». При этом толкование безразлично к имеющейся специфике конкретного дела и осуществляется безотносительно к определенному казусу. Целесообразно рассматривать правовой текст как комплекс общезначимых прав и обязанностей, установленных государством, имеющих императивный характер для субъектов применения. Но понятие «правовой текст» специфично, не тождественно понятию «закон».

Правовой текст - вектор последующих взаимоотношений. Для воплощения идей, заложенных в правовом тексте, необходимо, прежде всего, понимание субъектами общественного отношения смысла текста, а при необходимости - объяснения (толкования, разъяснения) его другим субъектам и третьим лицам. В результате понимания и толкования правовой текст становится нормативным правилом поведения.

Говоря о юридической герменевтике как разделе науки о понимании, выделим два аспекта, влияющих на толкование норм права:

1) исправление технических неясностей, неточностей юридических текстов и восполнение пробелов;

2) интерпретация права с целью его применения, что является необходимым в силу особенностей юридического языка (наличие оценочных понятий).

Говоря о методе юридической герменевтики, необходимо отметить следующее. В настоящее время все чаще в качестве отдельного общефилософского метода выделяют герменевтику. «Герменевтика - особый метод классической науки о языке, позволяющий осмысленно толковать памятники древней литературы. В XIX в. Она становится специальным методом наук о духе. Герменевтика - учение о научном понимании предметов наук о духе. Понимание в психологии - это способность постичь смысл чего-либо и достигнутый благодаря этому результат».

Юридическая герменевтика как раздел науки о понимании призвана объединить в себе:

1) знания о способах изложения воли в юридическом тексте (юридическая техника, юридическая лингвистика, легистика как наука об изложении и оформлении нормативных актов);

2) знания о приемах (способах) уяснения и разъяснения воли, изложенной в юридических документах (толкование);

3) правовую экспертизу юридических текстов как специальную сферу знаний об исправлении пороков юридических текстов.

Специфичность юридической герменевтики заключается в том, что она выступает как сложное научное явление, основанное на подходах и методах, предложенных философами как прошлого, так и настоящего, и находящее свое выражение, главным образом, в способах толкования текста юридического содержания. Цель юридической герменевтики не только в том, чтобы уяснить смысл нормы, но и перевести этот смысл на язык более конкретных высказываний, приближенных к практическим ситуациям настолько, чтобы не возникало сомнений в их относимости к толкуемой норме и тем самым облегчалось бы ее применение.
Билет 15


  1. Философия А. Шопенгауэра. Ее развитие в философии жизни (Ф. Ницше).

Иррационализм — философское учение, ограничивающее возможности рационального познания и противопоставляющее ему нерациональные методы — интуицию, инстинкт, созерцание, веру, определенным образом истолкованные «чувства» и «понимание», и т.д.

Cуществование иррационалистических тенденций в широком смысле прослеживается на протяжении всей истории философии. В более узком смысле иррационализм — это ряд различных философских школ, направлений и концепций, возникших в XVIII — ХХ веках, объединенных негативным отношением к рационалистической вере в безграничные возможности человеческого разума и стремящихся либо полностью опровергнуть рационализм, либо ограничить его ≪чрезмерные притязания≫. Иррационалисты первого поколения выступали против просветительского рационализма XVII-XVIII веков, констатируя его ограниченность и стремясь выйти за пределы рационального.

Более поздний иррационализм Х1Х века в основном был реакцией на гегелевский панлогизм и идеалистическую диалектику. Критикой гегелевского учения пронизана философия «мифологии и откровения» Ф. Шеллинга. Один из представителей пессимистического иррационализма, немецкий философ Э. Гартман, выдвинул идею, по которой основа всего сущего — это бессознательное начало, представляющее единство воли и представления. Мировой процесс носит неразумный, но целенаправленный характер, его конечной целью является уничтожение мира и человечества и достижение состояния чистой воли. Датский философ С. Кьеркегор подверг критике диалектику Гегеля, которую называл ≪количественной≫. Гегелевскому панлогизму и

диалектике он противопоставил свою «качественную», «экзистенциальную» диалектику, в основе которой находится категория «существование» как выражение личности того, кто философствует.Особенностью экзистенциальной диалектики Кьеркегор считал то, чтоона имеет дело с интимно-личными переживаниями, которые принципиально непостижимы с помощью объективного и рациональногоанализа. Он отвергал научный способ философствования как безличный, ложный и пытался создать экзистенциальную философию, отрицающую возможности логического мышления и науки.

Важную роль в становлении и развитии идей иррационализма, интуитивизма, антисциентизма сыграла философия Артура Шопенгауэра — немецкого философа, представителя иррационализма, одногоиз основателей волюнтаристского направления в философии.Одним из первых в западноевропейской философии Шопенгауэрвыразил сомнение по поводу правомерности постулатов, выдвинутыхмыслителями эпохи Просвещения. Он впервые вводит в философскуютерминологию понятие ≪пессимизм≫. Этим понятием Шопенгауэр

выражает свое негативное отношение к жизни, в которой невозможно счастье и торжествует страдание и зло. Пессимизм пронизывает все стороны философии Шопенгауэра. Прежде всего они проявляются в его учении о сущности бытия. Согласно Шопенгауэру, сущностью скрытого бытия явлений есть мировая воля, находящаяся в основе бытия. Шопенгауэр трактует мировую

волю как ≪вещь в себе≫, лишенную множественности. Мировая воля абсолютно свободна, неразумна, бессознательна. Мировая воля — это движение вне пространства и времени, без начала и конца, без внешней цели, поэтому её естественное состояние — неудовлетворенность, постоянный разлад с собой и страдание. Воля выражает себя в идеях и материи. Идеи существуют вне пространства и времени, не подчиняются причинности. В материи присутствует причинность, пространство и время. Активные идеи пронизывают, формируют пассивную материю, в результате чего образуются вещи. Каждая вещь является оформленной материей. Образование вещей идет от простого к сложному. На высших ступенях появляется познание. С этого мгновения мир начинает демонстрировать свою вторую сторону, ≪до сих пор он был только волей, теперь он становится и представлением, объектом познающего субъекта≫24.

Мир как представление есть единство двух существенных и неделимых частей — объекта и субъекта. Объект есть познаваемое, субъект — то, ≪что всё познает и никем не познается≫. Таким образом, мир выступает как представление, образ, создаваемый сознанием субъекта. Субъект является носителем этого эмпирического мира и, следовательно, не существует объекта без субъекта.

Значительное место в философии Шопенгауэра занимают философская антропология и этика. Человек — высшая ступень объективации воли, где воля выступает как воля к жизни.Единственная форма реальной жизни есть настоящее. Человеческая история есть жизнь в настоящем. Она не обнаруживаетни начала, ни конца, ни направления, ни цели и, тем более, закономерности. История представляет собой одну и ту же трагикомедию,в которой меняются только актеры. Будучи жизнью, история несет всебе индивидуальные человеческие судьбы, человеческие животныестрасти. Она бессмысленна, ибо выступает как хаос случайных жизненных путей.

Всякая человеческая жизнь, по существу, есть страдание. Воля к жизни есть несчастливая, страдающая воля, так как жизнь всегда выражает то, чего хочет мировая воля, а одним из основных ее атрибутов является страдание. Таким образом, человеческие страдания не есть

отклонение от нормы, они являются самым позитивным состоянием мира. В отличие от Лейбница и его последователей, провозгласивших, что ≪наш мир есть наилучший из всех возможных миров≫, Шопенгауэр находит, что существующий мир является наихудшим из

миров. Шопенгауэр выделяет три типа человеческого характера: эгоистический, злобный, сострадательный. Эгоизм, который присущ и животному, — главная и основная пружина человеческого существования. Он есть проявление природной сущности человека.

Наличие злобного характера свидетельствует о власти вторичных потребностей культуры над человеком. Он возникает на основе эгоизма и обусловлен ≪принципом индивидуализма≫, господствующим в обществе. В отличие от эгоизма, который стремится к собственному благу, злоба — к причинению горя другому. В сострадательном характере человек обнаруживает свое сущностное родство со всем живым, проявляет благородство, великодушие и любовь.

Человеческая жизнь выступает в виде постоянной борьбы сил эгоизма и злобы с силами сострадания. В этой борьбе всегда побеждает темная сторона человеческой природы. Состраданию, любвии пониманию среди людей в мире нет места. В постоянной борьбе,

изначальном разладе между людьми таится неиссякаемый источник страданий.

Благодаря наличию у человека способности к разумной деятельности, возникает стремление предотвратить насилие со стороны эгоизма и злобы. Средством для предотвращения насилия и злобы является государство и право. Однако, согласно Шопенгауэру, ни государство, ни право не способны уничтожить эгоизм и злобу. Они служат своего рода намордникомдля борющихся сторон, устраняют не причины, а следствия. Государственные и правовые институты лишь смягчают насилие и предотвращают его вредные последствия.

Источником страданий людей выступает отсутствие всякой цели в их жизни и деятельности, вечное неосуществленное стремление кчему-либо, обусловленное существом самой воли. В результате, человек не может достичь полного удовлетворения своих желаний.Преодоление страданий связано с уничтожением источника страданий — воли к жизни. Отрицание воли к жизни, по Шопенгауэру,достигается посредством мистицизма, аскетизма и квиетизма.

Мистицизм есть постижение мировой воли интуитивно- мистическим или абстрактно-философским путем. Познание ведет к перевороту в сознании человека, его начинает отталкивать воля к жизни.

Аскетизм есть преднамеренное сокрушение воли через отказ от приятного и поиски неприятного, добровольно избранную жизнь покаяния и самобичевания ради полного умерщвления плоти. Вместе с жизнью данного тела уничтожается и воля, проявлением которой оно служит. В основании аскетизма находится квиетизм — отказ от всех желаний.

Шопенгауэр трактует свободу как отрицательное понятие, выражающее отсутствие различных преград и помех, встающих на жизненном пути человека. Свободой во всех ее проявлениях обладает лишь одна мировая воля. Что касается свободы человека, то она заключена в крайне узкие рамки. Человеку, как и животному, доступна лишь физическая свобода, которая касается только внешних возможностей, представляя собой отсутствие всяческих материальных препятствий, физических помех для осуществления тех или иных поступков.

Интеллектуальная свобода как присутствие совершенно необусловленных мотивов поведения и моральная свобода недоступны для человека, т.к. все человеческие характеры являются врожденными, постоянными, неизменными, выражающими волю. Моральный выбор человека всегда проявляет себя как закономерный и необходимый, ибо характер присущ ему изначально, заключен в глубокой, скрытой, неизменной природе субъекта. В противоположность многим философским концепциям, отрицающим возможность ответственного поведения в отсутствие свободы, Шопенгауэр решает этот вопрос положительно. Отсутствие моральной свободы не освобождает человека от ответственности. Познание является выражением воли, выросло из воли ≪словно голова из туловища≫. Оно всегда остается на службе у воли, не стремится к самостоятельности, творчеству. Познание присуще как животным, у которых оно осуществляется при помощи рассудка, так и человеку, который кроме рассудка обладает разумом. Рассудок в процессе познания оперирует чувственны- ми, наглядными образами, разум — понятиями.

В отличие от рассудка, разум способен к всестороннему обозрению жизни в ее целостности. Тем не менее деятельность разума всецело подчинена воле. Разум не способен постичь внутренней сущности вещей, проникнуть за пределы представлений. Отрицательное отношение к познавательным способностям разума переносится Шопенгауэром на науку, которая в основе своей имеет разумную деятельность. Наука несет в себе все недостатки разума. В отличие от науки подлинное познание проникает в сущность мира, выраженную в идеях как проявлениях мировой воли. Постичь идеи способно только искусство. Всем видам искусств Шопенгауэр предпочитает музыку, которая в наибольшей степени, гораздо мощнее и глубже, по сравнению с другими видами искусств, влияет на душу человека. Музыка, благодаря своим неординарным качествам, выражает не идеи, а саму волю. Поэтому мир можно назвать как воплощенной музыкой, так и воплощенной волей. Истинное познание мира доступно лишь немногим людям — гениям. Гений отличается от обыкновенного человека тем, что в познании он никогда не служит воле, ибо его сознание освобождено от всяких практических целей, от всяческих желаний. Освобождение от служения воле, способность к чистому познанию при помощи интуиции дает гению возможность остановиться на созерцании самой жизни, постичь идею вещи, а не её отношение к другим вещам.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   24


написать администратору сайта