Главная страница
Навигация по странице:

  • Этическое учение

  • Максима

  • ААААА. Философия Основная философская проблематика


    Скачать 493.86 Kb.
    НазваниеФилософия Основная философская проблематика
    Дата27.12.2019
    Размер493.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаААААА.docx
    ТипДокументы
    #102414
    страница10 из 24
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   24

    Билет 12


    1. Философия И. Канта: учение и познании и этика.


    Иммануил Кант — основатель классической немецкой философии, был не только философом, но и крупным ученым в области естествознания, космологии и космогонии, физической географии, антропологии.

    Выделяют два периода в творчестве Канта: «докритический» и «критический».

    В «докритический» период Кант исходит из уверенности в способности разума познать истинную сущность вещей. Он серьезно занимается проблемами естествознания, его интересуют вопросы, связанные с развитием в природе. В космологии и космогонии Кант выдвигает гипотезу, согласно которой Солнечная система возникла из огромного облака разряженных в пространстве частиц материи и развилась до своего нынешнего устройства согласно законам И. Ньютона. (Эта гипотеза в настоящее время называется гипотезой Канта-Лапласа). В физике Кант обосновывает учение об относительности движения и покоя. В биологии выдвигает идею генеалогической классификации животного мира, в антропологии — идею естественной истории человеческих рас.

    После знакомства с работами Юма у Канта возникают сомнения в абсолютных возможностях человеческого разума. Начинается второй, «критический» период творчества Канта. Проблемы теории познания находятся в центре философской системы Канта. Еще в «докритический период» Кант указывал на границы человеческого познания. В «критический» период момент сомнения в возможностях человеческого разума усиливается. Одним из основных понятий в философии Канта является понятие «вещь в себе» (или «вещь сама по себе»), которому он дает неоднозначное определение. Под этим понятием он мыслит и предметы внешнего мира, и предельное понятие, замыкающее круг возможных человеческих представлений, и ограничивающее притязание людей на познание мира, а также Бога, бессмертие души и свободу воли.

    В теории познания Кант обращается к первому толкованию понятия «вещи в себе». В образе предметов внешнего мира «вещь в себе» существует независимо от человеческого сознания, объективно, является основой, причиной человеческих ощущений, будучи непознаваемой.

    Инструментами познания являются чувство, рассудок и разум. Человеческое знание начинается с опыта, с работы органов чувств. Существуют две ступени чувственного познания: материя — знания, полученные a posteriori (опытное знание), и форма — знания, полученные a priori (знания, предшествующие опыту и независимые от него). К доопытным, априорным формам чувственного познания, относятся пространство и время. Пространство есть априорная форма внешнего чувственного созерцания. Время — априорная форма внутреннего чувственного созерцания. Априорные формы чувственного созерцания упорядочивают хаос ощущений, полученных опытным путем. На вопрос о том, как возникают априорные формы,

    Кант отвечает, что данную проблему решить нельзя, так как для ее решения мы нуждаемся в этих свойствах. Ощущения, вызываемые чувствами, не имеют ничего общего с оригиналом. В процессе чувственного познания возникают не образы, а символы вещей. В результате образуется предмет чувственности, или мир явлений. «Явление» есть то, чем вещь является для нас в процессе познания.

    Если бы без чувственности ни один предмет не был бы дан человеку, то без рассудка ни один предмет не был бы мыслим. Рассудок служит для обработки чувственных данных. Чтобы данные, полученные в результате чувственного восприятия, получили характер всеобщности, они должны быть подведены под априорные формы рассудка, которыми являются понятия, категории. Кант классифицирует категории и сводит их в таблицу, которая принимает следующий вид;

    • категории количества: единство, множественность, всеобщность;

    • категории качества: реальность, отрицание, ограничение;

    • категории отношения: причинность и зависимость; общение

    (взаимодействие); принадлежность и самостоятельное существование.

    • категории модальности: возможность — невозможность, существование — несуществование, необходимость — случайность.

    Как и в случае с пространством и временем, Кант не обосновывает, почему существует данное количество категорий, как они возникают. Иногда он утверждает, что рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает ей. Разум последний и высший этап познания. Он порождает трансцендентальные идеи, выходящие за пределы опыта. Кант называет три подобные идеи: идею психологическую (учение о душе), идею космологическую (учение о мире), идею теологическую (учение о Боге). Разум старается выйти за пределы опыта, стремится к познанию «вещи в себе». Однако вещи «бегут от него» и он ограничивается созданием антиномий. Кант называет следующие антиномии:

    Тезис: мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. — Антитезис: мир не имеет начала во времени и границ в пространстве.

    Тезис: всякая сложная субстанция состоит из простых частей. —

    Антитезис: ни одна сложная вещь не состоит из простых частей.

    Тезис: для объяснения вещей нужно допустить свободную причину. — Антитезис: в мире не существует свободы, господствует причинность, законы природы.

    Тезис: к миру принадлежит или как часть его, или как его причина, безусловно необходимое существо (Бог). — Антитезис: нет никакого абсолютно необходимого существа ни в мире, ни вне мира как его причины.

    Несмотря на пессимизм в решении проблемы познания и его априоризм, нельзя не отметить большой вклад Канта в теорию познания. Он обратил внимание на творческую сущность познающего субъекта. Первым в философии Нового времени Кант пытался показать сложность и противоречивость процесса познания.

    Этическое учение занимает одно из центральных мест в философии Канта.

    Стержнем нравственности является добрая воля, присущая человеку априорно. Она должна быть автономной — независимой от внешней и внутренней обусловленности. Обусловленность внешняя выражается через общественный интерес, внутренняя — через субъективные склонности и предпочтения. Обусловленность характерна для человека, но она деформирует добрую волю.

    Добрая воля проявляет себя через нравственные понятия, которые Кант называет максимами и законами. Максима — субъективный принцип доброй воли, имеющий значение для единичного лица.Закон — объективный принцип доброй воли, важный для каждогоразумного существа. Нравственный закон Кант называет императивом, подчеркивая, что он присутствует в сознании людей априорно.Существуют два вида императива — гипотетический и категориче-

    ский. Первый действует только в определенных условиях, второй — обязателен для всех условий, имеет силу независимо от условий.

    Главное требование категорического императива гласит: ≪Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства≫.

    В этической концепции Кант выразил неприятие к феодальной сословной морали. Он отрицал этический индивидуализм и плюрализм, предполагал нравственное равноправие людей. Для Канта самоценность человеческой личности является необходимым постулатом морали, ибо «человек есть цель как для самого себя, так и для других».


    1. Философское, научное, ненаучное и вненаучное познание. Научное познание и его специфика. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.


    Сегодня наука является основной формой человеческого познания. В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практическрй деятельности ученого.

    1. Первая и основная задача научного познания, как мы уже выяснили, — обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на существенные свойства предмета и их выражение в системе абстракций. Без этого не может быть науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.

    2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Активность субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания. Но приоритет в нем отдается объективности. ОБЪЕКТИВНОСТЬ — характерная черта научного познания.

    3. Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на практическую воплощенность. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать» — не только в настоящем, но и в будущем.

    4. Научное познание в гносеологическом плане — это сложный, противоречивый процесс воспроизводства знаний, которые образуют целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или, что более характерно, — искусственном (математическая символика, химические формулы и т. п.). Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала — важный показатель научности.

    5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое т. н. «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем других форм познания, характерно использование в исследованиях своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, кибернетический и другие общенаучные приемы и методы (об этом — ниже).

    6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем в нем немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений. Вот почему важнейшее значение здесь имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, умение правильно использовать законы и принципы мышления.

    В современной методологии выделяют различные критерии научности. К ним относят, кроме выше названных, такие, как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и др. В других формах познания указанные критерии проявляются в разной мере, но не являются определяющими.

    Система научного знания каждой дисциплины гетерогенна. В ней можно обнаружить различные формы знания: эмпирические факты, законы, принципы, гипотезы, теории различного типа и степени общности и т. д. Все эти формы могут быть отнесены к двум основным уровням организации знания: эмпирическому и теоретическому. Достаточно четкая фиксация этих уровней была осуществлена уже в позитивизме 30-х годов, когда анализ языка науки выявил различие в смыслах эмпирических и теоретических терминов. Такое различие касается средств исследования. Но кроме этого можно провести различение двух уровней научного познания, принимая во внимание специфику методов и характер предмета исследования.

    Рассмотрим более детально эти различия. Начнем с особенностей средств теоретического и эмпирического исследования. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования необходимо включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента.

    В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.

    Кроме средств, которые связаны с организацией экспериментов и наблюдений, в эмпирическом исследовании применяются и понятийные средства. Они функционируют как особый язык, который часто называют эмпирическим языком науки. Он имеет сложную организацию, в которой взаимодействуют собственно эмпирические термины и термины теоретического языка.

    Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, которые можно было бы назвать эмпирическими объектами. Их следует отличать от объектов реальности. Эмпирические объекты -- это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей. Реальные объекты представлены в эмпирическом познании в образе идеальных объектов, обладающих жестко фиксированным и ограниченным набором признаков. Реальному же объекту присуще бесконечное число признаков. Любой такой объект неисчерпаем в своих свойствах, связях и отношениях.

    Возьмем, например, описание опытов Био и Савара, в которых было обнаружено магнитное действие электрического тока. Это действие фиксировалось по поведению магнитной стрелки, находящейся вблизи прямолинейного провода с током. И провод с током, и магнитная стрелка обладали бесконечным числом признаков. Они имели определенную длину, толщину, вес, конфигурацию, окраску, находились на некотором расстоянии друг от друга, от стен помещения, в котором проводился опыт, от Солнца, от центра Галактики и т. д.

    Из этого бесконечного набора свойств и отношений в эмпирическом термине «провод с током», как он используется при описании данного опыта, были выделены только такие признаки: (1) быть на определенном расстоянии от магнитной стрелки; (2) быть прямолинейным; (3) проводить электрический ток определенной силы. Все остальные свойства здесь не имеют значения, и от них мы абстрагируемся в эмпирическом описании. Точно так же по ограниченному набору признаков конструируется тот идеальный эмпирический объект, который образует смысл термина «магнитная стрелка». Каждый признак эмпирического объекта можно обнаружить в реальном объекте, но не наоборот.

    Что же касается теоретического познания, то в нем применяются иные исследовательские средства. Здесь отсутствуют средства материального, практического взаимодействия с изучаемым объектом. Но и язык теоретического исследования отличается от языка эмпирических описаний. В качестве его основы выступают теоретические термины, смыслом которых являются теоретические идеальные объекты. Их также называют идеализированными объектами, абстрактными объектами или теоретическими конструктами. Это особые абстракции, которые являются логическими реконструкциями действительности. Ни одна теория не строится без применения таких объектов.

    Их примерами могут служить материальная точка, абсолютно черное тело, идеальный товар, который обменивается на другой товар строго в соответствии с законом стоимости, идеализированная популяция в биологии, по отношению к которой формулируется закон Харди -- Вайнберга (бесконечная популяция, где все особи скрещиваются равновероятно).

    Идеализированные теоретические объекты, в отличие от эмпирических объектов, наделены не только теми признаками, которые мы можем обнаружить в реальном взаимодействии объектов опыта, но и признаками, которых нет ни у одного реального объекта. Например, материальную точку определяют как тело, лишенное размеров, но сосредоточивающее в себе всю массу тела. Таких тел в природе нет. Они выступают как результат мысленного конструирования, когда мы абстрагируемся от несущественных (в том или ином отношении) связей и признаков предмета и строим идеальный объект, который выступает носителем только сущностных связей. В реальности сущность нельзя отделить от явления, одно проявляется через другое. Задачей же теоретического исследования является познание сущности в чистом виде. Введение в теорию абстрактных, идеализированных объектов как раз и позволяет решать эту задачу.

    Эмпирический и теоретический типы познания различаются не только по средствам, но и пометодам исследовательской деятельности.

    На эмпирическом уровне в качестве основных методов применяются реальный эксперимент и реальное наблюдение. Важную роль также играют методы эмпирического описания, ориентированные на максимально очищенную от субъективных наслоений объективную характеристику изучаемых явлений.

    Что же касается теоретического исследования, то здесь применяются особые методы: идеализация (метод построения идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированными объектами, который как бы замещает реальный эксперимент с реальными объектами; особые методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы); методы логического и исторического исследования и др.

    Все эти особенности средств и методов связаны со спецификой предмета эмпирического и теоретического исследования.

    Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На этом уровне познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях, проступают через их конкретную оболочку.

    На уровне же теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории как раз и заключается в том, чтобы, расчленив эту сложную сеть законов на компоненты, затем воссоздать шаг за шагом их взаимодействие и таким образом раскрыть сущность объекта.

    Вненаучные формы познания: В обыденной жизни люди обмениваются самыми разными знаниями, делятся житейским опытом, но ссылки на автора этого опыта в большинстве ситуаций невозможны, ибо этот опыт анонимен и часто транслируется в культуре столетиями. Выделяют следующие формы вненаучного знания:

    1) ненаучное, понимаемое как разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира; Ненаучная форма познания основана на предположениях. Примеры: мифы, практическая деятельность, народная мудрость, здравый смысл.

    2) донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;

    3) паранаучное - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара- от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;

    4) лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки, Лженаука - это ошибочное знание, часто представляет науку как дело аутсайдеров. Иногда лженаучное связывают с патологической деятельностью психики творца, которого в обиходе величают "маньяком", "сумасшедшим". В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучные знания очень чувствительны к злобе дня, сенсации. Их особенностью является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью. Они пятнами и вкраплениями сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное обнаруживает себя и развивается через квазинаучное;

    5) квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории нашей страны периоды "триумфа квазинауки" хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в советской геологии 50-х гг., шельмование генетики, кибернетики и т.п.;

    6) антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Приставка "анти" обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с "противоположным знаком". С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легкодоступного "лекарства от всех болезней". Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиальное избавление от антинауки невозможно;

    7) псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

    Философское познание – философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов. Художественное познание – творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   24


    написать администратору сайта