Главная страница
Навигация по странице:

  • Социальная структура общества. Человек в системе социальных отношений. Взаимодействие и взаимовлияние личности и общества: социальный детерминизм и социальная свобода.

  • Структура общества

  • ААААА. Философия Основная философская проблематика


    Скачать 493.86 Kb.
    НазваниеФилософия Основная философская проблематика
    Дата27.12.2019
    Размер493.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаААААА.docx
    ТипДокументы
    #102414
    страница17 из 24
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   24

    Билет 19


    1. Проблема человека и его свободы и философии экзистенциализма (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю).


    СВОБОДА - это самостоятельное распоряжение че­ловеком самим собой, выбор собственного жизненного пути и самоопределение в его рамках.

    Человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который настойчиво диктует ему выбор форм и способов деятельности (например, определение крестьянином действий по обработке земли), их последова­тельность и содержание. Он несвободен, так как всегда имеются ограничи­тели его деятельности - уровень своих физических и умственных способно­стей, технических возможностей, характер общественного строя. Они ставят преграды действиям человека, его планам и целям. Он несвободен еще и потому, что имеет место так называемое отчуждение человека, которое в различных формах проявляет себя во все времена.

    В своей действительности отчуждение означает, что продукты деятельно­сти человека выходят из-под его контроля и превращаются во внешнюю и неподвластную ему силу. Отчуждение означает чуждость, внешность мира и даже его враждебность (например — стихия рыночных отношений, сила дикта­торского государства, неподвластность человеку созданного им гигантского мира техники). Отчуждение - это как бы утрата мира человеком и превращение этой действительности в бесчеловечный мир. (Такое случается, например, во время социальных революций. Они, как известно, замышляются гениями и осуществляются фанатиками, но их плодами пользуются, в первую очередь, проходимцы и негодяи). На уровне психики и сознания отчуждение человека проявляется в таких отрицательных состояниях людей, как потерянность и обреченность, чувство утраты основного ориентира в жизни, страх перед окру­жающим миром, пессимизм, апатия, агрессия и т.п. Отчуждение является веч­ной и неустранимой проблемой для человеческого общества. Отсюда вытекает и парадокс истории, верно «схваченный» в словах Pycco: «Человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах».

    Человек свободен— причем не только в принципе, но и в самой дей­ствительности. (Разумеется, речь идет лишь о конкретных проявлениях и ме­рах свободы как измерении человеческого бытия, что зависит от многих обсто­ятельств и предпосылок - глубины ума человека, его силы воли, социальных условий). О присущей человеку способности быть свободным испанский фило­соф XX в. Ортега-и-Гассет писал следующее: «Мы не выброшены в мир, как пуля из ружья, которая летит по точно предназначенной траектории. Совсем наоборот: выбрасывая нас в этот мир, судьба дает нам на выбор несколько траекторий и тем самым заставляет нас выбирать одну из них. Поразительное условие нашей жизни! Сама судьба принуждает нас к свободе, к свободному выбору и решению, чем нам стать в этом мире. Каждую минуту она заставляет нас принимать решения. Даже когда в полном отчаянии мы говорим: «Будь, что будет!», — даже и тут мы принимаем решение».

    Кратко говоря, свобода есть не-рабство, творческая раскрепощенность человека как социокультурного существа, протест и бунт против нечеловеческих усло­вий существования. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств — как природных, так и социальных. Свобода предполагает воз­можность действовать, говоря словами ККанта, «по своему усмотрению», оп­ределять самого себя и поступать в соответствии со своими интересами и пред­ставлениями. Поле свободы для человека, как существа деятельного, фактичес­ки безгранично. У мира, как известно, есть множество дорог для человека, и он находит все новые и новые тропинки для своего бытия. Но свобода - это не только возможность делать выбор своего жизненного пути, вольное хотение. Это и сам выбор человека, его вхождение в иной порядок своего бытия в мире, обретение подлинно человеческого существования.

    Экзистенцианализм (существование), или философия существования (пер.пол.20в.). Он сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами. Различают религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев и др.), и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.) экзистенциализм. Такое деление весьма условно, ибо для многих представителей нерелигиозного экзистенциализма утверждение, что Бог умер, связано с признанием невозможности и абсурдности жизни людей без Бога.

    Центральные вопросы экзистенциализма - существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире. Экзистенциальные проблемы - этo вопросы самого факта существования каждого человека и переживание своего способа существования. Центральным положением этой философии является одинокий человек с его крайним индивидуализмом и раздвоенным сознанием.

    Исходным пунктом является категория «существования» (экзистенция). Она является ключевой при рассмотрении социальных отношений и внешнего мира, познавательных актов и эмоциональных реакций. Существование, или экзистенция - это нечто невыразимое в понятиях, то, что никогда не является объектом, ибо человек не в состоянии взглянуть на себя со стороны. Существование не поддается рациональному постижению, и единственная возможность познать его заключается в том, чтобы его пережить.

    Карл Ясперс. Он избрал форму свободного размышления и не стремился вывести все содержание мысли из единого общего принципа. Темой его творчества становятся человек и история. Причем история рассматривается как изначальное измерение человеческого бытия. Человеческое существование раскрывается через время, через историчность. “Вместе со скачком в историю, осознается преходящий характер всего. Всему в мире отведено определенное время, и все обречено на гибель. Но только человек знает, что он должен умереть. Наталкиваясь на эту пограничную ситуацию, он познает вечность во времени, историчность как явление бытия, уничтожение времени во времени. Его осознание истории становится тождественным осознанию вечности”. Человеческое существование раскрывается в "пограничных ситуациях" - в состояниях страдания, борьбы, жестокости и враждебности мира, в которых живет человек.

    Жан Поль Сартр - французский философ, основатель атеистического экзистенциализма. Сартр разрабатывает идею специфичности и аутентичности человеческого существования; развивает концепцию бытия, включающую в понятие бытия индивидуальную свободу.

    Главная особенность - возникновение человеческой реальности есть «абсолютное событие», к которому не применимы никакие генетически-казуальные объяснения. Отсюда одно из первых положений Сартра - «Человек есть ничто».

    Вторая особенность -представления о свободе. Человек свободен, именно потому, что у него нет «природы», которая бы могла предопределить способы его поведения и жизнедеятельности. Только от самого человека зависит, каким он будет и каков будет мир, в котором в этом случае ему приведется жить. Человеческая природа - ни добра, ни зла, она свободна. Свобода имеет и другой негативный аспект - чувство тревоги. Человек страшится своей безосновной свободы, он боится быть единственным источником ценностей, ему тяжко вынести все бремя ответственности, он пытается «списать» свои действия на якобы не зависящие от него объективные причины. Но и в этом случае любая маска, любая роль – результат свободного выбора; человек - безусловный автор своего деяния. На протяжении всей человеческой жизни свобода, всегда есть ответственность, утверждающая себя в формировании личной позиции. Это утверждение находит свое завершение в известном сартровском положении о том, что человек должен действовать так, как будто ему надлежит заменить собой недостающего Бога.

    Сартр стремится встать над материализмом и идеализмом. Он противопоставляет два вида бытия: «в-себе-бытие» и «бытие-для-себя».

    «В-себе-бытие» является выражением объективной реальности, материальности. Оно лишено качественной определенности, инертно, неспособно к изменению, возникновению, уничтожению и, следовательно, не может стать причиной чего-либо и самопричиной. В нем отсутствует прошлое, настоящее и будущее. «В-себе-бытие» являет собой абсолютную пассивность, которая неспособна действовать.

    «Бытие-для-себя» есть человеческое сознание, имеющее чувственно-эмоциональную окраску. «Бытие-для-себя» активно, динамично, является носителем становления и изменения, источником качественного многообразия жизни. Оно вносит смысл и значения в инертный мир «в-себе-бытия».

    Два рода бытия непосредственно связаны друг с другом. В этой связи выражен факт существования. Сартр различает понятия «быть» и «существовать». Всё, что есть вне человеческого сознания, обладает только бытием. Лишь акт сознания способствует переходу от возможности к действительности, делает нечто существующим. Она из центральных категорий философии Сартра — категория свободы. Свобода человека ничем не обусловлена, не связана какой-либо причинной зависимостью, будь то причины природные, социальные или определяемые возможностями человека. Она изначально присуща человеку. Это всегда «свобода от», а не «свобода для».

    Альбер Камю. Сам Камю не считал себя ни философом, ни экзистенциалистом. Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. В «Мифе о Сизифе» Камю пишет, что для того, чтобы понять, что заставляет человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа счастливым. Многие герои Камю приходят к похожему состоянию души под влиянием обстоятельств (угроза жизни, смерть близких, конфликт с собственной совестью и т. д.), их дальнейшие судьбы различны. Высшим воплощением абсурда, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества — фашизм, сталинизм и т. п. Подлинное общение - это объединение людей в бунте против абсурдного мира. Он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость.


    1. Социальная структура общества. Человек в системе социальных отношений. Взаимодействие и взаимовлияние личности и общества: социальный детерминизм и социальная свобода.


    Связь и отношение - это общие категории диалектики, выражающие взаимообусловленность явлений, разделенных во времени и в пространстве, и взаимодействие элементов определенной системы.

    Социальные связи и отношения складываются между людьми в процессе их совместной деятельности.

    Виды социальных связей и отношений (материалистическая трактовка общества):

    первичные (материальные, базисные);

    вторичные (идеологические, надстроечные).

    Главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные отношения, определяющие политические, правовые, нравственные и другие. Совокупность этих отношений определяет сущность той или иной общественно-экономической формации и входит в понятие сущности человека.

    Идеалистическая трактовка общества:

    исходит из примата духовного начала как объединяющего, системообразующего принципа. Это может быть идея единого Бога, расы, нации и т.п. В этом случае государственная идеология выполняет роль скелета общественного организма. "Порча" идеи приводит к развалу государства и деградации человека. Авторы социальных утопий прошлого и настоящего ищут магическую формулу, следование которой обеспечивает благополучие общества и каждого человека.

    Во многих общественно-политических концепциях и философских взглядах на общество признается как значение материального производства и возникающих при этом объективных общественных отношений, так и необходимость центральной идеи, объединяющей разные элементы общества в единое целое.

    Общество или социум (в самом широком смысле) – надприродная реальность, возникающая в результате специфической активности человека, это системная совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы, но отличающийся от природы качественными свойствами.

    Общество (в узком смысле) -  это сумма социальных связей и система разнообразных социальных отношений, взаимно обусловливающих друг друга, возникающих в результате совместной деятельности людей.

    Обществом мы называем только высший уровень организации социальной системы, когда она оказывается самодостаточной.

    Современное философское знание обращает внимание на анализ социального процесса, в котором участвуют:

    люди (движущая сила исторического процесса);

    вещи (в них социальный процесс обретает устойчивость своего бытия, закрепляется культурная традиция);

    идеи (выполняют роль связующего начала, придающего смысл предметной деятельности человека и объединяющего людей и вещи в единое целое).

    Сущность общественных связей и отношений:

    соединяют людей, вещи и идеи в единое многомерное целое; отношение человека к человеку опосредуется миром вещей, и наоборот, контакт человека с предметом означает, по сути дела, его общение с другим человеком, его силами и способностями, аккумулированными в предмете.

    Здесь выявляется качественная двойственность человека и всех предметов и явлений, относящихся к миру культуры. Кроме их природных, физических, телесных качеств любое явление культуры, в том числе и человек, характеризуется системой социальных качеств, возникающей именно в процессе деятельности в обществе. Социальные качества сверхчувственны, невещественны, но вполне реальны и объективны и весьма существенно определяют жизнь человека и общества.

    Социальность - это специфическое свойство, уникальное качество, присущее только человеку, которое возникает из реального взаимодействия реальных людей. Человек – существо, прежде всего, коллективное. Жизнь людей взаимо­обусловлена, т. е. люди могут жить, только общаясь друг с другом, обме­ниваясь опытом, воздействуя друг на друга.

    В результате специфической активности человека возникает надприродная реальность - общество (в самом широком смысле). Это уже модель «социальности вообще», т. е. системная совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы, но отличающийся от природы качественными свойствами.

    Человек и мир человека двойственны, и осознание этого факта позволяет дать качественный анализ общества как системы.

    Структура общества:

    Социальная сфера – это сфера общественной жизни, в рамках которой удовлетворяются прямые жизненные потребности членов общества, а также происходит взаимодействие различных общностей людей.

    Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Она выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляются взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество.

    Политическая сфера жизни общества – сфера отношений между нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене.

    Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. Здесь возникают и реализуются духовные (познавательные, нравственные, художественные, религиозные и т. д.) потребности людей.
    Основные этапы взаимодействия человека и общества:

    Система личной зависимости людей в связи с переходом от этапа охоты и собирательства к земледелию, что потребовало объединения в общую технологическую цепь многих людей (системы орошения и др.). Так создались предпосылки для формирования государства. Образуется система социальных связей, характеризующаяся личной зависимостью человека от человека и традицией как основной формой социального воспроизводства.

    Общество как система вещных зависимостей, когда мир машин образовал особый предметный слой социальности, через который стали реализовываться межчеловеческие связи и отношения. Это сопряжено с развитием капитала, когда человек сам превращается в товар определенного рода, а его силы и способности все более подчиняются логике воспроизводства вещей. Это способствует доминированию в мировоззрении идеи прогресса производства и потребления с экстенсивным типом развития, что ведет к "одномерности" человека.

    Следующий (новый) этап - Этап личностной реконструкции социальности, об отношениях "свободных индивидуальностей", что может дать новый импульс развитию человеческих качеств.

    Социальная структура общества -  совокупность социальных общностей, являющихся основными субъектами социального действия.

    Социальная общность – это целостное социальное образование, которое характеризуется устойчивыми связями людей, единством образа жизни, тенденций и перспектив развития. Историческими формами социальных общностей являются:

    семья,

    род,

    племя,

    народность,

    нация.

    Своеобразным способом существования со­циального является деятельность, которая представляет собой субстанцию общественной жизни и ока­зывается наиболее широким понятием социальной философии. Деятельность вы­ступает не только как способ существования социальной действительности, но и как основание ее внутренней системной целостности.

    Предстающая перед нами действительность как в общем, так и в частном, находится под властью законов ступенчатого развития, начиная со стадии, предшествующей зарождению, и до стадии завершения роста. И по этой причине, когда мы ощущаем горький вкус плода в начале его развития, мы не воспринимаем это как порок или изъян плода, потому что всем известна причина – плод еще не завершил процесс своего развития.

    Так и по отношению к современности: если что-то кажется нам несовершенным, то это является свидетельством того, что сегодня мы все еще находится на переходной стадии и не видим конечной фазы развития.

    Проанализировав этапы развития цивилизации, можно обнаружить, что все они являлись вынужденными и совершались по команде, заложенной в информационном гене, цепочке внутреннего развития человеческих желаний. Внутренняя природа и внешние обстоятельства заставляют человечество действовать по заложенному алгоритму поведения. Природа поместила нас между наслаждением и страданием, и мы не вольны выбирать страдания или отвергать наслаждения.

    Возрастающий человеческий эгоизм вызывает внутреннее давление, потребность его наполнить. Вот эта потребность наполниться, она и диктует дальнейшие социальные формы.

    На данном уровне развития общество не в состоянии дать человеку ответ на его высшую духовную потребность, что приводит к тупиковой ситуации, дестабилизации системы, которой нужен рывок, чтобы выйти на новый уровень развития. Этим процессом вызван и глобальный кризис, который по своей сути является кризисом развития.

    Итак, наше развитие детерминировано механизмом раскрытия и актуализации внутренних потребностей и желаний.

    Вместе с тем, в природе заложена возможность свободы выбора. Природа в потенциале позволяет нам взять под свой контроль упомянутый закон развития, и управлять им, ускоряя процесс по своему желанию, свободно и независимо от течения времени.

    Мы видим, что существуют две силы, действующие в процессе развития:

    - бодна – «власть природы», гарантирующая развитие медленным и болезненным путем, когда «объект развития» испытывает страдания, находясь под катком развития.

    - другая – «власть человека», которая представляет собой контроль цивилизации над упомянутым законом развития.

    У человека есть возможность значительно ускорить достижение последней совершенной стадии. Другими словами, у человечества – в руках право на завершение своего созревания и исправления.

    Взяв в свои руки закон развития, люди в состоянии превратить отрицательные свойства в положительные. Это означает, что им необходимо обратить внимание на свои эгоистические свойства и начать обращать их в альтруистические. С этого момента достижение высшей ступени развития зависит от желания самих людей.

    Свобода — способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которых он добивается поставленных перед собой целей. Практическая реализация внутренней свободы личности осуществляется благодаря объективной возможности, или внешней свободе для такой деятельности. В истории общественной мысли проблема свободы традиционно сводилась к вопросу: обладает ли человек свободой воли, или обусловленность его намерений и поступков внешними обстоятельствами.

    В повседневной практической деятельности человек сталкивается не с абстрактной необходимостью, а с ее конкретно-историческим воплощением в виде реально существующих естественных условий, а так же экономических и социальных отношений, которые обуславливают круг его интересов, а так люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, но они обладают известной свободой в выборе целей, так как в каждый конкретный момент существует несколько реальных возможностей, хотя и с разной долей вероятности. Даже когда нет альтернативы, они в состоянии замедлить наступление нежелательных и ускорить наступление желательных событий.

    Наконец, они вольны в выборе средств достижения цели. Свобода, следовательно, не абсолютна, а относительна и предваряется в жизнь путем выбора определенного плана действий. Она больше, если люди осознают свои возможности, если больше средств в их распоряжении, ли больше их интересы совпадают с объективными тенденциями общественного процесса, со стремлением больших масс людей. Это относительная исторически и с тем реальная практически свобода личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах возлагает на нее моральную и социальную ответственность за свои поступки т.к. отрицает свободу (от лишений эксплуатации, гнета) являющуюся условием положительной свободы (для творческого труда и личного роста).

    Свобода не равнозначна произволу. Человек свободен в своих мыслях и поступках не, потому что он причинно ничем не обусловлен. Причинная обусловленность человеческих поступков и мыслей не отменяет свободу, так как они не детерминированы однозначно. Независимо от происхождения своих целей и намерения люди обладают свободой, поскольку они сохраняют реальную возможность выбора и предпочтения, которая объективно соответствует их интересам, поскольку внешние обстоятельства не вынуждают их поступать вопреки их личным интересам и потребностям.

    Абсолютной свободы не существует, свобода всегда конкретна и относительна. В зависимости от объективных условий и конкретных обстоятельств люди могут обладать свободой или же быть лишены ее. Степень свободы может быть весьма различной: от свободы в выборе целей через свободу в выборе средств, до свободы приспособления к действительности.

    В реальной действительности свобода присутствует в необходимости в виде непрерывной цепи свободы выбора, которая была осуществлена прошлыми поколениями и привела общество к должному состоянию; в свою очередь и необходимость присутствует в свободе в виде объективных обстоятельств и не может претвориться в жизнь иначе как благодаря свободной деятельности людей. Исторический детерминизм, следовательно, не отрицает свободу выбора в общественной деятельности людей, но предполагает ее и включает в себя как ее результат.

    Свобода выбора играет такую же роль в общественном процессе как естественный отбор в биологической эволюции. Благодаря свободе выбора в различных сферах общественной деятельности человек становится активным субъектом общественной деятельности, человек становится активным субъектом общественного развития, а не пассивным объектом эволюции.

    Обладая свободой выбора, человек может усваивать и использовать в своей деятельности не только накопленный опыт, но и достижения материально-духовной культуры, а так же передавать эти достижения другим поколениям. Это сопровождалось ускорением темпов общественного прогресса по сравнению с биологической эволюцией, ибо достижения отдельных людей становятся культурным достоянием всего человечества.

    Если объем человеческой свободы может служить мерой общественного прогресса, то в свою очередь его темпы непосредственно зависят от степени свободы, которой располагают люди в прочей свободной деятельности.

    Мера свободы, которой в каждую конкретную историческую эпоху обладают люди, в общем, склонно определятся уровнем развития производственных сил, степенью познания или объективных процессов в природе и обществе и социальным и политическим строем данного общества.

    Свобода личности всегда представляет собой лишь часть постоянной свободы, которой располагает общество в целом.

    Являясь элементами единой системы, личность и общество представляют собой противоположности, из которых состоит противоречие этой системы. Другими словами, личность и общество являются противоположными полюсами цикла взаимодействия, носителями противоположно направленных сил. Это противоречие выступает так же источником развития системы «личность — общество».
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   24


    написать администратору сайта