Главная страница
Навигация по странице:

  • Бытие человека

  • Бытие духовное

  • Бытие социальное

  • Культура и цивилизация. Типы цивилизаций: традиционные и техногенные цивилизации. Понятие постиндустриального общества. Глобализация и глобальные проблемы.

  • ААААА. Философия Основная философская проблематика


    Скачать 493.86 Kb.
    НазваниеФилософия Основная философская проблематика
    Дата27.12.2019
    Размер493.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаААААА.docx
    ТипДокументы
    #102414
    страница22 из 24
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

    Бытие вещей . «Первая» природа существует до, вне и совершенно независимо от сознания человека, независимо от его воли и субъективных желаний. «Первая» природа является реальностью объективной и первичной.

    Человек, не удовлетворенный тем, что ему дает «первая» природа, соединяя свой труд с веществом природы, создает «вторую» природную – комплексную (природно-духовно-социальную) реальность. Она также объективна, воплощает в себе, опредмечивает человеческие идеи, цели.

    Бытие человека . Бытие отдельного человека – единство тела и духа. Существование человека не надприродное, но и не только природно-телесное. Специфика существования человека в переплетении, взаимодействии трех разных бытийственных измерений заключается в том, что:

    1) отдельный человек реально существует как данная мыслящая и чувствующая вещь (тело);

    2) человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo Sapiens и взятая на данном витке его эволюции;

    3) человек существует как социально-историческое существо.

    Бытие духовное . Различают два вида. Индивидуализированное духовное бытие включает в себя сознание и бессознательное. Результаты деятельности сознания и вообще духовной деятельности конкретного человека могут отделяться от него самого, и тогда возникает объективированное (внеиндивидуальное) духовное бытие. Оно материализируется в словах, звуках, знаках естественного и искусственного языков (книги, чертежи, формулы, проекты, ноты и звучание музыкальных инструментов).

    Бытие социальное . Включает в себя и материальную, и духовную жизнь общества (общественное бытие и общественное сознание). Основу социального бытия составляет практика как специфически человеческий способ бытия в мире, суть которого в преобразовании материального мира как природного, так и социального.

    Философское понимание пространства и времени

    Пространство и время – важнейшие атрибуты бытия. В мире нет материальных систем, не обладающих пространственно временны?ми свойствами. Пространство характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии материальных систем.

    В истории философии существуют различные концепции пространства и времени. Их можно разбить на два больших класса: субстанциальные и реляционные. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Они служат вместилищами, в которых находятся объекты и разворачиваются процессы. При этом пространство и время могут существовать независимо от объектов и процессов.

    Реляционная концепция (Лейбниц) заключается в том, что пространство и время – это особые отношения между объектами и процессами и вне них не существуют.

    Достижения современной науки свидетельствуют о предпочтении реляционного подхода к пониманию пространства и времени. Например, теория относительности, в которой раскрывается неразрывная связь пространства и времени как единой формы существования материи (пространство – время), единство пространственно-временно?й и причинно-следственной структуры мира, относительность пространственно-временны?х характеристик объектов.

    Свойства пространства: протяженность, трехмерность, симметрия и асимметрия, внешняя форма и размер, местоположение, распределение вещества и поля, граница, отделяющая их от других систем.

    Свойства времени: длительность, неразрывная связь с движением систем, а также с пространством.

    К всеобщим свойствам пространства и времени относятся: объективность, зависимость от движущихся систем, прерывность и непрерывность, бесконечность (времени) и безграничность (пространства).

    Понятие субстанции и основные варианты субстанциального понимания бытия. Понятие субстанции было впервые сформулировано Аристотелем. Под субстанцией понимается то, что существует самостоятельно, само по себе. Субстанция — нечто устойчивое и постоянное, в отличие от изменчивого и преходящего. Проблема выделения субстанции является одной из центральных проблем онтологии.

    Онтология обретает свою «плоть и кровь» как экспликация37 бытия в более или менее четкой понятийной структуре, образованной взаимосвязанными категориями: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, социальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.

    Дуализм, плюрализм, монизм. Рационалистические философские системы Декарта, Спинозы и Лейбница не могли обойтись без понятия бытия. Статусом бытия наделялись как отдельные явления и процессы, так и субстанция (сущность). По поводу того, стоит ли за многообразием всех вещей и явлений одна и та же сущность или их множество, между философами возник спор. Спиноза полагал, что субстанция (natura naturans) едина и она тождественна природе или Богу. Лейбниц утверждал бесконечное множество субстанций, называемых монадами (monada). Декарт полагал, что существуют субстанции мыслящие (res cogitans) и протяженные (res extensia). Таким образом, относительно «первого бытия» выделились три позиции: монизм, плюрализм и дуализм. Большинство философов XVIII и XIX столетий примкнули к концепции монизма и, в свою очередь, разделились на материалистов и идеалистов.

    Движение, пространство, время. Движение — философская категория, отражающая своим содержанием всеобщее неотъемлемое свойство бытия — изменчивость. Поэтому наиболее общее его определение — это изменение вообще, любое изменение. Движение объемлет собой все происходящие в природе и обществе процессы. Именно процессуальность характеризует смену стадий, состояний, периодов, фаз того, что движется, изменяется. В античной философии наметились две линии в трактовке движения: Гераклит подчеркивал, что все находится в состоянии движения, а покой является видимостью. Парменид учил о вечносущем, неподвижном бытии, противопоставляя его изменению и становлению материи. Апории Зенона показали трудности, связанные с выражением движения в логике понятий. Платон подчеркивал важность понятия самодвижения, как «причины изменения и всяческого движения вообще». Это понятие (конечно, не в платоновской трактовке) становится важнейшим объяснительным принципом в материалистической диалектике, согласно которой в качестве способа бытия материи движение выступает как самодвижение. Согласно диалектике, источником движения материи являются внутренне присущие ей противоречия. Постоянное становление и разрешение противоречий выступает именно как самодвижение. Данные понятия (движение и самодвижение) действительно выражают исходные момент бытия. Движение есть не просто проявление взаимодействия, но для осуществления последнего необходим момент самодвижения. С другой стороны, важно обратить внимание на различение качественных (превращение, возникновение, уничтожение) и количественных (увеличение и уменьшение) изменений, проведенное еще Аристотелем. В физике Аристотеля движение связывается со временем, которое является мерой движения. В физике Нового времени движение стало предметом механики и рассматривалось чисто количественно. Р. Декарт связывает движение с пространством, рассматривая его просто как пространственное перемещение. Современная философия в своих трактовках движения ближе к Аристотелю, сосредотачиваясь на многообразии форм движения. Все большее значение придается процессам становления и развития, не- разрывно связанным с категорией времени. Время, как и пространство, издавна было предметом интереса как естественных и точных, так и гуманитарных наук. Наличие пред- ставлений или понятий пространства и времени в истории философии никогда не отрицалось. Однако дискуссионным был вопрос: принад- лежат ли пространство и время самому предметному миру, или же они являются особыми свойствами самого человека, его восприятия и мышления? По этому поводу существует огромное количество мнений, как философов, так и физиков (в качестве некоторых основных вех в решении этих вопросов можно назвать Аристотеля, Платона, И. Ньютона, И. Канта, А. Эйнштейна). Учеными XX в. и до наших дней уделяется большое внимание новым аспектам пространства и времени — историческое простран-ство и время, психологическое, культурное, духовное, смысловое. Но и до сих пор остаются открытыми многие вопросы, связанные с тем, как понимать все эти аспекты, — как грани реального бытия или лишь как моменты нашего познания мира. Словом, проблема времени, как и проблема пространства, принадлежит к числу вечных проблем, ибо на каждом витке науки ученые будут стремиться осмыслить ее со своих позиций. Хорошо выразил это Иоганн Вольфганг Гете: «Время — это тиран, который имеет свои капризы и который каждое столетие другими глазами смотрит на то, что делают и говорят». Пространство и время не являются вещами. Поэтому вопросы об их свойствах и строении могут показаться необычными. Но такова логика логического моделирования природных процессов и явлений. Мы рассматриваем пространство и время как особые вещи, что позволяет нам превращать их в переменные, то есть в параметры физических уравнений. Но для этого важно выяснить, какие именно свойства можно приписать пространству и времени, чтобы не впасть в противоречие ни с теорией объяснения и описания, ни с практикой опытно-экспериментального измерения. Если бы удалось найти наилучший способ постулирования пространства и времени как физических величин, то мы не стали бы сегодня вообще уделять внимание этому вопросу. Но в процессе развития науки оказалось, что есть альтернативные точки зрения и альтернативные способы концептуализации. Споры, в которые постепенно включились не только физики, но и философы, не стихают по сей день. Причина споров заключается в том, что пространство и время можно рассматривать и как внешние условия бытия вещей, и как свойства этих вещей, и как человеческую способность упорядочивать внешние восприятия (пространство) и внутренние переживания (время). Первая точка зрения — субстантивизм — состоит в утвержде- нии существования абсолютного, т.е. математического пространства и времени. Они объективны в отличие от субъективных или относительных пространства и времени, формирующихся в обыденном опыте. Главным представителем данной позиции считается Ньютон. В «Математических началах натуральной философии» Ньютон писал: «Абсолютное, истинное математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему –либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью... Абсолютное пространство по самой своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным».

    Согласно второй точке зрения, называемой реляционизмом, протяженность — это свойство протяженных (т.е. материальных) тел, а длительность — свойство событий или процессов. Именно это свойства физического мира (совокупности материальных тел) и есть пространство и время. Автором данной точки зрения считается Лейбниц, она же представлена в диалектическом материализме, где пространство и время называются формами существовании материи. Существует множество качественно различных материальных систем, каждой из которых соответствует свой собственный тип пространства и свой особый тип времени. Различия трактуются здесь как уровни движения материи: механический, физический, химический, биологический, социальный. Таким образом, можно говорить о физическом, биологическом или социальном пространстве, различать физическое или биологическое время.

    Третья точка зрения — субъективизм — состоит в выведении пространства и времени из особенностей человеческого восприятия, мышления и т.п. Ее сторонники утверждают, что пространство — это способность человека упорядочивать свои внешние восприятия, а время — это способность упорядочивать свои внутренние переживания. Таким образом, пространство и время — субъективные, то есть зависящие от субъекта восприятия, феномены. Такой субъективизм поддерживали Д. Юм, И. Кант, Э. Мах и др. Очень важную роль спор субъективизма, субстантивизма и реляционизма сыграл в становлении специальной и общей теории относительности. Выдающиеся физики — Г. Галилей, И. Ньютон, Г. Лоренц, Д. Максвелл, А. Эйнштейн — классики современной науки, выдвигали различные физические концепции пространства и времени.

    В классической субстанциональной концепции Ньютона время — абсолютная субстанциональность, длительность, однородная для всей Вселенной и независимая ни от каких взаимодействий и движений вещей; также субстанциально пространство — «пустое вместилище тел».

    Специальная теория относительности, созданная в 1905 г. А. Эйнштейном, стала результатом обобщения и синтеза классической механики Галилея-Ньютона и электродинамики Максвелла-Лоренца.


    1. Культура и цивилизация. Типы цивилизаций: традиционные и техногенные цивилизации. Понятие постиндустриального общества. Глобализация и глобальные проблемы.

    Цивилизация - это преобразованный человеком мир вне положенных ему материальных объектов, а культура - это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности.

    Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами. Культура и цивилизация в общем антонимичные понятия. Общего в них то, что они являютс следствием прогресса.

    Культура

    Цивилизация

    Носит ценностный характер

    Прагматична (ориентируется на критерий полезности)

    Культура органична, функционирует как живое целое.

    Механична (каждый достигнутый уровень цивилизации самодостаточен.)

    Культура аристократична

    (шедевры - творения гения)

    Цивилизация Демократична (Культуру присвоить нельзя,

    ее надо понять, а цивилизацией может овладеть каждый, независимо от личностных качеств.)

    Культура существует в вечности, (юность культурных произведений не уменьшается)

    Критерий прогресса: последнее по

    времени наиболее ценно.

    Культура иногда враждебна жизни (содержит свой параллельный мир, она конкукир. с жизнью.)

    Цивилизация способствует продлению и усовершенствованию жизни.

    Типы цивилизаций (в зависимости от основания классификаций можно выделить):

    1.         По типу хозяйственной деятельности

    ·         Земледельческая

    ·         Индустриальная

    2.         В зависимости от контакта с другими цивилизациями

    ·         Открытые (экстравертные), то есть стремящиеся к расширению своих пределов

    ·         Закрытые (интравертные)

    3.         В зависимости от двух главных противостояний в мировой истории

    ·         Восточная

    ·         Западная

    ·         Промежуточная

    4.         В зависимости от способа производства

    ·         Первобытная

    ·         Рабовладельческая

    ·         Феодальная

    ·         Буржуазная

    ·         Социалистическая

    Но в настоящее время все чаще современные исследователи кладут в основу классификации цивилизации культуру. И, исходя из этого, выделяют традиционную и техногенную цивилизации.

    Традиционный тип общества (Восток) обладает замедленным темпом развития, придерживается устойчивых стереотипов, канонизированных форм мышления, устоявшихся образцов поведения. В нем господствуют авторитарно-административная система и принцип редистрибьюции, т.е. сбора дани, налогов и повинности. Для деспотических государств Востока характерны отсутствие частной собственности, произвол власти, рабская зависимость и угодливость. Все товарные отношения находятся под контролем власть имущих и неудовольствие чиновников оборачивается разорением и конфискацией имущества в пользу казны. В «азиатских» обществах именно власть рождала собственников и собственность, т.е. господствовал принцип «власть — собственность». Социальную значимость имели лишь люди, причастные к власти, богатство и собственность теряли значение, а утратившие власть становились бесправными.

    Техногенное общество возникло в XV—XVII вв. в связи с развитием в европейском регионе техники и технологии, оно пришло на смену аграрному традиционному обществу. В техногенных обществах основной ценностью являются не канон и норма, а инновация и новизна. Техногенный тип развития — это ускоренное изменение природной среды, сопровождаемое видоизменением социальных связей людей. Для техногенной цивилизации характерно формирование техносферы как искусственного материального мира, который становится основой последующего развития. И уже не природная, а искусственная среда во многом определяет будущее общества. Считается, что техногенная цивилизация весьма агрессивна и приводит к гибели многие сакраментальные культурные традиции или трансплантирует в них модели западного образца. Авторы монографии «Философия науки и техники» В.С. Степин, В.Г. Горохов и М.А. Розов приводят любопытное сравнение: символом техногенного общества может считаться Книга рекордов Гиннесса, в отличие от семи чудес света, которые подчеркивают завершенность мира, в котором все грандиозное и действительно необычное уже состоялось.

    Культурная матрица техногенного развития включает три стадии: предындустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Важнейшей ее характеристикой, понятной из самого названия, становится развитие техники и технологии. Предындустриальному обществу соответствуют примитивные производственные формы, неквалифицированный труд, взаимодействие человека с естественной природой, социальный порядок обеспечивается на основе традиций; индустриальному обществу соответствует развитие производства на основе энергетических ресурсов; постиндустриальномуобществу свойственны тесная взаимосвязь всех сфер производства, обмен информацией и знанием на основе телекоммуникаций. Этому способствует также переход от сырья и энергии к информации как к основному производственному ресурсу. Поэтому основными признаками постиндустриального общества, по мнению Р. Белла, являются центральная роль теоретического знания, создание новой интеллектуальной технологии, рост класса носителей знания, интеллектуальной элиты. Для техногенного общества характерны экспансия науки и техники на все виды человеческого освоения универсума, стремление к «технизации» всех сфер общества в целом. Техносфера разрастается и обнаруживает стремление к замещению биосферы.

    Характерная особенность современной эпохи - глобализация всех сфер общественной жизни. Глобализация — это процесс, в ходе которого мир преобразуется в единую глобальную систему. Глобализация социальных и культурных процессов означает то, что они приобретают общепланетарный характер, общества становятся взаимосвязанными во всех аспектах — экономическом, политическом, социальном, культурном, складывается единая мировая социокультурная целостность. Глобализация углубляет, расширяет и ускоряет всемирные взаимосвязи и взаимозависимости во всех сферах сегодняшней общественной жизни.

     Глобальные проблемы - не те, что интересуют какого-то конкретного человека, что для него живо и что, наконец, побуждает его к действию, но, главным образом, те, которые являются проблемами, затрагивающими жизненные интересы большинства человечества, и могут касаться любого человека.

    Свой список проблем, которые угрожают гибелью все­му человечеству, если немедленно не будут решаться, на­зывает нобелевский лауреат, всемирно известный ученый этолог и философ Конрад Лоренц. Он называет 8 общезна­чимых процессов-проблем. Все они К. Лоренцом называются "смертными грехами" нашей цивилизации. По мысли К. Ло­ренца именно эти грехи, как бы тянут человечество назад, не дают ему возможности уверенно и быстро развиваться.

    1) Перенаселенность Земли, вынуждающая каждого из нас защищаться от избыточных социальных контактов, отгораживаясь от них, и сверх того непосредственно возбуждающая агрессивность вследствие скученности множества индивидов в тесном пространстве.

    2) Опустошение естественного жизненного пространства, не только разрушающее внешнюю природную среду, в которой мы живем, но и убивающее в самом человеке всякое благоговение перед красотой и величием открытого ему Творения.

    3) Бег человечества наперегонки с самим собой, подстегивающий ги­бельное для нас все ускоряющееся развитие техники, делающий людей слепыми ко всем подлинным ценностям и не оставляющий им времени для подлинно человеческой деятельности — мышления.

    4) Исчезновение всех сильных чувств и аффектов вследствие изнежен­ности. Развитие техники и фармакологии порождает возрастающую нетер­пимость ко всему, что вызывает малейшее неудовольствие. Тем самым, исчезает способность человека переживать радость, которая дается лишь ценой напряженных усилий при преодолении препятствий.

    5) Генетическая деградация. Нель­зя исключить, что многие проявления инфантильности, превращающие значительные группы нынешней "бунтующей молодежи" в общественных паразитов, могут быть обусловлены генетически.

    6) Разрыв с традицией. Он наступает, когда достигается критическая точка, за которой младшему поколению больше не удается достигать взаимопонимания со старшим, не говоря уж о культурном отождествлении с ним. Поэтому молодежь обращается со старшими, как с чужой этни­ческой группой, испытывая к ним "национальную ненависть".

    7) Возрастающая индоктринация человечества. Усовершен­ствование технических средств воздействия на общественное мнение приводит к такой унификации взглядов, какой до сих пор не знала история.

    8) Ядерное оружие навлекает на человечество такие опасности, кото­рых избежать легче, чем опасностей от семи других процессов.

    Итак, к глобальным проблемам в первую очередь относятся следующие:

    · предотвращение термоядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов на основе консенсуса их жизненных интересов, взаимного доверия и общечеловеческой солидарности;

    · преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между развитыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки, устранение во всем мире экономической отсталости, ликвидация голода, нищеты и неграмотности, в которые ввергнуты сейчас многие сотни миллионов людей;

    · обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами, как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, сырье и источники энергии;

    · преодоление экологического кризиса, порождаемого катастрофическим по своим последствиям вторжением человека в биосферу, сопровождающимся загрязнением окружающей природной среды - атмосферы, почвы, водных бассейнов - отходами промышленного и сельскохозяйственного производства;

    · прекращение стремительного роста населения ("демографического взрыва"), осложняющего социально-экономический прогресс в развивающихся странах, а также преодоление демографического кризиса в экономически развитых странах из-за падения в них рождаемости значительно ниже уровня, обеспечивающего простую смену поколений, что сопровождается резким постарением населения и угрожает этим странам депопуляцией;

    · своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий научно-технической революции и рациональное, эффективное использование ее достижений на благо общества и личности.

    Список глобальных проблем, конечно, не исчерпывается перечисленными выше; многие ученые включают в него и другие: международный терроризм, распространение наркомании и алкоголизма, распространение СПИДа, новые вспышки туберкулеза и малярии и другие проблемы здравоохранения, а также проблемы образования и социального обеспечения, культурного наследия и нравственных ценностей и т. д.

    Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены, так что изолированное решение их практически невозможно. Но какими бы серьезными опасностями для человечества ни сопровождались все остальные глобальные проблемы, они даже в совокупности отдаленно несопоставимы с катастрофическими демографическими, экологическими и иными последствиями мировой термоядерной войны. Безъядерный, ненасильственный мир - необходимое предварительное условие для решения всех остальных глобальных проблем современности.
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


    написать администратору сайта