Главная страница
Навигация по странице:

  • Современная антропология

  • Вопрос 20. Проблема смысла жизни в духовном опыте человечества.

  • В истории

  • 21. Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу. Соотношение природных и социокультурных факторов в генезисе сознания.

  • 22. Эволюция форм отражения. Мышление, сознание, бессознательное.

  • философия экз. Вопрос Исторические типы мировоззрения и их сравнительный анализ


    Скачать 108.18 Kb.
    НазваниеВопрос Исторические типы мировоззрения и их сравнительный анализ
    Дата14.01.2022
    Размер108.18 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия экз.docx
    ТипДокументы
    #331345
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6




    Вопрос 19.Основные идеи философской антропологии. Соотношение сущности и существования человека, его свободы и ответственности.
    Современная антропология означает философское учение о человеке, его природе, сущности. Возникновению философской антропологии представляла прежде всего, предпринятая немецким историком и философом Вильгельмом Дильтеем попытка критического переосмысления человеческой философской системы, в которой учение выступало лишь как ее частный фрагмент.В философии XX в. сложились многообразные образы человека, исходя из которых предполагалось, что человеческое измерение должно быть понято исходя из него самого, из его жизненного мира. Какие бы измерения человеческого опыта ни затрагивались – экзистенция, жизнь, спасение, душа, дух и т. д. – все они вопрошают о главном - что есть человек. Этот вопрос всегда открыт с точки зрения философской антропологии. В философской антропологии XX в. прослеживаются два основных подхода: первый восходит к Ницше , второй - к Кьеркегору. В рамках первого подхода человек рассматривается как жизненное существо, а значит, представляет собой в конечном счете часть природного процесса. С точки зрения второго подхода, фундаментальной антропологической характеристикой является экзистенция. Человек здесь рассматривается как  результат собственного полагания и в то же время застает себя как нечто уже положенное. Он содержит в себе проективность и брошенность, свободу и фактичность,самополагание и положенность. Человеческое бытие есть с самого начала бытие-в-мире(Хайдеггер, Ясперс, Марсель, Сартр), ибо человек есть то, что он из себя делает. Важнейшей философской категорией, выражающей сущность человека и его существование, является свобода. Ни одна философская проблема не приобретала в истории человеческой мысли столь большого теоретического и социального значения, как проблема свободы. Анализ различных концепций свободы, которые известны истории философии, позволяет сделать вывод о том, что в философском плане свобода личности проявляется в различных аспектах, проходит различные фазы. Свобода личности с неизбежностью предполагает ее социальную ответственность. Человек и его свобода имеют общественную природу. Какую бы структуру ни приобретала деятельность человека, в каких бы формах она ни протекала, ее нельзя рассматривать вне общественных отношений. Реальные связи человека с миром носят сложный и противоречивый характер. Функцию их регуляции и выполняет социальная ответственность, без которой свобода превращается в ничем не ограниченный произвол, наносящий ущерб интересам других людей, всего общества, да и самой личности. Вместе с тем, не только свобода предполагает ответственность, но и проблема ответственности может быть понята и практически решена лишь в тесной связи с решением вопроса о свободе личности. Как нет свободы без ответственности, так нет и ответственности без свободы: человек ответственен только тогда, когда он обладает свободой выбора поступков, может предвидеть с достаточной определенностью их последствия, и только за то, что находится в сфере его прямого или косвенного влияния.
    Анализ ответственности может быть ограничен рассмотрением ее негативного аспекта, когда личность подвергается наказанию или осуждению со стороны инстанции за совершенные действия, противоречащие требованиям общества. Для нас большую ценность представляет именно позитивный ее аспект, который находит свое выражение в соответствии деятельности личности требованиям общества, в творческом отношении ее к своим обязанностям, свободном и правильном выборе целей и средств их реализации.
    Мера личной ответственности всегда конкретна. Она определяется характером требований, предъявляемых обществом к личности, возможностями, которыми она обладает, а также степенью сознательного их использования для реализации требований общества. Ответственным будет такое действие, которое совершается добровольно и соответствует требованиям объективной ситуации. Но именно в этом находит свое выражение свобода личности. Ответственность оказывается мерой свободы и наоборот: свобода есть мера ответственности.



    Вопрос 20. Проблема смысла жизни в духовном опыте человечества.
    Обращение индивида к смысложизненой проблематике связано со спецификой человеческого существования. Человек - это существо свободное, разумное, способное осознать свою смертность, что с неизбежностью приводит к размышлению над смыслом жизни. На уровне индивидуального решения смысложизненный поиск обычно формируется в виде вопроса: "Для чего жить?" Не случайно многие философы считали это важнейшим вопросом не только философии, но и вообще человеческой жизни. В вопросе о смысле жизни есть субъективная и объективная стороны. Субъективная сторона проблемы смысла жизни не имеет однозначного ответа и решается каждым человеком индивидуально, в зависимости от мировоззренческих установок. В поиске смысла жизни он не должен ограничиваться только индивидуальным опытом, а учитывать опыт человечества, т.е. формирование смысложизненных поисков возможно лишь в поле человеческой культуры, которая аккумулирует духовный опыт человечества. В истории человечества проблема смысла жизни предстает одной из самых сложных, разрешить которую предлагают различные мировоззренческие системы. Основные аспекты проблемы смысла жизни можно выразить в ряде фундаментальных для каждого человека вопросов: Является ли смысл жизни лишь итоговым аккордом жизненного пути человека, или его можно обрести в каждой отдельной жизненной ситуации, из череды которых складывается весь жизненный путь человека? Обретает ли человек смысл жизни в неких высших ценностях, или этот смысл можно и надо обретать в обычных, земных, повседневных жизненных ценностях? Связан ли смысл жизни с общечеловеческими ценностями, или он обретаем в единичных, индивидуальных ценностях каждого человека? Важность этих вопросов для каждого человека определяется следующими моментами.  Во-первых, жизнь является всеобщим необходимым условием осуществления всех иных целей, задач, мечтаний, которые каждый человек ставит перед собой. Во-вторых, в отличие от животного человек осознает свою смертность, поэтому он стремится продлить свою жизнь,  В-третьих, жизнь является абсолютной ценностью, но может иметь различную цену, что заставляет каждого человека стремиться повысить ценность своей жизни в своих глазах и в глазах окружающих. Австрийский философ Виктор Франкл, исследуя смысложизненные ценности, разделил их на три группы: ценности созидания, ценности переживания, ценности отношения. Русский философ С.Л. Франк в своей работе «Смысл жизни», характеризуя основные моменты данной проблемы, утверждал, что смысл или есть в жизни как таковой, или его нет. Попытки человека найти смысл жизни лишь во внешней, частной, единичной жизни обречены на провал. Также иллюзорны и обманчивы и все попытки человека найти смысл жизни в служении некой высшей, внежизненной идее, обращенной в метафизическое будущее. По мнению С.Л. Франка, единственно реальный путь поиска и обретения смысла жизни лежит в претворении высшей идеи в непосредственный жизненный опыт каждого человека. Таким образом, для человека поиск смысла жизни является естественным процессом, который обусловлен потребностью самоощущения значимости своей жизни для других и самого себя.



    21. Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу. Соотношение природных и социокультурных факторов в генезисе сознания.

    Сознание является отличительной сущностной характеристикой человека. Сознание - один из наиболее сложных объектов философского анализа. На сегодняшний момент можно говорить о выделении трех основных парадигм в философии сознания: субстанциальной, функциональной и экзистенциально-феноменологической. Исторически первой моделью философии сознания была субстанциальная концепция (Платон, Аристотель, Августин, Декарт, Гегель), он проецирует разум на структуру Разум выступает гарантом единства и упорядоченности бытия, той субстанциальной основой, которая обеспечивает мировой порядок и гармонию. Индивидуальное человеческое сознание рассматривается при этом лишь как отдельное проявление мирового Разума, законы организации которого совпадают с логикой мышления, а идеи, посредством которых конституируются сущностные свойства объектов, определяют его содержание. Одной из основных проблем метафизики субъекта была необходимость соотнесения индивидуальной человеческой субъективности и тех всеобщих истин, носителем которых она выступала. Критикуя декартовскую теорию «врожденных идей», теоретики (Гоббс, Локк, Дидро, Гельвеций) рассматривали идеальное как результат ассоциаций и индуктивного обобщения чувственных данных. здесь оформляется функциональная модель сознания .Согласно этой модели, сознание обеспечивается функционированием нервной системы и мозга, организованных в соответствии с универсальными законами механики. При этом сознание выступает отражением реально существующих объектов и связей действительности, данных нам в ощущениях.Развитие марксизма, открытие феномена бессознательного в психоанализе стали теоретическими предпосылками перехода к неклассической философии сознания. Одной из наиболее авторитетных неклассических версий философии сознания стала экзистенциально-феноменологическая концепция ( Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, Ж-П Сартр, М.Мерло-Понти). Акцент здесь делается на описании опыта индивидуального сознания, центральной характеристикой которого становится интенциональность. Последнее предполагает способность сознания быть всегда «сознанием о… его нацеленность вовне при одновременном внесении личностных смыслов в действительность. Сознание по сути своей есть не столько отражение, сколько осмысление действительности. Именно сознание формирует «жизненный мир» человеческого бытия, задает его мировоззренческие горизонты и определяет весь опыт его существования. Развитие и функционирование сознания обусловлено воздействием множества факторов как природного, так и социального порядка. Соответственно, проблема генезиса сознания может быть рассмотрена на трех уровнях: 1) в контексте общеприродной эволюции; 2) в связи с происхождением культуры и общества и 3) в аспекте онтогенеза (индивидуального развития чел). Природным основанием появления сознания стало свойство отражения, представленное в различных формах на уровне неживой и живой материи. Отражение – это способность воспроизводить в процессе взаимодействия в своих изменениях особенности других систем. Результат процесса отражения проявл. во внутреннем состоянии отражающего объекта и его внешних реакциях.Выделяют три основные формы отражения: Отражение в неживой природе – это простейшая форма, связанная с любыми видами взаимодействий (механическими, физическими, химическими). Простейшие виды отражения: отражение в зеркале, след на песке и др. Отражение на этом уровне проявляет слабую активность. Отражение в живой природе определяется характером жизнедеятельности организмов, необходимостью их активной адаптации к условиям существования. Социальное отражение связано с возникновением сознания. Сознание – высшая форма психического отражения. В отличие от психики животных, сознание наделяет чел.а способностью предвидения отдельных последствий своих действий, характера и направленности развития природных и социальных процессов. Основой перестройки психики животных в сознание чел.а явился труд как процесс, в котором чел. своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, благодаря чему относится к своим условиям не как биологическое существо, а как социально-исторический субъект изменения этих условий.


    22. Эволюция форм отражения. Мышление, сознание, бессознательное.

    В 19 в. Дидро предположил, что в основе материи заложено св-во, в чём-то напоминающее сознание, потом это св-во назвали отражением. Отражение – способность одних мат-х обьектов воспроизводить в себе черты др. , в результате взаимодействия с ними. Эволюция форм отражения:

    1)отражение в неживой природе(отпечатки на глине, песке)

    2) отражение в живой природе (раздражимость- хар-на для всех растений, и для низших животных. Появл-ся избирательность)

    3) Чувствительность (у животн. обладающих зачатками нервн. сист)

    4) Психическое отражение (у высших животных. Это отражение идеальное, избирательное , активное)

    5) Высшая форма- сознание(хар-на людям. Идеальное, опосредованное, избирательное отражение, творческая активность Людям присуща речь)

    Согласно Декарту, мыслящий человек одновременно сознает, что он мыслит. Между тем сегодня в когнитивной науке стало общим мнение, что на бессознательном уровне человек осуществляет множество разнообразных видов мыслительной деятельности: выдвижение и опробование гипотез, рассуждение, интерпретация и т.д. В этой связи становится ясным, что вообще осознанной может быть лишь часть мышления. Согласно классической философской традиции, полностью сознающее себя мышление является нормой и эталоном мышления. Гегель считал, что мыслящее себя мышление в виде Абсолютного Духа выражает высший этап в развитии универсума. Однако рефлексия над мышлением никогда не может быть полной и что она имеет исторический характер. При этом речь идет о сознательно осуществляемом мышлении. Что же касается многочисленных процессов мышления, совершаемых индивидом на бессознательном уровне, то они в принципе не могут быть осознаны самим индивидом, а становятся предметом исследования специалистами по когнитивной науке.

    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта