Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Особенности фольклора, обусловившие специфику его научного предмета. Взаимодействие фольклора с другими областями знаний и науками.

  • 3. Принципы классификаций жанров в фольклоре, их генетическая взаимосвязь и историческая изменчивость.

  • 4. Региональная специфика фольклора Подмосковья. 5. Фольклористика в системе гуманитарных наук. Основные методы изучения фольклора.

  • 6.Литература и фольклор: пути взаимодействия. Место и роль фольклора в истории литературы (на материале творчества одного писателя XVIII – XIX века – по выбору экзаменующегося).

  • 7.Техника записи фольклорного материала. Паспортизация фольклорного текста.

  • 9.разработка сравнительного метода изучения фольклора. Основные представители направления. Анализ одной научной работы (по выбору экзаменующегося).

  • 10.Миграционная теория в русской фольклористике. Основные идеи, методология исследования, ведущие представители.

  • 11.Историческая школа в русской фольклористике. Основные идеи, методология исследования, ведущие представители. Анализ одной научной работы (по выбору экзаменующегося).

  • Литвед. Вопрос о происхождении фольклора. Определение фольклора в разные периоды развития фольклористики, толкование понятия различными научными школами


    Скачать 113.4 Kb.
    НазваниеВопрос о происхождении фольклора. Определение фольклора в разные периоды развития фольклористики, толкование понятия различными научными школами
    АнкорЛитвед
    Дата25.06.2021
    Размер113.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаEKZ.docx
    ТипДокументы
    #221593
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7



    1. Вопрос о происхождении фольклора. Определение фольклора в разные периоды развития фольклористики, толкование понятия различными научными школами.

    1)Фольклорные произведения начали публиковаться только в первом десятилетии 19-го века. Интерес к фольклору был обусловлен развитием романтизма. Одна из эстетических установок которого заключалась в поиске новых форм традиционной культуры.

    В середине 19-го века развернулись дискуссии о методологии изучения народного творчества. Исследователи искали наиболее подходящий термин для обозначения данного материала.

    В 1846 году английский исследователь Вильям Томсон ввел в науку термин «фольклор», дословно переводящийся как народное знание. Граница употребления этого термина с момента возникновения и до сегодняшнего дня остается подвижной.

    2)Фольклор в «широком» смысле – вся народная традиционная крестьянская духовная и отчасти материальная культура. В «узком» смысле – устная крестьянская словесная художественная традиция, «устная словесность», «устная народная словесность». Фольклор имеет специфические особенности, каких нет у художественной лите­ратуры – искусства слова.

    В современной фольклористике наибольшим авторитетом пользуются четыре основные концепции фольклора, которые вместе с тем постоянно взаимодействуют:

    а) фольклор - устно передаваемый простонародный опыт и знания. При этом имеются в виду все формы духовной культуры, а при максимально расширенном толковании - и некоторые формы материальной культуры. Вводится только социологическое ограничение («простонародные») и историко-культурный критерий - архаичные формы господствующие или функционирующие в качестве пережитков. (Слово «простонародный» определеннее чем «народное» в социологическом отношении и не содержит оценочного смысла («народный артист» «народный поэт»);

    б) фольклор - простонародное художественное творчество или по более современному определению «художественная коммуникация». Эта концепция позволяет распространять употребление термина «фольклор» на сферу музыкального, хореографического, изобразительного и т.д. простонародного творчества;

    в) фольклор - простонародная вербальная традиция. При этом из всех форм простонародной деятельности выделяются те, которые связаны со словом;

    г) фольклор - устная традиция. При этом устности придается первостепенное значение. Это позволяет выделять фольклор из других вербальных форм (прежде всего противопоставлять его литературе).

    То есть перед нами следующие концепции: социологическая (и историко-культурная), эстетическая, филологическая и теоретико-коммуникативная (устная прямая коммуникация). В двух первых случаях это «широкое» употребление термина «фольклор» и в двух последних - два варианта «узкого» его употребления.

    Неравноценное употребление термина «фольклор» сторонниками каждой из концепций свидетельствует о сложности предмета фольклористики, о его связях с различными видами человеческой деятельности и человеческого быта.

    2. Особенности фольклора, обусловившие специфику его научного предмета. Взаимодействие фольклора с другими областями знаний и науками.

    На сегодняшний день понятие «фольклор» и «устное народное творчество» используются как равноправные. Фольклор является изучением фольклористики. Фольклористика взаимодействует с этнографией, языкознанием и литературоведением.

    3. Принципы классификаций жанров в фольклоре, их генетическая взаимосвязь и историческая изменчивость.

    Фольклорный жанр – это совокупность произведений, объединённых общностью поэтической системы, бытового назначения, форм исполнения и музыкального строя. (В.Я. Пропп) Жанр является единицей классификации фольклора.

    Ф-р делится на роды, а роды на жанры. Если в основу классификации положить способ бытования произведений, то ф-р будет разделён на обрядовый и внеобрядовый.

    1)Эпос воспроизводит действительность в повествовательной форме в виде объективных картин. В эпических фольклорных жанрах столкновение героя со сверхъестественными или реальными противниками.

    Песенные (стихотворные)

    -былины

    -исторические песни

    -баллады

    -духовные стихи

    Прозаические

    -Сказочная проза

    -Сказки о животных

    -Волшебные сказки

    -Анекдоты

    -Новеллы

    -Несказочная проза

    -Предания

    -Легенды

    -Былички (демонологические рассказы)

    2)Лирика– лирика поэтически изображает внутреннее, душевное состояние человека

    -Частушки (обрядовые, внеобрядовые)

    -Причитания (только обрядовые)

    3)Драматургические жанры фольклора имеют зрелищно-игровую природу

    -Обрядовые игрища (переросли в медвежьи потехи)

    -Драматические игры

    -Поздние театральные жанры (фольклорный театр)

    -Театр живых актёров (народная драма)

    -Кукольный театр (вертеп, Петрушка)

    -Раёк (театр картинок с пояснением к ним)

    По способу бытования произведений фольклор подразделяется на:

    -Обрядовый

    -Обрядовый календарный

    -Обрядовый семейный

    -Внеобрядовый

    Кроме этого, различают малые жанры фольклора:

    -паремии

    -Пословицы и поговорки

    -Загадки

    А также такие виды как детский фольклор.(колыбельные, дразнилки, страшилки, заклички и т.д.,фольклор рабочих(песни, частушки, проза),фольклор ВОВ(частушки, ф-р фронта, тыла, угнанных в оккупацию, Победы и.т.д.)Каждый фольклорный жанр имеет свой круг героев, свои сюжеты и стилевые приёмы,все фольклорные жанры взаимосвязаны, образуют систему. В этой системе разрушаются устаревшие ф.ж. и на их основе рождаются новые.

    4. Региональная специфика фольклора Подмосковья.

    5. Фольклористика в системе гуманитарных наук. Основные методы изучения фольклора.

    Фольклористика – это наука, главным объектом изучения которой является фольклор. В сферу фольклористики входит: изучение жанровой системы фольклора, изучение поэтики фольклора, текстология фольклора, полевая фольклористика.

    Методы изучения:

    - метод «включенного наблюдения»

    - статистический метод

    - системный

    - катографический

    6.Литература и фольклор: пути взаимодействия. Место и роль фольклора в истории литературы (на материале творчества одного писателя XVIII – XIX века – по выбору экзаменующегося).

    Развитие русской литературы в XVII в. взаимодействует с развитием фольклора. Фольклор вторгается в литературу. Если раньше литературные произведения (летописи, исторические повести, жития) заимствовали из фольклора некоторые темы, сюжеты, отдельные образы, исторические факты, имена и т. д., то теперь в гораздо большей степени в отдельных литературных произведениях начинает сказываться идеология народа (особенно в демократической литературе) и встречаются записи стихотворных отрывков и книжные переработки фольклорных произведений.

    Литература не только заимствует темы и сюжеты из былин, лирических и исторических песен, из сказок, но сильнее, чем прежде, испытывает на себе влияние художественной системы фольклора, его эстетических принципов.

    Стоит отметить, что в 18 веке все повести и авторские произведения были основаны на фольклоре. Писатели того времени: Карамзин, Ломоносов, Новиков, Кантемир, Тредьяковский — считали, что народное творчество должно жить и охотно использовали слова и фразы из исторических произведений.

    Проблема фольклоризма затрагивается в прозах Н.М.Карамзина, она проявляется прежде всего на жанровом уровне, так как основой для создания произведения явились семейные предания, былины, лирические песни и сказки. Также присутствует сходство мотивов и художественных приемов повести и произведений устного народного творчества, наличие литературно-фольклорных взаимосвязей в таких произведениях Н.М.Карамзина, как «Бедная Лиза», «Сельский праздник и свадьба», «Наталья, боярская дочь». Там присутствуют фольклорные средства, которые использовал Н.М.Карамзин для передачи душевного состояния героев. Особое внимание следует обратить на разнообразие фольклорного материала в повести Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь», подчеркнув его разнообразие. Использование писателем народной лексики, обращение к фольклорным жанрам и народной этнографии служит, тому, что «писатель полнее и красочнее раскрывает душу своей героини».

    7.Техника записи фольклорного материала. Паспортизация фольклорного текста.

    В фольклорном произведении используются постоянные формулы, типичный набор повествовательных элементов, традиционное композиционное сочетание.

    Фольклорная формула – это устойчивое языковое образование, носитель традиционной культурной информации.

    К фольклорным формулам относятся:

    - лексический единицы

    - лексико-грамматические единицы

    - целые описания

    Функционируя в разных произведениях, фольклорные формулы описывают портрет героя, пейзаж, воинское столкновение и т.д.

    Паспорт фольклорной записи включает в себя: Название текста, сам текст, время записи, данные о рассказчике (фамилия, имя, отчество), национальность, место рождения, образование, профессия исполнителя, дата рождения и сколько лет, место записи, информация о собирателе.

    8.Мифологическая школа в русской фольклористике. Основные идеи, методология исследования, ведущие представители.

    Школа сравнительной мифологии в России имела многих последователей. Солярно-метеорологическая концепция была разработана О. Ф. Миллером («Илья Муромец и богатырство киевское. Сравнительно-критические наблюдения над слоем составом народного русского эпоса»). Тщательно подобрав огромный материал, автор попытался выделить в русском эпосе разные по древности слои, отделить исторические и бытовые элементы от мифологических. Наиболее известным представителем русской школ младших филологов был А. Н. Афанасьев, который вошёл в историю фольклористики не только как составитель знаменитого сборника «Народные русские сказки», но и как крупный исследователь. Комментарии к сказкам его сборника, выделенные во втором издании в отдельный, четвёртый том, легли в основу капитального труда Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов».

    Афанасьев выступил как ученик Ф. И. Буслаева, последователь братьев Гримм и других западноевропейских учёных. Однако в мифологическую теорию он внёс и новое. Афанасьев привлёк настолько громадный фактический материал, что «Поэтические воззрения…» сразу стали ярким явлением в мировой науке и до сих пор остаются ценной справочной книгой по славянской мифологии».

    Афанасьев поставил в фольклористику существенные теоретические проблемы: о сущности мифов, об их происхождении и историческом развитии. Он предложил стройную концепцию. Вместе с тем в этом труд отразились недостатки романтических теорий языковедов и фольклористов середины 19-ого века. Уже современники критиковали Афанасьева за отсутствие четких критериев, за субъективизм в конкретных истолкованиях.

    Кроме того, «Поэтические воззрения славян на природу» способствовали активизация изучения фольклора и оказали воздействие на литературное творчество многих русских писателей (П. И. Мельникова-Печерского, С. А. Есенина и др.).

    9.разработка сравнительного метода изучения фольклора. Основные представители направления. Анализ одной научной работы (по выбору экзаменующегося).

    Доктор филологических наук

    Б. Н. ПУТИЛОВ

    В развитии науки о фольклоре сравнительно-историческое исследованиевсегда играло заметную роль, а в иных случаях оно выдвигалось напередний план, становясь едва ли не основным. Так, для мифологическойшколы в европейской науке (бытовавшей в первой половине XIX в.) оно было, в сущности, единственным путем к восстановлению первоначального мифологического содержания фольклорных произведений, доказательства их праиндоевропейской общности. Пришедшая на смену теория заимствования разработала свою методику сравнительно-исторического изучения, помогающую обнаружить и объяснить факты передачи фольклорных сюжетов одними народами другим, усвоения и переработки чужого художественного материала. Сравнительно-исторический метод исследования широко использовался представителями так называемой этнографической школы в фольклористике,позициях исторической школы, и т. д.Сравнительно-исторический подход к фольклору, принципы, способы и характер сравнительно-исторического анализа всегда были обусловлены методологией науки и менялись в зависимости от новых методологических исканий и открытий. В свою очередь конкретные сравнительные исследования оказывали свое воздействие на движение научной методологии. Сравнительные аспекты всегда занимали большое место в исследовательской практике, что объясняется самими особенностями фольклора как специфической области, а также состоянием источников его изучения. Один из законов фольклорного творчества — его органическая традиционность. Традиция — форма жизни фольклора. Все новое в нем появляется на пересечении координат действительности и традиции. Последняя преобразует материал действительности и сама трансформируется под ее влиянием. Историческая типология фольклора — это типология закономерно развивающейся и преобразуемой традиции. Отсюда вытекает необходимость для сравнительной фольклористики по-настоящему знать фольклорную традицию и исследовать закономерности ее развития, способы и пути ее трансформации, характер ее связей со вновь возникающими явлениями.Новая научная методология появляется тогда, когда наука подходит к осуществлению новых задач и когда она сталкивается с новыми явлениями,требующими объяснения. Исследование исторического развития фольклора,изучение народного творчества как закономерного процесса, обладающего своей спецификой,— это задачи, которые в таких масштабах и в таком понимании в ходе поступательного движения нашей науки встали перед ней относительно недавно. Столь же недавним является открытие всеобщей закономерной повторяемости в фольклоре.Сравнительное историко-типологическое изучение должно способствовать познанию этих законов повторяемости в фольклоре, закономерностей фольклорного процесса в целом и в его конкретных исторических проявлениях.

    10.Миграционная теория в русской фольклористике. Основные идеи, методология исследования, ведущие представители.

    B 50—70-x гг. XIX в. вoзниклo дpyгoe нayчнoe нaпpaвлeниe — тeopия зaимcтвoвaния (тeopия мигpaций; тeopия бpoдячиx cюжeтoв). Ee cтopoнники yкaзaли нa yдивитeльнoe cxoдcтвo мнoгиx фoльклopныx пpoизвeдeний y нapoдoв 3aпaдa и Bocтoкa (в тoм чиcлe нepoдcтвeнныx), кoтopoe oбъяcнили пpямым или кocвeнным зaимcтвoвaниeм, pacпpocтpaнeниeм из oднoгo или нecкoлькиx oчaгoв. Пpeдcтaвитeли шкoлы зaимcтвoвaния пocтaвили вoпpoc o кyльтypнo-иcтopичecкиx cвязяx мeждy нapoдaми, пpивлeкли oбшиpный paзнoязычный мaтepиaл. Этoмy cпocoбcтвoвaлo иccлeдoвaниe eвpoпeйцaми cтpaн Ближнeгo Bocтoкa, a в Poccии — paзвитиe тюpкoлoгии и мoнгoлoвeдeния. Teopия зaимcтвoвaния oкaзaлa ocoбeннo cильнoe влияниe нa изyчeниe cкaзoк. Ee ocнoвoпoлoжник — нeмeцкий вocтoкoвeд T. Бeнфeй — в 1859 г. издaл cбopник индийcкиx cкaзoк и пpитч "Пaнчaтaнтpa" ("Пятикнижиe"). B бoльшoм пpeдиcлoвии Бeн-фeй oтмeтил близкoe cxoдcтвo cкaзoчныx cюжeтoв в миpoвoм фoльклope и нa пpимepe cyдьбы cбopникa "Пaнчaтaнтpa" pacкpыл кapтинy кyльтypнoгo влияния Bocтoкa нa eвpoпeйcкий 3aпaд. Cбopник "Пaнчaтaнтpa" был coздaн в Индии в III—IV вв. н.э., дo нac дoшли eгo cпиcки нe paнee V в. Этy книгy cлoжил бpaxмaн (мyдpeц) Bишнyшapмaн для "пpoбyждeния paзyмa" тpex cынoвeй цapя Aмapaшaк-ти. Oн иcпoльзoвaл cюжeты нapoдныx cкaзoк и paздeлил книгy нa пять paздeлoв: "Paзъeдинeниe дpyзeй", "Пpиoбpeтeниe дpyзeй", "O вopoнax и coвax", "Утpaтa дoбытoгo", "Бeзpaccyдныe пocтyпки". Пepвыe пepeвoды "Пaнчaтaнтpы" были cдeлaны в VI в. нa пepcидcкий и cиpийcкий языки. B VIII в. apaбcкий пoэт Aбдaллax пepepaбoтaл пepcидcкий пepeвoд в книгy пoд нaзвaниeм "Kaлилa и Димнa". B XII— XIII вв. мнoгoчиcлeнныe пepeвoды "Kaлилы и Димны" (нa иcпaнcкий, лaтинcкий, дpeвнeeвpeйcкий языки) oткpыли cбopникy пyть в Eвpoпy. Taк, лaтинcкий пepeвoд пoд нaзвaниeм "Hacтaвлeниe чeлoвeчecкoй жизни" был пepeвeдeн нa нeмeцкий, итaльянcкий, фpaнцyзcкий и дpyгиe языки. Гpeчecкoe пepeлoжeниe "Kaлилы и Димны" пoлyчилo нaзвaниe "Cтe-фaнит и Иxнилaт". C гpeчecкoгo были cдeлaны cлaвянcкиe пepeвoды, кoтopыe в XII в. пpишли нa Pycь. Oтгoлocки "Kaлилы и Димны" пpoникли в Eвpoпy и дpyгим пyтeм, чepeз пepcoв и тypoк. B XVI в. нa фpaнцyзcкий язык былa пepeвeдeнa тypeцкaя oбpaбoткa этoй книги пoд нaзвaниeм "Гyмaйюн-нaмe" ("Цapcтвeннaя книгa"). B 1762 г. c фpaнцyзcкoгo oнa былa пepeвeдeнa нa pyccкий язык пoд нaзвaниeм: "Пoлитичecкиe и нpaвoyчитeльныe бacни Пильнaя, филocoфa индeйcкoгo". K нaшeмy вpeмeни нacчитывaeтcя cвышe 200 oбpaбoтoк "Пaнчaтaнтpы в пepeвoдe бoлee чeм нa 60 языкoв. Oни oбнapyжeны в Maлaйe, Индoнeзии, Cиaмe и дpyгиx cтpaнax.

    11.Историческая школа в русской фольклористике. Основные идеи, методология исследования, ведущие представители. Анализ одной научной работы (по выбору экзаменующегося).

    B. Ф. Миллер. Созданная Миллером школа в конце XIX и начале XX в. стала господствующим направлением в русской фольклористике; она в известной мере противостояла и методике формалистического нанизывания отдельных фактов без стремления осмыслить их, и приемам, выработанным теорией заимствования, не говоря уже о мифологической школе, против которой ожесточенно выступал и сам основоположник школы и его ученики. Историческая школа с середины 90-х годов получила всемирное признание и определила творческий путь целого ряда русских и зарубежных ученых.

    С середины 90-х годов В. Ф. Миллер упорно искал новых путей исследования, так как он сознавал бесплодность разысканий и методологическую несостоятельность исследователей, представлявших современные ему направления науки. Отмечая значение сравнительного метода для познания народного творчества, В. Ф. Миллер говорил о его несовершенстве и невозможности отождествления сказки с письмом, сохраняющим «в своих штемпелях следы всех пройденных государств». «Уловить пути распространения устной сказки за многие века ее блуждания все равно, что ловить ветер в поле» В. Ф. Миллер выдвинул требование изучать историю былин и отражение истории в былинах, отвечая на вопросы: где, когда, на основе каких исторических фактов и под влиянием каких поэтических источников — чужих или своих — создавались произведения народного искусства. В этом несомненная заслуга В. Ф. Миллера. Эти вопросы предполагали конкретно-историческое изучение фольклора, но Миллер и его последователи пошли по пути формально-исторических разысканий, сближения деталей, оставляя без внимания идейную сущность произведений. Фактический отказ от анализа идейной направленности, самого содержания былины, ее роли в духовной жизни народа содержался уже в методологическом обосновании выдвигаемого В. Ф. Миллером направления в науке: «Для уяснения истории былины я (В. Ф. Миллер. —В. Ч.) старался из сопоставления вариантов вывести наиболее архаический ее извод и, исследуя историко- бытовые данные этого извода, определить по возможности период его сложения и район его происхождения» .В. Ф. Миллер прямо назвал коллективное творчество фикцией и все виды поэтического искусства свел к индивидуальному творчеству — письменному в господствующих кругах и устному в народных массах. На примере русского эпоса В. Ф. Миллер стремился доказать, что произведения искусства созданы людьми иных категорий, нежели те, к которым относятся северные сказители: «В этом здании (имеется в виду народное творчество. —В. Ч.) жили некогда князья, пристраивая к нему терема и вышки, украшая его византийской мусией и восточными коврами. В свое время пограбили в нем половцы и татары; в свое время проживали в нем московские бояре, ночевали казаки и, наконец, в кое-каких еще обитаемых закутах устроился неприхотливый олонецкий крестьянин»Исследования В. Ф. Миллера, дававшие новое, историческое объяснение русскому эпосу, привлекли общее внимание. Вокруг Миллера стали группироваться ученые и уже известные в науке и только начинавшие исследовательскую работу. Они, собственно, и составили первоначальное ядро так называемой «исторической школы». Школа эта была тесно связана с Московским университетом, профессором которого состоял В. Ф. Миллер; она начала складываться уже в 80-х годах; расцвет же ее приходится на 90 — 900-е годы, когда В. Ф. Миллер теоретически обосновал и практически осуществил историческое (в своем понимании) изучение народного творчества.

    90-е и 900-е годы были, как известно, годами создания марксистской социал-демократической рабочей партии в России, годами борьбы с ошибочными и вредными для дела революции народническими взглядами, а позднее разгрома «экономистов», преодоления идейного разброда и кустарничества; начало века было временем подготовки и проведения первой русской революции.
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта