Главная страница
Навигация по странице:

  • 24.Предания в системе жанров русского фольклора. Классификация преданий. Топонимические предания.

  • 25.Легенды в системе жанров русского фольклора. Классификация легенд. Эсхатологический сюжет в легенде.

  • 26.Былина как жанр русского фольклора. Определение жанра. Состав и классификация былин.

  • 29.Киевский цикл былин. Герои, сюжеты, проблематика, композиция. Эпическое время и пространство. Образ былинного Киева. Анализ одной былины (по выбору экзаменующегося

  • Литвед. Вопрос о происхождении фольклора. Определение фольклора в разные периоды развития фольклористики, толкование понятия различными научными школами


    Скачать 113.4 Kb.
    НазваниеВопрос о происхождении фольклора. Определение фольклора в разные периоды развития фольклористики, толкование понятия различными научными школами
    АнкорЛитвед
    Дата25.06.2021
    Размер113.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаEKZ.docx
    ТипДокументы
    #221593
    страница4 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    23.Несказочная проза и ее место в системе фольклора. Жанровый состав несказочной прозы. Типология несказочной прозы.

    Несказочная проза - произведения, не содержащие элементов фантастики, оформленные как рассказы о современности или о недавнем прошлом.

    Тематическим и сюжетным фондом несказочной прозы являются устные народные рассказы - произведения, обычно не содержащие элементов фантастики и оформленные как рассказ о современности или о недавнем прошлом. Устные народные рассказы нельзя назвать собственно фольклором, они - своего рода "сырье" для легенд, преданий, сказаний и пр.

    Предания. Предание - это рассказ о прошлом. В преданиях часто используется вымысел, иногда даже фантастика.

    Предания - это "устная летопись", жанр несказочной прозы с установкой на историческую достоверность.

    Распространенность преданий неодинакова. Предания о царях бытовали на всей территории государства, а предания о других деятелях русской истории рассказывались преимущественно в той местности, где эти люди жили и действовали.

    Сюжеты преданий одномотивные. Вокруг персонажа могли развиваться сводные (контаминированные) предания; возникали сюжетные циклы Ученые выделяют разные жанровые разновидности преданий. Среди них называются предания исторические, топонимические, этногенетические, о заселении и освоении края, о кладах, этиологические, культурологические - и многие другие. Часто предания подразделяются на две группы: исторические и топонимические.

    Легенды. Легенды - это прозаические произведения, в которых фантастически осмыслены события, связываемые с явлениями неживой природы, с миром растений, животных, а также людей. Основные функции легенд - объяснительная и нравоучительная. Легенды связаны с христианскими представлениями, но в них ощущается и языческая основа. В легендах человек оказывается неизмеримо выше нечистой силы. Легенды бытовали как в устной, так и в письменной форме. Сам термин "легенда" пришел из средневековой письменности и в переводе с латинского языка означает "то, что должно быть прочитано"

    Различают несколько разновидностей легенд: этиологические (в них фантастически объясняется происхождение окружающего мира, человека, предметов и явлений); религиозно-назидательные; социально-утопические.

    Демонологические рассказы. Народные демонологические рассказы - это суеверные повествования, связанные с персонажами из разряда низшей мифологии. В науке эти рассказы впервые были названы быличками. В них повествуется о леших, водяных, домовых и прочих представителях "нечистой силы". Былички в отличие от бывальщин повествуют от первого лица. Сюжеты демонологических рассказов одномотивны.

    24.Предания в системе жанров русского фольклора. Классификация преданий. Топонимические предания.

    Предания — это "устная летопись", жанр несказочной прозы с установкой на историческую достоверность. Само слово "пре­дание" означает 'передавать, сохранять'. Для преданий харак­терны ссылки на старых людей, предков. События преданий кон­центрируются вокруг исторических деятелей, которые незави­симо от своего социального положения (будь то царь или пред­водитель крестьянского восстания) предстают чаще всего в иде­альном свете

    Любое предание исторично в своей основе, потому что толч­ком к его созданию всегда служит подлинный факт: война с иноземными захватчиками, крестьянский бунт, крупное строи­тельство, венчание на царство и проч. Вместе с тем предание не тождественно реальности. Как фольклорный жанр оно имеет право на художественный вымысел, предлагает собственную интерпретацию истории. Сюжетный вымысел возникает на ос­нове исторического факта (например, после пребывания в дан­ном пункте героя предания). Вымысел не противоречит истори­ческой правде, а, напротив, способствует ее выявлению.Известны два основных пути создания преданий: 1) обобще­ние воспоминаний; 2) обобщение воспоминаний и их оформле­ние с использованием уже готовых сюжетных схем. Второй путь характерен для многих преданий. Общие мотивы и сюжеты пе­реходят из века в век (иногда как мифы или легенды), будучи связываемы с разными событиями и лицами. Существуют по­вторяющиеся топонимические сюжеты (например, о провалив­шихся церквах, городах). Обычно такие сюжеты окрашивают по­вествование в сказочно-легендарные тона, однако они способ­ны передавать что-то важное для своей эпохи.

    Топонимические предания представляют собой не развлекательный жанр, как, например, сказки, а жанр, ориентированный на познание.Топонимическим мы можем назвать предание, объясняющее происхождение деревни, реки, города, оврагов, курганов и прочих географических объектов, а также их названия.Эта особенность материала свидетельствует о главной функции преданий - познавательной, где не важны художественно-изобразительные средства, а важна суть дела.Непосредственно исследований топонимических преданий немного, их можно буквально пересчитать по пальцам. Наиболее основательные из них это работа В.К. Соколовой 1 и доклад А.И. Лазарева.2 Исследованию этого жанра посвящены также работы И.З. Ярневского,3 О.В. Гордеевой.4 Несколько работ касаются белорусских топонимических преданий.5 Воронежские фольклорные топонимические предания не изучались, хотя существует ряд книг воронежских краеведов, в которых говорится об истории создания сёл Воронежской области и приводится ряд легенд, связанных с этим.

    25.Легенды в системе жанров русского фольклора. Классификация легенд. Эсхатологический сюжет в легенде.

    Легенда (от ср.-лат. legenda «собрание литургических отрывков для ежедневной службы») — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающий вос

    Русские народные легенды можно разделить на следующие тематические группы.

    Легенды о сотворении миры, о происхождении солнца, месяца, луны, звёзд, земли и неба. Они чаще всего связаны с библейскими мотивами, но токуют их иначе. Кроме того, в такого типа легендах есть немало языческих элементов.

    Легенды о животных, где рассказывается не только о происхождении животных, птиц и рыб, но и объясняется происхождение их особенностей: почему у зайца передние ноги коротки? Почему собака и кошка всегда ссорятся?

    Легенды о Боге, Христе, святых, их хождение по земле, по аду и раю, об их помощи любдям, прежде всего труженикам и бедным.

    Легенды о наказании злых и прощении грешников. В них рассказывается о том, как злой человек отказал в помощи несчастному или путешественнику и был за это наказан, а добрый, помогавший им, был вознаграждён. Подобные сюжеты есть и в сказках, например о злой дочери мачехи и о доброй падчерице.

    Легенды с семейными мотивами, в которых повествование строится на отношениях жены и мужа, сына и матери, брата и сестры. Но эти отношения связываются с религиозными или суеверными понятиями. В легенде «Непрошенный сын» проклятие матерью сына приводит к гибели их обоих. В легенде «Муж и жена» супруги забывают в поле ребёнка, а когда возвращаются за ним, видят, что его нянчит леший.

    В легендах, как и в сказках, зло всегда наказывается.

    Особо стоят легенды с сатирическими мотивами. Именно они более всего близки к социально-бытовым сказкам. Эти легенды имеют определённый социальный характер. В них обычно действуют бедные крестьяне, землепашцы, которым всегда помогают святые и даже силы природы. В легенде «Чудо на мельнице» бедному крестьянину выпало счастье: он хорошо отнёсся к нищему (это был Христос) и поэтому из небольшого количества зерна намолол много муки. Святым, который часто помогает мужику-земледельцу, в легендах является Николай-чудотворец. В народе существовал культ этого святого.

    26.Былина как жанр русского фольклора. Определение жанра. Состав и классификация былин.

    Былина – это фольклорная эпическая песня, где основой сюжета является какое-либо героическое событие, или примечательный эпизод русской истории (старины, были). Основные признаки: эпический характер, обязательное наличие сюжета, необыкновенные герои, чаще всего - богатыри, особая манера построения рассказа, описаний персонажей и так далее.

    С точки зрения содержания и жанровых особенностей былины могут быть разбиты на ряд видовых групп:

    1. Большую группу составляют героические или богатырские былины. Все эти былины посвящены теме защиты Родины, в них повествуется о подвигах героев-богатырей. (Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича, Василия Игнатьева, Михаила Даниловича, Сухмана, Василия Каземировича, Святогора и других.).

    2. Другую группу составляют былины-новеллы (социально-бытовые), повествующие обычно о бытовой и общественной жизни народа (былины о Садко, Василии Буслаеве, Дюке Степановиче, Соловье Будимировиче и т.д.).

    3. Особую группу составляют былины-баллады, в которых явления общественной жизни или исторические события даны в форме драматических происшествий в личной жизни людей («Князь Роман жену терял», «Князь Дмитрий и его невеста Домна», «Василия и Софья» и др.).

    4. К немногочисленной группе относятся былины волшебно-сказачного содержания («Подсолнечное царство», «Ванька Удовкин и сын», «Нерассказанный сон», «Ждан - царевич», «Купеческая дочь и царь»).

    5. Ещё одну немногочисленную группу составляют былины, возникшие на основе преданий и исторических песен о событиях XVI-XVII веков («Рахта Рагнозерский», «Бутман и царь Пётр Алексеевич», и другие).

    6. Шестую группу составляют былины пародийного характера. В этих былинах в парадийно-шуточной форме высмеиваются люди, совершающие далеко не героические дела («Агафонушка», «Старина о льдине»)

    Жанр-Общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения

    27.Вопросы о происхождении былины. Поэтика русского героического эпоса. А.П. Скафтымов о русском героическом эпосе.

    ПРОИСХОЖДЕНИЕ БЫЛИН

    В фольклористике существуют разные взгляды на время возникновения былин. Одни исследователи (В. Ф. Миллер, Б. и Ю. Соколовы и др.) считают, что жанр былин сложился в условиях Киевской Руси, одновременно описываемым событиям, и в последующее время получил лишь развитие.

    Другие ученые (М. Е. Халаиский, С. К. Шамбинаго и др.) утверждали, что былины в основном созданы в Московской Руси.В недавнее время была выдвинута интересная теория, которая утверждает, что былины в основном сформировались в средние века, после падения Киевской Руси, как героические песни, объединенные образом стольного города Киева и киевского князя Владимира . Согласно этой теории, былины слагались как песни о прошлом, а не о современности. «Эпическое время» былин — эпоха Киевской державы, рисующаяся в былинах как время, когда народ совершал подвиги и восстанавливал справедливость; этим эпическое время противопоставлялось современности с ее сепаратной политикой князей и татарским игом на Руси.

    Былины это стихотворный героический эпос древней Руси Несомненно следует признать, что по происхождению былины — эпические песни феодальной Руси. Как особый жанр они получили первоначальное развитие в процессе создания древнерусского государства. В своем развитии былины проходят несколько этапов, соответствующих исторической действительности и отражающих ее. Продолжая традиции эпического творчества восточнославянских племен, из которых спустя несколько столетий сложилось Киевское государство, исторический эпос домонгольского периода Руси, как можно судить по дошедшим до нас текстам, представлял сумму отдельных песен, прославляющих могущество и величие Киевского государства.

    28.Былины о «старших богатырях»: герои, проблематика, художественные приемы. Анализ одной былины (по выбору экзаменующегося).

    Богатыри являются главными персонажами былин. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой-богатырь сражается в одиночку против полчищ вражеских сил. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших» богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией.

    Богатырь Алеша Попович в русских былинах представлен противоречиво. С одной стороны он действительно богатырь, который стоит на страже русской земли и является ее заступником, защитником русского народа. С другой стороны он хитрый и трусоватый.

    в данной былине хитрость Алеши Поповича помогла ему победить во много раз более сильного противника, так что она оказалась оправдана. Да и труса Алеша в этой былине не праздновал.

    Главная мысль этой былины в том, что не ведутся войны по правилам, что на войне любая хитрость оказывается достойной, если она помогает победить врага. Потому что лучше схитрить и победить, чем оставить беззащитной родную землю.

    Былина "Алеша Попович и Тугарин Змеевич" учит проявлять разумную хитрость, смекалку. Учит не терпеть оскорблений, учит стоять на страже своей родины. Учит патриотизму. Учит смелости и отваге.

    Алеша 13 век Тугарин 11 век(погиб с воианми великого князя Святослава 30 мая 1096)

    29.Киевский цикл былин. Герои, сюжеты, проблематика, композиция. Эпическое время и пространство. Образ былинного Киева. Анализ одной былины (по выбору экзаменующегося).

    Все былины классифицируются по ряду принципов: -по географическому 1) Киевские 2) Новгородские; -по содержанию:1) Героические 2) Социально-бытовые; -по имени государя, которому служат богатыри (Владимирова цикла).

    Киевские былины. Их признаки: 1) действие происходит в Киеве или около; 2) в центре события князь Владимир; 3) основная тема – защита рус. земель от кочевников; 4) исторические занятия и быт характерны для Киевской Руси; 5) события и враги русской земли до монгольского периода.

    Киев воспет как центр русских земель. Из Мурома, Ростова, Рязани едут богатыри на службу в Киев. Формирование Киевского цикла былин опред. историческими обстоятельствами в 9-11вв. Киев достиг высокого могущества. Они воспели служение богатырей князю и русской земле. Они отразили и более позднее время, в них отражена борьба русских с татаро-монгольским игом. Пропп в монографии «Русский героический эпос» выделяет еще более ранний слой былин. К таким былинам он отнес былину «О Волхе». Пропп ясно сказал о том, как складывается жизнь и получается, что догосударственному времени отнесен не только сюжет, но и сама былина, ее создание, затем древний сюжет захвата женщин и территорий в былине обрастал чертами эпоса позднего 12вв. Волх получает задание идти в поход. Образ пира, как совета, есть общие места, чисто былинное поэтич средство.

    «Былина о великом богатыре Святогоре». Пропп говорит, что в ней отразилась смена представлений об огромном мире, как идеале. О разуме земледельца. Содержиться идеал землевладельчества, а не охотника, как было раньше. Из всех князей выдвинут князь Владимир – он положит образ, т. к. она объединил русские земли. При нем была принята религия – христианство. Он привлекал в дружину из разных слоев общества.

    Формируется круг богатырей: Илья Муромец, Алеша Попович и т.д. Впервые эти былины были опубликованы в сборнике « Древние русские стихотворения» Даниловым.

    Худ. особенности. Былины строятся по определённому плану.

    Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь.

    События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. Так как былины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника.

    Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.

    Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.

    Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами.

    Иногда былины заканчиваются особой концовкой - заключением из всего содержания былины.

    Главный герой былин - русский богатырь. Чтобы ярче представить силу богатыря, применяется приём гиперболы (преувеличения). Например, вот как описывается бой богатыря с вражеской силой. Если богатырь махнёт правой рукой, среди вражеского стана образуется улица, левой - переулок. Палица (меч) богатыря весит сорок или даже девяносто пудов.

    Если богатырь заснёт, то «богатырский сон на двенадцать дён» (дней). Под стать богатырю и его конь. Чтобы подчеркнуть силу русского богатыря, гиперболически изображается его враг.

    В былинах, как и вообще в произведениях устной народной поэзии, каждое слово точно и выразительно. В течение веков народные певцы и поэты совершенствовали язык своих поэтических произведений, добиваясь наиболее точного и яркого, выразительного раскрытия через слово самых существенных качеств героев и их поступков. Так, очень богаты и разнообразны в устной поэзии эпитеты - красочные определения, указывающие наиболее существенный признак людей, предметов, явлений жизни.

    Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные.

    Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. У него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д.

    Былина произносится нараспев.

    В древней устной народной поэзии есть былины, рассказывающие о мирной, трудовой жизни русского народа. Это былины бытовые. Важнейшая из них - былина о Вольгё и Микуле. В ней прославляется народный труд. В Илье Муромце народ воспел крестьянина-воина, богатыря - защитника родины. В образе Микулы он прославил крестьянина-хлебопашца, богатыря - кормильца страны.

    30.Илья Муромец как выразитель народных представлений об идеальном воине. Нравственный кодекс богатыря.

    В образе богатыря Ильи Муромца народ воплотил свои представления о воине-герое. Этот “удаленький дородный добрый молодец”выехал “из города из Мурома”, “а к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град”.

    По дороге богатырь решил заехать в Чернигов, а там “нагнано-то силушки черным-черно”.А подъехал как ко силушке великой, Он как стал-то эту силушку великую, Стал конем топтать да стал копьем колоть, А и побил он эту силу всю великую

    Жители Чернигова радостно приветствовали своего освободите ля и предложили ему остаться у них воеводой. Но настоящий русский богатырь не гонится за почестями, поэтому Илья Муромец отказался от высокого звания и отправился даль-ше в Киев. Его предупредили, что по пути ему встретится

    Соловей-разбойник, от которого “все лазоревы цветочки осыпаются, … а что есть людей – то все мертвы лежат”.

    Но богатырь проявляет мужество и героизм, решив в одиночку сразиться со страшным разбойником.…Он пустил стрелу в того-то Соловья-разбойника, Ему выбил право око со косицею, Он спустил-то Соловья да на сыру землю, Пристегнул его к правому ко стремечку булатному. Он повез его по славну по чисту полю…И богатырь разбойника ” мимо гнездышка повез да соловьиного “. Питья Соловья-разбойника выехали ему навстречу и стали зазывать свое гнездышко” и соблазнять его “ествушкой сахарной” и “дарами драгоценными”. Но Илья Муромец не стал предателем своей земли, не купился на обещания и не отдал своего пленника. В былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник” воплотились народные представления о воинской доблести, о мужестве, преданности и неподкупности.Все эти качества были воплощены в образе Ильи Муромца, что делало его настоящим героем.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта