Главная страница
Навигация по странице:

  • 32.Исполнительское мастерство династии Рябининых.

  • 33.Собирание и изучение былин. Деятельность П.Н. Рыбникова и А.Ф. Гильфердинга. Основные издания русских былин.

  • 34.Жанровые особенности исторических песен. Исторические песни и былины.

  • 35.Герои, поэтика, идейная направленность ранних исторических песен (XIII–XV вв.). Анализ одного произведения (по выбору экзаменующегося)

  • 37.Герои, поэтика, идейная направленность исторических песен XVIII вв. Анализ одного произведения (по выбору экзаменующегося).

  • 38. Проблема угасания фольклорных жанров. Герои, поэтика, идейная направленность исторических песен XIХ вв. Анализ одного произведения (по выбору экзаменующегося).

  • Литвед. Вопрос о происхождении фольклора. Определение фольклора в разные периоды развития фольклористики, толкование понятия различными научными школами


    Скачать 113.4 Kb.
    НазваниеВопрос о происхождении фольклора. Определение фольклора в разные периоды развития фольклористики, толкование понятия различными научными школами
    АнкорЛитвед
    Дата25.06.2021
    Размер113.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаEKZ.docx
    ТипДокументы
    #221593
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    31.Новгородский цикл былин. Герои, сюжеты, проблематика, композиция. Мотивы сватовства и состязания. Образ былинного Новгорода. Анализ одной былины (по выбору экзаменцющегося).

    Былины новгородского цикла разрабатывают темы общественного и семейного быта. Воинская тематика киевских былин имела общерусское значение. Новгород, почти не знавший татарского ига, не разрабатывал былин с воинской тематикой. Из новгородских былин, как сказано, особенно большое значение имеют былины «Садко» и «Василий Буслаев». К новгородским былинам, по справедливому предположению В. Ф. Миллера, относится также былина о Вольге и Микуле, в которой, помимо характерных для северной Руси географических и бытовых деталей (см. описание поля Микулы, упоминание о соляном вопросе, название Ореховца-Шлиссельбурга и др.), имеется контрастное противопоставление князя-дружинника крестьянину, легко объяснимое в Новгородской Руси, в которой князь был приглашенным со стороны лицом, не имеющим права на землю.

    Изображение в былине о Садко купеческих пиров, похвальбы лавками с товарами заключает острые социально-бытовые характеристики. Былина разрабатывает тему чудесного избавления от нищеты. Сам по себе такой мотив мог зародиться только в среде, где недоедание-недопивание было обычным явлением. Сказители в начале былины рисуют Садко нищим гусляром, создателем чудесных песен. Сила его искусства огромна, она способна вызвать отклик в самой природе. Но это искусство новгородским купцам оказалось ненадобно, и Садко не на что было жить, нечем было себя кормить. Садко уходит от купцов на берег Ильмень-озера и своей игрой на гуслях и пением покоряет водную стихию. Сам царь морской поднимается из глуби вод и одаривает гусляра невиданными дарами — «рыбами золотые перья». Нищий гусляр, представитель народного искусства, побеждает именитых купцов.

    Былина о Садко построена на показе конфликта бедного гусляра и купцов Новгорода (купцы не зовут Садко на пир; Садко игрой на гуслях восхищает морского царя, получает ог него награду и по его наущению спорит с купцами; Садко выигрывает спор, делается богатым, гордится своим богатством, спорит с купцами повторно). Конфликт разрешается благополучно для Садко до тех пор, пока он борется с отдельными купцами. Как только Садко теряет сознание своей связи с коллективом и приходит к противопоставлению себя всему Великому Новгороду, он проигрывает. Поражение того, кто противопоставляет себя коллективу-народу, неизбежно — такова идея, утверждаемая былиной и определяющая развитие сюжета. Во второй части повествуется, как побежденный Новгородом Садко, покинув родной город, странствует по морям. Былина сочетает мысль о чудесном преодолении социальной несправедливости (богатые купцы — бедный гусляр) с прославлением Новгорода.

    Былина о Садко имеет ряд эпизодов, схожих с эпизодами эпоса других народов. Это позволило ее сближать с «Калева- лой» (образ чудесного музыканта Вайнемейнена толковался некоторыми исследователями как параллельный и даже тождественный Садко; морской царь былины истолковывался как переработка водяного бога Ахто карело-финского эпоса). Эпизод опускания Садко в море рассматривался как вариация темы бросания грешника в море, разработанной Библией (история Ионы во чреве китовом) и средневековой литературой (ср. историю о Садоке в старофранцузском романе «Tristan de Leonois»).

    32.Исполнительское мастерство династии Рябининых.

    Династия Рябининых

    «В русской фольклористике, пожалуй, нет другого имени, которое было бы окружено таким почетом и уважением, как Рябинины. Несколько поколений этой славной династии стали гордостью отечественной культуры».

    Т. Г. Рябинин родился в 1791 году в деревне Гарницы близ Кижей. Он рано остался круглым сиротой и кормился за счет общины родной деревни. Подростком пошел в дом к бедному одинокому старику Илье Елустафьеву, который славился как большой знаток былин. Илья и был первым учителем Т. Г. Рябинина на былинном поприще. В 1812 году Трофим поступил в работники к своему дяде И. И. Андрееву, также любившему старины. Слушал и перенимал былины Рябинин и от других любителей народного эпоса. После женитьбы Трофим перешел в дом тестя примаком в кижскую деревню Серёдка.

    Трудно и долго он становился на ноги, обзаводился своим собственным крепким хозяйством. Занимался хлебопашеством. "Раз сорок" приходилось для заработка ходить на Ладогу на рыбный промысел. В конце концов он стал исправным домохозяином.

    33.Собирание и изучение былин. Деятельность П.Н. Рыбникова и А.Ф. Гильфердинга. Основные издания русских былин.

    Собирание и публикация былин. Записывание и издание былинных текстов начинается довольно поздно, что затрудняет изучение исторической судьбы былин. Наиболее ранние записи произведений этого жанра сделаны в XVII в. и затем продолжены в XVIII и начале XIX в. Это в основном былины об Илье Муромце, что свидетельствует о большой популярности образа этого богатыря у русских людей. Первые публикации текстов былин сделали в XVIII в. писатели М. Д. Чулков, Н. И. Новиков и И. И. Дмитриев. Важным событием в ознакомлении русских людей с былинами было издание в 1804 г. сборника «Древние российские стихотворения», который, как предполагается, был составлен в Сибири или на Урале Киршей Даниловым. Сборник Кирши Данилова сыграл важную роль и в собирании, и в изучении былин. Он поднял интерес к произведениям этого 134 жанра. Его высоко оценивал В. Г. Белинский, по нему изучали былины Федор Буслаев, Орест Миллер. В 30-е годы XIX в. произведения устного народного творчества стал собирать П. И. Киреевский, а в 1838 г. он вместе с Н. М. Языковым и А. С. Хомяковым обратился к общественности с призывом записывать и присылать песни, сказки, пословицы и проч. В результате у Киреевского образовалось немало корреспондентов, среди которых были и писатели; А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. В. Кольцов, В. И. Даль. Но издать записи былин при-жизни ему не удалось. Они были изданы после его смерти под редакцией П. А. Бессонова. Издание, получившее название «Песни, собранные П. В. Киреевским» (1860—1863), имело важное научное значение. Оно дало новый материал для изучения, в него вошли былины, записанные во многих областях России, в том числе в Сибири, на Урале, на Севере, в Нижегородской, Саратовской и других губерниях. В 1861—1867 гг. в Петрозаводске вышли четыре тома «Песен, собранных П. Н. Рыбниковым», куда вошло 165 былин. Сборник песен, записанных им, был исключительным явлением: во-первых, такое число былин не содержалось ни в одном другом сборнике, даже в собрании П. В. Киреевского; во-вторых, все былины были записаны в одной губернии — Олонецкой, а не во многих губерниях; в-третьих, среди записанных были произведения с ранее неизвестными сюжетами, например «Волх Всеславьевич», «Вольга и Микула»; в-четвертых, тексты были полноценными, с широким развитием действия, со всеми основными художественными особенностями жанра. В 1871 г. «по следам Рыбникова» отправился А. Ф. Гильфердинг. За 48 дней он записал 270 былин от 70 сказителей. Они составили три тома и вышли в Петербурге в 1873 г. под названием «Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года». Его собрание содержит новые варианты былин, записи сделаны от ряда новых певцов и с пения, а не с рассказа, тексты распределены по местностям и сказителям. Славянофильские убеждения, которых держался Гильфердинг, помешали ему раскрыть социально-исторические основы творчества сказителей. Но собранные им материалы весьма ценны. Новое издание «Онежских былин» вышло в трех томах в 1949—1951 гг. После Рыбникова и Гильфердинга былины собирали многие фольклористы и этнографы. Наиболее результативной была деятельность С. И. Гуляева, который на Алтае записал 28 былин. Они опубликованы в книге «Былины и песни южной Сибири» (1952).

    34.Жанровые особенности исторических песен. Исторические песни и былины.

    Исторические песни – это фольклорные эпические, лиро-эпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа.

    Исторические песни возникли примерно в XIII–XIV веках, на этих этапах они подвергалась влиянию других жанров, таких как былины и баллады. В исторических песнях сохранились элементы былин, а именно использование постоянных эпитетов, повторов, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Песнь динамичнее былин, сюжет лаконичен, ограничен одним эпизодом. Большую роль в композиции играет монолог или диалог. Исполнение отличается от былин, каждая песнь поется хором и имеет свою мелодию. Самым главным отличием исторической песни от былин является историческая достоверность, ее персонажи – реально существовавшие деятели. Песни посвящены не только царям, но и героям, которые близки и понятны народу, таким как Степан Разин, Емельян Пугачев, Ермак.

    Исторические песни и былины — это вид фольклорного творчества, где нет определенных авторов, можно даже сказать, что это народное творчество. Имеются между двумя видами творчества как сходства, так и различия. Исторические песни и былины сходства Если говорить о схожести и общих характеристиках, то и былины, и исторические песни изображают те события, что имеются в памяти народа. В обоих видах творчества применяются эпитеты, метафоры, сравнение и повторения и они в основном исполняются речитативом, где нет рифмы. Исторические песни и былины различия Отличия же в следующем. Былина — это длинное произведение, у которого сказочный сюжет, а связано это с тем, что события, о которых поется в былинах, позабылись и помнится только суть. Чаще всего у былинах речь идет о богатырях и их подвигах.

    35.Герои, поэтика, идейная направленность ранних исторических песен (XIII–XV вв.). Анализ одного произведения (по выбору экзаменующегося)

    ЩЕЛКАН - САМАЯ ДРЕВНЯЯ ИЗ ИЗВЕСТНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕСЕН

    «ЩЕЛКАН», самая древняя из известных исторических песен, отразивших борьбу с иноземным игом. «Щелкан», как никакое др. фольклорное произведение XIV в., отражает вполне конкретное историческое событие — знаменитое Тверское восстание 1327. Совпадений здесь несколько: это и сам факт восстания в Твери, одно и то же имя фольклорной и исторической личности и расправа с ордынским «даругой» (сборщиком дани). «Прииде, — сообщает Воскресенский летописец, — из Орды посол силен в Тверь, именем Щелкан, и начаша насилие творити велико, а князя Александра Михайловича и его братию хотяше побити, а сам сести хотяше в Твери на княжении, а иных князей своих хотяше посажади по иным городам Руским, и хотяше привести христиан в бесерменскую веру».

    В песне описываются поборы, которыми Щелкан обложил крестьян, бояр и князей: «С князей брал по сту рублев, / С бояр по пятьдесят, / С крестьян по пяти рублев; / У которого денег нет, / У тово дитя возьмет; / У которова дитя нет, / У того жену возьмет; / У которова жены-та нет, / Тово самово головой возьмет».

    «Мужики-та старыя, мужики-та богатыя, мужики посацкия» не стерпели надругательств и расправились с Щелканом. Весьма характерна и такая деталь. Как в исторической песне, так и в летописи сообщается об убийстве Щелкана, но песня заканчивается словами: «Тут смерть ему случилася, ни на ком не сыскалося». В действительности же все обстояло несколько иначе. Рогожский летописец сообщает, что в восставшую Тверь было направлено «пять темников» (50-тысячный карательный отряд); «и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню». Обо всем этом народная песня «умалчивает»; она повествует не о расправе, а о победе.

    Во многих вариантах, включая классический из «Сборника Кирши Данилова», в песне о Щелкане несомненны следы скоморошьей обработки. Зловещему образу Щелкана приданы черты гротеска, сатиры.

    36.Герои, поэтика, идейная направленность исторических песен XVII вв. Анализ одного произведения (по выбору экзаменующегося).

    В XVII веке песни рассказывали о событиях Смутного времени (иностранная интервенция) и о крестьянском восстании под руководством Степана Разина. В песнях, прежде всего, отражается образ самого Разина с реальными чертами исторического прототипа. По традициям устного поэтического творчества он изображен как добрый молодец: русые кудри, прекрасное лицо с соколиными очами и соболиными бровями, кафтан, подпоясанный широким поясом, плисовые штаны, сафьяновые сапоги. В песнях народ называет его добрым молодцем, удалым казаком, удалым атаманушкой. Эпитеты подчеркивают любовь народа к Разину. Для песен этого цикла характерно использование постоянных эпитетов: чистое поле, темные леса, ясные очи, белы руки. Образ Разина оказал влияние на современный ему фольклор. Эти песни наполнены конкретным содержанием. В описании отдельных эпизодов восстания они близки к жизненной правде. В песнях рассказывается о походах, о взятии городов, о поражениях и неудачах. Народ скорбит о смерти Разина.

    В песне "Есаул сообщает о казни Разина" ощущается сочувствие и душевная боль:

    На заре то было, братцы, на утренней,

    На восходе красного солнышка,

    На закате светлого месяца.

    Не сокол летал по поднебесью

    Ясаул гулял по садику…

    Атамана больше нет у нас,

    Нет Степана Тимофеевича,

    По прозванью Стеньки Разина.

    Поймали добра молодца,

    Завязали руки белые,

    Повезли во каменну Москву

    И на славной Красной площади

    Отрубили буйну голову.1

    Особое место в разинском фольклоре занимают песни о "сынке" Разина, т.е. о его разведчике, посланнике атамана. Они были распространены повсеместно, в том числе и в Поволжье, и отличались художественной выразительностью, емкостью и динамичностью. Считается, что историческую основу песен о "сынке" составляют реальные факты. Так, в песне "“Сынок” Разина в Астрахани" поется:

    Как во городе во Астрахани

    Проявился тут детинушка незнамый человек.

    Чисто, щепетко по Астрахани похаживает,

    Смур кафтанчик, черной запанчик нараспашку, гуляет,

    Плат персидский кушачок во правой руке несет…

    Никому этот детинушка не кланется,

    Ни штабам, ни офицерам челом не бьет,

    К астраханскому губернатору под суд нейдет.2

    И даже когда ловят "сынка" и приводят его к губернатору, он также держится независимо:

    "Я не питерский, не казанский и не астраханский,

    Заутро мой батюшко к тебе в гости будет".

    37.Герои, поэтика, идейная направленность исторических песен XVIII вв. Анализ одного произведения (по выбору экзаменующегося).

    Haчинaя c XVIII в. иcтopичecкиe пecни coздaвaлиcь в ocнoвнoм в coлдaтcкoй и кaзaчьeй cpeдe. Цикл пeceн o Пeтpoвcкoм вpeмeни paccкaзывaeт o paзнooбpaзныx coбытияx этoгo пepиoдa. Ha пepвый плaн выcтyпaют пecни, cвязaнныe c вoйнaми и вoeнными пoбeдaми pyccкoй apмии. Были cлoжeны пecни o взятии кpeпocти Aзoвa, гopoдoв Opeшкa (Шлиcceльбypгa), Pиги, Bыбopгa и пpoч. B ниx выpaжaлocь чyвcтвo гopдocти зa ycпexи, дocтигнyтыe Poccийcкoй дepжaвoй, пpocлaвлялocь мyжecтвo pyccкиx вoинoв. B пecняx этoгo пepиoдa пoявилиcь нoвыe oбpaзы — пpocтыe coлдaты, нeпocpeдcтвeнныe yчacтники cpaжeний.

    Идeaлизиpoвaнный oбpaз caмoгo-Пeтpa I зaнимaeт в иcтopичecкиx пecняx бoльшoe мecтo. 3дecь, кaк и в пpeдaнияx, пoдчepкивaeтcя eгo дeятeльнaя нaтypa, близocть к пpocтым вoинaм, cпpaвeдливocть. Haпpимep, в пecнe "Пeтp I и мoлoдoй дpaгyн" цapь coглaшaeтcя пoбopoтьcя c мoлoдым дpaгyнoм лeт пятнaдцaти. Oкaзaвшиcь пoбeждeнным, цapь гoвopит: "Блaгoдapю тeбя, мoлoдoй дpaгyн, зa бopoньищe! Чeм тeбя, мoлoдoй дpaгyн, дapить-жaлoвaть: Ceлaми ли тe, дepeвнями, Aли тe зoлoтoй кaзнoй?"
    Moлoдoй дpaгyн oтвeчaeт, чтo eмy нaдo тoлькo oднo: бeздeнeжнo пo цapeвым кaбaкaм винo пить.

    38. Проблема угасания фольклорных жанров. Герои, поэтика, идейная направленность исторических песен XIХ вв. Анализ одного произведения (по выбору экзаменующегося).

    о второй половины XVIII в. образ царя в солдатских песнях начал снижаться, ему противопоставлялся образ того или иного полководца: Суворова, Потемкина, Кутузова, казачьего атамана Платова.

    Цикл песен об Отечественной войне 1812 г. в художественном отношении очень отличается от ранних циклов. В нем уже утра­чена связь с былиной и вместе с тем заметна тенденция к сбли­жению с народной и даже книжной лирикой. Песни представ­ляют собой солдатский рассказ о каком-то событии, которое предстает как один эпизод, не всегда достоверный. (К примеру, содержание песни "Платов в гостях у француза" полностью вы­мышлено). Сюжет передается статично, неразвернуто, ему по­чти обязательно предшествует лирический зачин. Например, песня о беседе фельдмаршала М. И. Кутузова с французским майором (см. в Хрестоматии) начинается с зачина, выражающе­го восхищение русским военачальником:

    Что не красное солнце да воссияло:

    Воссияла у Кутузова острая сабля.

    Выезжает князь Кутузов в чисто поле <...>

    В песнях преобладают типические подробности, а герои рас­крываются через их поступки, речи или с помощью сравнений. Однотипные жизненные ситуации предстают в старых, уже из­вестных художественных формах.

    Например, был использован древний эпический мотив о том, как вра­жеский предводитель прислал русскому князю ультимативное письмо: Французский король царю белому отсылается:

    "Припаси-ка ты мне квартир, квартир ровно сорок тысяч,

    Самому мне, королю, белые палатушки".

    Письмо повергает царя в уныние: Его царская персонушка переменилася. Царя ободряет Кутузов

    Уж он речь-то говорил, генералушка,

    Словно как в трубу трубил:

    "Не пужайся ты, наш батюшка православный царь!

    А мы встретим злодея середи пути,

    Середи пути на своей земли,

    А мы столики поставим ему — пушки медные,

    А мы скатерти ему постелим — вольны пули.

    На закусочку поставим каленых картеч,

    Угощать его будут канонерушки.

    Провожать его будут всё казачушкы"[151].

    Художественной утратой исторических песен этого периода можно считать нередкое отсутствие в них сюжетной цельности. Некоторые песни состоят из случайных, отрывочных и незавер­шенных эпизодов, слабо увязанных между собой.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта