Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 56. Бытие как исходная философская категория. Основные формы бытия. Бытие

  • Вопрос 57. Понятие субстанции и материи. Развитие взглядов на понятие «материя». Субстанция

  • Вопрос 58. Современная наука о видах материи и типах материальных систем. С точки зрения современной науки основные формы Материи

  • Вопрос 59. Атрибуты материи. Движение. Пространство и время. Атрибуты материи

  • Вопрос 60. Философское понимание сознания, его основные свойства, современные подходы к изучению сознания (инструменталистский, интенционалистский, кондиционалистский).

  • Вопрос 61. Отражение и его формы на различных уровнях организации материи. Отражательная природа сознания.

  • Вопрос 62. Социальная природа сознания. Роль языка и общения в формировании сознания.

  • Вопрос 63. Структура сознания. Сознательное и бессознательное.

  • Вопрос 64. Понятие диалектики. Альтернативы диалектики. Метафизика.

  • Вопрос 65. Принципы и категории диалектики. Понятие закона. Классификация и особенности законов диалектики.

  • 1. Принципы диалектики – всеобщие научные положения о поступательных изменениях взаимосвязанного в своих элементах бытия, которые имеют исходное значение для мыслительной и практической деятельности.

  • Философия. Вопрос Понятие мировоззрения, его уровни. Основные исторические типы мировоззрения


    Скачать 271.52 Kb.
    НазваниеВопрос Понятие мировоззрения, его уровни. Основные исторические типы мировоззрения
    АнкорФилософия
    Дата10.12.2021
    Размер271.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia.docx
    ТипДокументы
    #299117
    страница11 из 17
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   17

    Вопрос 55. Онтология и круг её проблем. Место онтологии в структуре философского знания, её взаимосвязь с гносеологией, этикой.

    Онтоло́гия (от греч. on, род. п. ontos — сущее и logos — слово, учение), раздел философии, учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности Онтологические проблемы – это проблемы объективного бытия действительности, того нерушимого фундамента, на который настраивается повседневная реальность, данная нам через органы чувств.

    Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является кажимостью, иллюзией. Онтология стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, его глубинные причины.

    Онтология, независимо от ее понимания — лишь относительно самостоятельная отрасль философского знания, неразрывно связанная с гносеологией, эстетикой, этикой и другими отраслями философского знания, поскольку антропологическое измерение присутствует в любом понимании бытия.
    Вопрос 56. Бытие как исходная философская категория. Основные формы бытия.

    Бытие – существовние в целом (реальность). Формы бытия:

    1) Материальное б. или объективная реальность:

    а) живое (обладает сознанием, не обладает сознанием; бытие человека и сознания, бытие человека и общества, бытие общества)

    б) неживое (естественное и искусственное)

    2) Нематериальное бытие, субъективная реальность (духовное):

    • субъективноидеальное бытие (мысли, фантазии, сны)

    • объективно идеальное бытие (законы)

    3) Трансцидентное бытие (сверхчувствительное, сверхрациональное) – бытие Бога, высшего разума

    5) Виртуальное бытие (несколько видов материального бытия, субъективноидеального и т.д.)
    Вопрос 57. Понятие субстанции и материи. Развитие взглядов на понятие «материя».

    Субстанция – неизменная сущность вещей; сущность или причина бытия.

    Материя – философская категория, обозначающая объективную реальность, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями и существует независимо от нас.

    Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо субстанцией).

    Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит – из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю; Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное начало – апейрон; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из чисел (материалисты).

    Атомы имеют разную форму: шарообразную, угловатую, крючкообразную.

    Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический характер.

    Платон – в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими свойствами. Свойства атомов зависят от того, какую геометрическую форму они имеют и какими математическими идеями они порождаются (идеалисты).

    Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход к пониманию материи.

    В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется философский подход к  пониманию материи: материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

    В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:

    1. логический – материя как философская категория;

    2. онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство объективной и субъективной реальности) – материя как объективная реальность;

    3. гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно познать через копирование, фотографирование, отображение;

    4. заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших ощущений.

    В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов:

    1. материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;

    2. материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека;

    3. материя – это то, отражением чего является сознание, мышление.


    1-конкретное вещество

    2-вещество и поле

    3-филосовская абстракция
    Вопрос 58. Современная наука о видах материи и типах материальных систем.

    С точки зрения современной науки основные формы Материи это

    1) система неживой природы (элем. частицы и поля, атомы, молекулы)

    2) биологические системы (вся биосфера, от микроорганизмов до человека)

    3) социально организованная система (человек, общество). Философское понимание материи как объективной реальности конкретизируется естественнонаучными теориями о строении и законах движения материи, раскрывающим структуру объективной реальности.

    Современные научные представления о структуре и свойствах материи кладут в основу идею о ее сложной организации. Согласно ей каждый материальный объект надо рассматривать как систему (целостность), которая характеризуется наличием определенных элементов и связей между ними (макротела как система молекул, молекула как система атомов, клетка, живой организм, биосфера и т.д.).

    Каждый объект (система, ее элемент) – уникальный. Однако определенные группы объектов имеют общие (общие) признаки. Наличие родственных признаков позволяет отнести их к определенным классам, систем, выделять различные уровни организации материи.

    Виды материи связаны между собой генетически: каждый возникает из другого, предыдущего. Поэтому строение материи можно представить как иерархно определенных уровней

    Современное естествознание доказывает, что глубинные структуры материального мира \"представлены\" объектами элементарного уровня (элементарными частицами и т.п.) их свойства оказались слишком отличными от свойств макротел. Отчасти им присущи как корпускулярные, так и волновые свойства Закономерности их движения также существенно отличаются от закономерностей движения макрокосмаруху макротіл.

    До открытия этих частиц наука выделяла лишь два вида материи - вещество и поле. Сначала вещество объясняли как непрерывно материальная среда, состоящая из дискретных частиц, а поле как неоперенные непрерывные материальную среду.
    Вопрос 59. Атрибуты материи. Движение. Пространство и время.

    Атрибуты материи:

    1. движение

    2. пространство

    3. системность

    4. самоорганизация

    5. время

    6. структурность

    7. отражение

    Движение – это есть всякое изменение, а покой есть понятие относительное, частный случай движения, его момент. Движение поэтому абсолютно. Движение существует в различных формах: механической, физической, химической, биологической, социальной.

    Особой формой движения и изменения является развитие. Развитие это такое количественное и качественное изменение объекта или его состояние, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью.

    Пространство – форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов. Специфическими свойствами пространства можно назвать характеристики различных материальных систем: симметрия и ассиметрия, их форма и размеры, расстояние между элементами мира, границы между ними.

    Время – форма существования материи, выражающая длительность процессов бытия и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов материальных систем и процессов. Время характеризуется тем, что оно одновременно, ассиметрично и необратимо. Проявление времени и пространства различно в различных формах движения. Поэтому в последнее время выделяют различные типы времени: биологическое, психологическое, социальное.

    Вопрос 60. Философское понимание сознания, его основные свойства, современные подходы к изучению сознания (инструменталистский, интенционалистский, кондиционалистский).

    Сознание– связанная с речью способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать действительность в чувственных или понятийно-логических образах.

    Свойствами сознания как функционального органа являются:

    1) реактивность (способность к реагированию);

    2) чувствительность (способность чувствовать и сочувствовать);

    3) диалогизм (способность к восприятию себе подобных, а также самосознание как возможность вести внутренний диалог с собой);

    4) полифоничность (множественность протекания психических процессов одновременно);

    5) спонтанность развития (сознание каждого человека уникально, его развитие в онтогенезе не может жестко обусловливаться ни индивидными качествами, ни воздействием социальной среды – вмешивается нечто, не поддающееся контролю и классификациям, и именно это составляет загадку человека, над которой бьются психологи и философы, богословы и антропологи).

    В современной философии есть инструменталистские, интенционалистские и кондиционалистские программы исследования сознания.

    Сторонники интенционалистского подхода сводят сознание к знанию, для них сознание тождественно знанию. Сознание, по их мнению, функционирует как «сознание о чем-то или о ком-то», т.е. оно всегда направлено на определенные предметности мира. «Жизнь сознания» рассматривается соотносительно с противостоящей ему предметностью, которая рационально осмысливается и переживается в опыте сознания.

    Инструментализм: сознание – это своего рода «личный компьютер», функциональное назначение которого (по аналогии с «искусственным интеллектом») извлечение и преобразование информации, распознавание образов, вычисление и координация операций

    В рамках кондиционалистских программ акцентируется внимание на зависимости сознания от телесной организации, от строения и функций психики, бессознательного, факторов общения, социального окружения, культуры и истории человека. Эти разнородные условия и детерминанты влияют не только непосредственно, но и опосредовано (скрытно), что весьма ощутимо сказывается на активности сознания, творческом потенциале личности.
    Вопрос 61. Отражение и его формы на различных уровнях организации материи. Отражательная природа сознания.

    Отражение - всеобщее свойство материи воспроизводить в своих свойствах особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие.

    Первый уровень - неорганическая материя. Этому уровню присущи 3 простейшие формы отражения:

    а) механическая - результаты таких механических воздействий, как удар, давление, дробление, перемещение и др. Примерами таких результатов могут быть: следы человека, животного на почве.

    б) физическая - результаты воздействия тепла, света, влаги, звука, магнетизма, электричества, гравитации и т.д. Это, например, окисление металла под воздействием влаги, расширение тел под воздействием тепла.

    в) химическая - результаты взаимодействия химических элементов, их реакции, т.е. изменения в самих элементах, образование их соединений и т.д.

    Второй уровень - органическая материя. Здесь также можно выделить 3 формы отражения:

    а) раздражимость как результат воздействия предметов, внешней среды, проявляющийся в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. В этом суть избирательной реакции: реагирование на биологически благоприятные и неблагоприятные раздражители в соответствии с потребностями организма;

    б) чувствительность. Эта форма отражения заключается в способности животных чувствовать воздействие внешних факторов (тепла, холода, света, звука, запаха и т.д.), в способности преобразовывать это воздействие в виде элементарных ощущений (светоцветовых, звуковых, обонятельных), в реакции на внутренние, биологически заложенные факторы.

    Третий уровень - социальная материя. Этой материи свойственны две основные формы отражения:

    а) чувственная форма в виде ощущений, восприятий и представлений, имеющихся и у животных, но носящих у них неосознанный характер;

    б) теоретическая форма отражения в виде понятий, суждений, умозаключений, воображения, гипотез и т.д., совершенно отсутствующая у животных.

    Вопрос 62. Социальная природа сознания. Роль языка и общения в формировании сознания.

    Человек во многом продукт общества, некая совокупность общественных отношений. Общество всесторонне воздействует на каждого индивида, и тем самым формирует в нем матрицу индивидуального сознания, а также наполняет ее, передавая накопленный человечеством опыт в сжатом и упрощенном виде. Форма передачи – общеупотребительный язык и иная выработанная человечеством символика. Все это и делает сознание в значительной степени социальным феноменом.

    Язык есть система знаков, выполняющая познавательную и коммуникативную функции. Может быть естественным и искусственным. Язык явление социальное как средство координации человеческой деятельности вместо инстинктов. Вторая сигнальная система по Павлову. Язык есть средство накопления и фиксирования опыта и знаний. Только благодаря языку возможно абстрактное мышление, причем мышление и язык не тождественны, каждый обладает специфическими законами. Слово и понятие, суждение и предложение не всегда тождественны, правда, аналитическая философия пыталась изучать способы мышления исключительно благодаря анализу языка. Логику языка составляет синтаксис, смысл - семантика, практика - прагматика. Язык есть символическое выражение в звуке и письме психической жизни. Основные элементы структуры общественного сознания: идеология, религия, философия, культура, искусство, наука, мораль, право, общественная психология и т.п. 

    Вопрос 63. Структура сознания. Сознательное и бессознательное.

    Можно представить структуру сознания состоящей из четырех секторов

    • сектор I — ощущения, представления, получаемые при помощи органов чувств;

    • сектор II — мышление, логические операции;

    • сектор III — эмоции, чувства, переживания;

    • сектор IV — высшие мотивы — ценности, воображение, творчество.

    Сознательное (или сознание) представляет собой одну из форм отражения объективной действительности на человеческой психике. С точки зрения культурно-исторического подхода к проблеме бессознательного и сознательного, последнее характеризуется наличием промежуточного звена между сознанием и восприятием объективной реальности. Этим промежуточным звеном являются элементы историко-общественной практики, которые позволяют строить объективную картину окружающего мира.

    Бессознательное (или подсознание, неосознаваемое) обозначает психические процессы, которые не находят отражения в сознании человека и не управляются им. Характерной особенностью бессознательного является отсутствие субъективного контроля: этим термином можно обозначить все, что не является для человека объектом сознания.

    Вопрос 64. Понятие диалектики. Альтернативы диалектики. Метафизика.

    Диалектика является теорией о развитии всего сущего. К альтернативам диалектики относятся: метафизика, «негативная» диалектика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм.

    Можно выделить следующие отличия метафизики от диалектики:

    по вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;

    по вопросу о причине движения — согласно метафизике движе­ние не может исходить из самой материи, причиной движения яв­ляется внешний первотолчок;

    по вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники ме­тафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством. По их мнению, количество изменяется благодаря количеству (уве­личение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря ка­честву (то есть само по себе улучшается, ухудшается);

    по вопросу направленности движенияразвития — если диалек­тика считает, что развитие происходит, главным образом, по вос­ходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по пря­мой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности раз­вития;

    в системе мышления — если диалектический способ мышления сводится к шагам «тезис — антитезис — синтез», то метафизи­ческий опирается на формулы «или — или, «если не то, значит — это», то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое;

    в отношении к окружающей действительности — диалектика ви­дит мир вовсем его многообразии (цветное видение мира), а метафизика — однообразно, по принципу «черное — белое»;

    в отношении к познанию — согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относи­тельных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства); согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу мо­щью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих «умозри­тельный» характер;

    в отношении к окружающему миру — диалектика видит мир це­лостным и взаимосвязанным, метафизика — состоящим из отдель­ных вещей и явлений.
    Вопрос 65. Принципы и категории диалектики. Понятие закона. Классификация и особенности законов диалектики.

    Категории:

    • единичное – общее

    • явление – сущность

    • форма – содержание

    • необходимость- случайность

    • возможность – действительность

    • причина – следствие

    Устойчивое содержание диалектики (как идеалистической, так и материалистической) представляет система принципов, законов и категорий. Они раскрывают процесс развития применительно к духовному (идеальному) и физическому (материальному) бытию. Но более важным на практике является изучение характеристик материалистической диалектики. В ней анализируется не только развитие, но и диалектика познания, диалектика мышления, другие значимые аспекты развития духовного (идеального) бытия.

    1. Принципы диалектики – всеобщие научные положения о поступательных изменениях взаимосвязанного в своих элементах бытия, которые имеют исходное значение для мыслительной и практической деятельности. Они сформулированы на основе категорий и законов диалектики, являются их обобщением. Выделяют два основных принципа диалектики:
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   17


    написать администратору сайта