Главная страница
Навигация по странице:

  • ТЕОРИЯ МЕДИА КАК АМПУТАЦИИ

  • Вопрос 96. Проблема общественного прогресса: движущие силы развития общества. Понятие движущих сил развития общества: теория классовой борьбы, функциональная теория конфликта

  • Вопрос 97. Современная НТР и ее социальные последствия.

  • Вопрос 98. Глобальные проблемы современности. Классификация, сущность, пути решения. Деятельность Римского клуба.

  • Римский клуб

  • Критерии глобальных проблем

  • Демографические проблемы

  • Вопрос 99. Футурология и «периодизация будущего». Модели развития современного мира (Медоуз, Месарович, модель устойчивого развития).

  • Глобальные модели мирового развития Поиск путей и методов преодоления кризисных ситуаций связан с возникновением нового научного направления – глобального моделирования

  • Глобальная модель, "Мир-3"

  • "состояние глобального равновесия"

  • Философия. Вопрос Понятие мировоззрения, его уровни. Основные исторические типы мировоззрения


    Скачать 271.52 Kb.
    НазваниеВопрос Понятие мировоззрения, его уровни. Основные исторические типы мировоззрения
    АнкорФилософия
    Дата10.12.2021
    Размер271.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia.docx
    ТипДокументы
    #299117
    страница17 из 17
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

    Вопрос 95. Теории мирового цивилизационного развития (Белл, Маклюэн, Тоффлер).

    Д. Белл. Техника и крупные технические и технологические сдвиги приводят к смене типа общества и типа культуры.

    3 стадии в истории человечества:

    1. Доиндустриальное общество: (период от первобытных до средневековья включительно). Аграрная экономика, основной класс – крестьянство. Основные институты – церковь и армия. Сословная организация общества и опора на веру и традиции

    2. Индустриальное общество: (XVII – сер XX вв). Машинное производство. Основной класс – рабочий. Общий рынок, свободная торговля, равные политические свободы. Капитализм – это ранняя стадия индустриального общества, когда субъект управления и собственник – одно лицо. Индустриальное общество опирается на 3 независимые сферы – экономику, которая управляется эффективностью и рациональностью, политику, которая управляется принципом равенства, культуру, которая управляется принципом самореализации личности. Противоречия индустриального общества возникают из –за противоречий экономики и культуры.

    3. Постиндустриальное общество: (сер ХХ - …). Развитие и господство экономики услуг. Господство наукоемкого производства. Основной класс – научно-техническ. специалисты. Источник прибыли и политических решений – знания. Основные институты – университеты.

    3 «волны» Тоффлера:

    Аграрная, промышленная, информационная. Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества.

    Первая волна — это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей.

    Вторая волна — результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом.

    Третья волна — результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешёвую, нацеленную на конкретного покупателя продукцию, распределяемую по малым нишам.

    Признаки информационного общества – капитал и труд, как основа промышленной волны, сменяются знанием и информацией. Классы превращаются в информационные сообщества. Заводы и корпорации сменяются малыми экономическими формами и работой на дому.

    Признаки промышленной волны – гигантизм, централизация, однообразие, экологический упадок

    Маршал Маклюэн. "Галактика Гутенберга" работа, в которой он, прибегая к мозаичному подходу к современной цивилизации, утверждает, что решающим фактором процесса формирования конкретной социально-экономической системы, а по сути дела, двигателем исторического прогресса выступает смена технологий, влекущая за собой смену способа коммуникации. 

    Этапы развития цивилизации по Маклюэну: дописьменная культура с устными формами коммуникации, основанная на принципах общинного образа жизни, восприятия и понимания окружающего мира; письменная культура, завершающаяся "галактикой Гутенберга", эпоха индивидуализма, национализма и промышленных революций; современный этап ("электронное общество" "глобальной деревни"), задающий посредством электронных средств коммуникации (инфокоммуникаций) многомерное восприятие мира по типу восприятия акустического пространства.

    ТЕОРИЯ МЕДИА КАК АМПУТАЦИИ

    Медиа рассматриваются Маклюэном как внешние расширения человека, как непосредственные технические продолжения его тела, органов чувств и способностей. Будучи такими расширениями, они в конечном итоге отделяются от человека и обретают власть над ним. Это отделение метафорически описывается Маклюэном как «ампутация»: развитие технологической инфраструктуры человеческого тела (а затем и человеческих коллективов) сопровождается последовательной «ампутацией» всевозможных человеческих способностей. Развитие электронных средств интерпретируется в этом плане как финальная «ампутация» человеческого сознания.

    Любое расширение, медиа — это автоампутация. Например, ускорение процессов обмена информацией между племенами повлекло за собой ситуацию, в которой ноги и функция ходьбы или бега более не могли выдерживать необходимых нагрузок. Это повлекло за собой изобретение колеса и ампутацию ног (в том смысле, что их функция несколько изменилась, быстрое передвижение было изолировано от тела). Будучи отделена от тела, функция замыкается и достигает в себе высокой интенсивности, но такое усложнение опять воспринимаемо и переносимо нервной системой только оцепенением или блокировкой восприятия (второй по счёту). Самоампутация исключает самоузнавание.

    Успешная механизация различных физических органов со времён печати сделала социальный опыт для нервной системы человека слишком агрессивным. Теперь буферами становятся не физические органы, а медиа. Таким образом, человеческий организм полностью оцепенел, — большинство его функций поделено, фрагментировано и выполняется машинами. Остаётся лишь жизнь сознания, — но развитие цивилизации ведёт к тому, что и она будет расширена и ампутирована от организма человека (компьютер).
    Вопрос 96. Проблема общественного прогресса: движущие силы развития общества.

    Понятие движущих сил развития общества: теория классовой борьбы, функциональная теория конфликта

    Под движущими силами развития понимается совокупность факторов, взаимодействие которых является существенным источником развития. В различных теориях в качестве движущих сил развития выделяются различные факторы: роль отдельной выдающейся личности (например, Александра Македонского), критически мыслящей личности, творческого меньшинства или элиты общества, национальной идеи и т.д.

    Прогресс не является однозначным для него характерны как восходящая, так и нисходящая тенденции. Идея общественного прогресса строилась постепенно в настоящее время считается, что прогрес - это форма развития, которая характеризуется направленностью, переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к все более совершенному. Обратный процесс развития называется регрессом.

    В философской и научной литературе существует многообразие взглядов на прогресс, его место в истории, формы и темпы развития и осуществления. В свое время ВИ Ленин отмечал, что представлять всемирную историю только такой, что ровно и аккуратно идет вперед, без гигантских скачков назад, "не диалектически, не научно, теоретически неверно". Соответственно, в историко-философской мысли прослеживаются как оптимистичные так и пессимистические взгляды.

    Пессимистическая линия была основана еще древнегреческим поэтом Гесиодом, который считал, что общество развивалось по восходящей линии лишь к так называемому "золотому веку", когда люди были бедны, но все и равны между собой. После этого развитие пошло по нисходящей и приобрело признаки регресса Счастье, по его мнению, принадлежит прошлому и теперь безнадежно утрчено.

    Оптимистическая линия, в понимании прогресса, своими истоками тоже достигает античной культуры. Древнегреч. философы Демокрит и Эпикур отмечали, что в обществе наблюдается постепенное движение вперед, а Древнерим. философ Лукреций Кар акцентировал внимание на необходимости движения вперед. Основными его вехами считалось использование огня, открытие железа, появление образования, создание семьи, возникновения искусствп и др.

    В Средние века идея общественного прогресса отрицалась. Считалось, что Бог сотворил мир (природу, общество, человека) в совершенной форме. Поэтому развиваться и совершенствоваться им некуда. Поскольку человек - эгоистичное существо и его желанию нет предела, он своими действиями потерял надежду на рай, и ему остается лишь надеяться на мессию.

    Эпоха Возрождения актуализировала идею прогресса (вера в прогресс). В этот период формируется представление о в изменчивость общественных отношений, о присущих обществу источники его изменений и активную роль человека в этом. Характерной чертой прогресса этой эпохи был идеализм, поскольку его движущей силой считался разум человека, его способность к безграничному совершенствованию.

    Наряду с этими теориями прогресса имели место и теории циклического развития. Одной из них является "теория круговорота" Дж Вико, в которой он доказывал, что общество (как и человек) в своем развитии проходит три этапа: детство, юность, зрелость (божественную, героическую и человеческую эпохи). Эпохи поочередно сменяют друг друга, и таким образом общество движется к своей наивысшей точки развития, после чего процесс вновь и вновь повторяется. Каждая из этих эпох, согласно Вико, переживает периоды рождения, расцвета, упадка и гибели. Погибая, уступает место следующей эпохе.

    Следует отметить, что теории прогресса на этапах становления капитализма играли положительную роль, но с утверждением буржуазии идеи общественного прогресса существенно изменились. В философии О.Конта, программы рассматриваются как "улучшения, усовершенствования существующего порядка". Последнее понимается как неизменное условие прогресса, который включает в себя в зачаточном состоянии все возможные достижения человечества и возможен лишь в пределах капиталистического общества. Г.Спенсер рассматривал прогресс как единый универсальный эволюционный процесс перехода от однообразные к многообразию. История XX века ознаменовалась нарастанием пессимизма в понимании данной проблемы Показательна позиция французского социолога Рароне, который одну из своих работ прямо назвал "Разочарование в прогрессе". Для современных философов и социологов характерно выборочное (половинчатое) понимание прогресса, как прогресс в одной из сфер жизни, и как упадок и регресс в другой.
    Вопрос 97. Современная НТР и ее социальные последствия.

    В отличие от практически непрерывного научно-технического прогресса, протекающего преимущественно в эволюционной форме, НТР представляет собой коренной качественный скачок в развитии производительных сил, всего общественного производства. В ходе общественного прогресса он выступает кардинальным средством разрешения постоянно возникающего противоречия между потребностями человечества в материальных и духовных благах и возможностью их удовлетворения на современном этапе развития производства.

    Первая революция — аграрная, или земледельческая, — ознаменовала переход от первобытного доклассового общества к антагонистическим формациям. Она начиналась едва заметными сдвигами в хозяйственной деятельности охотников, рыболовов и собирателей дикорастущих плодов в древности, а завершилась коренным преобразованием всей общественно-экономической структуры. Собиратели и охотники превращались в земледельцев и скотоводов. Следующей сферой деятельности, обеспечивающей жизнь людей, становилось земледелие, аграрный сектор.

    Второй революцией, приближающей нас к НТР, выступил промышленный переворот XVIII—XIX вв., который явился выражением коренных качественных сдвигов в общественном производстве на основе внедрения машин. Новая техника многократно увеличила силы человека, открыла путь применению научных знаний в производственных процессах. Автоматизацию машин, наделение их интеллектом призвана выполнить научно-техническая революция современности, а это означает комплексное преобразование производства, его прямое взаимодействие с наукой с целью создания новой системы технологий (микроэлектроника, биотехнология, лазерная технология, волокнистая оптика и др.), обеспечивающих общее повышение эффективности труда, наукоемкости производственных процессов.

    НТР, освобождая человека от тяжелых физических операций, от повторяющихся монотонных умственных нагрузок в процессе трудовой деятельности, предъявляет новые требования к его интеллекту, творческим способностям, духовным качествам. Производству периода НТР все больше нужно специалистов высочайшего класса. Нужны исследователи, свободно владеющие принципами системного анализа, средствами вычислительной техники и автоматизированными системами проектирования и научных исследований. Они должны уметь самостоятельно ставить и осуществлять научные, инженерные и производственные задачи, вести поиск новых физических, технических и технологических принципов, управленческих решений, обладать комплексом знаний, необходимых для разработки и создания машин, механизмов и технологий высокой надежности и качества и для их эксплуатации.

    В условиях интернационализации науки и международного обмена технологиями, создания комплексных программ научно-технического прогресса, совместных предприятий, охватывающих интересы целых регионов, усиления роли контактов между учеными разных стран специалист должен обладать основательной гумантарно-философской подготовкой, современным экономическим мышлением, пониманием теории и практики маркетинга и менеджмента, навыками управленческой и организаторской работы, высокой общей культурой, знанием иностранных языков.

    НТР на современном этапе охватывает:

    1) Социальное устройство. Появление слоя работников с высокой квалификацией. Возникает необходимость нового учета качества труда. Увеличивается значение работы дома.

    2) Хозяйственная жизнь и труд. Все большую значимость начинает играть информация, которая включается в себестоимость продукции.

    3) Область политики и образования. С помощью информационной революции и расширения возможностей человека возникает опасность контроля над людьми.

    4) Влияние на духовно-культурную сферу общества. Способствует культурному развитию и деградации.
    Вопрос 98. Глобальные проблемы современности. Классификация, сущность, пути решения. Деятельность Римского клуба.

    Техническую цивилизацию нередко сравнивают с огромным блестящим локомотивом, который победоносно мчится по рельсам прогресса. В конце 60-х гг . XX в. философы заговорили о том, что бурное техническое развитие далеко не всегда является благом. Техническая цивилизация привела к разрушению природной среды. Философы стали задумываться над тем, какую роль играет техника в судьбе человечества. Мы много говорим о планетарном, т.е. едином, сознании человечества, но живем во многом разобщенно. Каждая страна в основном самостоятельно решает свои проблемы. В каких-то странах растет благосостояние, а в каких-то льется кровь. Например, в восточных странах особую остроту приобрели проблемы, связанные с ростом населения. В России в те годы начали ощущать отставание от западных стран по техническому развитию.

    Римский клуб возник по инициативе итальянского экономиста и гуманиста Аурелио Петей (1908–1984). Именно он объединил усилия ученых, политических и общественных деятелей из разных стран мира для изучения глобальных проблем. Когда деятели Римского клуба начали просчитывать различные процессы в целом по планете, то появилась и соответствующая методика глобального моделирования, сложилось новое научное направление.

    Критерии глобальных проблем

    Усилиями ученых(этого клуба) было доказано, что сырьевые и энергетические ресурсы планеты весьма ограничены.

    Выступив в начале 70-х гг. XX в. были выделены глобальные проблемы: во-первых, гонка вооружений и угроза развязывания ядерной войны; во-вторых, загрязнение окружающей среды и Мирового океана, истощение природных ресурсов; и в-третьих, рост народонаселения на планете, расширение зон бедности, нищеты.

    Демографические проблемы

    С конца 70-х гг. XX в. ООН приступила к расчетам численности населения на 2025 г., а позднее – на середину XXI в. Прогнозы позволяют оценить перспективы и проблемы экономического и социального развития человечества. Народонаселение – важный фактор развития любой страны. Поэтому государства не могут безучастно относиться к процессам, происходящим в данной области. Они либо стимулируют рост народонаселения, либо так или иначе ограничивают его, либо следят за его естественным развитием, не вмешиваясь серьезно в данный процесс.

    Эксперты полагают, что это ровно половина(7 млрд) возможной предельной численности людей на нашей планете. Из всех глобальных проблем демографическая проблема сегодня оказывается основной. Остальные проблемы – состояние окружающей среды, глобальная безопасность, исчерпание ресурсов и производство энергии – возникают в связи с увеличением числа людей на Земле.

    В XXI в. человечество вступило с одним миллиардом голодающих, одним миллиардом неграмотных, одним миллиардом безработных, с полутора миллиардами обездоленных, живущих за чертой бедности. Во многих европ. Странах население постепенно идет на убыль из-за низкой рождаемости. Та же тенденция наблюдается сегодня и в России. Согласно прогнозам, население Африки будет расти с такой скоростью, что население этого континента увеличится в два раза. Чуть меньше будет прирост числа жителей в Азии. Сокращение численности населения прогнозируется в Европе, включая азиатскую территорию России.

    Наибольшее распространение получил метод классификации, в основе которого стоит задача определения остроты проблемы и последовательность ее решения. В связи с этим подходом можно выделить три глобальные проблемы:

    • между государствами и регионами планеты (недопущение конфликтов, установление экономического порядка);

    • экологические (защита окружающей среды, охрана и распределение топливных сырьевых ресурсов, освоение, космоса и Мирового океана;

    • между обществом и человеком (демография, здравоохранение, образование и др.).


    Вопрос 99. Футурология и «периодизация будущего». Модели развития современного мира (Медоуз, Месарович, модель устойчивого развития).

    Футурология — это собирательный термин для обозначения разнообразных исследований и концепций о будущем человечества; в узком значении — область научно-ориентированных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов и явлений (в этом смысле футурология синонимична прогнозированию и прогностике). Термин «футурология» был введён в научный оборот в 1943 году немецким социологом О. Флехтхеймом для обозначения социальной дисциплины «философия будущего», основным предметом которой должно было стать будущее человечества и человеческого общества.

    Современный этап развития общества характеризуется стремительными темпами прогресса, который с особой остротой ставит вопрос о будущем цивилизации. острота обусловлена той ситуацией, которая сложилась на планете в области экологии, роста населения, социальных противоречий, гонки вооружений и т.д.

    На протяжении всей истории лучшие умы человечества стремились понять сущность прогресса и обосновать идеалы будущего Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла, И.Г. Гердер, Гегель, К. Маркс и многие другие говорили о будущем как торжестве разума. В ХХ веке получили широкое распространение концепции цикличности человеческой истории (А. Тойнби).

    С целью получения прогнозов применяются различные методы. Основными из них являются:

    а) метод экстраполяции - когда вывод, сделанный из наблюдения над одной частью, распространяется и на другие части;

    б) метод компьютерного моделирования;

    в) метод экспертных оценок - обработка и оценка фактического материала;

    г) разработка сценариев будущего;

    д) метод исторической аналогии - учет опыта истории для понимания будущего.

    Следует различать типы прогнозов:

    а) поисковые - отталкиваясь от реальности, показать, каким примерно будет будущее;

    б) нормативные - ставящие цели и ориентирующие на их достижение;

    в) аналитические - предсказание тех или иных последствий при решении конкретных задач;

    г) предостерегающие - о землетрясениях, возможных кризисах в экономике, последствий тех или иных открытий.

    Глобальные модели мирового развития

    Поиск путей и методов преодоления кризисных ситуаций связан с возникновением нового научного направления – глобального моделирования. В глобальных моделях должны учитываться экономические, демографические, экологические, социальные, политические факторы в их взаимосвязи. Глобальные модели должны включать весь мир (без исключения). В прогнозировании выделяются три основных направления: 1) конкретные сроки истощения запасов того или иного вида невозобновляемого сырья; 2) численность населения, которую может "прокормить" Земля; 3) динамика численности населения в мире, в отдельных странах и регионах как составных частях глобальной системы.

    Сегодня в мире имеется много центров прогнозирования. Но, прежде всего, следует выделить «Римский клуб». Глобальные компьютерные модели «Римского клуба» - серия прогнозных моделей развития человечества на 50-100 лет, вплоть до 2100 года. Следует отметить, что оценки будущего этого клуба во-первых, неоднозначны, во-вторых, претерпевают эволюцию.

    Глобальная модель, "Мир-3", была создана группой ученых во главе с Д. Медоузом в 1972 г. Как и в модели "Мир-2", задача решалась на временном интервале с 1900 по 2100 г. Результаты моделирования оказались очень близки к выводам Форрестера (модель "Мир-2"): при сохранении современных тенденций развития за бурным ростом цивилизации должна последовать катастрофа, связанная с загрязнением Земли, истощением природных ресурсов и выражающаяся в упадке промышленного производства и существенном снижении численности населения. Главный вывод, к которому пришел Медоуз, заключался в том, что ни одна предохранительная мера, взятая в отдельности, не может предотвратить грядущую катастрофу; предохранительные меры – "условия экологической и экономической стабильности" – должны носить комплексный характер - "состояние глобального равновесия". Модель Д. Медоуза, представленная в форме доклада Римскому клубу под названием "Пределы роста". Эта концепция технологического пессимизма была подвергнута резкой критике за то, что в ней не учтены возможности научно-технического прогресса. В развивающихся странах была полностью отвергнута концепция «глобального равновесия», обрекающая их на социально-экономическую отсталость.

    По проекту М. Месаровича (США) и Э. Пестеля (ФРГ), представленному в доклада Римскому клубу в 1974 г. под названием "Стратегия выживания", был сделан вывод, что катастрофа не произойдет, если к 2025 г. "богатые" страны помогут "бедным" преодолеть отсталость. Это может быть достигнуто в результате добровольного перераспределения экономических ресурсов между регионами Земли. В противном случае при сохранении существующих тенденций мирового развития неизбежна целая серия региональных катастроф, которые произойдут значительно раньше. Идеи этого проекта были использованы в практической деятельности некоторых государств (Египет, Венесуэла, Австрия, Индия, Финляндия).

    Сегодня многие футурологи просматривают будущее человечества через призму концепции информационного общества, поскольку в новых условиях имеется возможность для каждого получить необходимую для технического прогресса информацию, что позволит выравнивать социально-экономический потенциал народов. Но очевидна иллюзорность подхода - для этого развивающимся странам нужно еще очень многое, обеспечивающее условия для реализации идеи.

    Устойчивое развитие — это развитие, при котором удовлетворение потребностей нынешних поколений осуществляется без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Эта базовая формулировка впервые появилась в 1987 году в докладе «Наше общее будущее». Его подготовила Комиссия ООН по окружающей среде и развитию, ключевая идея устойчивого развития — рассмотрение его как баланса между поколениями. Суть устойчивого развития в том, чтобы развитие нынешнего поколения не шло вразрез с интересами будущих поколений. В классическом определении баланс между поколениями понимается как баланс потребностей.


    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


    написать администратору сайта