Главная страница
Навигация по странице:

  • Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами

  • осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания.

  • Информационно-коммуникативная

  • представляет собой в то же время систему критериев оценочной деятельности

  • осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека.

  • Интегрирующая (философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему

  • Идеологическая

  • идеологическую функцию.

  • ытекает из способности этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о ней, формирующее воздействие на интеллект человека. )Прогностическая

  • философия занимается прогнозированием.

  • стать основой для воздействия на природные и социальные процессы

  • современная философия

  • философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие

  • Вопрос 8. Основной вопрос философии. Классификация основных философских направлений.

  • Философия. Вопрос Понятие мировоззрения, его уровни. Основные исторические типы мировоззрения


    Скачать 271.52 Kb.
    НазваниеВопрос Понятие мировоззрения, его уровни. Основные исторические типы мировоззрения
    АнкорФилософия
    Дата10.12.2021
    Размер271.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia.docx
    ТипДокументы
    #299117
    страница2 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

    Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

    Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).

    Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных, как истинных, посылок (суждений). Либо новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для человека, принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.

    Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии. 

    Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм.

    При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи. Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии, и имеет широкое распространение в современной российской.

    Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы, например, в Германии.

    Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».)

    Рационализм — философский метод и направление в философии в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то ость, выведено из самого разума)  без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению. а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.).

    Выполнение философией своего назначения предполагает реализацию ею целого ряда взаимосвязанных функций, через которые реализуется ее назначение.

    Наиболее существенными из них выступают:

    Мировоззренческая (ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.)

    Гносеологическая - сущность этой функции заключается в способности философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания. Иными словами, теория познания, вырабатывая принципы и нормы познания, снабжает человека средствами, с помощью которых люди получают возможность постигать мир, т. е. получать о нем истинные знания и тем самым иметь правильное, отвечающее требованиям современности мировоззрение, на базе которого возможна эффективная практика.

    Методологическая функция (философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состояниивыступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности. Можно утверждать, что методология как совокупность принципов и норм деятельности выступает как проявление мировоззрения в действии).

    Информационно-коммуникативная функция (характер усвоения философских знаний зависит от способности философии как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать последних о ее содержании).

    Ценностно-ориентирующая (философия как совокупность знаний о наиболее общих принципах отношения человека к миру представляет собой в то же время систему критериев оценочной деятельности, в роли которых выступают эти принципы. Оценочная деятельность, возможная на основе осведомленности людей о предлагаемых философией критериях оптимальности, полезности той или иной совокупности явлений и действий, выступает в качестве средства ориентации этих людей в мире. Философия как средство выработки знаний о ценностях и носитель этих знаний, с точки зрения аксиологии, или теории ценностей, способна выполнять ценностно-ориентирующую функцию.)

    Критическая (В рамках философии осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека.  Таким образом, критическая функция философии в состоянии реализоваться как в плане стимуляции развития знаний о мире и обновления мира в целом, так и в плане совершенствования содержания самой философии.)

    Интегрирующая (философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему, вырабатывает критерии его соподчиненности)

    Идеологическая (в тесной связи с указанными функциями философия способна фиксировать и пропагандировать интересы социальных слоев и групп общества, т. е. выступать в роли идеологии, выполнять идеологическую функцию. Эта функция может обладать спецификой в зависимости от того, интересы каких социальных групп данная философия выражает. Как известно, интересы групп могут быть прогрессивными или реакционными. В зависимости от этого находится направленность реализации идеологической функции, которая способна оказывать большое влияние на проявление других функций философии.)

    Воспитательная (важную роль играет воспитательная функция философии, которая вытекает из способности этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о ней, формирующее воздействие на интеллект человека.)

    Прогностическая (философия занимается прогнозированием. Многие философы прошлого выступали как пророки, предсказывая грядущее. Некоторые из прогнозов были утопическими, далекими от реальности, но иногда пророчества отдельных выдающихся мыслителей достигали большой адекватности.)

    Проектировочная (Ввиду того, что философия выявляет механизмы и наиболее общие тенденции развития природы, общества и мышления, раскрывает требования, соблюдение которых обеспечивает действие этих механизмов и тенденций, она в состоянии стать основой для воздействия на природные и социальные процессы).
    Вопрос 6. Соотношение философии и частных наук. Взаимосвязь философии и медицины.

    В истории человеческой культуры философия и медицина развивались в тесной взаимосвязи как отрасли знания и духовной деятельности, непосредственно затрагивающие человека. Взаимосвязь философии и медицины проявляется в ряде аспектов.

    1)Объектоми фил, и мед познания выступает человек. Философия рассматривает объект познания теоретически, а медицина носит прикладной, эмпирический характер. Дополняя друг друга, они дают целостное представление о человеческой жизни.

    2)Философия по отношению к медицине, как и к любой другой частной науке, выполняет роль мировоззренческойиметодологическойбазы.Господствующие философские системы в каждый исторический период определяют характер и направленность любой науки, в том числе медицины. Медицина изучает конкретные явления, связанные с нормой и патологией человеческого организма, но при этом использует общие философские принципы, категории, законы. В свою очередь, медицина позволяет философии сформировать научную картину мира, дает научно обоснованные представления о природе человека (*философия не смогла бы объяснить сущность сознания, если бы не использовала достижения физиологии – учения Сеченова, Павлова).

    3)Наиболее очевидной связь философии и медицины выглядит в тех случаях, когда обе они становятся полем деятельности одной и той же личности. Речь идет о врачах-философах– людях, которые оставили заметный след в истории и медицины, и философии. Они не только были профессионалами в своем деле, но и пытались объяснить такие философские проблемы, как закономерности в развитии организма, связь организма с окружающей средой, проблему причинности, взаимоотношений между врачом и пациентом и т.д.

    Сформировался новый раздел философского знания – философия медицины, который изучает методологические и мировоззренческие аспекты феномена медицины, выявляет сущность медицинской деятельности, определяет ее место в культуре. Ее важным разделом является медицинская этика, предметом которой являются требования к профессиональному поведению и нравственным качествам врача.

    Естественно, что современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания. Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Философия же делает предметом своего анализа обобщения частных наук, т.е. она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня — выявление более общих закономерностей и тенденций. Основным методом философии при этом выступает теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук, конечно, в том случае, если сама философия претендует на научность. Крупнейшие открытия в конкретных науках способствовали и интенсивному развитию философии. Достаточно указать на огромное влияние, которое оказали успехи естествознания в Новое время, в конце XIX — начале ХХ вв. на развитие философского знания. При этом надо иметь ввиду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению научно-философских выводов как реалистической философии, так и той философской ветви, которая представляет иррационалистические спекуляции. Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие, причем опять-таки как положительное, так и отрицательное. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия естественно-научного характера. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, которое так иначе воздействует на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, евгеники, генной инженерии и т.п.).

    Вопрос 8. Основной вопрос философии. Классификация основных философских направлений.

    Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир. Последовательное решение О. в. ф. возможно лишь при учете обеих его сторон. Философы, являющиеся сторонниками материализма, признают первичным материю, бытие, вторичным - сознание и считают сознание результатом воздействия на субъекта объективно существующего внешнего мира. Философы-идеалисты принимают за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. Поэтому, с их т. зр., познание не является отражением материального бытия, а есть лишь постижение самого сознания в форме самопознания, анализа ощущений, понятий, познания абсолютной идеи, мировой воли и т. п. Промежуточную, непоследовательную позицию в решении О. в. ф. занимают дуализм, агностицизм. Прежней философии был присущ метафизический подход к решению О.-в. ф., проявляющийся либо в недооценке активности сознания, в сведении познания к пассивному созерцанию (метафизический материализм), в отождествлении сознания и материи (Вульгарный материализм), либо в преувеличении активности мысли, в возведении ее в абсолют, оторванный от материи (Идеализм), либо в утверждении их принципиальной несовместимости (дуализм, агностицизм). Только марксистская философия дала всестороннее материалистическое, научно обоснованное решение О. в. ф. Первичность материи она видит в том, что: 1) материя является источником сознания, а сознание - отражением материи; 2) сознание - результат длительного процесса развития материального мира; 3) сознание есть свойство, функция высокоорганизованной материи головного мозга; 4) существование и развитие человеческого сознания, мышления невозможно без языковой материальной оболочки, без речи; 5) сознание возникает, формируется и совершенствуется в результате материальной трудовой деятельности человека; 6) сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытием. Отмечая абсолютную противоположность материи и сознания лишь в пределах О. в. ф., диалектический материализм одновременно указывает на их взаимосвязь и взаимодействие. Будучи производным от материального бытия, сознание обладает относительной самостоятельностью в своем развитии и оказывает обратное активное воздействие на материальный мир, содействуя его практическому освоению и преобразованию. Человеческое сознание, опираясь на практику, способно к достоверному познанию мира. Вопрос об отношении материи и сознания, будучи основным, определяет не только решение частных проблем, но и характер мировоззрения в целом, дает надежный критерий для различения осн. философских направлений. Поэтому научная формулировка О. в. ф. позволяет последовательно провести принцип партийности философии, четко разграничить и противопоставить материализм и идеализм, решительно отстаивать научное мировоззрение диалектического материализма.

    1.Классификация в зависимости от ответа на вопрос что первично мире? Первая часть основного вопроса философии. Что первично в мире материя или сознание?

    Материализм – мировоззренческая позиция, которая основу мира видит в материальной субстанции. Материальная субстанция – природа, материальное производство, физиологические потребности человека.

    Идеализм – мировоззренческая позиция, которая основу мира видит в идеальной субстанции. Идеальная субстанция – идея, дух, разум, Бог, Абсолютная идея, идеалы. 

    Материализм бывает двух видов: диалектический и метафизический. Идеализм также двух видов: субъективный и объективный. Субъективный означает, что основу мира составляет индивидуальное, субъективное сознание. Внутреннее Я человека. Объективный – в основе мира лежит объективная идея, Абсолют, Бог.

    2.Если признается, что первоначало мира идеальное или материальное есть, то получаем три варианта.
    1)Монизм (от греч. monos – один, единственный) – мир имеет одно начало. Самостоятельное начало называется субстанцией. Субстанция – сущность, нечто устойчивое и постоянное во всех явлениях (относящихся к одном классу), существующее самостоятельно.

    2)Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – философское направление, утверждающее гносеологическое равноправие двух начал: материи и сознания, физического и духовного. Декарт предполагал, что в основе бытия лежат две равноправные субстанции: мыслящая (дух) и протяженная, пространственно-временная (материя).

    3)Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) – предполагает несколько или множество исходных субстанций.
    Плюрализм утверждает множественность начал бытия. Примером может служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь. Атомизм.
    Политический плюрализм. Экономический плюрализм. Примеры для понимания самого термина плюрализм.

    3.Вторая часть основного вопроса философии. Классификация строится в зависимости от того, как отвечает мыслитель на вопрос познаваем ли мир? Если субстанции есть, то познаваемы ли они?

    1)Агностицизм. Если мир принципиально непознаваем, то получили агностицизм (от греч. agnostos – непознаваемый). Мир очень сложен и как следствие не познаваем. Есть объекты, которые принципиально непознаваемы. Кант. Вещь-в-себе.

    2)Скептицизм. Скептицизм – отрицает возможность достоверного знания. Мир познаваем, но человеческому познанию он недоступен. Познавательные способности ограничены: эмоции, логика, корыстные интересы – мешают познанию. Сознание ограничено, а мир бесконечно сложен. Скептики опираются на релятивизм. Релятивизм – относительный. Релятивизм подчеркивает изменчивость реальности и отрицает ее устойчивость. Познание релятивно и, следовательно, не достоверно.

    3)Позитивизм. Мир познаваем. Важно не только провозгласить познаваемость мира, но и решить как его познавать.
    Но как его познавать? Несколько подходов.

    4. Четвертый вариант классификации. На основе философского метода, который используется в познании. Если мир познаваем то, как его познавать? В зависимости от метода используемого в познании получаем четыре философских направления.

    1)Рационализм. Если признать основой познания разум. В основу кладется какой-либо рациональный принцип. Представителями рационализма являлись Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель. Позиция рационализма с некоторыми упрощениями – это позиция логики. Панлогизм (от греч. Pan – всё, logos – разум).

    2)Сенсуализм. (от лат.sensus – чувство) Методологический принцип, в котором за основу берутся чувства, ощущения. И, след, любое знание выводится как результат работы, деятельности органов чувств, ощущений. Знание есть результат ощущений. Гоббс, Беркли. (Фил. Нового времени). По своим гносеологическим последствиям позиция разума может привести к догматизму, а позиция сенсуализма к релятивизму.

    3)Эмпиризм. Основоположником эмпирического метода познания является Фрэнсис Бэкон (1561–1626). Уделяется внимание опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Источник знаний и критерий их истинности лежит в эмпирическом опыте (анализ физических, хим. процессов). Эмпирический опыт – анализ материальных процессов: физических, химических, механических, биологических. Эмпиризм имеет общие черты с сенсуализмом. Фиксирование эмпирических результатов осуществляется с помощью органов чувств. Для эмпиризма характерны абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории), отрицание субъективных факторов, влияющих на исследование.

    4)Иррационализм – отрицает роль разума в познании. Отрицает и роль эмпирического опыта, роль чувственного познания. Основное внимание уделяется иррациональным способам постижения бытия. 
    Интуиция и переживание (акцент делается на субъективном опыте).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта