Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 10. Периодизация, основные проблемы и понятия древнеиндийской философии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы.

  • Ортодоксальные школы

  • Неортодоксальные школы

  • Чарвака (Локаята)

  • Вопрос 11. Философия буддизма: основатель, основы учения БУДДИЗМ.

  • Вопрос 12. Философии Древнего Китая: особенности, основные идеи и понятия

  • Вопрос 13. Философские школы Древнего Китая. Особенности формирования, основные идеи.

  • Философия. Вопрос Понятие мировоззрения, его уровни. Основные исторические типы мировоззрения


    Скачать 271.52 Kb.
    НазваниеВопрос Понятие мировоззрения, его уровни. Основные исторические типы мировоззрения
    АнкорФилософия
    Дата10.12.2021
    Размер271.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia.docx
    ТипДокументы
    #299117
    страница3 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

    Вопрос 9. Философская мысль на Западе и Востоке, общее и особенное

    Развитие философии на Востоке и Западе при всей ее самобытности и специфичности имеет ряд общих закономерностей.

    1.Философская мысль и на Востоке, и на Западе зарождается в фоне мифологии как изначальной формы общественного сознания. Для мифологии характерна синкретичность, неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин. Она объясняет мир и все явления в нем действием богов и героев. Но в мифологии впервые в истории человечества ставится и ряд собственно философских вопросов: как возник мир и как он развивается; что такое жизнь и смерть и другие.

    2.Философия Запада и Востока зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства. Так, возникновение философии в Древней Индии относится примерно к I тыс. до н. э., когда на ее территории стали формироваться рабовладельческие государства. В Китае философия возникает в VI-V вв. до н. э., когда там начался процесс классового расслоения общества. Античная философия в Греции возникла в городах-государствах («полисах») на рубеже VII—VI вв. до н. э. сначала на западном побережье Малой Азии, затем — в греческих городах острова Сицилии и, наконец, в Греции — в Афинах (V в. до н. э.) и была связана с возникновением и развитием классового, рабовладельческого общества, которое создавало условия для расцвета культуры древнего мира.

    3.Философия Запада и Востока обращена к общечеловеческим ценностям. Она исследует такие явления, которые человека волнуют всегда: «Как хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать». И восточная и западная философия древнего мира интересовались проблемами добра и зла; прекрасного и безобразного; справедливости и несправедливости; дружбы, любви и ненависти; счастья, наслаждения, страдания и др.

    4.Закономерностью развития философии Запада и Востока является осмысление космологических проблем и личностного бытия человека. Раскрытие этих проблем всегда свидетельствует об определенных мировоззренческих ориентирах того или иного философа или философской школы.

    5. Методологическая значимость является общей закономерностью развития философии Запада и Востока, поскольку и той и другой свойственно стремление к научному поиску истинного знания. В этом отношении для Востока показательно конфуцианство с его строгой иерархической системой. В западной философии это греческие философы-софисты, которые вошли в историю философии под названием учителей мудрости и красноречия.

    Различия философской проблематики Запада и Востока

    1.В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, причем рассматривает проблему человека с точки зрения практики. Философия Запада является многопроблемной: она исследует натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, логические, этические, политические, правовые проблемы. Западная философия обращается к человеку чаще не через его практическое бытие или этикет, а предлагает ему общие принципы бытия и познания.

    2.Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же философское течение предстает и как собственно философское, и как религиозное. Примеры тому брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство. Западная же философия более привержена научной методологии и отмежевывается от религии. Философские учения Запада в эпоху древнего мира не превратились ни в одну из мировых религий. Более того, в западной античной философии, прежде всего в сочинениях Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара и других философов, довольно сильна атеистическая тенденция.

    3.Разработка категориального аппарата в западной и восточной философии также содержит свою специфику. В Восточной философии органически воспринимаются многие категории, предложенные мифологией. Западная философия в большей мере оперирует традиционно философскими категориями: движение, противоположность, единство, материя, сознание, пространство, время, мир, субстанция и др.

    4. Различия в решении проблем познания. В западной философии познание рассматривается не только как эмпирическое, чувственное и рациональное, но и как логическое, т. е. дается разработка проблем логики. Большой вклад в их решение внесли Сократ, Платон и особенно Аристотель. В восточной философии фактически проблемой логики занималась лишь индийская школа ньяя (санскр. буквально — правило, рассуждение, логика). Ньяя подчеркивала важность умозрения для решения философских проблем.

    5. Социальная философия древнего мира обращается к проблемам государства, закона, труда, управления, войны и мира, желаний, интересов, власти, имущественного деления общества. При этом в западной (древнегреческой и древнеримской) философии содержится более широкий спектр проблем. В социальной философской проблематике античности преобладает этическая тематика. Так, в одних только «Диалогах» Платона даются определения понятий судьбы, старости, добродетели, разумности, справедливости, терпеливости, хладнокровия, совестливости, свободы, скромности, порядочности, великодушия блага, миролюбия, легкомыслия, дружбы, благородства,веры, здравомыслия и др. Ценным при рассмотрении этих социально-философских проблем является обращение к человеку в его единстве с обществом. В восточной философии рассматриваются проблемы «вселенского человека», общечеловеческих ценностей. Так, в частности, в китайской философии Конфуций стремился показать необходимость иерархии социальных структур, субординации людей. Много внимания уделяется в восточной философии проблеме закона, отношения народа и правителя.

    Таким образом, вся духовная цивилизация Востока несет в себе обращение к бытию личности, ее самосознанию и самосовершенствованию через уход от материального мира, что не могло не сказаться на всем образе жизни и способах освоения всех ценностей культуры, истории народов Востока.

    Духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом.
    Вопрос 10. Периодизация, основные проблемы и понятия древнеиндийской философии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы.

    1

    Ведический период

    До VI - V в до н.э.

    2

    Классический период

    VI в до н.э. – первая половина I тыс.

    3

    Постклассический (схоластический)

    Первая половина I тыс. – XVIII в.

    4

    Период неоиндуизма или новейшей индийской философии

    XIX – XX вв.


    1. Мир – проявление высшей духовной реальности. Чувственный мир – иллюзия, поэтому основным из достоинств человека выступает непривязанность к чувственному миру, освобождение от страстей и желаний, связанных с миром.

    2. Большое значение приобретает осознание власти над собой, достигается она аскетизмом и йогой.

    3. Индийская философия не отвергает жизнь, но делает упор на ее конечную цель. Смерть – освобождение от страданий. Человек перерождается множество раз. «Умереть насовсем – значит, родиться навсегда» - главная цель жизни человека (освобождение от колеса перерождений).

    4. Индийская философия мистична: чтобы достичь истины, надо уйти из мира, т.е. погасить чувства и мысли. Философия индивидуалистична – человек может достичь истины только самостоятельно. 5. Философия религиозно ориентирована

    Основные понятия индийской философии

    Брахман – субстанция мира, из которой все возникает и куда все возвращается (Мировая Душа);

    Атман – духовная сущность каждого человека, индивидуальная душа.

    Нирвана – освобождение от колеса сансары, прекращение перерождений, вечное блаженство – соединение Атмана с Брахманом (брахмой)

    Сансара – «колесо перерождений» (реинкарнация) – концепция перевоплощения;

    Карма – естественная нравственная причинность, предопределенность жизни и судьбы, закон воздаяния.

    Ахимса – не причинение вреда живому

    Веды – в переводе с санскрита - «знания» Сборники древних религиозных текстов, складывавшихся с III тыс. до н.э. Всего выделяют 4 сборника Вед.

    Ортодоксальные школы (астика — неист) остались верны философии «Вед». Приверженцами этих течений считаются те, кто верит в продолжение жизни после ухода в иной мир.

    Веданта или завершение вед, школа делится на два направления «адванта» и «вишишты- адванта». Философский смысл первого направления — нет ничего, кроме бога, все остальное лишь иллюзия. Второе направление — вишишта-адвайты, проповедует три реальности из которых состоит мир — это бог, душа и материя.

    Санхья — эта школа учит признанию материального и духовного начал. Материальные ценности находятся в постоянном развитии, духовное начало — вечно. Материальное уходит вместе со смертью человека, духовное же начало продолжает жизнь.

    Ньяя — школа, высшим духовным наставником которой является бог ИшвараУчение школы — это вывод из ощущения, аналогии и свидетельства окружающих.

    Миманса — школа основана на принципах логики, разумного объяснения, оно признает духовное и материальное существование.

    Вайшешика — эта школа основывает свои принципы на знании того, что все окружающие человека, как и он сам, состоит из неделимых частиц, которые имеют вечное существование и управляются мировой душой, т.е. богом.

    Йога — это самое известное направление из всех школ. Она основана на принципах бесстрастия, созерцания и отрешенности от материального. К достижению гармоничного освобождения от страданий и воссоединения с богом, ведут медитации. Йога лояльно относится ко всем существующим школам и к их учениям.

    Неортодоксальные школы (настика — атеист), не берущие древние «Веды» за основу своей философии. Приверженцы данной школы считаются атеистами, но джайская и буддийская школа все-таки исповедуют астику, так как верят в продолжение жизни после смерти.

    Буддизм — философия этой школы провозглашена официальной религией. Основатель — Сиддхартха, которого прозвали Буддой, т.е. просветленный. В основе философии школы лежит путь просветления, достижение нирваны. Это состояние полного покоя и невозмутимости, освобождение от причин возникновения страданий и боли, от внешнего мира и мыслей, с ним связанных.

    Чарвака (Локаята) — школа основана на мудрости учений о том, что все сущее состоит из воздуха, воды, огня и земли, т.е. четырех стихий, в различном сочетании. После смерти, при распадении этих элементов, они присоединяются к своим собратья в природе. Школа отрицает существование любого другого мира, кроме материального.

    Джайнизм — название школа получила по прозвищу своего основателя — Джина, жившего в IVв до н.э. Главный тезис заключается в вере в Таттва. Это сущность, материал для создания всего строения мира — душа (джива) и все, что ей не является (аджива) — материальное окружающее человека. Душа вечна, и у нее нет создателя, она существовала всегда и она всемогуща. Цель учения — образ жизни человека, отказавшегося от низменных страстей — полный аскетизм и послушание учителю, победившему собственные страсти и способному научить этому других
    Вопрос 11. Философия буддизма: основатель, основы учения

    БУДДИЗМ. основатель Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Родился он в 560 году до н.э 

    В центре буддизма – учение о «4 благородных истинах». Существует сострадание. Причина его – состояние освобождения (нирвана). Путь к освобождению.

    Основные истины, открытые Буддой:

    Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание. Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать. Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний.

    Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ. Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям. 

    Восьмеричный путь спасения предполагает:

    правильное понимание – самое главное, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;

    правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;

    правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);

    правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;

    правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;

    правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;

    правильные помыслы – самое главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;

    правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения. 
    Вопрос 12. Философии Древнего Китая: особенности, основные идеи и понятия

    1. Главная проблема для изучения – мир, в котором живет человек (общество). Изучение происхождения бытия вторично.

    2. Исследуются взаимоотношения людей, значение приобретает понятие власти над собой и своими чувствами, но достигается это путем совершенствования в моральных требованиях, в соблюдении ритуала.

    3. «Рождение – начало человека, смерть – его конец». Смерть наступает один раз, человек не возвращается из мира мертвых. Индусы пытаются обрести вечное блаженство вне чувственного мира, китайцы считают, что смерть – это плохо, жизнь хорошо, поэтому счастье достижимо только в земной жизни.

    4. Китайская философия направлена на коллективное совершенствование, человек не может существовать без общества, его цель – совершенствоваться самому и совершенствовать мир вокруг себя.

    5. Китайская философия практически ориентирована, т.е она пытается ответить на вопрос: как достичь мира и согласия среди людей.

    Протофилософский период

    XII – VIII вв. до н. э.

    Натурфилософский период

    VIII – VI вв. до н. э.

    Классический период - «Золотой век китайской философии»

    VI – III вв. до н. э.

    Период кризиса классической древнекитайской философии

    221 – 207 гг. до н. э.

    Возрождение древнекитайской философии

    206 г. до н. э. – 220 г. н. э.


    Дао – это естественный ход вещей, судьба всего в мире. Судьба – вечное движение и измененте, переход в свою противоположность, чередование инь и ян.

    Вопрос 13. Философские школы Древнего Китая. Особенности формирования, основные идеи.

    Основные школы ДК: натурфилософская шк, Даосизм, Конфуцианство, Моизм, школа имен, школа закона.

    Основателем конфуцианства является китайского мудрец Конфуций или Кун-цзы (551 —479 до н. э.) . Его основное внимание сосредоточено на человеке, проблемах его врожден­ной природы и благоприобретенных качеств, поведения в обществе, взаимоот­ношений с другими людьми. Основой конфуцианских теоретических построе­ний является учение об идеале личности - «благородном муже». Под «благородным мужем» понимается человек, обладающий «пятью добро­детелями», к которым относятся гуманность, благопристойность, справедливость, мудрость и верность. Категория 1 опреде­ляет способность человека относиться ко всем окружающим его живым суще­ствам и предметам как связанным с ним кровным родством. Через категорию 2 определяются обрядовые акции, этикетно-ритуальное уложение, а также принципы взаимоотношений между людьми и поведения каждого отдельного человека как члена социума включая детали его внешнего вида. Категория 3 совмещает в себе значения «долг», «справедливость», «ответственность», «доб­ропорядочность», «правильность», то есть передает способность человека под­чинять свои субъективные потребности объективным требованиям. Категория 4 определяет всю умственно-познавательную деятельность человека: уро­вень его способностей, степень эрудированности и образованности, а также та­кие качества, как проницательность, умение разбираться в людях, обладание аналитическими способностями. Категория 5 тоже охватывает целый спектр понятий: от преданности стране, государю, непосредственному начальнику, от­цу до верности собственным убеждениям.

    Человеческую жизнь Конфуций рассматривал как постоянный и вечно незавершенный процесс учения и воспитания. Смысл учения заключался, по Конфуцию, в «исправлении имен» под которым понималось со­гласование прав и обязанностей человека с нормами традиции.

    Основатель школы Лао-цзы (около V-III вв. до н.э.)

    Согласно даосизму, жизнь природы и людей протекает по определенному пути - дао. Дао - закон спонтанного бытия космоса и человеческого общества, космогоническое порождающее начало, генетически предшествующее миру «оформленных вещей». Дао предстает в двух основных ипостасях. Первая из них - одинокое, отделенное от всего, постоянное, бездеятельное, пребывающее в покое, дающее первоисток Небу и Земле и принципиально недоступное ни восприятию, ни словесно-понятийному выражению начало. Вторая ипостась дао - всеохватное, всепроникающее, подобно воде, изменяющееся вместе с ми­ром, действующее и проявляющее себя в «оформленных вещах» начало, что определяется в даосской философии как его благая сила дао - дэ. В этой ипо­стаси дао доступно восприятию и может быть выражено посредством словесно­го имени или понятия. Стандартный для даосизма образ дао - безбрежный и постоянно изменяющийся поток.

    Следующим важнейшим постулатом даосизма является тезис о единстве и нерасчлененности дао. В дао-Вселенной все уравнено и объединено в целое. Все противоречия гармонизированы, субъект и объект не представлены, разли­чия не имеют сущностного характера и не принадлежат объектам самим по се­бе. Даосы отрицают какие-либо абсолютные нравственные (добро, зло), мо­рально-эстетические (красота, безобразность) ценности и критерии и, как след­ствие, принятые в человеческом обществе их оценки (слава, позор), а также их социальные последствия (богатство, почести, нищета, изгнание). Поэтому ис­тинной целью человеческого существования даосизм провозглашает состояние полной идентичности с сущностью мира, достигаемого через растворение своей самости в природе и через слияние с дао как универсальной первоосновой бы­тия. Это и есть даосский «принцип естественности» (цзы жань). Главным методом достижения состояния «естественности» является «не-деяние» (у вэй), то есть отказ от любой целенаправленной деятельности, так как она заведомо не согласуется с дао. Для обретения такого состояния в даосизме предлагаются специальные практики психотренинга и психической саморегуляции, направ­ленные на выявление изначально заложенных в человеческой природе «косми­ческих зачатков» и на подчинение психофизиологических процессов космиче­ским закономерностям.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта