Главная страница

Философия. Вопрос Понятие мировоззрения, его уровни. Основные исторические типы мировоззрения


Скачать 271.52 Kb.
НазваниеВопрос Понятие мировоззрения, его уровни. Основные исторические типы мировоззрения
АнкорФилософия
Дата10.12.2021
Размер271.52 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаfilosofia.docx
ТипДокументы
#299117
страница6 из 17
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Вопрос 28. Основные направления философии эпохи Возрождения. Итальянское Возрождение : антропоцентризм и гуманизм.

Гуманистическое(XIV – XV в.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

Неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.) – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

Натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.) - пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

Реформационное(XVI – XVII вв.) – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

Политическое(XV – XVI вв.) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

Утопическо-социалистическое (XV – XVII вв.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

1. Антропоцентризм: проблемы личности становятся центром и целью всякого познания, мышления в целом. Обожествление человека, всемерное восхищение им и его заслугами

2. Гуманизм: отношение к человеку как к ценности, признание его всемогущества, пропаганда всесторонне развитого человека – физически и духовно; стремление к созданию условий для максимального развития способностей человека

Вопрос 29. Основные направления философии эпохи Возрождения. Северное Возрождение. Натурфилософия: представители, проблемы.

Гуманистическое(XIV – XV в.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

Неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.) – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

Натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.) - пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

Реформационное(XVI – XVII вв.) – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

Политическое(XV – XVI вв.) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

Утопическо-социалистическое (XV – XVII вв.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

Основные черты натурфилософии:

  • обоснование материалистического взгляда на мир;

  • стремление отделить философию от теологии;

  • формирование научного мировоззрения;

  • выдвижение новой картины мира;

  • утверждение, что мир познаваем;

  • важное значение приобретает практическая наука, представляющая собой попытку изменить мир

Представители:

  • Леонардо да Винчи (1452-1519) «Книга о живописи», «Об истинной и ложной науке»;

  • Николай Кузанский (1401-1464) «Об ученом незнании», «О предположениях» и др.;

  • Николай Коперник (1473-1543) «Об обращении небесных сфер»;

  • Джордано Бруно (1548-1600) «О природе, начале и едином», «О бесконечности Вселенной и мирах» и др.;

  • Галилео Галилей (1564-1642) «Звездный вестник», «Диалог о двух главных системах мира» и др.

Николай Коперник совершил переворот в естествознании, разработав гелиоцентрическую систему мира. По духу его работа пифагорейская;

  • солнце является центром мироздания, что опровергало геоцентрическую систему мира Птолемея;

  • земля имеет двойное движение: суточное вращение и годовое круговое вращение вокруг Солнца;

  • космос бесконечен и все космические тела движутся по собственной траектории;

  • процессы в космосе объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.

Джордано Бруно – итальянский философ и поэт, материалист-пантеист. В 1592 г. был арестован инквизицией и обвинен в ереси и свободомыслии и 17 февраля 1600 г. был сожжен на костре.

  • Солнце центр Вселенной по отношению к Земле, но не центр Вселенной;

  • Вселенная не имеет центра и бесконечна;

  • звезды подобны Солнцу и имеют свои планетные системы;

  • все небесные тела обладают свойством движения;

  • выдвинул гипотезу о том, что во Вселенной мы не одиноки и могут быть разумные существа;

  • не существует Бога отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое.

Галилео Галилей - один из основателей современной экспериментальной науки. Впервые показал как важен инструментарий для развития науки

  • ввел метод наблюдения, выдвижения гипотезы и их опытной проверке на практике;

  • открыл значение ускорения в динамике

  • установил закон падения тел;

  • изучая полет снарядов, установил принцип параллелограмма;

  • отстаивал гелиоцентрическую систему мира;

  • изобрел телескоп и обнаружил ряд важных явлений: пятна на Солнце, горы на Луне, Млечный путь состоит из множества отдельных звезд, наблюдал фазы Венеры, открыл спутники Юпитера.

Вопрос 30. Социально-философские учения эпохи Возрождения: Томас Мор и Томаззо Кампанелла. Учение о государстве Н.Макиавелли.

Томас Моранглийский философ и писатель, придерживающийся гуманистических взглядов. Его главной книгой является «Утопия», в которой он рисует свой идеал общества в виде фантастического острова-государства. Он следует многим мыслителям эпохи Возрождения, усмотревших в культе индивидуализма, ставшего идейным стержнем Ренессанса, ограниченность и обращались к осмыслению социальности, без которой полноценное существование невозможно и которую необходимо усовершенствовать. Методом построения такого общества он считает убеждение людей в необходимости такого будущего. Главным инструментом жизнедеятельности общества он считает общечеловеческую мораль.

Т. Мор «Утопия»:

  • Не существует частной собственности;

  • Всеобщая 6-часовая трудовая мобилизация;

  • Действует принцип: «От каждого по способностям, каждому по труду»;

  • Первичной ячейкой общества является «трудовая семья»

  • Мужчины и женщины имеют равные права;

Т.Кампанелла «Город Солнца»:

  • Отсутствует частная собственность;

  • все участвуют в трудовом процессе;

  • труд совмещается с одновременным обучением;

  • жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей;

  • дети живут отдельно от родителей и воспитываются в специальных школах;

  • во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель – Метафизик.

Никколо Макиавелли 

1. Государство нужно, чтобы ограничить эгоизм; 2. Оправдать насилие и вероломство можно, только если они необходимы во благо государства; 3. На основании опыта истории и современных ему событий раскрывает как завоевать власть, как она удерживается и теряется; 4. Ни в коем случае правитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей; 5. Центральное место также занимает в его учении «фортуны» судьбы, которая благоволит молодым и богатым; 6. В борьбе за политическую власть допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

Вопрос 31. Реформация в эпоху Возрождения. Рождение протестантизма.

Реформа́ция (лат. reformatio «исправление; превращение, преобразование; реформирование») — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католической церкви.

Реформация послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и католицизма.

Кризис католицизма привел к возникновению в начале XVI в. широкого движения Реформации, результатом которого явился протестантизм.

Главными фигурами Реформации являются немецкий священник Мартин Лютер (1483-1546) и французский священник Жан Кальвин (1509-1564), возглавившие бюргерско-буржуазное направление.

В Нидерландах и Англии движение Реформации привело к буржуазным революциям.

Точной датой начала Реформации считается 31 октября 1517 г., когда Лютер прибил на дверях своей церкви в Виттенберге листок, содержащий 95 тезисов, направленных против торговли индульгенциями.

Реформация выступила с лозунгом о возврате к самим истокам христианства.

Основоположником Реформации был Мартин Лютер, который 31 октября 1517 г. выдвинул 95 тезисов против католической церкви.

  • общение между Богом и верующими должно происходить напрямую, без участия католической Церкви;

  • церковь должна стать демократичной, а обряды понятными людям;

  • требовал уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского;

  • должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;

  • освободить культуру и образование от засилья католических догм;

  • необходимо отменить индульгенции.

Вопрос 32. Отличительные черты философии Нового времени.

  1. Разрушается средневековая система духовных ценностей.

  2. Промышленная революция 17 в. – переход от ручного кустарного производства к машинному.

  3. Буржуазные революции (17 в. – Англия; 18 в. – Франция)

  4. Берет свое начало первая научная революция (Галилео Галилей). Развитие математики и механики. Открытие законов механики Ньютоном

  5. Механицизм – как абсолютизация законов механики – становится основной чертой философии и культуры.

  6. Все природные и общественные процессы сводились к механическим формам движения – формируется механистическая картина мира.

  7. Наука приобретает современные черты и формы

  8. Законы, открытые естественными науками, переносятся и на исследование общества.

  9. В самостоятельные отрасли выделяются дисциплины обществознания: экономика, политология.

  10. Главная задача философии – проблемы обоснования способов достижения знания – проблемы методологии познания

  11. Деизм – признание Бога первопричиной развития природы. Бог как безличная причина мира (Галилей, Кеплер, Ньютон).

Вопрос 33-34. Рационализм и эмпиризм как основные направления философии Нового времени. Учение Бэкона и Декарта.

1.Рационализм (разум), где главным источником знания считается разум, то есть умозаключения, идеи, мысли.

2.Эмпиризм (опыт), который утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений.

Сторонником эмпиризма в познании природы был английский философ ФРЭНСИС БЭКОН

Бэкон говорил, что только опыт приводит к точному знанию природы. Умственные рассуждения строят только гипотетические заключения, которые ничего не доказывают без подтверждения опытом.

Основные идеи:

  • Научное знание способно принести человечеству огромную пользу, значительно улучшив его жизнь

  • Наука получает знания на основе опыта и экспериментов

  • Помимо опыта в науке важен и разум

  • Индукция (метод обобщения от частного к общему) – главный способ получения новых знаний

Исходя из этого, опыт имеет три преимущества перед рациональными способами познания:

1.         Опыт проверяет и доказываетверность или ошибочность любой рационально выведенной научной гипотезы.

2.         Опыт не просто проверяет рассудочные гипотезы, опыт своими фактамиформирует само рассуждениеи направляет познание по нужному пути.

3.Таким образом,опыт изначально создает само рассуждение, но он же сам и очищает это рассуждение от позиции экспериментатора, который по своим предпочтениям может заводить это рассуждение куда угодно. Следовательно, опыт объективен, в отличие от рационального познания, и, вследствие этого, полученные из него знания имеют общепринимаемую обязательность.

Препятствиями на пути познания могут быть 4 типа заблуждений, которые Бэкон называет «идолами»:

  1. Идолы рода – заблуждения всего человечества, наделение явлений природы человеческими чертами

  2. Идолы пещеры – индивидуальные заблуждения, основанные на личных предпочтениях, чувствах, способах понимания мира

  3. Идолы рынка – употребление слов, имеющих неопределённый смысл. Наука должна мыслить строгими терминами

  4. Идолы театра - слепая вера в авторитеты и догмы

Родоначальником рационализма в учении о познании былРЕНЕ ДЕКАРТ.

два основных условия правильного рационального познания:

–          принимать в качестве истинных только те положения, которые своей ясностью и очевидностью не вызывают сомнений (интуиция);

–          методически переходить с помощью логики от этих интуитивно принятых истинных положений к новым, еще неизвестным положениям (дедукция).

Кроме того, правильное рациональное познание должно применять два метода правильного исследования:

–          расчленять сложную проблему на более простые составляющие (анализ);

–          не допускать пропусков в логических звеньях рассуждения.

Основные идеи:

  • В основании философии – разум, мышление

  • Познание осуществляется не чувствами, а умом

  • Материя и сознание – равноправные и взаимосвязанные начала

  • Метод Декарта – это дедукция, движение от общего к частному

  • Человек – единственное существо, состоящее из двух, начал – материального и духовного.


Вопрос 35. Метафизика Нового времени. Учение о субстанции Декарта, Спинозы, Лейбница.

Субстанция – некое первоначало, то, что лежит в основе вещей

Декарт: Дуализм Декарта. В эпоху нового времени проблема первоначала звучит как проблема субстанций. Субстанции, по Декарту, сущие не нуждающиеся для своего существования не в чем другом. Субстанции 1 порядка: Бог. 2 порядка: мыслящая духовная субстанция и материальная. Таким образом, по Декарту, в основе мира 2 первоначальные субстанции: материя и Бог.

Спиноза: Один из главных вопросов - вопрос субстанции. Создает учение о единой субстанции (Бог первопричина всех вещей). Характеристики субстанций:

  1. абсолютная самостоятельность (ни в чем, кроме себя не нуждается)

  2. бесконечность в пространстве и времени

  3. субстанция причина самой себя и познается через саму себя

  4. субстанция исходный полюс бытия

Способы проявления субстанций: протяженность, мышление.

Субстанция порождает материальные и духовные вещи. Модусы - единичное проявление субстанции. Соединяют и свойства мышления и протяженности. Они конечны во времени и пространстве, изменчивы. Детерминизм - в поступках человека, нет ничего случайного, поведение и чувства человека объясняется 3 основными причинами:

  1. желание

  2. удовольствие

  3. неудовольствие

Лейбниц - создатель плюралистической картины бытия. Субстанция множественна. Субстанция по Лейбницу - "монада". Свойства субстанции:

  1. простая неделимая, внутренне неизменна

  2. каждая "монада" - микромир

  3. "монада" - духовны, не материальны и живут по законам гармонии

  4. "монады" составляют сущность каждой вещи

  5. в мире нет 2 одинаковых "монад"

3 степени развития "монад":

  1. монады низшего порядка (пассивное восприятие, неясные смутные представления о мире)

  2. монады-души (наличие ощущений, более ясное представление о мире)

  3. монады-духи (обладание сознанием)

Таким образом, степень развития монады, по Лейбницу, равно степени приближения к сознательной жизни. Высшая монада - Бог. Познание только разумом. Всему миру присуще развитие, эволюция. Развитие постепенно и не сопровождается гибелью монады, так как они вечны. Развитие мира происходит за счет внутреннего развития монады. На нее не влияют внешние факторы.

Вопрос 36. Основные проблемы и характерные черты философии эпохи Просвещения.

Эпоху просвящения разделяют на три части: 
1. английское просвещение (Дж.Локк, Д. Юм) 
2. французское (Вольтер, Руссо) 
3. немецкое (Кант, Лесинг, Гердер)

Характерные черты
1. Цель философа (ученого распространять научные знания среди людей) 
2. Создание концепции прогресса (прогресс - движения вперед) - восприятие общества как движущаяся, направляется к совершенству и более лучшим формам своего устройства. 
3. Признание науки основным способом достижения благосостояния человека. 
4. Целью человека является достижение благосостояния при жизни, а не богатство после смерти. 
5. Признание разумности каждого человека независимо от состояния, социального статуса и пола. 
6. Религия является основным препятствием распространению и развитию науки (большинство научных открытий резко противоречит христианским догмам) 
7. Научное знание способствует моральному совершенствованию человека.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


написать администратору сайта