Главная страница
Навигация по странице:

  • Космоцентризм

  • Агонистика

  • Социальные вопросы

  • Философия

  • Вопрос 15. Досократовский период философии античности. Милетская школа, учение Гераклита.

  • Фалес - Вода как первоначало

  • Анаксимандр - Апейрон как первоначало

  • Анаксимен - Воздух как первоначало

  • Гераклит - Мир как вечное становление

  • ПИФАГОРЕЙЦЫ

  • Основателем атомистики

  • Вопрос 17. Гуманистический период античной философии. Философвские взгляды софистов, особенности учения. Человек есть мера всех вещей. Софисты

  • Представители: старшие софисты

  • Вопрос18. Гуманистический период античной философии. Этический рационализм Сократа. Диалектический метод Сократа. СОКРАТ

  • Вопрос 19. Классический период античной философии. Философские взгляды Платона. Платон

  • Философия. Вопрос Понятие мировоззрения, его уровни. Основные исторические типы мировоззрения


    Скачать 271.52 Kb.
    НазваниеВопрос Понятие мировоззрения, его уровни. Основные исторические типы мировоззрения
    АнкорФилософия
    Дата10.12.2021
    Размер271.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia.docx
    ТипДокументы
    #299117
    страница4 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

    Вопрос 14. Предпосылки возникновения античной философии, ее особенности и периодизация. Характеристика периодов античной философии.

    Античная философия – совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца 7 в. до н. э. и в древнеримском рабовладельческом обществе.

    Античная философия складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и т. п. знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения философской мысли из плена мифологических представлений о мире и человеке. Уже в V в. до н. э. возникли философские и космологические системы, в которых миф играет роль не столько основного воззрения, сколько образного средства выражения мысли. В VI в. и даже в V в. до н. э. философия и знание о природе еще не были отделены друг от друга.

    Древнегреческая философия получает свое первоначальное развитие в греческих колониях на малоазиатском побережье Средиземноморья – Ионии (гг. Милет, Эфес и др.). В VII-VI вв. до н. э. Милет стал одним из крупнейших центров древнегреческой цивилизации и культуры, имел развитое мореходство, поддерживал широкие экономические и культурные связи со странами Востока и Запада. В результате греки унаследовали значительный запас наблюдений над природой, технических сведений и навыков, накопленных более древними цивилизациями Египта и Вавилонии. Благодаря этому милетцы подняли на более высокий уровень производство и культуру.

    Завоевательные походы персов на рубеже VI-V вв. до н. э. привели к упадку экономической и культурной жизни в малоазиатских колониях греков, а руководящая роль Афинского государства в борьбе греков против персов способствовала огромному подъему в V в. Афин, которые становятся центром культурной и научной жизни греческого мира.

    Развитие технических знаний не могло не сказаться на быстром развитии научно-теоретического мышления греков. Так, сделанные Архимедом открытия в механике сохраняют свое значение до настоящего времени. Выдающийся древнегреческий географ Эратосфен измерил окружность Земли с ошибкой всего на несколько десятков километров и предпринял первую плодотворную попытку создать карту нашей планеты. Большие успехи были достигнуты в медицине, известной именами Гиппократа (V-IV вв. до н. э.) и Герофила (IV-III вв. до н. э.).

    Расцвет древнегреческой науки находил соответствующее выражение в философских обобщениях античных мыслителей. Так, Левкипп впервые в древнегреческой философии выдвинул идею об атомах как мельчайших неделимых материальных элементах, из которых состоят все предметы. Он же предпринимает попытку обоснования причинности в природных процессах.

    Некоторые исследователи полагают, что главная и основная мудрость греческих мыслителей заключается в размышлениях о политике и морали, в том, что греческий разум прежде всего был устремлен на познание, воспитание и совершенствование человека, а не на преобразование природы.

    Особенности:

    Космоцентризм (космос – порядок, гармония, закон) – понимание мироздания как единого целого, живого и упорядоченного.

    Рационализм – все окружающее и сам человек постигаются только разумом (ничего не должно приниматься на веру);

    Антропологизм – попытка постигнуть сущность человека, его природу и цель жизни, политическое устройство общества, роль государства;

    Дуализм – признание равноправными 2-х начал в мироздании – духа и материи, идеального и материального. С помощью этих начал греки пытались объяснить бытие мира и человека.

    Калокагати́я (др.-греч. «прекрасный и хороший», «красивый и добрый»)– гармоничное сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека. Термин возник у пифагорейцев. Калокагатия была одновременно социально-политическим, педагогическим, этическим и эстетическим идеалом. Человек, носитель калокагатии, был идеальным гражданином полиса, который стремится к осуществлению коллективных целей гражданского коллектива и способен их осуществить.

    Агонистика – принцип состязательности, творческое начало в деятельности людей

    Синкретизм – человек не выделялся из окружающего мира

    Двойственность человека (тело + душа) – враждебность души и тела, философия не знала понятия личность и индивидуальность;

    Проблемы нравственности – важные проблемы для осмысления;

    Социальные вопросы – устройство общества и государства, каким должно быть государство; учения об идеальном государстве.

    Разработаны 3 типа философствования – сократическое, платоновское и аристотелевское;

    Философияобраз жизни, философы почитаются, образуют особый слой в обществе, не отягощены физическим трудом; были заложены два направления в философии идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое

    Доклассический (натурфилософский)

    Школы: Милетская, Элейская, Пифагорейский союз, атомисты

    Отдельно личности: Гераклит Эфесский, Эмпедокл, Демокрит

    VII - V в. до н.э.

    Классический период (гуманистический)

    Софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Сократические школы: киники, киренаики, мегарики

    V - IV в. до н.э.

    Эллинистический (греко-римский – период кризиса)

    Эпикурейцы, стоики, скептики, неоплатоники

    III в. до н.э. – IV в. н.э.


    Вопрос 15. Досократовский период философии античности. Милетская школа, учение Гераклита.

    Вопрос 16. Досократовский период философии античности. Пифагорейский союз, элейская школа, школа атомистов.

    Милетская школа. Проблема первоначала (архе). Характерные черты:

    Натуралистический подход в понимании Природы и Космоса.

    Поиск первоначала — субстанции, из которой возник окружающий мир. Первовещество понималось как вещество живое и в частях, наделенное душой и движением (пантеизм). Решение философских и естественно-научных вопросов увязывалось с прак­тической деятельностью. Знания были не только основой для практического применения, но прежде всего элементами цельного мировоззрения. Мировоз­зрение это в своей сущности натуралистическое. Развитие астрономических, математических, физических и биологических знаний; конструирование первых научных приборов (солнечные часы, модель небесной сферы и т.п.).

    Фалес - Вода как первоначало. Относительно количества и вида такого начала не все учили одинаково. Он и заявлял, что земля находится на воде; к этому предположению он, быть может, пришёл, видя, что пища всех существ влажная и что само тепло возникает из влаги и ею живет(семена всего по природе влажны, а начало природы влажного – вода).

    Анаксимандр - Апейрон как первоначало. Учил, что первоначалом и основой является беспредельное, и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остаётся неизменным.

    Анаксимен - Воздух как первоначало. Из бесконечного воздуха рождается то, что есть, что было и что будет. «Сгущаясь и разрежаясь, [воздух] приобретает видимые различия. Так, растекшись до более разреженного состояния, он становится огнём; в среднем состоянии возвращается к [природе] воздуха; по мере сгущения из воздуха путем «валяния» образуется облако, сгустившись ещё больше, [он становится] водой, ещё больше – землёй, а достигнув предельной плотности – камнями».

    Гераклит - Мир как вечное становление. Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерно возгорающимся, мерно угасающим. Первоначало по природе своей изменчиво: стихия мира – огонь. Мир вечен, но не неизменен: в нём всё течёт, всё меняется, и даже в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Всё возникает через борьбу противоположностей. Но эта борьба порождает не хаос, а упорядоченный космос, подчинённый разумному принципу – логосу.

    ПИФАГОРЕЙЦЫ - последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V ни. до п.».), древнегреческого философа и математика, основавшего в греческом городе Кротоне религиозный союз. Возникла школа как некое братство или религиозный орден, подчиненный строгим правилам общежития и поведения. Учение воспринималось как тайна, знать которую позволялось лишь посвященным и разглашение которой строжайше запрещалось. Пифагорейский союз жил по особым нравственным требованиям, которые представляли собой Моральный Кодекс пифагорейцев

    Основные положения: Истинное мировоззрение, по Пифагору, покоится на трех основах: морали, религии и знании. Мораль Пифагора — это мораль аристократа. Задачи науки подчинены интересам религии. Первопричина всего сущего — число. Все в природе измеряется, подчиняется числу, в числе - сущность всех вещей; познать мир, его строение, его закономерность — это значит познать управляющие им числа. Мистика чисел составляет ядро пифагорейского идеализма. Учение о противоположностях оформляется в систему метафизически понятых противоположностей (предел и беспредельное, нечет и чет, единое и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьма, хорошее и дурное, четырехугольное и разностороннее). Основное философское значение имеет противоположность предельного и беспредельного, определяющая все другие противоположности. Пифагорейцы в основном стояли на позиции метафизического миропонимания, что целиком связано с их пониманием числа.

    ЭЛЕАТЫ — представители Элейской философской школы, существовавшей в VI—V вв. до н.э.
    в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

    Основные положения: Все философские мировоззрения, с точки зрения Парменида, покоятся на одной из трех основных предпосылок: 1) только бытие есть, небытия нет, 2) не только бытие, но и небытие существует и 3) бытие и небытие тождественны. Эти предпосылки являются основой трех философских школ:
    первая — исходный пункт Элейской школы, вторая лежит в основе учения пифагорейской школы, а в третьей заключается учение Гераклита Эфесского. Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию вещей философские понятия предельной общности (бытие, небытие, движение). Единое бытие понимается элеатами как непрерывное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом мельчайшем элементе действительности, исключающее количественную множественность вещей и их движение (апории Зенона о невозможности движения). Множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и поэтому они не суть бытие.

    В познании элеаты разграничивают истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях. Последние знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности. Только разум может постичь истину о мире, исходя из тождества мышления и бытия. В понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие одно, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие (видимость) непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует.

    Окружающий мир элеаты рассматривали как нечто изменчивое и подвижное, представляя его в рамках чувственного познания.

    Основателем атомистики был Левкипп(ок. 500—440 до н.э.), учение которого продолжил ученый-энциклопедист и философ-материалист Демокрит (460—370 до н.э.). Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» — противоположность «линии Платона» — идеалистического направления).

    Основные положения: Мир состоит из атомов и пустоты. Атомы не возникают и не уничтожаются. Они вечны и неделимы, просты и качественно неизменны. Между ними существуют первоначальные отличия: форма, порядок и положение. Кроме того, они различаются по величине и тяжести.

    Принцип движения материи составляет основу всей атомистической системы. Атомы находятся в извечном движении, атом — движущаяся материя. Вселенная бесконечна, бесконечно и число миров в ней. Земля — плоская.

    Признание всеобщей причинной необходимости является одним из основных принципов всей системы атомистов. Отсюда атомисты одновременно и отрицают случайность, и признают ее: отрицают в смысле беспричинности — никакое событие не может возникнуть без причины; признают в смысле противоположности целесообразности - никакое событие в природе не возникает и не происходит ради осуществления какой-либо цели. В этом смысле всякое событие случайно.

    Исходным началом и основанием в познании являются ощущения, и всем, что дает для познания ум, он в конечном счете обязан чувствам. Жизнь и смерть организмов — это соединение и размножение атомов. Атомисты, в частности Демокрит, проявляют большой интерес к вопросам политики, государственного устройства, вопросам и проблемам физики, математики, техники, эстетики, филологии, музыки.
    Вопрос 17. Гуманистический период античной философии. Философвские взгляды софистов, особенности учения. Человек есть мера всех вещей.

    Софисты — философская школа в Древней Греции. Слово «софист», первоначально означавшее мудрец, искусник, изобретатель, особый тип философа-профессионала, учителя философии.
    Представители: старшие софисты (V в. до н.э.) — Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий; младшие софисты - Ликофрон, Алкидамант, Трассимах.

    Основные положения: Человек и сознание — основная проблема софистики. Софисты произвели смещение оси философского исследования с природы на человека. В центре внимания оказались человек и его психология: искусство убеждать требовало знания логических форм сознания.

    Свою правоту софисты доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым умозаключение, на первый взгляд правильное, оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях.

    Теория познания софистов ориентирована на отдельного индивида — субъекта познания (субъективный идеализм). Объективное, истинное познание недостижимо (скептицизм), а всякое знание относительно (релятивизм). Релятивизм в теории познания служит обоснованием и нравственного релятивизма: софисты показывали условность правовых норм, государственных законов и моральных оценок.
    Вопрос18. Гуманистический период античной философии. Этический рационализм Сократа. Диалектический метод Сократа.

    СОКРАТ — выдающийся афинский философ, учитель Платона. Сократ — представитель реалистического ре­лигиозно-нравственного мировоззрения. Впервые именно Со­крат поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического ми­ропонимания, естественно-научного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем «тенденции Платона» в античной философии

    Основные положения: Центральная проблема в философии — человек и человеческое сознание. Природа и сущность человека — это его душа (разум). Душа - это «Я сознаю­щее», т.е. совесть и интеллектуальная и моральная личность.

    Главная задача познания — самопознание: «познай самого себя», познание самого себя как «человека вообще», т.е. как моральную, общественно значи­мую личность. Познание — главная цель и способность человека, ибо в про­цессе познания он приходит к общезначимым истинам, к познанию добра и красоты, блага и счастья. В этом и есть цель философии.

    Этика Сократа отождествляет добродетель со знанием: 1) добродетель (мудрость, справедливость, постоянство, умеренность) есть всегда знание, порок — это всегда невежество; 2) никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию. Этот этический рационализм Сократа сводит мораль­ное благо к факту сознания.

    Диалектика Сократа совпадает с диалогом, который состоит из двух моментов: «опровержения» («иронии») и «майевтики». «Сократовский» метод — это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом суть «иронии», суть «майевтики» — посредством наводящих вопросов и логических приемов под­вести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Задача метода — найти «всеобщее» в нравственности посредством «индук­ции» и «определения» (установления родов и видов, их соотношений).
    Вопрос 19. Классический период античной философии. Философские взгляды Платона.

    Платон - (427—347 до н.э.) философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной фило­софской школы — Академии, основоположник идеалисти­ческого направления в философии. Его настоящее имя - Аристокл, Платон – псевдоним Философская система Платона — первая завершенная синтетическая кон­цепция, где через призму учения о идеях рассматривались все составляющие части античной философии: онтология, гносеология, этика, эстетика, философия политики.

    Главным в философии Платона было учение об идеях. Есть материальный мир, в котором живет человек. Но есть и другой мир — несотворимый и неуничтожимый, т.е. вечный. Это мир причины, чистых форм и сущностей вещей. Это мир, который обозначается понятием «бытие» есть «мир идей». Отдельная вещь является материальной копией первоначальной идеи (эйдоса). Материальные вещи изменчивы и со временем прекращают свое суще­ствование; идеи вечны и неизменны.

    Идеи - причины вещей и причина мира в целом, но они не присутствуют в мире. Они пребывают в душе человека. Именно душа содержит знания об идеях, поскольку она до вселения в тело обитала в мире идей. Поэтому идеи познаются не через чувства, а посредством «припоминания» разума. Материальный мир познается, мир идей — «припоминается». Этим и определяется строение души: высший уровень - разумный, с высоты которого человек созерцает вечный мир идей и стремится к благу, и низший - чувственный, с помощью которого он познает мир вещей.

    Миру идей присуща иерархия. Прежде всего, это идея «общего блага» или «высшего блага». Далее, это идеи: человеческих ценностей (мудрости, спра­ведливости, добра и зла), отношений (любви, ненависти, власти, государ­ственности и т.п.), свойств вещей и т.д. Теория идей имеет практический аспект — обоснование общечеловеческих принципов и норм бытия, ибо с позиции идеалов «мира идей» человек должен оценивать окружающий его мир.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта