Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 21. Специфика философии эпохи эллинизма и римского периоды. Киники и стоики.

  • Вопрос 22. Специфика философии эпохи эллинизма и римского периода. Взгляды эпикурейцев об удовольствии и счастье. Самыми яркими представителями эпикуреизма

  • Вопрос 23. Специфика философии эпохи эллинизма и римского периода. Филосовские взгляды скептиков на природу познания.

  • Вопрос 24. Особенности и периодизация философии средневековья. Отличие от философии античности. Средневековая философия

  • Вопрос 25. Патристика: этапы, представители , проблемы. Учение Аврелия Августина об истории человечества , о времени и теодицее.

  • Вопрос 26. Схоластическая философия. Номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского. Схоластика

  • Вопрос 27. Философия эпохи Возрождения. Предпосылки возникновения и основные черты.

  • Характерные черты философии эпохи Возрождения

  • Философия. Вопрос Понятие мировоззрения, его уровни. Основные исторические типы мировоззрения


    Скачать 271.52 Kb.
    НазваниеВопрос Понятие мировоззрения, его уровни. Основные исторические типы мировоззрения
    АнкорФилософия
    Дата10.12.2021
    Размер271.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia.docx
    ТипДокументы
    #299117
    страница5 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

    Вопрос 20. Классический период античной философии. Философские взгляды Аристотеля.

    АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н.э.) - ученый-энциклопедист, философ, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Основал философскую школу — Ликей (перипатетическую школу)

    Он внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение об «эйдосах» («чистых идеях»). Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира, поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»). Аристотель дает свое понимание бытия через десять категорий. Бытие — это сущность(субстанция), обладающая свойствами количества, качества, отношения, места, времени, положения, состояния, действия, страдания.

    Критика учения об идеях Платона приводит Аристотеля к принципиальным положениям, которые легли в основу его миропонимания: Мир один. Это духовно-материальный, реально существующий мир. Вещи, явления и процессы реального мира могут быть познаны из него самого, т.е. изучать следует саму действительность, а не мир идей. В центре познания должны быть не умозрительные схемы, а реальный мир. Тогда наука получает смысл как познание реального посредством понятийного мышления, которое изучается логикой. Логика - орудие постижения сущности вещей, явлений и процессов мира – ОРГАНОН. Аристотель определил сущность материи и дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека. Аристотель выделяет шесть типов государства: «неправильные» (тирания, крайняя олигархия и охлократия — власть толпы, крайняя демократия) и «правильные» (монархия, аристократия и полития). Идеал Аристотеля – политая, представляющая собой совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса».
    Вопрос 21. Специфика философии эпохи эллинизма и римского периоды. Киники и стоики.

    Специфика греческой философии. Ей присущи:

    - космоцентризм – понимание мироздания как единого целого, живого и упорядоченного;

    - рационализм, т. е. все окружающее и сам человек постигается только разумом (и ничего на веру);

    - антропологизм, попытка постигнуть сущность человека, его природу и цель жизни и политическое устройство общества, роль государства;

    - дуализм т. е. признание равноправными двух начал в мироздании – духа и материи, идеального и материального (бытие – небытие, Парменид; атом – пустота, Демокрит; идеи – материя, Платон; форма – материя, Аристотель).

    Самыми известными представителями киников были ученик Сократа Антисфен (ок. 450 — ок. 360 до н. э.) и его ученик Диоген (ок. 400 — ок. 325 до н. э.). Антисфен выступал за упрощение жизни, считал, что философия должна быть ближе к природе. «Тонкое» мудрствование он считал никчёмным. По его словам, не должны существовать ни правительства, ни государства. Антисфен презирал богатство и роскошь.

    Прославил Антисфена его ученик Диоген. Сохранилось множество преданий, легенд и забавных случаев, связанных с этим философом. Считается, что жил Диоген в бочке. Он, как и его учитель, ненавидел богатство, считая его явлением случайным. Разум для киников был единственной ценностью. Диогена считают первым приверженцем космополитизма, он не признавал никаких границ и государств, считая человека — высшим благом. Мир, по Диогену, очень плох, поэтому необходимо научиться жить отдельно от него, избавившись от всего наживного.

    Стоицизм как подход в философии просуществовал с III в. до н. э. до III в. н. э. Труды ранних стоиков (Зенона Китийского, Хрисиппа) дошли до нас неполными, поздних (I, II в. Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий) — в виде отдельных сохранившихся сочинений.

    Идеал стоика — невозмутимый, даже «бесчувственный» мудрец, свободный от страстей. Стоики в своих учениях уделяли много внимания феномену воли. На учение стоиков поэтому сильное влияние оказал Сократ, мужественно вынесший суд над ним и казнь. Существует единая мировая душа, управляющая всем сущим. Свобода — высший идеал.

    Философия ранних стоиков строится на том, что мир состоит из четырёх стихий: земли, воды, огня и воздуха. Надо сказать, что стоики верили предсказаниям и астрологии. Закон, по которому огонь переходит в другие стихии, вслед за Гераклито назвали Логосом. Судьба для стоиков есть Логос Космоса: ею упорядочивается все в мире. Марк Аврелий также считал, что все люди равны от рождения и уважал формы правления, при которых в управлении страной задействовано всё население страны. Во время его царствования было улучшено положение женщин и рабов. Кроме того, стоики уделяли большое внимание грамматике.
    Вопрос 22. Специфика философии эпохи эллинизма и римского периода. Взгляды эпикурейцев об удовольствии и счастье.

    Самыми яркими представителями эпикуреизма являются Эпикур (341—270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99 — 55 до н. э.).

    Удовольствие:

    • Отвергая сверхъестественное
      происхождение нравственного
      чувства, Эпикур усматривает его
      источник в самом человеке, в
      естественном, присущем человеку от
      природы стремлении тянуться к
      удовольствию и избегать страдания.

    • Подчёркивая чувственную природу
      наслаждения, Эпикур отдавал
      предпочтение не скоропреходящим,
      минутным плотским удовольствиям, а
      тем, которые вызывают устойчивое
      счастливое состояние. А такими могут
      быть только духовные формы
      блаженства.

    • Все удовольствия Эпикур разделил на:
      Естественные и необходимые
      Естественные, но не необходимые
      Неестественные и не необходимые


    Счастье:

    Эпикур считал, счастливые люди
    являются добродетельными, у них нет
    ни нужды, ни повода ссориться между
    собой .
    Эпикур утверждал, что счастье
    целиком находится во власти
    человека.
    Вопрос 23. Специфика философии эпохи эллинизма и римского периода. Филосовские взгляды скептиков на природу познания.
    Скептицизм — направление в философии, возникшее под влиянием античной философии на основе идеи о текучести всего сущего («все течет, все меняется»). В частности, Демокрит утверждал, что мёд ничуть не более сладок, чем горек, кроме того он постоянно меняется. Всякая вещь, с точки зрения скептиков, «есть это не в большей степени, чем-то». Скептики также отмечали разницу между чувственным восприятием и мышлением. Поэтому утверждать ничего в точности не имеет смысла. Лучше высказываться, например, так: «Мне кажется, что еда сладкая». Воздержание от категорических суждений приводит к невозмутимости — идеалу для мудреца.

    Основателем скептицизма является Пиррон (360—270 до н. э.). На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит, а также аскеты и сектанты, с которыми Пиррон имел дело в азиатском походе Александра Македонского. Одной из центральных идей философии Пиррона является стремление к безмятежности (атараксии). Пиррон не писал сочинений, а излагал свои идеи устно.
    Вопрос 24. Особенности и периодизация философии средневековья. Отличие от философии античности.

    Средневековая философия - длительный отрезок в истории европейской философии, который связан с христианской религией (VII - начало XV вв. н.э.). В европейской истории философии указанный период обычно называют эпохой схоластики, когда и происходит систематическая разработка христианской философии в условиях прерывании линии античной традиции и искоренения инакомыслия, поскольку процесс философствовании находился под контролем со стороны института церкви. Наука и философия были провозглашены "служанками" теологии. Перед философией ставилась троякая задача - с помощью разума проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека; придать религиозной истине систематическую форму для более эффективной ее усвояемости; и, наконец, при помощи философских аргументов ослабить, если не исключить, критику святых истин.

    Патристика (от лат. pater - отец) - совокупность богословских, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II - VIII вв., которых принято называть "святыми отцами (и учителями) церкви".

    Схоластика (от греч scholastikos - школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.

    Номинализм, направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen - имя, nominalis - именной, отсюда название). Т.е. номиналисты считали, что общее существует лишь после вещей.

    Реализм (от. лат. realis - вещественный, действительный) - направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма XX в.). Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания.

    Основными принципами средневековой философии  были:  креационизм;  провиденциализм – понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека;  теодицея – как оправдание Бога в связи с наличие в мире зла; символизм – своеобразное умение человека находить скрытое значение того или иного предмета;  откровение – непосредственное волеизъявление Бога, принимаемое субъектом как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. В развитии средневековой философии можно выделить два этапа – патристику и схоластику.


    Вопрос 25. Патристика: этапы, представители , проблемы. Учение Аврелия Августина об истории человечества , о времени и теодицее.

    Патри́стика — философия и учение отцов церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства до VII века. Учения отцов церкви стали основой для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.

    Выделяют римское и греческое направления патристики. Этапы:

    1 — ранняя патристика, или апологетика (2—3 вв.). Представители: Юстин, Татиан, Тертуллиан, Климент. Центральная проблема патристики — проблема соотношения христианства с античным наследием.

    2 — зрелая патристика. (3—5 вв.), реализующая себя на греческом Востоке — в деятельности: Василий Великий Кесарийский, его брат Григорий Нисский, Гигорий Богослов Назианзин, Амфилохий Иконийский и др., а на латинском Западе — в деятельности Августина. Центральное направление в развитии патристики этого периода — борьба с ересями (арианство, монтанизми и др.).

    3 — поздняя патристика, основывающаяся на проблеме систематизации христианского вероучения. Ключевая фигура — Иоанн Дамаскин; также Леонтий (ок. 475—543) на Востоке и Боэций на Западе.

    Патристика сыграла выдающуюся роль в развитии христианской культуры. Августин Блаженный (354-430) оказал влияние на развитие средневековой философии. Бог создал мир, время, сам Бог находится вне времени, время - понятие человеческое, способность человека разлагать события на до, сейчас и после (Субъективное понимание времени). С идеей времени связана идея истории, которая движется от града земного к граду Божьему. Августин большое внимание уделил человеку, его самосознанию. Человекк благодаря свободе может выбрать между добром и злом. Зло происходит от неумения распоряжаться этим божьим даром. Внутренняя духовная жизнь ч-ка соотносится с богом перед которым ч-к исповедуется. Именно с средних веков зарождается интерес к внутренней жизни ч-ка, к проблемам самопознания.

    Вопрос 26. Схоластическая философия. Номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского.

    Схоластика (от лат. schola - школа) возникает как рационализация христианского вероучения. Цель схоластики - упорядочить догматику и сделать ее легкой для восприятия неграмотными людьми. Основным средством упорядочения христианской догматики по следующим причинам была признана философия:

    • при помощи разума легче проникнуть в истины веры;

    • используя философские аргументы, можно избежать критики святых истин;

    • при помощи философии можно придать религиозным истинам систематическую форму и создать полностью доказательную систему философского вероучения.

    Античные источники схоластической мысли - это неоплатоническая традиция, Августин, Боэций. Позднее I нормативными стали «переоткрытые», вновь прочитанные сочинения Аристотеля.

    Ранняя схоластика связана с возрождением интереса к знанию. Среди основных проблем ранней схоластики были следующие:

    • отношения веры и знания;

    • проблема универсалий;

    • согласование аристотелевской логики и других форм познания.

    Особенность периода – спор об универсалиях. Спор привел к формированию 2-х позиций: 
    1) номинализм - позиция, полагающая, что универсалии существуют только в уме человека, т.е. имена, которые человек дает вещам и ничего более. Всеобщие понятия не имеют вне мышления никакого действительного прообраза и поэтому представляют собой только формы мысли. Хотя номинализм по своему основному содержанию оставался еще религиозным учением, тем не менее его появление уже предвещало новый этап противостояния религиозной и науч. философии, идеализма и материализма, эмпиризма и рационализма. Номинализм – предвестник философии Нового времени.

    2) реализм - позиция, считающая, что наиболее значимыми является не индивидуальные, а общие понятия, обозначающие род, класс, вид, к которым относятся те или иные отдельные предметы, а также понятия сущности. Представитель: Фома Аквинский – привел 5 доказательств существования Бога.

    Из желания примирить противоположные стороны в споре об универсалиях родилось третье, компромиссное решение, получившее название концептуализма.

    Фома Аквинский(1225 — 1274) — крупный теологический средневековый философ, систематиза­тор схоластики, автор томизма— одного из господствующих направлений католической Церкви. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое дока­зательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательст­во существование Бога, выводимое из существования его творе­ния — окружающего мира, как считал Августин Блаженный). Выдвигает пять собственных доказательств существова­ния Бога:

    • движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) дру­гим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;

    • причина: все, что существует, имеет причину — следователь­но, есть первопричина всего — Бог;

    • случайность и необходимость: случайное зависит от необхо­димого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

    • степени качеств: все, что существует, имеет различные сте­пени качеств — следо­вательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; -

    • цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, на­правляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

    Исходя из данных, согласно Фоме:

    • все состоит из материи и формы (идеи);

    • суть любой вещи — единство формы и материи;

    • форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;

    • форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;

    • идея (форма) любой вещи троична: существует в Божествен­ном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.
    Вопрос 27. Философия эпохи Возрождения. Предпосылки возникновения и основные черты.

    Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

    Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи возрождения были:

    1. совершенствование орудий труда и производственных отношений;

    2. кризис феодализма;

    3. развитие ремесла и торговли

    4. усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

    5. укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

    6. появление первых парламентов;

    7. отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

    8. повышение уровня образованности в Европе в целом;

    9. великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

    10. научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

    Характерные черты философии эпохи Возрождения относятся:

    1. антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

    2. оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики);

    3. перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

    4. принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.);

    5. большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

    6. торжество индивидуализма;

    7. широкое распространение идеи социального равенства.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта