Философия. Вопрос Понятие мировоззрения, его уровни. Основные исторические типы мировоззрения
Скачать 271.52 Kb.
|
Вопрос 1. Понятие мировоззрения, его уровни. Основные исторические типы мировоззрения. Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир и место человека в мире, а также основанные на этих взглядах убеждения, ценности и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Уровни мировоззрения 1) уровень конкретно-образного созерцания (эмоционально-психологическая сторона): Мироощущение, Мировосприятие, Миропредставление 2) рациональный уровень: Миропонимание, Мироразмышление Структура: взгляды, убеждения, ценности, идеалы Исторические типы мировоззрения Мифологическое мировоззрение – это своеобразное видение мира, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реально существующим, идеальное с реальным, невозможное с возможным, желаемое с действительным. Формируется на ранних стадиях развития общества, первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира. Характерные черты мифологического мировоззрения: - 3 мира: небесный, земной и подземный; - человек слит с природой (синкретизм); - чувственное, конкретно-образное представление о мире. Религиозное мировоззрение, в отличие от мифологического, делит действительность на два мира: сверхъестественный и естественный, разделяет знание и веру, утверждает первенство сверхъестественного, духовного начала над естественным бытием. От латинского «религарэ» – связываю, соединяю – это соединение человека с Богом, которое осуществляется через веру. Вера - незыблемая убеждённость человека в чем-либо. Характерные черты: чувственно-рациональное представление о мире; мировоззренческие установки носят характер вероучения; формирует нравственные принципы и установки. Философское мировоззрение представляет собой синтез наиболее общих взглядов на природу, общество и человека. Философия всегда теоретизирование, всегда работа мысли. Кроме того, религия всегда идеалистична, а философия бывает и материалистической. Философия – это систематизированное мировоззрение, имеющее общественное значение. Она помогает человеку ответить на вопросы: Кто я таков? Что я могу знать? Что я должен делать? На что могу надеяться? Вопрос 2. Исторические типы мировоззрения. Мифология как тип мировоззрения Исторические типы мировоззрения Мифологическое мировоззрение – это своеобразное видение мира, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реально существующим, идеальное с реальным, невозможное с возможным, желаемое с действительным. Формируется на ранних стадиях развития общества, первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира. Характерные черты мифологического мировоззрения: - 3 мира: небесный, земной и подземный; - человек слит с природой (синкретизм); - чувственное, конкретно-образное представление о мире. Религиозное мировоззрение, в отличие от мифологического, делит действительность на два мира: сверхъестественный и естественный, разделяет знание и веру, утверждает первенство сверхъестественного, духовного начала над естественным бытием. От латинского «религарэ» – связываю, соединяю – это соединение человека с Богом, которое осуществляется через веру. Вера - незыблемая убеждённость человека в чем-либо. Характерные черты: чувственно-рациональное представление о мире; мировоззренческие установки носят характер вероучения; формирует нравственные принципы и установки. Философское мировоззрение представляет собой синтез наиболее общих взглядов на природу, общество и человека. Философия всегда теоретизирование, всегда работа мысли. Кроме того, религия всегда идеалистична, а философия бывает и материалистической. Философия – это систематизированное мировоззрение, имеющее общественное значение. Она помогает человеку ответить на вопросы: Кто я таков? Что я могу знать? Что я должен делать? На что могу надеяться? Мифология – это освоение мира в воображении и при помощи воображения. Люди первобытного общества имели очень много конкретных знаний, которые помогали им выжить в полном опасностей мире: они различали съедобные и несъедобные растения, знали много приемов охоты, умели укрываться от непогоды, но, при этом, они не имели теоретических знаний, которые объясняли причины всего происходящего в мире. Но без понимания мира, своего места в нем невозможно ориентироваться, а, значит, и действовать. Поэтому первобытным людям приходилось прибегать к помощи фантазии. Через мифы люди объясняли мир – его происхождение, появление человека и всех его умений и навыков, существование всего на свете. Это было еще не знание в современном смысле этого слова, а, скорее, мироощущение, чувственное переживание единства с миром, природой. Мифы объединяли общество, задавая нормы, традиции, устанавливая определенный порядок. Практической стороной мифологии была магия – изменение окружающей действительности в нужную для человека сторону при помощи потусторонних сил. В современном мире сохраняется древняя мифология и возникает новая, на современном материале, но по тем же древним законам. Мифы, их влияние и проявление встречаются во всех сферах нашей жизни. Вопрос 3. Исторические типы мировоззрения. Религиозное мировоззрение, его особенности. Исторические типы мировоззрения Мифологическое мировоззрение – это своеобразное видение мира, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реально существующим, идеальное с реальным, невозможное с возможным, желаемое с действительным. Формируется на ранних стадиях развития общества, первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира. Характерные черты мифологического мировоззрения: - 3 мира: небесный, земной и подземный; - человек слит с природой (синкретизм); - чувственное, конкретно-образное представление о мире. Религиозное мировоззрение, в отличие от мифологического, делит действительность на два мира: сверхъестественный и естественный, разделяет знание и веру, утверждает первенство сверхъестественного, духовного начала над естественным бытием. От латинского «религарэ» – связываю, соединяю – это соединение человека с Богом, которое осуществляется через веру. Вера - незыблемая убеждённость человека в чем-либо. Характерные черты: чувственно-рациональное представление о мире; мировоззренческие установки носят характер вероучения; формирует нравственные принципы и установки. Философское мировоззрение представляет собой синтез наиболее общих взглядов на природу, общество и человека. Философия всегда теоретизирование, всегда работа мысли. Кроме того, религия всегда идеалистична, а философия бывает и материалистической. Философия – это систематизированное мировоззрение, имеющее общественное значение. Она помогает человеку ответить на вопросы: Кто я таков? Что я могу знать? Что я должен делать? На что могу надеяться? Религия– мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия людей, которые основываются на вере в сверхъестественное (богов, высший разум, некий абсолют и т.д.); сложное духовное образование и общественно-историческое явление, где вера неизменно ставится на первое место и всегда ценится выше знания. Причины возникновения: • недостаток знаний, стремление объяснить происходящие явления и процессы; • развитие способности человека к абстрактному мышлению; • усложнения социальной жизни, связанные с возникновением государства и социального неравенства. Религия является более зрелой формой мировоззрения, чем мифология. В ней бытие постигается не мифическими, а иными средствами. Выделим такие: • в религиозном сознании уже четко разделяются субъект и объект, следовательно, преодолевается характерная для мифа неразделимое человека и природы; • мир раздваивался на духовное и телесное, земное и небесное, естественный и сверхъестественный миры, и вдобавок земной начинает рассматриваться как следствие сверхъестественного. • в религии сверхъестественный мир недоступен органам чувств, а потому в объекты этого мира следует верить. Вера и выступает главным средством постижения бытия; • особенностью религиозного мировоззрения является также его практичность, поскольку вера без дел мертва. В связи с этим вера в Бога и сверхъестественный мир вообще вызывает своеобразный энтузиазм, т. е. жизненную энергию, которая придает пониманию этого мира жизненный характер; • если для мифа главным является обоснование связи индивида с родом, то для религии главное — достижение единения человека с Богом как воплощением святости и абсолютной ценностью. Существуют различные подходы философов к существованию бога: • пантеизм – бог есть безличное начало, «разлитое» по всей природе и тождественное с ней; • теизм –бог создал мир и продолжает в нём свою активность • деизм – бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий; • атеизм – отрицание веры в существование богов. Особенности: • абсолютное существование в бога/богов или что-то сверхъестественное; • религия опирается на вероучения; • системность и логичность, т.е. логическая упорядоченность (по сравнению с мифологией) • имеет 2 уровня: теоретическо-идеологический, т.е. уровень миропонимания, и общественно-психологический, т.е. уровень мироощущения; • различает естественное и противоестественное; • вера в сверх силу (бога) способную гармонизировать любой хаос, манипулировать природой и судьбами людей; • основанием мира является дух, идея; • для религии главным является достижение единства человека с богом, как воплощением святости и абсолютной ценности. Функции религии: Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом. Компенсаторная: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью. Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности. Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей. Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования. Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях. Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.) Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. По мнению Рэймонда Курцвейла, «основная роль религии — это рационализация смерти, т. е. осознание трагедии смерти как хорошего явления». Вопрос 4. Возникновение философии: от мифа к логосу. Специфика философского знания. Философия представляет мир как идею рациональных и рационально выводимых категорий. В отличие от науки, в философии не существует предметности и дробления на области. Науку не интересует, как нужно думать, чтобы получить научное знание. Наука не рассматривает мир в его тотальности, не работает с категориями типа «добро», «зло», «покой», «предел», «причина» и т. д. В отличие от искусства, в философии отсутствует субъективности. Искусство не объясняет, почему так, а не иначе, и не работает с категориями. Философия обязательно требует рациональной аргументации: «Я – Гераклид. Я знаю, что до меня Фалес сказал: всё из воды. Я не согласен, потому что… Я считаю, что всё из огня, потому что…» От мифа к Логосу Происхождение философии. Материалом для построения духовного древа философии послужила предшествовавшая ей по времени отрасль духовной культуры - мифология. Мифология как система, уходящая своими корнями к временам первой цивилизации и являющаяся их духовной основой, состоит из двух уровней: образного, доставшегося ей от искусства, и более глубокого - смыслового, который по мере эволюции логического мышления и развития тенденции рационализации становился все более важным. В определенное время в определенном месте этот развившийся в мифологии глубинный уровень прорвал оболочку образов и вышел на поверхность, заявив о своей самоценности. Философия начинается с осознанной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии. В процессе философской рационализации мифа образы мифических сказаний из личных существ превращаются в безличные категории. Предпосылкой становления философии служит введение отвлеченных сущностей, а окончательно утверждается она тогда, когда эти сущности начинают рассматриваться как понятия, формирующиеся в мозгу человека и выступающие в качестве предмета мышления. Когда говорят, что философия - высшее достижение человеческого разума, то под этим можно иметь в виду, что отличающее человека от животных понятийное, абстрактное, отвлеченное мышление достигает в философии своего расцвета. Примерно 2500 лет тому назад мифологическому периоду с его спокойствием и самоочевидностью пришел конец. Сразу в нескольких точках «началась борьба рациональности и рационально проверенного опыта против мифа… и вызванная этическим возмущением борьба против ложных образов бога». В результате целостность мифа была разрушена, и он стал элементом рефлексирующего сознания. Новое воплощение, обращенное к миру, привело к иным ответам. Человек открыл внутри себя духовный источник, поднявший его над самим собой и миром. Общим было растущее осознание человеком себя как индивидуальности в пределах целого. Философия могла возникнуть в Индии, Китае, Греции. Политическая ситуация в трех регионах была сходной: небольшие свободные государства, взаимодействующие друг с другом. Индийская и китайская культуры подготовили появлении философии, но возникла она в культуре Греческой. Становлению философии в Индии и Китае помешал мистицизм, греческая же мифология оказалась благотворной почвой, создав набор образов, перешедших в понятия. На то были свои причины. Греция - страна наиболее четкой, последовательной и логичной мифологической системы. По мере нарастания драматизма ситуации в мифах боги очеловечивались; недаром именно в Греции возникла концепция Эвгемера о том, что боги - это мифологизированные культурные герои. Человекоподобное изображение богов подрывало веру в мифы (на что справедливо указывали впоследствии христиане) и способствовало переходу к философии, который совершился, когда мифология достигла апогея. Миф широко использовался в период становления философии как удобная, привычная всем согражданам форма, в которую вкладывалось новое, рациональное содержание. Например, пишется, что для обеспечения возможности совместной жизни людей боги решили «ввести среди людей “стыд и правду”», но что это такое, определяется по-философски. Исследователи отмечают, что довольно длительное время античная философия была своеобразной рационалистически стилизованной мифологией. Вопрос 5. Структура, методы и функции философии, ее общественно-историческая роль. Рассмотрение функций философии как реализации направлений ее назначения предоставляет основание для выделения в ней особых разделов или элементов ее структуры. В состав философии входят: теоретическая философия (систематическая философия); социальная философия; этика; эстетика; логика; история философии. Основными частями теоретической философии выступают: онтология — учение о бытии; гносеология — учение о познании; диалектика — учение о развитии аксиология (теория ценностей); герменевтику (теорию понимания и толкования знаний). Особым разделом в философии, проблематика которого входит как в общетеоретическую (систематическую философию), так и в социальную философию, является философия науки. Социальная философия включает в себя социальную онтологию, т. е. учение о бытии и существовании общества, философскую антропологию, т. е. учение о человеке, и праксеологию, т. е. теорию человеческой деятельности. Социальная онтология наряду с изучением наиболее общих проблем существования и развития общества исследует философские проблемы экономики, политики, права, науки и религии. Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика. Диалектика — метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, сами по себе, а не с точки зрения их взанмосвязанаости; статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство). |