Главная страница

Философия. Вопрос Понятие мировоззрения, его уровни. Основные исторические типы мировоззрения


Скачать 271.52 Kb.
НазваниеВопрос Понятие мировоззрения, его уровни. Основные исторические типы мировоззрения
АнкорФилософия
Дата10.12.2021
Размер271.52 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаfilosofia.docx
ТипДокументы
#299117
страница14 из 17
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17
Часть философии, в которой подробно рассматривается проблематика человека - философской антропологией. Вопрос о том, что такое человек - основной вопрос. Такое представление о человеке можно сформулировать лишь в рамках междисциплинарного исследования усилиями многих наук (антропологии, анатомии, физиологии, психологии и др.). Философия, в отличие от других наук о человеке, стремится к постижению человека как целостного существа, взятого в единстве всех его сущностных сил.

Проблема человека была уже обозначена в философии древнего мира. В ту эпоху основой философского мышления был космоцентризм, все существующее рассматривалось как единственный и необъятный Космос, а человек представлялся как его органическая часть, живущая по его законам. Подлинная мудрость человека состояла в том, чтобы жить в согласии с огромным и таинственным миром Космоса.

В философии средневековья господствовал теоцентризм как тип мировоззрения. Здесь Бог рассматривался как центр мироздания, а человек как одно из его созданий, тварное существо. Философия средних веков считала, что человек представляет собой существо, промежуточное между животными и ангелами. Будучи единством души и тела, человек изначально раздвоен (двусоставен) и поэтому сочетает в себе и высокое и низкое. Тело его (плоть) бренно, смертно, а душа бессмертна. Смысл жизни человека состоит в постижении божественного, приближении к нему и тем самым - в спасении себя.

Философия эпохи Возрождения давала совсем другую трактовку человека, превратив его в предмет культа и поклонения. В это время утверждался антропоцентризм как тип философского мировоззрения, означавший светский подход к пониманию человека. Возродилась гуманистическая ориентация философии, заложенная в древности. Гуманизм эпохи Возрождения носил оптимистический характер, поскольку содержал в себе веру в силы и возможности человека. Человек, с позиций данной эпохи, красив, добродетелен и свободен.

В философии Нового времени человек исследовался с позиций механицизма, как философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и внешний мир, тоже является механизмом, сложной машиной. Эта машина представляется порождением длительной эволюции природы. Главное качество человека - это его разумность. Призвание человека состоит в том, чтобы изменить мир с помощью силы знания. Подобное восприятие человека является рационалистическим. Наиболее полно оно было представлено в творчестве французских просветителей XVIII в. (Вольтер, Гельвеций Дидро, Руссо и др.). Важным положением рационалистической антропологии была идея о необходимости такого переустройства общества, чтобы в нем смогли полностью раскрыться все задатки и способности человека.

В философии марксизма человек рассматривался с позиций социоцетризма как типа философского мировоззрения. Он признавал социальную обусловленность человека, а основной формой существования человека является его трудовая деятельность (практика).

Проблема человека занимала важное место в русской религиозной философии. Будучи по своей сути православной она обращалась в первую очередь к душе человека. Русская религиозная философия всегда призывала к подвижничеству, к самосовершенствованию и обретению высокой нравственности, выраженной в совести. В этой философии человек рассматривался как живое противоречие. В связи с этим И. А. Бердяев писал, что человек есть «двойственное» и противоречивое существо, богоподобное и звероподобное, высокое и низкое, свободное и рабское, способное к подъему и падению, к великой любви и жертве, к великой жестокости и беспредельному эгоизму». Она ставила и решала вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии человека. В конечном счете, призвание (миссию) человека она видела в достижении гармонии в мире путем преодоления эгоизма, умножения любви ко всему живому.

Большой интерес к теме человека проявляла и зарубежная философия XX века. В ней наблюдалось многообразие философских трактовок и концепций по этой проблеме.
Вопрос 79. Индивид, индивидуальность, личность. Природа и сущность человека.

Природа человека - это его стойкие неизменные и общие для всех людей анатомо-физиологические черты, а также общие задатки и свойства, отра­жающие его особенности как живого существа (разум, членораздельная речь, темперамент и др.).

В понимании природы и сущности человека одно из центральных мест занимает проблема соотношения биологического и социального. В филосо­фии имеются две точки зрения.

- Биологизаторская, которая подчеркивает, прежде всего, значение врожденных качеств человека.

- Социологизаторская, которая считает, что качества человека оп­ределяются социальной средой.

Биологические и социальные факторы находятся в тесной связи. Человек с момента рождения является индивидом, носителем индивидуальных свое­образных качеств.

Любого человека можно отнести к тому или другому типу. Холерик (легко возбудимый, нервный, остро переживающий все); Меланхолик (всегда печален, угрюм); Флегматик (равнодушный ко всему вокруг, погружен в себя); Сангвиник (наиболее уравновешенный психический тип). В чистом виде не бывает но по преимуществу любой человек тяготеет к какому – нибудь одному типу.

Амер. психолог Л.Шелдон делит всех людей на три типа: Мозговой тип – это человек, живущий исключительно головой, интеллектом. В детстве это хилый, физически неразвитый ребенок, в школе отличник, замкнутый, стеснительный, но гордый своими достижениями. Для мускульного типа главное – его тело. Он все время занимается спортом, тренируется, плохо учится, списывает задачи у мозгового приятеля и за это покровительствует ему. Для желудочного типа главное – еда. Он постоянно думает о еде, у него в портфеле пирожки или бутерброды и замасленные тетради.

И.Павлов делил людей на два типа: Научный – человек замкнутый, необщительный, погруженный в себя, трудно знакомится с новыми людьми. Художественный – живой, общительный, яркий, эмоциональный, он друг всем, и все ему друзья.

По мнению К.Юнга все люди делятся на две группы: Экстраверт – это человек, ориентированный во вне, в мир, это открытый тип. Интроверт ориентирован внутрь себя, это тип замкнутого, закрытого типа.

Существует и другая типология личности:

- деятели – для них главное – активное изменение мира и людей. Они “горят” на работе.

- мыслители – Они приходят в мир чтобы смотреть и размышлять. Их оружие – слово.

- люди чувств и эмоций. Остро чувствуют мир. Это деятели литературы и искусства.

- гуманисты и подвижники отличаются обостренным чувством в восприятия душевного состояния другого человека. Их сила – в любви к людям и всему живому, в активном действии. Дело их жизни – милосердие. (Мать Тереза).

Индивид – отдельный представитель рода человеческого, каждый человек как нечто неповторимое. Мы рождаемся индивидами и становимся индивидуальностями (это уникальность личности, особенность ее поведе­ния, это самобытность, особенность чувств, оригинальность мышления.) в той мере, в какой осознаем свои задатки, способности, таланты и реализуем их в своей жизни и деятельности.

Когда же индивидуальные, социально-значимые качества человека не только осознаются, но и утверждаются им в общественной жизни, и человек становится субъектом, активным деятелем в своей личной и общественной жизни, он становится личностью. 

Современные философы утверждают, что человеком рождаются, индивид воспитывается в семье, а личностью становятся в течение жизни. Ценность личности определяется се отдачей обществу, личность способна возложить на себя ответственность.

Основные личностные качества: что и как человек умеет делать; гражданские качества человека; нравственные качества человека; интеллектуальные качества человека; способность создавать новое. Очень важно понимать, что личность – не обязательно положительная характеристика человека, ведь личностные качества могут быть представлены в разной степени и с разным знаком. В зависимости от того, какое личностное качество доминирует в человеке, различают типы личностей: деловая, гражданственная (общественно-политически активная) высоко нравственная (одухотворенная) личность, интеллектуал, яркая творческая личность.

Выдающиеся личности (как положительно социальные, так и асоциальные) отличаются: яркой одаренностью, талантом; одержимостью, беспредельной преданностью делу; харизматичностью - способностью влиять на людей, увлекать и вдохновлять их, внушать им устремления, надежду и веру.

Индивидуализацию можно определить как деятельную реализацию индивидуальных задатков, способностей и талантов человека. Многие задатки и способности имеют определенную телесную, физиологическую основу (физическая сила, выносливость, цветовое зрение, музыкальный слух, красивый голос т.п.) Маркс выделял три специфические способности человека, которые связаны с его телесной организацией – способности к труду, общению и мышлению. Здесь не физиология, а именно телесная организация человека, у каждого индивидуальная, несет в себе бесконечно разнообразные варианты этих способностей. Маркс дает все основания, что кроме внешних человеку общественных отношений, общих для людей определенного общества определенной исторической эпохи, есть еще закодированные в телесной организации каждого человека специфические общественные отношения, реализация которых делает человека индивидуальностью. Сущность каждого человека есть совокупность общих для всех людей внешний и специфичных для каждого человека внутренних общественных отношений, т.е. действительно, всех общественных отношений.
Вопрос 80. Философский аспект сущности человека. Проблема соотношения биологического и социального в человеке.

Что касается вопроса о сущности человека, то наиболее распространенной является гипотеза о биосоциальной сущности человека.   Это означает, что человек рассматривается как существо, "принадлежащее" одновременно двум мирам: природному и социальному. Как существо природное (биологическое) человек отличается тем, что является:

- с одной стороны, особым (уникальным) биологическим видом,

- а с другой, подчиняется природным закономерностям.

Первое означает, что человек имеет свои биологические признаки, которых не имеет никакой другой вид, передаваемые по наследству, при этом каждый человек является носителем своего собственного генофонда. Второе подчеркивает близость человека с животным миром, ибо, несмотря на уникальность, ряд жизненных процессов, происходящих в человеке, определяются природой.. Принадлежность человека к социальному миру означает, что человек  становится человеком только в обществе и человеком определенного общества. И те генетические особенности, которые делают каждого человека уникальным, развиваются в каждом обществе по-своему. В связи с двойственной сущностью человека, его принадлежности двум миром возникают многие нерешенные проблемы. Среди них наиболее важны две.

1. Что в человеке доминирует: биологическое или социальное?

2. Какую роль в жизни человека играют природные задатки?

 Естественно, что среди многих ответов на эти вопросы существуют крайние точки зрения: "биологизаторская» и "социологизаторская".

Первая абсолютизирует природное в человеке. Примером тому является социал-дарвинизм. Его представители, опираясь на учение Ч.Дарвина, пытались объяснить процессы, происходящие в обществе. Вторая отрицает по сути роль биологического в человеке, предполагая, что решающую роль играет воспитание. Важное место в решении указанного вопроса занимает изучение детей, воспитанных вне человеческого общества. Исследователями собран огромный фактический материал о так называемых «диких детях».

 Есть еще один весьма любопытный взгляд на сущность человека. Гипотеза о том, что человек отличается не разумом, не даром общения, и т.п., а способностью к подражанию. В отличие от других живых существ, он (человек) постоянно недоволен своей видовой принадлежностью и стремится преодолеть ее. Исследования человека привели некоторых философов к парадоксальному выводу: человек не является венцом природы, напротив, он биологически ущербное существо, человек не способен жить по природным трафаретам. По своей телесной организации и физиологическим функциям он принадлежит животному миру. Но человек утратил свою первоначальную природу. Инстинкты в человеке ослаблены, вытеснены чисто человеческими потребностями, "окультурены". Новейшие исследования показывают, что притупление инстинктов не является результатом исторического развития. Слабо выраженные инстинкты, их "приглушенность" были у человека всегда. В целом, ему всегда были присущи лишь задатки природной ориентации. Значит, человек от природы инстинктивно был глух и слеп. Итак, как биологическое существо человек был обречен на вымирание, ибо инстинкты в нем были развиты слабо. Не имея жесткой инстинктивной программы поведения, он бессознательно стал присматриваться к другим животным, более прочно приспособленным к природе, и как бы вышел за рамки видовой программы (Кстати, многие другие биологические существа, не сумев преодолеть собственную природу, вымерли). Человек подражал животным несознательно. Это не было заложено инстинктивно, но оказалось спасительным для человека. Как бы превращаясь, то в одно, то в другое животное (через подражание им) человек выработал определенную программу поведения, способную меняться. Таким образом, между человеком и природой сложились особые отношения. Человек оказался в особенных условиях существования, создав новую, социально-культурную среду обитания. Значит сущность человека в его "открытости", способности преодолеть видовую ограниченность, быть неотъемлемой частью мира и возвышаться над ним. Человеческая природа как незавершенная возможность, проявляющаяся в бесконечных вариантах бытия, как саморазвитие, в ходе которого несовершенство превращается в совершенство, изъян в достоинство - один из возможных подходов к определению сущности человека.
Вопрос 81. Проблема антропогенеза: теологическая концепция, концепции биологической и космической эволюции человека.
Первая – креационизм. Суть её корнями уходит в Средневековое прошлое: мир и человека создал Бог. Креационисты утверждают догматы о том, что Земля была создана 10 000 лет назад, а окаменелости, найденные археологами, являются результатом Всемирного потопа. Бог творец всего. Причём, эта точка зрения не имеет принципиальных противоречий в трёх мировых религиях — христианстве, исламе и буддизме по основному вопросу — происхождению мира. Отличия существуют лишь в тонкостях теологических построений, относящихся к обоснованию сути земного человеческого бытия. Креационизм полностью отрицает процесс эволюции и естественного отбора. Вторая – космологизм. Суть концепции заключается в следующем: человек на Земле своим появлением обязан внеземным цивилизациям. Они обеспечили появление человека на нашей планете; в данное время инопланетяне наблюдают за его эволюцией и развитием, не вмешиваются в этот процесс, а нашу планету считают неким космополигоном для своих исследований. Третья – теория эволюции, естественнонаучная теория. Она основана на множестве археологических, биологических, зоологических и иных данных исследованиях многопрофильных специалистов и, прежде всего, открытиях Чарлза Роберта Дарвина — английского естествоиспытателя, совершившего многолетнее кругосветное путешествие. Биологические и геологические открытия и наблюдения Ч. Дарвина заложили основания его эволюционной теории, благодаря которой были предметно обозначены объективные связи процессов и явлений в биотической природе, установлена изменяемость видов животного и растительного происхождения и преемственность между ними. В 1871 г. в книге "Происхождение человека и половой отбор" Ч. Дарвин обосновал гипотезу происхождения человека в ходе земной эволюции. Но никогда учёный не говорил о происхождении человека от обезьяны, а лишь утверждал, что у нас и человекообразных обезьян есть общий прародитель и не более того. Для понимания происхождения человека в исследованиях Ч. Дарвина важен момент эволюции. Параллельно с пониманием объективных факторов эволюционного (дарвинистского) процесса преображения "био" в "социо" важна деятельностная (природно-общинная) связь, которая предполагает комплексный подход, включающий такие модусы, как охоту (способствовала формированию способностей), хозяйственно-бытовое взаимодействие (индивидуальный и коллективный труд), язык (речь, общение, передача информации), разнообразные формы этнических и брачно-семейных отношений. Главное для человека заключалось в целевомосуществлении собственных действий (в отличие от животного мира). В результате приспособления к окружающей природной среде, выпрямления и прямохождения, освобождения передних конечностей от ненужных функций, формирования сознания, развития мышления, достигалось функциональное единение отдельных индивидов, происходило формирование групп (племён), возникла потребность в общении, передаче и сохранении информации. По мысли К. Маркса первичная орудийная деятельность, родовое и племенное объединение, речь и мышление стали решающими факторами превращения примата в человека.
Вопрос 82. Соотношение понятий этика, мораль, нравственность. Теории происхождения морали.

Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Выше было сказано, что слово «этика» происходит от греч. ethos – нрав, характер, обычай. «Нравственность» – русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.

«Этика»  - наука, область знания,  а «мора­ль» или «нравственность», изучаются этикой, это ее предмет.

а под моралью (нравственностью) – изучаемый ею предмет. 

Нравственность – один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса,  заключающийся в добровольном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом. Нравственность выступает как объективные оценки поступков людей; высшие ценности. Можно выделить также куль­турно-языковую традицию, которая понимает под нравственнос­тью высокие основополагающие принципы, а под моралью – исторически изменчивые нормы поведения; в этом случае, например, заповеди бога именуются нравственными, а наставления школьного учителя – моральными.

 В целом попытки закрепить за словами «этика», «мораль», «нравственность» различный содержательный смысл и соответст­венно придать им различный понятийно-терминологический статуе не вышли за рамки академических опытов. В общекультурной лексике все три слова продолжают употребляться как взаимозаме­няемые.

Мораль - представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о до­бре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недос­тойном. Функции морали:

Познавательная - учит людей видеть поступки других индивидов с точки зрения нравственных ценностей;

Воспитательная -участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания.

Ценностно-ориентирующая - мораль позволяет выделить определенные ориентиры для каждого индивида. Данная функция дает человеку представления о его предназначении и смысле жизни.

Регулятивная - направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества.

В структуру морали входят: моральные нормы (социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе); моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе; нравственные идеалы - образ нравственно совершенной личности, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Три основные теории происхождения морали:

Божественная теория происхождения морали утверждает, что источником морали есть Бог, Абсолют, некоторое трансцендентное начало. Мораль воспринимается как форма сознания, санкционированная Богом. Следовательно, и сама мораль носит характер абсолютных, вечных, неизменных истин. Основы данной теории излагаются в Священных книгах религий мира, в трудах религиозных философов, то есть мы имеем дело с нормами религиозной морали. Например, в Декалоге изложены нормы христианской морали.

Теория социального договора гласит о том, что нормы морали были санкционированы обществом в результате общего, общественного договора. Эта идея возникла еще в Древнем Риме. В дальнейшем теория общественного договора была сформулирована и развита в эпоху Просвещения (17-18 вв.) мыслителями Т. Гоббсом, Б. Спинозой, Дж. Локком, Ж.Ж. Руссо.

Согласно этой теории, человек первоначально пребывал в «естественном состоянии», на нем не лежало ответственности перед другими людьми, не было никаких обязательств и, каждый руководствовался только инстинктом самосохранения и личным интересом, удовлетворяя свои потребности, полагаясь на собственные силы. Это состояние неограниченной свободы имело следствием несогласованность действий людей или даже «войну всех против всех», что, в конце концов, приводило к ущемлению интересов каждого. Поэтому люди впоследствии заключили между собой молчаливый договор о том, что они обязуются соблюдать определенные нормы морали, правила поведения и поступаться частью своей свободы в пользу общества, государства, которое в свою очередь гарантирует неприкосновенность жизни и собственности каждого.

Натуралистическая теория видит источник нравственности в его вечной и неизменной природе (психической и физической). Натуралистическое понимание требований нравственности возникает еще в древности. Философы пытались их вывести из «естественного» стремления человека испытывать наслаждения и избегать страданий (эпикуреизм), рассматривали их как состоящие из отрешения от «земных страстей» и сообразных природе мира (стоицизм). Натуралистическое обоснование морали находим в теориях «разумного эгоизма», в утилитаризме, неотомизме, неопозитивизме и др.

На формирование натуралистической теории повлияли учения Ч. Дарвина и З. Фрейда. Согласно теории эволюции биологических видов Дарвина следует, что нравственные чувства человека произошли от примитивных нравственных чувств высших животных. По Фрейду, все поведение человека предопределяется областью его бессознательного, т.е. скрытой частью его психики. Нереализованная сексуальная энергия либо подавляется, либо трансформируется («сублимируется») в энергию социального творчества: науку, искусство, политику, право, религию, мораль.
Вопрос 83. Прикладная этика и ее особенности. Виды прикладной этики.

ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА – отрасль этического знания. Независимо от решения проблемы ранговой атрибуции этики как таковой прикладная этика является непременным компонентом этического знания как целостной системы. Определение природы прикладной этики через противопоставление теоретической этике не совсем корректно: и на уровне этико-прикладных исследований создаются собственные теории. Предпочтительнее сопоставлять этико-прикладное знание со знанием фундаментальным, которое для того, чтобы стать прикладным, должно быть определенным образом трансформировано. В качестве опорных точек этой структуры обычно рассматриваются конкретные виды прикладной этики: экологическая этика, политическая этика, биомедицинская этика, этика науки и др. Однако, объем прикладной этики шире, чем совокупность проблемных полей ее конкретных разновидностей, поскольку наиболее значимые ее проблемы выходят за пределы такой совокупности.

Особенности прикладной этики

Под прикладной этикой принято понимать интеллектуальные практики, вращающиеся вокруг обсуждения наиболее спорных, часто драматических дилемм окружающей действительности, неразрешимых с точки зрения обычного прагматического расчета (например, ложь и насилие).

Прикладная этика возникла именно как свободная дискуссия, в которой могут высказаться все стороны, в том числе и сама мораль. Но главное, этот спор ведется таким образом, чтобы над возможным решением конфликтной ситуации не довлел авторитет ни одной из сторон. По большому счету, приглашая к диалогу, прикладная этика занимает точку зрения самой морали, т.е. стремится защитить веками сложившиеся представления людей об идеальных, подлинно человеческих отношениях. Поэтому в отличие от профессиональных и корпоративных образцов она не построена в виде кодексов и деклараций. Прикладная этика – в принципе не нормативна, поскольку ситуации, которые она обсуждает, нельзя решить с помощью следования одному, пусть даже очень хорошему, требованию. 

Методика работы прикладной этики достаточно проста. Ей важно понять позиции всех сторон, выслушать их аргументацию, разобраться в причинах конфликта, но главное – наладить диалог между конфликтующими сторонами, а также теми, кто желает оказать помощь в его разрешении. В отличие от других стилей этики она вообще не стремится что-либо регулировать. Ее работа – найти наиболее приемлемое на данный момент решение.

Прикладная этика появляется во второй половине XX в. Можно отметить три существенных условия, определивших ее рождение и последующее развитие.

Во-первых, она стала логичным развитием гуманистической линии западной философии, утверждавшей высшую ценность личности и ее прав. (вопрос о бесчеловечных экспериментах, о нравственном неприятии многих форм насилия,. Например, на протяжении всей истории человечества считалось, что смертная казнь, назначаемая судом от имени государства, является справедливым и поэтому нравственно допустимым возмездием за преступление. И только в XX в. развернулось серьезное общественное движение против смертной казни, видевшее в ней не проявление справедливости, а узаконенную возможность группы власть придержащих расправиться с любым неугодным гражданином. Итогом движения стала отмена этого вида наказания в большинстве стран мира).

Вторым условием появления прикладной этики следует назвать научно-технический прогресс, породивший высокотехнологичные изобретения, которые проблематизировали многие сущностные характеристики жизни личности. Так, в связи с появлением реанимации и паллиативной медицины возникли сомнения насчет того, где заканчивается жизнь и начинается смерть. Помимо них расширение и усложнение профессиональных практик привело к осмыслению их нравственных основ, в результате чего появились новые ответвления прикладного этического знания, например юридическая, хозяйственная, журналистская, компьютерная этика.

Третьим условием выступает в современном мире огромную роль играют так называемые процессы глобализации, когда деловая активность крупных организаций осуществляется в масштабах всего мира. Это движение сопровождается унификацией различных видов деятельности, стиранием национальных, культурных, политических и иных различий. Поэтому этика как гуманистическая традиция столкнулась с задачей обоснования человеческой индивидуальности, вырастающей из нравственной ориентации в мире. Так, из противоречий между политической активностью, порождаемой интересами социальных элит, и зависящих от непонятных им решений индивидов рождается политическая этика. Из-за стремительного роста инфраструктуры городов и огромного ущерба, наносимого этими процессами окружающей среде, происходит экологическая этика. Чрезвычайно интересным представляются исследования, порожденные неограниченным расширением сетевых ресурсов и связанных с ним моральных проблем -"Интернет-этика".
Вопрос 84. Становление аксиологии как основного раздела философии. Понятие ценности.

Понятие ценности. Виды и функции ценностей

Термином "ценность" в аксиологии определяются как объекты мира природы, так и явления материальной и духовной культуры челове­ка, например, общественные идеалы, научное знание, искусства, способы поведения и т. п. В человеческой истории уже с древности на первый план выдвигались три типа ценностей: Добро, Красота и Истина. Ценности – такие вещественные или идеальные образования, которые имеют смысложизненные значения либо для отдельного человека, либо для всего человечества; движущая сила деятельности; специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное (отрицательное) значение для человека и общества.

Ценности обосновывают моральные принципы, принципы – правила (нормы), правила – представления. Например, справедливость – это ценность, она воплощается в принципе справедливости, из принципа вытекает правило (норма), требующая равного воздаяния (поощрения или наказания) за одни и те же поступки, совершённые разными людьми, или другая норма, требующая справедливой оплаты труда, и уже исходя из нормы мы формируем свои конкретные представления о том, что справедливо, а что нет (например, мы можем считать несправедливо низкой оплату труда учителей и врачей и несправедливо высокой зарплату директоров банков).

Все явления с толчки зрения их ценности могут быть классифицированы на:

1) нейтральные, к которым человек относится равнодушно (многие явления микромира и мегамира);

2) положительные ценности (предметы и явления, способствующие жизни и благополучию человека);

3) антиценности (ценности, имеющие негативное значение с точки зрения жизни и благополучия человека). К примеру, пары «ценности – антиценности» образуют такие понятия, как добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы.

Ценности зарождались и определялись в силу потребности индивида в осмыслении общества и самого себя. Человеческая жизнедеятельность изменяется со временем. Далеко не сразу пришло осознание самоценности человеческой жизни. В процессе жизнедеятельности у людей формируются мировоззренческие идеалы. Идеал – это образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений. Через соотнесение с идеалами, нормами осуществляется оценивание – определение ценности, одобрение или осуждение происходящего, требование осуществления или устранения чего-либо, т.е. оценивание является нормативным по своему характеру. Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, но присущи они не от природы, не в силу внутренней структуры самого объекта, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений.

Значение ценностей:

- формирование интересов, мотивов и целей (высшие, низшие);

- регуляторы и критерии оценки поступков людей;

- служат для познания сущности человека, подлинного смысла его жизни.

Становление философии ценностей

Ценностная проблематика — одна из древнейших в исто­рии философии. Со времен первобытного человеческого стада люди в процессе их целеполагающей деятельности, в сфере их эко­номических, властных, семейных, религиозных и других отно­шений были вынуждены делать выбор между различными объ­ектами материального и нематериального мира, различными вариантами поведения, способами организации социальной жизни, что всегда предполагало процедуру оценки, выработки оценивающих критериев. Особенно остро проблема выбора вставала в эпоху резких социальных перемен, когда устояв­шаяся система ценностей рушилась и надо было находить но­вые жизненные ориентиры. Так, «кризис афинской демокра­тии заставил Сократа впервые поставить вопрос: "Что есть благо?". Это — основной вопрос общей теории ценностей. В античной и средневековой философии ценностные (этико-эстетические и религиозные) характеристики содержались в самом понятии реальности, истинного бытия. Вся традиция идеалистического рационализма от Платона до Гегеля отлича­ется нерасчлененностью онтологии и аксиологии, бытия и ценности. Аксиология как самостоятельная область фило­софского исследования возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как объект разнообразных человеческих желаний и устремлений». Иначе говоря, факт выбора, факт оценки вещей, всегда присутствовавший в общественной практике, в косвенной фор­ме находил свое отражение и в философской мысли (Платон, Аристотель, М. Монтень, Р. Декарт, Б. Паскаль, Д. Юм).

Клю­чевую роль в становлении философии ценностей сыграл И. Кант, который резко противопоставил теоретический разум (науку) и практический (сфера человеческих отношений), при­роду и нравственность. С его точки зрения, в мире природы действует закон причинности, в мире нравственности — закон свободы. Если в природе действуют безличные законы, органи­зующие структуру и движение живой и неживой материи, то общественные отношения человек творит сам, опираясь на тре­бование категорического императива: личность — высшая цен­ность.

Со второй половины XIX в. аксиология становится само­стоятельной философской дисциплиной, в развитии которой выделяют три периода: предклассический (1860—80-е гг.), классический (1890—1920-е гг.), постклассический (с 1930-х го­дов по настоящее время). Основной вклад в теорию ценностей внесли немецкоязычные философы-идеалисты, большин­ство которых отталкивались от философии Канта.

Если Кант только подвел европейскую философскую мысль к проблеме ценностей, то в предклассический период Р.Г. Лотце, А. Ритчль и Ф. Брентано начинают уже предметно ее анализировать. Благодаря этим авторам ценностная пробле­матика начинает прочно занимать особое (хотя и не централь­ное) место в немецкоязычной литературе. Труды Ф. Ницше, где было выдвинуто требование «переоценки всех ценностей», еще более усилили интерес к данной теме.

Классическая аксиология включает в себя:

1) «формаль­ную» аксиологию (изучает предельно общие законы ценност­ных отношений; М. Шелер);

2) «материальную» аксиологию (структура и иерархия ценностей; Э. фон Гартман, Г. Мюн-стербергер, М. Шелер);

3) аксиологическую «онтологию» (при­рода ценностей;Э. Гуссерль, М. Шелер, Н. Гартман, В. Виндельбанд, Г. Риккерт);

4) аксиологическую «гносеологию» (соотношение ценностей и познания; В. Вин­дельбанд, Г. Риккерт, М. Вебер)3. Ценностной проблематикой в этот период занимаются крупнейшие фило­софы, что сразу поставило аксиологию в центр философской мысли Европы

В сравнении с классическим периодом постклассическая аксиология выглядит много беднее. Здесь выделяются труды М. Хайдеггера, Б. Рассела, Л. Витгенштейна, где была дана обстоятельная критика философии ценностей. Заметный вклад в аксиологию внесли работы Дж. Дьюи, Р. Ингардена, А.Дж. Айера, Н.О. Лосского. Основной массив литературы по аксиологии в этот период прирастал за счет прикладных ис­следований популярного характера и невысокого теоретиче­ского уровня.

Вопрос 85. Теории ценностей, их классификация. Проблема ценностей в современной постиндустриальной цивилизации. (+см.вопрос 75)

Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч.axios – ценность и logos – учение) = «общая теория ценностей». Проблема ценностей в предельно широком значении неизбежно возникала в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации традиционных устоев общества. Кризис афинской демократии заставил Сократа поставить вопрос: «Что есть благо?» Это и есть основной вопрос аксиологии.

В античной и средневековой философии ценностные характеристики включались в само понятие реальности, истинного бытия. Вся традиция идеалистического рационализма от Платона до Гегеля отличается нерасчлененностью онтологии и аксиологии, бытия и ценности. Ценностью являлось в первую очередь само истинное бытие – бытие идей, бытие бога или бытие мирового духа. Существование конкретных вещей обладало ценностью в силу их причастности идеям или в той степени, в которой они отражали свою идеальную субстанцию. Это позволяло говорить об абсолютном характере ценностей и выстраивать четкую иерархию, где ценность явления была тем ниже, чем больше в нем было чисто природного, материального, и тем выше, чем больше в нем было социально, духовно значимого. Сам человек в рамках такого подхода обладает ценностью потому, что является одной из ипостасей нисхождения идеальной субстанции (бога, абсолютной идеи) в мир. Это приводит к ценностному приоритету духовной жизни человека перед телесной, материальной.

Аксиология как самостоятельная область философского исследования возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как объект разнообразных человеческих желаний и стремлений.

Впервые употребляет понятие ценности в специальном, узком смысле И.Кант. Предпосылкой аксиологии у него является разведение сущего и должного, реальности и идеала.

Можно выделить следующие основные подходы к определению природы ценностей:

I. Натуралистический психологизм (А.Мейнонг, Р.Б.Перри, Дж.Дьюи, К.И.Льюис) С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.

II. Аксиологический трансцендентализм (В. Виндельбанд, Г.Риккерт). Здесь ценность – не объективная реальность, а идеальное бытие. Ценности рассматриваются как не зависимые от человеческих желаний. Это добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей.

III. Персоналистический онтологизм. М.Шелер утверждал объективный характер ценностей. По его мнению, они образуют онтологическую основу личности. Но ценности, находящиеся в предметах, не следует отождествлять с их эмпирической природой. Так же, как, например, цвет существует независимо от предметов, которым он принадлежит, так и ценности (приятное, величественное, доброе) могут созерцаться вне зависимости от тех вещей, свойствами которых они являются.

IV. Культурно-исторический релятивизм. (Дильтей, Шпенглер, Тойнби, Сорокин). В основе лежит идея аксиологического плюрализма, т.е. множественности равноправных ценностных систем, опознаваемых с помощью исторического метода.

V. Социологизм. М.Вебер воспринял представление о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта. В дальнейшем у Знанецкого и особенно в школе структурно-функционального анализа (Парсонс) понятие ценности как средство выявления социальных связей и функционирования социальных институтов. Считалось, что социальная система любого масштаба предполагает существование неких разделяемых всеми общих ценностей.

Все многообразие мира может выступать в качестве «предметных ценностей», т.е. оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т.д. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, социальные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять их многообразные потребности.

Другим видом ценностей являются «субъектные ценности», к которым относятся установки, оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме норм. Они выступают ориентирами и критериями деятельности людей. Таким образом, в центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру, сторонами которого и являются «предметные ценности» и «субъектные ценности».

Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей.

На ценностное восприятие и процесс формирования ценностей оказывают влияние все сколько-нибудь значимые факторы человеческого существования – биологические, социальные, психические и т.д. Их индивидуальное сочетание обусловливает личностный характер ценностей человека, который, однако, не отрицает наличия общечеловеческих ценностей. Не следует только думать, что общечеловеческие ценности существуют наряду с индивидуальными ценностями. Общечеловеческие ценности – это в то же время и индивидуальные, личностные ценности. И каждая личность по-своему их воспринимает и осознает.

Типы ценностей:

1)    смысложизненные;

2)    витальные;

3)    общественного признания;

4)    межличностного общения;

5)    политические;

6)    утилитарные.

Существуют и другие способы и принципы классификации ценностей (ценности-цели и ценности-средства; материальные и духовные, положительные и отрицательные ценности).

Ценности различаются по содержанию: наслаждение, польза, слава, власть, безопасность, красота, истина и т.д.

Ценности различаются по знаку — на положительные, и отрицательные: наслаждение — страдание, польза — вред, слава — позор, власть — подвластность, безопасность — опасность, красота — безобразие и т.д.

Одни ценности принято относить к практическим, другие — к духовным.

Ценности также принято разделять на высшие и низменные. Различение возвышенного и низменного, духовного и плотского при кажущейся очевидности этих слов в обычной речи отнюдь не однозначно.

Ценности формируются в результате осознания субъектом своих потребностей в соотнесении с возможностями их удовлетворения, т.е. в результате ценностного отношения. Ценностное отношение не возникает до тех пор, пока субъект не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения возникшей потребности. Оценочное отношение реализуется в акте оценки, которая включает в себя субъект оценки, оцениваемый предмет или явление, эталон оценки и процесс сличения эталона с этим предметом или явлением.

Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Ценностные ориентации закрепляются жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивают значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, определяющим мотивацию личности. Основное содержание ценностных ориентаций – мировоззренческие убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом целенаправленного воспитания.

Вопрос 85. Проблема смысла жизни. Феномен бессмертия, способы достижения бессмертия.

Жизнь и смерть — две основные темы духовной культуры человечества. Люди пытаются постигнуть тайну человеческого бытия, ответить на вечные вопросы: что такое жизнь? Как продлить жизнь? Что есть смерть? Что будет после смерти?

Существуют два принципиально различных подхода объяснения вечных вопросов жизни, смерти и бессмертия.

Первый подход можно обозначить как объективистский. Он связан с именами таких философов, как Спиноза, Гольбах, Гегель, Лафарг, с догматикой иудаизма, христианства и ислама и, отчасти, с установками естествознания. В его основе лежит представление об изначальном непоколебимом миропорядке, в котором заранее предначертаны все события общественной и личной судьбы, «расписаны» все этапы мировой истории.

Христианское понимание смысла жизни, смерти и бессмертия исходит из ветхозаветного положения «День смерти лучше дня рождения» (Экклезиаст) и новозаветной заповеди Христа. Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что бессмертие личности как целостного существа мыслимо только через воскресение. Таким образом, целью жизни человека является движение к жизни вечной.

Ислам — исходит из факта сотворенности человека волей всемогущего Аллаха, который, прежде всего, милосерден. В отличие от христианства, земная жизнь в исламе оценивается высоко. Тем не менее, в Последний день все будет уничтожено, а умершие воскреснут и предстанут перед Аллахом для окончательного суда.

Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значительно отличается от христианского и мусульманского восприятия. В буддизме, признается только один вид «дивного бессмертия» — нирвана как воплощение трансцендентного Сверхбытия, Абсолютного Начала, не имеющего атрибутов.

Второй подход во главу угла ставит субъективность человека, его самодеятельность, творчество. Сущность подхода хорошо выражают афоризмы: «Человек — мера всех вещей», «Человек — творец самого себя».

Это концепции, основанные на безрелигиозном и атеистическом подходе к миру и человеку, где единственной ценностью является земная жизнь, а смерть — ее непреодолимой трагедией.

Определяя понятие смысла жизни, необходимо отметить как минимум три его «измерения».

Первоесвязано с понятием «святости жизни» как таковой, что является ныне предметом такой дисциплины, как биоэтика. Все живое, в том числе и во Вселенной, имеет право на жизнь в силу самого факта рождения. Эта витальность — первична для человека. Необходимо принять мысль, которая подтверждается наукой и просто здравым рассудком, что в мире невозможно полное уничтожение даже элементарной частицы, а действуют законы сохранения. Следовательно, частицы нашего «я» после смерти войдут в вечный кругооборот бытия и, в этом смысле, будут бессмертными. Правда они не будут обладать сознанием, душой, с которой связывается наше «я». Более того, этот вид бессмертия обретается человеком в течение всей жизни. Можно даже сказать в форме парадокса: мы живы только потому, что ежесекундно умираем. Ежедневно отмирают эритроциты в крови, клетки эпителия на наших слизистых, выпадают волосы и т. д. Поэтому зафиксировать жизнь и смерть как абсолютные противоположности в принципе невозможно ни в действительности, ни в мысли. Это две стороны одной медали.

Также можно выделить биологическое измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия, ибо эти состояния по сути дела — различные стороны одного феномена. Давно уже была высказана гипотеза панспермии, постоянного наличия жизни и смерти во Вселенной, их воспроизводства в подходящих условиях. Известное определение Энгельса «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу, в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел», акцентирует космический аспект жизни. Данный аспект наиболее разработан в восточной философии и мистических учениях, исходящих из принципиальной невозможности только разумом понять смысл этого вселенного кругооборота.

Второе измерение связано с уяснением специфики именно человеческой жизни, поскольку единственный реальный факт в жизни любого человека — предстоящая смерть. Известно, что Л. Н. Толстой мучительно вопрошал: «Есть ли в моей жизни тот смысл, который не уничтожается неизбежно предстоящей смертью? К чему воспитывать детей, которые вскоре очутятся в таком же критическом состоянии, как их отец? Зачем же им жить? Зачем мне любить их, расти и блюсти их? Для того же отчаяния, которое во мне, или для тупоумия? Любя их, я не могу скрывать от них истины, всякий шаг ведет их к познанию этой истины. А истина — смерть». В рамках рационалистического подхода ответить на эти вопросы невозможно и приходится искать ответ на путях интуитивного постижения смысла своего бытия и определения того, что же для личности является высшей ценностью: Бог, человечество, близкие и родные, дети, справедливость.

Третье измерение — идея с обретением бессмертия, которая рано или поздно становится в центр внимания человека, особенно, если он достиг зрелого возраста. Выделяют несколько видов бессмертия:

1)бессмертие в потомках, которое осуществляется путем передачи генного аппарата родителей детям, внукам и т. д., близко большинству людей.;

2) сохранение тела умершего, то есть мумификация или криогенизация. Опыт еще египетских фараонов, практика современного бальзамирования говорят о том, что в ряде цивилизаций это считается принятым. Криогенизацию тел умерших с расчетом на то, что медики будущего их оживят и вылечат ныне неизлечимые болезни;

3) вхождение частиц нашего распавшегося тела в кругооборот вещества, энергии и информации во Вселенной, своеобразное «слияние с природой». Это характерно для ряда восточных цивилизаций, особенно японской.

4) итоги деятельности человека в материальном и духовном производстве, которые входят в копилку человечества. Для этого, прежде всего, нужна уверенность в том, что человечество бессмертно и идет космическое предназначение в духе идей К. Э. Циолковского и других космистов. Если для человечества реально самоуничтожение в термоядерной экологической катастрофе, а также вследствие каких-то космических катаклизмов, то в этом случае вопрос остается открытым;

5) Измененные состояния сознания. В основном, они являются продуктом системы психотренинга и медитации, принятой в восточных религиях и цивилизациях. Тут возможны: «прорыв» в иные измерения пространства и времени, путешествие в прошлое и будущее, экстаз и просветление, мистическое ощущение причастности к Вечности;

6) Генетическое бессмертие. (гены не исчезают до тех пор, пока существует данный вид живых существ).

Современная танатология (учение о смерти) представляет собой одну из «горячих» точек естественно-научного и гуманитарного знания. Но все же, поиск и обретение смысла жизни и деяний каждого человека носит сугубо индивидуальный личностный характер.

Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человека

Смысл жизни человека — это философские размышления о цели и предназначенности такого дара человека, как жизнь. Вместе с тем это регулятивное понятие, помогающее человеку достойно и осмысленно прожить свои годы. В любой развитой мировоззренческой системе — религиозной, философской или этической — существуют свои представления о том, что такое жизнь и каков ее смысл. Есть и самые разные ответы. В чем ценность жизни, в чем ее цель, ее смысл? Тысячи ответов дает на эти вопросы каждый конкретный человек Смысл жизни человека — это философские размышления о цели и предназначенности такого дара человека, как жизнь. Вместе с тем это регулятивное понятие, помогающее человеку достойно и осмысленно прожить свои годы. В любой развитой мировоззренческой системе — религиозной, философской или этической — существуют свои представления о том, что такое жизнь и каков ее смысл. Есть и самые разные ответы. В чем ценность жизни, в чем ее цель, ее смысл? Тысячи ответов дает на эти вопросы каждый конкретный человек

Высшей, абсолютной ценностью является человеческая жизнь. Сущность жизни в истории человечества трактовалась по-разному: от борьбы за существование (Ч. Дарвин) и способа существования белковых тел (Ф. Энгельс) до космического процесса качественных изменений «жизненного порыва» (А. Бергсон). Но аксиологический аспект осмысления жизни заключается не столько в выяснении ее сути, сколько в поисках ответов на вопросы: «в чем смысл жизни?», «зачем человек живет?».

Жизнь является всеобщим необходимым условием осуществления всех иных (реальных и утопических) целей, задач, мечтаний, которые человек ставит перед собой. В отличие от животного человек осознает свою смертность, понимает, что жизнь не бесконечна. Поэтому он стремится продлить свою жизнь, приобщиться к вечному, оставить о себе память. Но это удается человеку лишь в том случае, если его жизнь была наполнена смыслом. Выяснение, уяснение и поиск этого смысла выступают, таким образом, предварительными условиями человеческого бессмертия.

Выступая абсолютной, высшей ценностью, жизнь может иметь различную цену.

Таким образом, поиск смысла жизни для человека является естественным процессом и вытекает он из естественной же потребности самоощущения значимости своей жизни для других и самого себя. Смысл жизни не может быть определен окончательно, потому что он не задан наперед, а формируется человеком на каждом конкретном этапе своего бытия. Любые конкретные привязки к отдельным смысложизнеиным ценностям имеют смысл, но не могут охватить все целое. Смысл жизни не может быть исчерпан даже самым полным перечнем смысложизненных ценностей.

Поэтому, если и возможно, то лишь самое абстрактное (а поэтому и малоценное в практическом отношении) его определение; смысл жизни заключается в самой жизни, в том, чтобы жить подлинной жизнью, быть Человеком при всех обстоятельствах и даже вопреки им.

Смерть — завершающий момент существования живого существа. Неотъемлемой чертой религий является представление о смерти как о конце плотской, земной жизни и переходе к вечной — бестленной, духовной.

Проблема смерти порождает вопрос о цели и смысле жизни. В этом вопросе есть субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона проблемы смысла жизни решается каждым человеком по своему, в зависимости от мировоззренческих установок.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


написать администратору сайта