Главная страница

Философия. Вопрос Понятие мировоззрения, его уровни. Основные исторические типы мировоззрения


Скачать 271.52 Kb.
НазваниеВопрос Понятие мировоззрения, его уровни. Основные исторические типы мировоззрения
АнкорФилософия
Дата10.12.2021
Размер271.52 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаfilosofia.docx
ТипДокументы
#299117
страница13 из 17
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

Вопрос 69. Проблема истины в философии. Критерии истины. Практика, её роль в познании.

Истина – это гносеологическая категория, которая характеризует отношение знаний к реальности, к объекту познания. Истина – это знание, соответствующее реальности, знание, представляющее собой правильное отражение действительности. В случае несоответствия знания действительности это будет заблуждениеили ложь.

Заблуждение как непреднамеренное искажение действительности, вызванный исторической ограниченностью научного познания, неразвитостью научной практики. Ложь – этосознательное, преднамеренное искажение истины в корыстных целях, а распространение заведомо ложного знания называется дезинформацией.

Основные концепции истины

Концепция истины

Определение истины

Критерий истины

Классическая (Аристотель)

или корреспондентной ( англ. correspond – соответствовать)

Истина есть соответствие мыслей и высказывании действительности

Чувственный опыт и/или ясность и отчетливость

Когерентная от лат. cohaerentia – связь, согласованность

Истина есть согласованность знаний

Согласованность с общей системой знаний

Прагматическая

Истина есть практически полезное знание

Эффективность, практика

Конвенциональная

Истина есть соглашение

Всеобщее согласие

В рамках классической концепции были выявлены основные свойства истины:

  • Объективность истины означает, что еесодержание соответствует действительности и не зависит от познающего субъекта, от его мнения и желаний. «Независимость» от субъекта познания носит относительный характер. Абсолютной независимости истины от человека быть не может уже потому, что понятие «истина» применяется только для характеристики человеческих знанийОбъективные истины, которые мы постигаем – это человеческие истины.

  • Истина всегда конкретна. Соотнесение знаний с реальностью всегда осуществляется при определенных условиях. Принцип конкретности истины требует подходить к любым фактам, выводам, умозаключениям с учетом реальных условий и конкретной обстановки.

  • Всякая истина одновременно и относительна, и абсолютна. Истина как цель познания и его результат не дается познающему субъекту сразу, полностью, в законченном виде. Под относительной истиной понимается недостаточно точное и полное знание о предмете, то есть, знание, которое требует уточнения и дополнения в ходе последующего изучения данного явления. Абсолютная истина - это точное, полное, законченное знание. Однако в реальности практически все истины имеют относительный характер, ибо они ограничены конкретными условиями изучения объектов и поэтому остаются в каких-то отношениях неточными и неполными.

Для диалектического понимания истины в равной степени неприемлемы как догматизм, возводящий какие-то истины в абсолют, так и релятивизм, отрицающий в наших знаниях что-либо абсолютное (следовательно, и объективное). Догматическая тенденция может привести к застою познания, к неспособности понять иные взгляды, в которых тоже может содержаться элемент истины. Релятивизм в вопросах истины – это путь к скептицизму (всеобщему сомнению) и агностицизму (отрицанию познаваемости мира).

Одной из важнейших проблем в гносеологии является проблема критериев истины, то есть способов, по которым можно отличить истинные знания от заблуждений или ложных представлений. Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного:

  • Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт (реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями).

  • Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств.

  • Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности, согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2х2 = 4» истинно потому, что находится в согласии с системой математических знаний.

  • Сторонники прагматизма считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.

  • В марксизме критерием истины объявляется практика, взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.

  • Для сторонников конвенционализма критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.

  • Современная наука придерживается классической трактовки истины и считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает истины «вообще», вне четких условий), процессуальна (находится в процессе постоянного развития).

Практика - это материальная деятельность людей, направленная на изменение окружающего мира. Основными видами практики являются:

- материально-производственная практика (деятельность людей в области промышленного производства и в сфере сельского хозяйства);

- социальная практика (деятельность людей по изменению общественных отношений: реформы, революции, классовая борьба и т.п.);

- научная практика (познавательная деятельность: наблюдение, эксперимент).

В ходе практического взаимодействия с действительностью у человека возникает потребность в получении знаний и возможность не только их получать, но и проверять их истинность. Практика неразрывно связана с познанием и выполняет по отношению к нему определенные гносеологические функции.

Практика – источник познания, его цель и движущая сила. Из конкретных практических потребностей людей когда-то зародились первые знания о природе и возникли науки: математика, медицина, астрономия, военное искусство и т.д. Практика ставит цели познанию, направляет его на решение назревших и наиболее актуальных для человечества задач (так, например, уже в наши дни из потребностей практики возникли такие науки как экология, конфликтология и др., направленные на решение глобальных проблем современности).

Практика не только ставит цели, но помогает правильно определить объект исследования, понять, что в нем наиболее существенно и важно на данном этапе.

Практика поставляет познанию основные материальные средства исследования и тем самым определяет его конкретные возможности и границы.

Практика выступает и как источник всех фактических данных. Она непосредственно включается в познавательный процесс в форме наблюдения, предметного обследования, опроса, эксперимента. Именно потому, что практика позволяет проверить и оценить результаты познания, она выступает как критерий истины. Характеризуя практику как критерий истины, следует подчеркнуть, что сама практика исторически ограничена. Определителем того, какое знание является истинным, а какое ложным, практика выступает не в абсолютном, а в относительном смысле, в определенной форме, на определенном этапе своего развития.

Вопрос 70. Понятие науки. Классификация наук. Цели и основные функции науки.

Понятие «наука» имеет несколько основных значений.

Во-первых, это сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира.

Во-вторых, это система научных знаний.

В-третьих, это одна из форм общественного сознания, социальный институт, представляющая собой систему взаимосвязей между научными организациями и членами научного сообщества, а также включающая системы научной информации, норм и ценностей науки и т.п.

Непосредственные цели науки – получение знаний об объективном и о субъективном мире, постижение объективной истины. При этом путь познания определяется от живого созерцания к абстрактному мышлению и от последнего к практике.

Задачи науки:

· собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;

· обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;

· систематизация полученных знаний;

· объяснение сущности явлений и процессов;

· прогнозирование событий, явлений и процессов;

· установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

Классификация наук:

Кестественным наукам относятся науки:

  • о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космохимия и проч.);

  • Земле (геология, геофизика, геохимия и др.);

  • физических, химических, биологических системах и процессах, формах движения материи (физика и т. п.);

  • человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (анатомия и т. д.).

Технические науки содержательно основываются на естественных науках. Они изучают различные формы и направления развития техники (теплотехника, радиотехника, электротехника и проч.).

Общественные (социальные) науки также имеют ряд направлений и изучают общество (экономика, социология, политология, юриспруденция и т. п.).

Гуманитарные науки — науки о духовном мире человека, об отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным (педагогика, психология, эвристика, конфликтология и др.).

Между блоками наук имеются связующие звенья; одни и те же науки могут частично входить в разные группы (эргономика, медицина, экология, инженерная психология и др.), особенно подвижна грань между общественными и гуманитарными науками (история, этика, эстетика и проч.).

Особое место в системе наук занимаютфилософия, математика, кибернетика, информатика и т. п., которые в силу своего общего характера применяются в любых исследованиях.
Вопрос 71. Основные исторические этапы и закономерности развития науки. Типы научной рациональности.

Вопрос, когда возникла наука - не простой для учёных. В 16-18 веках, в новое время, зарождается естествознание, и оно практически как современная наука. Но другая концепции - наука возникла раньше. Т.к. всё имеет предпосылки и не возникает ниоткуда. Нельзя забывать, что мыслитель Древней Греции заложили основу современной науки.

Этапы развития науки:

1. Античный этап развития науки. В эпохи древних цивилизаций (Китай, Индия, Шумеры, Африка, Америка) приводились в систему разрозненные явления о природных, астрономических явлениях. Улавливали очень разные взаимодействия в астрономии. Обрабатывались в математических таблицах знания прикладного характера, накапливались рецептурные знания об изготовлении различных технических устройств(геометрия – измерение участков Земли, арифметика – торговля). Но эти знания не обладали фундаментальностью и теоретичностью, значит не было науки.

Основные особенности античного типа научности.

1. Созерцательность,

2. Склонность к абстрактному, умозрительному теоретизированию,

3. Принципиальный отказ от опытного (экспериментального) познания (опыт и практика - удел рабов, а умозрительное - самое престижное),

4. Признание превосходства универсального (всеобщего) над уникальным, частным, единичным. Знает всё о мире тот, кто знает общее, из него дедукцией выводится частное (Аристотель).

6. Превращение в объект трикритического исследования самих научных (математических) идеализаций.

2. Средневековый этап развития науки. Приходят феодальные порядки, они меняют уклад жизни, духовные ценности, способы государственного правления и формируются две великие мировые религии (взамен многобожия): христианство и ислам. Формируется атмосфера единобожия (монотеизм). Происходит установление диктатуры религии и веры, в том числе в науке и философии.

Достижения в математике: создали основы арифметики; разработка начал алгебры, создали основы тригонометрии. Медицина: основы хирургии глаза, диоптрика и появилась идея очков. В химии: совершенствование опытов в области парфюмерии, изобрели дистиллятор и куб по перегонке спирта. Параллельно с химией стала развиваться алхимия и пошли эксперименты, которые сдерживали развитие химии. Центром духовной жизни, схоластической логики были средневековые университеты. Там преподавалась рационалистические науки: логика, риторика, серьёзный спор об универсалиях - существуют общие понятие или нет (номиналисты Xреалисты).

3. Классический этап развития науки.16-18 века. Особенности классического этапа науки.

1. Создание и систематическое развитие экспериментально-теоретических исследований. Сформировалось аналитическое естествознание с входящими в него точными дисциплинами (например, в физике выделилась механика, оптика и т.п.). Универсальным способом задания теоретических объектов являлись абстрагирования и обобщения.

2. Стремление учёных к завершенной системе знаний, фиксирующей истину в окончательном виде и отражающей неизменный мир. Это связано с ориентацией всех наук на классическую механику, в которой мир представлялся в виде гигантского механизма, подчинённого вечным и неизменным законам.

3. Стремление расчленить природу на отдельные участки и подвергнуть анализу каждые из них в отдельности сформировала в науке того времени характерную методологическую установку. Она выражалась в представлении о природе как состоящей из неизменных вещей, лишённых развития и взаимной связи. Этот всеобщий методологический подход в науке получил название метафизического способа мышления (антидиалектический) - всё разрознено и надо изучать по отдельности.

4. Неклассический этап развития науки.

К концу 19 века учёные были убеждены, что физическая картина мира почти построена и осталось уточнить только некоторые детали. Она основывалась на положениях классической механики и законах электромагнитных явлений (обе слабо связаны). Но вдруг последовал целый ряд открытий, которые не вписывались ни в механическую картину мира, ни в электромагнитную теорию Максвелла.

Особенности неклассического этапа развития науки.

1. Если на предыдущем этапе теоретическое объекты создавались простым абстрагированием и обобщением, то в неклассической науке теоретические объекты стали иметь принципиально более сложное содержание. Математика - основной индикатор научных идей и математические идеи приводят к созданию новых разделов физической теории.

2. Неклассический этап в историческом познании мира связан с переходом от аналитической стадии научного познания к синтетической (усиление процессов интеграции). Междисциплинарные исследования - биохимия, геофизика.

5. Постнеклассический этап развития науки. К середине 20 века, к 50 гадам произошло срастание науки с техническим прогрессом, что открыло эпоху научно-технической революции (НТР) - это качественное изменение (скачок) в развитии науки, техники и материального производства, при котором наука превращается в ведущий фактор технического и социального прогресса.

Характеристики эпохи.

1.       Открытие новых источников энергии.

2.       Открытие полупроводниковой технологии.

3.       Новые химические вещества с заранее предугаданными свойствами.

4.       Создание ракетно-технической индустрии.

5.       Создание нового поколения информационно-вычислительной техники.

6.       Новые биотехнологии.

7.       На смену автоматизации участков производства приходит полная автоматизация.

8.       Развивается сфера услуг.

9.        Переход к инновационной технологиям.

6. Наука современного периода. Характерные особенности (развития) науки на современном этапе её развития

1. Компьютеризация науки.

2. Интенсивное развитие молекулярной биологии и генетики. Технологии клонирования, конструирования генов.

3. Появление нового направления - эволюционная химия.

4. Дальнейшее усиление математизации естествознания и повышение уровня его абстрактности.

5. Преобладающий идеей синтеза научных знаний становится идея построения общенаучной картины мира.

Научная рациональность: в широком смысле - стиль мышления, в узком - логико-методологические представления.

Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.

Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).

Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

Вопрос 72. Научное и обыденное познание, их сходство и различие. Научное, ненаучное и вненаучное познание.

Параметры

Познание

Обыденное

Научное

В целом

Интуитивное

Эмпирическое

Наблюдения

Случайные, неконтролируемые

Систематические, контролируемые

Свидетельства

Субъективные, при­страстные

Объективные, непристрастные

Понятия

Смутные, с избыточ­ными значениями

Ясные, выделена их специфика и состав

Инструменты

Неточные, неопреде­лённые

Точные, определённые

Измерения

Невалидные, ненадёж­ные

Валидные, надёжные

Гипотезы

Нетестируемые

Тестируемые

Установки

Некритические, соглашательские

Критические, скептические




Предмет наблюдения

Отдельные явления (события) в целом

Отдельные признаки, присущие нескольким явлениям (событиям)

 

Люди - явления

Оценки людей по особенностям их по­ведения, личности, взглядов

Изучение явлений (событий) по тому, как они выражены у разных людей

Теории

Абстрактные, глобальные, нефальсифицируемые

Основаны на эмпирических данных, поддаются фальсификации

Выводы

Основаны на частных случаях и являются случайными

Имеют вероятностный характер

Основания для выводов

Отдельные случаи и ситуации из индивидуального опыта и/или из опыта референтных лиц и групп

Эмпирические данные, полученные на выборке и распространенные на генеральную совокупность

 

Научное познание – это прежде всего процесс, протекающий на эмпирическом и теоретическом уровнях, каждый из которых также имеет свою специфику

Основные особенности научного познания (критерии научности):

1. Основная задача научного познания — обнаружение объективных законов действительности.

2. Объективность. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств.

3. Развитая система понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или, что более характерно, — искусственном (математическая символика, химические формулы).

4. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование».

5. Для научного познания характерны строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

6. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним, кроме названных, такие, как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т.д.

Вненаучное знание. К вненаучным формам познания относят также магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мистическое и эзотерическое познание, так называемые «оккультные науки» и т.п. Определяют следующие формы вненаучного знания:

1. ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематизи­рованное знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

2. донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;

3.паранаучное как не совместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями;

4.лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки (ошибочное знание);

5.квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения;

6.антинаучное как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности (предмет и способы исследования противоположны науке);

7.псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

Ненаучные способы познания:

Интуиция — способность получить новое знание «по наитию», «в озарении», связывают с бессознательным.

Остроумие - творческая способность замечать точки соприкосновения разнородных явлений и совмещать их в едином, радикально новом решении.

Вера является в религии способом познания «истинного мира» и собственной души.

Мистическое озарение в мистических учениях расценивается как путь к истинному познанию, прорыв из «тюрьмы» окружающей человека действительности в сверхприродное, истинное бытие.

Виды ненаучного познания

Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте и необходимо для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях обыденной жизни, для физической работы.

Мифологическое познание пытается объяснить мир в фантастических и эмоциональных образах. На ранних этапах развития у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, поэтому их объясняли при помощи мифов и легенд, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное познание представляет собой мышление на основе догматов, признанных неопровержимыми.

Художественное познание основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах и позволяет ощутить и чувственно выразить — в литературе, музыке, живописи, скульптуре.

Философское познание, рассматривая мир как целостность, представляет собой прежде всего синтез научного и художественного видов познания. Философия мыслит не понятиями и образами, но «понятиями-образами», или концептами.

Вопрос 73. Уровни, формы и методы научного познания, их характеристика.

Научное познание – высший уровень логич.мышления. Оно направлено на изучение глубоких сторон сущности мира и человека, законов действительности. Выражением научного познания является научное открытие – обнаружение неизвестных ранее существенных свойств, явлений, законов или закономерностей.

Научное познание имеет 2 уровня: эмпирический и теоретический.

1) Эмпирич.уровень связан с предметом научного исследования и включает 2 компонента: чувственный опыт (ощущения, восприятия, представления) и их первичное теоретич.осмысление, первичную понятийную обработку.

Наблюдение – это целенаправленное и организованное чувственное познание действительности (пассивное собирание фактов). Наблюдения по способу проведения делятся на:

– непосредственные (сведения получаются непосредственно органами чувств);

– косвенные (органы чувств человека замещены техническими средствами).

2.Измерение – это сравнение какой-либо физической величины объекта познания с эталонной единицей этой величины. В зависимости от характера поведения тех или иных свойств объекта во времени, измерения делятся на:

– статические, в которых определяют постоянные во времени величины (внешние размеры тел, вес и т. п.);

– динамические, в которых находят меняющиеся во времени величины (амплитуды колебаний, скорость и т.д.).

По способу получения результатов измерения делятся на:

– прямые (непосредственное измерение величины измерительным прибором);

– косвенные (путем математического расчета величины из её известных соотношений с какой-либо величиной, получаемой путем прямых измерений).

Назначение измерения состоит в том, чтобы выразить свойства объекта в количественных характеристиках, перевести их в языковую форму и сделать основой математического, графического или логического описания.

3.Описание – это достоверная и точная картина объекта познания, отображенная средствами естественного или искусственного языка. Назначение описания состоит в том, чтобы перевести чувственную информацию в удобную для рациональной обработки форму: в понятия, в знаки, в схемы, в рисунки, в графики, в цифры и т.д.

4.Эксперимент – изучение предметов посредством их целенаправленного изменения (активноевмешательство в объективные процессы с целью изучения поведения объекта в результате его изменения).

По характеру поставленных целей эксперименты подразделяются на:

исследовательские, которые направлены на обнаружение у объекта новых, неизвестных свойств;

проверочные, которые служат для проверки или подтверждения тех или иных теоретических построений.

По методикам проведения и задачам на получение результата, эксперименты делятся на:

качественные, которые носят поисковый характер, ставят задачу выявить само наличие или отсутствие тех или иных теоретически предполагаемых явлений, и не нацелены на получение количественных данных;

количественные, которые направлены на получение точных количественных данных об объекте познания или о процессах, в которых он участвует.

Источником научного знания являются факты. Факт – это зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление. После завершения эмпирического познания начинается теоретический уровень научного познания.

2) Теоретический уровень заключается в дальнейшей обработке эмпирич.материала, выведении новых понятий, идей, концепций. Таким образом, теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, умозаключений, идей, теорий, законов, категорий, принципов, посылок, заключений, выводов, и т.д.

Научное познание имеет 3 основных формы: проблема, гипотеза, теория.

1. Проблема – теоретический или практический научный вопрос, требующий решения.

2. Гипотеза – предполагаемый способ возможного решения проблемы. 

3. Теория – целостная система понятий, описывающая и объясняющая какую либо область действительности.

Научная теория является высшей формой научного познания, проходящей в своем становлении стадии постановки проблемы и выдвижения гипотезы, которая опровергается или подтверждается использованием методов научного познания.

Методы исследования – способы познания, подходы к действительности: наиболее общий метод, разрабатываемый философией, общенаучные методы, специфич.частные методы отд.наук.

1) Человеч.познание должно учитывать всеобщие свойства, формы, законы действительности, мира и человека, т.е. должно опираться на всеобщий метод познания. В совр.науке это диалектико-материалестический метод.

2) К общенаучным методам относятся: обобщение и абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция.

Преобладание рационального момента в теоретическом познании достигается абстрагированием – отвлечением сознания от чувственно воспринимаемых конкретных объектов и переходом к абстрактным представлениям.

В результате абстрагирования становятся возможными следующие МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ:

1. Идеализация. Идеализация – это мысленное создание неосуществимых в реальности объектов и явлений для упрощения процесса исследования и построения научных теорий. Таким образом, в теоретическом познании всегда происходит замена реального явления или объекта действительности его упрощенной моделью. То есть метод идеализации в научном познании неразрывно связан с методом моделирования.

2. Моделирование. Теоретическое моделирование – это замещение реального объекта его аналогом, выполненным средствами языка или мысленно. Таким образом, теоретическое моделирование выполняет в теоретическом познании две функции: исследует моделируемый объект и разрабатывает программу действий по его материальному воплощению (построению).

3. Мысленный эксперимент. Мысленный эксперимент – это мысленное проведение над объектом познания неосуществимых в реальности исследовательских процедур.

4. Формализация. Формализация – это логическая организация содержания научного знания средствами искусственного языка специальной символики (знаков, формул).

5. Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение целого на составные части. Основное назначение анализа – изучение частей как элементов целого. Части, познанные и осмысленные по-новому, складываются в целое с помощью синтеза – способа рассуждения, конструирующего новое знание о целом из объединения его частей.

Таким образом, анализ и синтез – это неразделимо связанные мыслительные операции в составе процесса познания.

6. Индукция и дедукция.

3) Каждая наука обладает также своими специфич.методами, которые вытекают из ее осн.теоретич.установок.
Вопрос 74. Понятие метода и методологии. Методологическая функция философии.

Метод – совокупность приемов и операций, направленных на теоретическое и практическое освоение действительности. От греч. Methodos означает «способ познания». Метод служит для упорядочения познавательной деятельности.

Метод предполагает:

· Сознательное достижение результатов.

· Наличие плана познавательных действий.

· Последовательность действий и операций (техника метода).

Основная фун-ия метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания. В этой связи метод сводится к методике – как совокупность определенных приемов, правил, способов, норм познания и действия в их последовательности.

Методология – 1) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной деятельности. 2)это учение о системе методов или общая теория методов, применяемых в практике познавательной и практической деятельности. Один из первых методов – метод диалектики Сократа, м-д Аристотеля силлогистика-дедуктивный. XVII – XVIII вв. – методы развиваются в силу развития знания.

Характерная особенность современной науки – увеличении роли методологии. Причины этого:

1. рост сложности структуры теоретического и практического знания, необходимость их проверки, обоснования, исследования, для дальнейшей познавательной деятельности (нужны способы проверки)

2. возрастающая роль в естественных науках абстрагирования, создание идеальных и знаковых моделей, что ведет к сложному переплетению описания св-в материальных объектов, которые изучаются с абстрактными конструкциями данных объектов.

3. рост сопряженности результатов эксперимента материального, предметного с выводами и следствиями мысленного эксперимента. В науке существует необходимость развитого зрелого методологического сознания ученного.

Уровни методологии:

1. конкретнонаучная методология – опирается непосредственно на методики проведения исследований, на технические приемы.

2. общенаучная методология – учение о принципах, методах и формах знания, которые функционируют во многих науках. Эти методы соответствуют предмету и объекту исследований, – методы эмпирического иссл-ия (наблюдения, эксперимент) – общелогические ме-ды (анализ, синтез, индукция, анализ и др.)

Такие методы возникают в отдельных науках, а затем распространяются на др. науки.

3. философская методология – философские идеи, положения, способы, принципы, которые используются для познания во всех науках (принцип развития, противоречия)

Современная методология включает 2 и 3-ий уровни.

Современная методология решает проблемы (задачи):

1. преодоление натурализма фил-ого и универсальности конкретнонаучного мышления.

2. обогащение методологического инструментария и изучение реальности.

3. выработка нового понимания и отношения к символическим системам понимания.

4. определение специфики антропологическо-психического подхода к познанию.

5. связь, взаимозависимость в практике познания, мыслительной деятельности и действительности, образование некой целостности.

6. связь потенциала мышления человека и его реальность, законов реальности.

Методология выполняет функцию стратегии познания. Она должна обосновывать и искать перспективные направления познания, предохранять от неправильного использования методов.
Вопрос 66. Эмпирические методы научного познания, их характеристика. См. Вопрос 64

Вопрос 67. Теоретические методы научного познания, их характеристика. См. вопрос 64.

Вопрос 77. Становление философской антропологии. Сущность современного подхода к рассмотрению человека.

Термин «антропология» - дисциплина, изучающей природное происхождение человека и его рас, изменчивость строения тела во времени и территориально. Включает в себя три раздела: антропогенез, морфологию человека и этногенез. Однако еще в ХIХ веке Фейербах ввел мысли новую трактовку антропологии как универсальной науки о человеке, включающей комплекс знаний. В России последователем антропологического принципа выступал Н. Чернышевский. Наиболее полно антропологический принцип был реализован М. Шелером в разработанной им философской антропологии.

Термин «философская антропология» в широком смысле философская антропология включает в себя все прошлые и современные философские учения о человеке, причем независимо от того, носят ли они характер самостоятельных антропологических концепций или содержат лишь определенное понимание сущности человека. В узком смысле — это течение западноевропейской, преимущественно немецкой, философии первой половины ХХ века.

Как течение немецкой философии антропология возникла в 20-х годах ХХ века в русле происходившего тогда общего поворота к проблеме человека и опиралась на идеи дильтеевской философии жизни и феноменологии Гуссерля. Среди создателей и разработчиков этого направления М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен, М. Ланд­ман и другие. В работе «Положение человека в космосе» Шелер выдвинул идею создания основополагающей науки о человеке. Он обрисовал грандиозную программу философского познания человека во всей полноте его бытия, которая соединит в себе и конкретно-научное изучение человека, и его философское постижение. Вместе с тем и Шелер, и Плеснер все-таки ограничили изучение человека рамками биоантропологического подхода. Программа, выдвинутая Шелером, не была выполнена, а философская антропология не стала целостным учением о человеке и распалась на отдельные философско-антропологические теории. Однако вопрос о создании философского учения о человеке до сих пор остается открытым, а антропологический подход в философии становится все более популярным.

Суть антропологического подхода сводится к попытке «определить основы и сферы «собственно человеческого» бытия, человеческой индивидуальности, субъективно-творческих возможностей человека, сделать его «мерой всех вещей», из него и через него объяснить как его собственную природу, так и смысл и значение окружающего мира. Антропологическую философию характеризует стремление выделить в качестве специального предмета философского познания также и отдельного человеческого индивидуума в самых различных измерениях и характеризующих его природу в специфических качествах».

Современное понимание сущности человека и его места в мире.

Специфика философского подхода к постижению человека состоит в том, что философию интересует человек в его направленности к совершенствованию. Он рассматривается как существо, действующее в соответствии с идеалом, с представлением о том, как должно быть, каков совершенный способ или результат активности, идеальная модель поведения или образцовое изделие.

М. Шелер писал, что в западной культуре есть три традиционных представления, дающие разные понятия человека.

1. Теологическая антропология, основанная на иудейско-христианских представлениях о творении, Адаме и Еве, рае и грехопадении.

2. Философская антропология, опирающаяся на греко-античное понятие человека как разумного существа, у которого есть разум, логос.

3. Естественнонаучная антропология, отстаивающая положение о том, что «человек - существо, которое отличается от форм, предшествующих ему в животном мире, только степенью сложности соединения энергий и способностей».

Пример ценностного подхода к пониманию человека дает позиция М. Шелера, предлагающего свой вариант философской антропологии. Он считает, что человек двойственен, существует в двух разных плоскостях. Во-первых, в сфере реального, где действуют витальные инстинкты и потребности, главные из них – голод, половое влечение, жажда власти. Во-вторых, в сфере идеального, где царят идеи и ценности. Направленность к идеальному отличает человека от животных. Сущность человека – духовная, она выражается в его способности к усмотрению безусловных ценностей. Из нее вытекают различные переживания: любовь, отчаяние, решимость к свободе, почитание высшего.

Для философии, как и для мировоззрения вообще, характерен ценностно-практический подход к пониманию человека. Человек – «малый мирострой» (Демокрит), занимающий срединное место во Вселенной. Природа человека видится противоречивой, заключающей в себе противоположно направленные свойства и возможности. В философии используется специальный термин – «антропологическая антиномия», обозначающий коренное противоречие человеческой природы. Положительная сторона антиномии указывает на качества и потенции человека, способствующие его совершенствованию, приближению к Абсолюту. В ней выражается достоинство человека, его превосходство над предметами и существами природы Отрицательная сторона антропологической антиномии выражает то в человеке, что препятствует его возвышению, - слабость, ограниченность, телесную уязвимость, конечность, смертность.

Философы античности длительное время рассматривали человека как образ Космоса, как «малый мир», микрокосм. Платонизм понимает человека как комбинацию души и тела. Душа принадлежит к бестелесному, к миру идей. Человек выступает носителем внеличного духа. Аристотель настаивает на единстве души и тела. Душа принадлежит телу.

В христианстве человек рассматривается как образ Бога. Душа есть дуновение самого Бога. Человек оценивается с позиций не разума, а сердца.

Философия Ренессанса рассматривает человека как автономное существо, как живую целостность. Единство души и тела – это преимущество человека перед другими созданиями. Человек есть чувствующее тело с характерными для него многочисленными эстетическими достоинствами.

В Новое время Р. Декарт рассматривает мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования. Специфика человека усматривается в разуме, в мышлении. Разум важнее сердца, он господствует над страстями. Человек – это разумное существо. Тело и душа не имеют ничего общего.

Для И. Канта человек тоже двойствен. Он принадлежит как миру природы, где властвует естественная необходимость, так и миру свободы. Специфика человека определяется его трансцендентальностью и нравственной свободой поведения.

В немецком романтизме конца XVIII– начала XIX вв. Гердер и Гегель развивают идею историчности человека. Для Гегеля человек есть носитель общезначимого духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры.

Л. Фейербах, Н.Г. Чернышевский возвращают человека в центр философских изысканий. Человек рассматривается как чувственно-телесное существо со всеми вытекающими отсюда последствиями.

К. Маркс считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность. Общественное бытие определяет сознание человека. Общество.

Философия жизни (Ф. Ницше, В. Дильтей) видит специфику человека в феномене жизни. В философии жизни на первый план выдвигаются внемыслительные способности человека: чувство, воля, интуиция. Фрейд и фрейдизм возвышает бессознательное над сознанием. Истоки религии, культуры, всего человеческого он видит в бессознательном, относительно которого человек не отдает себе полностью отчета.

Экзистенциализм обеспокоен подлинностью индивидуального человеческого существования. На первый план выдвигаются чувства, но не просто чувства, а процесс чувствования, переживания. На место кратковременных чувств ставится долговременное чувство, переживание.

Феноменология Э. Гуссерля стремится преодолеть замкнутость личности, а потому переживание считается интенсиональным, оно изначально направлено на внешний мир. Человек не просто существует, а существует в мире.

Развивая тенденции, заложенные в философии жизни и феноменологии Гуссерля, в 20-е годы ХХ столетия, благодаря работам Шелера и Плеснера в Германии, возникает философская антропология. В ней ставится задача на основе данных частных наук о человеке – биологии, психологии, социологии – воссоздать целостное понятие о человеке.

Вопрос 78. Проблема человека в истории философской мысли.

1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


написать администратору сайта