Философия. Вопрос Понятие мировоззрения, его уровни. Основные исторические типы мировоззрения
Скачать 271.52 Kb.
|
Простые (догосударственные образования) и сложные (государственные образования). Критерием типологизации служат особенности социальной структуры общества – число уровней управления и степень социального расслоения. Традиционное и современное в соответствии с особенностями господствующих в них общественных связей и взаимодействий. В зависимости от форм хозяйственной деятельности, основанных на способе добывания средств существования, выделяют протообщество, аграрное общество, индустриальное и постиндустриальное общества. Различали общества в зависимости от способа добывания средств существования: Общество охотников и собирателей. Социальная жизнь организована на основе родственных связей, всем правит вождь. Скотоводческие общества. Основой его социальной структуры являются родственные связи. Однако их система более развита и сложнее. Аграрное общество. Развивается торговля, ремесла. С земледелием связано зарождение городов, государства, интенсивное социальное расслоение, появляется эксплуатация человека человеком. Система родственных связей перестает быть основой социальной структуры общества. Промышленное(индустриальное) общество. Термин «индустриальное общество» Возникает в конце XVIII в. вследствие великой индустриальной революции. Первой чертой - индустриализация– создание крупного машинного производства. Использование в производственных целях достижений, позволяющих машине выполнять ту работу, которую выполняли люди или животные. Массовое производство. Резко повысилась производительность труда. Вторая черта - урбанизация –рост численности городского населения и распространение городских ценностей жизни на все слои населения. Постиндустриальное общество – стадия современного развития, которая приходит на смену государственно-монополистическому капитализму, индустриальному обществу. Основные характеристики постиндустриального общества: · резкое возрастание роли знания и информации, появление и развитие «интеллектуальных технологий», позволивших преобразовать быт, трудовую деятельность человека; · смена доминантных секторов экономики: вместо индустриального сектора главным становится обслуживание, охватывающее сферы деятельности, напрямую не связанные с производством – торговля, финансы, медицина, транспорт, наука, образование, отдых и т.д. · изменение социальной структуры общества, увеличение тех слоев и групп, которые заняты интеллектуальным трудом. Классовое деление уступает место профессиональному; · изменение социокультурных потребностей населения, их ценностных ориентаций; · ролевой характер взаимодействия (ожидание и поведение человека обуславливается их социальным статусом и социальными функциями); · углубленное распределения труда; · формальная система регулирования отношений (на основе письменного права, законов, положений, договоров); · сложная система социального управления (отделения института управления, социальных органов управления и самоуправления); · секуляризация (приобретение светских признаков) религии; · выделение разнообразных социальных институтов. Информационное общество –характеризуется прежде всего развитием производства информации, а не материальных ценностей. Движущей силой его эволюции является эксплуатация вычислительной техники. Стратегическими ресурсами и главными признаками его развития выступают интеллектуальный капитал, концентрация теоретического знания, обработка информации, образование, квалификация и переквалификация. Возникает новая инфраструктура – информационные сети, банки, базы данных, массовое производство информации. Вопрос 90. Основные значения понятия «глобализация». Виды глобализации. Характеристика глобализационных процессов. Глобализация — это процесс, в ходе которого мир преобразуется в единую глобальную систему. Глобализация мировой экономики - это преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются информация, товары и услуги, капитал, где непринужденно распространяются идеи и беспрепятственно передвигаются их носители, стимулируя развитие современных институтов и отлаживая механизмы их взаимодействия. Глобализация - это исторический процесс превращения мира в единую систему, обладающую единым и характеристикам и. Глобализация – объективный процесс формирования, организации, функционирования и развития принципиально новой всемирной, глобальной системы на основе углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости во всех сферах международного сообщества. Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. В зависимости от масштабов и сферы распространения выделяют следующие виды глобализации: - Политическая. Никакая, даже самая сверхмощная держава не способна ввести экономические или иные санкции но отношению к «неугодному» режиму или провести «миротворческую операцию» . - Экономическая. С одной стороны, образование мирового рынка очень выгодно странам. Однако действия многих международных экономических и финансово-кредитных организаций сводятся к выдаче кредитов странам на условиях проведения особых экономических реформ в отношении страны-заемщика (единой экономической политики). - Правовая. Превалирование международного права над национальными законодательными нормами, приводит к противоречиям в законодательной базе. Международное право не является совершенным и носит рекомендательный характер. Оно не может быть применено повсеместно. С другой стороны, международная организация уголовной полиции «Интерпол» , действующая на территории более 140 стран мира, является достаточно эффективным средством борьбы с уголовной преступностью. - Культурная. Включает целый ряд проявлений, в том числе: - введение единых образовательных стандартов позволит выпускникам - жителям другой страны - поехать работать за границу без получения дополнительного образования. - В области науки необходимо сотрудничество в космическом пространстве, а также в области высоких технологий. Однако научная деятельность очень жестко привязана к деятельности социальных институтов (органов власти, промышленных корпораций и т. д. ) . Поэтому говорить о глобальных научных структурах следует осторожно, поскольку именно здесь осуществляется политика влияния, организуется «утечка мозгов» , а также проводятся мероприятия промышленной разведки и контрразведки межгосударственного уровня. - Массовая культура и массовое искусство со временем стали очень доходной сферой бизнеса. Глобализация привела к жанровой специализации в кино, а Голливуд стал диктовать вкусы и превратился в «Фабрику кино». За этим последовало массовое производство постпродукции, шоу-инфраструктуры (Евровидение). - В области спорта создание Международного Олимпийского комитета и организацией первых Олимпийских игр. - Охрана окружающей среды - та область, задачи которой невыполнимы силами отдельных стран. В рамках международного сотрудничества действуют такие независимые организации, как «Гринпис» и «Белуна». Вопрос 91. Источник, движущие силы и субъект исторического развития. Источник исторического развития – то, что движет историю, глубинные причины ее движения. 3 модели источника: - социальные противоречия (Макиавелли, Гегель, Маркс) ‑ например, борьба классов (марксизм), этнографических образований (геополитика Ратцеля) или иных противоборствующих группировок; - солидарность (Конт, Спенсер): социальная сплоченность ‑ гарант сбалансированного развития общества, основанного на разделении труда, а конфликты – отклонения, требующие преодоления; - конфликт (Парк, Козер), то есть свободное и демократическое сочетание конкуренции и консенсуса. Конфликтология как раз и призвана разрешать конфликты, а их подавление в ригидных (жестких) обществах ведет к социальным взрывам. Для авторов: субъект исторического развития – тот, кто движет историю, а движущие силы – «пушечное мясо», те слои общества, с помощью которых субъект движет историю. Хоть смысл употребляемых слов требует противоположного расклада значений. Основные философские варианты сочетания субъект + силы: - великая личность, генерирующая новые идеи + народ (философия Просвещения); - народ – и субъект и движущая сила, а развитие производства – определяющий фактор исторической динамики (марксизм); - элита (творческое меньшинство) + массы, а смена элит ведет к смене исторических этапов (теория элит Парето, Тойнби). Эволюция и революция в общественном развитии. Эволюция (от лат. evolutio — развертывание) ‑ постепенное и длительных саморазвитие общества, при котором новое постепенно вырастает (трансформируется) из старого. При этом могут изменяться направление движения, структура, закономерности. В противоположность ей революция (от позднелатинского revolutio — поворот, переворот) – коренное и быстрое качественное изменение в развитии общества или познания (например, социальная революция, а также промышленная, научно-техническая, культурная, сексуальная революции, революции в физике, в философии и т.д.). Революция всегда ломка и уничтожение прежних социальных институтов с последующим созданием на их месте новых, позаимствованных за рубежом или вновь придуманных. Социальные революции зачастую связанны с применением насилия, в том числе вооруженного. Чаще всего эволюцию и революцию расценивают как форму прогресса. Хотя регресс так же возможен в этих формах. Примеры эволюции и революции – черпаются из истории по вкусу отвечающего и разжевываются, как можно дольше. Вопрос 92. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации. Одна из важнейших проблем философии истории ‑ направленность и периодизация исторического процесса. Есть два типа интерпретации направлений развития истории: линейные и не линейные (циклические). Нелинейные интерпретации появились раньше как мифологическое «колесо истории», повторение космических циклов. Первым научным приверженцем этой интерпретации авторы называют Вико (XVIII в.), выделявшего 3 цикла истории: божественная стадия (власть жрецов без государства), героическая стадия (аристократическое государство) и человеческая стадия (демократия), вырождающаяся в первобытное состояние, где все сначала. В неклассической философии возобладали цивилизационно-циклические модели: например, культурно-исторических типов Данилевского, морфологии культуры Шпенглера и локальных цивилизаций Тойнби. Общее в этих моделях: отказ от единообразного развития, приоритет духовно-мировоззренческих факторов, жизненные циклы. Линейные интерпретации исторического процесса восходят к христианству: «стрела времени» и единство судеб человечества. Два основных вида: прогрессизм (просвещение, немецкая классика) и регрессизм. Для неклассического прогрессизма характерно: придание большого значения материально-производственным факторам, гарантиям прогресса (прогресс абсолютизируется) и универсальности социальных законов. В зависимости от единицы периодизации выделяют: - формационный подход (марксизм, где формации классово-экономического характера и сменяют друг друга так: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический строй); - цивилизационно-стадийный подход (постиндустриальный и информационный), где признаки цивилизации – города, государство и письменность; выделяется доцивилизация и три типа цивилизаций (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная (информационное общество). Вопрос 93. Марксистская формационная концепция прогресса. Первая целостная «формационная» концепция прогрессивного развития человечества была разработана К. Марксом, который доказывал в своих экономико-философских произведениях, что главным критерием деления истории общественного бытия на различные периоды или фазы является способ производства. Благодаря этому принципу он обосновал необходимость деления истории на пять общественно-экономических формаций, принципиально различающихся по характеру соотношения производительных сил и производственных отношений: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Согласно его теории, в основе каждой из формации или типов культур лежит определенное соотношение производительных сил и производственных отношений, противоречия между ними выступают в качестве движущей энергии, приводя к смене одной формации на другую (в ходе классовой борьбы и революций). Основой изменения одной формации на другую является изменение формы общественных отношений, класса собственников и соответственно, формы собственности. Культура же выступает как величина вторичная по отношению к типу общественно – экономической формации. Смена формаций представлялась как закономерный процесс, происходящий путем революций, которые объективно обусловлены противоречиями в социально-экономической структуре общества. Взгляд на историю как закономерный процесс К. Маркс выразил, исходя из того принципа, что смена типов обществ связана не с духовными, а с материальными (экономическими) факторами. Приоритетный характер социально-экономической истории был последовательно отражен им в формационном подходе, где за основу он берет эволюционную теорию и объясняет развитие истории человечества и смену его социально-политических систем изменением способа производства, необходимостью совершенствования производительных сил, приводящих к скачкообразному изменению производственных отношений. Таким образом, история рассматривается как смена общественно-экономических формаций, движущей силой которой считается классовая борьба, сама появившаяся по причине возникновения частной собственности и, как ее следствия, антигуманных человеческих отношений. На этом основании делается вывод, что вместе с ее упразднением борьба классов также теряет смысл, и это открывает путь к безгосударственному, самоуправляющемуся, коммунистическому общественному бытию, которое является высшей формой развития, обеспечивающей осуществление гуманных отношений между людьми. Каждой формации свойствен тип культуры, который эволюционирует в своем развитии от формации к формации. Этот подход рассматривает поступательное развитие культуры и сознания человечества. Эта концепция представляет собой линейную эволюционно прогрессирующую, поскольку каждая последующая формация является более развитой по отношению к предыдущей, поднимает общественное сознание на более высокую ступень. Наличие единой логики внутри исторического процесса утверждает теорию прогресса. Кроме того, развитие культуры человечества можно рассматривать как движение по спирали вверх, где каждый последующий ее виток расширяется в диаметре, но удерживается на одной линии (стержне) прогресса. В начале истории человек проходит стадию превращения обезьяны в человека посредством труда, переходящем в процесс производства, за счет которого совершенствуется не только образ жизни, но и сознание и самосознание индивида. Прогресс сознания должен привести к формированию разумных потребностей, которые сможет удовлетворить коммунизм, как самая высокая фаза развития общества с высоким уровнем развития производства, разделения труда и научно-технического прогресса. Общество без частной собственности, классовой борьбы, с гуманными человеческими отношениями, с возможностью реализации своих способностей и разумных потребностей Маркс называл подлинным гуманизмом, формационный подход – материалистическим пониманием истории. К. Маркс и Ф. Энгельс часто использовали словосочетания: «коммунистическая культура» или «культура коммунизма», при этом говорили, как правило, о реальном гуманизме, означающем общество, в котором все делается ради человека. Марксисты считали, что символические, культовые формы в классовом обществе служат обычно укреплению власти правителя или власти господствующего класса. Философия Маркса и Энгельса в ряде случаев перерастала в культ борьбы и восстания, в апофеоз разрушения «старого мира». Развитие разума всецело зависит от его социальных носителей и их классовых интересов. Поэтому в марксизме существует предубеждение против культуры как непреходящей системы ценностей, а религия, нравственность, философия, мораль и даже наука трактовались как классово обусловленные, как формы идеологии. Только то общество, которое не имеет классов, не имеет классовой обусловленности, гуманно и в нем все делается во имя человека, для блага человека, и ничего не делается против него. Вопрос 94. Теории локальных цивилизаций (Данилевский, Шпенглер, Тойнби) Цивилизация – межэтническая культурно-историческая общность людей, больше, чем нация, но меньше, чем человечество (по А. Тойнби). Освальд Шпенглер о локальных цивилизациях. В своем труде «Закат Европы» немецкий культуролог описывает восемь локальных культур, которые никак не соприкасаются, не вступают в диалог. Таким образом, каждая из них проходит определенные стадии зарождения, развития и угасания. Затем культура переходит в цивилизацию. Автор разводит понятия культура и цивилизация, считая, что цивилизация наступает тогда, когда в развитии культуры наступает фаза преобладания материального над духовным содержанием культуры. Культурно-исторические типы Николая Яколевича Данилевского. Он считал, что культурологи должны заниматься определением и изучением культурно-исторических типов общества. В основу выделения должны быть положены особенности таких видов культурной деятельности, как религиозная, социальная, бытовая, научная, художественная. Ученый считал, что каждый культурно-исторический тип имеет свою особенную культуру жизнедеятельности, которая не передается другим типам, так как формируются самостоятельно и важны и понимаемы только в рамках этой группы народов. Н.Я. Данилевский выделил в развитии одной локальной культуры этапы: роста; культурного и политического самоопределения; расцвета; исчерпания сил; накопления неразрешимых противоречий; утраты веры. Ученый выделил 12 культурно-исторических типов, часть из которых прошла все стадии жизнедеятельности, некоторые их не прошли, так как были уничтожены. «Ни один из культурно-исторических типов, – подчеркивал Н.Я. Данилевский, – не одарен привилегией бесконечного прогресса». Теория Арнольда Тойнби. А. Тойнби продолжает линию О. Шпенглера и Н.Я. Данилевского. Свои исследования он представляет в монументальном труде «Постижение истории», который многие ученые считают шедевром исторической, культурологической и социологической науки. А. Тойнби считал, что цивилизация имеет замкнутый цикл исторического существования, состоящий из возникновения, роста за счет энергии «жизненного прорыва», надлома, который ведет к упадку и разложению. Он (надлом) происходит, когда наступает внутреннее противоречие в обществе между творческим меньшинством, которое уже не может находить решения проблем, и людьми, не желающими ни трудиться, ни защищать отечество, но требующее своего обеспечения. Вообще, автор определил более 20 цивилизаций, но среди них выделил только пять «живых», по терминологии А. Тойнби, – это западная, православно-христианская, исламская, индуистская, дальневосточная. Под влиянием природно-географической среды и других факторов цивилизация имеет неповторимый облик. Арнольд Тойнби считал цивилизацию единым организмом со своей системой ценностей, высшими из которых являются религиозные. Принципы локально-цивилизационного подхода используют современные ученые. Например, С. Хантингтон также под цивилизацией понимает культурные социумы, которые отличает язык, история, традиции и больше всего религия. Этот автор выделил восемь основных цивилизаций, отношения между которыми конфликтные, потому что если по политически и экономическим расхождениям можно прийти консенсусу, то примирить различные ценности и убеждения практически невозможно. |