Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 87. Нравственные системы в истории этики (этические концепции поведения). Этика Аристотеля.

  • Десять заповедей

  • Утилитаризм И. Бентама и Дж. Ст. Милля

  • Этика ответственности (Х.Йонсан, Х. Ленк и др)

  • Вопрос 88. Предмет социальной философии. Основные этапы формирования взглядов на общество.

  • Предмет социальной философии

  • Вопрос 89. Понятие общества, его структура. Типологии общества и критерии их выделения. Характеристика типов общества.

  • Философия. Вопрос Понятие мировоззрения, его уровни. Основные исторические типы мировоззрения


    Скачать 271.52 Kb.
    НазваниеВопрос Понятие мировоззрения, его уровни. Основные исторические типы мировоззрения
    АнкорФилософия
    Дата10.12.2021
    Размер271.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia.docx
    ТипДокументы
    #299117
    страница15 из 17
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

    Проблема смысла жизни человека

    Исходным пунктом для постановки проблемы человеческой жизни является осознание человеком своей конечности, смертности. Как правило, это происходит при наблюдении смерти другого, опыт собственной смертности до самой смерти человеку не дан. Сознавая свою конечность, человек неизбежно должен поставить вопрос: зачем я прихожу в мир, если я в нем не останусь? Такая постановка вопроса значительно обостряется тем, что на протяжении своей индивидуальной жизни человек никогда не достигает высших «целей» жизни родовой, исторической; в этом смысле он - адекватно не реализуемое существо. Такая неудовлетворенность, нереализуемость содержит в себе побудительные причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах (материальных и пр.). Именно поэтому призвание, назначение, задача всякого человека - всесторонне развивать свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуру. Осознание конечности существования имеет и другое последствие – стремление вынести смысл жизни за его пределы. Это может происходить по-разному. Во-первых, на первый план могут ставиться общесоциальные цели человечества(будет вклад в историю – в любой форме). Во-вторых, может утверждаться существование истинного бытия человека, по отношению к которому земная жизнь – лишь подготовка (это религиозный путь решения проблемы). Наконец, на обыденном уровне главным средством выхода за пределы конечности является рождение и воспитание детей. Еще одним выводом из осознания конечности человеческого существования является проблема продления жизни или добровольного ухода из нее. Однако в первом случае, как замечают специалисты, чаще всего речь идет лишь о продлении старости, что малозначимо с точки зрения самореализации личности, а во втором случае – об эвтаназии, т.е. о прекращении в первую очередь физических страданий. Проблема продления жизни должна рассматриваться именно в смысле продления человеческой активности, т.е. периодов молодости и зрелости. Проблема же самоубийства должна анализироваться комплексно, как показатель осмысленности и ценности для личности своего существования в мире, как это делает А.Камю в «Мифе о Сизифе». Самоубийство – это индикатор отношения к присутствию в мире в целом, к жизни как таковой. Его причина в том, что конечность существования воспринимается как бессмысленность. Выход – отыскание смысла или принятие человеком абсурдности бытия.

    В заключение перечислим несколько сложившихся в истории философии концепций смысла жизни человека:

    Эвдемонизм полагает смыслом жизни достижение счастья (греч. – эвдемония), которое понимается обычно отрицательно – как отсутствие нравственных и физических страданий. Частной формой эвдемонизма является гедонизм, определяющий счастье как наслаждение (греч. – гедойнэ), которое тем самым и становится смыслом жизни. Однако наслаждение здесь мыслится в первую очередь не чувственным, а нравственным и интеллектуальным. Альтруизм (лат. alter – другой), напротив, требует от человека известного самоотречения, жизни на благо других. Заметим, что альтруизм совпадёт с эвдемонизмом только в обществе альтруистов. Через самоотречение осмысливает жизнь человека и любая последовательная религия, ставящая целью спасение в потустороннем мире. Однако сотериологическая (сотер – греч. спаситель) точка зрения лишает земную жизнь самостоятельной ценности, подчиняя её достижению вечной жизни. Наконец, стоицизм, близкий к утверждению абсурдности жизни, видит главную ценность в умении благородно переносить испытания судьбы – выпадающие на долю человека счастье и невзгоды. Вопрос о смысле жизни интересовал человека всегда. Ответ на него искали Демокрит и Эпикур(древнегреческий философ Эпикур в свое время утверждал, что человек должен благодарить богов за то, что никому не дано насильно удержать ее в этой жизни. ), в поисках понимания природы блага и основ нравственности человека его  рассматривали Сократ, Платон, Аристотель. Эсхатологические аспекты смысла бытия изучались в средневековой философии - Августином, Фомой Аквинским и др. В современной философии проблема смысла жизни становится основной для философии экзистенциализма (М. Хайдеггер, А. Камю, К. Ясперс, Г. Марсель и др.) Один из основателей немецкого экзистенциализма М. Хайдеггер считал, что главная задача философии - ответить на вечные вопросы о смысле человеческой жизни.
    Вопрос 87. Нравственные системы в истории этики (этические концепции поведения).

    Этика Аристотеля. Человек обладает теоретическими (мудрости и рассудительности) и нравственными (мудрость, рассудительность, мужество, справедливость и др.) добродетелями. Считается, что, действуя в соответствии со своими добродетелями, человек неминуемо оказывается нравственным. Зло связано со скудостью добродетелей. Цель нравственного поведения - счастье в совершенстве себя.

    Теологическая этика. На первом месте любовь и послушание Богу, на втором мете социально обязанности по отношению к соплеменникам: «Не убей», «Не лги», «Не воруй». Предполагается быть смиренным, кротким, чистым сердцем, стойким. (ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ, Десять заповедей, ЗАПОВЕДЬ ЛЮБВИ )

    Этика Канта - этика долга. В морали человек возвышает себя на чувственным миром. Жить следует по законам свободы, значит соблюдать абсолютный нравственный закон. Который дан разуму априорно. Жить следует по категорическому императиву: поступайте так, чтобы максима вашей воли могла иметь силу закона для все людей, и никогда не относитесь ни к себе как средству для достижения цели, противоречащей долгу человека. Необходимо быть честным, достойным, выступать против лжи, жадности и тд.

    Утилитаризм И. Бентама и Дж. Ст. Милля. В нравственной жизни следует руководствоваться своими наблюдениями, а не отвлеченными принципами. Высший принцип нравственной жизни – это максимизация счастья и минимизация страдания.

    Прагматизм Дж. Дьюри. Необходима такая этика, которая, гармонируя с быстротечностью истории, обеспечила бы демократическое будущее людей. Вынужденный контроль своего поведения, интеллектуальное поведение на основе рефлексии. Мораль имеет социальный характер, индивидуальное вплетается в общественное

    Этика ответственности (Х.Йонсан, Х. Ленк и др). Этика ответственности является условием выживания в эпоху технологического и научного прогресса. Объект – люди, природа, техника. Он довольно убедительно показал, что в техногенную эпоху люди должны взять ответственность за свои деяния на себя, иначе не избежать катастрофы. Сам Ионас выступал от имени феноменологии и герменевтики и не был специалистом в субнауках.
    Вопрос 88. Предмет социальной философии. Основные этапы формирования взглядов на общество.

    В качестве объекта социально-философского анализа выступает общество - локальное или человечество. Общество является объектом анализа разных наук: истории, социологии, философии истории, социальной философии и др. Но каждая из них имеет свой предмет исследования, т.е. свой аспект в изучении общества, а значит, общие и специфические методы социального познания.

    Предмет социальной философии - это отношение между обществом людей и общественным человеком. В этом отношении общество выступает в качестве общественного бытия, а человек в форме общественного сознания. Последнее означает, что общественный человек - это люди, объединенные в род, этнос, народ, цивилизацию и т.п., а не индивид. Таким образом, социальная философия - это составная часть философии, изучающая взаимоотношение между обществом и человеком в форме взаимодействия общественного бытия и общественного сознания.

    Предмет социальной философии - это отношения между общественным человеком, с одной стороны, и социальными институтами, общественными сферами, общественными формациями, общественными цивилизациями и т.п. - с другой. Сущностью общественного человека в этом случае выступает общественное сознание и общественная практика, которые осуществляются в перечисленных общественных формах. В этой связи уместно подчеркнуть, что социальная философия изучает не общественное бытие и общественное сознание в их раздельности, а процесс их функционирования и развития в различных общественных формах (институтах, сферах, формациях и т.п.). Поэтому важной проблемой социальной философии является изучение общества как целостной природно-социальной системы, важнейшими элементами которой являются общественное бытие и общественное сознание человека.

    Одной из проблем социальной философии является процесс развития обществ и человечества. Здесь анализируются основные субъекты социального развития (личности, элиты, классы и нации); типы социального развития (циклическое, линейное, спиралевидное); особенности процесса социального развития (эволюционный, революционный, коэволюционный); общественный прогресс во всей сложности его протекания (критерии, необходимость, цена и т.п.), движущие силы и перспективы общественного прогресса, соотношение сознательного и стихийного в общественном развитии.

    Важной проблемой социальной философии является изучение форм связи между основными сферами общественного организма, т.е. изучение способов интеграции элементов общественного бытия. Такими формами интеграции являются формации обществ (общественные формации), выступающие своеобразными метасистемами. Мы выделяем три типа таких метасистем: политические, экономические, смешанные. Им соответствуют и такие же общества. В рамках этих формаций обществ возникают соответствующие им формы общественного сознания, в которых познается экономическое, политическое, смешанное бытие.

    Первоначально развивались на основе мифологического мировоззрения. В мифах выделяется:

    ·Космогония (представления о происхождении космоса, Земли, неба и Солнца).

    ·Теогония (происхождение богов).

    ·Антропогония (происхождение человека).

    Развитие взглядов на общество древнегреческих философов: Платон и Аристотель стремятся разобраться в сущности политики и определить лучшие формы государственного правления. Знание о политики определяли как знание о высшем благе человечества и государства.

    Взгляды меняются в эпоху средневековья под влиянием Христианства. Ученые смутно представляли природу общественных взаимоотношений, причины расцвета и упадка государств, связь между устройством общества и его развитием. Все объяснялось божьим промыслом.

    Возрождение (XIV – XVI века): возвращение к взглядам древних греков и римлян.

    XVII век: переворот во взглядах на общество (Гуго Гроций, обосновавший необходимость решения вопросов между народами при помощи права, в основе которого должна лежать идея справедливости).

    XVII – XVIII века: ученые создают концепцию общественного договора (Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо). Попытались объяснить возникновение гос-ва и современных форм человеческого состояния. Все они обосновали договорной характер возникновения гос-ва. Естественное состояние по Локку отличается общим равенством, свободой распоряжаться своей личностью и собственностью, но в естественном состоянии нет механизмов в разрешении споров и наказании нарушителей. Гос-во возникает из необходимости защиты свободы и собственности. Локк первым обосновал идею разделения властей. Руссо считает, что все беды человечества родились с возникновением частной собственности, т.к. она привела к экономическому неравенству. Общественный договор оказался обманом для бедных. Экономическое неравенство усугубилось политическим неравенством. Руссо предложил подлинный общественный договор, в котором народ выступает суверенным источником власти.

    С XVI века возникает утопический социализм, его первый этап продлился по XVIII век (Мор, Кампанелла, Стенли, Мелье). Развивали социалистические и коммунистические идеи, подчеркивали необходимость общественной собственности и социального равенства людей.

    Социализм – всеобщее равенство людей.

    В конце XVIII века начинается новый этап в развитии социалистических и коммунистических идей. Причиной их появления стали несовершенство и противоречие капиталистического общества, противоречия между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения (при всеобщей занятости большая часть прибыли достается собственникам). Нищета основной массы населения и тяжелые условия труда привели к возникновению и развитию забастовочного движения, представителями которого были Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн. Они критиковали капитализм, пытаясь обосновать неизбежность наступления нового строя. Так Сен-Симон делил общество на две группы:

    1) Паразиты (дворяне, рантье (кредиторы), военные);

    2) Труженики (индустриалы);

    при этом в обществе он сохраняет право частной собственности.

    Шарль Фурье: общество представляет ассоциацию, где существует свободный труд, распределение по труду, всестороннее равенство полов.

    Роберт Оуэн: будучи состоятельным человеком, попытался перестроить общество на новых началах, но разорился.

    В 40-ые годы XIX века начинает развиваться марксизм, основоположниками которого были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые считали, что новое коммунистическое общество возможно создать только путем революции.

    До этого все выступления рабочих за свои права заканчивались поражением (луддиты (разрушители машин), лионские ткачи (1831 и 34 гг.), селезские ткачи (1844 г.), чартистское движение (требовали всеобщего избирательного права)). Причина поражений была в отсутствии четкой организации и отсутствии политической партии, как организации, защищающей интересы рабочих на политическом уровне. Программу и устав партии поручили написать Марксу и Энгельсу, которые создали манифест Коммунистической Партии, в котором обосновывали необходимость свержения капитализма и установление коммунизма. Учение в ХХ-ом веке было развито Лениным, защищавшим в марксизме учения о классовой борьбе, диктатуре пролетариата и неизбежности социалистической революции.
    Вопрос 89. Понятие общества, его структура. Типологии общества и критерии их выделения. Характеристика типов общества.

    Общество - сложно-организованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

    Специфическими черты:

    1. Большим разнообразием социальных структур, систем и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а сложная система, в которой формируются и функционируют различные общности и группы, большие и малые - роды, племена, классы, нации, семьи, коллективы и т.д. В соответствии с этим общество имеет сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы в нем связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоятельности.

    2. Система вне- и над-индивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми.

    3. Самодостаточность общества, т.е. способность общества с помощью активной совместной деятельности людей создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.

    4. Человеческое общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития.

    5. Общество отличается и особым статусом субъектов, определяющих его развитие.

    6. Человеческого общества непредсказуемо, нелинейное развитие (постоянное столкновение интересов и целей).

    Социальная структура общества – это совокупность всех существующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии. В социальной структуре общества выделяют следующие виды подструктур.

    1. Социально-этническая подструктура, связанная с биологической природой:

    а) род – объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, обычаями и верованиями.

    б) племя – объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов.

    в) народность – исторически сложившаяся общность людей, в основе которой лежат не кровнородственные, а территориальные, соседские связи между людьми с общим языком и культурой.

    г) нация – общность людей, которая в отличие от народности обладает более развитыми общими чертами психического склада, национального самосознания, специфической культуры и духовной жизни.

    2. Социально-демократическая подструктура, где основной общностью является народонаселение как непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей. Другими общностями в этой подструктуре являются мужчины, женщины, старики, молодежь и т.п.

    3. Социально-пространственная подструктура отражает принадлежность людей к различным поселениям (люди города, деревни, района и т.д.).

    4. Социально-классовая подструктура – рассматривается или трактуется на основе отношения людей к средствам производства, по их роли в организации естественного труда и по способу получения доли общественного богатства.

    5. Профессионально-образовательная подструктура характеризуется принадлежностью людей к определенным профессиям, квалификациям, уровням образования.

    В противовес теории классов и классовой борьбы в западной философии возникла теория социальной стратификации(М. Вебер и др.). Страта – это общественный слой или группа людей, объединенных самыми различными признаками: занятость, доходы, образование, бытовые условия, квалификации и т.д. Сложный характер стратификационной структуры общества связан с многообразием выполняемых индивидами социальных ролей и занимаемых социальных статусов.

    Типология общества– это классификация обществ на основе определения наиболее важных и существенных признаков, типовых черт, которые отличают одни общества от других.

    Типология общества по К.Марксу. Основанием служат способ производства и форма собственности. Человечество способно пройти пять формаций – первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

    Если в качестве главного признака выбирается письменность, то общества делятся на дописьменные и письменные.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


    написать администратору сайта