Главная страница

Лекции по философии для бакалавров Иваново, 2014 Содержание


Скачать 0.58 Mb.
НазваниеЛекции по философии для бакалавров Иваново, 2014 Содержание
Дата05.03.2022
Размер0.58 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаpaley3.doc
ТипЛекции
#383769
страница1 из 9
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ивановский государственный химико-технологический университет»

Гуманитарный факультет

Кафедра философии

Палей Е.В.

Лекции по философии для бакалавров


Иваново, 2014

Содержание
Лекция 1. Философия, ее предмет и социальная роль. 2

Лекция 2. Философия Древнего Востока. 7

Лекция 3. Философия Древней Греции. 11

Лекция 4. Философия средних веков. 18

Лекция 5. Философия эпохи Возрождения. 22

Лекция 6. Философия Нового времени (XVII-XVIII в). 27

Лекция 7. Немецкая классическая философия. 32

Лекция 8. Философия 19 века. 38

Лекция 9. Западная философия XX века. 42

Лекция 10. Основные проблемы онтологии. 47

Лекция 11. Философия науки. 50

Лекция 12. Индивидуальность. Массовое общество. 55

Лекция 13. Мораль. 57

Лекция 14. Общество и природа. Философское осмысление глобальных

проблем современности. 63

Литература. 68

Лекция 1. Философия, ее предмет и социальная роль.
1. Предмет и структура философии.

Философия возникла в Древней Греции в VII-VI веках до н. э. В научный оборот понятие «философия» ввели Пифагор и Платон. Это совсем не означает, что философия не существовала в других регионах мира. Просто в данный период именно в Древней Греции сложились все условия для того, чтобы на основе мифологии возникло принципиально новое видение мира, основанное на свободном движении человеческой мысли.

Самоопределения философии в различные периоды были неодинаковы. В античности термин «философия» обозначал всю сумму внерелигиозных знаний, знание в целом в противоположность вере. В Новое время понятие философии получает значение «науки наук», объединения всего научного знания. В современной трактовке философию все чаще определяют как особое знание, пытаясь провести строгое различие ее с наукой. Нам кажется, что предмет и содержание философии необходимо определять не отрицательно (не-религия или не-наука), предмет философии постоянен во все времена и четко показывает ее внутреннюю целостность и уникальность. В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии, бытии человеческом и социальном.

В переводе с древнегреческого этот термин означает «любовь к мудрости». Уже это показывает особенности философского знания, ведь мудрость – удел немногих. Человек умный и мудрый – не одно и то же. Мудрец тоже обладает знанием, но это знание особого рода, - знание, в котором сосредоточен жизненный опыт, это взвешенный взгляд на окружающий мир, это страсть к распознаванию устройства мира, его упорядочиванию. Мудрость – это соединение истины и блага, возвышенное практическое сознание. Всякий ли человек, обладающий жизненной мудростью, есть философ? Вероятно, нет. Философия – это мудрость на теоретическом уровне. Философское знание связано с обыденной жизнью, жизненным опытом. Но это не опыт одного человека, это жизненный опыт всего человечества. История философии хорошо показывает настроения и представления большинства людей своей эпохи. Содержание философского знания опирается на здравый смысл, философствование всегда имело целью обеспечить связь человека с миром, в том числе в его обыденном понимании. Повседневность также важна для философа, как и мировые законы, об этом говорит внимание к так называемым «экзистенциальным» проблемам (проблемам существования конкретного человека).

Философия представляет собой мировоззрение, систему взглядов на мир и на отношение человека к этому миру. Мировоззрение – это сложная совокупность образов и представлений, понятий, создающих картину мира в ее целостности и единстве. Сущность философии – в размышлениях над проблемами, связанными с пониманием мира и человека. Существуют и иные формы мировоззрения – религия, мифология, наука и искусство. Каждое мировоззрение в свою очередь включает в себя мироощущение, мировосприятие и миропонимание.

Что же составляет предмет философии? Философия изучает отношения человека с окружающим миром с точки зрения всеобщих, глубинных оснований жизни и существования. Предмет философии: всеобщее в системе «мир – человек». По своему содержанию философия есть стремление к всеохватности. Реальность мира как целого несмотря на внешнюю разрозненность его частей – вот характерное содержание философии. Существует представление об основном вопросе философии, который заключается в определении соотношения материи и сознания. В соответствии с этим все философские взгляды долгое время рассматривались исключительно через призму их принадлежности к материализму или идеализму. В настоящее время данный вопрос не исключается из числа важнейших, но несколько потерял свою актуальность, многие современные философские вопросы не имеют характера всеобщих и поэтому решаются безотносительно к основному вопросу.

Долгое время философию называли «метафизикой», подчеркивая поиски тайных глубинных законов бытия. Затем этот термин закрепился за определенным методом философствования. Но философское познание всегда имело способность выходить за границы возможного знания (это называется «трансценденцией»), приносить человеку особый опыт самопостижения, духовного опыта. Философствование поэтому (особенно в древности) было близко опыту мистики и медитации. Современная философия опирается на разумное постижение мира, но уделяет большое внимание нерациональным сторонам человеческой природы, продолжая исследовать духовное бытие и область ценностных явлений.

Философия есть знание, свободное от утилитарных, практических интересов, полезность не является ее целью. Вместе с тем философия ищет и обосновывает идеал, способный служить целью человеческой жизни или жизни общества. Философия отвечает глубинной потребности человека – потребности в поиске оснований своего бытия, в самоопределении, осмыслении своего существования, определении направления своей деятельности. Человек тесно связан с миром, и единство в представлениях о мире создают возможность для его внутренней целостности, гармонии в мире душевном. Философия создает основания для развития человека. Развитие невозможно без прочных оснований и целей, поиск таких основ и целей и есть основное содержание философских учений. Сферу философии составляют вопросы познавательных возможностей человека, особенностей и форм его социального существования, целей и ценностей, лежащих в основе развития конкретного индивида и общества в целом.

Предмет философии можно определить и через термины «субъект» и «объект». Философия изучает субъект - объектные отношения. Под субъектом понимается активная сторона любого отношения; чаще всего субъектом является человек как обладающий сознанием и волей, активно воздействующий на окружающее. Под объектом понимается любой предмет или явление окружающего мира, подвергающееся воздействию субъекта, вызывающий его внимание или действие (правда в современной философии считается, что традиционное рассмотрение мира как взаимодействия субъекта и объекта не раскрывает все стороны существования, прежде всего внутреннего мира человека и должно быть дополнено новыми определениями).

Философия охватывает весь комплекс отношений человека с миром. Это определяет и структуру философского знания. Внутри философии выделяются разделы, различающиеся своей тематикой. Это деление непостоянно, оно меняется в зависимости от особенностей культуры того или иного времени, но существует традиционное представление о структуре философского знания. Обычно выделяют следующие философские дисциплины:

  • Онтология – учение о бытии, существовании. Самая важная часть философского знания, исследует существование различных объектов, свойств и отношений. Рассматривает проблему подлинного существования и других видов бытия, пытается создать определенную картину мира, указав ее скрытую сущность, неочевидную для простого восприятия.

  • Гносеология - теория познания. Исследует закономерности познавательной деятельности, способы и виды познания, границы познавательных способностей человека, проблему истины.

  • Аксиология – теория ценностей. Изучает ценностное отношение человека к миру, сущность ценности, основания ценностей, классификации ценностей, системы ценностей различных обществ.

  • Философская антропология - всесторонний анализ человека как особого явления в мире. Исследует универсальные характеристики человека, его природу и сущность, особенности бытия.

  • Социальнаяфилософия – раздел философии, изучающий закономерности общественной жизни. Исследует сущность общественного бытия, особенности существования различных сфер общества, соотношение общества и личности.

Иногда выделяют еще одну дисциплину в качестве ведущей – праксеологию. Она изучает практическое отношение человека к миру, его преобразовательную деятельность.

Существует еще несколько специальных философских дисциплин:

  • логика(ее предмет – закономерности правильного мышления),

  • этика (учение о морали),

  • эстетика (учение о прекрасном, о художественном отражении мира),

  • историяфилософии (попытка понять развитие самого философского знания в разные эпохи).

В современной философии появились новые дисциплины:

  • философия истории (изучение закономерностей исторического процесса, проблемы его своеобразия и целесообразности),

  • философия науки (изучение особенностей науки, критериев научности, социальной роли науки, проблемы истины в науке),

  • философия языка (анализ языка как средства коммуникации, носителя информации, формы конструирования мировосприятия),

  • философия культуры (изучение феномена культуры, духовных ценностей, уникальности культурного опыта).



2. Специфика философского знания.

1. Всеобщность, универсальность. Более широких проблем, чем в философии, не существует. Философия изучает мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Понятия «материя», «движение», «бытие» - самые общие, предельные. Философ Б. Рассел так сформулировал основные вопросы философии: разделен ли мир на дух и материю и что это такое, подчинен ли дух материи или обладает самостоятельным существованием, действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря присущей нам склонности к порядку и тому подобные. Все эти вопросы общие.

Философские законы и категории не имеют ограничений. Их действие универсально. Они существуют и проявляются всегда, в любой области действительности. Например, законы и категории диалектики. Только философия исследует мир с точки зрения его всеобщей сущности. (Биология изучает человека с точки зрения функционирования его организма, история – с точки зрения развития его в обществе, для художника человек рассматривается с точки зрения красоты и гармонии, и только философия ставит вопрос о сущности человека как явления в мире, природе человека вообще). В философии представлены все имеющиеся в человеческой культуре виды знания, все виды духовной деятельности; философия – это средоточие культуры. Философия не замыкается на исследовании определенной области, она осмысляет особенности общечеловеческого бытия. На конкретные философские учения, конечно, оказывает влияние общество, но в целом для нее характерны свобода и открытость знания, философия – это концентрированное самосознание целых эпох и поколений.

2. Абстрактность. Это мысленное отвлечение от конкретных свойств предметов и отношений между ними и мысленное выделение этих свойств и отношений. Абстрагирование как мыслительная процедура существует и в обыденном мышлении (например, любое слово есть абстракция), но там происходит обобщение лишь нескольких признаков. Философская же абстракция обобщает предельно. Например, все существующее в философском смысле можно классифицировать как вещи, свойства или отношения. Все остальное будет составлять категория небытия. Абстрактность философского знания означает, что философия изучает все, но не конкретно, а выделяя лишь самое существенное, закономерное. При этом частные закономерности, фиксируемые наукой или обыденным знанием, будут содержать зерно этого всеобщего правила.

3. Философские вопросы «вечны». Они постоянны для всех времен: проблемы смысла жизни, происхождения и сущности добра и зла, ценности жизни, соотношения времени и бессмертия, бесконечность пространства и конечность знаний и т. п. Человечество постоянно переосмысливает эти вопросы в свете нового опыта, применительно к конкретной жизненной ситуации. «Вечность» проблем не означает их принципиальной неразрешимости. Для каждого этапа развития общества существуют свои ответы на эти вопросы, соответствующие своему уровню развития науки и жизненной практики. «Вечны» философские проблемы потому, что всегда сохраняют свое значение, всегда безусловно важны для существования человека.

Философские вопросы многогранны, каждый философ имеет возможность затронуть какую-либо одну сторону проблемы. На один вопрос в философии может быть множество ответов, каждый из которых имеет право считаться верным. Довольно часто философы приходят к различным, даже противоположным точкам зрения. Философское знание плюралистично (в нем представлено многообразие мнений). В философии существует множество направлений и школ; каждый мыслитель по-своему неповторим, и его учение уникально. Многообразие философии проявляется в способе постановки проблем, в тематике. При этом философский плюрализм не имеет ничего общего с изолированностью теорий друг от друга. Наоборот, развитие философского знания обеспечивает преемственность взглядов на проблемы. Любой «вечный» вопрос в новый период времени приобретает особую актуальность, иначе рассматривается в соответствии с потребностями современного общества, особенностями развития научного знания своего времени, опираясь на уже созданное философское наследие. Основной закономерностью историко-философского развития называют образование философских систем, главную характеристику которых составляет творческая индивидуальность их создателей. Каждая эпоха создает философа, который в своей теории смог наиболее полно отразить свое время.

Характеристика философии, связанная с плюралистичностью, не совсем согласуется с представлением о научном знании, которое строго и определенно. Но нужно помнить, что философия относится к такой сфере общественного сознания, которая опирается на весь опыт человечества. И взаимоисключающие выводы различных философов, дополняя друг друга, в конечном итоге способствуют приближению к более полному познанию мира.

4. Философские проблемы связаны с существованием человека. У человека есть одна неотъемлемая потребность – необходимость осмысления мира и своего места в нем. По мнению немецкого философа И. Канта, все интересы разума определяются в трех вопросах: что я могу знать, что я должен делать, чтобы быть достойным счастья и на что я могу надеяться. Ответы на эти вопросы сводятся к проблеме: что есть человек? Итак, важнейшей проблемой философии является существование человека, осмысление его развития и перспектив.

Следовательно, философское знание антропоцентрично. Антропоцентризм – это принцип, согласно которому человек есть центр мира и цель всех совершающихся в нем событий. Можно также сказать, что философия – это рефлексия («обращение назад»). Данный термин означает обращение сознания человека на себя, самоосмысление, самопознание. Это размышление о самом мышлении, о всеобщей составляющей в духовной и познавательной деятельности человека. В рамках философии разум изучает закономерности своего отношения с миром, своих представлений.

5. Ценностная окрашенность (аксиологичность) философского знания. Эта особенность обусловлена антропоцентричностью и вечностью философских проблем. Философия не ограничивается знанием о том, каков мир и человек, но во многом она направлена на изучение того, каким мир и человек должны быть. Философские системы всегда несут в себе высшие идеалы своего времени. Философия – это система взглядов на мир через призму человеческих интересов.

Интересы и нужды времени связывают философию с идеологией. Поэтому философия не всегда находила общий язык с официальной точкой зрения на происходящее. Яркий пример этому – развитие философии в СССР. У философии всегда были очень сложные отношения с властью. Это берет начало с казненного Сократа в Древней Греции и многих преследуемых мыслителей всех времен.

Ценностная окрашенность философского знания служила причиной признания ее превосходства над любым иным знанием, так как она позволяла человеку стать не только умнее, но и лучше, нравственно совершенствоваться. В современной философии не все придерживаются такой точки зрения. Еще существует сциентизм – признание высшим знанием науки и приравнивание философских идей к научным. Но ценностная направленность зафиксирована в самом названии – «любовь к мудрости». Философия никогда не могла уйти от вопроса о жизненных приоритетах человека, особенно в трудные эпохи смены ценностей. И по-прежнему «фундаментальный вопрос философии – стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить» (А. Камю).

Ценностная окрашенность делает философию действительно не совсем обычным знанием. Это знание человека заинтересованного, неравнодушного к себе и окружающему, которое постоянно на него влияет и которое зависит от человека. Философы пытаются оценить, куда направлено развитие и необходимо ли человеку идти именно этим путем, они часто первыми начинали говорить об отрицательных сторонах многих явлений, считавшихся признаками цивилизации. Например, о частной собственности, демократии или НТР. Существует образ философа как человека «не от мира сего», человека, способного со стороны посмотреть на события, высказать необычную точку зрения. Философов всегда воспринимали либо как источник высших знаний, либо как людей, мешающих ходу событий своей созерцательностью.

6. Теоретичность, рациональность. «Рацио» - это «разум», рациональность – это разумность. По своему методу философия есть рациональный способ объяснения действительности. Рациональность философского знания – это обоснование своих идей при помощи разумных доводов, опора на логику. Этим философия отличается от религии и искусства. Философия не довольствуется эмоциональными символами, а стремится к логической аргументированности и обоснованности. Философия вырабатывает и закрепляет универсальные приемы мышления, не ограниченные верой или опытом. Строго говоря, философия сочетает рациональные и внерациональные способы поиска истины, опирается и на логическую, и на эмоциональную стороны человеческой природы. Поэтому в философии всегда присутствует сомнение.

7. Скептичность, критичность философии. Всякая философская система опирается на предшествующие, но развития не было бы, если бы философы только повторяли учителей. Философы критично относились к уже созданному. Многие знания предшественников находили новые основания, какие-то признавались ложными. В философии сомнение играет очень большую роль (так же, как и в науке), без него невозможен прогресс. Известный философ и ученый Р. Декарт считал, что человек вообще начинает существовать как разумный только тогда, когда начинает сомневаться.

Философская система – это рационально построенная теория, опирающаяся на строгие доказательства (правда, исходные принципы, как уже было сказано выше, могут быть различны). Философия – это упорядоченное знание о мире, выраженное через систему абстрактных логических понятий. Философ придает миропониманию связность и единство.

Назовем два определения философии:

1) учение о всеобщих отношениях человека к миру, наиболее систематизированное мировоззрение;

2) абстрактная теоретическая рефлексия.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта