Лекции по философии для бакалавров Иваново, 2014 Содержание
Скачать 0.58 Mb.
|
часть религиозного поведения. В структуру любого религиозного сознания входит система норм поведения, где культовые действия тесно переплетены с моральными. В рамках религиозной этики были сформулированы многие моральные принципы, в том числе считающиеся общечеловеческими. Все эти обстоятельства позволяют утверждать, что функция морального воспитания и регулирования лучше всего осуществляется именно в рамках религии, а в отсутствии религиозного воспитания человек не достигает подлинной моральности. Если утверждать, что мораль имеет божественную природу, то оказывается, что моральные принципы базируются на вечных и незыблемых основаниях, независимых от изменчивости человеческой жизни, от субъективных представлений и аморальных поступков конкретных людей. В этом случае моральные убеждения основываются на вере и не подвергаются сомнению. Данная точка зрения в основном апеллирует к христианской этике, имеющей огромное влияние на всю мировую культуру. Кроме религиозных, внешние основания морали искали и в политической идеологии. Яркий пример тому – советская этическая мысль, напрямую ставившая мораль в зависимость от классового статуса. Оказывалось, что сознание разных классов порождает разную мораль, имеющую принципиально отличную друг от друга природу и содержание, зависящие в конечном итоге от особенностей определенного способа производства. Классики марксизма и просветители видели мораль как средство господства одной общественной группы над другой. Попутно осуществлялось оправдание социально-классовых интересов. Не менее распространенной является и точка зрения, согласно которой мораль автономна. Идея автономии морали основана на убеждении в том, что моральное регулирование имеет свои закономерности, не выводимые из внешних источников. Моральная регуляция предполагает автономию субъекта по отношению к внешним и групповым воздействиям. Мораль, используя опыт прошлого, ориентирует человека на ценности и смыслы, не связанные напрямую с наличным существованием, возвышая его над обстоятельствами. Мораль представляет собой результат обобщения, абсолютизации опыта в культуре. Конкретные общественные условия задают рамки и форму проявления морали, но содержание морали независимо от общественных условий (в содержательном подходе к морали). Моральное сознание может противоречить идеологическим, религиозным, правовым нормам, человек может строить свое моральное поведение вопреки практическому интересу, вопреки воспитанию, не говоря об инстинктах и потребностях. Разум и воля могут стать единственными основаниями морали, желание человека следовать моральному долгу ценно само по себе и не нуждается во внешних источниках. Зависимость морали от религии делает ее уязвимой: если человек начинает сомневаться в религии или церкви, он распространяет это сомнение и на моральные принципы, что недопустимо. Как только добро теряет ореол святости, оно становится обыденным правилом, которое можно нарушить. Добро должно осуществляться ради себя самого, а не ради иных целей; вера в добро выше веры в бога или классовой солидарности. Если моральное сознание автономно, человек способен совершать добрые поступки всегда, вопреки всем условиям и обстоятельствам. Лекция 14. Общество и природа. Философское осмысление глобальных проблем современности. 1. Человек и природа. Этапы формирования экологического сознания. Природа сопровождает все человеческое существование. В широком смысле слова под «природой» мы можем понимать весь окружающий нас мир; в узком смысле – совокупность живой и неживой природы, которая выступает как условие возникновения, существования и развития общества. До современного состояния природа прошла длительные этапы развития: этап добиологической истории (до возникновения жизни), наполненный физическими, химическими, механическими взаимодействиями; возникновение и развитие биосферы (той части природы, где развивается жизнь). Этот этап связан с циркуляцией вещества, энергии и информации; антропогенный этап (связан с возникновением человека). По времени он самый короткий по сравнению с предшествующими, но за этот срок человек сумел произвести на Земле переворот, который приравнивается к геологическому. Философский анализ экологического взаимодействия невозможно свести к одному лишь отношению человека с природой. Человек есть существо социальное, его жизнедеятельность опосредуется системой общественных отношений – политикой, экономикой, культурой. В экологическом взаимодействии субъектом отношений выступает не отдельный человек, а общество в целом. И развитие этого общественного организма давно привело к созданию новой реальности – технической среды, своего рода промежуточного звена между естественной природой и природой человеческой. Поэтому философское исследование экологической проблемы – это рассмотрение сложной многоуровневой системы «человек – общество – техника – природа». Отношение человека с окружающей средой – одно из фундаментальных для определения его места в мире, его бытийного статуса. Поэтому вопросы экологического содержания стали так актуальны в философском понимании природы, при этом философия обращается не к фактической стороне кризиса, а к его глубинным причинам. Ведь начало формирования разрушительного антиэкологического поведения нужно искать не в XX веке. Взаимодействие общества и природы имеет долгую историю. Мы проследим основные исторические этапы социоприродного взаимодействия и попробуем найти экологическую составляющую различных форм мировоззрения и практики. В древности отношения человека с миром определялось мифологическим мировоззрением. Первобытному человеку он сам, его племя, окружающие животные и растения интуитивно представляются в виде взаимосвязанной целостности. Человек переносит на природу свои общественные отношения. Считается, что с окружающим миром его объединяют кровно-родственные связи. Первобытное мышление в своем осознании взаимоотношений между обществом и природой исходит из абсолютного тождества субъекта и объекта социоприродного взаимодействия. Поэтому закономерно, что древнее сознание пронизано охранительным отношением к природе. Но этот союз был изначально неравноправен и не так идиллически гармоничен. Природа угрожала существованию человека, только начинающего строить свою цивилизацию и формирующего свое самосознание. У человека неизбежно возникал мотив укрощения природы, обусловленный необходимостью выживания (это хорошо можно проследить на примере мифологических героев, часто укрощающих природных чудищ – подвиги Геракла, например). Но эта нарождающаяся агрессия существовала лишь в сфере фантазии, так как реальность почти целиком подчиняла человека природе. Хозяйственная деятельность в древности характеризовалась еще стихийностью, локальностью воздействия на природу и низким уровнем развития средств труда. Это заставляло общество считаться с природными факторами. К сожалению, по мере развития цивилизации эта установка постепенно начинает терять свое значение. Средневековье строит отношения с природой уже по другим принципам. Происходит значительное расширение межрегиональной экологической ниши, освоенной человечеством, возрастает уровень хозяйствования. Многие особенности средневекового экологического сознания определяются тем, что большинство населения связано с землей (непосредственно, как крестьяне, или опосредованно через систему права, как феодалы). Земледелец и землевладелец оказывались элементами одной окультуренной экосистемы, что способствовало трепетному, заботливому отношению к имеющимся природным ресурсам. Хотя постепенно с развитием общества социальные связи начинают играть большее значение, чем отношения с природой (место человека в системе средневековых корпораций). Но главным фактором изменения средневекового экологического сознания стала христианская идеология. Согласно христианским представлениям, весь окружающий мир упорядочен и превосходен, так как сотворен богом. Природа рассматривается как посредник между богом и человеком. Значительную «природоохранную» роль в то время выполняет идея христианской любви; человек несет ее в мир, главный закон существования которого – божественная любовь ко всему сотворенному. Христианство привнесло в сознание человечества и еще одну новую идею – идею исключительности человека, его особого статуса в мире как сотворенного по образу и подобию Божию. Только человек в природе обладал душой и свободой воли (пусть ограниченной), в процессе творения мир был создан для человека (хотя он и потеря свой статус после грехопадения). Христианство не дает человеку реализовывать свое господствующее положение еще и потому, что ориентирует общество на внеземное существование. Подлинный мир и истинная природа в христианском миропонимании – это природа божественная, Царство Божие. Реальный материальный мир не привлекает внимание, ведь он лишь временное пристанище для человека. В целом, средневековый человек уже понимает свое отличие от всей окружающей природы и противопоставляет ей сферу духа. Эта тенденция в максимальной степени проявляется в период Нового времени. В этот период общество переходит к формированию технологической основы жизни. Промышленный переворот создает новое дополнение к естественной среде – область искусственной природы, планомерно воссоздаваемую в промышленных масштабах. Мерилом общественного прогресса становятся размеры и эффективность потребления природных богатств. Человек прочно чувствует себя в роли творца и изобретателя, а природа постепенно превращается в стихию, подлежащую культурному устроению. Научной основой нового экологического сознания становится механицизм, отождествляющий природу с машиной. Основной идеологический пафос того времени основан на идее могущества науки и производства в овладении природой. Мировоззрение Нового времени строится на принципе абстракции, противопоставлении человека природе, ведь природа – это мертвое, вещественное, механическое, а человек – живой, разумный и цивилизованный. Существовало убеждение, что каждая часть природного механизма изначально предназначена для человека, и ему остается только понять законы ее действия и приспособить к своим нуждам. Техника, создаваемая в результате исследования природного механизма и помогающая человеку в его грандиозных планах, рассматривалась в то время как исключительное благо. Техника была средством раскрытия самой природой своих законов, органическим ее дополнением, возможность причинения вреда природе под влиянием технического развития даже не рассматривалась, так как техника и производство были делом рук разумного существа - человека. Промышленный и научный энтузиазм того времени, конечно, был главной основой благосостояния современной цивилизации, но так же очевидно, что именно он и положил начало многим разрушительным процессам в сфере экологии, многократно усилившимся под влиянием научно-технического прогресса XX века. 2. Особенности современного глобального развития. Современная цивилизация характеризуется как динамичное, многообразное и противоречивое социальное образование, ее развитие связано не только с прогрессивным движением, но и с нарастанием некоторых кризисных явлений. Среди таких острых моментов на первое место следует поставить существование глобальных проблем. Что понимается под формулировкой «глобальная проблема»? В публицистической литературе к числу таковых могут быть причислены любые кризисные ситуации, но в научной литературе выработаны довольно строгие критерии глобальности проблемы. Во-первых, проблема должна иметь общепланетарный масштаб, касаться в настоящем или ближайшем будущем всего населения планеты. Во-вторых, данная проблема представляет угрозу существования человечества как целого. Это значит, что от решения глобальных проблем зависит не столько качество жизни людей, сколько само выживание человечества на планете. Масштаб и сложность проблем обуславливают и другой признак их глобальности – ни одну из данных проблем невозможно решить усилиями одной страны или даже группы государств, глобальные проблемы настойчиво требуют глобального же решения, объединенных усилий всех стран и народов. Если учитывать данные критерии, то в полной мере к глобальным проблемам можно отнести лишь несколько: проблему военной (ядерной) безопасности, загрязнение природной среды, проблему использования природных ресурсов, демографическую проблему. В последнее время к этому списку добавляются еще проблема неизлечимых заболеваний, неравномерности социально-экономического развития различных регионов мира и сохранения культурного наследия человечества. Большая часть глобальных проблем прямо или косвенно связана с природой. В сущности проблемы загрязнения, использования ресурсов и демографии есть части одной проблемы – экологической. Поэтому в современном сознании «глобальная проблема» и «экологический кризис» так часто отождествляются. Вероятно, это справедливо, так как отношение человека с природой определяет судьбу дальнейшего развития. Экологическая проблема на данный момент является самой сложной, многие протекающие в экологической сфере процессы уже необратимы, и именно в данной области человек оказывается более уязвимым, ведь военная безопасность и социальное развитие государств – процесс все же более контролируемый. Возникновение глобальных проблем связывают с научно-технической революцией, приведшей к смене всей структуры жизни и производства. Научно-технической революцией принято называть систему качественных изменений в развитии науки и техники. Наука и техника стали развиваться как единый взаимосвязанный механизм, характеризующийся резким возрастанием темпов их развития. Последствия НТР коренным образом изменили мировоззрение современного человека и привели к серьезной трансформации всей жизнедеятельности и философской проблематики. В XX веке заканчивается освоение земного пространства, человек выходит в новую сферу экологического существования – в космос. Интенсивное преобразование природы уже затрагивает основы цивилизации. В современном мире антропогенное изменение окружающей среды даже в течение жизни одного поколения существенно трансформирует природные характеристики. НТР привела к улучшению качества жизни, росту благосостояния. Но это достижение имеет и отрицательные стороны. Во-первых, научно-технический прогресс способствовал росту населения и увеличению продолжительности жизни человека, что привело к усилению нагрузки на окружающую среду и проблемам в социальной организации. Изменяется соотношение производства и потребления, последнее становится основной формой деятельности человека (не случайно современное общество характеризуют как «общество потребления»). При этом потребительская идеология включает не только идею всеобщего благосостояния, бесконечного умножения товаров и услуг, она в той же мере распространяется и на отношение к окружающей среде, выступающей лишь средством удовлетворения потребностей. Человек постепенно теряет чувство благодарности за полученные блага цивилизации, многое воспринимается им как само собой разумеющееся. Особое последствие НТР – развитие техносферы. Первоначально техника выступала для человека в качестве средства достижения определенных целей. Современное общество изменяет социальный статус техники – она становится самостоятельной всеобъемлющей средой обитания. Сложность технических систем, их мобильность уже заставляют человека подчинять свою жизнь закономерностям их существования, техника из средства превращается в цель. Многие философы определяют сущность экологической проблемы как господство искусственного над естественным. Причем влияние техносферы начинает затрагивать уже не только окружающую среду, но и природу самого человека. Философия XX века не раз подчеркивала, что современное общество приобрело черты «массового». Нивелирование различий между людьми, стандартизация производства, потребления, культуры не лучшим образом сказываются на экологическом сознании. Человек склонен действовать стереотипно, подчиняясь общественному мнению, что не способствует развитию чувства индивидуальной ответственности за совершаемые действия. Вместе с тем современному человеку как никогда присуще чувство самоудовлетворенности, современное мировоззрение во многом строится на субъективных началах (каждый человек ставит в центр мироздания свою неповторимую личность). Названные особенности современного развития имеют «западное» происхождение, но в условиях глобализации это становится несущественным. Система ценностей всего современного общества тормозит решение глобальных проблем. Современная культура построена на принципах гуманизма и Просвещения, предполагающих в качестве единственной, высшей и абсолютной ценности человека, провозглашающих индивидуализм и свободу каждой личности, в силу разумности имеющей равные права на «жизнь и стремление к счастью». Эти философские и культурные установки, сыгравшие огромную роль в развитии цивилизации, в настоящее время требуют серьезного переосмысления (не отмены, а именно переосмысления применительно к новым условиям). НТП привел к радикальному изменению положения человека в мире. Человечество, вооруженное наукой и техникой, взяло на себя функции законов природы, но явно переоценило свои возможности и сложность процессов, протекающих в природе. Расширение возможностей развития общества происходит на фоне сужения возможностей развития биосферы Земли. С философской точки зрения, глобальный экологический кризис является лишь частью всеобщего антропологического кризиса. Решение глобальных проблем невозможно без поиска человечеством новых путей развития и новых форм самоопределения. 3. Основные принципы формирования нового глобального сознания. За прошедшее столетие человечество уже сумело выработать первые продуктивные подходы к решению глобальных проблем. Экологическая проблема стала пониматься как проблема самого человека, перспектив его существования. Большая заслуга в процессе осмысления глобальных проблем принадлежит Римскому клубу. Эта организация сумела в 70-е годы привлечь внимание западноевропейского сообщества к глобальным проблемам, разработала метод глобального моделирования, выдвинула идею комплексного характера глобальной проблематики. Римским клубом были предложены шесть стартовых целей для человечества, изложенных в книге А. Печчеи «Человеческие качества»: выяснение внешних пределов развития планеты (человек должен знать, какой урон он принес окружающей среде и на какие ресурсы он может реально рассчитывать), внутренние пределы (необходимо изучить степень адаптации человека к миру, оценить его возможности и резервы), культурное наследие (необходимо строить будущее на основе сохранения накопленного исторического опыта), мировое сообщество (изменение системы взаимодействия национальных государств, создание межгосударственных центров принятия решений), среда обитания (необходим общий план использования территории всей планеты), производственная система (изучение экономических механизмов решения глобальных проблем, рационализация производства с учетом охраны природы). С точки зрения выработки конкретных подходов к решению глобальных проблем сформировано три основных стратегии: ограничительная (ограничение производства и потребления), стратегия оптимизации (поддержание темпов роста, не превышающих критического порога использования природных ресурсов) и стратегия замкнутых циклов (создание безотходных производств). Все эти варианты построены на идее отказа от неуправляемого развития цивилизации, что считается важнейшим условием самосохранения человечества. Философия в решении глобальных проблем опирается не только на практические научно-технические разработки. В гораздо большей степени философское осмысление глобального кризиса связано с вопросами духовного порядка. Мы уже указывали, что философия видит глубинные причины существования глобальных проблем в природе человека, его стремлениях и целях, его эгоизме по отношению к окружающему. Следовательно, в существенном преобразовании нуждается не мир природы, а сам человек. Развитие науки, техники, производства зависит от избранной человеком системы ценностей, которой он будет руководствоваться в своей деятельности. Поэтому первостепенное значение с философской точки зрения приобретают вопросы воспитания, изменения ценностного отношения человека к миру. Данные размышления привели философию к образованию в ее рамках новой области знания – экологической этики, изучающей моральный аспект взаимодействия природы и общества. Традиционно мораль рассматривалась как форма общественного сознания, регулирующая отношения между людьми (сознательными и свободными существами), но экологический кризис заставил переосмыслить эту установку и включить взаимоотношения с природой в систему моральных ценностей. Так же, как человек считается с интересами других людей, он должен считаться с законами развития природы, рассматривать ее в качестве самостоятельной ценности, а не только средства достижения своих целей. В соответствии с положениями современной экологической этики, необходимо переосмысление принципа гуманизма как нарушающего гармоническое взаимодействие с природой. Принцип гуманизма построен на идее свободы и прав каждой личности, но ведь свобода есть ответственность. Человечество должно обратить внимание на другую сторону гуманистической идеологии: если человек велик и совершенен, то он должен серьезно относиться к своим поступкам и нести ответственность за свои действия. Стремление человека к самосохранению и развитию также в основе своей не противоречит экологическому взаимодействию, ведь сохраняя природу, человек заботится о нормальной жизни для будущих поколений. При этом важно помнить, что природа имеет самостоятельную ценность и вне отношения к человеку, поскольку деятельность каждого живого существа направлена на самосохранение и самореализацию. Цель живого – в нем самом, оно не «предназначено» для человека. Современная экологическая этика исходит из двух основных положений, которыми должен руководствоваться человек во взаимодействии с окружающей его естественной средой: Человек – часть природы. Природа является источником всех богатств и самого человека. Она есть то целое, без которого человечество не сможет существовать. Природу нельзя рассматривать как совокупность отдельных благ, она выступает как нечто всеобъемлющее, обладающее высшей ценностью. Моральные чувства, которые должен испытывать человек по отношению к природе, можно сравнить с отношением к своим родителям: уважение, почитание и любовь. Природа – составная часть жизни человека и общества. Природа – неотъемлемая часть телесной и духовной жизни человека. Он существует в ней и создает различные формы материальной и духовной культуры, преобразовывая ее. Природа не есть нечто внешнее для человека. Поэтому моральное отношение к природе может быть подобно отношению к самому себе, - отношением бережливым и заботливым. Человек должен относиться к благу природы как к первичной цели, к благу человечества – как к конечной цели развития, высшим благом считать гармонию интересов человека и природы. Несмотря на свое несовершенство, человек наделен волей и разумом, которые могут позволить ему установить эту гармонию в реальности. Таким образом, основные принципы формирования прогрессивного глобального сознания выглядят следующим образом: гармония человека с природой, ненасилие, контроль за потреблением, личная ответственность, необходимость нравственного совершенствования и сохранение культурного разнообразия. Литература Основная литература: - Философия. Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2013. - Канке В.А. Философия для бакалавров. Универсальный курс. М., 2013. - Миронов В.В. Философия. М., 2013. - Спиркин А.Г. Философия. М., 2010. Дополнительная литература: - Кохановский В. Философия. М., 2014. - Ратников В. Философия. М., 2014. - Алексеев П. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. М., 2014. - Гуревич П.С. Философия. М., 2013. - Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2013. - Липский Б., Марков Б. Философия. М., 2013. Рекомендуемая литература для самостоятельной работы: - Абеляр П. История моих бедствий. М., 2011. - Андреев Д. Роза мира. М., 2013. - Вечное и преходящее в культурном наследии России. М., 2010. - Горелов А.А. Истина и смысл. М., 2010. - Гуревич П. Расколотость человеческого бытия. М., 2009. - Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. М., 2013. - Западная философия конца ХХ – начала ХХ1 века. Идеи. Проблемы. Тенденции. М., 2012. - Знание как предмет эпистемологии. М., 2011. - Жмудь Л.Я. Пифагор и ранние пифагорейцы. М., 2012. - Ивин А.А. Человеческие предпочтения. М., 2010. - Ильин И. О сопротивлении злу силой. М., 2013. - Канке В.А. Современная философия. М., 2010. - Кассирер Э. Философия Просвещения. М., 2013. - Келле В.Ж. Интеллектуальное и духовное начала в культуре. М., 2011. - Конфуций. Суждения и беседы. М., 2013. - Кузнецов М.М. Опыт коммуникации в информационную эпоху. М., 2011. - Лао Цзы. Дао дэ цзин. Книга пути и добродетели. М., 2013. - Лисеев И.К. Философия. Биология. Культура. М., 2011. - Маклюэн М. Галактика Гуттенберга. М., 2013. - Меняющаяся социальность: новые формы модернизации и прогресса. М., 2010. - Наука и социальные технологии. М., 2011. - Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М., 2013. - Платон. Избранные диалоги. М., 2013. - Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 2012. - Соколов В. В. Философия как история философии. М., 2011. - Творчество: эпистемологический анализ. М., 2011. - Философские идеи Людвига Витгенштейна. М., 2013. - Хайдеггер М. Бытие и время. М., 2013. - Шаповалов В.Ф. Философия. Общение. Человек. Прошлое и настоящее. М., 2011. - Шахов А.А. Вольтер и его время. Философия эпохи Просвещения. М., 2012. - Шопенгауэр А. Мысли. М., 2013. |