Лекции по философии для бакалавров Иваново, 2014 Содержание
Скачать 0.58 Mb.
|
Лекция 10. Основные проблемы онтологии Человечество с древности пытается объяснить, из чего конкретно состоит мир. Натурфилософы считали, что это земля, вода, огонь или воздух. Потом обосновали атомистическое строение, теперь исследуют кварки и другие субатомные частицы. Пределов этому углублению в строение материи не видно. Но человек хочет представить себе мир в целом. Эту задачу в философии решает такая дисциплина, как онтология. Онтология – учение о бытии, о всеобщих свойствах и законах мира. Окружающий мир – это совокупность вещей, людей, событий. Среди многообразия всего этого есть один общий признак – они существуют, это и вкладывается в понятие «бытие». Бытие одно, как бы ни было разнообразно все существующее. Все в мире объединяет свойство существовать. Бытие - это материальные вещи, все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их свойства, связи и отношения. Бытие имеет свое противоположное понятие — небытие. И если бытие — это все, что существует, то небытие — это все, чего нет. Небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет. Понятие «бытие» было введено греческим философом Парменидом, оно означало переход от рассмотрения конкретных явлений к абстрактному осмыслению мира. Бытие понималось как нечто законченное и самодостаточное. Бытие не возникает и не уничтожается, оно существует. Бытие — это объект мысли, его нельзя постичь чувствами, это абстракция. Философы стремились теперь познать и объяснить то, что в принципе не могло быть предметом опыта, что можно познать только мыслью. В классической философии определяющим становится понятие универсальной субстанции как обобщения явлений мирового целого, их внутренней основы. В наиболее развитом виде онтология Нового времени представлена в философских системах Р. Декарта, Б. Спинозы и Г. Лейбница. Субстанция – то, что не нуждается для своего существования в другой вещи. Субстанция обладает атрибутами. Атрибут («прибавленное, присоединенное») – неотъемлемое свойство субстанции, выражающее ее природу и сущность. Понятие субстанции помогало определить общие законы существования мира природы. Бытие не представлялось однородным, это обеспечивало многообразие явлений в мире. В философии были представления о различной структуре бытия (бытии подлинном и неподлинном, вечном и временном, совершенном и ложном, - например, у Платона). Разные уровни бытия имели различные характеристики. Часто структура бытия представлялась вертикальной (высшее – низшее). Поиск универсальных законов бытия природы делал онтологию важнейшей классической философской дисциплиной. Существовал так называемый основной вопрос философии, разделявший философов на материалистов и идеалистов. Первые считали, что субстанцией (основой мира) является материальное начало (это атомизм, марксизм). С точки зрения идеалистов, мировая субстанция имеет духовную природу (Платон, Гегель, религиозная философия). Конец XIX - начало XX в. характерны тем, что в философии большее внимание стало уделяться проблемам познания. Гносеология заняла господствующее положение. Более того, развиваются учения, отрицающие значение общефилософских понятий и призывающие отбросить такие фундаментальные философские понятия, как материя, дух, бытие (позитивизм). С точки зрения научного подхода к действительности наиболее актуально понятие материя. Она понимается как объективная реальность, окружающая человека и познаваемая им. Но что значит «объективная реальность»? Это все то, что существует вне сознания человека и независимо от него. Итак, главное свойство мира, фиксируемое с помощью категории «материя», состоит в его самостоятельном, независимом от человека и от познания существовании. Мы вправе говорить и о некоторых свойствах материи, которые имеют характер атрибутов, т.е. таких свойств, которые всегда и везде присущи как всей материи, так и любым материальным объектам. Таковыми являются пространство, время и движение. Движение считают атрибутом материи, потому что нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. Мир никогда не бывает чем-то законченным. Движение абсолютно, покой относителен. + Оно не привносится извне: движение сущего есть самодвижение в том смысле, что импульс к изменению состояния присущ самой реальности: она есть причина самой себя. Движение несотворимо и неуничтожимо. Поэтому одним из важнейших свойств материи является ее неуничтожимость, которая проявляется в совокупности конкретных законов сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения. Происходит взаимопревращение форм существования материи, это одна из основ представления о единстве мира. Можно говорить о формах движения. Механическая, физическая и химическая формы движения составляют фундамент более высокой формы движения материи — биологической, носителем которой является живой белок. И, наконец, самой высокой формой движения материи является социальная форма, ее носителем является общество и человек. Время - это форма бытия материи, выражающая длительность существования и последовательность смены состояний в любых материальных системах, а пространство - это форма бытия материи, характеризующая протяженность, форма координации сосуществующих материальных объектов. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно — направление от прошлого через настоящее к будущему. Представления о материальных характеристиках сильно изменялись исторически. Долгое время считалось, что материя связана с массой. Сейчас известно, что не все частицы ею обладают. В современной астрофизике говорят о так называемой «темной материи», которая не может быть пока зафиксирована, т. к. не обладает электромагнитным излучением. В исследовании материального мира философия опирается на физику и космологию (физика изучает, из чего состоит мир, а космология – как произошла и развивается Вселенная в целом). В процессе развития научного познания существенно изменяются, расширяются и усложняются представления о материи и ее атрибутах: пространстве, времени и движении. Наиболее существенной была смена классических представлений о пространстве и времени в начале 20 века. В классической физике и философии Ньютон пошел по пути максимального абстрагирования понятий пространства и времени. Он выдвинул идею о существовании абсолютного времени и абсолютного пространства. Чистое вместилище всех вещей, существующее само по себе, некий ящик, в который можно уложить землю, планеты, звезды - вот что такое абсолютное пространство Ньютона. Вещи, материальные объекты, исследуемые механикой, оказались рядоположенными с пространством и временем (принцип близкодействия в классической физике). Ньютон считал, что время и пространство одинаковы во всех частях Вселенной и не зависят ни от чего. Вещи сами по себе, а пространство и время – сами по себе. Это было исправлено теорией относительности и созданием неевклидовых геометрий. Пространственные отношения могут быть различными, искривленными, а изменение пространства-времени зависит от массы и скорости, от системы отсчета. При скорости, равной скорости света, время останавливается и переходит в пространство (понятие «световой год» - это расстояние). Релятивистская физика уже построена на том, что реальные физические процессы происходят в едином пространстве-времени. А само оно выступает как единое четырехмерное многообразие; три координаты, характеризующие пространство, и одна координата, характеризующая время, не могут быть отделены друг от друга. А в целом свойства пространства и времени определяются совокупными воздействиями одних событий на другие. Современная наука предполагает, что на каждом уровне структурной организации материи выявляются свои особенности в движении и взаимодействии объектов, свои специфические формы пространственной организации и хода временных процессов. Поэтому в последнее время говорят о пространстве-времени физическом, биологическом, социальном, психологическом и т.п. Но философия не просто анализирует и обобщает научные данные о материальном мире. Философия, исследующая бытие, ставит вопросы, на которые не может дать ответ наука. Почему мир возник в результате Большого взрыва? Почему существует только 4 физических взаимодействия? Почему пространство имеет три измерения, а время – только одно? Онтология построена на принципе единства мира. Философский принцип материального единства мира лежит в основе представлений о единстве физических законов, действующих в нашей Вселенной. Это побуждает искать такие фундаментальные связи, посредством которых можно было бы вывести наблюдаемое в опыте многообразие физических явлений и процессов. До сих пор задача объединения всех типов физических взаимодействий не решена (электромагнитное, сильное – в атомном ядре, слабое – в процессе радиоактивности, и гравитационное – взаимодействие тяготеющих масс). Существует несколько попыток новых объяснить мир: теория струн, предполагающая существование еще 6-7 измерений пространства-времени. Кроме того, проблема бытия имеет еще и важное мировоззренческое значение. Смысл проблемы бытия в том, что объективную реальность, действующую во всех существующих вещах и явлениях, мы не в состоянии охватить ни своими чувствами, ни своим мышлением во всем ее объеме, во всех способах ее проявления. Поэтому философия всегда стремилась показать человеку его истинное положение в мире, скромность его знаний по сравнению с возможным их количеством. Поэтому объяснение мира в целом всегда остается для человека тайной, проблема бытия – предельно абстрактная, она не может быть решена наукой, это проблема философии (Хайдеггер: наука может исследовать все свойства вещей, кроме одного – свойства быть). Если время существования Вселенной рассматривать как 1 земной год, то Большой Взрыв будет 1 января (14 млрд. лет назад), возникновение жизни – 25 сентября (3, 8 млрд. лет назад), а возникновение человека – 31 декабря в 22-30 (2-3 млн. лет назад). Бытие человека очень мало по сравнению с мировым бытием. Существование человека серьезно отличается от существования других элементов мирового бытия. Одной из таких особенностей является духовная сущность человека. Лекция 11. Философия науки 1. Предмет философии науки. Ни одна сфера духовной культуры не оказала столь существенного и динамичного влияния на общество, как наука. Поэтому закономерно исследование самой науки в рамках различных дисциплин, в первую очередь философии. Философия науки – дисциплина, изучающая строение научного знания, механизмы и формы его развития. Как особая область философских исследований она начала складываться в середине 19 века. Именно тогда наука из полулюбительской деятельности одиночек и членов небольших научных академий стала превращаться в сферу профессиональных занятий многих людей, начали массово возникать научные лаборатории и исследовательские центры. Оценка научного исследования – объект не только философский. Ученый и сам изучает и описывает свою собственную деятельность: научные тексты, например, содержат подробное описание проделанных экспериментов, методов решения задач и т.п. Процедуры научного поиска в разных областях знания имеют много общего, но это не выходит за пределы узко профессиональных интересов той или иной специальной науки. Философия науки всегда обращалась к анализу структуры динамики знания конкретных научных дисциплин. Но вместе с тем она ориентирована на сравнение разных научных дисциплин, на выявление общих закономерностей их развития. Долгое время в философии науки в качестве образца для исследования структуры и динамики познания выбиралась математика. Философия науки, особенно с конца XIX столетия, все больше ориентируется на анализ естественнонаучного знания, которое содержит многообразие различных видов теорий и развитый эмпирический базис. Часто можно встретить утверждение, что представления о развитии естественных наук нельзя переносить на область социального познания. Но при этом необходимо отдавать себе отчет в том, что познание в социально-гуманитарных науках и науках о природе имеет общие черты именно потому, что это научное познание. Их различие коренится в специфике предметной области. Философия науки осуществляет критическую реконструкцию общенаучной деятельности, рассматривая науку со всеобщих и абстрактных позиций (науку как таковую, науку вообще). Конкретные вопросы – это предмет дисциплины «Философские проблемы естествознания (или других наук)». Это изучается программе для аспирантов. Важный момент. Философия науки, анализируя закономерности развития научного знания, обязана учитывать историзм науки. В процессе ее развития происходит не только накопление нового знания и перестроение ранее сложившихся представления о мире. В этом процессе изменяются все компоненты научной деятельности: изучаемые ею объекты, средства и методы исследования, особенности научных коммуникаций, формы разделения и кооперации научного труда и т.п. Поэтому история науки – полезный материал для анализа. Философия науки пытается ответить на следующие основные вопросы: что такое научное знание, как оно устроено, каковы принципы его организации и функционирования, что собой представляет наука как производство знаний, каковы закономерности формирования и развития отдельных научных дисциплин, чем они отличаются друг от друга и как взаимодействуют, какова философская оценка результатов научных исследований, какова социальная и культурная обусловленность научного знания, как формируются научные традиции и творческие инновации. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в социокультурном контексте. Философия науки не нужна при решении типовых и традиционных задач, но подлинная творческая работа, как правило, выводит ученого на проблемы философии и методологии. Наука фрагментарна, она изучает свою область действительности, философия науки позволяет ученому расширить рамки этой «пещеры». Он нуждается в том, чтобы посмотреть на свою область со стороны, осознать закономерности ее развития, осмыслить ее в контексте науки как целого, нуждается в расширении общенаучного и культурного кругозора. История науки показывает, что выдающиеся ученые активно демонстрировали свой интерес к мировоззренческим проблемам. 2. Научное и обыденное познание. Обыденное познание в истории философии традиционно противопоставляется научно-теоретическому, это разные мировоззренческие уровни. Мы будем понимать под обыденным мировоззрением всю совокупность компонентов жизненно-практического сознания. Особенности обыденного познания на фоне научного. - Основной смысл «обыденного» - «общеизвестность», «общепонятность». Научное познание в противовес этому построено на специализированности, некоторой элитарности, его освоение требует специальной подготовки. В обыденном познании смешано второстепенное и главное, существует упрощение и огрубление картины мира. - Обыденное мировоззрение и генетически, и функционально связано с многообразием опыта. Научное мировоззрение всегда ограничено своей областью исследований. - Опыт позволяет человеку судить о мире, в котором он живет. Но интерпретация данного опыта не всегда актуально осознается. Человек не стремиться осмыслить все происходящее, многое воспринимается как само собой разумеющееся («обыденным» мы называем и часто повторяющееся, однообразное). Практически это правильно, человек не все цели своих действий должен сиюминутно осмыслять, это не под силу ни его мышлению, ни его психике. В науке ученый обязан всякий раз задавать вопрос «почему?». Кроме того, в научной практике отсутствие ответов на вопросы – это тоже научный факт, равно как и отрицательный ответ (многие считают даже важнее не найти ответа, чем получить его). В жизни мы больше доверяем, чем проверяем в мелочах, а в науке необходима доказательность (например, слух и ссылка на источник). Кроме того, в науке для получения знаний необходима специальная научная аппаратура (измерительные инструменты, приборные установки), которые позволяют экспериментировать (эксперименты в обыденной жизни нам дорого стоят). - Следует различать социальное значение и личностный смысл. Личностные способы осмысления действительности зачастую являются принципиально непередаваемыми и сугубо индивидуальными, что в науке невозможно в силу ее объективности и общезначимости. Обыденный опыт конкретного человека не организуется целенаправленно и его результаты не строго систематизированы. Обыденное познание – это стихийное отражение мира. Кроме того, в отличие от научного понимания, этот опыт раскрывается только в конкретном контексте, а не в общем виде. Обыденное не выходит за рамки непосредственно данного. - Обыденное сознание имеет преимущественно ценностно-практическую окраску, познание – это далеко не главная цель. - Содержание обыденного познания реализуется с помощью естественных языков. Они многозначны, потому что их структурные элементы не имеют самостоятельного значения и могут использоваться только как контекстуально нагруженные. Обыденное познание ориентируется на уровень словесных различий, и потому соответствующие картины действительности оказываются зависимыми от слов, используемых в общении. А в науке естественный язык сведен к минимуму наличием специальной терминологии и символики. - Занятия наукой требуют особой подготовки познающего субъекта. Для обыденного познания такой подготовки не нужно, вернее, она осуществляется автоматически, в процессе социализации индивида. Итак, отличительные признаки обыденного познания – поверхностность, несистематизированность, некритичность, стереотипность, личностно-эмоциональный характер, ценностная окраска. Как правило, житейские знания сводятся к констатации фактов, их описанию и личной оценке. Но жесткое противопоставление научного познания и обыденного знания необоснованно. Стремление изучать объекты реального мира свойственно не только науке. По мере развития практики в обыденном познании появляются некоторые виды знаний о реальности. Современное обыденное миропонимание связано со всем комплексом социокультурной среды. В нем наличествуют два основных слоя: 1) устойчивое отражение индивидуально-бытовых сторон жизни, ограниченных личным опытом; 2) обращенность субъекта к широкому многообразию современной культуры, к общезначимым результатам различных форм специализированной деятельности. Особенность современного обыденного сознания – оно испытывает очень сильное влияние науки и ориентировано на НТП, научное с обыденным связаны на уровне целей. В сравнении с другими формами мировоззрения (мифологическим, религиозным, художественным) доля научной информации очень велика и явно присутствует (не скрыта в символах культуры). Еще один объединяющий момент. На индивидуальный обыденный опыт сильно влияют многие социально-психологические структуры, в частности, устойчивые стереотипы, психологические установки, связанные с эмоциональными реакциями. Научное же мировоззрение одним из важнейших признаков имеет объективность, рациональность, которые не позволяют строить картину мира на основе эмоционального восприятия. Хотя в данном вопросе обыденное и научное имеют и точки соприкосновения. В плане социокультурных оснований обыденное мировосприятие принято обозначать термином «менталитет». Это социально-психологические установки, способы восприятия, манера чувствовать и думать, повседневное коллективное сознание, неотрефлектированное и несистематизированное целенаправленно. В современной философии науки этому есть аналог – понятие парадигмы (очень приблизительный). Некое коллективное сознание свойственно и научному сообществу. Обыденное миропонимание ориентировано на выявление смысла человеческой деятельности, это роднит его с наукой. Человек стремится понять, что вокруг него происходит, а понимание предполагает выявление причин и значения событий. Человек фиксирует черты определенной ситуации. Жизненный опыт свидетельствует, что существует сходство условий жизни всех представителей данного общества. Более того, человечество в значительной степени имеет дело с достаточно узким набором сходных ситуаций, требующих воспроизведения одних и тех же действий. Для таких ситуаций существует понятие «здравый смысл» (стихийно-возникшая совокупность представлений о правильном поведении человека). Это понятие имеет отношение к этико-философскому теоретическому мировоззрению, оно ближе к морали, чем к науке, хотя очевидно является обобщением. В современном обществе соотношение обыденного познания и науки очень противоречивы. В условиях потребительского общества обыденные запросы могут диктовать цели развития дальнейших научных исследований (хорошо это или плохо – другой вопрос). Уровень обыденного сознания оказывает влияние на науку. От его состояния зависит не просто финансирование научных исследований, а статус науки в обществе, престиж научного труда, профессии ученого. Всегда был важен такой процесс, как просвещение (сближение обыденного и теоретического, когда ученое сообщество позиционирует себя, объясняет свои цели широкой публике). Во взаимоотношениях науки и обыденного сознания могут возникать две проблемы: либо научное сообщество не желает заниматься популяризацией своей деятельности (в нашей стране ему не до этого), либо общество не желает ничего знать, потому что любое обращение к научным результатам требует интеллектуальных усилий. Современная наука ставит очень сложные глобальные вопросы. Для обывателя это усложняет его картину мира. Таким образом, разрыв взаимосвязей между обыденным и научно-теоретическим мировоззрением влечет за собой проблемы и для науки (это тормозит ее развитие), и для общества. Распространение невежества означает расцвет различных иррациональных магических течений и сект, а с другой стороны – рост агрессивности (мало знающему человеку в сложном мире страшно, неизвестность пугает, агрессия, разрушительность, – ответ на страх). 3. Особенности научного познания. Наука – один из важнейших компонентов жизнедеятельности человека. Ее особое место определяется значением познания в способе бытия человека в мире, в практике и преобразовании мира. Познание – основа жизнедеятельности. Познание может быть донаучным, научным и вненаучным. Наука – это форма творческой деятельности человека, направленная на получение нового знания. Наукой также называют результаты этой деятельности – сумму накопленных знаний о мире и человеке. Наука – это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. Основные стороны бытия науки: 1) противоречивый процесс получения нового знания, 2) результат этого процесса, объединение этих знаний в картину мира, 3) социальный институт со своей инфраструктурой, организация науки, научные учреждения. Наука – система деятельности, следовательно мы можем говорить о субъекте и объекте науки. Субъект науки – это отдельный исследователь, научный коллектив или научное сообщество в целом. Для него характерна особая система подготовки, определенная система ценностных установок. Две основные целевые установки науки: самоценность истины и ценность новизны. Объект (предмет) науки – это то, что именно изучает данная наука. Предмет научного исследования всегда ограничен (наука не изучает все). По предмету науки традиционно разделяют на естественные (где предметом изучения является природа), технические (искусственная среда) и гуманитарные (исследующие общество и человека). Взаимодействие объекта и субъекта научного познания (по структуре) включает в себя четыре необходимых компонента: 1) субъект науки, 2) объект науки, 3) система методов и приемов, характерных для данной науки и обусловленных спецификой предмета, 4) свой специфический язык, как естественный, так и искусственный (знаки, символы, формулы, типичные для данной дисциплины). Знание различного рода существует в философии, религии, искусстве, есть обыденное знание. Но научное характеризуется рядом особенностей. Каковы критерии научности? (Не всегда они в литературе присутствуют именно в таком порядке). 1. Научная рациональность. Главная задача науки – исследование сущности явлений и событий (эссенциалистская направленность). Наука предполагает не только описание, но и объяснение фактов, выявление всего комплекса причин, порождающих явление. Наука объясняет мир на основе логических процедур, строит теории. Рациональность дает возможность формулировать научные законы – устанавливать существенные, необходимые и повторяющиеся связи между явлениями. Если нет установления закономерности, то нет и науки. В науке за случайным находится необходимое, за единичным – общее. Если в религии, морали, идеологии, праве рациональное познание действительности является сопутствующей целью, то в науке критерий рационального осознания мира занимает центральное место (главное – ответить на вопрос «почему?»). 2. Объективность. Наука стремится к максимальной объективности. Высшая ценность науки – истина. Результаты научного познания организованы таким образом, чтобы исключить все личностное, привнесенное исследователем от себя. В науке же особенности жизнедеятельности личности ученого, его оценочные суждения не входят непосредственно в состав порождаемого знания (законы Ньютона не позволяют судить о том, что любил и что ненавидел Ньютон). Наука ориентирована на предметное, точное, беспристрастное исследование действительности. Одна из главных особенностей науки состоит в том, что она нацелена на отражение объективных сторон мира (т.е. на получение таких знаний, которые не зависят ни от человека, ни от человечества). Наука исследует явления такими, какими они есть в действительности. Природу требуется познать ради нее самой, она признается в этом смысле самодостаточной. В научном знании реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые превращаются в абстрактные символы математики и другие формализующие знаки. Научное знание предполагает избавление от субъективных или сверхприродных факторов. Естественно, что наука создается людьми, но научные методы построены таким образом, чтобы сделать исследование максимально точным. В социально-гуманитарном знании это сделать особенно трудно. Наука может исследовать любые феномены жизни человека и его сознания, она может исследовать и деятельность, и человеческую психику, и культуру, но только под одним углом зрения - как особые предметы, которые подчиняются объективным законам. Субъектную структуру деятельности наука тоже изучает, но как особый объект. 3. Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов. Наука ориентирована на получение такого знания, истинность которого не просто утверждается, но и строго обосновывается. В науке действует принцип достаточного основания. Это обеспечивает достоверность знаний и их проверяемость. Знания, которые проверяемы, считаются подтвержденными, доказанными. Для этого применяются различные методы: частнонаучные, общенаучные, философские. Порус: науке свойственен организованный скептицизм - наука есть сообщество свободно мыслящих людей, для которых нет больших авторитетов, чем Разум и Опыт; сама организация науки поддерживает эту свободу, а человек, отступающий от истины и свободы критики, тем самым выводит себя за рамки науки. 4. Системность. Наука – это целенаправленный процесс получения знаний, подчиненный строгим принципам. Просто сумма знаний науки не образует, они должны быть организованы, взаимосвязаны между собой, упорядочены, классифицированы, иерархически выстроены. Системность выражается в существовании так называемой «научной картины мира», - это целостная система представлений об общих свойствах и законах действительности, результат обобщения фундаментальных научных принципов. Различают общенаучную картину мира и естественнонаучные картины мира (физическую, химическую, биологическую и т. д.). По своей природе научное знание является не стихийным, а строго организованным, упорядоченным.Относительная самостоятельность в развитии науки заключается и в вытекающей из нужд самого познания необходимости систематизации знаний, во взаимодействии различных разделов науки между собой. 5. Общезначимость научного знания. Науке чужд индивидуализм, она призывает каждого к жертвам ради общего дела, хотя и хранит в социальной памяти имена великих ученых, внесших вклад в ее развитие. Но идеи после их публикации начинают жить самостоятельной жизнью, неподвластной воле и желаниям их творцов. Результаты научных исследований всеобщи. Ученому, изучающему физику, нет нужды обращаться к трудам Ньютона или Эйнштейна: научное открытие становится всеобщим достоянием. Научное знание универсально, оно создается для использования его человеком в самых разных сферах. Наука не останавливается ни перед какими ограничениями, не знает национальных, классовых, политических и прочих барьеров, ее результаты являются достоянием всего человечества. Результаты научной деятельности в силу их объективного характера предназначены для всех людей без исключения. Сложный вопрос – хорошо это или нет… 6. Прогностический характер научного знания. Эта особенность вытекает из рациональности, системности и доказательности науки. Наука способна проецировать в будущее открытые ею закономерности. Большое значение в науке имеет гипотетическое знание, вероятностное, являющееся одним из элементов развития науки. Наука выходит за рамки наличного опыта, научное исследование относительно независимо от сегодняшних возможностей их производственного освоения (научные знания всегда относятся к широкому классу практических ситуаций настоящего и будущего, который никогда заранее не задан). Наука обеспечивает сверхдальнее прогнозирование практики. Она способна изучать такие фрагменты реальности, которые могут стать предметом освоения только в практике далекого будущего. 7. Наука есть вид специализированной деятельности. Наука – это профессия. Наука – это организованный процесс производства и воспроизводства новых знаний. Этот процесс осуществляется с помощью строго определенных методов и приемов, определенным кругом людей с соответствующей квалификацией и определенными отношениями внутри научного сообщества. Результаты научной деятельности закрепляются в особой системе понятий и символов, составляющих язык науки с четко обозначенным содержанием. Каждая наука обладает своим категориальным аппаратом. Научное знание имеет специально выработанные формы выражения истины в виде научных понятий, принципов. Процесс непрерывного самообновления своего категориального аппарата вслед за обновлением знаний о мире – важная черта научности. |