сессия сик ответы. сессия сик ответы(Даны) copy. Вопросы Государственного экзамена по дисциплине Современная история Казахстана
Скачать 339.52 Kb.
|
Вопросы Государственного экзамена по дисциплине «Современная история Казахстана» на 2020 - 2021 учебный год. «Современная история Казахстана» как наука. Предмет, цели и задачи дисциплины «Современной истории Казахстана». Современная истрия Казахстана является составной частью всемирной истории стран Европы и стран Центральной Азий. Целью дисциплины является- дать исторические знания об основных этапах истории современного Казахстана. Достижение цели и реализационным решением следующих задач: -систематизация исторических знаний об оснювню современной историй,формирование научного мировоззрения и гражданскоую позицию, -возрождение исторической памяти народа,знания истории и культурного наследия страны -раскрытие научных принципов определяющих важное место и роль современного Казахстана в контексте всемирной историй -Формирование нацинального самосознанния и гражданского единства, -воспитание патриозма и толерантности у молодежи Основные методы исследования и функции современной истории Казахстана. основные функции : 1)познавательная- история помогает позгавать окуруж.мир,историюисторию этносов,народов. Историю мира 2)Практически-политическая -помогает студенту определить свои политические взгляды и объективно относиться к истории и историческим событиям 3)Мировоззренческая- формирует взгляд на мир. На разные политические события, события социального и культурного характера Основные методы исторических исследовании: 1)Хронологический метод- все факты, явления, события или процессы политической, экономической, социальной, культурной или правовой истории излагаются в строгом хронологическом порядке. 2)Проблемно-хронологический метод-применяется при изучений какой-либо страны,деятельности государства.общества, личности в ее последовательном развитии. Этот метод позволяет в полной мере проследить логическое развитие проблемы и наиболее эффективно извлекать практический опыт. 3)Периодизация истории-он основан на том что общество в целом и любая его составляющая часть проходящий разные стадий развития и они отдел. Опред. Качества временными рубежами.(систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации) 4)Сравнительно-исторический метод- (научный метод, с помощью которого путём сравнения выявляется общее и особенное в исторических явлениях, достигается познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений; разновидность исторического метода) 5)Историко-генетический метод-применяется широко в смежных науках как антропология и тд.(один из основных методов исторического исследования, нацеленный на изучение генезиса (происхождения, этапов развития) конкретных исторических явлений и анализ причинности изменений. ... По своему содержанию историко-генетический метод в наибольшей степени соответствует принципу историзма.) Периодизация и хронологические рамки истории современного Казахстана. Периодизация истории Казахстана: 1Древнейший-охватывает время от появления человека на територии Казахстана(2,5 млн- лет назад до н.э.) до начала возникновения государств на территории Казахстана(7-8 века до н.э). 2Древний период-охватывает время появления первых государств на тер-рии Казахстана(саки,уйсуны,канглы,хунну),их рассвет кризис и падение(8 века до н.э-до 5 века н.э) 3Средневекова история каз-на- 5в до н.э до 30х годов 18го века. Ученые выделяют раее средневековье-домонгольский период, до начала 13го века,и позднее средневековье до начала присоединения Казахстана к России. 4Новая ист. Казазхстана с 30х годов 18го века до февраля 1917года-вхождение Каз-на в состав РИ Колониальный период 5Первый этап новейшей истории Каз-на начинается со времени свержения царизма,Октябрьский революция и установление Сов. Власти(1917-1920гг) до фактического расспада СССР(август-декабрь 1991гг) 2-й этап – провозглашение независимости РК 16 декабря 1991 года и до настоящего времени – становление и развитие РК как суверенного, демократического, правового государства. Данная периодизация основана на формационном подходе, то есть на разделении истории по общественно-экономическим формациям. Общественно-экономическая формация- это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая). Основные исследования и источники по современной истории Казахстана. Исторические источники : Архивные документы Научная литертура(монография,статьи,диссертации) Газетная и журнальная публицистика Учебные пособия Материалы конференции и дискуссии казахских исследователей по изученной проблематике Официальные документы (государственные доктрины,органов и общественных организации) и др. Ислледования: Султанов Т. “Казахстан летопись трех тысячелетий”, Нурпеисов К. “Алаш и Алаш-орда”,Койгельдиева М. “Движение Алаш”, “История Казахстана с древшейших времен до наших дней”(очерк). Основополагающей документальной базой истории независимого Казахстана являются законы, законодательные акты и стартегические программы.В первом ряду здесь находятся: Конституционный закон «О государственной Независимости РК»,Конституция РК 1995 г,Послание Президента народу КЗ Казахстан -2030,процветание, безопасность и благополучие казахстанцев 1997и все последующие послания. Также для изучения и осмысления государственной стратегии важное значение имеют труды Назарбаева «В центре Евразии» 2005 вкоторой он раскрыл причины и последствия переноса столицы тщательно проанализировав значение Астаны для дальнейшего развития гос-ва. Также можно отметить научные, публицистические произведения «Становление института президентства в РК» 2000, «Елін сүйген, ел сүйген Елбасы» 2005 Касымбекова, Нурсултан Назарбаев.Законы лидерства. 2005 Садаанбековавы Социально-экономическое положение и переселенческая политика в Казахстане начала XX в. В начале 20го века территория Казахстана делилась на 2 генерал-губернаторства: Турестанское генерал-губернаторство, Ташкент(Семиреченская обл., Сырдарьинская обл.), Степное ген-губернаторство-Омск. По данным Всероссийской переписи населения 1897 года на территории края, в начале XX века проживало 4147,8 тыс. человек, из них 3392,7 тыс., или 81,7 % казахов. К 1914 году население края составило 5910 тыс. человек, из них казахов – 3845, 2 тыс. человек, т. е. 65,1 %. Рост населения края помимо других источников происходил в основном за счет переселенцев, которые особенно после Столыпенской аграрной реформы массовым потоком направились в Акмолинскую, Семиреченскую и Тургайскую области. В начале XX века население края становится еще более многонациональным. В конце XIX – начале XX веков в Казахстане все больше получает распространение земледелие, связано это было с изъятием земель в переселенческий фонд. В начале XX века в крае намечается тенденция роста городского населения. Наиболее крупной социальной группой в городе явилась торговая буржуазия – 20,3 % , занятые в горной, горнодобывающей и пищевой промышленности составляли 33,1 % в основном рабочие и служащие, 20 % горожан занимались сельским хозяйством и промыслами Основные тенденции социально-экономические развития Казахстана: 1)интенсивное проникновение капиталистических отношений: патриархальные черты общества прикрывают суть капиталистической эксплуатации 2)развитие капитализма в сельском хозяйстве в Казахстане пагубно повлияло на кочевое скотоводство казахов, 3)Массовое отторжение казахских земель в пользу переселенцев-обострение аграрного вопроса 4)разложение казахского крестьянства обусловило возникновение двух новых соц. категорий населения: баев-сельской буржуазии и рабочих-сельского пролетариата. В начале 20го века по аграрному вопросу была принята реформа. Автором реформы яв.ся министр сельского хозяйства царского правительства П.Столыпин. Реформа была направлена на разрушении сельской общины и формирование социального слоя собственников деревни. В1907-1912 годы было переселено из европейской части страны 2млн 400 тыс.человек, было изъято 40 млн гектаров лучших земель. К 1916 году в Казахстане под переселенческим участками были изъяты 45млн пахотных земель. Развитие промышленности Казахстана в начале XXв. В начале 20го века с развитием капитализма началось развитие промышленности: 1)горнодобывающие и горнозаводские (Центральный и Восточный Казахстан: медь,золото,уголь.) 2)По переработке сельского хозяйственного сырья(кожевенного, мыловарные, маслобойные и др.) 3)добыча соли (Западный и Северо-Восточный Казахстан) 4)Фабрики и заводы(шерстяно-суконные фабрики, мясо-консервные заводы). Началось строительство железных дорог: 1894год -было построена Сибирская железная дорога,кот орая пересекала лишь некоторые участки нынешней территории Казахстана. 1906 год была построена первая железнодорожная магистраль, пересекшая территорию современного Казахстана- Оренбург-Ташкент. Аграрная политика в Казахстане в начале XXв. и ее колониальный характер. Реформы П.А Столыпина. В начале 20го века по аграрному вопросу была принята по аграрному вопросу была принята реформа. Автором реформы яв.ся министр сельского хозяйства царского правительства П.Столыпин. Реформа была направлена на разрушении сельской общины и формирование социального слоя собственников деревни.В начале XX в. переселение крестьян из внутренних губерний царской России в казахскую степь приняло большой размах. Активнее всего заселялись в Акмолинскую, Туркестанскую, Семиреченскую, Уральскую, Семипалалатинскую области. К 1917 году изъятые у казахов земли составили 45 млн. десятин. Столыпину необходимы были данные об "излишках" земель в Казахстане. С целью выявления "свободных земель" проводилось обследование казахского хозяйства. Опираясь на данные статистических экспедиций 1907-1912гг. российское правительство в особенно больших масштабах проводило массовое изъятие земель у казахов. Статисты и землеустроители не обращали внимания на нужды Казахского ханства, не вникали в его особенности каждая казахская семья имела право на пользование наделом в 15 десятин земли, вся остальная земля переходила, а общественный земельный фонд, управляемый Министерством государственной собственности. Конечно, это было разрушительным ударом для кочевого хозяйства кочевников. Причем земли у казахов изымались в "Переселенческий фонд" без учета пастбищ, скотопрогонов, водопоев, а порой и вопреки сложившимся маршрутам кочевий, сознательно перекрывая их, с целью взимания платы за прогон скота. Также на территории Казахстана находились казачьи войска: Оренбургское, Уральское, Сибирское, Семиреченское, они занимали 15,6 млн. га земли. Результатом переселенческой политики царизма было массовое обезземеливание и разорение трудящихся масс казахов, усиление колониального гнета. Таким образом, переселенцы и казаки оказывались на лучших землях, а казахи вытеснялись в пустынные и полупустынные регионы Центрального и Южного Казахстана. Формирование казахской интеллигенции в начале ХХ века: творчество и политическая деятельность. В начале XX века формируется новое поколение казахской интеллигенции. Его составили Алихан Букейханов, Бахытжан Каратаев, Ахмет Байтурсынов и многие другие; в будущем — основатели казахской национальной партии «Алаш». Участники нового общественного движения декларировали опору своих взглядов на передовые демократические идеи мировой общественной мысли и духовное наследие Абая. Значительное место в деятельности казахской интеллигенции начала XX века занимали правовые проблемы, поскольку действовавшее царское законодательство грубо нарушало, ущемляло права кочевого народа, что вызвало его естественный протест.Обладая полной информацией о бедственном положении своего народа на его исконных землях, они пытались донести до царского правительства информацию о социальных потребностях казахского народа, защитить его правовые интересы. Многие из них имели специальную юридическую подготовку, что позволяло им расширить правовые знания широких масс, обогатить и углубить их правовые знания. Центральное место правовой деятельности лидеров казахской интеллигенции М. Тынышпаева, Ж. Арменова, А. Байтурсынова, М. Дулатова занимал вопрос о земле. В своих научных и публицистических статьях, различных обращениях к царским властям они подвергали справедливой критике законодательные нормы царского правительства, не отвечающие жизненным условиям казахского народа.В начале XX века демократические традиции культуры в Казахстане получили дальнейшее развитие. Расширилась сеть начальных школ, мектебов, русско-казахских училищ. Часть казахской молодежи обучались в средних специальных учебных заведениях Ташкента, Оренбурга, Омска – были студентами Казанского, Петербургского и Томского университетов. На казахском языке выходило нескольго газет, среди которых наиболее популярной была газета «Казах» (редактор – А. Байтурсынов, ответственный секретарь – М. Дулатов). На развитие национальной культуры большое влияние оказал журнал «Айкап», издававшийся в 1911 – 1915 г.г. Журнал способствовал развитию литературы, языка, консолидации ниционального сознания. Виднейшие представители демократического направления в казахской литературе ХХ века – Мухамеджан Сералин, Султанмахмут Торайгыров, Сабит Донентаев, Испандияр Кубеев, Асет Найманбаев, продолжая традиции Абая Кунанбаева, традиции русского реализма, в своих произведениях и в демократическом журнале «Айкап» высмеивали пережитки патриархально-родовых отношений, религиозный фанатизм, боролись за социальное равноправие, выступали против колониальной политики царизма и капиталистической эксплуатации, призывали народ к росвещению, оседлости и земледелию, ставили вопрос об эмансипации женщины. Идеи, активно распространяемые казахской интеллигенцией, способствовали пробуждениею казахского общества, оказывали влияние на правосознание, нравственность казахского народа. Национальная периодическая печать начала XX века («Казах», «Айкап» и др.) и ее влияние на общественно-политическую ситуацию в Казахстане. Газета “Казах” — орган партии “Алаш” — сыграла определенную роль в пробуждении национального сознания казахов в годы революционных потрясений. Газета подвергла острой критике колониальную политику царизма, социальный и национальный гнет царского самодержавия, выражала протест против монархического режима. В связи с этим некоторые сотрудники подверглись преследованиям со стороны царской охранки, неоднократно арестовывались, находились под постоянным наблюдением полиции.. Первая из них — это «Казахская газета», вышедшая 2 февраля 1907 года в городе Троицке. Она открыто писала о колонизаторской политике царизма и объявила против нее политическую борьбу. Поэтому царское правительство закрыло «Казахскую газету» с первого же номера. Вторая независимая газета называлась «Серке» («Лидер»). И ее тоже постигла такая же участь. После выхода газеты (она издавалась в Петербурге) в редакции появилась полиция, которая арестовала весь тираж, а редакцию закрыла на замок. Причиной тому послужила статья М. Дулатова против политики правительства. Царская власть также прикрыла большевистскую газету «Орал», выходившую с 4 января по 27 апреля 1907 года в Оренбурге. Причина: газета среди казахских рабочих города распространяла революционные идеи и призывала их готовиться к вооруженной борьбе. Новую страницу в истории казахской периодической печати открыл журнал «Айкап», первый номер которого вышел в 1911 году. Его издателем и редактором был Мухамеджан Сералин, известный поэт и прозаик, журналист. За четыре года существования журнала вышло 88 номеров. Этот журнал для казахского общества того времени был особым явлением. Социальное неравенство казахского народа угнетало души многих прогрессивно мыслящих людей. Но они не в силах были что-нибудь изменить. Голоса одиночек не были слышны на бескрайних просторах казахской степи. Поэтому новая интеллигенция избрала другой путь — путь создания своей печати, которая явилась бы гласом народа. Таким рупором стал журнал «Айкап». Сералин сумел найти корреспондентов, журналистов, информаторов и сплотить их вокруг журнала. Журнал «Айкап» выходил в Троицке до августа 1915 года. В 1913—1918 годах выходила газета «Казах». Всего было выпущено 265 номеров, тираж каждого номера в среднем составлял 3 тысячи экземпляров, а иногда доходил до 8 тысяч. В газете поднимались вопросы перехода казахов от кочевания к земледелию. В этой связи пропагандировались вопросы культуры земледелия, вместе с тем не отрицалось, что и в кочевой жизни есть свои плюсы, много полезного, от чего не нужно отказываться, а что необходимо использовать. Поднимались также вопросы равноправия и свободы восточных женщин, проблемы межнациональных отношений. В период между Февральской и Октябрьской революциями в Семипалатинске начала выходить газета «Сарыарка». Редакторами ее были Р. Марсеков, Х. Габбасов. Газета опубликовала статью А. Ермекова «Да здравствует Алаш, да здравствует!», в которой декларировала решение второго Всеказахского съезда (12 декабря 1917 года) о провозглашении автономии Алаш-Орды. Появление первых казахских периодических изданий стало коренным поворотом в развитии культуры. Как известно, ни одна страна не может существовать без журналистики, без периодической печати. Страна без журналистики — это страна без своей летописи, без исторической памяти. Почему Петр I, по примеру зарубежных государств, решил издавать свою газету? Потому что без газет народ и глух, и нем, и слеп. Казахи взялись за это дело только в начале XX века. Появление национальной периодической печати — это заслуга передовых сынов казахского народа того времени, таких как Мухамеджан Сералин, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов и многих других. |