сессия сик ответы. сессия сик ответы(Даны) copy. Вопросы Государственного экзамена по дисциплине Современная история Казахстана
Скачать 339.52 Kb.
|
Участие казахов в деятельности I – II Государственных Дум России. Участие казахов в деятельности I – II Государственных Дум России. 23 апреля 1906г были изданы «основные государственные законы Росс.имп». образовался двухпалатный парламент. Верхняя-Гос.Совет, нижняя-Гос.Дума. в результате выборов ,прошедших в феврале-марте 1906года было избрано 14 депутатов,в том числе от Казахстана -9, из них 4 казаха.В 1906 году 1 Государственую Думу от казахов представляли: Тургайской области -Ахмет Биримжанов, Уральской губерний-Алпысбай Калменов Уфимской губерний- Салимгерей Жанторе Акмолинской обл-Ш.Кошегулулы Семипалатинской области-Алихан Бокейханов Бокейской орды-Бактыгерей Кулманов Обязательное знание русского языка.Первая дума настаивала на отчуждении помещичьих земель ,поэтому озлобленный ее упрямством царь ,подписал 9 июля 1906года Манифест о ее роспуске. Депутаты заседали 73 дня. С конца декабря началась выборная компания во вторую Думу было избрано 14 депутатов, 6 казахов: Акмолинск обл- Ш.Косшыгулулы Семипалатинск-Темиргали Нуркенов Урал.обл-Бакытжан Каратаев Тургайская обл-Ахмет Биримжанов Сырдарьинская обл-Тлеули Аллабергенов Семиреченская обл- Мухамеджан Тынышбаев Казахские депутаты активно использовали думскую трибуну для попытки проведения аграрного закона. На заседании 16 мая 1907 года Каратаев сделал доклад о влиянии переселения на хозяйство казахов. Когда его прервали ,он сделал знаменитое заявление о том, что казахи поддерживают любое российское оппозиционное движение ,выступающее за конфискацию «частновладельческих земель для удовлетворения крестьянского земельного голода» Не желающий идти на устпуки демократической оппозиции царь, 3 июня 1907 года распустил вторую Думу и издал «Положение» о выборах в 3 гос.думу. Коренное население Центр.Азии были лишены избирательных прав и права быть избранным в Думу. Влияние первой русской революции (1905г.) на общественно-политическое положение Казахстана. Влияние первой русской революции (1905г.) на общественно-политическое положение Казахстана.Положение рабочих-казахов было тяжелым. Рабочий день длился 14-16часов. Жили они в грязных бараках и холодных кибитках. Получали низкую зарплату ,которая выдавалась нерегулярно. В первые годы ХХв происходили забастовки среди железнодорожных рабочих на Сибирской жел.д. и на строительстве Оренбурско-Ташкентской дороги. Самой многочисленной была забастовка на станции Мугаджары.Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. Первая российская революция способствовала возникновению в крае первых групп и организаций РСДРП. На базе ране существовавших марксистских кружков оформились организации РСДРП в Перовске и Уральске, социал-демократические группы в Петропавловске, Казалинске, Туркестане, а несколько позднее в Акмолинске, Кокчетаве, Актюбинске, Павлодаре и других городах края. Значение революции 1905-1907 гг.: способствовала пробуждению политического сознания населения; накапливался опыт совместных выступлений против засилья царизма. Казахстан в годы первой мировой войны. В годы первой мировой войны усилилась роль Казахстана как сырьевой базы. Увиличена сума кибиточного сбора Усилилось переселенческое движение в сторону Казахстана У казахов к 1916 году было отобрано 45млн десятин земли Российская империя потеряла в этой войне убитыми более 1,5 млн. человек, ранеными более 3,5 млн. В ходе войны резко повысилась роль Казахстана в обеспечении фронта и промышленных предприятий промышленным и сельскохозяйственным сырьем. Стоимость животноводческого сырья, вывезенного в первый год войны 1914-1918 годов из Семиреченской области, составила 34 млн. рублей. Одним из последствий войны стало увеличение кибиточной подати. В 1914 году она составила 600 000 рублей, а в 1917 году-1 000 200 рублей. Трудности военного времени сказались на русских переселенческих поселках. На фронт призывалось трудоспособное мужское население, вследствие чего крестьянские хозяйства лишались рабочих рук. Особенно тяжелым было положение в Уральской, Акмолинской, Семипалатинской и Тургайской областях, где кормильцев лишились тысячи семей. Из-за нехватки рабочих рук сократилась добыча угля и нефти. В особенно тяжелом положении оказались рабочие предприятий, находившихся в собственности иностранных предпринимателей. 25 июня 1915 года были приняты правила об «использовании» инородцев на государственных предприятиях, фактически закрепившие рабочих за владельцами предприятий, которые выполняли военно-оборонные заказы. На горных и горно-шахтных предприятиях продолжительность рабочего дня в годы Первой мировой войны составляла 12-14 часов, привычным стало использование детского труда. Ежедневная средняя заработная плата составляла 20 копеек. В связи с первой мировой мировой был дан Указ российского императора от 25 июня 1916 года “О привлечении мужского инородческого населения империи для тыловых работ” и это привело Национально-освободительному восстанию. Национально-освободительное восстание 1916 года, причины, движущие силы, ход, основные этапы. Указ от 25 июня 1916года “О привелегии мужского инородческого населения на тыловые работы” . Причины восстания: Политика русификации,проводимая царским правительством Массовое переселенческое движение в Казахстан Изъятие земеееель у корреного населения 23 августа 1916 года секретным приказом генерала-губернатора Куропаткина были освобождены дети богатых и должностных лиц. Постепенно стихийное движение стало принимать организованный характер: сформировались его крупные очаги в Тургае и Жетысу.Руководителями восстания были в Тургайском центре А.Иманов, А.Жангильдин,А.Жанбосынов, в Семиреченском центре Т.Бокин,Б.Ашекеев, в Сырдариинской области- Т.Рыскулов,Уральск- С.Мендешев, Акмолиск- С.Сейфулин. В национально-освободительном восстании принимали участие и казахские рабочие. Лидеры вижения «Алаш» А. Букейханова и А. Байтурсынова к населению не оказывать сопротивления, чтобы уберечь безоружный народ от жестоких репрессий. Эти лидеры местного населения неоднократно пытались убедить администрацию не спешить с мобилизацией, провести подготовительные мероприятия, а также требовали обеспечить свободу совести, «правильную постановку просветительного дела», организовать обучение киргызских и казахских детей на родном языке с созданием для них интернатов и пансионатов, учредить местные газеты. В то же время ряд радикальных представителей киргызской и казахской интеллигенции (Бокин, Ниязосков, Жунусов) решительно призывали народ к вооружённому сопротивлению. Против восставших были направлены войска численностью около 30 тысяч человек с пулемётами и артиллерией. Вспомогательную роль играли ополчения из местных казаков и русских поселенцев. Уже в конце лета восстание было подавлено в Самаркандской, Сырдарьинской, Ферганской и ряде других областей, а в сентябре-начале октября было подавлено восстание и в Семиречье. Последние остатки сопротивления были подавлены в конце января 1917 года в Закаспийской области. При подавлении восстания нередки были случаи самосуда, в том числе совершённые населением, которое жестоко пострадало от восставших. За убийство своих родителей, жён и детей ополченцы порой мстили невиновным в тех зверствах людям или уже пленным. Приказом туркестанского генерал-губернатора при всех армейских отрядах и во всех уездных городах были созданы военно-полевые суды, которые выносили смертные приговоры. Февральская буржуазно-демократическая революция в России и особенности ее влияния на Казахстан. 27 февраля 1917 года в России свершилась Февральская буржуазно-демократическая революция.Известие о свержении самодержавия облетело всю территорию Казахстана. Для казахского общества такая смена политического режима в России означала надежды на ослабление и либерализацию колониальной политики. Вести о революции и образовании Временного правительства были положительно встречены казахской демократической общественностью. Одной из жизненно важных задач, стоявших перед Казахстаном, было прекращение кровавой бойни, развязанной прежними властями в 1916 году. В этой связи Временное правительство предприняло ряд мер по решению данной проблемы. Был отозван из Тургайской области карательный корпус генерала Лаврентьева, а 7 марта 1917 года был издан указ об амнистии участников восстания. 24 апреля 1917 года решением правительства были возвращены казахи, мобилизованные на тыловые работы. Ускорителем февральской революции 1917 г. стала первая мировая война.Экономическая разруха и поражение русских войск на фронтах войны, рост рабочего и аграрного движения в стране, в т.ч. Казахстане (1916 г.) свидетельствовали, о том что Россия находится на грани катастрофы. В феврале 1917 г. победила буржуазно-демократическая революция, свергнувшая царизм. Своебразие февральской революции заключалось в установлении двоевластия в лице Временного правительства и Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.Казахское население с самого начала Феральской революции приветствовало свержение царизма. Этому способствовали и некоторые меры Временного правительства по демобилизации «инородцев» на тыловые работы. 14 марта 1917 г. была приостановлена их мобилизация, а через месяц было принято решение об их демобилизации. В марте 1917 г. в Казахстане повсеместно сформировались местные органы Временного правительства – областные, и уездные исполнительные комитеты, отражавшие интересы предпринимателей, купцов, чиновников. Полностью поддержав Временное правительство, национальная интеллигенция приняла активное участие в деятельности его органов. 7 апреля 1917 г. было опубликовано постановление Временного правительства об организации Туркестанского комитета в составе члена Государственной Думы Н.П. Щепкина, А.Букейханова, М.Тынышпаева и др. Кроме этого руководители алашской интеллигенции получили должности: А.Букейханов был назначен комиссаром Тургайской области, М.Тынышпаев – Семиреченской области, Х.Досмухамедов – Уральской области. Политические партии 1917 года в Казахстане: большевики, кадеты, эсеры, «Алаш», «УшЖуз», «Шуро-и- Исламия», «Шуро-и-улемия» и др. их деятельность. БОЛЬШЕВИКИ- возникшее в начале 20 в. в России революционное, последовательное марксистское течение политической мысли в международном рабочем движении, получившее своё воплощение в пролетарской партии нового типа, в партии большевиков, созданной В. И. Лениным (см. Коммунистическая партия Советского Союза). воплощает в себе единство революционной теории и практики, сочетает идейные, организационные и тактические принципы, выработанные Лениным. Б., обобщив опыт революционного движения в России и во всём мире, явился важнейшим вкладом российского рабочего класса в международное коммунистическое и рабочее движение. КАДЕТЫ- крупная центристская политическая партия в России в начале XX века. Кадеты преобладали в первом составе Временного правительства,. Кадеты участвовали в различных подпольных антибольшевистских организациях (Правый центр, Национальный центр, Союз возрождения России) и активно поддерживали Белое движение. Главной задачей кадетов была организация борьбы с советской властью и установление связей со странами Антанты для получения военной и финансовой помощи. ЭСЕРЫ- Партия социалистов-революционеров. Партия эсеров активно участвовала в политической жизни страны после Февральской революции 1917 года, блокировалась с меньшевиками-оборонцами и была крупнейшей партией этого периода. К лету 1917 в партии было около 1 млн чел., объединённых в 436 организаций в 62 губерниях, на флотах и на фронтах действующей армии. Её списки заняли первое место на выборах в местные органы власти в Петрограде и Москве. Представители эсеров вошли в коалиционное Временное правительство, АЛАШ- Партия «Алаш» (1917—1920) — казахская партия, примыкавшая по идеологии к партии кадетов. Председатель партии — Алихан Букейханов. Официальный орган партии — газета «Қазақ». На Первом Всеказахском съезде, проходившем в Оренбурге с 21 по 28 июля 1917 года, произошло организационное оформление партии «Алаш». 14 марта 1917 г. на юге Казахстана была создана организация «Шура-и-Ислами» («Совет сторонников ислама»), среди лидеров которой были М. Абдурашидханов, М. Шокай и другие. Идеология «Шура-и-Ислами» базировалась на идее консолидации тюрко-мусульманских народов и достижениями национального самоопределения. Она отражала интересы коренного населения. По ее инициативе 16 апреля в Ташкенте открылся Всетуркестанский курултай мусульман, на котором присутствовали представители казахов, узбеков, туркмен и других народов Туркестана, всего более 150 делегатов. Председателем съезда был М. Абдурашидханов, среди сопредседателей был С. Лапин, а среди секретарей М. Шокай. Главным вопросом на съезде был вопрос об отношении к Временному правительству и об управлении Туркестаном в сложившихся после свержения самодержавия условиях. Съезд поддержал Временное правительство и выдвинул идею о том, чтобы Россия стала федеративной, демократической парламентской республикой во главе с президентом и Учредительным собранием и предоставлением автономии областям, в том числе и Туркестану. Была также поставлена задача создания всеобщей Туркестанской мусульманской организации — Туркестанского мусульманского совета (Краймуссовета). 12 июня 1917 г. такая организация была сформирована, а председателем Краймуссовета стал М. Шокай. Эта организация стремилась к тесному союзу с политическими силами. Шура-и-Улема (Шурои Уламо) (араб. «Совет духовенства») — общественно-политическая организация в Туркестане, существовавшая в годы революции 1917 года и Гражданской войны в России. В организацию входили представители мусульманского духовенства, местных феодалов, национальной буржуазии.Как отдельная организация Шура-и-Улема выделилась в июне 1917 года из организации Шура-и-Ислам.Члены организации выступали за сохранение патриархальных устоев в быту и в общественной жизни, традиционных форм собственности на землю. Выступали против буржуазно-демократических реформ, противоречащих нормам ислама. Среди участников движения были распространены идеи панисламизма и отделении Туркестана от России.17-20 сентября 1923 года в Ташкенте проходил съезд Шура-и-Улема.На 3-м съезде Советов Туркестанского края (ноябрь 1917) улемисты выступили против установления в Туркестане Советской власти, были в числе организаторов Кокандской автономии поддерживали и участвовали движение басмачей в Средней Азии. Создание органов двоевластия в Казахстане: особенности и их деятельность. Свержение царизма в результате Февральской буржуазно-демократической революции в 1917 г., в корне изменило расстановку политических сил в России. Восставшие рабочие, солдаты, крестьяне создали свои органы власти—Советы. Буржуазия и обуржуазившиеся помещики, воспользовавшись победой революции, захватили власть в свои руки и образовали Временное правительство и его органы на местах, в том числе в национальных окраинах. Двоевластие В марте 1917 г. в Казахстане повсеместно сформировались местные органы Временного правительства— областные и уездные исполнительные комитеты, отражавшие интересы предпринимателей, купцов, чиновников. 1)Временное правительство(защищало интересы буржуази) Местные органы Временного правительства в Казахстане, опираясь на кулаков, верхи казачества и определенную часть байства казахского аула, поддерживаемые политическими партиями буржуазного и мелкобуржуазного толка, продолжали грабить трудящихся, возложили на них бремя империалистической войны. 2)Советы солдатских,рабочих крестьянских депутатов-представлявших собой, по определению В. И. Ленина, революционно-демократическую диктатуру рабочих и крестьян, которая опиралась не на закон, изданный центральной государственной властью, а на революционный захват, на непосредственный почин народных масс снизу. В Казахстане была своя специфика и сложилось даже троевластие,третьей властью стали: 3)Казахские национальные комитеты(АЛАШ,Уш-Жуз,Шура-Ислами) Шура-и-улема-Выступали против буржуазно-демократических реформ, противоречащих нормам ислама. Среди участников движения были распространены идеи панисламизма и отделении Туркестана от России.17-20 сентября 1923 года в Ташкенте проходил съезд Шура-и-Улема.На 3-м съезде Советов Туркестанского края (ноябрь 1917) улемисты выступили против установления в Туркестане Советской власти, были в числе организаторов Кокандской автономии поддерживали и участвовали движение басмачей в Средней Азии. «Шура-и-Ислами».Идеология «Шура-и-Ислами» базировалась на идее консолидации тюрко-мусульманских народов и достижениями национального самоопределения. Она отражала интересы коренного населения. Партия Алаш- казахская партия, примыкавшая по идеологии к партии кадетов. Эволюция национальной идеи, национальной государственности начала ХХ века. Идеи самостоятельности казахского государства всегда волновали умы передовой части казахского общества. С периода вынужденного присоединения Казахских жузов к Российской империи, на тот момент одного из реальных выходов из сложившейся военно-политической ситуации, Степной край от десятилетия к десятилетию превращался в колониальную окраину.В начале формирования своего колониального статуса Степной регион открыто выражал свое недовольство проводимыми царизмом преобразованиями. Особо острыми, как известно, они были в первой половине XIX в., когда имперское правительство, ликвидируя ханскую власть, подрывало влияние аристократии, столетиями регулировавшей жизнь кочевого общества.Наиболее крупными вооруженными выступлениями кочевников были восстания под предводительством хана Кенесары, Арынгазы Абулгазиева, Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова и другие.Все они были жестоко подавлены царскими властями, однако воля народа и его стремление к восстановлению своей государственности не были сломлены. Выдающиеся казахские мыслители более позднего периода — Чокан Валиханов, Абай Кунанбаев и другие, если и не прямо говоря о казахской государственности на тот период ее колониальной истории, то через призму других проблем кочевого общества, выражали идею свободы, к которой стремился казахский народ. Отсутствие вооруженных восстаний в Степных регионах вовсе не означало, что кочевники смирились со своей участью, просто народ уступал превосходящей силе, поэтому стабильность в Крае была лишь внешней оболочкой, кипевших внутри общества серьезных проблем.В начале XX века формируется новое поколение казахской интеллигенции. Его составили Алихан Букейханов, Бахытжан Каратаев, Ахмет Байтурсынов и многие другие; в будущем — основатели казахской национальной партии «Алаш». Участники нового общественного движения декларировали опору своих взглядов на передовые демократические идеи мировой общественной мысли и духовное наследие Абая.Значительное место в деятельности казахской интеллигенции начала XX века занимали правовые проблемы, поскольку действовавшее царское законодательство грубо нарушало, ущемляло права кочевого народа, что вызвало его естественный протест.Обладая полной информацией о бедственном положении своего народа на его исконных землях, они пытались донести до царского правительства информацию о социальных потребностях казахского народа, защитить его правовые интересы. |