Главная страница
Навигация по странице:

  • + НУЖНО добавить за хозяйственную деятельность из вопроса 58

  • Ответы на экзамен этнология донну. эса ответы б. Вопросы к экзамену по курсу Этнология и социальная антропология


    Скачать 0.56 Mb.
    НазваниеВопросы к экзамену по курсу Этнология и социальная антропология
    АнкорОтветы на экзамен этнология донну
    Дата08.01.2022
    Размер0.56 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаэса ответы б.docx
    ТипВопросы к экзамену
    #325717
    страница10 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    54. Антропологическая характеристика народов Центральной Азии.

    Сравнительно однороден и антропологический состав населения, хотя он несколько сложнее, чем на Кавказе. Советские антропологи (Ярхо, Ошанин) выделили два основных европеоидных и один или два монголоидных типа среди народов Средней Азии; между собой они часто смешаны. Европеоидные типы — это «закаспийский», преобладающий среди туркмен, темно-пигментированный и длинноголовый; «памиро-ферганский» тип (или «тип среднеазиатского междуречья», названный так по его локализации в основном между рр. Аму- и Сыр-Дарьей), характерный для таджиков и узбеков; он отличается от закаспийского типа короткоголовостыо. Господствующий монголоидный тип — так называемый «южносибирский», с нерезко выраженными монголоидными признаками; его теперь чаще считают не самостоятельным расовым типом, а продуктом смешения монголоидной и европеоидной рас; преобладает среди казахов и киргизов, встречается в виде примеси у узбеков. Чисто-монголоидный «центрально-азиатский» антропологический тип представлен среди киргизов и (реже) казахов.
    55. Лингвистическая характеристика народов Восточной Азии.

    В Восточной Азии представлены пять крупных языковых семей: алтайская, сино-тибетская, австронезийская, кадаи и австроазиатская. Исключение в этом смысле состаляют айны, занимающие в этой классификации изолированное положение.

    Алтайская семья языков делится на три основные группы. К первой из них: тюркской - принадлежат в Восточной Азии уйгуры, салары, казахи и киргизы (ареал расселения основной массы тюркских народов находится в Синьцзяне - Западном Китае). В монгольскую группу входят монголы МНР и Внутренней Монголии на территории КНР, а также проживающие в КНР дунсян. Тунгусо-маньчжурская группа представлена главным образом на сев- востоке КНР - это прежде всего маньчжуры, а также сунгарийские народы (хэчжэ), эвенки и орочены. В настоящее время к алтайской семье часто относят также корейский и японский языки (что еще требует доказательств).

    Сино-тибетская семья представлена в Китае двумя группами языков китайской и тибето-бирманской. К первой из них относится китайский язык с его многочисленными диалектами, степень расхождения между которыми сопоставима с различиями между отдельными тюркскими, славянскими или романскими языками. В тибето-бирманскую группу входят языки тибетцев, а также ицзу, туцзя, хани, лису, наси (все эти народы населяют юго-западную часть КНР).

    Австроазиатские языки распространены в наше время, главным образом, запределами рассматриваемого региона - в Юго-Восточной Азии. На территории Китая они представлены группой мон-кхмер. С австро-азиатскими языками нередко сближают и языки семьи мяо-яо.

    Австронезийская семья, на языках которой говорят преимущественно за пределами Восточной Азии - в Юго-Восточнои Азии и Океании. Представлена языками коренного населения острова Тайвань (гаошань).
    56. Традиции, быт и культура народов Восточной Азии.

    В Восточной Азии отчетливо прослеживается непосредственная связь хозяйственно-культурных типов с географической средой, прежде всего с природно -климатической зональностью, характером ландшафта. С этой точки зрения данном регионе представлены различные хозяйственно-культурные типы двух географических поясов - теплого (субтропического и отчасти тропического) и умеренного.

    Отдельные черты хозяйственно-культурных типов лесных собирателей и охотников теплого пояса можно и в наши дни обнаружить, например, у мон-кхмерских народов КНР, в качестве пережитка у некоторых тунгусо-маньчжурских народов КНР прослеживаются отдельные черты хозяй-ственно-культурного типа таежных охотников. Хозяйственно-культурный тип ручных земледельцев умеренного пояса сложился на Средне-Китайской равнине еще в конце V тысячелетия до н.э. Выращивание в поймах рек засухоустойчивых культур (чумиза и просо). На юге некоторые особенности ручного земледелия остались и поныне у гаошань Тайваня, хайнаньского ли и мяо –яо. Для них характерно вырашивание корнеплодов и клубнеплодов (таро, ямс, батат), а также рисосеяние. Основные орудия палка копалка и мотыга. Третий ХКТ - пашенные земледельцы умеренного пояса, ставший господствующим у китайцев, корейцев, мавньчжуров после широкого распространения железных орудий с сер. I тыс.до н.э. Тягловое животное – буйвол. Зерновые культуры: пшеница, просо, чумиза, менее - рис. Характерны бобовые - соя. Среди распространенных технических – хлопчатник, тут.

    Среди народов юга Восточной Азии распространен ХКТ земледельцев теплого пояса (в том числе юг Кореи и Япония). Основа – рисосеяние с использованием буйволов и бесполозного плуга. Овощеводство и цитрусовые. Технические – чай и масличные, хлопок. У народов горных регионов юга Вост. Азии (тибетцы, ицзу) сложился тип пашенных земледельцев высокогорий, возд. тяжелым плугом гречиху овес и ячмень.

    Четвертая группа ХКТ связана со скотоводческим населением монгольских, тюркских и тунгусо – маньчжурских народов. На территории совр еменной Монголии уже в сер. I тыс. до н.э. складывается ХКТ кочевников аридной зоны.

    Разнообразие типов жилища у народов Восточной Азии определяется особенностями хозяйственно-культурных типов. Образ жизни оседлых земледельцев обусловил распространение у них постоянных, долговременных ж|илищ тогда как у кочевников преобладают различного рода разборно- переносные жилища. Специфика хозяйственного уклада и естественно-природ.среды сказывается также в конструкции дома и традиционном наборе строительных материалов.

    У земледельческих народов Восточной Азии жилище может быть дифференцировано в зависимости от уровня пола относительно поверхности. Отличительной особенностью жилища у большинства народов Восточной Азии является так называемая каркасно-столбовая конструкция, где тяжесть кровли ложится на каркас из столбов и балочных перекрытий, а стены таковых не несут сколько-нибудь значительной нагрузки и даже вообще могут отсутствовать. Каркасно-столбовая конструкция характерна для заглубленных землю, наземных и для свайных жилищ древних и современных народов Вост. Азии — китайцев, корейцев, японцев, тайских и мон-кхмерских народов. У уйгуров Синьцзяна, а также у тибетцев и ицзу имеют распространение дома с несущими стенами, возводимыми из сырцового кирпича и тесаного камня.

    К середине I тыс. н.э. у кочевников Восточной Азии появилась юрта с разборным деревянным каркасом, сохранившаяся в быту современных монгольских и тюркских народов. Основным типом жилища кочевников высокогорий является шатер из кошмы или грубой шерстяной ткани натягиваемый на каркас из жердей

    Черты одежды кочевников-скотоводов издревле отражали специфику их хозяйственно - культурного уклада. «Изобретением» кочевников были штаны совершенно необходимые при верховой езде и лишь сравнительно поздно заимствованные земледельческими народами. Основным компонентом костюма кочевников Восточной Азии была наплечная распашная одежда типа халата, причем вплоть до позднего средневековья у них преобладала манера запахивать халат на левую сторону (правая пола наверху).

    У народов юга Восточной Азии, принадлежавших к ХКТ ручных земледельцев теплого пояса, первоначально были распространены набедренные повязки (у мужчин) и несшитые юбки типа саронга (у женщин), а наплечная одежда и обувь зачастую отсутствовали вовсе. Однако на протяжении веков одежда этих народов значительно изменилась (главным образом, под влиянием китайцев, чему способствовали эпохальные изменения климата - перемещение на юг северной границы субтропиков). В настоящее время у большинства народов КНР распространена правозастежная наплечная одежда, сохраняющая значительные локальные различия в покрое и орнаментации. Своеобразна традиционная одежда корейцев, в особенности женская, состоящая из короткой кофты, широких шаровар и юбки. повязываемой выше талии длинным кушаком.

    На фоне прогрессирующей нивелировки особенностей материальной культуры народов Восточной Азии обращает на себя внимание прочное сохранение этнических традиций одежды в такой индустриально развитой стране, как Япония.

    В пище народов Восточной Азии противопоставлены друг другу два различных комплекса. Первый из них характерен для скотоводов-кочевников, второй - для земледельцев. Основу рациона кочевых народов Восточной Азии составляют мясные и молочные продукты. Молоко, которое, кстати, никогда не употребляется ими в сыром виде, используют для приготовления большого числа продуктов - простокваши, кумыса, масла, сыров. Мучные блюда - кусочки теста, сваренные в бараньем жире, поджаренное тесто, замешанное на пенках, не являются основными.

    Напротив, у всех земледельцев имеется противопоставление «основной» еды (мучной и крупяной) и «второстепенной» (мясной, рыбной, овощной). Среди различных видов «основной еды» абсолютно преобладал рис, сваренный на пару; у северных китайцев вместо риса часто употреблялись пареные на пару несоленые хлебцы из пшеничной или кукурузной муки, а также разнообразные лепешки. «Второстепенная еда» готовится из мелко порезанных продуктов, приготавливаемых чаще всего путем жарки в глубокой полусферической сковороде. Особенностью японской кухни является употребление в пищу сырой рыбы, сдобренной различными приправами. Молоко и в особенности кисломолочные продукты большинство восточноазиатских земледельческих народов в пищу не употребляют. Многие народы юга Восточной Азии (в частности, таи) предпочитали обычному рису клейкие сорта, которые на севере используются только в праздничной пище. Кроме того, в рационе народов Восточной Азии большую роль играет рыба.
    57. Общая характеристика народов Южной Азии.Традиции, быт и культура.

    Духовная культура народов Южной Азии имеет многовековые традиции, обогащающиеся новыми достижениями. До наших дней в народе распространены древние эпические произведения Махабхарата, Рамайяна и др. Их читают, декламируют, поют. На их темы ставят театральные представления. Популярна форма театрального представления катакали, основанная на давних народных традициях. Бытует кукольный театр.

    Каждый праздник сопровождают песни и танцы. Популярны в народе представления фокусников.

    Многообразна музыка народов Азии. Различны музыкальные инструменты, из них наиболее популярны щипковые (вина), смычковые, барабаны.

    Высокого развития достигли в Южной Азии изобразительное искусство и архитектура. Знаменит архитектурный комплекс средневековой Агры, куда входит всемирно известный мавзолей эпохи Великих Моголов — Тадж-Махал. Поражают своей красотой храмы Бенареса и другие памятники. С древности существует традиция живописи. Знамениты настенные росписи пещерных храмов Аджанты. Развиты резьба по дереву, миниатюра, которые сочетают в себе высокое профессиональное мастерство и народность мотивов.

    Далеко за пределами Южной Азии славится ее народная медицина, основанная на природных лекарственных средствах и воздействии на психику человека. Широко известно учение йоги.

    В колониальную эпоху образование, наука, искусство пришли в значительный упадок. Наследием того времени являются миллионы неграмотных. Упорным трудом это отставание постепенно преодолевается.

    В Южной Азии распространены различные религиозные верования. Наибольшее число последователей имеют индуизм, ислам и буддизм. Отдельные группы населения исповедуют джайнизм, сикхизм и христианство. Имеется небольшое число последователей разновидности маздеизма (парсы). Индуизм своими корнями восходит к религиям древних ариев и местных племен. Индуизм — политеистическая религия. Из божеств в наше время наиболее почитаются Вишна и Шива. При этом в каждой деревне наряду с главным почитается и местное божество. Некоторое значение в верованиях имеет культ предков. Буддизм возник в Северной Индии примерно в 6—5 вв. до н. э. Его появление было связано с ответной реакцией на брахманизм, на жесткую и широко разветвленную систему каст. Буддизм признает всех равными. Но наряду с этим он проповедует пассивное отношение к жизни и несправедливости. В настоящее время он распространен главным образом в Непале, Бутане и Шри Ланке. Несколько миллионов буддистов имеется в Индии.

    Джайнизм возник примерно в то же время, что и буддизм. Как и буддизм, джайнизм не признает кастовой системы и призывает к непротивлению злу и самосовершенствованию.

    В 16 —17 вв. сложилась религия сикхов. Наряду с элементами индуизма сикхизм содержит также черты ислама и других религий. Сикхи поклоняются единому богу, не признают каст, монашества, изображений божеств. Распространена эта религия главным образом в Пенджабе.

    Племенные религии в Южной Азии очень разнообразны, причем на верования многих народов известный отпечаток наложил индуизм. Малые народы Южной Азии поклоняются стихийным силам — ветру, грозе, воде, и т. п. По религиозным представлениям мир населен добрыми и злыми духами. Встречаются пережитки тотемизма. Бытует вера в души и их переселение. Повсеместно распространен культ предков.

    В настоящее время происходит довольно интенсивный процесс перехода от племенных верований к индуизму, исламу, христианству и другим религиям.

    + НУЖНО добавить за хозяйственную деятельность из вопроса 58
    58. Системы земледелия и сельскохозяйственные орудия народов Южной Азии.

    Южная Азия, судя по современным археологическим, палеоботаническим и палеозоологическим данным, не входила в ареал первичного, наиболее древнего одомашнения растений и животных. Тем не менее уже довольно рано стало возникать производящее земледельческо-животноводческое хозяйство.

    Плужное земледелие, сочетавшееся с животноводством и ремесленным производством, стало наиболее распространенным хозяйственно-культурным типом еще до начала нашей эры. Вместе с тем все народы, относящиеся к рассматриваемому хозяйственно-культурному типу, имеют развитые классовые отношения и издавна живут в условиях государственности.

    Земледельческие области располагаются главным образом по плодородным долинам рек Индии, Пакистана, Бангладеш, Шри Ланки, по предгорьям и долинам Непала. Давними земледельцами являются все крупные народы, говорящие на индийских языках: бенгальцы, хиндустанцы (хинди, урду и др.), ассамцы, гуджератцы, маратхи, бихарцы, ория, сингальцы и др.; названные выше крупные дравидские народы, а также некоторые более мелкие этнические группы.

    В Республике Индии основная продовольственная культура — рис, и только на северо-западе преобладает пшеница. На втором месте после пшеницы стоят просяные и бобовые. Разводятся другие злаковые, разнообразные овощи, фрукты. Большое значение в земледелии имеют технические и плантационные культуры: хлопок, сахарный тростник, джут, масличные, каучуконосы, кокосовая пальма.

    Выращиваются кофе, табак, широко известный «индийский» чай из Ассама. Значительная часть культур имеет экспортное назначение. Индия занимает первое место в мире по поголовью крупного рогатого скота. Скот считается священным, и по традиции его нельзя убивать, поэтому велико число непродуктивных животных, что создает затруднения для сельского хозяйства. В предгорьях Гималаев разводят также коз и овец. Как транспортные и тягловые животные используются слоны, ослы, в засушливых областях верблюды. Лошадей держат мало.

    Довольно сходен с индийским облик сельского хозяйства в Бангладеш и Шри Ланке.

    В Пакистане выращивают рис, пшеницу, просо, масличные культуры, хлопок, сахарный тростник. На северо-западе Пакистана и в Синде ведется кочевое и полукочевое скотоводство. Разводятся мелкий рогатый скот, верблюды, лошади.

    Плужное, как отчасти и мотыжное, земледелие ведется в Южной Азии с древности в орошаемой форме.

    Плуг известен в Южной Азии с древнейших времен. В качестве тягловой силы используются буйволы или зебу. Вспаханная земля обрабатывается своеобразной бороной с упором. Посевы заравниваются бревном-волокушей. Сеют вручную. Жнут серпами, либо срывают колосья руками. Молотят цепами, либо прогоняют по снопам животных. Зерно часто еще мелют на ручных мельницах или толкут в каменных ступах.

    Пища у большей части населения Южной Азии растительная и молочная. Едят много овощей, фруктов, на побережьях морей и рек рыбу. Мясо в пищу, особенно коровье, индуисты не употребляют. Мусульмане не едят свинину.

    Традиционные транспортные средства — тяжелая повозка с упряжкой из волов или зебу, вьюк. В кочевых областях используют под вьюк и под верх верблюдов и лошадей. В джунглях все тяжести транспортируются на спинах носильщиков.
    59. Этническая история народов Европы.

    В Восточной Европе сформировались племена, говорившие на финно-угорских языках (предки современных саамов, эстонцев, коми, удмуртов, марийцев и мордвы). Считается, что расселялись эти племена в Восточной Прибалтике уже в неолите, а в середине III тысячелетия до н. э. распространились по всей лесной полосе Поволжья и Волго-Окского междуречья (с финно-угорскими племенами связывают дьяковскую, городецкую, ананьевскую культуры раннего железного века). Позднее в районах расселения финно-угров стали появляться племена, говорившие на славянских и балтских языках.

    Севернее территории, занятой угро-финнами и балто-славянами, а также в Западной Сибири и в бассейне Енисея обосновались предки ненцев, энцев, нганасан, селькупов, хантов и манси. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке расселились предки эвенков, ламутов, удэгейцев, нанайцев, а также чукчей, эскимосов, коряков, ительменов, алеутов и нивхов.

    В лесостепных и южных таежных областях Восточной Европы и Зауралья обитали племена, принадлежавшие к иранской языковой группе индоевропейцев (племена срубной культуры). Этнологи говорят о генетической связи племен срубной культуры и древнеямной неолитической культуры. На иранских языках говорили многочисленные племена Южной Сибири. К югу от Байкала жили предки нынешних тюркоязычных и монголоязычных народов, которые позднее сыграли большую роль в этнической истории Сибири и Восточной Европы.

    Остановимся несколько подробнее на этнической истории славянских народов. В середине II тысячелетия до н. э. на территории Восточной Европы появились народы, говорившие на древнеевропейских языках, восходящих к индоевропейской группе. По мере расселения от них отделялись большие группы племен, которые оседали на новых землях. Так, огромную территорию - южное побережье Балтийского моря, часть Центральной и Восточной Европы - заселили племена, говорившие на балто-славянеких языках. Земли, на которых осели предки современных славян и балтов, на западе ограничивали реки Днестр и Висла, на востоке - верховья Западной Двины и Оки.

    Поскольку эти племена постоянно общались между собой, их языки были очень близки. Сходными были жилища, одежда, домашняя утварь, другие предметы материальной культуры. Поэтому до сих пор не удалось точно установить, какие именно археологические памятники II-I тысячелетия до н. э. оставили предки славян, а какие - предки балтов. Помимо охоты и рыболовства, они занимались лесным скотоводством и подсечным земледелием.

    Приблизительно в середине I тысячелетия до н. э. балто-славяне распались на балтские и славянские племена. Завершился чрезвычайно важный для этногенеза процесс: славяне осознали свою этническую самостоятельность, дифференцирован и себя в культурном и языковом отношении от других, неславянских, племен. Отныне и у славянских, и балтских племен будут различные исторические судьбы.

    Вернёмся к Западной Европе.

    В III — II тыс. до н. э. под влиянием древневосточных культурных центров на юге Европы сложилась выдающаяся Крито-Микенская цивилизация. Культуру крито-микенских времен унаследовала цивилизация эллинов (греков), возникшая в I тыс. до н. э., а ее преемником, в свою очередь, стал Древний Рим.

    В Римской империи (конец I в. до н. э. — 2-я половина V в. н. э.), в ее западной части, происходила массовая романизация (от названия Roma — Рим) европейского населения. Завоеванные римлянами народы перенимали культуру и язык завоевателей — латынь, однако, латынь смешивалась у них с местными языками (в основном кельтскими), отчасти искажаясь, отчасти приобретая новые формы. Так возникла вульгарная (народная) латынь, которая дала начало современным романским языкам.

    Великое переселение народов. В III—IX вв. В III – IX вв. уже нашей эры в Европе происходили массовые миграции германских, славянских, тюркских, иранских и других племен и племенных объединений, позднее получившие название Великого переселения народов. Мощный импульс этому переселенческому потоку придали тюркоязычные племена гуннов. Они пришли в Европу в IV в. из далеких азиатских степей. В то время произошло первое столкновение жителей Европы с монголоидами. Гунны разгромили германоязычные племена остготов (восточных готов) и стали теснить родственных им вестготов (западных готов), живших на землях к северу от нижнего течения Дуная. Вестготы с согласия римского императора переселились на Балканский полуостров, входивший в ту пору в состав Римской империи. В 378г. они восстали и в союзе с гуннами и пришедшими с востока ираноязычными аланами разгромили римские войска. В 410г. вестготы захватили Рим. После этого поражения император Западной Римской империи (раздел Римской империи на Западную и Восточную произошел в 395 г.) уступил вестготам Аквитанию (юго-западная часть территории современной Франции), где в 419 г. возникло первое германское государство на территории Западной Европы — Тулузское королевство. Позже к вестготам отошел и северо-восток Пиренейского полуострова. А в северо-западной его части закрепилось другое германское племя— свевы. В середине V в. другие германские племена— бургунды и франки — создали свои королевства (Бургундское и Франкское) в Галлии. Примерно в это же время германские племена англов, саксов и ютов начали завоевывать покинутые римлянами Британские острова, населенные в то время кельтами.

    В середине V в. гунны вместе с остготами вторглись в Галлию, но были разбиты объединенными силами римлян и обосновавшихся там германцев и ушли па Дунайскую равнину. С VI по VIII в. на этой равнине господствующие позиции заняли авары. Впоследствии гунны и авары полностью растворились в местном населении.

    В 476г. под ударами германцев прекратила свое существование Западная Римская империя, а в 493г. принявшие участие в ее разгроме остготы создали свое государство, охватившее обширную территорию от Центральной Италии до Дуная. На севере Италии в VI в. обосновалось германоязычное племя лангобардов.

    Таким образом, германские племена широко расселились в Западной Европе и создали здесь свои государства. При этом в сильно романизированных частях Европы (на территории Галлии, Иберии, Италии) сохранились разные диалекты вульгарной латыни, а германцы со временем подверглись ассимиляции местным населением. В тех же районах, где культурное влияние римлян было слабым (например, в Британии), возобладали германские языки.

    На территории Восточной Римской империи (Византии) главной движущей силой массовых переселений были славяне. В V—VII вв. они расселились на обширной территории от Черного и Эгейского морей до Адриатики.

    В VIII в. на юго-запад Европы вторглись арабы. Они завоевали некоторые территории в северном Средиземноморье (например, Пиренейский полуостров). Арабская культура, начиная с материальной — элементов одежды и домашнего быта — и заканчивая высокими образцами арабской поэзии, науки, архитектуры, наложила сильнейший отпечаток на культуру народов Пиренейского полуострова.

    В IX в. в Центральную Европу, в бассейн Дуная, проникли мадьяры (венгры). Бывшие прежде скотоводческими, кочевыми племенами, на новом месте они перешли к земледелию, восприняли многое из местной культуры, но сохранили и передали потомству свой язык (финно-угорский), на котором и сейчас говорят венгры.

    IX и X в. были отмечены перемещением с севера на юг скандинавских племен (норманнов). Они покорили одну из северных областей Франции (позднее получившую название Нормандии) и постепенно романизировались, то есть перешли на французский язык (сложившийся ранее на базе местного варианта вульгарной латыни), а также испытали культурное воздействие со стороны французов. В XI в. уже романизированные норманны завоевали Англию. Благодаря норманнам Англия испытала сильное французское влияние, именно норманнское завоевание привело к тому, что в английском языке появился большой пласт романской лексики. Кроме Северной Франции и Англии, норманнам на некоторое время удалось закрепиться на юге Апеннинского полуострова и на острове Сицилия.

    В XIV—XV вв. в Европу проникали турки-османы. Им удалось разгромить Византию и на несколько веков подчинить себе Балканы. В период феодализма (VIII—XVI вв.) в разных городах Европы сформировались еврейские общины. В XV—XVI вв. в Европе появились цыгане и постепенно, небольшими группами, расселились во многих странах.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта