Главная страница
Навигация по странице:

  • Дуалистическая концепция Ю.В. Бромлея . ответ в вопросе №16

  • Информационная концепция этноса Н.Н. Чебоксарова и С.А. Арутюнова .Согласно информационной теории, объединяющим фактором выступает язык.Примордиализм

  • В целом можно выделить три основных исторических типа этногенеза . Палеоэтногенез

  • Теории

  • Ответы на экзамен этнология донну. эса ответы б. Вопросы к экзамену по курсу Этнология и социальная антропология


    Скачать 0.56 Mb.
    НазваниеВопросы к экзамену по курсу Этнология и социальная антропология
    АнкорОтветы на экзамен этнология донну
    Дата08.01.2022
    Размер0.56 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаэса ответы б.docx
    ТипВопросы к экзамену
    #325717
    страница3 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    14. Основные теории этноса в западной этнологии.

    Пассионарная теория (биоэнергетическая) Л.Н. Гумилёва.

    • ответ в вопросе №15 (этнос являлся биофизическим продуктом, подчиняющимся законам развития биосферы, действиям особого космического излучения, под влиянием которого рождаются пассионарии – творцы нового этноса («люди длинной воли» и Чингисхан)).

    Дуалистическая концепция Ю.В. Бромлея.

    • ответ в вопросе №16 (каждый исторический тип этноса (племя, народность) представляет собой единство биологического и социального)

    Информационная концепция этноса Н.Н. Чебоксарова и С.А. Арутюнова.

    Согласно информационной теории, объединяющим фактором выступает язык.

    Примордиализм. Основоположник – Эдвард Шилз. Был сформулирован и развит в работах К.Гирца, Р.Гамбино, Ю.В. Бромлея. Возник в Германии в 19 веке. Теория утверждает, что этничность запрограммирована генетически и в основе этноса лежат принципы кровного родства, общей территории, общего происхождения. Делится на два направления: природное (возникновение этничности с помощью эволюционных идей, т.е. в основе этничности лежат биологические и генетические корни) и эволюционно-историческое (общность возникла на основе единства «крови и почвы»).

    Инструментализм. Основоположник – Дэниэл Белл, Натан Глейзер, Патрик Мойнихэн. Возник в 70-е гг. 20 века. Инструментализм рассматривает этничность в качестве инструмента, используемого политическими лидерами для достижения своих интересов, в борьбе за благосостояние, статус, власть.

    Конструктивизм. Получил распространение в этнологии США, Канаде, Австралии. Сторонники – Бенедикт Андерсон, Пьер Будье, Эрик Хобсбаум. Считали, что этничность конструируется определенными социальными элитами данной территории для удовлетворения определенных политических, социальных и экономических задач.
    15. Пассионарная теория этноса Л. Гумилева.

    Исходная идея данной теории заключается в том, что рождение этноса связано с попаданием солнечных лучей на Землю.

    В целом можно выделить три основных исторических типа этногенезаПалеоэтногенез — формирование групп этносов, сложившихся в результате их длительного культурного взаимодействия или политических связей. Выделяются этноязыковые (германцы, славяне, тюрки, арабы), этнорасовые (в Латинской Америке), этнокультурные (народы Кавказа, Поволжья, Сибири) и этнополитические (британцы, швейцарцы) формы палеоэтногенеза. 

    Мезоэтногенез — возникновение этносов типа народностей, т. е. этносов, находящихся на стадии между племенами и нациями. Мезоэтногенез совпадает с образованием раннеклассовых государств, и впоследствии именно на базе этносов типа народностей сформировалось большинство современных наций развитых государств.

    Неогенез — этногенез Нового и Новейшего времени, происходящий на территории Африки, Америки, Океании, Азии, в котором принимают участие как представители ранее сложившихся этносов (главным образом европейские переселенцы), так и местных этнических групп, находящихся на разных стадиях этногенеза.
    16. Дуалистическая теория этноса Ю. Бромлея.

    Исходная идея данной теории заключается в том, что в этносе сочетаются, с одной стороны, собственно этнические свойства и характеристики (этнический язык, народно-бытовая культура, обрядовая деятельность, этническое самосознание, закрепленное в этнониме - самоназвании этноса), а с другой стороны, те характеристики, которые рассматриваются преимущественно в качестве условий формирования и существования собственно этнических элементов (природно-географо-территориальные, экономико-социальные, государственно-правовые и т.п.). В соответствии с этим делением любой этнос получает двойственную (дуалистическую) природу и раскрывается в двух смыслах - узком и широком.

    Этнос в узком смысле был назван автором теории этникосом (Исторически сложившаяся на определенной терри­тории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и пси­хики) и включал в себя собственно этнические характеристики. Этнос в широком смысле был назван этносоциальным организмом и представлял собой сочетание собственно этнических элементов с условиями его возникновения и функционирования. Наиболее часто приводимый в литературе пример узкого и широкого смыслов понятия «этнос» - пример украинцев: все украинцы, живущие в мире, - это этникос, а украинцы, проживающие в границах Украины, - это этносоциальный организм.

    Природу этноса Бромлей рассматривал сквозь призму двух подходов:

    - этнос – результат взаимодействия природы;

    - этнос – результат взаимодействия социальной среды.
    17. Теории расогенеза.

    Расогенез - процесс происхождение и развитие человеческих расовых групп внутри биологических вида Homo sapiens. Находки черепов позднепалеолитических людей говорят о том, что основные особенности главных расовых делений человечества, существующих в настоящее время, уже были выражены в эпоху позднего палеолита достаточно отчётливо, хотя, по-видимому, всё же меньше, чем в настоящее время. Они более или менее точно совпадали с границами материков. Раса – это биологическое понятие, не несет социального либо психологического смысла.

    Теории:
    1)Полицентризма – у каждой расы свой центр. Выдвинул теорию в 1938 году Ф. Вейденрайх. Гипотеза параллельной эволюции палеоантропов (или даже архантропов) до неоантропов на разных континентах Старого Света. Современные большие расы человека выводятся при этом от разных видов палеоантропов (или даже архантропов). Противоречит некоторым современным положениям теории эволюции животных. Крайние варианты гипотезы опровергнуты единством генофонда человечества и археологическими данными, подтверждающими в целом моноцентризм с весьма вероятной частичной ассимиляцией неандертальцев.
    2) Моноцентризма - учение о происхождении человека современного типа (Homo sapiens, неоантропа), ещё не дифференцировавшегося на расы из одной области земного шара от одной формы древнего человека. На позициях моноцентризма стояли многие советские антропологи. Комплексом современных исследований подтверждается узкий моноцентризм африканского происхождения человека.

    Классификация рас:

    Европеоидная раса сформировалась преимущественно в Европе. Наиболее характерная особенность европеоидной расы — выступающий нос. Волосы европеоидов прямые или волнистые, обычно мягкие (особенно у северных групп). Надбровные дуги часто большие, разрез глаз всегда широкий, хотя глазная щель может быть небольшой, нос обычно крупный, резко выступает, переносье высокое, толщина губ небольшая или средняя, рост бороды и усов сильный. Кисть и стопа широкие. Цвет кожи, волос и глаз варьирует от очень светлых оттенков у северных групп до очень тёмных у южных и восточных популяций.

    Монголоидная (азиатско-американская) раса – в Азии. Монголоидная раса сложилась в областях с жарким, но сухим континентальным климатом. Глаза характеризуются узким разрезом и наличием особой складки во внутреннем углу глаза — эпикантуса. Представители имеют чёрные жёсткие прямые волосы; тёмные глаза; смуглая, часто желтоватым цветом кожа; слабое развитие третичного волосяного покрова; сильное выступание скул; уплощённое лицо.

    •Негроидная (африканская) раса. Представители негроидной расы населяли Африку и Австралию. Среда обитания негроидов характеризуется высокой температурой и большой влажностью, что могло привести к появлению тёмной кожи, курчавых волос, широкого носа, толстых губ. Так, тёмный цвет кожи объясняется наличием в покровных слоях кожи большего, чем у других рас, количества меланина — пигмента, предохраняющего кожу от ожогов. Курчавые волосы создают вокруг головы воздухоносную прослойку, которая предохраняет от перегрева. Широкий нос с крупными ноздрями и толстые губы с обширной поверхностью слизистой оболочки усиливают теплоотдачу, как и большее количество потовых желёз на единицу поверхности тела. Большая высота и удлинённая форма черепной коробки также способствует защите от перегрева.

    Выделение крупных ветвей в рамках больших рас относится к эпохе мезолита. Внутри европеоидной расы выделяются северная и южная ветви, внутри монголоидной — азиатская и американская, негроидный ствол разбивается на африканскую и австралийскую. К этому же времени относится формирование метисных типов в смешанных зонах. Подавляющая часть современных расовых типов сформировалась на протяжении последних двух-трёх тысячелетий.
    18. Географическая классификация народов мира.

    С помощью такой классификации этносов выделяются услов­ные географические регионы, в которых расселены народы мира. Эта классификация используется главным образом при внешнем описании народов и в некоторых случаях, когда пространствен­ное расселение народов может иметь существенное значение при решении этнологических проблем.

    Классификация такого типа опирается на факт географическо­го соседства народов и отражает совместный характер их проживания в пределах какой-то определенной, чаще всего обширной территории. Так появились понятия «народы Кавказа», «народы Восточной Европы» и т.д. Но подобное географическое объединение народов возможно лишь в той мере, в какой географический принцип классификации совпадает с этническим. Географическая классификация не отвечает на вопросы о происхождении народов, о процессах их формиро­вания, о хозяйственном и культурном облике, об уровне социаль­но-экономического развития, но позволяет пространственно упо­рядочить и распределить этносы по регионам. На более низком уровне, в пределах пространственно незначительных территорий последовательное проведение в жизнь географической классифи­кации этносов приводит к непримиримым противоречиям с пред­ставлениями о родстве этнических групп. Поэтому географическая классификация носит вспомогательный характер и ею пользуются лишь в той степени, в какой она обнаруживает свое совпа­дение с группировкой народов по другим критериям, т.е. в рамках крупных регионов. При классификации этносов внутри ограни­ченных областей от нее приходится отказываться.

    Единой принятой во всех странах географической классифика­ции не существует. Самое простое деление: народы Австралии и Океании, народы Азии, народы Америки, народы Африки, наро­ды Европы. Именно этой классификацией мы пользовались, опи­сывая этническую картину мира и этнодемографические процес­сы, происходящие в нем.
    19. Антропологическая классификация народов мира. Большие, переходные и смешанные расы.

    Антропология изучает происхождение человека (антропогенез), его эволюцию, образование человеческих рас, морфологические и физиологические особенности человека. Для этнографии существенным являются раздел этнической антропологии. Расами называются биологические подразделения человечества современного вида, различающиеся общими наследственными, физическими особенностями, с общим происхождением и определенной областью обитания.

    Одним из первых создателей расовой классификации был французский ученый Франсуа Бернье, опубликовавший в 1684 г. работу «Новое разделение земли, основывающееся на различных видах или расах людей, ее населяющих», в которой употребил термин «Раса» - от лат. племя. Бернье выделил четыре основные расы (европейскую, африканскую, монгольскую и лапландскую). Антропологи выделяют несколько крупных (больших) рас «первого порядка», промежуточных, - но также самостоятельных. Кроме того, в каждой расе первого порядка выделяются основные подразделения. «Малые расы» или «расы второго порядка», обладающие признаками основной расы.

    Время образования основных расовых типов относят обычно к эпохе возникновения человека современного вида неоантропа, в ходе которой в основном завершился биологический этап антропогенеза, что выразилось в прекращении в основных чертах действия естественного отбора, и началось социальное развитие человеческих обществ. Формирование основных рас происходило за 40-16 тыс. лет до нашего времени. В ходе истории происходило постоянное смешение рас, вследствие чего практически "чистые" расы не существуют, а все они обнаруживают те или иные признаки. По всем основным морфологическим, физиологическим, психическим и умственным свойствам расы не имеют каких-либо принципиальных, качественных различий и составляют единый биологический вид.

    Негроидная раса

    Наглядными признаками являются:

    1. темная пигментация кожи (за исключением готтентотов);

    2. курчавые жесткие волосы;

    3. слабое развитие третичного волосяного покрова;

    4. альвеолярный прогнатизм (выступание вперед лицевого отдела черепа).

    Монголоидная раса

    Для этой расы характерны:

    1. темные прямые тугие волосы;

    2. слабое развитие третичного волосяного покрова;

    3. уплощенный лицевой скелет с выступающей скуловой частью;

    4. альвеолярный прогнатизм:

    5. строение глаза, при котором слезный бугорок прикрыт складкой

    Расы смешанного типа: негроидная (эфиопская группа - с европеоидами, бушменская группа- с монголоидами), азиатско-амер., австралоидная (австралийцы, айны (океанские)

    Европеоидная раса

    Главные признаки в следующем:

    1. светлая или смуглая кожа;

    2. мягкие волнистые волосы;

    3. среднее и сильное развитие третичного волосяного покрова;

    4. значительная профилировка (выступление) лицевого скелета;

    5. незначительное выступление челюстей;

    6. узкий выступающий нос с высоким переносьем;

    7. тонкие или средней толщины губы

    Австралоиды

    В подавляющем большинстве имеют:

    1. темную окраску кожи;

    2. широкий нос;

    3. толстые губы;

    4. сильное развитие третичного волосяного покрова;

    5. очень велик генетический полиморфизм, который находит внешнее выражение в огромном групповом разнообразии сочетаний расовых признаков.
    20. Хозяйственно-культурная классификация народов мира, основные критерии.

    Под хозяйственно-культурными типами понимают определенные комплексы особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественно-географических условиях.

    Концепция хозяйственно-культурной классификации была разработана российскими этнологами и используется в основном для изучения этногенеза народов, их этнической истории, истории хозяйства, материальной и духовной культуры. Определяющими признаками хозяйственно-культурного типа являются характер, облик и уровень развития хозяйства и хозяйственной деятельности людей. Различия между хозяйственно-культурными типами касаются, в первую очередь, основных занятий большинства населения — промыслов, сельского хозяйства, ремесел, а также орудий труда, пищи, жилища, средств передвижения, утвари, одежды и других элементов материальной культуры. В области духовной культуры различия между хозяйственно-культурными типами проявляются, главным образом, в тех обычаях и обрядах, особенностях изобразительного искусства, верований, культов и фольклора, которые наиболее ярко отражают формы труда и быта при тех или иных ландшафтно-климатических условиях.

    Число хозяйственно-культурных типов ограничено и может быть увязано с этапами социально-экономического развития общества. Классификация этносов по хозяйственно-культурным типам касается только традиционных культур и не выходит за пределы Средних веков. Все хозяйственно-культурные типы, сложившиеся до эпохи капитализма, могут быть разделены на три основные группы, которые отличаются друг от друга все более высокой производительностью труда. К первой группе относятся типы с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и отчасти рыболовства, ко второй — мотыжного (ручного) земледелия и животноводства; к третьей — плужного (пашенного) земледелия с использование тягловой силы домашних животных при сельскохозяйственных работах.

    У современных народов, находящихся на различных уровнях общественно-экономического развития, можно встретить хозяйственно-культурные типы всех трех групп. Следует, однако, иметь в виду, что эти типы в одних случаях продолжают играть ведущую или, по крайней мере, заметную роль в экономике и быту, в других же случаях сохраняются только в виде пережитков.

    На территории России в определенных зонально-природных условиях у некоторых народов сохраняются хозяйственно-культурные типы всех трех групп. К ним относятся: арктические охотники на морского зверя, охотники и оленеводы тундры, охотники и рыболовы лесной зоны, оседлые приморские рыболовы, земледельцы лесной зоны (наиболее распространенный хозяйственно-культурный тип), земледельцы степи и лесостепи, кочевые скотоводы степей (ныне перешедшие на полуоседлость и оседлость), горные земледельцы и скотоводы.

    Наряду с хозяйственно-культурными типами существует классификация народов по историко-этнографическим (или историко-культурным) областям — частям ойкумены, у населения которых в силу общности социально-экономического развития, длительных связей и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые или этнографические особенности. Наиболее ярко они проявляются в материальной культуре, но отражаются также и в некоторых областях духовной культуры, связанных с хозяйством и бытом.

    В рамках такого подхода можно выделить историко-этнографические области разного уровня — историко-этнографические провинции, области, подобласти и местные историко-этнографические районы. Например, в России выделяются такие крупные историко-этнографические провинции: Европейская часть, Кавказ, Поволжье и Приуралье, Сибирь, Север, Дальний Восток. В каждую историко-этнографическую провинцию входит несколько областей. В Сибири, например, выделяются такие области, как западносибирская, восточно-сибирская, южно-сибирская. Обычно структура историко-этнографических областей используется для выделения групп народов при их описании: «народы Поволжья», «народы Северного Кавказа», «народы Севера», «народы Сибири».
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта