Ответы на экзамен этнология донну. эса ответы б. Вопросы к экзамену по курсу Этнология и социальная антропология
Скачать 0.56 Mb.
|
21. Классификация народов мира по конфессиональной принадлежности. Классификация по религиозной принадлежности основывается на разделении народов мира по виду исповедуемой религии и характеру вероучений. Подразделение всех религий происходит на следующие группы: 1) мировые религии 2) национальные и региональные религии 3) родоплеменные религии, или культы Мировые религии выделили как наиболее значительные самые распространённые и наиболее изученные. В современном мире их выделяют всего три: христианство, ислам (мусульманство) и буддизм. Христианство - крупнейшая по численности последователей мировая религия. Возникнув в Палестине в I в. н.э., эта религия затем широко распространилась по всему миру. В 1054 г. произошел раскол христианской церкви на православие и католицизм («великая схизма»). В XVI веке от католицизма отделился протестантизм. Ислам (мусульманство)- самая молодая по времени возникновения и вторая по численности последователей мировая религия. Она была основана в VII в. В Аравии Мухаммедом и после арабских завоеваний этого и последующих веков широко распространилась в странах Ближнего и Среднего Востока, а позднее и в других регионах мира. Выделяют две основные ветви ислама- суннизм и шиизм. По числу последователей шиизм сильно уступает суннизму, объединяя всего 16% мусульман. Буддизм - третья мировая религия, уступающая первым двум по численности приверженцев, но зато самая старая по времени возникновения. Буддизм зародился в Древней Индии в VI-V вв. до н.э. Из Индии буддизм распространился по другим странам Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Национальных и региональных религий, имеющих либо национально-страновое, либо регионально-межстрановое распространение, насчитывается примерно десять. Но среди них либо по общему значению, либо по численности верующих выделяются четыре религии - индуизм, конфуцианство, синтоизм и иудаизм. Индуизм, сложившийся в Древней Индии в IV-VIвв., и ныне распространен в этом же регионе. По численности последователей он значительно превосходит такую мировую религию, как буддизм. Конфуцианство возникло в VI-Vвв. до н.э. вКитае как философско-этическое учение, основоположником которого был Конфуций. С течением времени это учение трансформировалось в религию, но тем не менее сохранило особенности, отличающие его от других религий, и прежде всего особое внимание к этическим нормам (культ предков, почитание старших и подчинение им, чинопочитание и др Синтоизм - национальная религия Японии, возникшая в VII-VIIIвв. иоснованная на древних религиозных верованиях японцев, прежде всего таких, как культ умерших предков и культ природы. Иудаизм - религия евреев, истоки которой восходят ко второму тысячелетию до нашей эры. По численности приверженцев иудаизм уступает другим не только мировым, но и национально-региональным религиям, однако по количеству стран, в которых проживают его приверженцы - евреи, намного их превосходит. Родоплеменные религии (культы) можно считать реликтами первоначально возникших на Земле верований, отражавших примитивные представления людей тех эпох о своей жизни и окружавшей их природе. Теперь они сохраняются только у самых отсталых народов. Разновидностей таких культов довольно много. Но наибольшее значение среди них сохраняют следующие. Во-первых, фетишизм - почитание неодушевленных материальных предметов, которым приписывают сверхъестественные свойства. Во-вторых, анимизм - вера в одухотворенность природы, исходящая из представления о том, что душу имеют не только люди, но и животные, растения. В-третьих, культ предков или мертвых, исходящий из представления о том, что жившие ранее на свете люди продолжают существовать и после смерти. В-четвертых, тотемизм, исходящий из родства каждой группы людей с какими-то видами животных, растений, минералов или явлений природы. В-пятых, шаманизм - вера в способность отдельных людей в состоянии экстаза входить в общение с духами и использовать их силу для врачевания, вызывания дождя и других целей. 22. Этнообъединительные этнические процессы. Этнообъединительные процессы - слияние различных этнических групп в более крупные этнические общности. В зависимости от конечного результата среди этнообъединительных процессов различают этническую фузию, этническую консолидацию, этническую ассимиляцию, межэтническую интеграцию и этногенетическую миксацию. Этнической фузией называется процесс слияния нескольких ранее самостоятельных народов, родственных по языку и культуре, в единый новый, более крупный этнос. Этнической фузией может быть названо слияние восточнославянских племён (полян, северян, древлян, волынян, дулебов, белых хорватов, уличей, тиверцев, дреговичей, радимичей, полочан, кривичей, вятичей, словен ильменсиких) в древнерусский народ. Этническая консолидация – это внутреннее сплочение более или менее значительного этноса. К процессам этнической ассимиляции относится растворение небольших групп (или отдельных представителей одного народа) среди другого народа, и существует два их вида – насильственный и естественный. Межэтническая интеграция (объединение) – взаимодействие внутри государства или какого-нибудь крупного региона нескольких, существенно различающихся между собой по языку и культуре этносов с последующим появлением у них ряда общих черт. Этногенетическая миксация (смешивание) – новый этнос образуется путём слияния народов, не связанных родством. 23. Этноразделительные этнические процессы. Этноразделительные этнические процессы – это отделение этноса той или иной общности, которая в дальнейшем становится новым самостоятельным этносом, народом). Этноразделительные процессы происходят в основном в двух формах: этнической парциации и этнической сепарации. При этнической парциации происходит деление единого прежде этноса на несколько белее или менее равных частей, причем ни один из новых этносов не отождествляет себя полностью со старым. Так, в результате рассечения территории некогда единого древнерусского народа государственными границами из него выделились три близких между собой по языку и культуре, но вполне самостоятельных народа: русские, украинцы и белорусы. Под этнической сепарацией понимается отделение от какого-то этноса его части (обычно сравнительно небольшой), которая со временем превращается в самостоятельный этнос. Если при этнической парциации исходный этнос фактически прекращает свое существование, то при этнической сепарации он сохраняется. Из этого следует, что этническая сепарация этнотрансформационна (проявляется в смене основного признака этноса – его самосознания) только для той части исходного этноса, которая обособляется в отдельный народ. Для основной же части этноса этот процесс не ведет к изменению этнического самосознания, т. е. он этноэволюционен (при изменении отдельных компонентов этнос или какая-либо другая группа сохраняет своё этническое самосознание). Этническая сепарация может быть вызвана различными причинами: переселением какой-нибудь группы исходного этноса, разделением этнической территории государственными границами, распространением на часть этноса иноэтнического влияния (религиозным обособлением этнической группы) и др. В истории зафиксированы многочисленные случаи этнической сепарации. Полинезийские народы образовались в результате следовавших на протяжении многих веков этнической сепарации, обусловленных переселением небольших полинезийских групп с одного архипелага на другой. Исландцы в основном ведут свое происхождение от группы норвежских мигрантов, переселившихся на необитаемую Исландию в IX — X вв. Франко-канадцы являются потомками маленькой группы французских колонистов, обосновавшихся в некоторых районах современной Канады в XVII — первой половине XVIII вв. Примером этнической сепарации, возникшей в результате политического отмежевания части этнического массива, может служить отделение валлонов от французов, эльзасцев от немцев, корсиканцев от итальянцев. 24. Этнические процессы на современном этапе. Реальная оценка состояния современной этнической картины мира и определяющих факторов ее развития позволяет прийти к заключению, что тенденции этнических процессов будут специфическим образом проявляться в различных регионах нашей планеты. Вполне закономерно, что наиболее активно этнические процессы происходят в развивающихся странах, где процесс формирования этносов еще далек от своего завершения. Этнические процессы в Латинской Америке. В Латинской Америке в рамках каждой отдельной страны продолжается этническая консолидация основных наций, сопровождающаяся все большим выравниванием антропологического состава, снижением социальной значимости различий в расовой принадлежности и этническом происхождении. В странах Карибского региона аборигенное население в ближайшие десятилетия утратит в значительной мере свою традиционную культуру, многие индейские языки уже сегодня стали реликтовыми. В Центральной Америке продолжается физическое смешение и социально-культурное сближение разнородных этнических групп. В других странах региона растворение негров и индейцев в испаноязычной этнической среде протекает более интенсивно. В большинстве латиноамериканских стран в настоящее время формируются новые потоки миграций между странами, идет взаимопроникновение культур разных этнических групп, их сближение, уменьшение все еще очень существенных различий между ними. В целом для этнических процессов Латинской Америки характерно то, что все больше обостряется проблема сохранения этнической самобытности. Ее актуальность в современных условиях выражается в нарастающем противостоянии североамериканской культуре, основывающемся на общности исторического прошлого большинства латиноамериканских этносов и развитии общих латиноамериканских культурных черт. А с другой стороны, разнообразие аборигенных этнических групп, их культур и этнорасо-вого состава остального населения содействует размежеванию, дифференциации этнических культур. Этнические процессы в Африке. В Африке в настоящее время сосуществуют все известные виды этнических общностей: от многомиллионных и крупных этносов до небольших (несколько сотен или десятков человек) племен бродячих собирателей и охотников, сохраняющих самые архаические формы социальных отношений. Многие народы находятся на разных ступенях культурного развития, на разных стадиях развития этнических общностей. Это особенно заметно в Тропической Африке. Этносоциальные процессы последних десятилетий стимулировали там бурный процесс формирования этнического сознания. Его следствием стало развитие процессов этнической консолидации, появление крупных общностей на основе близких по языку и культуре групп населения, а также интеграции, т.е. сплочение различных по языку и культуре народов данной страны, укрепление их самосознания. В результате объединительных и разделительных процессов на этнической карте Африки оформляются и укрепляются новые этнические общности. Их утверждение усиливается развитием связей между отдельными этническими группами и формированием нового языка на основе слияния языков взаимодействующих общностей. При этом возрастает культурная общность и распространяется общее название народа, под которым он известен соседям. Вместе с тем современные социальные и культурные процессы, миграция населения, урбанизация быстро меняют облик этнических общностей и групп, сохраняя лишь некоторые внешние черты, в частности этническое самосознание принадлежности к той или иной группе. Идет активный процесс этнического смешения в центрах межэтнической интеграции, где в районах со смешанным населением встречаются различные культуры и разные народы. Этнические процессы в Азии. Не меньшей сложностью и противоречивостью характеризуются этнические процессы в многонациональных государствах Азии. Здесь сегодня продолжают интенсивно развиваться процессы консолидации доминирующих этносов и ассимиляции с ними небольших этнических групп и меньшинств как коренного, так и пришлого (иммигрантского) происхождения. Однако отличительной чертой этнических процессов этого региона является устойчивое стремление крупных иммигрантских общностей сохранить свою этническую принадлежность (китайцы). Кроме того, вполне очевидно, что сегодня наметился процесс формирования этнического самосознания в среде тех этнических групп, где он практически отсутствовал (хиндоязычное население Индии). В то же время рыночная экономика и индустриализация большинства стран Азии существенно меняют этническую карту азиатских стран. Она становится более однообразной в тех областях, где бурно развиваются процессы модернизации, и сохраняет свое разнообразие на окраинах, в труднодоступных и экономически малоперспективных территориях, где и сегодня проживают этнические группы, еще не достигшие в своем развитии уровня народностей. Этнические процессы в США. Этнические процессы в США развиваются в современной истории по пути консолидации и ассимиляции ускоренными темпами. Это обусловлено неуклонно растущей мобильностью всего американского общества, солидной имущественной и профессиональной базой новых иммигрантов, обеспечивающей им более быстрое включение в американскую культуру. Наблюдения и исследования свидетельствуют, что в общей демографической структуре США опережающими темпами растут этнокультурная роль испаноязычного населения и удельный вес выходцев из Юго-Восточной Азии и их потомков. В целом же у иммигрантов наблюдается высокая степень социальной адаптации при устойчивости основных элементов их этнических культур. Как правило, сохранение их этнической принадлежности происходит без утраты общеамериканского сознания. Этнические процессы в Западной Европе. Этнические процессы в странах Западной Европы отличаются большей простотой, чем в других частях нашей планеты. В этих странах продолжаются процессы внутриэтнической консолидации, выражающиеся в дальнейшем стирании локальных диалектов и этнографических вариантов. Вместе с тем интенсивно развиваются процессы интернационализации каждой этнической культуры, распространяется английский язык как средство международного общения. В странах, где имеются коренные этнические меньшинства, эти процессы дополняются процессом ассимиляции таких меньшинств. При этом этническая ассимиляция в каждой стране идет своим путем, определяясь преимущественно историческим опытом и традициями. Влияние иммиграционных потоков на этнические процессы в западноевропейских странах также неоднозначно. Иммигранты из европейских стран, как правило, довольно активно ассимилируются с основной этнической средой через принятие гражданства и смешанные браки. Внеевропейские иммигранты, отличающиеся от местного населения по расовой принадлежности, языковым, культурным и религиозным признакам, ассимилируются с большим трудом. Однако, несмотря на эти трудности, численность внеевропейских иммигрантских этнических групп растет довольно быстрыми темпами и перекрывает по этому показателю прирост населения титульных этносов. Тем самым иммигрантские этнические группы становятся устойчивыми этническими меньшинствами соответствующих стран. 25. Сущность этнических конфликтов. Причины и формы их разрешения. Под этническим конфликтом понимается социальная ситуация, обусловленная несовпадением интересов и целей отдельных этнических групп в рамках единого этнического пространства или этнической группы, с одной стороны, и государства, с другой, выражающаяся в стремлении этнической группы изменить своё положение в отношениях с другими этническими группами и государством. Причинами этнических конфликтов являются: - территориальные споры - борьба за ресурсы и собственность - историческая память - стремление к изменению статуса местных элит Способы регулирования этнических конфликтов: 1.каждая из сторон конфликта должна признать наличие конфликтной ситуации 2. обязательным условием в урегулировании конфликта является степень организованности сторон: чем лучше они организованы, тем легче достигнуть договоренности и добиться условий договора. 3. конфликтующие стороны должны принять твердо установленные правила игра, при соблюдении которых только и возможен переговорный процесс. Эти правила должны предоставлять равенство возможностей каждой из сторон обеспечивать некоторый баланс в их взаимоотношениях. 26. Этническая история, антропологическая и лингвистическая характеристика народов Океании. Австралия и Океания — самая малая часть света, площадь которой составляет только 9 млн. кв. км, из них 7,7 млн. кв. км приходится на австралийский материк, острова же Океании, разбросанные по огромному водному пространству, имеют в совокупности сравнительно небольшую площадь. Невелико и население этой части света (35 млн., из них 21, 7 млн. живет в Австралии и Тасмании). Однако, несмотря на свои скромные размеры, Австралия и Океания давно являются объектом пристального внимания со стороны этнографов. Такой интерес связан в первую очередь с тем, что здесь вплоть до недавнего времени сохранялись (а отчасти встречаются и в наши дни) весьма архаичные формы хозяйства, общественного быта и культуры, давно исчезнувшие в большинстве других районов мира. Причины: длительная изолированность; отдаленность от важнейших центров мировой цивилизации; ограниченность природных ресурсов. Австралию и Океанию традиционно делят на четыре историко -этнографические области: Австралию, Меланезия, Микронезию и Полинезию. К Австралии обычно присоединяют расположенный на юго-востоке от нее остров Тасмания. В состав Меланезии (с греч. - Чёрные острова) включают Новую Гвинею, архипелаг Бисмарка (Новая Британия, Новая Ирландия и острова Адмиралтейства), острова Д'Антркасто, Тробриан, архипелаг Луизиада, Соломоновы о-ва, острова Санта-Крус, Новые Гебриды, Новую Каледонию, острова Луайоте, Фиджи и остров Ретуму. Под названием Микронезия (Малые о-ва) объединяют Марианские, Каролинские и Маршалловы острова, о. Гуам, острова Гилберта, а также изолированные острова Ошен и Науру. Наконец, Полинезия (много островов) состоит из групп островов Тонга, Самоа, Уоллис, Хори, Тувалу (прежнее название - Эллис), Токелау, Кука, Тубуаи, Общества, Туамоту, Маркизских, Гавайских, а также Новой Зеландии и изолированных островов Ниуэ, Пасхи и некоторых других. В Австралию первые люди проникли из Юго-Восточной Азии около 40 тыс. лет назад. Древнейшее из известных археологических местонахождений, расположенное у озера Манго на востоке Австралии и включающее очаги и каменные орудия, имеет возраст 32 тыс. лет. На Новую Гвинею мигранты попали (также из Юго-Восточнои Азии) не менее 30 тыс. лет назад. Они, как и австралийцы, принадлежали к австралоидной расе. Позже Новую Гвинею достигло еще несколько волн мигрантов. Потомков всех вышеперечисленных мигрантов на Новую Гвинею называют папуасами. Они говорят на языках нескольких генетически между собой не связанных групп (эти языки условно именуют папуасскими). Еще одна миграционная волна в Океанию, достигшая ее архипелагов 5 тыс. лет назад или несколько ранее, связана с переселенцами, принадлежавшими в языковом отношении к австронезийской семье. По своему антропологическому типу они, вероятно, являлись южными монголоидами. Данная общность разделилась на 2 группы «западных» и «восточных океанийцев», которые приступили к освоению островов Тихого океана. С Фиджи группа слабо смешавшихся «восточных океанийцев» попала примерно в 1300-1200 годах до н.э. на Тонга, а с последнего архипелага за 1000 лет заселили острова Самоа. Начиная с рубежа нашей эры, полинезийцы начали свое великое расселение по многочисленным архипелагам Океании. На рубеже нашей эры с Самоа произошла миграция на Маркизские острова, а оттуда были заселены другие острова Восточной Полинезии и Новая Зеландия. Вследствие тысячелетней изоляции здесь сформировалась особая полинезийская этническая общность и сложилась во многих своих чертах неповторимая полинезийская культура. В 1565 г. Марианы были формально объявлены колонией Испании и с этого времени начинается эра колониальной экспансии европейских государств в Океании. Австралия была открыта европейцами несколько позже Океании. В 1606 г. Педро Фернандес де Кирос, португальский капитан, служивший Испании, достиг берегов земли, которую принял за континент. Кирос назвал его «Австралия» в честь испанского короля, который был одновременно и Великим герцогом Австрии. Однако на самом деле открытая Киросом земля оказалась одним из островов архипелага Новые Гебриды. В конце XVI в. мощной морской державой стала Голландия. В 1606 г. голландский капитан из Амстердама Биллем Янцзоон первым из европейцев достиг Австралии. Он приплыл в залив Карпентария у ее северного побережья. В 1642 г. другой голландец, Абель Тасман, увидел остров (теперь это остров Тасмания) и назвал его Землей ван Димена — в честь управляющего голландской Ост-Индской компании, где Тасман служил. Затем он направился к Новой Зеландии и достиг островов Тонга и Фиджи. После этого голландцы утратили интерес к географическим исследованиям. Дальнейшие исследования Австралии возобновились лишь более века спустя англичанами. Сообщение «Великие открытия Джеймса Кука». |