Главная страница
Навигация по странице:

  • Примитивные земледельцы, охотники и собиратели тропических частей Южной Америки

  • Собиратели и охотники Огненной Земли

  • Западная Азия

  • Южная Азия

  • Восточная Азия

  • Центральная Азия

  • Ответы на экзамен этнология донну. эса ответы б. Вопросы к экзамену по курсу Этнология и социальная антропология


    Скачать 0.56 Mb.
    НазваниеВопросы к экзамену по курсу Этнология и социальная антропология
    АнкорОтветы на экзамен этнология донну
    Дата08.01.2022
    Размер0.56 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаэса ответы б.docx
    ТипВопросы к экзамену
    #325717
    страница9 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Инки. На горном Западе Южной Америки в доколумбову эпоху сложилось крупнейшее государство древней Америки - Империя инков или Тауантинсуйю (на языке кечуа - Четыре соединенные стороны света). Оно занимало обширные земли в северной и центральной части Анд, а также на прилегающих равнинных территориях. Похожее по типу на рабовладельческие деспотии Древнего Востока, государство инков было централизованной монархией. Во главе его стоял Верховный инка (на языке кечуа - Сапа инка). Государственным языком был кечуа - язык этнических инков, несмотря на то, что в империю входили и области, населенные другими племенами. Инки проводили сознательную политику ассимиляции завоеванных племен. Столица империи - г. Куско - возникла около 1100 г. как центр кечуанских племен в районе, где развитие высокой культуры опиралось на еще более древние городские традиции. Хозяйственной основой инкского общества было земледелие, в частности террасное и орошаемое. Одна из его особенностей - культура картофеля. Инки - единственные во всей Америке - создали свое собственное животноводство: разведение лам и альпака на высокогорных пастбищах. На высоком уровне находились у инков текстильное производство, обработка металлов (золота, серебра, меди, олова), изготовление украшений, бронзовых орудий и оружия. В строительстве использовалась, в частности, техника циклопической (из очень крупных блоков) каменной кладки без применения связующего раствора. Торговля государством не поддерживалась: пищевые продукты и иные предметы по мере необходимости распределялись государством по многочисленным дорогам, содержавшимся в отличном состоянии. Местные общины (исключая знать, чиновников и воинов постоянного войска) платили государству натуральные налоги и несли трудовую повинность: строили и чинили дома, дороги, мосты и т. п. Самыми бесправными и обязанными трудиться считались янакуна, положение которых не многим отличалось от положения рабов. Инки не создали настоящей письменности. Они пользовались так называемым «узелковым письмом» (кипу). С помощью особых шнурков - их цвета, положения и формы завязанных на них узелков - фиксировались и передавались сведения о виде, количестве и времени (дате) собираемой подати. Для обучения «узелковому письму», а также языку кечуа, солнечному и лунному календарю и другим знаниям создавались школы, в которых обучались дети знати.

    Муиски. Цивилизация муисков не сложилась как единое государство, а представляла собой разобщенные города-государства, которым подчинялись отдельные группы племен, населявших долины Восточных Анд на территории современной Колумбии. Среди этих государств выделялась Богота, объединявшая до двадцати союзных и покоренных племен. Главным противником ее было государство Тунха. В государствах муисков власть принадлежала родовой аристократии, военной знати и жрецам. Во главе каждого из них стоял верховный правитель. Вражда между государствами муисков облегчила испанским завоевателям захват и колониальное покорение края.

    Примитивные земледельцы, охотники и собиратели тропических частей Южной Америки (бассейны Амазонки и Ориноко и Бразильское плоскогорье). Занимались мотыжным земледелием (культивировали преимущественно маниок и маис), а также индейцы, жившие охотой и собирательством (араваки, карибы, тупи-гуарани, же).

    Собиратели и охотники Огненной Земли. На крайнем юге Южноамериканского континента, на островах Огненной Земли и в прибрежных материковых районах, сложился специализиронанный морской промысел, базировавшийся на охоте на морских животных, сборе моллюсков и рыбной ловле; практиковались также наземные охота и собирательство. В древности этот хозяйственно-культурный тип был известен практически на всех побережьях Южной Америки, как и но многих местах Северной. Наиболее известные его представители - алакалуфы и ягана (ямана). Алакалуфы занимали западную часть региона. Они ловили рыбу, собирали моллюсков и охотились на птиц, проводя большую часть жизни в лодках. Орудием охоты им служил лук. Ямана занимали южное побережье архипелага. Их существование также зависело от ловли рыбы, сбора моллюсков в сочетании с охотой на животных и птиц. Мужчины охотились, а женщины помимо ведения домашнего хозяйства занимались ловом рыбы и собирательством. Объектами охоты были тюлени, дельфины, выдры. Тюленя били с лодки гарпунами или на лежбище оглушали дубинами и добивали копьями. В некоторых местах охотились на гуанако.

    Орудиями для обработки древесины служили раковины и скребки. С их помощью изготовлялись гарпуны и копья разных размеров, а также лук и стрелы. Наконечники гарпунов, копий и стрел были костяными, деревянными либо каменными. Птицу (уток, пингвинов, бакланов) били из луков и при помощи пращей. Моллюсков собирали во время отлива. подбирали также морских ежей и крабов (их могли лостапать и с глубины при помощи специальных копий). Рыбу ловили с лодок. Ямана не знали крючков, и лет осуществлялся петлями. На прибрежных скалах собирали птичьи яйца.

    Пищу готовили без специальных сосудов. Моллюсков пекли на костре в раковинах, мясо жарили на камнях или угольях, рыбу, птицу и яйца запекали. Западные ямана и алакалуфы сооружали из ветвей легкие хижины овальной формы с куполообразной кровлей, на востоке они имели коническую форму.
    48. Материальная и духовная культура земледельческих народов Южной Америки.

    Тот же ответ, что и на 47 вопрос
    49. Географическая классификация народов Азии.

    Общая численность населения более 3 млрд человек. Зарубежная Азия включает следующие подобласти:

    Западная Азия (более 190 млн человек). В нее входят государства Афганистан, Бахрейн, Израиль, Иордания, Йемен, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Турция;

    Южная Азия (около 1 млн человек). К ней относятся государства: Бангладеш. Бутан, Индия, Мальдивская республика, Непал, Пакистан, Шри-Ланка;

    Юго-Восточная Азия (более 400 млн человек). Государства: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма (Бирма), Сингапур, Таиланд, Филиппины, остров Тимор;

    Восточная Азия (около 1300 млн человек). Государства: Китай, Корейская Народно-демократическая Республика, Республика Корея, Япония, территория Аомынь (Макао) и Сянган (Гонконг);

    Центральная Азия (более 2 млн человек). В нее входит Монгольская Народная Республика. Часто в литературе к Центральной Азии относят также входящие в состав Китая Тибет. Возможно, что с точки зрения географической классификации к Центральное Азии могут быть отнесены Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан и Казахстан (в этом случае численность населения существенно возрастет).

    К Азии относятся Западная, Южная и Восточная Сибирь, а также Российский Дальний Восток. Однако они являются частью России, в составе которой они рассматриваются. К странам Азии относят обычно также государства Закавказья: Азербайджан, Армению и Грузию.
    50. Традиции, быт и культура народов Юго-Восточной Азии.

    Внутреннее убранство сельских домов в странах Юго-Восточной Азии о очень просто и похоже у разных народов. На полах стелют циновки, на ко сидят, едят, спят. Украшением жилых помещений служат развешанные по (оружие, художественно выполненные предметы быта, утварь. В городах, в кварталах, где живет зажиточное население, интерьер напоминает европейский с некоторыми национальными дополнениями в виде вышивок, ковриков, (развешиваемого по стенам.

    Одежда народов Юго-Восточной Азии чрезвычайно разнообразна, этнические традиции особенно сильно проявляются в ее отделке, однако по покрою имеет много общего. Старинная традиционная одежда была несшивной. В новейшее время она все более вытесняется сшивной, часто покупной одеждой.

    Традиционная мужская вьетнамская одежда состояла из набедренной повязки и широких штанов и короткой куртки или халата. Головным убором служит плетеная конусовидная шляпа. Традиционный женский костюм включал распашную кофту, длинные, до щиколотки штаны, в холодное время дополнялся стеганой курткой или халатом. На голове носили плет широкополые шляпы. Мужской и женской обувью служили сандалии. В кос присутствовала традиционная цветовая гамма с преобладанием белого и чёрного цветов.

    Лао мужчины ходят в широких коротких штанах, куртке, сандалиях. Для женщин обычна несшивная одежда, состоящая из куска ткани, обернутого вокруг тела от подмышек до колен, опоясанная шарфом

    Традиции ношения национальной одежды сохраняются у народов Мьянм Мужской костюм состоит из широкого прямоугольного куска ткани, которь обертывают вокруг бедер и носят как юбку, а также рубашки или куртки. Ег дополняют шляпа и сандалии. Женский костюм такой же, как у мужчин, но покрой шире. В настоящее время получили распространение покупные ткани, и костюм дополняется иногда европейского покроя рубашками. кофтами, шортами.

    + можно добавить за хозяйство из 51 вопроса
    51. Основные хозяйственно-культурные типы народов Юго-Восточной Азии.

    В Юго-Восточной Азии существует наибольшее о мире разнообразие хозяйственно-культурных типов: от современных аграрно-промышленных до наиболее примитивных, основанных на присваивающих отраслях хозяйственной деятельности.

    В болотистых местностях и труднодоступных областях население занимается охотой, рыболовством, собирательством. Широко в прошлом был распространен ХКТ ручных земледельцев, обрабывающих поля на выжженных участках леса (подсечно-огневой тип) без применения искусственного орошения, сочетавших обработку земли с охотой и рыболовством, собирательством. В наше время значительное их число пешло к более прогрессивным видам хозяйства: орошаемому и даже плужному земледелию. Подавляющее число населения Юго-Восточной Азии относится к ХКТ плужного и мотыжного ирригационного земледелия. С каждым десятилетием все большее число населения оказывается втянутым в современные процессы промышленного развития.

    Этнология не знает более первобытного ХКТ, чем бродячая охота и собирательство. Представители этого типа хозяйства заселяют наиболее географически изолированные гористые и болотистые области островов и Индокитая, где они мало или совсем еще не подвергались влиянию более развитых соседей.

    К более высокому ХКТ (или его подтипу) относится также распространенное мотыжное земледелие с искусственным орошением. В качестве примера можно назвать племена нага, обитающие ни границах Бирмы и Индии. Они возделывают террасные поля на склонах гор и холмов. Основная культура у мотыжных земледельцев - рис. Ручным орошаемым земледелием занимаются также часть даяков, горных кхмеров, горных таи, горных батаков Суматры, ифугао и другие народы на Филиппинах, некоторые группы папуасов Западного Ириана.У ручных земледельцев самое широкое распространение имеют различные домашние производства.

    В различных регионах Юго-Восточной Ачии существуют значительные различия в структуре сельского хозяйства, но основное внимание уделяется продовольственным и техническим культурам. Почти повсеместно главная продовольственная культура - орошаемый рис, и только в отдельных засушливых горных местностях его занимает кукуруза или суходольный рис. Особое значение имеют бобовые, масличные, клубневые, плантационные продовольственные культуры: бананы, ананасы, кокос, мандарины, манго. Плужное земледелие ведется, как правило, в орошаемой форме. Поля располагаются в долинах или на террасах по склонам ход куда проводятся из источников оросительные системы. Сооружаются оросительные каналы, отводится излишняя дождевая вода. В отдельных горных местностях плужное земледелие ведется в неорошаемой форме: сеют суходольный рис и кукурузу. Земледельцы разводят, как правило, тягловый рабочий и молочный скот, на Индокитайском полуострове и в некоторых местностях Мьянмы культивируют чайный куст, кофейное дерево, сахарный тростник, кокосовые пальмы, бананы. Во Вьетнаме, как по всей Юго-Восточной Азии, наиболее важными продовольственными культурами являются рис и кукуруза. Немаловажной отраслью хозяйства плужных земледельцев является ремесло, имеющее древние традиции. Ремесленники и зготовляют орудия труда. предметы быта, керамику. Ко всем мире знамениты батиковые ткани, изготовляемые яванцами. малайцами и некоторыми другими народами на основе сложной технологи вощения.

    Развитые плужные земледельцы исполыуют теперь по большей части орудия труда соременного вида и, за исключением простейшего крестьянского инвентаря, фабричного производства. Традиционные сельскохозяйственные орудия имеют у разных народов известные черты сходства. Повсеместно распространенный плуг без отвала или плуг с отвалом, «вертикальная» борона. В качестве тягловой силы используютс буйволы. Убирают урожай ножами и серпами. У ручных земледельцев орудия в значительной мере собственного производства, хотя некоторые предметы покупные, заводского изготовления. Нередко орудия труда покупаются у местных ремесленников. В целом преобладают орудия традиционного вида. Широко еще используются простейшие палки, изготовляемые из твердых пород дерева с и обожженным концом, которыми при посеве делаются в почве ямки.

    Земледельческое население устраивает поселения чаще всего по берегам рек и озер, на морском побережье, где располагается и большая часть городов земледельцев прибрежных областей встречаются поселения рядового плана одной или нескольких улиц. В глубине Индокитая и островов преобладают поселения кучевого плана, Постоянные обитатели побережий рек и нередко проводят всю жизнь на воде, где они устраивают плавучие поселки. Горные племена, как правило, яа небольших поселениях, кучевых в плане и сильно укрепленных. Жилища преобладают двух типов: свайные и наземные. В древности свайные постройки были обычным явлением, но со времен ряда народов, например, у яванцев, были вытеснены наземными. Крыша - двускатная. В Малайзии и на островах Юго-Восточной Азии распространена так называемая седловидная крыша. В качестве традиционного материала для кровли используются пальмовые листья. Для Вьетнама типичны наземные каркасные жилища с кирпично-глинобитным земляным заполнением стен. Они разгораживаются легкими перегородками. образуя два-три помещения. Хозяйственные постройки возводя во дворе. Усадьба огораживается колючей живой изгородью. В деревенских поселениях Мьянмы, Таиланда, Лаоса, Западной Малайзии традиционное жилище сооружается на сваях из дерева, бамбука, пальмовых листьев.
    52. Антропологическая классификация народов Азии.

    Средняя Азия. Антропологический состав данного региона достаточно пестрый, так как на протяжении длительного времени здесь смешивались европеоидные и монголоидные расы. На территории Казахстана и Киргизии распространена южносибирская раса (промежуточный тип между европеоидами и монголоидами). В центральной части региона, между Амударьей и Сырдарьей, расселен памиро-ферганский тип европеоидной расы, наиболее выраженный у узбеков и таджиков. На территории Туркмении распространена индо-средиземноморская европеоидная раса. Казахи и уйгуры обладают смягченными признаками южносибирской расы. У киргизов и дунган монголоидные особенности выражены сильнее: более широкое лицо, чаще встречаются косой разрез глаз и эпикантус. Памиро-ферганскому типу индо-средиземноморской расы свойственны темная пигментация, широковолнистые волосы, лицо средней высоты, выступающий узкий и прямой нос, прямой лоб и слабое надбровье. Для таджиков характерны также широкое лицо и брахикафельная голова. У узбеков, по сравнению с таджиками, более выражены монголоидные признаки. В южном ареале среди туркмен преобладает европеоидный тип с рельефным узким и невысоким лицом, развитым волосяным покровом. Головы туркмен более долихокефальные, в сравнении с памиро-ферганским типом.

    Центральноазиатский вариант характеризуется умеренно-темной пигментацией кожи и глаз, прямыми и жесткими волосами, более выраженным ростом бороды, умеренно высоким переносьем, умеренно выраженными эпикантусом и складками верхнего века. Типичные представители описанного типа — якуты, буряты, тувинцы, некоторые алтайцы, южные эвенки.

    Восточная Азия (Монголия, Китай, Корея, Япония). Население данного региона Азии относится к большой монголоидной расе. Монголы относятся к центрально-азиатскому варианту в пределах североазиатской расы. Они имеют брахикефальную массивную голову с сильно уплощенным широким и высоким лицом, высокими глазницами, слабо выступающим широким носом, выраженной складкой верхнего века. К этому типу в Монголии относятся также казахи и буряты. Население Кореи относится к дальневосточной расе и по морфологическим особенностям тела сходна с северными китайцами. Японцы представляют собой тихоокеанский вариант дальневосточной расы. Смешанность антропологического состава данного народа проявляется в том, что в отличие от китайцев и корейцев, также относящихся к дальневосточной расе, у японцев более развит третичный волосяной покров, часто встречаются волнистые волосы. Японцы похожи на южных монголоидов более темной кожей, более широким носом, большей толщиной губ, более низким лицом, меньшей длиной тела.

    Немногочисленное айнское население Японии по антропологическим особенностям отличается от окружающих его народов. Оно относится к курильской (айнской) расе, занимающей промежуточное место между экваториальной и азиатско-американской большими расами. Айны похожи на австралийских аборигенов сравнительно светлой кожей, толстыми губами, широким носом, обильным третичным волосяным покровом, волнистостью волос. При этом айны сходны с монголоидами плоским лицом, наличием эпикантуса, жесткими волосами.
    53. Этническая история народов Южной Азии.

    До настоящего времени не решен вопрос о том, входила ли Южная Азия в число областей, где происходил антропогенез. Вместе с тем, установлено, что десятки миллионов лет тому назад там обитали дриопитековые обезьяны, считающиеся предками гоминид. Примерно за десять миллионов лет до нашей эры в этом регионе обитали рамапитеки, возможные предки человека. Но в Южной Азии до сих пор не найдены костные остатки древнейших и древних людей (археоантропов и палеоантропов), хотя неоднократно были обнаружены орудия труда культур раннего палеолита. Существует мнение, что на юге Индостанского субконтинента люди обитали уже за 1 млн, лет до нашей эры. Высказаны также предположения, что Южная Азия входила в ареал становления человека современного вида (Homo sapiens). Известны многочисленные культуры позднего палеолита и последующих эпох каменного века.

    Прямые свидетельства об этническом составе населения Южной Азии на ранних этапах развития человека современного вида (время палеолита — мезолита) отсутствуют. К тому же, как полагают, население этого региона было тогда немногочисленным. Существуют гипотезы о том, что значительная часть населения полуострова Индостан и острова Шри Ланка была в те эпохи веддо-идной по антропологическому признаку. Что касается языков, то судить об этом еще труднее, и лишь гипотетически они могли быть схожи с языками австралоидов азиат-скоокеанийской зоны, с которыми по антропологическим признакам обнаруживают сходство потомки древнейшего населения Южной Азии — ведды и андаманцы.

    Многие ученые считают, что в 3—2 тысячелетиях до н. э. в рассматриваемые области стали проникать и расселяться племена, говорившие на дравидских языках и языках мунда. При этом дравиды, по антропологическому типу южные европеоиды, были создателями первой цивилизации в долине Инда, откуда могли расселяться на восток и на юг. В ходе миграций дравиды и мунда сталкивались с веддоидами и по большей части их ассимилировали. Одним из следствий этого процесса было формирование южноиндийской дравидоидной расовой группы.

    Предки мунда, принадлежавшие к австра-лоидным и монголоидным расовым типам, смешивались с местным веддоидным населением, следствием чего было сложение народов мунда Центральной Индии.

    Во 2 тысячелетии до н. э. в Северной Индии начинают расселяться группы южных европеоидов-ариев, говоривших на индоарийских языках. Частично они проникли далеко на юг, где их ассимилировали дравиды.

    Группы населения, говорившие на индоевропейских (иранских, тохарских) языках, попадали в Южную Азию с севера и северо-запада и позднее, в частности на рубежах нашей эры, в индоскифскую эпоху.

    Расселявшиеся во 2—начале 1 тысячелетия до н. э. на севере Южной Азии индоарии были скотоводами и оседлыми земледельцами. Их история известна по археологическим данным, а также сборникам гимнов, жертвенных и магических формул, описаний ритуала, толкований и комментариев к священным текстам, объединяемых понятием «веды». Древнейшая из вед — «Ригведа» («Веда гимнов»). Арии основали несколько раннеклассовых государств, для которых было характерно сложное классовое и сословное (варно-кастовое) деление общества. Арии смешивались с местным дравидским и мундоязычным населением, что вело к интенсивному обмену культурными ценностями.

    На северо-востоке полуострова еще в древности формировались монголоидные по антропологическому типу группы, говорившие на языках тибето-бирманской семьи. И с ними происходил у индоариев интенсивный культурный обмен.

    В середине 1 тысячелетия до н. э. на остров Шри Ланка переселились предки современных сингалов, говоривших на индоарий-ском языке. Примерно в то же время туда проникают дравиды, предки тамилов. Переселенцы вступали в тесное общение с коренным населением острова, веддами, которые были ими в значительной мере ассимилированы.

    В 16—17 вв. в Южную Азию начинают проникать европейские колонизаторы: сначала португальцы, а вслед за ними голландцы, англичане, французы. В середине 19 в. Индия превращается в британскую колонию. Эпоха колониальной зависимости оказала чрезвычайно отрицательное влияние на социально-экономическое и культурное развитие народов Южной Азии. Колониальная эксплуатация вызывала постоянный отпор со стороны угнетенных народов. В 1947 г. Индия и Пакистан добились национальной независимости. Однако английские власти провели границы между новыми государствами без учета этнических, исторических и экономических факторов, что привело к длительным межгосударственным и межнациональным разногласиям. Позднее национальную независимость завоевали и другие страны Южной Азии.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта