Ответы на экзамен этнология донну. эса ответы б. Вопросы к экзамену по курсу Этнология и социальная антропология
Скачать 0.56 Mb.
|
5. Концепция структурализма в этнологии, основные направления. Зарождение структурализма произошло в рамках функционализма, и поэтому первая его форма получила название структурного функционализма. Основоположником нового направления в этнологии стал английский ученый Альфред Радклифф-Браун, который первым начал рассматривать общество как структурно взаимосвязанную систему отдельных функционирующих элементов. Согласно его мнению, общественная жизнь людей может рассматриваться как их функционирование в рамках определенной социальной структуры. Главной задачей этнологии, по мнению Радклифф-Брауна, должно было быть не выявление причин структурных изменений человеческого общества и его культуры, а показ постоянно повторяющихся в них структурных взаимосвязей. Идеи, высказанные Радклифф-Брауном, быстро стали популярными в английской социальной антропологии и получили свое развитие в исследованиях целой группы ученых, среди которых наибольшую известность приобрел Эдуард Эванс-Притчард (1902-1972). Будучи видным исследователем африканских культур, Эванс-Притчард строил их изучение на основе структуралистского метода. С помощью этого метода можно понять структурное устройство общества и существующие в нем межличностные отношения, а конечной целью этого метода является более ясное понимание системы общества в целом. По его мнению, социальные и культурные системы составляют единое целое, поскольку создаются человеком. Эти системы отвечают его потребностям в упорядоченных отношениях с окружающим миром. Использование этого метода предполагает сравнение нескольких исследуемых однородных объектов, чтобы определить существенные черты их структурных форм и причины их изменений. Иным путем шло развитие идей структурализма во Франции. Французский структурализм в этнологической науке представлен работами выдающегося ученого Клода Леви-Строса (1908-2009). Главным предметом его интересов стало сравнительное изучение мифологии отсталых этнических групп, а также тотемических и других верований. Этим вопросам посвящены его основные сочинения: «Структурная антропология» (1958 и 1973), «Тотемизм сегодня» (1962), «Печальные тропики» (1975) и др. Основой теории Леви-Строса является положение, согласно которому путем применения методов структурной лингвистики можно воссоздать систему символов, отражающих структуру той или иной сферы культуры. Опробовав метод структурного анализа сначала при изучении систем родства, Леви-Строс затем применил его в своих исследованиях тотемизма для объяснения процесса мышления. В своем четырехтомном труде «Мифологики» (1964-1971) Леви-Строс использовал структурный анализ для сравнительного исследования мифов, которые он рассматривал как фундаментальное содержание коллективного сознания, основу устойчивых социальных структур. Это позволило этнологу расшифровать коды, лежащие в основе различных форм мышления. Люди всегда думали одинаково, различными были лишь объекты мышления, писал Леви-Строс. Структурализм, так же, как и функционализм, ищет причины того, что человеческие культуры подобны в определенных антропологических константах. Но если в функционализме единообразие культур объяснялось единообразием основных человеческих потребностей, то в структурализме оно выводилось из единообразия человеческого духа. 6. Диффузионизм и его основные направления в этнологии. В этнологии под диффузией (от лат. diffusio — распространение) понимают распространение культурных явлений через контакты между народами — торговлю, переселение, завоевание. Диффузионизм как научное направление рассматривал главным содержанием исторического процесса диффузию, контакт, заимствование, взаимодействие культур. В рамках теории диффузионизма имелись различные течения: историко-географическое, культурно-историческое, антропогеографическое, теория культурных ареалов и др. Зарождение теории диффузионизма связано с именем немецкого ученого Ф. Ратцеля (1844 — 1904), который первым обратил внимание на закономерности распределения явлений культур по странам и регионам. По мнению Ратцеля, ведущую роль в формировании той или иной культуры играет географическая среда, к которой приспосабливаются, адаптируются человеческие cooбщества. Эти идеи Ратцель изложил в своих научных трудах «Антропогеография» (1882), «Народоведение» (1885) и «Земля и жизнь» (1891). Перемещение культур затрагивает не только предметы материального быта, но и духовные явления: мифы, культы, обычаи и т. п. Это происходит через различные формы взаимодействия народов: переселение племен, завоевание, смешение расовых типов, обмен, торговлю и т. п. Именно в процессе этих взаимодействий происходит пространственное распространение культур. В своей концепции культуры Ратцель отводил человеку второстепенную роль в культуре (носитель этнографических предметов) и считал культуру относительно независимой от него. Идея об относительной независимости явлений культуры в дальнейшем получила свое развитие в трудах представителей других школ немецкого диффузионизма: школы «культурной морфологии» Фробениуса, кельтской школы Гребнера и венской школы Шмидта. Лео Фробениусу (1873 — 1938), ученику Ратцеля, принадлежит заслуга создания в рамках диффузионизма концепции морфологии культуры и авторство теории «культурных кругов». Свои материалы и научные выводы он изложил в фундаментальном труде «Происхождение африканских народов» (1898), где рассматривал культуры как живые организмы, рождающиеся и развивающиеся в определенных географических условиях. Как живые организмы культуры переживают рождение, детство, зрелый возраст, старость и, наконец, умирают. При этом культуры не создаются людьми, а растут сами по себе. Человек, по Фробениусу, скорее продукт или объект культуры, а не ее творец. Человек (народ) — лишь носитель культуры. Для Фритца Гребнера (1877 — 1934), известного представителя диффузионизма в Германии, главной проблемой этнологии стала разработка метода исследования культурно-исторических связей или самостоятельного происхождения культур. Свою методологию и взгляды по этим вопросам он изложил в работе «Метод этнологии» (1911). Гребнер является создателем теории культурных кругов, представляющую собой попытку глобальной реконструкции всей первобытной истории. Представителями теории диффузионизма являются: в США К. Уисслер (1870 — 1947), в Англии — У. Риверс (1864 — 1922) К 20-м годам XX в. диффузионистское направление стало терять свое значение. Становилось очевидным несоответствие искусственно сконструированных «культурных кругов» и других подобных теоретических конструкций эмпирическим наблюдениям. 7. Функционализм и его основные направления в этнологии. Теоретические основы функционализма были почти одновременно сформулированы в Германии Р. Турнвальдом и в Англии Б. Малиновским. Основные их работы — «Человеческое общество в своем социологическом основании» и «Научная теория культуры». Особенностью функционального подхода в исследовании этнических процессов является рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из взаимосвязанных элементов, частей. В соответствии с этим, сутью метода функционализма является разложение культуры на составные части и выявление зависимости между ними. Английский этнолог и социолог Бронислав Малиновский (1884 — 1942) на основе фактического материала, собранного в 1914 — 1918 гг. в ходе полевых этнографических исследований на Новой Гвинее и в Меланезии, сформулировал основные положения функционализма. Как метод исследования общества и культуры функционализм, по Малиновскому, характеризуется стремлением описать различные формы культурной жизни в их целостности и взаимосвязи между отдельными элементами изучаемых культур, оставляя в стороне происхождение и динамику культуры в целом. Культура в теории Малиновского предстает как сложная органическая совокупность взаимосвязанных институтов, которые служат для удовлетворения как первичных (физиологических и психических), так и вторичных (порожденных самой культурой) потребностей людей. Наряду с Малиновским крупнейшим представителем функционализма в этнологии является Альфред Радклифф-Браун (1881 — 1955), глава формально-структурного крыла английского антропологического функционализма, в котором сочетались функционалистский и структуралистский подходы в анализе сознания и поведения людей и их культуры. В своих научных сочинениях «Метод этнологии и социальной антропологии» (1950) и «Историческая и функциональная интерпретация культуры» (1952) он изложил свое понимание науки о человеке и человеческой жизни и методах ее исследования. По мнению Радклифф-Брауна, этнологией следует называть науку, занимающуюся конкретно историческим изучением отдельных народов, внутреннего развития культурных связей между ними. Основным методом этнологии является историческая реконструкция человеческой культуры с опорой на прямые свидетельства письменных источников, а также на другие гипотетические реконструкции, не выходящие за рамки культуры данного народа. Таким образом, этнология, используя исторический метод, изучает конкретные факты, касающиеся прошлого и настоящего отдельных народов. 8. Теория структурализма в этнологии. Основной причиной, вызвавшей снижение интереса к психологизму в этнологии, послужило увлечение структурализмом, основателем которого является Клод Леви-Строс (1908-2009), выдающийся представитель французского структурализма в этнологической науке. Он создал теорию первобытного мышления, во многом противостоящую теории Л. Леви-Брюля. Известность в науке Леви-Стросу принесли публикации по культуре и быту индейцев в Бразилии, а также проведенный им анализ систем родства примитивных народов. Этим вопросом посвящены основные его сочинения «Структурная антропология» (1958) и «Печальные тропики» (1955). Объект исследования конкретно-научного структурализма — культура как совокупность знаковых систем, важнейшая из которых — язык, но в которую входят также наука, искусство, религия, мифология, обычаи и т. д. Понятие «культура» Леви-Строс рассматривал как «основополагающее в этнологии». При этом культура представлялась как система значений, воплощенных в символической форме, включающей действия, слова, любые значимые объекты — все то, посредством чего индивиды вступают друг с другом в коммуникацию. Используя методологические подходы, применяемые в теории структурной лингвистики, в этнологии Леви-Строс стал искать значение каких-то явлений культуры не в эмпирически устанавливаемых факторах, а в их отношениях. Например, он рассматривал систему родственных и брачных связей как особый язык, а именно как систему действий, предназначенную для обеспечения определенного типа коммуникации между индивидами и группами. Однако применение этого метода в этнологии свелось к выводу, что в основе всех социальных и культурных достижений лежат сходные структурные принципы. 9. Социологическая школа в этнологии, ее основные направления и результаты. Социологическая школа зародилась во Франции, а крупнейший ее представитель Эмиль Дюркгейм (1858 — 1917) является основателем нового и влиятельного направления в этнологии, возникшего в конце XIX в. Важной составной частью этносоциологической теории Дюркгейма является учение о коллективных представлениях. Коллективное сознание находит выражение в коллективных представлениях — религиозных верованиях, мифах, нормах морали и права. Он полагал, что общества имеют свои религии, не сводимые к действиям и мотивам индивидов, и что индивиды формируются и ограничиваются социальной средой. Развивая учения о коллективных представлениях, Дюркгейм закономерно приходит к вопросу о сущности религии и ее роли в обществе. В работе «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) на основе анализа австралийских тотемических культов прослеживаются социальные истоки и функции религии. Дюркгейм стремился доказать, что «реальный» и «подлинный» объект всех религиозных культов — общество, а главные социальные функции религии — воссоздание сплоченности и выдвижение идеалов, стимулирующих общественное развитие. Он понимал религию чрезвычайно широко, рассматривая ее как синоним идеологии. Идеи Дюркгейма получили развитие в работах его учеников и последователей, среди которых особый интерес представляют идеи Люсьена Леви-Брюля (1857 — 1939). Он был, как и Дюркгейм, приверженцем учения о коллективных представлениях, понимая их как идеи, которые не формируются у человека из его собственного жизненного опыта, а внедряются в его сознание через общественную сферу — воспитание, общественное мнение, обычаи. 10. Основные понятия этнологии: этнос, этникос, этническая группа, этнографическая группа. Этнос – народ (ввел в научный оборот А. Бастиан). Этнос – это особая этническая общность людей, представленная племенами, народами, нациями, которые отличаются языком, способом жизни и поведением (Жозеф Деникер впервые дал определение понятию «этнос»). Этнос – (ввел в научный оборот С.М. Широкогоров) совокупность людей, объединенная между собой проживанием на общей территории, культурным, языковым и бытовым единообразием, а также самосознанием. Этничность – совокупность культурных и религиозных черт, отличающих одну этническую группу от другой. Этникос – термин (введенный в научный оборот Ю.В. Бромлеем наряду с понятием этносоциальной общности), означающий этнокультурное единство представителей одного и того же народа независимо от места проживания. Этническая группа – часть этноса (племени, народа, нации), которая в силу ряда причин отделена от ядра этноса и функционирует вне его, в инонациональной среде. Этнографическая группа – территориальная часть этноса, отличающаяся спецификой разговорного языка, культуры и быта, имеющие иногда самоназвание. 11. Определяющие признаки этноса и его структура. Определяющими признаками этноса являются: - общность территории, на которой происходило взаимодействие людей и формирование общности; - единый язык общения; - культурное единство, проявляющееся в общих традициях, ценностях, религии и искусстве; - единство хозяйственной деятельности (экономика); - этническое (национальное) самосознание, выражающееся в понимании единства своей общности и противопоставлении себя другим, «чужим» этносам; Структура этноса: а) собственное этнический уровень, состоящий из этнических общностей и этносоциальных организмов, т.е. совокупностей людей, обладающих наибольшей интенсивностью этнических свойств и выступающих в качестве самостоятельных единиц этнических процессов. б) микроуровень, состоящий из «микроэтнических единиц», т.е. наименьших составных частей этнических общностей, в качестве которых выступают отдельные индивиды как носители этнических признаков и семья как наименьшая по численности этносоциальная группа. в) макроуровень, объединяющий «субэтнические» подразделения (субэтнос – этническая система, возникающая внутри этноса и отличающаяся своими хозяйственными, бытовыми, культурными и другими особенностями). г) метауровень, охватывающий суперэтносы (суперэтносы – этническая система, состоящая из нескольких этносов, возникающих одновременно в одном регионе, связанных идеологически, экономически и политически). 12. Исторические типы этноса. Выделяется 3 классических типа исторических этносов: - племя - народность - нация Племя – это исторически сложившаяся общность людей, основанная на единстве происхождения, кровнородственных отношений, общей территории проживания, языка (диалекта), культуры. Народность - это этническая группа, появившаяся в результате распада первобытнообщинных отношений, ее основой является уже не родство по крови, а общность языка, быта, культуры и территории. Нация - это наиболее развитая разновидность этноса, для нее характерно не только территориальное, лингвистическое и культурное единство, но и наличие общих для всего народа исторической памяти и самосознания. 13. Теория этногенеза, основные факторы этногенеза. Теория этногенеза Л. Гумилева: продолжительность жизни этноса от момента толчка до полного разрушения около 1500 лет. Этнос проходит в своем развитии ряд закономерных фаз: 1 фаза – пассионарный подъем этноса, вызванная пассионарным толчком. Из непохожих субэтнических групп создается спаянная пассионарной энергией целостность, которая расширяется и подчиняет территориально близкие народы. Так возникает этнос, а группа этносов в одном регионе создает суперэтнос. К примеру, Византия, существовавшая с I в. н.э. до XV в., состояла из греков, египтян, сирийцев, грузин, армян и славян. 2 фаза – акматическая – это наибольший подъём пассионарности, связанный со стремлением людей не создавать целостности, а «быть самими собой». В истории эта фаза сопровождается внутренним соперничеством, в связи с чем ход этногенеза тормозится. 3-я фаза – фаза надлома – вследствие физического истребления пассионарный заряд этноса сокращается. Но спаду пассионарности соответствует внешний расцвет культуры. Кончается эта фаза кровопролитием, т.к. система выбрасывает из себя излишнюю пассионарность и в обществе восстанавливается видимое равновесие. 4 этап – инерционная фаза – этнос живёт по инерции, благодаря приобретённым ценностям. Вновь идёт взаимное подчинение людей друг другу, происходит образование больших государств, накопление материальных благ. 5 фаза- обскурации (время затемнения, упадка и разложения). 6 фаза мемориальная – последняя в этногенезе, когда этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции. Затем исчезает и память, приходит время гармонии с природой – 7 фаза гомеостаза – когда люди предпочитают обывательский покой великим замыслам. Пассионарности хватает людям только на то, чтобы поддерживать налаженное предками хозяйство. Если происходит новый пассионарный толчок, то старый этнос уже не возрождается, а создается новый. В отечественной этнологической науке принято считать, что этногенез начался с образованием человека современного вида, сформировавшегося около 40 тыс. лет назад. Среди главных условий (факторов) этногенеза исследователи отмечают первостепенное значение географической среды обитания, места существования человека, к которой на протяжении долгих лет эволюции он должен был приспособиться, адаптироваться. В научной литературе существует гипотеза о едином центре происхождения человечества (Вост. Африка), которое в самом начале своей истории представляло собой единую популяцию, однородную по расовым, этническим, социальным и другим признакам. С течением времени и увеличением числа людей происходил процесс их расселения по новым территориям, сопровождаясь адаптацией (приспособлением) к новым географическим и климатическим условиям. Таким образом, географическая среда обитания стал первым важным этнообразующим фактором. Вторым фактором формирования этнического своеобразия является постепенное изменение языка, диалекта, уходящего от своей языковой первоосновы в силу расселения, разделения этноса (индоевропейская языковая семья). Третий фактор: фактор перемещения, миграции народов. Четвертый фактор: усиление межплеменных контактов и формирование новых этнических общностей на основе общих экономических, политических, социальных и других интересов. При этом ключевую роль часто в процессе этногенеза имел такой фактор, как политические господство пришлого населения, которое проявлялось в военном деле, в сфере религии, культуры. Арабские завоевания и утверждение ислама. |