Ответы на экзамен этнология донну. эса ответы б. Вопросы к экзамену по курсу Этнология и социальная антропология
Скачать 0.56 Mb.
|
40. Характеристика арктической историко-этнографической области Северной Америки. Быт и традиции коренных народов региона. Арктические охотники и рыболовы. На обширных пространствах арктического побережья Северной Америки от Аляски и до побережья Гренландии жили и живут до сих пор группы эскимосов (инуиты). Общая их численость около 60 тыс. человек. В основе хозяйственной деятельности находились охота и рыболовство, связанных с добычей морских и сухопутных животных животных (тюленей, моржей, оленей, медведей, мускусных быков). При охоте использовали гарпун — копье с отделяющимся наконечником, обычное копье, лук и стрелы. В значительной степени от охоты зависели характер поселений и жилища эскимосов. В летний период, когда более целесообразно было добывать пищу мелкими группами эскимосы сооружали жилища типа чума — на конический остов из жердей натягивали шкуры. В зимний селились на побережье в землянках, где помещалось сразу несколько семей. Более экзотичны знаменитые снеговые дома эскимосов «иглу», когда остов дома складывали из кусков плотного снега в форме полусферы. Пища эскимосов — мясо и жир животных, рыба. Ели, если была возможность, помногу. К столь концентрированной мясной пище примешивали сушеные и сырые ягоды, коренья, растения. Там, где современные эскимосы вынуждены переходить на мучную и другие виды европейской пищи, появились болезни, неизвестные у них раньше —рахит, авитаминозы. Племена лесных охотников. Во внутренних областях Аляски, в лесных районах современных Канады и США жили многочисленные племена охотников, рыболовов и собирателей. В литературе США их обычно называют охотниками на оленя карибу. По языку это представители двух семей — алгоникинов, расселявшихся на северо-востоке (оджибве, наска-пи и др.) и атапасков (чайпеваи и др.), занимавшие центральную и северо-западную часть Северной Америки. Несмотря на различия в языке и происхождении, в образе жизни этих племен было много общих черт. Действительно, охота на оленей во многом определяла их образ жизни. В зависимости от перекочевок оленьих стад строились и сезонные передвижения охотничьих групп. Во время самых крупных весенних и осенних передвижений оленьих стад на переправах их поджидали охотники. Здесь же нередко сосредоточивалось и все племя. Массовый забой оленей позволял заготавливать значительные запасы мяса, жира, шкур (особенно осенью). Все это различными способами (копчение, сушение) стремились заготовить впрок, на долгую зиму. Орудия охоты изготовлялись из дерева, кости, камня. Индейцам была известна и медь. Охота на оленей существенно дополнялась другими видами охоты — на лосей, боровую дичь, перелетных птиц. Большое место занимало рыболовство. Добывали и пушных зверей. В случаях массовой охоты индейцы объединялись в очень крупные коллективы, до племени включительно, но лишь на короткий период. К такой жизни было приспособлено и их жилище. У западных, атапасских, племен это типи - остроконечный чум, крытый корой, берестой (летом), шкурами оленя (зимой). Обогревался такой чум костром, на котором готовили и пищу. Одежда этих групп индейцев стала своеобразным символом индейской одежды вообще. Шили ее из кожи и шкур животных. Особенно знаменита индейская замша — оленья кожа, выделанная вручную. И мужчины, и женщины носили рубахи с длинными рукавами. Мужские рубахи до колен, женские - длиннее. Летом эта одежда была преимущественно из замши, зимой - меховая. На ногах — мокасины и ноговицы, защищавшие ноги. Были известны и кожаные штаны. Голову чаще всего оставляли непокрытой, только в холода к одежде прибавлялся меховой капюшон. Но почти обязательным было головное украшение из перьев. У простых охотников — из одного-двух орлиных или ястребиных перьев, у вождей племен и старейшин для торжественных случаев были сложные перьевые уборы. Вся одежда украшалась орнаментом из разного цвета кусочков меха, узорами из окрашенных игл дикобраза. Орнамент, характер украшений говорили о месте человека в социальной структуре племени, были его своеобразным паспортом. Общественные отношения лесных индейцев ко времени их изучения этнографами претерпели сильное изменение. Благодаря развитию меновой торговли пушниной и вовлечению в нее всех племен таежной зоны традиционная система хозяйства и образ жизни индейцев стали все больше зависеть от этой торговли. Резче обозначилось имущественное неравенство внутри родовых групп, между родовыми группами в одном племени, между отдельными племенами. 41. Земледельческие народы Северной Америки. Союз ирокезов. Северо-восточные земли занимали алгонкинские племена (делавары, могикане и др.). К югу от них, частично вклиниваясь в прежние владения алгонкин, жили пять ирокезских племен (сенека, кайюга, онондага, онейда и могауки). Примером культуры и особенностей социальной организации этих земледельческих племен могут служить ирокезы, основу хозяйства которых составляло мотыжное подсечно-огневое земледелием, хотя роль охоты, рыболовства и собирательства нельзя приуменьшать (кукуруза, семена тыквенных, бобовых культур). В основе социальной организации ирокезов лежала, материнская родовая община, известная в литературе под названием овачиры. Овачира объединяла всех женщин данного рода и их потомство как по женской, так и по мужской линиям. Обычно овачира занимала один «длинный дом», в котором селились все замужние женщины этой овачиры и их дети. Здесь же жили и мужья этих женщин. Но если для женщин овачира была постоянным местом жительства, то мужская ее часть была более изменчивой. После работ Л. Г. Моргана социальная структура ирокезов стала своеобразным эталоном организации материнского родового общества. Союз (конфедерация) ирокезов – это объединение пяти ирокезских племён (кайюга, могавк, онайдо, онондага и сенека). Их самоназвание как политического органа было: Ходеношони – люди длинного дома. В племенах Ирокезов родство передавалось по женской линии. В племени Ирокезов законодательная, исполнительная и судебная функции обычно выполнялись одной и той же группой людей, именуемые вождями и организованными в советы. Существовали вожди трех уровней. Функции вождей каждого уровня были определены избирательной системой, состоящей из избирателей – замужних женщин племени. Руководство племенем передавалось по наследству. Руководили кланами члены полных семей, потомки только по женской линии; следовательно, клан может быть определен как нечто цельное, состоящее из родственников, социально и политически организованное, в котором родство передавалось только по женской линии. Мелкие единицы подчинялись более крупным таким образом, что клан был единым, целым и независимым. Появление высших единиц порождало новые права, привилегии и обязанности. Таковыми были принципы организации конфедерации пяти племен Ирокезов. Что касается даты образования конфедерации, то несколько племен были объединены в цельную организацию не ранее 1570 года. Дата образования лиги не определена, но очевидно, что это произошло примерно в 1570 году, вследствие войны с Алгонкинами и Гуронами. Власть объединенных племен Ирокезов стала ощущаться немедленно. После прихода голландцев, у которых Ирокезы раздобыли огнестрельное оружие, они начали нападать на все соседние племена, пока их власть не была признана от реки Оттава до Теннесси и от реки Кеннебек до рек Иллинойса и озера Мичиган. Их продвижение на запад было остановлено племенем Чиппева; на юге барьером для дальнейшего продвижения Лиги Ирокезов являлись Чероки и Катавба, в то время, как на севере им препятствовали операции французов. Шамплен во время одной из своих ранних экспедиций вместе с канадскими индейцами воевал против Ирокезов. Это сделало ирокезов ярыми противниками французов, против которых они позже выступали на каждом шагу, поскольку они являлись верными союзниками Британии вплоть до окончания французского режима в Канаде в 1763 году. Французы предприняли несколько попыток завоевать Ирокезов через своих миссионеров, и были настолько успешны, что значительное число индейцев, преимущественно из племен Могавк и Онондага, образовали католические поселения в Каугнавага, Сент-Реджис и Ока на реке Св. Лаврентия. Племена Лиги неоднократно пытались вернуть их обратно, но безуспешно и, в конце концов, в 1684 году, объявили этих индейцев предателями. В последующих войнах католики-ирокезы воевали на стороне французов против своих бывших собратьев. 42. Формирование современного этнического облика населения Северной Америки. В формировании современного населения Америки весьма важное место принадлежит переселенцам из Европы, а также рабам африканцам, завезенным в 16-19 веках для работы на плантациях. В Америке оказалось около 12 млн. африканцев – представителей различных народностей (банту, йоруба, эве, хауса и др.); в некоторых странах Америки они со временем стали преобладающей частью населения. Значительная часть индейцев была или истреблена, или погибла от болезней. Самобытность своей культуры и этническую территорию смогли отчасти сохранить лишь относительно крупные и развитые народы (кечуа, аймара, парагвайцы-гуарани, индейские народы южной Мексики), а также малочисленные индейские племена в лесах бассейнов Амазонки и Ориноко. Небольшие группы индейцев, сохранивших традиционный образ жизни, имеются в Северной Америке – в лесной зоне крайнего Севера и в резервациях. Этнический состав европейских переселенцев в разных частях Америки был различным. В Северной Америке до середины 19 века преобладали выходцы из стран Северо-Западной Европы, в первую очередь с Британских островов. В Мексике и почти во всей Южной Америке основу переселенцев составляли испанцы, а в Бразилии – португальцы. Преобладающим языком в США и Канаде стал английский, а к югу от реки Рио-Гранде – испанский. Испанский язык является родным для мексиканцев, почти всех народов Центральной Америки, Южной Америки, нескольких народов Вест-Индии и значительного числа индейцев (в основном в Мексике). Общее число говорящих примерно 200 млн. человек. Португальский язык распространен среди бразильцев. На французском говорят франкоканадцы, гаитяне и жители французских владений в Вест-Индии (всего около 15 млн. человек). Для более 8 млн. жителей Америки родным является итальянский (США, Аргентина, Канада, Бразилия, Венесуэла, Уругвай). Среди языков германской группы наиболее распространен в Америке английский (более 200 млн. говорящих). В Латинской Америке начиная с колониальных времен происходило интенсивное смешивание рас, сопровождавшееся появлением групп людей смешанного этнического происхождения. Следующие виды межрасовых сексуальных контактов: 1) метисы (mixticius- лат. смешанный) – в Америке –потомки от смешанных браков между европейцами и индейцами, 2) мулаты (mulato, mulo –исп. – внебрачный ребенок, байстрюк) – потомки от кровосмешения европеоидов с неграми, 3) самбо (zambo, исп.) - потомки от смешанных браков между индейцами и неграми. Сейчас в некоторых странах метисы составляют преобладающую часть населения. В США и Канаде индейцы составляют теперь менее 0,5% населения, тогда как в таких странах как Гватемала и Боливия – более половины его. В Мексике, Сальвадоре, Перу, Эквадоре и ряде других стран основная часть жителей – метисы, а в Вест-Индии и Бразилии – негры и мула 43. Специфика формирования латиноамериканских наций. То же самое, что и в 42 вопросе 44. Роль коренного населения Америки в формировании современных наций. То же самое, что и в 42 вопросе 45. Этнолингвистическая характеристика коренных народов Мезоамерики. Здесь можно рассказать про майя и ацтеков Лингвистическая характеристика Юто-ацтекская семья. Одна из самых крупных языковых семей в прошлом. На ее языках говорили в государстве ацтеков, а также многие племена, занимавшие юго-запад Северной Америки. И сейчас около 1,7 млн. индейцев говорят на языках этой семьи. Семья языков майя-соке. Эти языки — майя, киче, хуастеки, соке, туанаки — распространены на п-ве Юкатан и в соседних областях южной Мексики. На различных языках этой семьи говорят не менее 2 млн. человек. Языковая семья чибча. В прошлом на этих языках говорили создатели группы государственных образований, возникших до появления испанцев. Сейчас эти языки употребляются группами индейцев Мезоамерики и в северной части Южной Америки (около 300 тыс. человек). Этническая характеристика См. вопрос 47 46. Этнолингвистическая характеристика коренных народов Южной Америки. Лингвистическая характеристика Языковая семья чибча. В прошлом на этих языках говорили создатели группы государственных образований, возникших до появления испанцев. Сейчас эти языки употребляются группами индейцев Мезоамерики и в северной части Южной Америки (около 300 тыс. человек). Аравакская семья. Была широко распространена на островах Карибского бассейна и на севере Южной Америки. Большая часть аравакских народов и племен истреблена колонизаторами, остатки метисировались и потеряли свой язык. Небольшие группы индейцев в бассейнах рек Ориноко и Амазонки продолжают говорить на диалектах этой семьи (около 300 тыс.). Карибская языковая семья. Многочисленные и воинственные племена, говорившие на ее языках, были расселены к северу от Амазонки и на островах Карибского моря, в тесном соседстве с араваками, с которыми они враждовали. Их постигла та же участь, что и араваков. Сейчас на этих языках говорит немногим более 100 тыс. человек. Семья тупи-гуарани. Языки этой семьи делятся на 4 ветви. Народы и племена, говорившие на языках этой семьи, расселялись от Анд до Атлантики в средней части Южной Америки. Язык гуарани был своего рода межплеменным языком местных племен в их общении между собой. На языке гуарани говорит большинство населения Парагвая, хотя официальным языком признан испанский. Семья кечуа. Язык кечуа — самый крупный из сохранившихся индейских языков. На нем говорит от 8 до 10 млн. индейцев, расселенных в Перу, Эквадоре, Боливии. Только в Перу он признан государственным языком наряду с испанским. В прошлом это язык большинства населения огромной империи инков. Семья аймара. В прошлом аймара были вторым по численности этническим компонентом в государстве инков. Сейчас на этом языке говорит индейское население в Боливии и Перу (около 2 млн.). Арауканский язык (мапуче). Когда-то он был распространен среди многих племен, населявших современную Аргентину и южную часть Чили. Промышленники-скотоводы частью истребили, частью вытеснили арауканов в малоплодородные области юга Чили, где они живут и сейчас (около 300 тыс.). Этническая характеристика См. вопрос 47 47. Основные хозяйственно-культурные типы народов Южной Америки. Цивилизации Центральной и Южной Америки. К данным сообществам относят государственные образования ацтеков и чибча-муисков, цивилизацию майя, империю инков. Высокоразвитые культуры и государства располагались на территории от Центральной Мексики до Гватемалы и Никарагуа, это одна из областей Америки, где в древности культурное и общественное развитие индейских народов достигло особенно высокого уровня. На землях, прилегающих к Мексиканскому заливу, открыты многочисленные памятники археологических культур, в частности, культуры древних ольмеков (II - I тыс. до н. э.). Хозяйственной основой всех высокоразвитых обществ древней Америки было ручное и мотыжное земледелие. Майя. История древних майя охватывает большую часть I тыс. и пять веков II тыс. н. э. и подразделяется на ряд эпох. Они были создателями довольно большого числа городов-государств (самые известные - Паленке и Чичен-Ица на территории современной Мексики, Тикаль в Гватемале и Копан - в Гондурасе), которые возникали, развивали хозяйство и культуру, воевали друг с другом, а в IX - X вв. н. э. сами подверглись завоеванию и отчасти разрушению вторгшимися с запада племенами тольтеков. На территории полуострова Юкатан возникло майя-тольтекское государство, которое в середине XV в. распалось, что облегчило испанским конкистадорам завоевание края. Археологи продолжают открывать остатки городов древних майя с развалинами монументальных зданий: дворцов, храмов и других. Во главе городов стояли правители и жрецы, подчинившие себе купцов, ремесленников и многочисленных рабов. Одним из важнейших достижений культуры майя стал весьма точный календарь. Майя создали также оригинальную иероглифическую письменность, памятники которой в XVI в. подверглись запрещению и уничтожению католической церковью. Не считая надписей на архитектурных сооружениях, скульптуре и керамике, уцелело лишь четыре памятника письменности майя, над расшифровкой которых бьются ученые. Большой вклад в изучение письменности индейцев майя внес российский этнолог Ю.В. Кнорозов. Ацтеки. Государственное образование, известное как царство ацтеков, существовало в XIV - начале XVI в. в Центральной Мексике. Его столица, г. Теночтитлан, находилась на острове озера Тескоко (на месте современного г. Мехико), соединенного с берегом мостами и дамбами. В 20-е гг. XV в. правитель ацтеков Ицкоатль, став во главе союза трех городов, добился освобождения ацтеков от власти правителей соседних городов. При его преемниках, в особенности, при Моктесуме II, царство ацтеков достигло наивысшего развития. Верховный правитель ацтеков носил титул тлакатекутли («вождь мужчин») и был прежде всего военным вождем собственно племени ацтеков и подвластной им группы племен. Ацтеки подчинили своей власти всю срединную Мексику с населявшими ее племенами. Культура ацтеков вобрала в себя богатые традиции других народов, живших на территории Мексики, - тольтеков, миштеков. Хозяйство было основано на ручном земледелии и ремесле. Использовался труд рабов. Выращивали несколько сортов маиса (кукуруза), бобы, кабачки, красный и зеленый перец, тыкву, томаты, хлопчатник, табак, масличные и другие культуры. Особенно интересен магей (разновидность агавы), из очищенных волокон которого выделывали ткани и бумагу, а из сока - сладости и алкогольный напиток пульке, который, как и табак, использовали только при проведении ритуалов. Больших успехов достигли ацтеки в производстве разнообразных изделий из керамики, камня (кремня, нефрита, обсидиана), украшений из серебра, золота и меди. В храмовом и гражданском строительстве они пользовались адобе - сырцовым кирпичом. Города имели правильную планировку. Большинство семей свободных ацтеков объединялось в двадцать своеобразных общин (кальпульи), имевших свои храмы, резервы обрабатываемой земли и общинное руководство. Глава кальпульи (кальпуллек) распределял земли, управлял общественными хранилищами, возглавлял совет старейшин. Жизнь ацтеков в очень большой мере была связана с войной. Победоносные войны поставили ацтеков во главе сильного объединения племен, но не принесли им друзей, что, несомненно, облегчило конкистадору Эрнану (Фердинандо) Кортесу взятие их столицы, г. Теночтитлана и завоевание Мексики. Календарь ацтеков сходен с календарем майя. Единая система письма у них не успела сложиться. Ацтеки пользовались рисунчатым письмом, отчасти - иероглифами и некоторыми фонетическими знаками. |