Ответы на экзамен этнология донну. эса ответы б. Вопросы к экзамену по курсу Этнология и социальная антропология
Скачать 0.56 Mb.
|
Вопросы к экзамену по курсу «Этнология и социальная антропология» 1.Объект и предмет этнологии. Первоначально предметом этнологии как науки стали народы, уровень культурного развития которых был значительно ниже, чем у европейцев. Европейцы называли народы, отставшие в своем развитии от европейской цивилизации, примитивными. Исходя из такого подхода, примитивные народы и их культуры стали главным объектом формирующейся научной дисциплины. Об этом свидетельствуют труды основоположников этнологии XIX в. — Льюиса Генри Моргана «Древнее общество», Эдуарда Тайлора «Первобытная культура». Ранние работы основоположников немецкой этнологии Т. Вайца и А. Бастиана также посвящены изучению «первобытных народов», которым противопоставлялись европейские «культурные народы». В XX в. стали меняться и значительно расширяться представления о предмете науки. Прежде всего были подвергнуты критике идеи о разделении народов на примитивные (первобытные) и цивилизованные. Стали утверждаться представления о том, что так называемые первобытные народы, как и европейские, имеют свою историю, не являются более ранней ступенью развития человечества и так же удалены от первобытности, как и европейцы. Согласно другому подходу неправомерно делить народы на первобытные и культурные и противопоставлять их друг другу. По мнению сторонников этого подхода, нет ни одного народа, который не достиг хоть какого-то прогресса в культуре. Любая этническая группа является носителем той или иной степени культурности, так или иначе «окультурена», поэтому бессмысленно делить народы на «культурные» и «бескультурные». В связи с этим вместо термина «первобытные народы» предлагались другие термины и понятия, отражающие новую предметную область этнологии: «архаичные культуры», «доиндустриальные общества», «бесписьменные культуры» и т. д. Каждое из этих понятий выражало соответствующие особенности этнических культур, поэтому имеет право на существование. Во второй половине XX в. продолжала расширяться предметная область этнологии. Большое внимание этнологи стали уделять межэтническим, межнациональным отношениям. В современном понимании этнология изучает не только происхождение этносов, их основные характеристики и свойства, отношения между этносами и их изменения, обусловленные этническими процессами, но также и этносоциальные (национальные), этнополитические, этнопсихологические, этнолингвистические и другие процессы и отношения этнонациональной сферы общества. В действительности этнология изучает: — возникновение этносов (этногенез); — историческую эволюцию этносов; — современную жизнь этносов; — возможные пути развития этносов в обозримом будущем. Так, к предмету этнологии относятся следующие проблемы: — материальная культура народов; — ритуалы, обычаи, нравы, верования различных народов; — социальная и политическая структура народов; — системы воспитания и поведенческие системы, присущие разным народам; — особенности межкулътурных контактов; — расселение народов; — демографические процессы, происходящие в этносах; — названия и самоназвания народов (этнонимика); — хозяйственные занятия, экономическая деятельность и их воздействия на этносы; — языковое поведение и его влияние на этносы; — динамика этнических систем. Таким образом, этнология как наука изучает разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, включая изменение людьми своего этнического самосознания и своей этнической принадлежности. 2. Накопление этнологических знаний. Возникновение этнологии как науки. Этнологию с достаточным основанием можно отнести к одной из древнейших отраслей научного знания. Известная нам история человечества с периода возникновения родов и до наших дней свидетельствует, что у людей возникала потребность в знаниях не только о жизни, традициях и обычаях своего рода-племени, но и о быте и культуре окружающих народов. Уже в древности предпринимались попытки не ограничивать эти знания только простым описанием, и появлялись труды, в которых обширный материал систематизировался, проводилась классификация различных народов на основе их культурно-хозяйственных, территориальных, языковых и других различий. Многие авторы античности оставили довольно подробные точные систематизированные данные о некоторых народах того времени. Так, древнегреческий историк Геродот, живший в V в. до н. э. и прозванный «отцом истории», дал первое систематическое описание жизни и быта скифов. Другой древнегреческий географ и историк Страбон (64/63 гг. до н. э. — 23/24 гг. н. э.), много путешествовавший, является автором «Географии» в 17 книгах, где даны описания многих народов античности. Римский писатель, ученый Плиний Старший (23 — 70 гг. н. э.) в своей «Естественной истории», состоящей из 37 книг, дает подробные сведения по истории и быту Рима и римлян. В очерке «Германия» римский историк Тацит (ок. 58 — ок. 117 гг.) описывает религию, общественное устройство и быт древних германцев. Большой интерес к этнической истории и жизни народов проявился в эпоху Великого переселения народов (IV — VI вв.), когда образовался ряд королевств — вестготов, вандалов, остготов, бургундов, франков, лангобардов. Еще одним крупным импульсом к развитию этнических знаний стали Великие географические открытия XV — XVIII вв. В связи с этим возникла потребность изучить и объяснить различия в культурном развитии народов, определить причины расцвета и упадка культуры и исторической роли того или иного народа, раскрыть механизмы формирования и особенности этнической психологии, выяснить причины расовых различий народов, установить взаимосвязь этнических особенностей и социально-экономического развития и т. п. В этот период появилось большое количество миссионерских донесений и рассказов о тех народах Северной и Южной Америки, Африки и Азии, с которыми им приходилось встречаться. В эпоху европейского просвещения, главным образом в XVIII в., место простого описания уже занимает критическое рассмотрение этих данных, и попытка привести их в некоторую систему. Стали возникать теории и концепции, создаваться научные направления и школы, занимающиеся этими вопросами и закладывающие основы единой науки о народах — этнологии. И только XIX в. дал возможность этнологии сложиться как науке. Сам термин «этнология» стал употребляться сравнительно недавно. До середины XIX в. этот термин употреблялся при описании различных этнических процессов наряду с термином «этнография», не обозначая еще особую науку. Формально в 1830 г. французский ученый Жан Жак Ампер предложил использовать этот термин в качестве наименования новой науки о народах и культурах. Постепенно это название распространилось в крупнейших европейских странах, а во второй половине XIX в. стало употребляться и в России. Термин «этнология» происходит от греческих слов «этнос» (народ) и «логос» (понятие, учение). Древние греки применяли понятие «этнос» к другим народам (не грекам), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями, привычками и т. п. Середина XIX в. стала временем интенсивного развития этнологии в ряде западных стран. Как отмечалось, это обусловливали потребности колониальных держав, поработивших сотни народов, имеющих различные культуры и образ жизни. Для эффективного управления покоренными народами необходимы были знания об их культурах, традициях, обычаях, ритуалах верованиях, психологии и т. п. Эти и другие сведения могла дать наука этнология, и поэтому она пользовалась поддержкой официальных властей. В связи с этим нужно отметить, что первоначально этнология развивалась как наука об отсталых народах Азии, Африки, Австралии, Америки. Как уже отмечалось, наука этнология конституировалась во Франции. В 1839 г. здесь было основано Парижское общество этнологии. С этого времени Франция стала одним из центров этнологических исследований. В 1842 г. возникло Американское этнологическое общество. В Германии в конце XVIII в. сформировалось научное направление, ставившее своей целью изучение неевропейских народов и культур. В 30-х гг. XIX в. для общего названия описаний всех народов, представленных немецкими путешественниками и учеными, стал использоваться термин «этнология». В англоязычных странах наука о народах развивалась как составная часть антропологии, а именно ее научное направление — социальная антропология. В научный оборот это название в 1906 г. ввел один из основателей английской этнологии Джеймс Фрэзер. Понятие «социальная антропология» получило распространение и стало английским эквивалентом понятия «этнология». В отличие от Англии, в США этнология развивалась, главным образом, под названием «культурная антропология». Здесь внимание сосредоточивалось на изучении различных этнических групп как носителей разнообразных культурных традиций. Начиная с 50-х гг. XX в., данное направление ориентируется на изучение только проблем культурных особенностей народов, т. е. любых этнокультурных процессов. В России с середины XVIII в. стали уделять большое внимание этническим проблемам. Связано это было не только с расширением Российского государства и вхождением в его состав многих народов, но и с возросшим интересом к судьбе русского народа, его историческим корням, особенностям русской культуры и т.д. Отечественная этнология зарождалась в середине XIX в. Большую роль в этом сыграло учреждение в 1846 г. Русского географического общества, которое было создано для выполнения не только научных, но и прикладных задач. В 1849 г. в составе Географического общества было открыто Отделение этнографии. У истоков этнологической (тогда еще именовавшейся этнографической) науки России были русские ученые К.М. Бэр, Н.И. Надеждин, К.Д. Кавелин, которые в 40 — 50-х гг. XIX в. сформировали основные принципы этнологической (этнографической) науки. Большую известность в истории русской науки о народах приобрела научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая, который исследовал материальную и духовную культуру, быт и обычаи папуасов Новой Гвинеи и народов Океании. После Октябрьской революции создавались новые учреждения по изучению народов России. В 1918 г. был организован этнографический факультет Географического института в Петрограде, в 1919 г. — университетские этнографические центры в Петрограде и Москве. В 1925 г. факультет общественных наук МГУ им. М.В. Ломоносова был преобразован в этнологический факультет и просуществовал до 1930 г. В 1924 г. были образованы Комитет по изучению языков и этнических культур народов Востока СССР, в 1930 г. — Институт народов Севера и т. д. В 1933 г. на основе Музея антропологии и этнографии был создан Институт антропологии, археологии и этнографии, позднее преобразованный в Институт этнографии Академии наук СССР. В 50-е гг. XX в. начался новый этап этнологии, были изданы крупные труды по народам СССР и всего мира, создана серия этнических карт, развернулось изучение этнических процессов в СССР и зарубежных странах. Начиная с 1970-х гг. этнологи СССР стали проводить исследования национальных и межнациональных отношений. В 80-е гг. фронт этнонациоиальных исследований расширился: стали изучаться этнокультурные, этнопсихологические, этнолингвистические и другие аспекты национальных отношений. В 90-е гг. проблемы, относящиеся к этнологии, изучались во многих научных учреждениях и учебных заведениях Российской Федерации. 3. Источники и методы исследования этнологии и социальной антропологии. Методы исследования — это средства анализа, а также способы проверки и оценки теории. В целом все методы можно разделить на общенаучные и специально-научные. Из общенаучных методов в этнологии используются исторический, социологический, сравнительный, антропологический, культурологический и другие. В этнологии важное значение имеет сбор и накопление разнообразного материала для научного анализа. Это могут быть наблюдения и описания ученых-этнографов, записки путешественников, экспедиционные исследования, фольклорные материалы, литературные источники, изучение письменных источников и устных преданий, описание археологических и антропологических данных и т. п. Одним из основных методов изучения жизни народов являются так называемые полевые исследования. Обычно метод полевого исследования предполагает длительное пребывание исследователя в месте проживания изучаемого этноса. Примером всестороннего и глубокого изучения этносов являются выдающиеся успехи американца Л. Моргана, долгое время жившего среди ирокезов, и русского исследователя Н. Миклухо-Маклая, который несколько лет провел среди папуасов Новой Гвинеи. Важным методом этнологии является изучение письменных источников, которые обеспечивают исследователя разнообразной и достоверной информацией об изучаемых народах. Письменными источниками обычно являются написанные многими народами их собственные истории или описания их культур, представляющие интерес не только для этнологов. Однако наряду с такого рода историческими материалами существуют и другие типы письменных источников, представляющих интерес для этнологов. Это доклады и научные отчеты географов, отчеты посланников и дипломатов, сообщения капитанов морских судов, торговцев, путешественников и т. п. Такие источники содержат много полезной и ценной информации о жизни и культурах разных народов. Немалую ценность в этнологии представляет метод изучения археологических материалов. Apxеологические материалы ценны тем, что позволяют более точно, чем другие источники, определить время отдельных исторических событий или возраст предметов культуры. В этнологии используется и метод сравнительного языкознания, суть которого — в сравнении определенных слов из разных языков, позволяющих установить границы соотношения близких языков и степень их родства. В XX в. в этнологии стали широко применяться статистические источники, среди которых наиболее важными и полными являются переписи населения, дающие этническую информацию разнообразного характера, причем в систематизированном и упорядоченном виде. В последние десятилетия во всем мире широкое распространение в этнологии получили методы конкретных социологических исследований. К ним относятся: опросы, анкетирование, интервью, наблюдение, тестирование и др. Эти методы используются для получения данных по определенным вопросам или в связи с теми или иными событиями или планами (межэтнические конфликты, изменение статуса языка, этнических границ, вопросы этнической самоидентификации, отношение к этнической миграции, межэтнические контакты и т. п.). 4. Эволюционная школа в этнологии, ее основные направления и результаты В процессе становления этнологии как науки возникали научные концепции, школы и направления, закладывающие ее основы. Первые теории и научные школы стали появляться с середины XIX в. Теория эволюционизма, которую можно считать первой собственно этнологической теорией, стала формироваться с середины XIX в. Основоположником этой школы был Г. Клемм, опубликовавший в 1843 — 1847 гг. свою пятитомную «Общую историю культуры человечества». Г. Клемма, Т. Вайца и И. Унгера можно считать первыми представителями эволюционистского взгляда в этнологии. Английским этнологам Э. Тайлору, Дж. Мак-Леннану и Дж. Лаббоку принадлежит заслуга первыми представить развернутую эволюционистскую концепцию. В Германии формирование эволюционизма было представлено О. Пешелем, А. Бастианом и И. Липпертом. Во Франции видным представителем эволюционизма был Ш. Летурно, а в США — Льюис Генри Морган. Российский эволюционизм связан с именами К.Д. Кавелина, Л.Я. Штернберга, Н.И. Зибера и М М. Ковалевского. Выдающимся представителем эволюционной школы в этнологии является знаменитый английский ученый Эдуард Тайлор (1832 — 1907). Свою эволюционистскую концепцию развития Тайлор изложил в труде «Первобытная культура», вышедшем в 1871 г. Тайлор рассматривал историю культуры как процесс поступательного развития («наука о культуре есть наука о реформах»), выражающийся в совершенствовании форм орудий, видов искусства, верований и культов. Тайлор ввел в науку понятие «пережитков», которые считал «живым свидетельством или памятником прошлого», и на этой основе определял историческую связь явлений культуры, вскрывал исторические корни многих непонятных или обретших новый смысл обычаев и обрядов. Из всех явлений культуры наибольшее значение Тайлор придавал религиозным верованиям первобытных народов, исследуя которые он выдвинул анимистическую теорию происхождения религий. Г. Спенсер (1820 — 1903) — известный английский философ и социолог, один из основоположников эволюционизма в этнологии. Общество, по Спенсеру, развивается под влиянием внешних и внутренних факторов. К внешним факторам он относил влияние географической среды, а также соседних обществ и народов, к внутренним — физическую природу человека, разнообразие рас, особые психические качества каждого народа. А. Бастиан (1826 — 1905) — основоположник немецкой этнологии, и эволюционизма в Германии. Его работа «Общие основания этнологии» (1871 г). В его понимании у географических первобытных людей одинаковая психическая структура, т. к. они обладают самой простой системой адаптации к историко-географическим условиям. Единство человеческой психики выражается в элементарных идеях, схожих у разных народов и отражающих единство человеческой культуры. Каждый народ формирует круг собственных идей, который определяет содержание культуры данного народа, но при контактах с другими народами заимствуются новые элементарные идеи, которые стимулируют развитие культуры. Культурное развитие человечества происходит в процессе активных взаимоотношений с окружающей средой. Огромный вклад в этнологию внес выдающийся американский ученый Л. Морган (1818 — 1881). В основном сочинении Моргана «Древнее общество» рассмотрены три важные этнологические проблемы: место и роль родового строя в истории человечества, история формирования семейно-брачных отношений и периодизация истории человечества. Эволюционная школа создала первую стройную концепцию развития человечества и его культуры и исходила из признания идеи прогресса в общественном развитии, т. е. непрерывного перехода от простого состояния к более сложному. Культура как часть общества также всегда развивается от низшего к высшему путем непрерывных постепенных изменений. Культурные различия народов обусловлены их различными ступенями развития. |