Ответы на экзамен этнология донну. эса ответы б. Вопросы к экзамену по курсу Этнология и социальная антропология
Скачать 0.56 Mb.
|
27. Быт и верования аборигенов Австралии. Население Австралии (вместе с Тасманией) в настоящее время на 97% состоит из потомков переселенцев, а также иммигрантов, приехавших из европейских стран. Аборигенное население Австралии насчитывает вместе с метисами и жителями островов Торресова пролива немногим более 2%. Хотя потомки выходцев из Европы и образуют подавляющее большинство населения Австралии, мы начнем этнографическую характеристику с австралийских аборигенов ввиду исключительного интереса, который представляет эта группа населения для этнологической науки. Коренное население Австралии, прежде расселенное в пределах всего материка (кроме некоторых, наиболее неблагоприятных областей), в настоящее время компактно проживает в его северных, западных и центральных районах. Антропологически австралийские аборигены специфичны и образуют особый тип австралоидной расы. Тип этот характеризуется темно-коричневой кожей, черными волнистыми волосами, обильной растительностью на лице, сильно выступающим надбровьем, широким носом, сравнительно толстыми губами. Рост у австралийских аборигенов средний или выше среднего, голова длинная, лицо прогнатное (т.е. с несколько выступающими вперед челюстями). Тасманийцев именуют порой живыми людьми палеолита, считая их самым архаичным народом на планете. Тасманийцы представляют собою древнейший этнический элемент Океании, «чистый и несмешанный, не подвергшийся влиянию позднейших наслоений». Тасманийцы пользовались весьма примитивными орудиями из камня, которые, по мнению ряда исследователей, походят на орудия неандертальцев. В 1869 году близ Хобарта, столицы штата Тасмания, расположенного на одноименном острове, умер Уильям Лэнни, последний тасманиец, а семь лет спустя скончалась последняя тасманийка Труганини. Аборигены Австралии говорят более чем на 200 языках, относящихся к особой австралийской филии, или надсемье (т.е. языковой группировке, родство внутри которой более отдаленное, чем внутри семьи). Филия подразделяется на 26 групп. Основным занятием австралийцев и тасманийцев были охота и собирательство, причем охотились преимущественно мужчины. Женщины же и дети оказывали носильную помощь мужчинам во время охоты, а также собирали различные съедобные дикорастущие растения и ловили мелких животных. Главными объектами охоты были кенгуру и другие сумчатые животные, птицы. Охотились австралийцы с помощью копий (иногда составленных из нескольких частей), а также различных метательных палиц, в частности бумеранга. Для увеличения дальности полета копья применялась особая дощечка с упором на конце - копьеметалка. Тасманийцы бумерангов и копьеметалок не знали. Лук в стрелы встречались в Австралии только на полуострове Йорк, где они были заимствованы у папуасов Новой Гвинеи. Из способов охоты наиболее распространенными были активные: преследования животного, облавы и т.д. Вместе с тем австралийцы применяли при охоте также сети, силки, разные ловушки и т.п. Выкапывали съедобные растения с помощью длинной заостренной палки. Ею же разрывали норы мелких животных. Рыболовство было менее распространено, чем охота и собирательство, что в значительной мере объясняется бедностью гидрографической сети на большей части австралийской территории. Рыбу ловили с помощью крючковой снасти, сетями, корзинами, а то и просто руками, лучили копьем, били острогой и гарпуном. Иногда реки перегораживались заколами, практиковалось и отравление водоемов растительными ядами. Тасманийцы рыболовства не знали. Из домашних животных австралийцам была известна полудикая собака динго, мало помогавшая им на охоте. Орудия производства, охотничье и боевое оружие, а также домашняя утварь изготовлялись из камня, кости, раковин, дерева, растительных волокон и т.п. Тасманийцы, да и многие австралийские племена не знали никакой одежды и ходили обнаженными. В некоторых районах Австралии были известны набедренные повязки, пояса с передниками или без них, а кое-где и плащи из шкурок опоссума. Пища австралийцев и тасманийцев состояла из различных продуктов охоты и собирательства. Отдельные австралийские племена употребляли в пищу и рыбу. Мясо и рыба жарились на огне, раскаленных углях или камнях, иногда пеклись в горячей золе или песке. Австралийцам была знакома земляная печь, представляющая собой яму, в которой разводился костер и нагревались камни. Наиболее крупным объединением в большинстве случаев было племя, их насчитывалось примерно 600. Однако племя являлось, скорее, этнической общностью, чем общностью социальной. Оно не имело какой-либо постоянной организации, не возглавлялось вождем. Средняя численность племени составляла 450-500 человек. Несколько близкородственных племен иногда образовывали племенную группу, представители которой осознавали общность происхождения. Большая часть племен подразделялась на локальные группы или общины, в среднем 50 человек, владевшие определенными участками земли и бывшими основными производственными ячейками. Значительно положение пожилых мужчин. Наиболее авторитетный из них избирался главой общины. Отношения между различными общинами и племенами носили обычно мирный характер, в частности они вели натуральный обмен. Конечно, иногда по разным причинам случались вооруженные столкновения, но они не приводили к большому кровопролитию и быстро улаживались. Религия австралийских аборигенов изучена довольно хорошо. Преобладающей формой верований австралийцев был тотемизм, характерны для австралийцев и магические верования, т.е. представления о возможности человека сверхъестественным путем влиять на других людей и природу. Менее выражены анимистические верования, хотя вера в злых духов и душу вообще существовала. Аборигены Австралии не имели храмов и жрецов, хотя «специалисты» культа - колдуны и знахари - у них уже выделились. Народное творчество австралийцев весьма оригинально. Фольклор их был тесно связан с религиозными верованиями (тотемические мифы и т.д.), но имелось немало произведений без религиозных сюжетов (например, сказки). Очень характерны для австралийцев пляски, называемые корробори, имевшие обычно изобразительный характер и выполнявшие культовые и развлекательные функции. Пляски сопровождала музыка, преимущественно вокальная, однако известны и некоторые примитивные музыкальные инструменты. 28. Материальная и духовная культура народов Меланезии. Новая Гвинея - второй по величине остров мира - в настоящее время подразделяется в политическом отношении на две части. Подавляющее большинство населения острова (около 85%) составляют папуасские народы (так обычно называют большую часть коренного новогвинейского населения, которая говорит на различных языках, не входящих в австронезийскую семью). Общее число папуасов на Новой Гвинее составляет 4,3 млн человек. В этническом отношении папуасское население острова делится более чем на 600 отдельных этносов. Языки, на которых говорят эти народы, не образуют единой генетической группы, а распределяются между несколькими не родственными между собой филиями, или надсемьями, (как уже отмечалось выше, родство внутри филий более отдаленное, чем внутри семей). В антропологическом отношении среди коренного австралоидного населена Новой Гвинеи различают два основных типа, идентичных по названию с этно языковыми группами острова: папуасский и меланезийский. По своим занятиям подавляющее большинство папуасов - мотыжные земледельцы, причем хозяйство их носит натуральный характер. Важнейшие возделываемые культуры - таре, ямс, батат, бананы, сахарный тростник, (кокосовая) саговая пальма, хлебное дерево. Сейчас у папуасов можно встретить и заимствованные от европейцев культуры (бобы, картофель, выращиваемые как товарные культуры кофейное дерево, какао-бобы и т.д.). Традиционные орудия - каменный топор или тесло, сажальный кол и узкая лопата. Реже встречаются мотыги. Каменный топор и тесло в значительной мере вытеснены железными. Из домашних животных папуасы разводят свиней, кур и собак. В отдельных селениях появился крупный рогатый скот. Земледелие обычно совмещается с охотой. Охотятся с помощью копья, лука и стрел. Объектами охоты служат дикие свиньи, казуары, мелкие птицы, опоссум, ящерицы, змеи. Рыболовство, если не считать нескольких прибрежных поселений, развито слабо. Ремесло пока не отделилось от земледелия. Папуасы селятся обычно небольшими деревнями. В большинстве папуасских деревень число жителей не превышает 100-150 человек. Хижины — свайного типа или наземные. Пол в свайных постройках - из бамбуковых стволов, в наземных - земляной. Стены сооружаются из бамбука и древесной коры, иногда - из грубо обработанных досок. Хижины кроются пальмовыми листьями. Одежда мужчин-папуасов состоит из пояса, изготовленного из тапы (вымоченной и отбитой древесной коры). Он несколько раз обертывается вокруг бедер и пропускается между ног. Женская одежда представляет собой юбочку из растительных волокон или травы. Украшения носят преимущественно мужчины. Это браслеты, ожерелья, своеобразные серьги, носовые вставки и т.д. Целям украшения служат также татуировка и окраска тела. Женщины украшают себя значительно реже. Европейская одежда проникла на Новую Гвинею еще слабо. Пища в основном растительного происхождения. Мясо (свиней, кур, собак, а сейчас иногда и кошек) употребляют редко. Традиционные верования разных папуасских народов заметно различаются между собой. У некоторых групп (например, маринд-аним) важную роль играла такая примитивная форма религии как тотемизм. Широкое распространение получила также вера в магию. Для многих групп папуасов было характерно почитание предков (в примитивной форме культа черепов). Деятельность миссионеров на Новой Гвинее, особенно активизировавшаяся в последние десятилетия, привела к тому, что сейчас большая часть населения острова формально исповедует христианство в форме протестантизма и католицизма. В целом в Меланезии проживает более 300 этносов, которые как и в Папуасии подразделяются по языку на две основные группы: народы, говорящие на австронезийских языках, и народы, говорящие на папуасских языках. 29. Этническая история народов Микронезии. То же самое, что и в 31 вопросе Микронезия по этническому составу более компактна: здесь живет лишь полтора десятка народов. Все народы Микронезии говорят на языках австронезийской семьи, причем на западе распространены языки западноавстронезийской ветви, на востоке — восточноавстронезийской океанийской ветви. На западноавстронезийских языках говорят два крупных народа Микронезии — чаморро (73 тыс. Марианские о-ва, Гуам, и белау, или палау (15 тыс.). Жители Западной и Восточной Микронезии существенно отличаются друг от друга не только по языку, но и по своему расовому облику и культуре. Жители на архипелагах Восточной Микронезии являются результатом смешения полинезийского и меланезийского расовых типов. В Западной Микронезии явственно прослеживается южноазиатский расовый элемент (и южной части Западной Микронезии, на островах Палау чувствуется примесь меланезийского типа). Ко времени первых контактов с европейцами население Микронезии занималось земледелием и рыболовством. Земледелие получило наибольшее развитие в Западной Микронезии. Чаморро - единственный народ Океании, возделывавший зерновую культуру - рис; белау же было известно искусственное орошение. В Западной Микронезии выращивались также ямс, таро, бананы, кокосовая пальма, хлебное дерево, сахарный тростник. Земля обрабатывалась палкой с заостренным концом или каменной мотыгой. В Восточной Микронезии земледелие явно уступало рыболовству. Из домашних животных были известны лишь куры и собаки. Западная и Восточная Микронезия существенно различались по характеру ремесленного производства. На Западе было известно гончарство, отсутствовавшее на Востоке. Зато в Восточной Микронезии (на Каролинских о-вах) знали горизонтальный ткацкий станок. Дома на Марианских островах, островах Палау возводились на каменных столбах и сваях. Крыши и стены делались из пальмовых листьев. Жилище на Каролинских, Маршалловых и о-вах Гилберта представляло собой четырехугольное строение с двускатной крышей и без стен. Иногда дома сооружались па каменном фундаменте. Одежда повсюду была минимальной. Мужчины носили набедренные повязки, женщины - юбочки из травы или разрезанных листьев. На некоторых островах замужние женщины обертывали бедра кусками лыка. Кое-где одежда полностью отсутствовала. Для общественного строя Микронезии была характерна значительная социальная стратификация. Население делилось на сословия, между которыми стояли непреодолимые социальные барьеры. 30. Народы Полинезии. Особенности традиционно-бытовой культуры. Полинезия — субрегион Океании, состоящий из более чем 1000 островов, разбросанных по центральной и южной части Тихого океана (крупнейшие- Нов. Зеландия, Гавайи, Тонга). Коренные народы, населяющие острова Полинезии называют полинезийцами, которые имеют много схожих черт в языке, материальной и духовной культуре. Исторически сложилось так, что они являются опытными мореплавателями, способными плавать в ночное время и ориентироваться по звёздам. Термин «Полинезия» впервые был использован французским писателем Шарлем Броссом в 1756 году, и поначалу применялся ко всем островам Тихого океана. По мнению ряда исследователей, полинезийцы в антропологическом отношении представляют собой контактный тип между монголоидной и австралоидной расами. Полинезийские языки, как уже отмечалось, относятся к восточноокеанийской группе океанийской ветви австронезийской семьи. Всего насчитывается три десятка отдельных полинезийских языков. Число полинезийских народов несколько больше - свыше 40. Среди полинезийских этносов имеется пять сравнительно крупных и хорошо консолидированных народов: новозеландские маори (280 тыс. человек), самоа (222 тыс.), тонга (94 тыс.), гавайцы (120 тыс) и таитяне (82 тыс.). Главные возделываемые культуры - кокосовая пальиа. хлебное дерево, панданус, бананы, сахарный тростник, таро, ямс, батат, тыква, кабачки. В настоящее время выращиваются также маниока, кукуруза, рис, хлебное дерево, какао-бобы, ваниль, цитрусовые, ананасы и др. Наиболее распространенным традиционным земледельческим орудием был деревянный кол, который сейчас вытеснен железной лопатой. Домашних животных прежде были известны не лающая собака местной породы, которую разводили только для мяса, свиньи и куры. Орудия, оружие, утварь изготовлялись из камня, кости, зубов животных, раковин и дерева. В настоящее время широкое распространение получили железные орудия. Полинезийцы известны как прекрасные мореплаватели. Они пересекали водные пространства, ориентируясь по солнцу и звездам, морским течениям Традиционное полинезийское жилище имеет столбовую конструкцию, в плане прямоугольно или овальное. Стены дома обычно плетут из листьев, травы и т.п., иногда же они отсутствуют, и тогда жилище состоит в первую очередь из массивной, низко свешивающейся крыши из пальмовых листьев или соломы. В настоящее время многие полинезийцы (особенно гавайцы, маори, таитяне) живут в домах европейского типа, построенных из современных материалов. Полинезийская одежда состояла из набедренной повязки или передника у мужчин и юбочки либо передника у женщин. Материалом для изготовления одежды- трава, циновки, растительные волокна, иногда птичьи шкурки. Теперь такую одежду можно увидеть только во время празднеств, в обиход же прочно вошла дешевая покупная одежда европейского типа. Социальное расслоение зашло в Полинезии так далеко, как нигде в других районах Океании. Почти на всех архипелагах выделились наследственные вожди и связанная с ними элита (арики, арии, алии и т.д.). Следующим социальным слоем были свободные общинники, а за ними шла группа несвободного населения, включавшая и рабов. Основной общественной ячейкой была большая патриархальная семья, считавшаяся обычно собственником земли. В конце XVIII - начале XIX вв. у ряда полинезийских народов (гавайцев, таитян) стали складываться государственные образования. 31. Материальная и духовная культура народов Микронезии. То же самое, что и в 29 вопросе Микронезия по этническому составу более компактна: здесь живет лишь полтора десятка народов. Все народы Микронезии говорят на языках австронезийской семьи, причем на западе распространены языки западноавстронезийской ветви, на востоке — восточноавстронезийской океанийской ветви. На западноавстронезийских языках говорят два крупных народа Микронезии — чаморро (73 тыс. Марианские о-ва, Гуам, и белау, или палау (15 тыс.). Жители Западной и Восточной Микронезии существенно отличаются друг от друга не только по языку, но и по своему расовому облику и культуре. Жители на архипелагах Восточной Микронезии являются результатом смешения полинезийского и меланезийского расовых типов. В Западной Микронезии явственно прослеживается южноазиатский расовый элемент (и южной части Западной Микронезии, на островах Палау чувствуется примесь меланезийского типа). Ко времени первых контактов с европейцами население Микронезии занималось земледелием и рыболовством. Земледелие получило наибольшее развитие в Западной Микронезии. Чаморро - единственный народ Океании, возделывавший зерновую культуру - рис; белау же было известно искусственное орошение. В Западной Микронезии выращивались также ямс, таро, бананы, кокосовая пальма, хлебное дерево, сахарный тростник. Земля обрабатывалась палкой с заостренным концом или каменной мотыгой. В Восточной Микронезии земледелие явно уступало рыболовству. Из домашних животных были известны лишь куры и собаки. Западная и Восточная Микронезия существенно различались по характеру ремесленного производства. На Западе было известно гончарство, отсутствовавшее на Востоке. Зато в Восточной Микронезии (на Каролинских о-вах) знали горизонтальный ткацкий станок. Дома на Марианских островах, островах Палау возводились на каменных столбах и сваях. Крыши и стены делались из пальмовых листьев. Жилище на Каролинских, Маршалловых и о-вах Гилберта представляло собой четырехугольное строение с двускатной крышей и без стен. Иногда дома сооружались па каменном фундаменте. Одежда повсюду была минимальной. Мужчины носили набедренные повязки, женщины - юбочки из травы или разрезанных листьев. На некоторых островах замужние женщины обертывали бедра кусками лыка. Кое-где одежда полностью отсутствовала. Для общественного строя Микронезии была характерна значительная социальная стратификация. Население делилось на сословия, между которыми стояли непреодолимые социальные барьеры. |