Главная страница
Навигация по странице:

  • Общетеоретические и исторические юридические науки

  • Отраслевые юридические науки

  • Науки, изучающие структуру, организацию и порядок деятельности государственных органов

  • Прикладные юридические науки

  • ТГП и отраслевые юридические науки

  • ТГП и философия

  • Значение ТГП наиболее полно раскрывается в ее функциях. Гносеологическая функция.

  • Практически – организаторская ф.

  • Предпосылки появления государства. Европейская и Восточная модель возникновения государства.

  • Естественно-правовая теория.

  • Историческая школа права.

  • Психологическая теория права.

  • Нормативистская (абстрактно-нормативная) теория права.

  • Социологическая теория права.

  • Марксистская теория права.

  • ТГП. Вопросы по тгп


    Скачать 352.34 Kb.
    НазваниеВопросы по тгп
    Дата22.09.2020
    Размер352.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаTGP.docx
    ТипЗакон
    #139028
    страница1 из 13
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    ВОПРОСЫ ПО ТГП

    ЭКЗАМЕН

    1. Предмет и методы теории государства и права.

    Предмет теории государства и права как науки составляет основные закономерности государства и права, их сущность, назначение и развитие.

    Особенности предмета теории государства и права как науки:

    1) теория государства и права изучает государственную и правовую надстройку в целом, обобщает опыт государственного и правового строительства в обществе на всех этапах его развития;

    2) содержание предмета теории государства и права составляют основные общие закономерности государства и права, в которых проявляются их сущность и социальное значение для всей общественной жизни;

    3) государство и право взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой. Существовать изолированно они не могут. Государство издает и охраняет нормы права, без его правотворческой и властной деятельности они не могут приобрести официальную форму регулятора общественных отношений. С другой стороны, в нормах права государство получает свое юридическое оформление, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм, законов, которые определяют форму государственного правления, структуру государства, систему его органов, их задачи, компетенцию, формы и методы государственной деятельности.

    Исходя из особенностей предмета данной науки можно сделать вывод о том, что теория государства и права является:

    а) общественной наукой, так как изучает такие общественные явления, как государство и право;

    б) юридической наукой, изучающей только государственные и правовые стороны общественной жизни;

    в) общетеоретической наукой, поскольку выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права.

    Метод теории государства и права – система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений.

    Виды методов теории государства и права:

    1) всеобщие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (диалектика, метафизика);

    2) общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки:

    а) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

    б) исторический – метод, с помощью которого государственно—правовые явления объясняются историческими традициями, культутой, общественным развитием;

    в) функциональный – метод выяснения развития государственно—правовых явлений, их взаимодействия, функций;

    г) логический – метод, основанный на использовании:

    – анализа – разделения объекта на части;

    – синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных частей;

    – индукции – получения знаний по принципу «от частного к общему»;

    – дедукции – получения знаний по принципу «от общего к частному»;

    – системности – исследования государственно—правовых явлений как систем;

    3) частнонаучные (специальные) методы,

    направленные на изучение особенностей предмета познания:

    а) формально—юридический. Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий;

    б) конкретно—социологический. Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т. п.;

    в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно—правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах;

    г) социально—правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы:

    – статистический. Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно—правовых явлений;

    – моделирования. Государственно—правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;

    – синергетики. Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д.

    1. Теория государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции теории государства и права.

    С точки зрения предмета изучения все науки делятся на две большие группы:

    – естественные (изучают процессы, протекающие в человеческом обществе)

    – общественные (в зависимости от предмета делятся на разные отрасли знаний – социологию, психологию, политологию, а также те, предметом которых являются государственно-правовые институты и их функционирование – юридические).

    Юридические науки имеют сложную внутреннюю структуру, организованную в зависимости от предмета изучения:

    1. Общетеоретические и исторические юридические науки (ТГП, история ГП, история политических и правовых учений) (выступают в качестве методологических по отношению к другим юридическим наукам).

    2. Отраслевые юридические науки (науки конституционного, гражданского, уголовного, трудового, административного права) (изучают нормы материального права по отраслям).

    3. Науки, изучающие структуру, организацию и порядок деятельности государственных органов (суд, прокуратуру).

    4. Науки, изучающие международное право (международное публичное право, международное частное право, право международных договоров).

    5. Прикладные юридические науки (судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, криминалистика и криминология).

    ТГП и историко-юридические науки:

    Общность:

    – рассматривают ГП в целом;

    – изучают ранее существовавшие ГП;

    – исследуют причины их возникновения и закономерности развития.

    Различия:

    – история (процесс развития ГП конкретных стран в хронологическом порядке)

    – ТГП (исторический процесс в обобщенном виде, теоретическое обобщение процессов).

    Взаимодействие:

    – изучение исторического материала необходимо для всестороннего исследования общетеоретических государственно-правовых проблем;

    – история опирается на выводы и обобщения ТГП.

    ТГП и отраслевые юридические науки:

    – ТГП изучает общие закономерности независимо от конкретной области общественной жизни. ТГП – общеправовая наука по отношению к отраслевым (методология);

    – отраслевые юридические науки изучают части государства, его определенные органы, отдельные группы правовых норм. Они дают фактический материал для ТГП.

    ТГП и философия – тесная связь.

    ТГП и экономическая наука – ТГП рассматривает государственно-правовые явления в связи с экономическими условиями жизни людей.

    ТГП и политология:

    – ТГП основывается на данных о политической системе общества (место и роль государства в ней);

    – политология использует выводы ТГП по вопросам политической власти, государства, форм государственного правления.

    Значение ТГП наиболее полно раскрывается в ее функциях.

    1. Гносеологическая функция. Гносеология – теория познания, изучения действительности. Данная функция означает изучение и объяснение процессов, происходящих в гос-но-правовой надстройке, определение их сущности и содержания, и тенденции развития.

    2. Онтологическая ф. Онтология – учение о бытии.выполняя данную Ф., общая теория отвечает на вопросы, что такое гос-во, право, как они возникли, какова их судьба в будущем.

    3. Эвристическая ф. Эвристика – это искусство нахождения истины, новых открытий. ТГП не ограничевется познанием и объяснением основных закономерностей гос-но-правовой действительности, а открывает новые закономерности в прогрессе гос-но-правовых явлений.

    4. Методологическая ф. заключается в том, что вырабатываемые общей теорией методы познания гос-но-правовых явлений используются отраслевыми юр. науками как средство решения отраслевых теоретических проблем.

    5. Идеологическая ф. присуща всем общественным наукам. ТГП неразрывнр связана с политико-правовой идеологией, т.е. с совокупностью взглядов и идей относительно действующих в обществе политического режима, правопорядка, законодательства, правовой системы и т.д.

    6. Воспитательная ф. проявл. в 3-х формах:

    - имеет обучающее значение, т.к. призвана знакомить студентов с исходным понятием правовой науки;

    - способствует воспитанию уважения к праву, закону, повышению правовой культуры;

    - вооружает гос. органы, должностных лиц, СМИ правильными ориентирами в сфере гос-но-правовой жизни.

    1. Практически – организаторская ф. содержание которой объемно и многообразно. Например, ТГП разрабатывает рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению правотворческой и правоприменительной деятельности гос-ва способствует своими выводами к принятию совершенных НПА и т.д.

    2. Прогностическая ф. состоит в том, что на основе выявленных закономерностей в развитии гос-ва и права общая теория выдвигает прогнозы (гипотезы) их дальнейшего развития.

    Все названные функции связаны между собой, дополняют друг друга.


    1. Предпосылки и особенности возникновения государства и права.

    Предпосылки появления государства. Европейская и Восточная модель возникновения государства.

    Восточная модель:

    Восточный путь – это постепенный переход первобытно-родового строя в общество с государственной организацией.

    Причины этого:

    1)Потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ – необходимость объединить для этого большие массы людей.

    2) Необходимость в учреждении единого, централизованного руководства.

    Признаки:

    1)Всесилие верхов над обществом и жестокость форм социальной консолидации.

    2)Родо-племенная знать исполняя общественные должности плавно трансформируется в государственно-чиновничьи аппарат, а общественная собственность в государственную.

    3)Сохранение сильной общины, служившей социальной опорой восточной деспотии.

    Европейская модель:

    Причины:

    Определяющим фактором в образовании европейского государства является возникновение частной собственности и, как следствие, классовое деление.

    Признаки:

    1)Формирование сословного представления граждан.

    2)Возникновение института частного права.

    3)Постепенное ограничение власти правителей законом.

    Причины возникновения государства:

    1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

    2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;

    3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

    4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально—классовое расслоение общества.

    Формы возникновения государства:

    1) афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:

    а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким—либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);

    б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;

    в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин—округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);

    2) римская – форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

    3) древнегерманская – форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);

    4) азиатская – форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.

    Отличия государства от общественной власти родового строя:

    1) в первобытном обществе объединение людей осуществлялось на основании кровнородственных связей, а в государстве – по территориальному признаку;

    2) обеспечение организации общественной власти при родовом строе осуществлялось в виде самоуправления, а в государстве – в виде особой организации публичной и политической власти, представленной специальным государственным аппаратом, для содержания которого с населения собираются налоги и займы;
    3) для управления обществом и государством использовались права.

    ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

    Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества.

    Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения:

    1) возникновение права произошло по каким—либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства;

    2) право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство.

    Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества.

    Основная норма поведения в период первобытно—общинного строя – обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени.

    Признаки обычаев:

    1) создание их обществом;

    2) выражение в них воли и интересов общества, а не отдельных лиц, личные интересы которых не принимались во внимание;

    3) передача их из поколения в поколение с закреплением в сознании людей;

    4) закрепление в их наиболее рациональных вариантов поведения;

    5) добровольное исполнение их в силу привычки, так как обычаи поддерживались не только мнением членов общества, авторитетом вождя и старейшин, но и угрозой наказания свыше;

    6) обычай – форма выражения моральных, религиозных и иных требований;

    7) отсутствие специального органа, охраняющего исполнение обычаев, так как они охранялись всем обществом и соблюдались добровольно;

    8) Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор.

    В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством.

    Признаки права:

    1) создание и обеспечение государством, что выражало волю как общества, так и отдельной личности;

    2) выражение в особых текстовых, письменных формах, которые создаются и реализуются в ходе осуществления специальных процедур;

    3) предоставление прав и возложение обязанностей, чем регулируются отношения между членами общества;

    4) охрана и поддержание мерами государственного воздействия.


    1. Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, марксистская и др.).

    1) теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;

    2) патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский;

    3) договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;

    4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;

    5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;

    6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;

    7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – А. Галлер;

    8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;

    9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель.


    1. Основные концепции современного правопонимания (нормативная, естественно-правовая, социологическая и др.).

    Естественно-правовая теория. Идея естественного права возникла в Древней Греции и Древнем Риме (Сократ, Аристотель, стоики, Цицерон, Ульпиан). Исходит из существования двух систем права – естественного и позитивного.

    Позитивное (положительное) – официально признанное в государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти (в т.ч. в санкционируемых ею обычаях).

    Естественное право исходит из природы человека, его разума, всеобщих нравственных принципов (оно разумно и справедливо, распространяется на все времена и народы, оно вечно и неизменно). Позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено на положительное право, основывающееся на естественных законах. Само естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления (ближайшую и необходимую предпосылку права). Важная роль в претворении идеалов естественного права принадлежит основанному на нем позитивному (собственно юридическому) праву.

    Историческая школа права. 1-ая треть XIX века – Германия, представители: Густав Гуго, Савиньи, Пухта. Отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходила из того, что у каждого народа есть свое, свойственное ему право, не похожее на право иной страны и определяемое исторически присущим ему народным духом (право каждого народа – проявление народного духа, выражающее общее сознание, общее убеждение народа; оно – результат исторического процесса).

    Закон – не единственный и не основной из источников права. На первом месте – обычай.

    Положительная роль – привлекла внимание к необходимости изучения истории права, его источников, оказала влияние на развитие правовой мысли (на психологическую и социологическую теории).

    Психологическая теория права. Начало XX века Германия (Кнапп) и Фрнация (Тард), Россия (Петражицкий). Различается позитивное право (официально действующее в государстве) и интуитивное право (его истоки – в психологии людей, они складываются из того, что люди, их группы и объединения переживают как право). Позитивное право, выражаемое в законах мало доступно гражданам. С интуитивным правом люди постоянно сталкиваются.

    Среди различных психологических состояний на первом месте эмоции: императивные (нравственные) и императивно-атрибутивные (правовые). Императивная эмоция – одностороннее переживание лицом обязанности совершить действие в отношении другого лица, но не сопровождается переживанием другой стороной права потребовать выполнения данной обязанности. Императивно-атрибутивная – двусторонняя эмоция – переживание одним лицом обязанности сопровождается с переживанием другой стороной права потребовать выполнения обязанности.

    Из императивно-атрибутивных эмоций складывается интуитивное, психическое права, которому принадлежит первое место в регулировании имущественных, семейных, наследственных отношений. Сколько людей – столько может быть и интуитивных прав. Под правом Петражицкий понимает правосознание и правоотношения.

    Нормативистская (абстрактно-нормативная) теория права. Начало – категорический императив Канта как общеобязательное требование чистой воли, независимой от внешних явлений. Либеральная нормативистская теория, выводила право из нравственности (способствовала упрочению, выдвинула идею правового государства – самоограничение власти законом).

    Начало XX века – главное место в теории – чистое учение о праве (Кельзен). Право – юридические нормы, рассматривались в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества. Они формально устанавливаются государством. Обязательность правовых норм следует из государственного авторитета. Фактическое отождествление государства и права.

    Социологическая теория права. (Эрлих) живое право народа, основанное на свободном усмотрении судей. Право – административные акты, судебные решения, приговоры, обычаи, правосознание судей, правоотношения и юридические нормы.

    Право должно рассматриваться только в действии (в процессе применения). Нормотворчество – судьи. Под правом в данной теории понимается совокупность правовых отношений, возникающих и существующих независимо от норм, сложившийся в жизни социальный порядок, в конечном итоге – фактический образ деятельности правительств, судов. Это приближает понимание права к реальной жизни, но теоретически обосновывает административный и судебный произвол.

    Марксистская теория права. Право – часть надстройки над экономическим базисом общества. Оно обусловлено материальными условиями жизни и оказывает на них обратное воздействие. Классовая сущность права (право – возведенная в закон воля господствующего класса). Механизм образования права – господствующие классы объединяют свою силу в виде государства и придают своей воле выражение в виде государственной воли. Тесная связь права с государством, которое формирует право и поддерживает его в процессе реализации.


    1. Понятие и признаки права.

    Важную роль в организации общественной жизни, регулировании поведения людей и деятельности коллективов играет право. Вопрос о понятии права дискуссионный. Существуют различные определения права, которые давали и дают представители разных направлений юриспруденции.

    Представители теории естественного права считают, что право содержит в себе абсолютные, неизменные начала справедливости, оно исходит от самой природы.

    Право по исторической школе развивается органически: оно исходит от того, каким его делает историческая жизнь данного народа.

    Психологическая школа объясняет возникновение и действие права психологией личности. Оно рассматривается как продукт психологических установок, переживаний, институтов.

    Марксистско-ленинская теория делает акцент на классовую сущность права — волю господствующего класса, возведенную в закон.

    Существуют и иные подходы к определению права.

    Право — это система юридических норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения на началах справедливости и свободы.

    В юридической науке понятие права используется в двух значениях:

    1) объективное право (право как совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе юридических норм);

    2) субъективное право (право, принадлежащее конкретному лицу).

    Признаки права:

    1) общеобязательность (право является единст-. венной системой общественных норм, которые обязательны для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Через общеобязательность правовые нормы вносят единые, устойчивые, руководящие начала в общественную жизнь);

    2) формальная определенность правовой нормы (именно юридические нормы способны точно, в деталях отразить требования, предъявляемые к поведению людей);

    3)обеспеченность исполнения принудительной силой государства (поддержка требований права государством. Если предписания не исполнятся добровольно, государство примет меры для их выполнения);

    4) многократность применения (в большинстве случаев юридические нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Они обладают определенной неисчерпаемостью);

    5) справедливость содержания юридических норм (право призвано выражать общую и индивидуальную волю граждан, утверждающих господство принципов Справедливости в обществе).


    1. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право. Международное и национальное право.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта