Главная страница
Навигация по странице:

  • 7. В конце работы с воображением вы — здоровы, свободны от рака.

  • 8. Вы видите, как достигаете поставленных целей, выполняете жизненное предназначение.

  • Трудности в работе с образами

  • Образы лечебных средств

  • Образы белых кровяных телец

  • Образы выведения мертвых клеток из организма

  • Представить себя здоровым

  • Достижение поставленных целей

  • Рисунки и их интерпретации

  • Бетти Впервые у

  • Саймонтон К. Возвращение к здоровью. Возвращение к здоровью


    Скачать 25.35 Mb.
    НазваниеВозвращение к здоровью
    АнкорСаймонтон К. Возвращение к здоровью.doc
    Дата02.02.2017
    Размер25.35 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСаймонтон К. Возвращение к здоровью.doc
    ТипДокументы
    #1839
    страница13 из 22
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   22

    6. Мертвые раковые клетки вымываются из организма естественная способом. Выведение раковых клеток из организма является нормальным и естественным процессом, не требующим ни каких-то усилий, ни каких-то чудес. Представляя себе этот процесс, вы выражаете свою уверенность в нормальном функционировании организма.

    7. В конце работы с воображением вы — здоровы, свободны от рака. Этот образ отражает вашу главную цель. Очень важно ясно представить свое тело здоровым, бодрым, полным жизненной энергии.

    8. Вы видите, как достигаете поставленных целей, выполняете жизненное предназначение. Эта визуализация служит подтверждением: того, что у вас есть очень серьезные причины жить. Вы еще раз выражаете свою убежденность что сможете поправиться, что готовы к жизни.

    Мы обратили внимание на то, что те из наших пациентов, у которых шли хорошо, формировали в своем сознании образы, отвечающие перечисленные требованиям, но вместе с тем ни у кого из них визуализации не обладали с самого начала всеми перечисленными свойствами. Потому прежде чем у вас сформируются достаточно сильные образы, соответствующие вашим новым положительным ожиданиям, придется некоторое время поэкспериментировать. Приведены выше критерии предназначены для того, чтобы помочь определить, что в образах следует изменить или усилить. Конечно, невозможно «прописать» правильных образов, но очень важно, чтобы ваш иммунный механизм ж побеждал болезнь. Сильные образы соответствуют сильной уверенности.

    В вашем воображении самым сильным, приводящим к победе над боле фактором должны быть белые кровяные тельца, а не, скажем, лекарственные средства. Нередко пациенты рассказывают, что в их визуализациях белые тельца нападают на рак, но оставляют после себя некоторое количество

    101
    недобитых раковых клеток, чтобы их окончательно уничтожили лекарства. Это отражает господствующее мнение, что главное слово всегда остается за медициной. Мы же, хотя и отдаем должное традиционным способам лечения, все же считаем, что главную роль в победе над раком играет естественная система защиты организма.
    Трудности в работе с образами

    Познакомившись с критериями, определяющими степень эффективности мыслительных образов, вы теперь можете подробнее рассмотреть те визуализации, которые вам удалось создать, проанализировать скрытые в них представления, остановиться на обычно возникающих при работе с воображением трудностях и на некоторых способах их преодоления.
    Образы раковых клеток

    Если вам трудно представить себе рак, то это может отражать ваш сильный страх перед болезнью, часто сопровождаемый отсутствием уверенности в том, что ваш организм способен естественным и нормальным образом от нее защищаться. Если вам трудно увидеть раковые клетки слабыми, и вместо этого они предстают в ваших визуализациях сильными (вроде скал или доисторических животных), или если образ рака ярче, чем все остальные символы, это свидетельствует о вашей вере, что болезнь сильнее лечения или защитной системы организма.

    Пациентам часто бывает трудно представить себе рак. Если и с вами происходит то же самое, вообразите его как массу серых клеток, находящуюся в том месте вашего организма, где, как вы знаете или полагаете, расположен ваш рак. Чаще всего люди воображают его черным или красным, но обычно эти цвета несут в себе сильную эмоциональную окраску. Серый цвет гораздо более нейтрален, а один из важных моментов нашего подхода состоит в том, чтобы нейтрализовать чувства по поводу рака. Поэтому мы рекомендуем использовать серый, а не какой-то более насыщенный цвет. Можно представить себе рак в виде котлеты, а белые кровяные тельца — в виде большой стаи белых собак, которые, приблизившись к котлете, поглощают ее, вылизывают все вокруг до последней крошки и отправляются дальше, обходя караулом все остальные уголки вашего организма. Самое главное, чтобы образ раковых клеток был нейтральным, слабым, дезорганизованным.
    Образы лечебных средств

    Важно представлять себе терапевтическое лечение как друга и союзника. Наши пациенты нередко сообщают, что когда они изменяют свое отношение к лечению и начинают воспринимать его как нечто положительное, дружественное, они гораздо легче переносят его побочные эффекты. Один больной, например, очень боявшийся проводимой радиотерапии, дал облучавшему его аппарату имя «Джордж» и стал с ним мысленно разговаривать о всем том хорошем, что «Джордж» для него делал. Кроме этого, он постарался вести дружеские беседы с врачами и сестрами, выражая свою благодарность за все их усилия. Через какое-то время после этого изменения в своем отношении к лечению он почувствовал, что переносит радиотерапию с гораздо меньшим количеством побочных эффектов. Постарайтесь наградить лечебные средства какими-то конкретными чертами, сделайте их помощником и другом, который помогает вам справиться с болезнью.

    102
    Образы белых кровяных телец

    Этот образ мы считаем наиболее важным, основным в работе с воображением, поскольку он отражает вашу веру в защитную систему самого организма. Главным здесь является отношение между раковыми клетками и белыми кровяными тельцами. Приводящие к выздоровлению образы предполагают, чтобы белые кровяные тельца как числом, так и мощью превосходили раковые клетки.

    Вот один из возможных способов создания визуализации: представьте себе, что ваши белые кровяные тельца — это рыбы. Они подплывают к сероватым раковым клеткам и их поедают. Представьте, что вы видите эту картину на экране. Как только вам удастся увидеть ее достаточно ясно, станьте одной из рыб и поведите остальных в атаку на рак. Почувствуйте себя рыбой, поедающей раковые клетки, уничтожающей их, подчищающей все, что после них осталось. Постарайтесь услышать все сопутствующие звуки, ощутить соответствующие эмоции.

    Опять же здесь очень важно, насколько живо вы все это себе представляете. Видите ли вы белые кровяные тельца с той же ясностью, что и раковые клетки? Или яснее? Может, вы видите раковые клетки более отчетливо? Если вы видите раковые клетки яснее, это, как мы уже говорили, означает, что вы больше верите в силу рака, чем в способности своего организма противостоять ему, и тогда вам необходимо сознательно усилить образы, символизирующие белые кровяные тельца.

    Нередко свойства, которые вы придаете своим белым кровяным тельцам, отражают стоящие перед вами психологические трудности. Так, например, пациентам, которые не могут представить себе, как их белые кровяные тельца нападают на рак и уничтожают его, обычно бывает трудно выразить гнев и враждебность. Для них важнее всего произвести на окружающих хорошее впечатление. Весьма вероятно, что как раз эти проблемы и повлияли на возникновение заболевания, а теперь мешают выздоровлению.

    Помня обо всем сказанном, представляйте себе, что ваши белые кровяные тельца обладают качествами, которые вы в себе считаете наиболее сильными и достойными восхищения.
    Образы выведения мертвых клеток из организма

    Мы уже говорили, что способ представления процесса выведения мертвых и умирающих клеток из организма отражает то, насколько вы доверяете естественному функционированию своего тела. Некоторые из наших пациентов включают в визуализации что-то вроде волшебства или чуда, благодаря которому мертвые раковые клетки выводятся из их организма. Это тоже одна из форм проявления веры в могущество рака, поскольку даже когда раковые клетки мертвы, они все-таки продолжают обладать такой силой, требующей вмешательства потусторонних сил.
    Представить себя здоровым

    Ваша главная задача — выздороветь, и поэтому очень важно то, как вы представляете себе возвращение здоровья, жизненной силы и энергии. Если вам удается увидеть, что белые кровяные тельца и проводимое лечение побеждают рак, но трудно вообразить себя здоровым, вполне вероятно, что вы не очень верите в возможность выздоровления. Попробуйте представить себе, как вы занимаетесь чем-то, что сейчас не можете сделать из-за болезни, или постарайтесь почувствовать себя так, как если бы вы были здоровы. Выберите какой-то момент своей

    103
    жизни, когда вы чувствовали себя максимально здоровым. Постарайтесь вспомнить это ощущение и перенесите его на настоящее.
    Достижение поставленных целей

    Постановка целей — очень существенный этап работы с воображением (мы подробнее обсудим его в четырнадцатой главе). Если вам трудно представить себя здоровым и занятым какими-то интересными и приятными делами, это может свидетельствовать о ваших сомнениях в возможности поправиться. Постарайтесь вообразить, что вы достигаете поставленных целей и это доставляет вам удовольствие.
    Рисунки и их интерпретации

    Мы попросили вас изобразить увиденные во время визуализации образы по одной простой причине. Рисунок фиксирует представления, свойственные вам в определенный момент времени, так чтопозже вы сможете проследить за тем, как они развиваются. Мы обычно просим своих пациентов сделать такой рисунок раз в три месяца, а потом о нем рассказать. Сравнивая символы, изображенные во время первого сеанса, с теми, что были нарисованы позже, мы можем судить о том, как развиваются отношения наших пациентов к раку, как изменяются их представления. Ниже мы приводим три истории болезни, показывающие, как со временем менялись визуализации и представления отдельных пациентов.
    Бетти

    Впервые у Бетти обнаружили рак груди в 1973 г., когда ей было 35 лет. Ей сразу же сделали операцию и удалили одну грудь. Через некоторое время у нее был обнаружен рак второй груди, и ее тоже удалили. Когда мы стали работать с Бетти в Форт-Уорте, лечилась она с помощью химиотерапии.

    Глядя на первый рисунок Бетти, сделанный в начале нашей работы (рис. 2), можно было не сомневаться, что белые кровяные тельца победят. Вид у них был весьма свирепый, с острыми страшными зубами. Бетти сделала пометку «как пираньи» — знаменитые своей прожорливостью рыбы южноамериканских рек. Как подсказывал наш опыт, такие острые зубы обычно свидетельствуют о сильной злобе и враждебности, и действительно, во время первого сеанса в поведении Бетти очевидно присутствовали эти качества. На протяжении некоторого времени эти чувства работали в ее пользу: сила, символически выраженная в ее рыбах, не оставляла сомнений в победе белых кровяных телец.

    Но в ее рисунке есть два элемента, которые вызвали у на некоторое сомнение. Во-первых, раковые клетки нарисованы довольно большими, или же это рак изображен как однородная масса. Лучше, когда пациенты могут различать отдельные раковые клетки. Тем, кто не выделяет отдельных клеток, часто трудно разглядеть, что проблема или трудность, с которой они столкнулись, состоит из нескольких моментов. Они воспринимают ее как единое целое, и это целое действует на них подавляюще.

    Второе, что смутило нас в визуализации Бетти — это изображение химиотерапии в виде заостренных стрел. Этот символ часто встречается в визуализациях пациентов и нередко отражает страх перед лечением и представление пациента, что лечение пагубно влияет не только на раковые, но и на здоровые клетки. И хотя многие больные действительно испытывают побочное действие химиотерапии,

    104


    оно может быть значительно уменьшено, если представлять его себе в несколько другом виде, скажем, в виде 4лекарственной мази, которая целенаправленно втирается в каждую раковую клетку.

    На втором рисунке Бетти, сделанном шесть месяцев спустя (рис. 3), пираньи (белые кровяные тельца) все еще присутствовали, но их зубы стали несколько меньше, хотя они и продолжали оставаться достаточно опасными для рака. Зато теперь у рыб появились явно выраженные глаза, что свидетельствует об их бдительности и целенаправленности действий. В ходе этой встречи в Бетти было значительно меньше злобы, и она рассказала группе, как все последнее время работала с этой проблемой.

    Теперь раковые клетки выглядели маленькими и были похожи на виноград, обвивавший нормальные клетки. Бетти связывала этот образ с сильным страхом, который последнее время испытывала (мы обратили внимание, что вьющиеся, переплетенные символы и проекции в форме пальцев обычно отражают страх). Во время работы с Бетти нам стало ясно, что кроме осознаваемого страха смерти, причем смерти в одиночестве, в ней жил страх от ее выздоровления и того, что ей снова придется решать проблемы, временно отодвинутые болезнью на второй план.

    105


    Бетти где-то усвоила неверные представления о предраковых клетках, и на этом рисунке изобразила их в виде штопоров. Кое-гдё даже кажется, что они нападают на белые кровяные тельца. Она решила, что предраковые клетки способны внедряться в нормальные клетки, что с медицинской точки зрения — неверно. Сейчас Бетти вполне здорова и физически, и душевно, и занимается с психологом-консультантом в своем родном городе.
    Дженифер

    У тридцатилетней Дженифер был обнаружен широко распространившийся рак яичников. Глядя на нее, можно было сразу понять, что это — застенчивая женщина, которой трудно настоять на своем и удовлетворить свои эмоциональные потребности.

    Когда ее попросили нарисовать то, что она представляла себе во время визуализации, Дженифер сделала два рисунка. На первом (рис. 4) рак был изображен в виде ледяной глыбы, а белые кровяные тельца — в. виде солнца, лучи которого растапливают этот лед. Химиотерапия выглядела как белый порошок, которым посыпался рак, рядом с которым Дженифер сделала пометку раковое чудовище. Очевидно, слово чудовище отражало ее страх перед раком и одновременно его силу и свирепость. Образ химиотерапии был весьма слаб: порошок едва ли может что-то поделать с чудовищем. И хотя солнце (белые кровяные тельца) способно растопить глыбу льда, оно все же является слабым образом, которому не хватает определенной направленности — оно как бы светит вообще и заодно растапливает рак.

    Ее второй рисунок (рис. 5) свидетельствовал об ощущении еще большей беспомощности. Рак был изображен в виде бревен, застрявших в ходе лесосплава, а один единственный человечек, символизировавший белые кровяные тельца,

    106


    пытался устранить этот завал. Бревна удастся спустить только в том случае, если этот человечек сможет разобрать завал, но даже и тогда они останутся не измененными, то есть раковыми клетками, плавающими в ее организме. Имея в арсенале всего одно такое белое кровяное тельце, Дженифер вряд ли справится с образовавшимся завалом.

    Рисунок говорил и об отсутствии твердости и силы — то есть той энергии, которая могла бы прорвать завал накопившихся в ее жизни проблем (люди, изображающие всего одно белое кровяное тельце, обычно ощущают, что если им предстоит что-то совершить, то делать это им придется в одиночестве, без посторонней помощи, и это еще больше усиливает их чувство беспомощности и безнадежности).

    Образ химиотерапии на этом рисунке тоже не отличался силой — это был яд, потихоньку капавший на рак, опять-таки обозначенный раковое чудовище и, по всей видимости, не наносивший ему серьезного вреда. Само чудовище выглядело достаточно человекообразно — у него были глаза и рот, что предполагало ум и бдительность, с помощью которых оно могло защитить себя.

    107


    Судя по обоим рисункам, Дженифер находилась в состоянии полного замешательства, ее образы постоянно менялись, и она не верила в то, что химиотерапия или ее собственная естественная защита смогут существенно повлиять на рак.

    Через шесть месяцев в визуализации Дженифер (рис. 6) произошли значительные положительные изменения. Ее белые кровяные тельца теперь выглядели как злые акулы с острыми зубами. Для Дженифер проявление каких-то признаков злобы и агрессии — а акулы бесспорно агрессивны — было большим шагом вперед. Раковые клетки тоже были гораздо меньше и менее зловредны. К сожалению, между акулами и раковыми клетками не происходило никакого взаимодействия, более того, судя по рисунку, акулы, казалось, направляют свою агрессивность на химиотерапию (которая удивительным образом напоминала «раковые бревна» с первого рисунка).

    Эти образы соответствовали тому, что происходило в ее реальной жизни: Дженифер была явно враждебно настроена против химиотерапии. Хотя акулы символизировали ту ее часть, которая могла бы помочь ей поправиться, эту агрессивную силу следовало бы обратить не на лечение, а на действительный источник ее неприятностей. Несмотря на злость которую она испытывала к химиотерапии,

    108


    образ лечения был не очень сильным — она ассоциировала его с таблетками «Алка-зельцер», которые никак нельзя назвать сильным лекарственным препаратом, что свидетельствовало о слабой вере в результаты лечения. Хотя таблетки и растворялись у нее в крови, здесь снова не было показано никакого взаимодействия между химиотерапией и раком.
    По сравнению с первым рисунком Дженифер очевидно делала некоторые успехи, но вновь обретенная твердость и энергия в тот момент все еще не были направлены на главный источник проблем. Однако за последние два года она значительно продвинулась вперед.
    Гленн

    Гленну было пятьдесят лет, и он работал психологом в клинике. У него был рак почки с метастазами в легкие, но уже в течение четырех лет болезнь не прогрессировала. Поскольку при этом виде рака химиотерапия не назначалась, он не получал никакого лечения.

    На своем первом рисунке Гленн изобразил рак, окруженный белыми кровяными тельцами. Под их воздействием рак постепенно уменьшался, пока от него не оставалась одна единственная клетка (рис.7). Во время релаксации и работы с воображением Гленн никак не мог уничтожить эту последнюю клетку,

    109


    но вовремя бега трусцой ему удавалось представить себе, как эту последнюю раковую клетку поглощает гигантский лейкоцит.
    Хотя на рисунке и было показано, что в конце концов ему удавалось уничтожить рак, образы Гленна все-таки выглядели недостаточно сильными. Казалось, что белые кровяные тельца располагались лишь по периметру рака, между ними и раком не видно было активного взаимодействия, лишь поверхностное соприкосновение (такое стремление быть на поверхности часто свидетельствует о нежелании пациента подробно проанализировать причины возникновения рака). Кроме того, уничтожение последней раковой клетки требовало от Гленна неимоверных усилий — для того, чтобы это произошло, ему непременно надо было бегать. В последней раковой клетке было что-то почти магическое, почти что нежелание расставаться с болезнью и указание на то, что для избавления от болезни потребуется невероятно большая белая клетка и какое-то сверхзначимое событие.

    Шесть месяцев спустя его рисунок (рис. 8) говорил уже о наличии большего взаимодействия между белыми кровяными тельцами и раком, но относительные размеры опухоли и этих белых клеток не предполагали абсолютного перевеса в силе со стороны защитной системы организма. Внезапно, откуда ни возьмись, появлялась огромная белая клетка, которая разбивала опухоль, и ее осколки подбирали обычные белые кровяные тельца. Здесь снова рисунок показывал, что должно произойти что-то экстраординарное, что пока не произойдет чуда, рак будет оставаться цел и невредим. Мы в этом видели нежелание Гленна разбираться в составляющих главную проблему мелких обстоятельствах. Он, скорее, предпочитал выжидать, пока не произойдет нечто, что все объяснит и все решит.

    Как это происходило и в визуализациях Гленна, его опухоль не уменьшается, хотя общее самочувствие остается неплохим, он продолжает преподавать в университете и бегать трусцой.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   22


    написать администратору сайта