Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Нормативная модель типично-событийной статусно-ролевой коммуникации

  • «защита диплома»

  • Система базовых ценностей

  • 5.

  • 224

  • 7. Прецедентные тексты

  • 8. Типичные дискурсные

  • 4. 2. Жанровая палитра корпоративного PR-дискурса

  • 225

  • 4.2.1. Дискурс вузовского герба

  • 226

  • Юбилей профессора К.Н.Любутина

  • 227

  • 228

  • Дискурс медиарилейшнз Дискурс медиарилейшнз

  • К жанрам дискурса медиарилейшнз

  • Модель научного и псевдонаучного дискурса Модель религиозного дискурса

  • дискус. Введение глава трактовки дискурса в современной литературе


    Скачать 1.94 Mb.
    НазваниеВведение глава трактовки дискурса в современной литературе
    Анкордискус.doc
    Дата19.04.2018
    Размер1.94 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файладискус.doc
    ТипДокументы
    #18261
    страница17 из 26
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   26

    2. Наличие особого языка является важной характистикой институционального дискурса. Каждый социальный институт закрепляет за собой некое символическое и предметно-практическое простанство деятельности, в котором ведущую роль играют профессионалы. Профессионалов отличает не только специализированная подготовка и квалификация, но и владение профессиональным языком.

    Профессиональный язык выполняет важную роль пароля идентификации по схеме «свой/чужой» в символическом пространстве институционального дискурса. Он задает не только систему понятий, концептов и условных обозначений, необходимых для осуществления когнитивных и коммуникативных задач, необходимых для конструирования институционально заданной картины мира и способов ее интерпретации. На профессиональном языке лежит также функция реализации задач корпоративной культуры и внушения непосвященным в тайны его смыслов некоего сакрального трепета. Так, к примеру, язык математиков, физиков-ядерщиков и кибернетиков для непрофессионалов представляется очень сложным и потому весьма таинственным, недоступным для профанного разума.

    Будучи доступен лишь для посвященных, избранных, профессиональный язык осуществляет функции кастовой сегрегации и социально-статусной иерархизации. В итоге, все, кто владее профессиональным языком оказываются наверху институционально-статусной лестницы, а те, кто не до конца усвоил или слабо усвоил профессиональный язык, занимают место на нисших ступенях статусной иерархии. Применительно к профанным пользователям профессионального языка сегодня часто используется выражение «чайники».

    Следует заметить, что «чайники», несмотря на отсутствие высокого профессионализма, играют важную роль в расширении дискурсного пространства институциональных коммуникаций. Чаще всего именно благодаря их усилиям профессиональный язык популяризируется и адаптируется к реалиям жизни обычных людей, начинает активно влиять на их мышлени, входить в практику повседневности.

    3. Нормативная модель типично-событийной статусно-ролевой коммуникации имеет собственную сложную структуру. Схематично данную модель можно представить посредством выделения следующих структурных единиц:

    • типичное событие,

    • типичные участники,

    • время и место коммуникативных контактов (хронотоп),

    • статусы типичных участников коммуникации,

    • ролевые отношения типичных участников коммуникаций,

    • ситуативные контексты коммуникации (внутренние и внешние условия общения),

    • официально принятые нормы коммуникации,

    • традиционные формы общения.

    Рассмотрим в качестве примера структурного дискурс-анализа нормативной модели типично-событийной статусно-ролевой коммуникации такой хорошо знакомый выпускникам вузов нормативно-коммуникативный акт, как защита диплома, который является неотъемлемым компонентом вузовского дискурса.

    Итак, нормативно- коммуникативный акт, обозначаемый понятием «защита диплома», может быть проанализирован посредством выделения следующих структурных дискурсных единиц:

    1. типичное событие: защита диплома;

    2. типичные участники: а) студент-выпускники вуза, б) члены государственной аттестационной комиссии (ГАК), состав которой утвержден приказом ректора вуза, в) научный руководитель диплома, назначенный приказом декана факультета; г) рецензенты, назначенные приказом декана факультета;

    3. хронотоп: а) время, определенное приказом ректора вуза, б) аудитория, определенная учебной частью вуза;

    4. статусы типичных участников коммуникации:

    а) статусное соотношение «руководитель/подчиненный» =

    дипломник/научный руководитель,

    дипломник/члены ГАК;

    б) статусное соотношение «обладатель диплома о высшем

    образовании/соискатель диплома о высшем образовании» =

    дипломник/все остальные типичные участники;

    5) ролевые отношения типичных участников коммуникации:

    а) студент-выпускник вуза:

    - роль автора диплома

    - роль защитника диплома,

    б) научный руководитель:

    - роль специалиста по теме диплома

    - роль научного руководителя дипломной работы,

    в) члены ГАК:

    - роль главных экспертов, делающих заключение

    относительно соответствия содержания и оформления

    дипломной работы нормативным требованиям

    Федерального агентства по образованию Министерства

    образования РФ,

    - роль «коллективного судьи» при вынесении решения о том,

    какую оценку заслуживает дипломная работа;

    г) резензент диплома:

    - роль независимого научного эксперта,

    - роль независимого «судьи», выставляющего оценку

    дипломной работе;

    6) ситуативные контексты коммуникации:

    а) внутренний контекст (отношения между

    типичными участниками коммуникации):

    - конфликтные/неконфликтные,

    - формальные/неформальные,

    - уставные/неуставные (речь идет об Уставе Высшей Школы),

    б) внешний контекст (ситуация в вузе, городе, стране, мире);

    7) официально принятые нормы коммуникации:

    а) уставные нормы поведения в вузе,

    б) общезначимые нормы научной этики,

    в) регламент проведения процедуры защиты диплома;

    8) традиционные формы общения:

    а) традиции в оформлении помещения, где проходит

    защита дипломов,

    б) традиционные церемонии, сопровождающие процедуру

    защиты,

    в) традиции празднования успешной защиты дипломов.


    1. Система базовых ценностей определяется миссией конкретного институционального дискурса и характерными для сферы его функционирования профессиональными кодексами.

    Если, например, обратиться к медицинскому дискурсу, то здесь центральной базовой ценностью выступает жизнь пациента. В числе других базовых ценностей - такие, как здоровье (физическое и психическое), правильно поставленный диагноз и проведенное лечение, репутация медицинского работника, знания и профессиональный опыт.

    В связи с тем, что сегодня медицина имеет многотраслевую структуру, базовые ценности, составляющие медицинский дискурс, существенно конкретизируются. Например, для такого направления, как акушерство, базовыми ценностями являются: жизнь матери и младенца, их здоровье, репродуктивная способность женщины, нормальное протекание беременности, профессиональное родовспоможение.

    Можно также привести примеры базовых ценностей, присущих армейскому институциональному дискурсу.

    К базовым ценностям армейского дискурса относятся: воинский долг, безопасность страны, высокий уровень боевой выучки, дисциплина, моральный дух армии, военное искусство, высокий уровень общественного доверия армии.

    Как любой дискурс, институциональный дискурс обладает интенциональным планом, в который входят его стратегические установки или стратегии.

    5. Основные стратегии институционального дискурса определяются характером и направлениями деятельности конкретного социального института, а также – типичными для данного института особенностями жанровых коммуникаций.

    Для иллюстрации снова обратимся к вузовскому институциональному дискурсу.

    Основными стратегиями, общими для дискурса всех институтов высшей школы, являются:

    • стратегия подготовки специалистов высшей квалификации в соответствии с государственными стандартами высшего образования,

    • стратегия предоставления студентам образовательных услуг, определенных нормативными документами,

    • стратегия формирования навыков научной и иной творческой работы,

    • стратегия формирования широкого интеллектуального и профессионального кругозора студентов,

    • стратегия выработки у студентов установки на непрерывное образование и повышение квалификации (принцип «учить учиться»),

    • стратегия подбора высоквалифицированных педагогических и научных кадров,

    • стратегия обеспечения учебного процесса необходимой материально-технической и информационной базой,

    • стратегия организации студенческого быта и досуга,

    • стратегия развития международных образовательных и научных контактов,

    • стратегия лоббирования вузовских интересов,

    • стратегия позиционирования вуза и превращения его в бренд.

    При обращении к такому типичному жанру вузовской коммуникации, каким является семинарское занятие, можно выделить следующие стратегические установки семинарского дискурса:

    • стратегия организации самостоятельной работы студентов при подготовке к ответам на вопросы, сформулированные в плане семинарского занятия,

    • стратегия объяснения смысла и значения ключевых понятий, концепций, положений, терминов,

    • стратегия организации и проведения дискуссии вокруг основных проблем,

    • стратегия контроля за качеством знаний и умений,

    • стратегия поощрения отличившихся на семинаре студентов.

    6. Жанры институционального дискурса – это формализованные конструкты стереотипных практик, получающие свое выражение в ритуальных актах, административных процедурах, речевых и письменных формах.

    Жанровый корпус институционального дискурса включает следующие основные виды жанров:

    • Жанры профессиональных ритуалов: обряды, дипломатические приемы, протокольные встречи, инаугурации высокопоставленных персон, корпоративные традиции и др.,

    • жанры административной работы с персоналом: прием на работу, собрание, оперативное совещание, планерка, выговор, увольнение и др.;

    • жанры делопроизводства: протокол, приказ, служебная записка, автобиография, личный лист по учету кадров, запись в трудовой книжке, жанры финансовой документации;

    • жанры профессиональных текстов (например, основными жанрами научных текстов являются: диссертация, монография, научная статья, рецензия, отзыв оппонента);

    • жанры профессиональной деятельности (например, в медицинских учреждениях таковыми являются: осмотр пациента, анамнез, лечебные процедуры, операция и др.).

    • жанры PR-деятельности: жанры внутрикорпоративной и внешней PR-деятельности.

    Включение в жанровую палитру институционального дискурса жанров PR-деятельности продиктовано тем, что сегодня вряд ли найдется хоть один социальный институт, который бы не практиковал тот или иной жанр связей с общественностью. PR-службы, которые практикуют различные профессиональные жанры, существуют во всех солидных организациях, учреждениях и фирмах.

    Перейдем далее к рассмотрению конкретных примеров выделенных жанров институционального дискурса.

    В ритуальных жанрах большую роль играет символический момент: каждое ритуальное действие имеет свой культурный код, при расшифровке которого раскрывается некий сакральный смысл.

    Ритуальные жанры широко практикуются как религиозными, так и светскими социальными институтами.

    Ритуал предлагает устойчивые образцы статусно-ролевого поведения всем его участникам. Его сценарий, сюжет и мизансцены подробно расписаны, все действия предсказуемы.

    Ритуалы, предполагающие совместные действия, выполняют важную функцию сплочения и интеграции коллектива, приобщения его членов к базовым институциональным ценностям224.

    Другой важной функцией ритуала является закрепление статусных ролей и различий. Ритуал – это игровая форма, в которой неоднократно воспроизводятся практикуемые данным социальным институтом статусно-ролевые различия.

    Еще одной атрибутивной функцией ритуала является функция символической сакрализации власти.

    В любом ритуале фигуры, которым отводится роль верховных властителей (Бог, высший церковный иерарх, правитель страны, народ, городской глава, руководитель фирмы и т.д.), выступают в роли символов священного единства – единства верующих, народа, подданных, граждан, нации, горожан, трудового коллектива и т.п.

    Сакральный смысл верховной власти опредмечивается в символах власти - корона, держава, скипетр, штандарт, резиденция (Кремль, Белый Дом и т.п.), эскорт и др. Сакрализация власти реализуется также в ритуальных действиях, символизирующих структуру статусно-ролевых отношений.

    Возьмем в качестве примера символической сакрализации власти ритуальный акт под названием «инаугурации Президента Российской Федерации».

    Впервые данный ритуал состоялся в 1991-ом году, когда Б.Н.Ельцин вступал в должность Президента РСФСР. С тех пор состоялось еще четыре инаугурации в 1996, 2000, 2004, 2008 гг.

    В современной России данный ритуал с момента инаугурации Б.Н.Ельцина в 1991-ом году на пост президента РФ претерпел определенные изменения в сторону усложнения символического ряда церемонии.

    7 мая 2008 г. церемония инаугурации нового президента России Д.А.Медведева проходила по сценарию, в котором впервые в качестве действующего лица принимал участие предыдущий президент страны – В.В.Путин. Данный новый момент призван был символизирировать, во-первых, преемственность власти, а, во-вторых, - активную политическую роль В.В.Путина на новом для него посту премьер-министра России.

    Далее обозначим основные ритуально-символические шаги церемонии инаугурации президента России 2008-го года.

    1. Место инаугурации – Андреевский зал Кремля. Начало церемонии – 11.50.

    Военнослужащие Кремлевского полка вносят в зал символы президентской власти – Президентский Штандарт и Знак Президента в виде золотой цепи, на одном из звеньев которой выгравировано имя Д.А.Медведева и дата его инаугурации.

    На сцену Андреевского зала выходят председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин, спикеры обеих палат Законодательного Собрания РФ - С.М.Миронов и Б.В.Грызлов.

    1. Действующий президент РФ В.В.Путин выезжает из Первого корпуса Кремля и отправляется к Красному крыльцу Большого Кремлевского дворца (БКД). Действующий глава государства принимает рапорт командира президентского полка и благодарит полк и весь личный состав Вооруженных Сил России за службу. Далее Путин поднимается по леснице Красного крыльца и проходит в Белый Коридор в направлении Андреевского зала БКД.

    2. Из Дома Правительства к Кремлю движется кортеж избранного президента Д.А.Медведева. Кортеж въезжает в Кремль через Спасские ворота и подъезжает к центральному входу БКД. У входа в БКД Медведева приветствует комендант Московского Кремля.

    3. Избранный президент поднимается по парадной лестнице, проходит по красной дорожке в Георгиевский зал, оттуда – в Александровский зал, затем – в Андреевский зал. По обе стороны дорожки находятся гости, приглашенные на инаугурацию, которые аплодисментами приветствуют избранного президента.

    5) В Андреевский зал БКД входит В.В. Путин, поднимается на сцену, здоровается с председателем Конституционного суда В. Д. Зорькиным, спикерами обеих палат Законодательного Собрания РФ С.М. Мироновым и Б.В.Грызловым.

    6) Ровно в 12.00 под бой курантов в зал входит Д.А.Медведев,

    поднимается на сцену и встает рядом с В.В.Путиным.

    7) В.В.Путин произносит краткую речь, в которой подводит основные итоги своей деятельности за восемь лет нахождения на президенстком посту, благодарит российский народ за веру, понимание и поддержку, отмечает масштабность задач, которые предстоит решить в будущем, желает избранному президенту удачи и успехов на ответственном посту, предлагает его поддержать.

    8) Д.А.Медведев приносит президентскую клятву, положив правую руку на книгу с текстом Конституции РФ. После произнесения клятвы председатель Конституционного Суда объявляет о вступлении Медведева в должность президента России. Звучит гимн страны.

    1. Слово берет вступивший в должность Президент РФ. В своем

    выступлении Медведев останавливается на основных задачах дальнейшего развития страны, благодарит Путина за неизменную личную поддержку, заверяет, что считает своим долгом сделать все для лучшей жизни людей и процветания России.

    Звучит мелодия М. Глинки «Славься!». Прозводится салют в виде серии пушечных выстрелов.

    10) После официального вступления в должность Медведев проходит по залам Кремля, где его приветствуют гости, затем вместе с Путиным выходит на Соборную Площадь, где проходит церемония смотра Президентского полка. Под звуки «Встречного марша» полк проходит мимо Медведева и Путина. Церемонию завершает торжественный выход кавалерийского экскорта. По завершению церемонии вновь звучит мелодия М.Глинки «Славься!»

    Жанры институционального дискурсаобычно соединяют три способа перформации - ритуальный акт, устная речь, письменныйтекст. Например, перформанс молитвы одновременно является и ритуалом, и текстом и устной речью. Кроме того, часто письменный текст молитвы может устно и не произноситься, но быть при этом атрибутом ритуала, если он нанесен на какой-либо предмет или просто находится в руках у прихожан. Сам акт чтения текста молитвы в религиозном дискурсе не обязательно связан с буквальным произнесением слов молитвы. Молитвенное чтение может носить сугубо символический характер. Например, в буддизме слова молитвы наносятся на барабан или на ткань. Вращение барабана и развевание ткани на ветру символизирует собой чтение молитвенного текста.

    7. Прецедентные тексты как структурные компоненты институционального дискурса представляют собой письменные и устные источники, на основе которых выстраивается весь корпус внутренней и внешней институциональной коммуникации, определяются ее миссия, кредо, базовые стратегические установки, нормативные положени, главные правила статусно-ролевой игры.

    Главными прецедентными текстами религиозного дискурса выступают священные писания (Библия, Коран, Тора, Веды и др.).

    Основными прецедентными текстами научного дискурса являются авторитетные труды выдающихся ученых, уставы академий наук и нормативные документы других научно-исследовательских организаций.

    Для медицинского дискурса прецедентными текстами являются: клятва Гиппократа, медицинские энциклопедии и словари, научные труды выдающихся медиков, нормативные документы, регламентирующие медицинскую практику.

    Прецедентные тексты можно отнести в значительной степени к «осадочному плану» институционального дискурса, поскольку именно в них институциональный дискурс находит свое легитимное утверждение и запечатление.

    8. Типичные дискурсные формулы так же, как и прецедентные тексты относятся к «осадочному плану» институционального дискурса. В них фиксируются отработанные многолетней практикой типичные для институциональной коммуникации выражения, жесты, реплики, риторические фигуры, анекдотические ситуации, запечатленные в профессиональном юморе.

    Если обратиться к школьному институциональному дискурсу, то, как правило, у бывших учеников в памяти быстрее всего всплывают следующие дискурсные формулы: «иди к доске», «садись, два!», «дай дневник», «приведи родителей!».

    Те, кто бывал на приеме у врача, наверняка сразу вспомнят такие дискурсные формулы, как: «на что жалуетесь?», «откройте рот», «дышите - не дышите», «сдайте анализы».

    К типичным дискурсным формулам относятся также знаки отличия: форма, профессиональная одежда, знаки воинского звания, ордена, медали и др.
    4. 2. Жанровая палитра корпоративного PR-дискурса
    Жанровая палитра современного институционального дискурса включает в качестве своего составного компонента систему жанров, характерную для дискурса PR-служб, действующих в структуре государственных, коммерческих и общественных учреждений.

    Коммуникативная практика и подукция большинства жанров институционального PR-дискурса получает свое легитимное основание в целой серии нормативных документов, включая Устав организации, Положение о PR-службе, должностные обязанности и инструкции, предназначенные для PR-специалистов.

    Умелое и комплексное использование во внутренних и внешних коммуникациях многообразных жанров PR придает любому институциональному дискурсу ярко выраженный социетальный характер, способствует увеличению паблицитного и репутационного капитала социального института.

    В современной литературе, классификация жанров PR-дискурса производится, главным образом, на основе описания и структурного анализа различных видов PR-текстов. Наиболее подробно различные виды и жанры PR-текстов описываются в работах А.Д.Кривоносова, В.В.Данилиной, М.В.Луканиной, Л.В.Минаевой, Л.К.Салиевой, А.Е.Богоявлинского, К.А.Ивановой225.

    Изучение жанровой типологии PR-текстов, безусловно, вносит важный вклад в теоретико-методологический анализ PR-дискурса. Однако многообразием PR-текстов не исчерпывается общая жанровая палитра институционального PR-дискурса, поскольку PR-дискурс находит свое выражение не только в текстовых, но и в живых, социально-практических формах.

    Анализ жанровой структуры PR-дискурса, с нашей точки зрения, предполагает рассмотрение в качестве его теоретико-методологической основы не только текстовые, но и экстратекстовые PR-практики.

    В этой связи предлагаем вниманию читателей собственную модель жанровой палитры корпоративного PR-дискурса.

    Под корпоративным PR-дискурсом мы подразумеваем PR-коммуникации, нацеленные на создание и поддержку благоприятной деловой среды для членов конкретной организации, на сплочение коллектива, укрепление внутрикорпоративных отношений и внутрикорпоративной культуры, на формирование целостного корпоративного имиджа.

    Жанровые формы корпоративного PR-дискурса обусловлены основными направлениями внутрикорпоративной PR-деятельности, к которым относятся:

    1. формирование системы внутрикорпоративных ценностей и единого корпоративного стиля,

    2. управление корпоративным климатом путем создания социетальных отношений, т.е. доверительных, ответственных и взаимовыгодных отношений руководства с персоналом на всех уровнях управления,

    3. создание и развитие эффективной информационной системы внутри корпорации,

    4. исследования и мониторинг внутрикорпоративных отношений,

    5. подготовка и проведение внутрикорпоративных мероприятий.

    В соответствии с отмеченными направлениями корпоративной PR-деятельности можно выделить несколько видов жанровых групп корпоративного PR-дискурса:

    1) специализированные жанры корпоративного имиджирования и брендирования к которым относятся определенные виды PR-деятельности по разрабоке миссии фирмы, фирменного стиля, фирменной символики, идей и ценностей бренда,

    1. жанры корпоративных мероприятий (собрания, юбилеи, праздники и др.),

    2. жанры информационно-корпоративной деятельности (объявление, бюллетень, аналитическая или служебная записка, серия жанров корпоративной прессы и др.),

    3. жанры копирайтинга (доклад, обращение, текст номативного документа и др.),

    4. жанры социетальной управленческой работы (специальные внутрикорпоративные мероприятия),

    5. жанры научно-исследовательской работы (социологический опрос, фокус-группа, интервью, научный отчет и др.).

    Все жанры корпоративнго PR-дискурса обладают репрезентационными свойствами, поскольку выступают способами активной демонстрации имиджевых характеристик корпорации.

    Определенным жанровым группам корпоративного PR-дискурса присущ тот или иной вид доминирующей имиджевой репрезентации. Можно выделить следующие виды имиджевых репрезентаций:

    • тексто-речевая репрезентация,

    - медийная репрезентация,

    • иконографическая репрезентация,

    • шоу-репрезентация,

    • нормативно-процессуальная репрезентация.

    Для жанров копирайтинга характерно доминирование тексто-речевого вида репрезентации, что, конечно же, не исключает использование в копирайтинге остальных имиджевых репрезентаций.

    Для жанров информационно-корпоративной деятельности доминирующей является медийная репрезентация.

    Основными разновидностями жанров информационно-корпоративного PR-дискурса являются следующие:

    - жанры внутрикорпоративных медиа:бюллетень, ньюс-леттер, корпоративный журнал, многотиражная газета, корпоративный веб-сайт, внутреннее телевидение др.;

    • жанры, обеспечивающие оперативную информацию о ситуации в организации: объявление, горячий телефон, корпоративного копирайтинга: тексты докладов и речей руководителей, пояснительная записка, заявка, проект, годовой отчет, пресс-дайджест и др.,

    • жанры исследовния и коррекции внутрикорпоративных отношений: мониторинг самочувствия персонала, внутрикоммуникативный аудит, тест на конфликтность, фасилитация и др.

    К жанрам социетальной управленческой работы мы относим специальные внутрикорпоративные PR-мероприятия, способствующие благоприятному развитию вертикальных (иерархических) и горизонтальных (равностатусных) внутрикорпоративных коммуникаций, а также - мероприятия по антикризисному менеджменту. К таковым относятся следующие жанры: переговоры, совещание, круглый стол, тимбилдинг, фасилитация, медиация.

    Для жанров коллективных мероприятий доминирующим видом имиджевой репрезентации выступает шоу-репрезентация.

    Для жанров управленческой и научно-исследовательской работы ведущими являются тексто-речевая и нормативно-процессуальная репрезентации.

    Для специализированных жанров корпоративного имиджирования и брендирования характерна интеграция всех названных видов репрезентации.

    Иконографическая репрезентация выступает в роли внешнего знаково-символического маркера имиджа и бренда фирмы. Для того, чтобы имидж и бренд корпорации получил продвижение и закрепление как в сознании коллектива организации, так и в сознании внешней общественности, необходимо использовать все остальные способы его репрезентации, а следовательно – применять различные жанры PR-дискурса.

    Для продвижения корпоративного имиджа особенно большое значение имеет подключение к данному процессу административных механизмов, отвечающих за принятие решений и их исполнение. Иначе говоря, принципиально важно, чтобы имиджевая репрезентация получила легитимацию в нормативно-процессуальных формах своей репрезентации. Если, к примеру, речь идет о таком корпоративном PR-жанре, как фирменный гимн, то его шоу-репрезентация не может состояться без включения нормативно-процессуальной репрезентации в виде определяемой уставом организации или другими нормативными документами процедуры обязательного для персонала исполнения данного гимна.

    Дискурс любого жанра корпоративного имиджирования интенционально-стратегически направлен на позиционирование конкретной корпорации в конкурентной среде своих институциональных аналогов. Не является исключением и вузовский институциональный дискурс, включающий целую серию жанров вузувского имиджирования.

    Приведем в качестве примера вузовского PR-дискурса, работающего в области имиджирования, конкретный дискурсный жанр, связанный с созданием университетского герба, в частности, герба Уральского государственного университета им. А.М.Горького.
    4.2.1. Дискурс вузовского герба

    Идея создания герба УрГУ возникл еще в 90-е гг. прошлого века, однако сам герб был утвержден на заседании Ученого совета университета в апреле 2008 года. В марте на экспертизу в Комиссию по геральдическим символам Законодательного Собрания Свердловской области было представлено тридцать вариантов герба УрГУ, из которых специалисты выбрали шесть. Именно эти шесть вариантов сначало обсуждались на факультетах, а затем – на общеуниверситетском Ученом Совете.

    На апрельском Ученом Совете УрГУ утверждение университетского герба рассматривалось в контексте имиджевой стратегии УрГУ как образовательного учреждения. Согласно Уставу УрГУ, наличие герба является базовым элементом имиджа вуза. Кроме того, существует международное унивеситетское гербовое пространство, в котором вуз индивидуализируется посредством своего символического графического изображения.

    Герб как символ вуза представляет собой графическое изображение некой совокупности ключевых геральдических идей, характеризующих традиционные способы позиционирования социальных институтов.

    Во-первых, герб символически призван отображать привязку института к определенному месту, средовому пространству. На гербе УрГУ данную привязку символизирует Екатерининский крест, поскольку местом расположения УрГУ является г. Екатеринбург, наванный так в честь святой Екатерины.

    Наложенный на Екатерининский крест солярный символ – зубчатое колесо, с одной стороны, символизирует солнце и обдновременно – свет знания. С другой стороны, данный символ в геральдике еще именуется «пыточное колесо», которое является атрибутом св. Екатерины Александрийской. По легенде ее приговорили к колесованию, но колесо оказалось разрушено высшими силами.

    Святая Екатерина (ее имя в переводе с греческого значит - всегда чистая) отличалась не только красотой, но и интеллектом, который она – убежденная христианка – оттачивала в дискуссиях с языческими философами. Святая Екатерина, славившаяся своей ученостью, считается покровительницей учащейся молодежи. От того же корня, что и Екатерина, происходит греческое слово «катарсис», означающее просветление, очищение. Вот как данный символический смысл герба прокомментировал ректор УрГУ Д.В.Бугров: «Очищение. Оно противостоит сквернословию, хамству, распущенности, скудоумию, лжи, зависимости от наркотиков и алкоголя. Через него необходимо пройти, если мы хотим, чтобы наши улицы были безопасными, а подъезды – светлыми, не заплеванными, не забросанными пивными бутылками. Если мы хотим, глядя в детские, юные, молодые глаза, видеть там не волчью жестокость, а человечность. Если мы хотим, чтобы из маленького ребенка вырастал Брат, а не Враг. Если мы ждем Очищения – оно состоится…» 226.

    Во-вторых, в гербе в символической форме представлена идея университетского сообщества как универсального союза различных дисциплин – точных, естественных и гуманитарных. Сообщество – тот же круг, а союз дисциплин – отражение идеи учености, знания, поиска истины. В гербе УрГУ данные идеи символически изображаются посредством присутствия на Екатерининском кресте поперечных перекладин (костылей). Здесь присутствует отсылка к еще одному древнему символу – посоху египетских жрецов, носителей сакрального знания, истины. Костыльный крест и колесо напоминают также о том, что чистый дух всегда побеждает серость, косность и зло.

    Три раскрытые книги на поле герба – это традиционные символы практически всех европейских университетов. Чистые страницы книг – символы того, что каждый год университет начинает работу с новичками-студентами с чистого листа.

    Наличие вузовского герба не исключает использование других графических символов, например, зарегистрированного товарного знака. Товарный знак, как правило, является более простым и лаконичным символом. Он выполняет функцию эмблемы, опознавательного знака, не обладающего геральдической атрибутикой. Для УрГУ таким товарным знаком уже много лет является университетский «домик» с четырьмя колонными, который украшает официальные бланки УрГУ, а также баннеры на фасаде главного корпуса университета. Данный знак напоминает знак ЮНЕСКО, а также эмблему другого известного уральского вуза – УГТУ-УПИ, отличаясь от них лишь по количеству изображенных колонн и по надписям.

    С точки зрения символической нагрузки имеющийся у университета товарный знак не несет в себе информации ни о миссии, ни о ценностных ориентациях вуза, ни о его индивидуальном лице. Он скорее унифицирует, чем позиционирует УрГУ. В этой связи утвержденный герб оказался весьма востребованным и необходимым компонентом дискурса корпоративного вузовского имиджирования.

    Основными формами дискурсной репрезентации герба УрГУ стали его проектные разработки, заключения экспертов, в частности, мнения членов Геральдического Совета, получившие отражения в документах и СМИ.

    Устный риторический дискурс получил свою репрезентацию в ходе многочисленных дискуссий, состоявшихся на факультетах УрГУ. Его логическим продолжением стали выступления членов Ученого Совета, прозвучавшие непосредственно в процессе обсуждения вузовского герба.

    Институционально-исполнительская форма дискурсной репрезентации герба получила отражение в решении Ученого Совета об утверждении герба УрГУ, а также – в последующих действиях администрации вуза, связанных с реализацией общей PR-программы Уральского государственного университета им. А.М.Горького.

    К группе жанров социетального управления коллективом мы относим внутрикорпоративные мероприятия, способствующие повышению эффективности деловой вертикальной и горизонтальной коммуникаций в рабочем коллективе и усилению чувства корпоративной ответственности за выполняемую работу.

    К мероприятиям корпоративно-социетального характера, в организации которых принимают участие PR-специалисты, относятся регулярные собрания и совещания, а также – корпоративные тренинги, праздники, юбилеи сотрудников.

    Дискурс жанров внутрикорпоративных мероприятий объединяет в себе структурные компоненты дискурса публичной коммуникации, дискурса шоу, а также ряд структурных компонентов общей модели институционального дискурса. В то же время, специфика жанра придает дискурсу корпоративного мероприятия особые нормативно-ритуальные и сингулярные, индивидуальные черты. Проиллюстрируем данный момент на примере такого жанра, как юбилей.
    Дискурс юбилея

    Структура дискурса любого юбилея может быть представлена следующими пятью компонентами:

    1. организационно-плановый,

    2. сценарно-постановочный,

    3. актуальный (перформанс),

    4. медийно-презентационный,

    5. постюбилейный.

    Организационно-плановый компонент юбилейного дискурса представляет собой коллективную работу членов оргкомитета по выработке общего плана проведения юбилейного мероприятия, который включает составление бюджета мероприятия и назначение ответственных исполнителей.

    В сценарно-постановочную часть юбилейного дискурса входит работа над сценарием и постановкой юбилейного шоу, которая может быть поручена либо профессионалам, специально приглашенным для проведения данного мероприятия, либо сотрудникам предприятия, имеющим опыт PR-деятельности в данной сфере.

    Организационно-плановый и сценарно-постановочный моменты составляют интенциональный план дискурса юбилея. Его актуальный план представляет собой живое исполнение юбилейного действа в реальном пространстве и времени.

    Актуальный план (перформанс) юбилейного шоу содержит как традиционный набор ритуальных исполнительских компонентов, так и ряд элементов, обусловленных особенностями корпорации и личностными чертами юбиляра.

    Перформанс юбилейного шоу, посвященного конкретному лицу, представляет собой ансамбль дискурсных форм, к которым традиционно относятся:

    1. официальный поздравительно-риторический дискурс (поздравительные речи, адреса, телеграммы от официальных лиц и организаций),

    2. дискурс наград (знаки отличия, грамоты и др.), которые присуждаются юбиляру,

    3. дискурс дифирамбов (литературно-художественные и музыкальные произведения, прославляющие юбиляра),

    4. шоу-дискурс в жанре «капустника»,

    5. иконографический дискурс (фотографии и иные изображения юбиляра),

    6. дискурс подарков (имеется в виду смысловое содержание подарков, вручаемых юбиляру),

    7. дискурс застолья, включающий тосты, здравицы, блюда,


    кулинарные изделия, посвященные юбилею и юбиляру,

    1. дискурс медийных презентаций юбилея и юбиляра.

    Важными элементами юбилейного дискурса выступают такие моменты, которые характеризуют юбиляра, с одной стороны, как уникальную личность, а, с другой, - как представителя определенного корпоративного братства, влиятельного сообщества. Здесь важную эмоционально-смысловую роль играет представленная в юбилейном шоу фирменная символика организации, с которой связана трудовая деятельность юбиляра, а также символическая атрибутика, указывающая на род его занятий и увлечений.

    Особым компонентом юбилейного дискурса, на наш взгляд, является набор медийных презентаций юбиляра.

    Данный набор обычно включает печатные издания (книги, брошюры, альбомы), посвященные достижениям организации или конкретного лица, стенды и стенгазеты, посвященные юбилею, информационные материалы и поздравления с юбилеем, размещенные в различных СМИ.

    Постюбилейная часть юбилейного дискурса включает такие жанры, как благодарности гостям и участникам юбилейного шоу, отчеты об юбилейном мероприятии, итоговые медиа- и видео-материалы.

    В качестве примера, иллюстрирующего ряд основных компонентов юбилейного дискурса, приведем общую схему PR-мероприятия, посвященного празднованию 70-летия одного из основателей Уральской философской школы (в прошлом декана философского факультета УрГУ, а ныне - заведующего кафедрой истории философии УрГУ), главного научного сотрудника Института философии и права УрО РАН, доктора философских наук, заслуженного деятеля науки РФ, профессора Константина Николаевича Любутина.
    Юбилей профессора К.Н.Любутина

    1. Хронотоп: время празднования юбилея - 25 февраля 2005 года;

    основное место проведения юбилейного мероприятия – зал

    УрГУ.

    2) Основные участники: юбиляр, вузовская и научная общественность, представители власти, ученики и студенты, друзья и родственники.

    3) Организационно-плановая часть: решение факультетского совета о проведении мероприятия, посвященного 70-летию К.Н.Любутина, организация и проведение заседаний оргкомитета во главе с деканом философского факультета УрГУ, профессором А.В.Перцевым. Назначение лиц, ответственных за разработку сценария юбилея, за информационное обеспечение мероприятия, за составления списка приглашенных и рассылку приглашений, за оформление зала и музыкальное сопровождение, за организационно-массовую работу с преподавателями и студентами, за организацию и проведение юбилейного банкета.

    4) Сценарно-постановочная часть, которая состоит изсерий ключевых эпизодов. Все эпизоды подразделяются на три серии: серия эпизодов пролога, серия эпизодов основного действия, серия эпизодов финала.

    5) Перформанс как исполнение серий эпизодов в реальном пространстве и времени.

    Серия эпизодов пролога:

    Эпизод № 1. Торжественное внесение в зал знамени философского факультета.

    Эпизод № 2. Торжественное внесение на сцену актового зала факультетской реликвии – кресла первого декана философского факультета.

    Эпизод № 3. Коллективное исполнение всем залом гимна студентов философского факультета, сочиненного когда-то самим юбиляром. Вот фрагмент текста данного гимна:

    Мы рождены пройти путем познания,

    Мы философский выбрали удел,

    И проникая в сущность мироздания,

    Мы дорожим величьем наших дел.

    Припев: Все выше и выше, и выше,

    К вершинам познанья скорей,

    Ведь в наших абстракциях дышит

    Конкретность марксистских идей227.

    Эпизод 4. Выход на сцену под аплодисменты публики виновника торжества – К.Н.Любутина.

    Эпизод 5. Объявление ведущим начала официальной части празднования юбилея.

    Серия эпизодов основного действия:

    Эпизод 1. Юбилейная речь ректора УрГУ В.Е.Третьякова, оглашение ректором текста приказа о награждении юбиляра грамотой и денежной премией.

    Эпизод 2. Выступление председателя Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области Н.А.Воронина с поздравительной речью, завершающейся вручением подарков.

    Эпизод 3. Выступления и вручения адресов и грамот от администрации губернатора Свердловской области, от Правительсва Свердловской области, от городских властей г. Екатеринбурга и других официальных лиц.

    Эпизод 4. Импровизированный «капустник», включающий многочисленные поздравления коллег и студентов.

    Серия эпизодов финальной части.

    Эпизод 1. Ответная речь юбиляра.

    Эпизод 2. Торжественный вынос знамени философского факультета УрГУ.

    Эпизод 3. Раздача участникам юбилея воздушных шаров.

    Эпизод 4. Юбилейный банкет.

    6) Медийно-презентационная часть:

    • издание Институтом философии и права УрО РАН книги «Любутин Константин Николаевич: биобиблиография ученого (к 70-летию со дня рождения и 45-летию творческой деятельности)». Екатеринбург, 2005;

    • публикация серии статей, посвященных жизни и творчеству К.Н.Любутина, в журналах (Вопросы философии, Вестник Российского Философского общества и др.), в альманахе Дискурс-Пи, в печатных изданиях УрО РАН и УрГУ,

    • видеозапись интервью с К.Н.Любутиным,

    • фоторепортаж в виде стенной газеты о главных событиях в жизни и творчестве юбиляра,

    • фотоальбом, представляющий фотохронику юбилея.

    1. Иконография:

    • портреты юбиляра,

    • символика философского факультета УрГУ,

    • графические и пластические изображения Совы как символа мудрости и объекта коллекционного увлечения юбиляра,

    • предметы и вещи, символизирующие сферы научно-педагогической деятельности юбиляра,

    • вещи, наглядно иллюстрирующие мифологические образы и легенды о К.Н.Любутине, сконструированные и культивируемые его учениками.

    В частности, юбиляру в ходе шоу было подарено несколько фигурок сов, ряд наборов форм профессиональной одежды выпускников вузов, в которых преподавал юбиляр. Были также вручены атрибуты национальной одежды, символизирующие географическую широту распространения идей профессора Любутина, а также – миф о его китайском происхождении (фамилия Любутин самим юбиляром шутливо преподносится в китайской транскрипции: Лю Бу Тин) 228.

    Постюбилейный компонент был представлен статьей о том, как проходил юбилей (Русаков В.М. Чествования уральских философов продолжаются. Любутину – 70 // Альманах «Дискурс-Пи», выпуск 5, 2005 г. С. 189 - 191), а также - фотоальбомом, содержащим фотоотчет о юбилейном мероприятии.
    Рассмотренная нами жанровая палитра корпоративного PR-дискурса – это лишь часть широкого спектра форм и способов институциональных PR-коммуникаций.

    В рамках современных PR-практик по мере их профессионального совершенствования происходит закономерный процесс специализации. Возникают относительно самостоятельные отрасли институциональной PR-практики, специализирующейся на конструировании и развитии устойчивых отношений организаций с разными аудиториями или различными социальными средами, как внутренними, так и внешними.

    К внешнесредовой PR-коммуникации относятся такие специализированные отрасли, как Media Relations (MR), Government Relations (GR), Cпонсоринг, Международный PR.

    Далее предметом нашего рассмотрения станет дискурс медиарилейшнз, поскольку именно в нем наиболее отчетливо проявляется самая главная интенция институционального PR-дискурса, а именно - донесение до массового сознания и закрепление в нем благоприятного представления о конкретном социальном институте.



      1. Дискурс медиарилейшнз



    Дискурс медиарилейшнз определяется нами как система коммуниникаций между организацией и производителями медиа-информации (журналистами), направленная на осуществление перевода PR-посланий (мессиджей), исходящих от организации, на языки и формы медийной репрезентации.

    Для осмысления предложенноого определения дискурса медиарилейшнз следует особо остановиться на рассмотрении значений таких понятий, как «медиаинформация», «PR-послания для СМИ» и «медийная репрезентация».

    Речь пойдет не об общем абстрактном смысле данных понятий, а об их месте в когнитивном пространстве дискурса медиарилейшнз.

    Медиа информация в контексте медиарилейшнз есть ни что иное, как результат журналистского препарирования PR-посланий, получаемых СМИ.

    Характер и способы медийного препарирования PR-сообщений в значительной степени определяются стереотипными представлениями журналистов о том, какая информация интересна, а какая не интересна массовому потребителю медиапродукции.

    В журналистской среде выработались следующие стереотипные представления о характере значимой для широких масс медиа-информации:

    1. происшествия, ставящие под угрозу безопасность человека: стихийные бедствия, техногенные и иные катастрофы, войны, террористические акты, уголовные преступления, акты насилия;

    2. сенсации – неожиданные действия и поступки известных лиц, крайне редкие и необычные случаи из жизни людей и других обитатедей мира,

    3. скандалы -



    К жанрам дискурса медиарилейшнз относятся:

      1. жанровый дискурс специальных мероприятий для СМИ (пресс-конференция, бриффинг, пресс-тур),

      2. жанры документального медиадискурса, представленные разнообразными документами, предназначенными для журналистов (пресс-релиз, медиа-кит, факт-лист, письмо в редакцию, бэкграундер, программа пресс-конференции, коммюнике и др.),

      3. дискурс медиапланирования.



      1. Модель научного и псевдонаучного дискурса

      2. Модель религиозного дискурса


    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   26


    написать администратору сайта