дискус. Введение глава трактовки дискурса в современной литературе
Скачать 1.94 Mb.
|
3.6. Сущность и дискурс бренда Классическая формула бренда была разработана Питером Дойлом и выглядит следующим образом: «Сильный бренд = преимущества продукта x четкая идентичность x добавленные ценности»190. Другими словами, программа создания бренда должна включать:
Другой теоретик бренда Д.Грант предложил иное, более лаконичное определение бренда: «БРЕНД – ЭТО (СОВОКУПНОСТЬ) (СТРАТЕГИЧЕСКИХ) КУЛЬТУРНЫХ ИДЕЙ»191. Согласно Гранту, для непрерывного удержания бренда на коммерческом рынке недостаточно иметь какую-то одну или пару стратегических идей. Необходимо, чтобы «молекула бренда» постоянно обрастала целыми гроздьями новых идей. При этом идеи, не соответствующие новым веяним времени, должны уходить в прошлое. Концепция дискурса бренда, предлагаемая Грантом, понятна и проста: чем больше разнообразных культурных идей воплощается и транслируется брендом, тем более он жизнеустойчив и успешен в маркетинговом плане. В список культурных идей бренда Грант всключает все, что приводит к завоеванию сформировавшимся брендом новых социальных групп, ориентированных на определеные стили жизни и ценности. Называются такие молекулярные единицы брендовой культурной стратегии, как спонсорство культурных и социальных программ, использование модных идей экологической чистоты, заботы о здоровье, самообразования, просвещения, путешествий, участие в благотворительности и др. К примеру, молекула культурных идей бренда кофейной компании Starbuck представляется автором в виде сообщающихся между собой идейных колец, в числе которых:: миссия нести людям хороший кофе, представления произведений искусств в кофейнях, запись джазовой музыки, рассказ в кофейнях о благотворительных акциях, культура бариста, составление собственных сборников песен. Особое внимание уделялось тому, каким образом Starbuck должен вписаться в культурный контекст современной жизни среднего класса как ключевой аудитории компании. В результате были разработаны следующие культурно-стратегические идеи: «Sturbuck – это не просто кофейни, это отдых от шопинга или офиса. Вот почему им необходимо быть такими уютными. Дополнительное оливковое масло – это не просто ингредиент, это приверженность новому образу жизни, ассоциирующемуся с новыми яппи, рокет – салатом, уроками йоги, отпуском в Тоскане и т.п. Это образ жизни людей, чьи дети с именами Джошуа и Эмили занимаются с репетитором, чтобы поступить в лучшую среднюю школу, чьи полки завалены книгами, написанными знаменитыми шеф-поварами, кто ест пасту, а не чипсы в качестве любимого блюда. Это новый стиль жизни среднего класса. Десять фунтов за бутылку? Фу! Разве у них нет ничего получше?»192 По мнению Гранта, коммерческая стратегия и логика бренда должны сегодня переводиться в культурную стратегию и логику. Так, например, коммерческая стратегия открытия пятидесяти новых магазинов IKEA в США проходила под знаком одной из культурных идей, а именно – стратегии расширения образовательной роли магазинов в изменении стиля американского дома. В этой связи были созданы также специальные центры по открытию дома193. Другой культурной идеей бренда IKEA стало создание уникальных традиций общения с брендом. «Многие говорят, что посещение магазинов IKEA - это все равно что поездка в другую страну или тематический парк. Уникальность их собственных традиций, маршрутов, предлагаемых блюд, названий товаров и т.д. является частью опыта общения с брендом. Это то, что делает посещение IKEA в некоторм роде туризмом: день, проведенный с семье вне дома, а не просто поход по магазинам. Среди особых привычек – запись номера товара, по которму его позже берут на складе, следование маршруту, обозначенному стрелками, и поедание шведских фрикаделек»194. Всю совокупность традиционных стратегических идей бренда Грант делит на четыре основные группы: 1) идеи, формирующие привычки, 2) зрелищные идеи, 3) лидерские идеи, 4) организационные идеи. Пример с IKEA относится к серии идей первой группы. Классическим же примером бренда, построенном на зрелищной идеи, является Диснейленд. Зрелищные бренды претендуют на культовость, на создание квазиреальности - обстановки волшебства, обособленности от обыденного мира. Перед зрелищными брендами встают следующие стратегические задачи: - погрузить людей в детально продуманный необычный мир,
Лидерские бренды построены на мифологии имени лидера фирмы, на его культе личности. Типичным примером является бренд Chanel, в основе которого положен культ жизни авангардного, во многом революционного, дизайнерского творчества Коко Шанель. Организационные идеи лежат в основе брендов кампаний, которые предлагают такой способ отношения с клиентами, как правдивость, честность и прозрачность. В качестве примера приводится компания сети ресторанов быстрого питания Pret a Manger, которая приглашает посетителей ресторана на «экскурсию по производству»195. Всего Грантом выделяется 32 типа культурных идей бренда, которые он объединил в своеобразную периодическую таблицу, наподобие периодической таблицы Менделеева196. Особый интерес в плане формирования креативных брендов в провокационном стиле представляют выделенные Грантом эротические, скандальные, радикальные идеи, а также – идеи катарсиса. В числе эротических брендов – бренды гламурных изданий, в которых идеи эротики соединяются с идеями роскоши. В качестве примера классического гламурного бренда называется Playboy, который, несмотря на солидный стаж, не вышел из моды и сумел использовать свою мифологию для расширения сфер влияния. «Мифология этого бренда, - пишет Грант, - связана с особняком Хью Хефнера, вечеринками, красивыми гламурными моделями и, конечно же, клубами, где девушки с кроличьими хвостиками подают коктейли посетителям. Одно время, казалось, что эротические журналы вышли из моды, как и конкурс «Мисс Мира», слишком сексистский, чтобы быть современным. Но сегодня Playboy – просто более классическая альтернатива журналам Nuts, Zoo, FNM, обладающая к тому же большой ретро-ценностью, а отчасти и гламуром фильмов о Джеймсе Бонде. А логотип бренда в виде кролика используется в одежде и аксессуарах как классическое средство расширения культового бренда» 197. Примерами брендов, выстроенных на идее скандала, являются: туристическое агентство Club 18 – 30, предлагающее своим клиентам скандальный отпуск (с пьянством, дебошами, беспорядочным сексом); группа T.A.t.U, демонстрирующая взаимную любовь поющих девочек-подростков. Для радикальных брендов характерны следующие черты: наивная презентация, «немаркетинговый» маркетинг, предложение чего-то радикальным образом изменить, простой слоган, говорящий о благородных намерениях, использование символов, мифологии и ценностей культуры хиппи. В качестве одного из примеров культовых радикальных брендов приводится бренд самого популярного в Великобритании фруктового напитка Innocent Smoothies, который, согласно легенде его создателей, придумали хиппи для таких же, как они, хиппи. У креативщиков компании много безумных идей, среди которых – ездить по Лондону в микроавтобусе и предлагать людям подвести их198. Радикальные идеи нередко берутся на вооружение уже известными на рынке фирмами. Так, например, косметическая фирма Dave в последнее время стала проводить «кампанию за истинную красоту», предлагая радикально изменить представления о женской красоте. В своей рекламе Dave начала показывать девушек с обычными фигурами, что отчетливо контрастировало с фигурами худых и высоких моделей, которые демонстрирует публике традиционная реклама, предлагающая женщинам походить во всем на модели и говорящая, что именно этого они достойны. В отдельную группу идей для брендов Грант выделил идеи катарсиса. Под катарсисом, однако, он понимает не светлое чувство, вызванное приобщением к возвышенному, а нечто совершенно противоположное, а именно, - радость от вкушения запретного плода, от непослушания, разрушения, анархии и т.п. Примером могут служить сигареты Death, выпущенные в 1991 г. Enlightened Tobacco Company в черной пачке с анархистской символикой. Предложенная Грантом концепция бренда акцентирует внимание только на одном важном структурном компоненте дискурса бренда, а именно – на его инновационых культурно-стратегических идеях. Однако дискурс бренда на самом деле, отнюдь, не ограничивается трансляцией только культурно-стратегических идей. В обширной литературе о брендах можно встретить массу других концептуальных моделей бренда, которые позволяют обнаружить еще целый ряд характеристик брендового дискурса. Ряд авторов считают, что главное свойство сильного бренда – это его способность влиять на потребительскую среду, привязывать потребителей к продукции определенной фирмы199. Основными факторами, формирующими привязанность потребителей к бренду, выступают коммуникативные способности бренда, а именно, способности налаживать тесные контакты с потребителем. Отношения с брендом, отмечает специалист из компании Procter & Gamble Р.Бланшар, во многом аналогичны отношениям к человеку. «Как и у человека, у бренда есть физическое «тело» - товары или услуги, которые производит компания. Как и у человека, у бренда есть имя, индивидуальность, характер и репутация. Как и к человеку, к бренду можно испытывать уважение, симпатию, даже любовь. Он может стать задушевным другом или просто знакомым. Его можно считать зависимым или независимым, принципиальным или беспринципным, заботливым или капризным. Характер есть и у человека, и у бренда»200. Автор приведенного высказывания, на наш взгляд, несколько черезчур лирично отзывается о дискурсе, которым определяются отношения между брендом и потребителями. Но во многом он прав. Дискурс бренда таков, что способен глубоко запасть в душу. В результате потребитель начинает испытывать по отношению к бренду теплые чувства любви, привязанности, воспринимать его как часть собственного Я. Стать другом бренда не только приятно, но и полезно, ведь тогда у тебя появятся друзья-единомышленники – поклонники того же бренда. Ведь тогда на тебя прольется свет, излучаемый известностью и репутацией бренда. Принимая во внимания отмеченные свойства дискурса бренда, считаем, что дискурс бренда можно определить как суггестивную силу, внушающую публике чувство привязанности к определенной фирме, торговой марке. Одним из источников суггестивной силы дискурса бренда является удачное смысловое соединение репутационных компонентов бренда и его имиджевых посланий, т.е. соответствие внешней формы внутреннему содержанию. Данное соответствие обычно называют имиджем бренда. С нашей точки зрения, суть бренда как агента влияния схватывается посредством двух ключевых понятий: «известное имя» и «репутационный капитал». Бренд как известное имя формируется благодаря раскрученности фирмы и торговой марки, а также – благодаря инновационности культурных стратегических идей, покоряющих определенноые слои общества. Важную роль в формировании известного имени бренда играет мифология - легенды о происхождении, имени бренда, рассказы об его миссии, о персонифицированных персонажах, символических фигурах. Бренд как репутационный капитал формируется в результате складывания благоприятного общественного мнения, благодаря представлениям о бренде как символе надежности и гарантии качества. Благоприятное общественное мнение, лежащее в основе репутационного капитала, выступает в роли эксперта, подтверждающего способность марки или фирмы гарантировать публике высокое качество предоставляемых благ и выполнения ею своих обещаний. Известное имя и репутация как компоненты бренда взаимодополняют и усиливают друг друга. «На продукт с известным именем вы обычно можете положиться в следующих отношениях: он будет выполнять именно то, для чего предназначен, он выполнен из качественных ингредиентов или компонентов и поддерживается солидной организацией, которая, вероятно, уделяет должное внимание своей репутации, много работая над поиском средств решения всех проблем, которые могут у вас появиться при эксплуатации продукта в дальнейшем… Бренд настолько же является открытым приглашением к предъявлению претензий, насколько и обещанием получения желаемого результата, а компании, которые относятся к претензиям слишком пренебрежительно, через некоторое время рискуют потерять свою репутацию» 201. На основе изложенного структуру дискурса бренда можно представить в виде следующей разворачивающейся формулы:
суггестивная сила 2) Известное имя = раскрученность имени + стратегические идеи + мифология 3) Репутационный капитал = благоприятное общественное мнение + надежность + гарантия качества 4) Суггестивная сила = аттрактивность имиджа +внушение культовой веры. Все вешеназванные структурные компоненты дискурса бренда составляют ценность бренда (это то самое, что в литературе по брендингу обычно обозначают понятиями «неосязаемая ценность бренда»202 и «душа бренда»203). Ценность бренда – это совокупная сила его дискурса. Совокупная сила дискурса бренда создает дополнительную самовозрастающую стоимость бренда, т.е. то, за что люди готовы вносить дополнительную плату. «Эта дополнительная стоимость, - отмечает Анхолт, - не является малозначимым довеском, она формирует существенную часть активов развитых стран. По некоторым оценкам стоимость бренда составляет ни много, ни мало треть стоимости всех мировых активов. Возможность измерения стоимости этих активов очень важна, и Interbrand, консалтинговая организация по брендингу, разработала для этого широко распространенный сегодня метод. В соответствии с их последним исследованием наиболее ценных мировых брендов «Most Valuable Global Brands» совместная стоимость нематериальных активов 100 лучших мировых брендов составляет 988 287 000 000 долларов, лишь немного не дотягивая до триллиона долларов»204. Будучи разновидностью капитала, бренд обладает свойством повышения своей ценности. Чем чаще участие бренда в маркетинговых и социальных коммуникациях, чем продолжительнее и интенсивнее его воздействие на потребителей, тем шире круг его приверженцев, тем выше его социальная значимость, тем прочнее репутация фирмы-производителя и торговой марки.
Проблемами городского брендирования сегодня озабочены главы и администрации многих городов мира. К процессу проектирования городских брендов привлекаются разного рода специалисты – пиарщики, архитекторы, дизайнеры, социологи, политические консультанты, регионоведы, краеведы и др. В настоящее время вполне сложилось особое направление в исследовании и проектировании городов, в том числе и проектировании городских брендов, которое называется «урбанистика». Необходимость городского брендирования обусловлена включением городов в пространство конкурентной борьбы за инвестиционную, туристическую, инфраструктурную, жизнеустроительную, культуроемкую привлекательность. Потребность в превращении городского жизненного пространства в бренд продиктовано возрастанием роли социетального и символического капиталов, сконцентрированных в местах компактного проживания. Город – это место, где особенно ценятся как наполненная гуманитарным содержанием социальная инфраструктура, так и богатый в культурно-символическом плане городской ландшафт. Город желает стать брендом не только потому, что ему хочется привлечь капиталы, туристов и рабочую силу. Он хочет стать брендом, чтобы его жители гордились своим городом, заботились о его благополучии и процветании, т.е. обеспечивали бы его успешность изнутри, посредством внутренних сил. Городской бренд, таким образом, является продуктом интегрированных усилий внешней и внутренней PR-деятельности в области городского брендирования. Международный опыт в сфере городского брендирования демонстрирует большое разнообразие стратегических бренд-разработок. Так, например, в европейских странах успешно реализуются бренд-проекты, в основу которых положена концепция тематического позиционирования. В итоге в современной Европе наблюдается настоящий бум тематических городов. Появились горнолыжные, театральные, игровые, гастрономические, книжные, ботанические города, города Моцарта, Шекспира, Ван Гога, Андерсена. Посредством тематического позиционирования города утверждают свою неповторимую индивидуальность и обеспечивают высокий уровень узнаваемости. Для жителей города особенно важно, чтобы город создавал благоприятные условия не только для обеспечения витальных потребностей, но и креативных, позволяющих самореализовываться в профессионально-творческом плане. Для людей, принадлежащих к творческому классу, неважно в какой сфере деятельности реализуется их творчество – науке, бизнесе, здравоохранении, образовании, социальном управлении, строительстве, коммунильном хозяйстве, масс-медиа и др. – особое значение имеет включенность города в разнообразные инновационные процессы. Для креативного класса205 привлекательным для жизни является город с перспективой творческого роста его жителей, адаптивным и гибким к меняющимся условиям конкурентной среды, способным принимать неординарные решения. Город, формирующий и поддерживающий атмосферу инновационности, получил название креативного города206. Креативный город – это саморазвивающийся инновационный город-бренд, который культивирует в своих жителях ощущение уникальности и высокой ценности места их постоянного проживания. Он также культивирует такие значимые ценности как интенсивность культурного общения, медиа- и бизнес-коммуникаций. Автор книги «Креативный город» Чарльз Лэндри выделяет 3 элемента, определяющих успех города:
К названным элементам, на наш взгляд, необходимо добавть следующие:
Подлинный креативный город-бренд – это город, в котором основная часть его жителей действует как одна команда, «болеет» за позитивную репутацию и престиж своего города. Бизнес-сообщества такого города совместно с властными структурами и общественными некоммерческими объединениями участвует в разработке проектов по усилению инвестиционной, туристической, инфраструкторной, культурной и иной привлекательности города. Принципиально важно для построения города-бренда, чтобы его жители не только гордились историческим прошлым города, но и настоящим, а также хорошо представляли свой город в будущем – ближайшем и отдаленном. В связи со сказанным можно сформулировать следующее самое общее определение дискурса городского бренда: Городской бренд – это значимая с позиций маркетингового позиционирования и продвижения целостная смысловя система, представляющая собой семиосферу городского креативного пространства, где в единый комплекс объединены образы городского исторического прошлого, настоящего и перспективного будущего. Дискурс городского бренда как креативная семиосфера, обладающая маркетинговой ценностью, имеет собственную внутреннюю структуру. К основным структурным компонентам креативной семиосферы городского бренда можно отнести:
В настоящее время в России большинство городов находится в стадии поиска стержневой маркетинговой идеи, вокруг которой мог бы сформироваться весь комплекс элементов, составляющих дискурс городского бренда. Из наиболее успешных городов, нашедших свою маркетинговую нишу и сумевших выстроить свой особый брендовый дискурс специалисты называют город Мышкин. Что касается Екатеринбурга, то стержневая идея его бренда еще не определилась. Существует несколько проектов такой идеи, среди которых стоит выделить три, наиболее жизнеспособных, на наш взгляд:
Первый проект опирается на символический топос Екатеринбурга как города, расположенного на границе континентов – Европы и Азии. При этом предполагается задействовать мифологему цивилизационного своеобразия России как особого месторазвития под названием «Евразия». Сформулированная в рамках евразийского движения мифологема Евразии означала интегративный, симфонический характер российской культуры, творчески перерабатывающей цивилизационные достижения Запада и Востока. В то же время, согласно евразийцам, прогрессивное будущее России связано не с западным, а с восточным вектором ее развития. Открытость Востоку рассматривается в качестве приоритетного направления. Евразийский дискурс в его брендированном урбанистическом варианте призван идейно обосновать представление об Екатеринбурге как о пространственном воплощении идеи символического центра евразийской цивилизации. В качестве специалитета, реализующего евразийскую миссию города, выступают проекты Евразийского мегауниверситета и Евразийского Сити – гиганского культурно-делового и торгового центра. Определенные сложности брендирования создаются в связи со слабо выраженным присутствием в городской топонимике интегрированной двуосновной евразийской символики. Город на протяжении всей его истории развивался как индустриальный центр и потому в своих названиях запечатлел главным образом символические элементы западной модернизации, включая символы советского этапа ускоренной индустриализации. Оба названия города – Екатеринбург и Свердловск – символизируют два варианта модернизационного проекта – петровский и советский. Индустриальная символика присутствует также в названиях большинства улиц и микрорайонов Екатеринбурга. Районирование города исторически складывалось вокруг крупных индустриальных объектов – Верх-Исетский завод, Уралмаш, Эльмаш, Химмаш. От данной индустриальной парадигмы, определившей на долгие годы характер городского дискурса, очень трудно будет отвлечься в процессе конструирования евразийского города-бренда. Второй проект, продвигающий идею конгрессного специалитета Екатеринбурга207, гораздо менее мифологичен и идеологически нагружен, чем первый, зато способен более органично вписаться в уже формирующуюся инфраструктуру современного города. Екатеринбург в последнее время все больше превращается в крупный российский центр деловых, научных, культурных и прочих коммуникаций, становится местом регулярного проведения международных форумов, выставок и встреч. В городе сложилась более или менее развитая клубная сеть, система научных и образовательных учреждений, выступающих в качестве креативных инновационных площадок. В то же время, существует множество слабых звеньев, тормозящих в настоящий момент процесс выведения конгрессного проекта на уровень подготовки основательного задела для его непосредственного запуска. К таковым, в частности, относятся:
города и страны конгрессной деятельности,
Третий проект городского бренда, связанный с использованием в качестве главного семиотического стержня харазматической фигуры первого президента России, представляется нам наиболее удачным и перспективным. И вот почему:
Независимо от того, какой проект городского брендирования окажется более всего востребованным руководителями и жителями города, дискурс городского бренда должен будет проложить себе русло в массовом сознании посредством определенных нарративных практик в форме содержательных рассказов, воспоминаний, печатных, электронных и визуальных текстов, повествующих о крупных событиях, связанных с миссионерской идеей, положенной в основу городского бренда. Только широкая молва о необычном городе, т.е. дискурс коллективного нафактором в процессе конструирования городского бренда.
В современном мире не только города, но и многие страны стремятся стать брендами. Как и городской бренд, бренд страны представляет собой семиосферу, выступающую показателем привлекательности ее пространства для жизни людей, инвестиций, предпринимательской деятельности, туризма, реализации граждансих инициатив и творческого потенциала. Дискурс бренда страны складывается из двух серий встречных посланий. Источником одной серии посланий выступает сама страна, точнее – ее государственные структуры, PR-службы и СМИ, которые ответственны за формирование позитивного международного имиджа страны. Источником другой серии посланий является мнение международной общественности и экспертных центров о конкретной стране. Не стоит говорить, что в оценочном плане содержание двух видов посланий может не совпадать друг с другом. Часто бывает так, что страна посылает о себе один мессидж, а в ответ получает совершенно противоположный. Именно такая история сегодня происходит с брендом Россией: государство затрачивает большие усилия и средства на улучшение международного имиджа, а отдача от этих усилий оказывается неадекватной. Основные подвижки происходят в области инвестиций. Что касается рейтинга страны по остальным показателям, то они весьма низкие. С.Анхольтом была разработана система определения стоимости бренда страны. Его компания Anholt-GMI предлагала гражданам десяти государств оценить другие нации по шести параметрам: 1) «экспорт» (привлекательность товаров); 2) «управление» (политическая репутация); 3) «инвестирование и иммиграция» (стоит ли вкладывать и переезжать); 4) «история и культура» (духовные традиции); 5) «население» (репутация людей); 6) «туризм» (интересно ездить). По итогам опроса за второй квартал 2005 г. Россия по стоимости своего бренда заняла 24-е место, пропустив вперед Египет (17-е место), Индию (18-е место), Польшу (19-е место), Китай (21-е место). США в данном рейтинге заняли 11-е место, а на первых трех местах оказались Автралия, Канада, Швеция208. Весьма низкие показатели дал параметр привлекательности российских товаров. Знак «Made in Russia» впечатляет лишь в том случае, когда речь идет о русской водке, некоторых продуктов питания, военной и космической технике. Хуже всего обстоят дела с такими параметрами, как «управление», «инвестирование и иммиграция». Все еще высокими оказываются риски для инвесторов. Согласно опросу, проведенному среди топ-менеджеров Нью-Йорка и Лондона, сотрудничающих с Россией, основными причиными, препятствующей становлению позитивной международной репутации России и превращению ее в страну-бренд являются: произвол бюрократии и коррумпированность, неэтичная конкуренция, риск потери собственности, игнорирование прав инвесторов, непрозрачные финансы, риск смены законодательства, неэффективный менеджмент209. Такой брендовый показатель страны, как «люди», оказался оцененным зарубежными гражданами весьма противоречиво. С одной стороны, инвесторов и иностранных менеджеров привлекают высокая образованность и квалификация населения России. С другой стороны, - отталкивает невысокий уровень правовой, производственной и гражданской культуры. Кроме того, не всегда скромное, корректное поведение российских граждан за рубежом, скупка российскими нуворишами в больших масштабах дорогостоящей недвижимости и предметов роскоши, кичливость богатством, разгульный образ жизни негативно влияют на образ русского человека за рубежом, создают ему отрицательную репутацию в глазах международной демократической общественности. Более или менее высоким для России является такой брендовый показатель, как «история и культура». Русская литература Х1Х-го века, живопись и балет продолжают привлекать внимание зарубежной просвещенной публики, хотя число ее представителей, как свидетельствуют экспертные опросы, с годами уменьшается. Сегодня очень многие на Западе, отмечает С. Анхольт, совсем не знают, кто такие Толстой, Чехов или Достоевский210. Говоря о дискурсе бренда страны, нельзя не учитывать такой важный фактор, как место и роль страны в мировой информационн-коммуникативной системе. Сильным брендовым дискурсом обладают лишь те страны, которые контролируют значительную часть современного информационно-коммуникативного пространства. Преимущество в данной сфере имеют государства, чей национальный язык является широко востребованным в других странах, т.е. выступает языком межнационального общения. На наш взгляд, влиятельность языка следует рассматривать в качестве одного из ключевых параметров бренда страны. Распространенность и потребность в освоении языка страны происхождения товаров, услуг, культурных и технических достижений – вот, что сегодня выступает одним из главных объективных показателй брендовой мощи страны. В этой связи весьма показательна неблагоприятная ситуация, которая после распада СССР и стран Восточного блока сложилась с русским языком. В настоящее время русский язык продолжает оставаться одним из самых распространенных языков в мире. Но наблюдется четкая тенденция его «выветривания» из перечня главных мировых языков. По оценкам Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, к 2025 г. разговаривать на русском языке будет столько же людей, сколько в начале ХХ-го века, т.е. в два раза меньше, чем перед распадом СССР211. Вместе с исчезновением СССР и переориентации рынков ряда стран Восточной Европы и бывших республик СНГ на рынки Запада резко сократилась потребность в изучении русского языка. Негативную роль в сокращении пользователей русским языком за рубежом сыграла также недальновидная внешняя политика правительства России. К примеру, уйдя полностью с рынков Кубы, Россия добровольно потеряла не только многие стратегические военные и хозяйственные объекты, в том числе многообещающий курортно-туристический бизнес, но и значительное количество носителей и друзей русского языка, получивших когда-то образование в СССР. Сегодня на кубинский рынок пришли китайцы, французы и немцы. Именно их бренды теперь будут определять экономическое и культурное будущее Кубы. Другой пример – Египет. В самомо крупном центре изучения русского языка в Египте на филологическом факультете Каирского университета «Айн-Шамс», где когда-то ежегодно набирали до 1000 студентов, сейчас учатся не больше 200. Раньше русский было выгодно изучать, потому, что он мог помочь при устройстве на работу на крупное предприятие. Теперь же, когда число российских предприятий в Египте сократилось, русский стал нужен только для общения с туристами. Негативная динамика в отношении количества пользователей русским языком наблюдается в бывших республиках СССр. Перед распадом СССР в 14 республиках, кроме РСФСР, на русском языке говорило около 120 млн. чел. При численности населения 139 млн. Сейчас, по оценкам экспертов, свободно по-русски изъясняется только 63 млн. бывших жителей советских республик. В странах Балтии количество школ, в которых преподают на русском языке, уменьшилось более, чем в 2 раза. Даже в Белоруссии, где русский язык имеет статус государственного языка, родным русский язык называет только треть населения. Русский постепенно теряет носителей и в самой России. Согласно последней переписи населения, проводимой в 2002-м году, русский вообще не знают более 2,6 млн. граждан. По данным Центра демографии и экологии человека, за два года после переписи число россиян, знающих русский язык, сократилось на 1,5 мл, главным образом, за счет убыли населения. В тех же регионах, где русский язык не считается родным, численность населения растет за счет высокой рождаемости 212 . Объективным показателем брендовой мощи страны является ситуация с использованием родного языка при выборе названия фирмы или торговой марки. В том случае, если выбор все чаще делается в пользу иностранного языка, например, английского, можно говорить об ослаблении брендовой силы страны и усилении брендовой мощи на внутреннем рынке зарубежных стран. В России мы часто являемся свидетелями того, как отечественные фирмы берут в качестве имени торговой марки названия, звучащие на иностранный лад, формируя тем самым у потребителей мнение, что только иностранные бренды достойны их покупательского внимания. Дискурс бренда страны в значительной степени формируется, благодаря рассказам тех, кто в качестве туриста, гостя или делового партнера побывал в данной стране и поделился своими впечатлениями с друзьями и знакомыми. Широкое распространение Интернет-дневников или блогов также оказывает сегодня довольно большое влияние на тот образ страны, который складывается за рубежом. Люди всегда охотнее доверяют информации, которую они получают от очевидца, чем информации, предоставляемой официальными источниками и СМИ. Так, на наш взгляд, усиление в последние годы привлекательности Китая для иностранных туристов связано не только с фактом экономического подъема страны и развитием быстрыми темпами туристического бизнеса, но и с появлением в информационно-коммуникативном пространстве все увеличивающегося числа рассказов о благоприятных личных впечатлениях от посещения Китае. Лично для нас, дважды посетивших Китай в 2007-м году, основным стимулом для выбора Китая в качестве туристического объекта стали рассказы коллег и знакомых о том, какие чудеса урбанизации, автомобилизации и китайского гостепреинства они увидели в стране. В результате бурного роста туриндустрии во всем мире туристический дискурс становится одним из ведущих коммуникационных каналов, определяющим специфику бренд-дискурса страны. Сегодня туристический дискурс в значительной степени влияет на международное позиционирование страны, на международный образ ее индивидуального лица, на формирование определенного набора символов национальной идентичности конкретной страны. «Витриной» любой страны для туристов являются ее крупные исторически значимые центры. Именно в эти центры устремляются основные туристические потоки. В этой связи можно с уверенностью сказать, что имидж культурно-исторических центров страны является одним из главных символических компонентов брендового дискурса страны. Так, к примеру, бренд Италии складывается в основном из имиджей Рима, Милана, Венеции, Генуи. Бренд Китая – имиджей Пекина, Шан-Хая, острова Хань-Янь. Бренд России – из имиджей Москвы, Санкт-Петербурга, городов Золотого Кольца. С развитием туриндустрии, а также с усилением международных контактов регионов и провинциальных городов России имиджевые компоненты бренда России скорее всего должны измениться. Дискурсы новых региональных и городских брендов, которые еще только формируются, окажут серьезное влияние на дискурс российского национального бренда. |