Главная страница
Навигация по странице:

  • Схема 2.

  • Текстовые коды Вербальные коды Визуальные коды

  • Сюжеты (основной актор – журналист) Нормативно-ролевой дискурс

  • События (акторы – очевидцы). Окказиональный дискурс

  • 5.3. Дискурс-анализ СМИ 5.3.1. Дискурс-анализ программ радиостанции «Эхо Москвы»

  • А.Венедиктов о «Справедливой России»

  • дискус. Введение глава трактовки дискурса в современной литературе


    Скачать 1.94 Mb.
    НазваниеВведение глава трактовки дискурса в современной литературе
    Анкордискус.doc
    Дата19.04.2018
    Размер1.94 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файладискус.doc
    ТипДокументы
    #18261
    страница20 из 26
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   26



    Из схемы видно, как много стадий проходит реальность прежде чем стать частью дискурса телевизионных новостей.

    Еще одна особенность дискурса телевизионных новостей связана прежде всего с его структурой. Дело в том, что телевизионный дискурс сам по себе объединяет несколько типов дискурсов:

    • Текстовый дискурс (текстовые комментарии, бегущая строка и т.д.);

    • Вербальный дискурс (речь журналиста, комментарии ведущего, рассказы очевидцев);

    • Визуальный дискурс («картинка» репортажа, оформление студии и т.д.);

    • Звуковой дискурс (музыка, звуки, сопровождающие репортажи и т.д.).

    Различные типы дискурсов, используемые в новостных программах являются тесно взаимосвязанными, дополняют и усиливают воздействие друг друга.

    Эта сложносоставность телевизионного дискурса должна в первую очередь учитываться при его анализе, и анализе воздействия дискурса новостей на аудиторию.
    Мжно выделить 5 основных особенностей дискурса телевизионных новостей:

    1. Телевизионные новости являются не точным отражением реальности, а ее репрезентацией, адаптированной согласно политике телевизионного канала и интересам аудитории;

    2. Основа новостей - Событие - которое, чтобы войти в политический дискурс новостей должно обладать целым рядом признаков;

    3. В новостях используется целый спектр методов кодировки сообщений в целях адаптировать их к особенностям телевидения как типа передачи информации;

    4. Дискурс телевизионных новостей обладает такой характеристикой, как фрагментарность, мозаичность подачи информации.

    5. Дискурс телевизионных новостей объединяет в себе сразу несколько типов дискурсов.



    Выяснение структуры политического дискурса, создаваемого телевизионными новостями, его составных частей и взаимосвязей между ними является важным прежде всего для упрощения анализа данного дискурса. Как было уже отмечено в предыдущем параграфе, одна из особенностей политического дискурса телевизионных новостей – это его сложнососоставность, объединение в рамках жанра телевизионных новостей сразу нескольких типов различных дискурсов (текстовых, звуковых и визуальных).

    Однако самой спорной проблемой в рамках выделения структуры дискурса телевизионных новостей является даже не сложность его состава, а выбор единицы анализа. Требуется подобрать такую единицу, которая, с одной стороны, соответствовала бы особенностям телевизионных новостей как канала передачи дискурса, а с другой стороны, была бы достаточно информативной, чтобы применить к ней схемы полноценного, многостороннего анализа.

    В современных исследованиях утвердились два подхода к определению структуры политического дискурса телевизионных новостей:

    • За единицу анализа берется выпуск новостей.

    Соответственно, выделяется структура новостных программ. Данный подход используют такие исследователи, как Дж. Файск и С. Хартли.

    • За единицу анализа берется отдельный новостной сюжет, в котором определяется соотношение разных типов дискурсов. Такой подход можно проследить в исследованиях Т. Ван Дейка и С. Холла.

    На наш взгляд, наиболее эффективным является использование обоих подходов. Это позволит выделить структуру и самой телевизионной программы новостей, и при этом проанализировать ее составные части – отдельные сюжеты о новостях.

    Структура выпуска новостей.

    Ученые Дж. Файск и Дж. Хартли в своей работе «Reading television» вводят понятие «дискурсивная иерархия участников новостной программы». Суть этого явления заключается в том, что каждый из акторов новостной программы является источником отдельного вида дискурса, причем каждому из них «отпущена определенная мера объективности и субъективности, соответственно тому, статусу, который они занимают в массовом сознании телезрителя».234

    Иерархия участников программы новостей выглядит следующим образом:


    ведущий в студии

    репортер

    очевидец


    Первую ступень в и иерархии занимает очевидец события. Как это не парадоксально, но, в силу своей вовлеченности в описываемое событие очевидец оказывается изначально не объективным, его индивидуальный голос нуждается в комментариях со стороны других участников. Дж. Файск называет дискурс, транслируемый очевидцами и другими участниками новостных сюжетов, окказиональным (то есть случайным) дискурсом. Окказиональный дискурс, хотя и является субъективным, по своей смысловой нагрузке достаточно нейтрален, так как он индивидуален, а не встроен в систему социальных смыслов.

    Следующую – более высокую - ступеньку в дискурсивной иерархии новостей занимает репортер, чей голос носит одновременно и индивидуальный, и институциональный характер. Дискурс репортажа определяется как нормативно-ролевой, и он осуществляет функцию посредника между «голой» субъективной реальностью и объективной истиной, транслируемой в студии.

    Верхняя ступень дискурсивной иерархии новостей – ведущий в студии, уже не являющийся индивидуальным автором транслируемого текста. «Его устами говорит обезличенная правда, информация в чистом виде, очищенные от субъективных мнений факты и связи между ними».235 Дискурс ведущего определяется как императивный или «бардовский» дискурс. Он более всего нагружен социальными и политическими смыслами. «Слова ведущего подтверждают общую со зрителями картину мира, принадлежность к общей культура… Императивный дискурс ведущего организован в соответствии с потребностями телезрителей… Объектом императивного дискурса является не только пласт социальных смыслов, представления о социальном устройстве, нормативно-ролевая картина мира, но и пласт культурный, то есть императивы, не зависимые от принадлежности индивида к той или иной социальной группе».236


    Акторы

    телевизионных

    новостей

    Элемент схемы новостей


    Тип дискурса

    Сфера смыслов

    Ведущий

    Комментарий

    Императивный дискурс

    Культура

    Репортер

    Сюжет

    Нормативно-ролевой дискурс

    Социум

    Очевидец

    Вербальная реакция

    Окказиональный дискурс

    Индивид


    Процесс перехода дискурса из одного типа в другой в рамках программы новостей Дж. Фиске обозначает термином «clow-back», которому предлагается русский эквивалент – термин «дискурсивная возгонка». Смысл процесса дискурсивной возгонки заключается во встраивании единичного события в субъективную картину мира аудитории. Дело в том, что изначально каждое событие, показанное в новостях по своему дискурсивному статусу бессмысленно «оно репрезентирует хаос окружающего, которое еще не упорядочено смыслополагающей деятельстью индивида, которое внеконтекстуально и его ревалентность порой с трудом поддается оценке телезрителей»237. В процессе дискурсивной возгонки новости ставят этот «хаос индивидуального бытия» в конкретные рамки социального восприятия. И в итоге частный эпизод предстает перед зрителем как социально и культурно значимое событие. Так, «смысл отдельно взятого события, связанного, например, с коррупцией в высших эшелонах власти, в процессе дискурсивной возгонки может меняться от окказионального «Этот начальник – вор» до номативно-ролевого «Государство стоит на страже интересов простых граждан», в завершающей фазе процесса приврацаясь в императивное «Не укради»238.

    Таким образом, структура новостной программы включает 3 уровня действия трех основных типов акторов.

    Студия

    (акторы – ведущие)

    Сюжеты

    (акторы – репортеры и журналисты)

    События

    (акторы – очевидцы)


    Структура новостного сюжета.

    Т. Ван Дейк и А. Белл для выделения структуры политического дискурса предлагают использовать другую единицу анализа, а именно, отдельный новостной сюжет.

    В работе А. Белла «The langruage of Mass Media» и работе Т. Ван Дейка «News as a discourse», предлагается взгляд на дискурс новостного сюжета как на сочетание отдельных элементов разных типов дискурса ( Ван Дейк называет эти элементы «кодами»)

    Дискурс новостного сюжета:

    1. Текстовые коды

    • Подписи,

    • Бегущая строка,

    • Любые текстовые комментарии.

    1. Вербальные коды

    • Речь( ведущего, журналистов, комментаторов, героев сюжетов;

    • Интонации.

    1. Визуальные коды

    • Оформление студии,

    • Заставка,

    • «Картинка» сюжетов.

    1. Звуковые коды

    • Звуковое оформление новостей

    • Сопровождающие «картинку» звуки (кроме речи)

    Согласно данному подходу главная особенность структуры политического дискурса, создаваемого телевизионными новостями, - это его сложносоставность, и объединение в рамках телевидения сразу нескольких каналов передачи дискурсов. Однако, именно эти особенности обеспечивают телевизионному дискурсу высокую информативную наполненость, и, что самое важное, очень большую степень влияния на аудиторию.

    Как уже было сказано выше, для наиболее четкого выделения структуры телевизионного политического дискурса целесообразным является использование синтеза обоих подходов, которые смогут дополнить друг друга. Сочетание двух подходов: с одной стороны, выделение структуры новостной программы как единого целого, а с другой - определение типов дискурсов, используемых в новостях, позволяет проследить, как реализуются различные виды дискурса на всех уровнях подачи информации в программе новостей. Подобный подход представлен на схеме №2.

    Таким образом, структура политического дискурса новостей определяется не только техническими особенностями телевидения как канала коммуникации, но и стандартными элементами самой программы новостей.
    Схема 2.

    Структура политического дискурса телевизионных новостей.




    Текстовые коды

    Вербальные

    коды

    Визуальные

    коды

    Звуковые

    коды

    Студия

    (основные актор – ведущий)

    Императивный

    дискурс


    Текстовые

    комментарии


    Комментарии

    ведущего


    Оформление

    студии


    Музыкальная

    заставка

    Сюжеты

    (основной актор – журналист)

    Нормативно-ролевой дискурс


    Название сюжета,

    бегущая строка


    Устные

    комментарии

    журналиста


    «Картинка»

    сюжета


    Любые звуки, сопровождаю-щие

    сюжет

    События

    (акторы – очевидцы).

    Окказиональный дискурс


    Любой текст,

    Сопровождаю-щий

    рассказ очевидца


    Рассказ

    очевидцев

    Внешний

    вид

    очевидцев,

    обстановка и т.д.


    Любые звуки, сопровождаю-щие

    рассказ

    очевидцев


    5.3. Дискурс-анализ СМИ

    5.3.1. Дискурс-анализ программ радиостанции «Эхо Москвы»
    В качестве объектов анализа были выбраны радиопередачи «Особое мнение», представляющие собой интервью, взятые журналистами радиостанции у известных публицистов, политологов и журналистов. В ходе этих программ слушатель может познакомиться как с позицией гостей, так и с позицией редакции радиостанции.
    Интенциональный план.

    Поскольку программа «Особое мнение», как и большинство программ радиостанции «Эхо Москвы», носит интерактивный и информационно-аналитический характер, то к интенциональному плану её дискурса мы можем отнести выполнение следующих задач:

    • информирование аудитории о текущих политических событиях;

    • формирование повестки дня – в ходе программы внимание уделяется нескольким событиям, которые, по мнению редакции, являются наиболее важными (перечень тем, как правило, определяется ведущим программы);

    • знакомство с точкой зрения гостя программы не только на текущие события, но и на сам политический процесс в стране;

    • дискуссия между гостем и ведущим (которые представляются как равные субъекты);

    • ответы на вопросы слушателей (выявление позиций аудитории).


    Актуальный план.

    Подробнее остановимся на актуальном плане данного дискурса. Поскольку речь идет о радиопередаче, то визуальные аспекты, естественно, отсутствуют. Следовательно, основная нагрузка ложится собственно на сам текст и на интонации говорящих. Особое значение приобретает риторика как ведущих, так и гостей программы.

    Поскольку риторика играет основную роль в настройке эмоциональной атмосферы, то нельзя не обратить внимание на часто встречающуюся резкость высказываний (употребление эмоционально негативно окрашенных выражений) как гостей, так и ведущих. Например:

    • «Это маразм, конечно. Абсолютный.» (А. Венедиктов) [Эфир от 19 октября 2007 года.]239

    • «Мне, наверное, действительно нужно отваливать из профессии» (Л. Радзиховский) [Эфир от 18 октября 2007 года.]

    • «Более дебильной фразы в нашем законодательстве не существует» (А. Венедиктов) [Эфир от 19 октября 2007 года.]

    • «Журналюги народ отпетый совершенно» (Л. Радзиховский) [Эфир от 18 октября 2007 года.]

    • «Понимаете, нам уже все это пофиг» (Л. Парфенов) [Эфир от 17 октября 2007 года.]

    • «ТВ заметно пожелтело, похабщина не исчезла» (О.Журавлева) [Эфир от 17 октября 2007 года.]

    Использование подобной лексики, зачастую характерной для разговорной речи, призвано показать критической отношение радиостанции и гостей к политической и социальной действительности. Следует отметить, что это критика особого рода: она не всегда подается как объективная, зачастую субъективизм не скрывается, но следует обратить внимание на транслируемое положение субъекта: с одной стороны, он пытается отстраниться от этой действительности; с другой стороны, неявно (а именно на уровне риторики) этот субъект высказывает своё превосходство (интеллектуальное) над критикуемыми людьми и над ситуацией в целом. Поэтому использование резко негативной и разговорной лексики должно рассматриваться аудиторией как снисхождение, но снисхождение с целью утвердить превосходство.

    Такое положение субъекта должен подтвердить и ещё один риторический прием, очень часто встречающийся у ведущих и гостей радиостанции, ­– активное использование иронии, переходящей в стеб. Целью такого приема – выставить происходящее в стране в смешном и глуповатом виде, показать некоторую абсурдность происходящего и убедить аудиторию в том, что к российской политике невозможно относиться серьезно. Такой прием очень удобен и эффективен. Помимо того, что ирония и стеб легко воспринимаются слушателем и делают программу более интересной, они также позволяют уйти от аргументированной критики (хотя и не отказаться от неё полностью), заменив её безупречными с риторической точки зрения ироническими высказываниями.

    Рассмотрим подробнее некоторые примеры.

    1. А.Венедиктов о «Справедливой России»: «После того как Путин принял решение возглавить "Единую Россию", то я думаю, что в штабе Миронова посчитали, прослезились и поняли, что не имеет значения <кто будет в партийной тройке – А.Ш.>».[Эфир от 19 октября 2007 года.] В данном случае мы имеем дело с ироничным высказыванием по поводу партии «Справедливая Россия»; эффект иронии достигается за счет использования нехарактерного для политики слова «прослезились», которое придает всему высказыванию насмешливую окраску. Безусловно, речь идет о весьма призрачных шансах для этой партии на прохождение в Государственную Думу, но всему этому придается комический оттенок, призванный показать комичность партии как таковой. Кроме того, в высказывании упоминается фамилия лидера партии Миронова – что должно персонализировать это ироническое отношение. Итог: аудитории предлагается не относиться серьезно к партии «Справедливая Россия», а тем более – к её политическим перспективам.
    2. 1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   26


    написать администратору сайта